Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодского муниципального района
« Погореловская основная школа»
Согласовано на педагогическом совете школы Утверждено приказом № 11 от 30.082022г
(Протокол №1 от 30.08.2022 г.Директор школы______ О.Б..Малышева.
Рабочая программа кружка
Курса внеурочной деятельности
«Изучаем немецкий»
7 класс
Срок реализации. 2022 - 2023 учебный год
Составитель программы: Москаль Светлана Анфиногеновна
учитель иностранного языка.
|
I Пояснительная записка.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями
программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование у него универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Новизна программы заключается в интеграции отработки языковой и речевой стороны сказочного материала и одновременной работой над его сценическим воплощением.
Практическая значимость программы заключается в развитии у учащихся социокультурной, коммуникативной компетенции и творческих способностей средствами театра.
Цели программы:
- содействие интеллектуальному, духовному и физическому развитию личности школьника, становлению и проявлению его индивидуальности, накоплению субъективного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самого себя и окружающей действительности;
- развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
- знакомство с элементами традиционной детской немецкой культуры.
Задачи:
I. Познавательный аспект
- познакомить учащихся с культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
- способствовать приобщению школьников к языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
- познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
- формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- улучшить условия для развития ребенка;
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению немецким языком и культурой;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
- формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
- развивать технику речи, артикуляцию, интонации;
- развивать творческие способности детей через драматизацию;
- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой
культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок;
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком.т, что «мотивация – это ключ к успешному обучению».
II Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению немецкому языку. Первой содержательной линией учебного предмета «Немецкий язык» являются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй — языковые средства и навыки оперирования ими, третьей — социокультурные знания и общеучебные и специальные учебные умения, которые находятся в тесной взаимосвязи. Основными целями кружка по предмету являются:
· расширить и углубить знания, умения и навыки в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
· повысить познавательную активность учащихся на внеклассных занятиях и на уроках иностранного языка через использование игровых приёмов;
· используя игровые приёмы, способствовать развитию памяти, внимания, мышления, формированию фонетического, лексического и грамматического навыков;
· стимулировать интерес учащихся к изучению предмета;
Задачи:
· Изучить специальную литературу по проблеме;
· Учитывать психологические особенности детей подросткового возраста;
· Создавать искусственно-речевые ситуации для общения на уроках и во внеклассной работе;
· Работать над развитием интеллектуальных способностей подростков: разработать упражнения, тренинги, игры для развития высших психических функций;
· Привлекать дополнительные материалы творческого характера из разных источников, для развития познавательной активности подростков.
В ходе работы учащиеся выполняют проекты, которые создают условия для их реального общения на немецком языке (переписка с носителями языка) или имитировать общение средствами ролевой игры.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, в 7 классе. Общее количество часов на проведение кружка «Изучаем немецкий» составляет 34 часа.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты семиклассников, формируемые при изучении иностранного языка:
• формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Немецкий язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
• формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира.
Метапредметные результаты изучения иностранного языка в 7 классе:
• развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
• развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты освоения пятиклассниками программы по иностранному языку:
В коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как средством общения)
Предметные результаты:
• коммуникативная компетенция (то есть владение немецким языком как средством общения), включающая речевую компетенцию в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
- умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- участие в полилоге, свободной беседе, обсуждении;
- рассказ о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
- сообщение кратких сведений о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
- описание событий/явлений, умение передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании:
- восприятие на слух и понимание речи учителя, одноклассников;
- восприятие на слух и понимание основного содержания кратких, несложных аутентичных прагматических аудио- и видеотекстов (прогноз погоды, объявления на вокзале/в аэропорту и др.), выделяя для себя значимую информацию и при необходимости письменно фиксируя её;
- восприятие на слух и понимание основного содержания несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (описание/сообщение/рассказ), умение определять тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные;
чтении:
- чтение аутентичных текстов разных жанров и стилей, преимущественно с пониманием основного содержания;
- чтение несложных аутентичных текстов разных жанров с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, анализа, выборочного перевода), умение оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
- чтение текста с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменной речи:
- заполнение анкет и формуляров;
- написание поздравлений, личных писем с опорой на образец: умение расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в немецкоязычных странах;
- составление плана, тезисов устного или письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности;
• языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
- применение правил написания немецких слов, изученных в основной школе;
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков немецкого языка;
- соблюдение правильного ударения;
- соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
- распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
- знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
- понимание явления многозначности слов немецкого языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
- распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций немецкого языка;
- знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
- знание основных различий систем немецкого и русского/родного языков;
• социокультурная компетенция:
- знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, их применение в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в немецкоязычных странах;
- знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка: распространённых образцов фольклора (скороговорки, считалки, пословицы);
- знакомство с образцами художественной и научно-популярной литературы;
- понимание роли владения иностранными языками в современном мире;
- представление об особенностях образа жизни, быта, культуры немецкоязычных стран (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
- представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и немецкоязычных стран;
• компенсаторная компетенция:
- умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики;
в познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и немецкого языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
- владение умением пользования справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочником, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
- владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения немецкого и других иностранных языков;
в ценностно-мотивационной сфере:
- представление о языке как основе культуры мышления, средства выражения мыслей, чувств, эмоций;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного, немецкого и других иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
- приобщение к ценностям мировой культуры как через немецкоязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодёжных форумах;
в трудовой сфере:
- умение планировать свой учебный труд;
в эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
- стремление к знакомству с образцами художественного творчества на немецком языке и средствами немецкого языка;
в физической сфере:
- стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
V Содержание учебного предмета
Содержание обучения немецкому языку рассматривается с учётом цели и конечного результата обучения, проявляющегося в определённых уровнях компетенций: коммуникативной, социокультурной, лингвистической, культурной и методической. Поэтому в содержание включены:
- тематика устных форм общения;
- набор ситуаций, соотнесённых с коммуникативно-познавательными потребностями учащихся;
- учебный материал: фонетический, лексический, грамматический;
- комплекс знаний по предмету «иностранный язык», предполагающий знания разного уровня и порядка в социокультурном аспекте;
- набор общеучебных умений и навыков, обеспечивающих культуру общения и культуру труда школьника.
Организация кружка немецкого языка.
Подростки с удовольствием начнут заниматься в кружке, целью которого является также развитие познавательной активности. Несомненным достоинством кружка является формирование личности подростка в условиях, которые способствуют развитию и удовлетворению всех его задатков и способностей. Добровольность участия, неформальность общения, разнообразие видов деятельности делают кружок привлекательной и полезной внеурочной формой. В работе кружка немецкий язык служит средством получения новой интересной информации, средством общения.
Использование различных приёмов обучения.
Предупреждая утомляемость детей при планировании кружка, важно избегать однообразия видов учебной деятельности, нужно привлекать для выполнения заданий все органы чувств: зрительные, слуховые, речевые и двигательные. Я, как учитель, стараюсь будить воображение учащихся. Для этого предполагаю использовать различные приемы: недосказанность, перестановку логической последовательности, визуализацию, ролевые игры, театрализацию, яркую или забавную наглядность, применение музыки и т.д.
Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое. Еще одним условием игры является её доступность детям. В моей игротеке есть следующие игры, которые будут использоваться при проведении занятий кружка:
· Лексические игры
· Фонетические игры
· Грамматические игры
· Подвижные языковые игры
· Игры для работы с алфавитом.
· Орфографические игры.
· Игры на развитие звукового и буквенного анализа слов, двигательных функций руки, пространственной ориентации
· Игры на развитие памяти и внимания.
· Игры на развитие мышления.
· Загадки, ребусы, скороговорки.
· Пьесы
· Рифмовки
· Бесконечные истории
· Стишки
Содержание программного материала в 7 классе включает в себя не только языковой и речевой материал, но и образцы культуры стран изучаемого языка, песенный и сказочный материал, а также легенды и сказания немецкого народа, что программирует множество видов и этапов занятий. Частая смена видов на кружке не только методически целесообразна, но и оправдана, так как подростки быстро утомляются, отвлекаются; однообразная работа вызывает скуку. Зная особенности подросткового возраста, я стараюсь разнообразить формы и методы, а также способы изучения иностранного языка. При всей неповторимости каждого занятия существует некоторая схема его проведения, методическая структура которого предусматривает, по меньшей мере, несколько обязательных этапов, причем в определенной последовательности. Каждое занятие начинается с организационного момента, но каждый раз я стараюсь его варьировать, разнообразить, организовывать детей на индивидуальном уровне, по содержанию связанным с текущим тематическим материалом, или интересным событием в жизни учащихся или конкретного подростка.
VI Тематическое планирование
|
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Знакомство |
2 |
2 |
Алфавит |
7 |
3 |
Германия и ее достопримечательности |
1 |
4 |
Фонетические и лексические особенности языка |
2 |
5 |
Немецкие праздники |
1 |
6 |
Немецкие композиторы |
1 |
7 |
Работа с текстом |
3 |
8 |
Немецкие школы |
2 |
9 |
Немецкие писатели. Лексика и грамматика |
4 |
10 |
Обычаи и традиции в Германии |
2 |
11 |
Немецкие сказки |
3 |
12 |
Пословицы и поговорки. Грамматика |
3 |
13 |
Работа над проектом |
3 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.