Кружок "Почемучки" в старшей группе
Оценка 4.6

Кружок "Почемучки" в старшей группе

Оценка 4.6
docx
19.11.2020
Кружок "Почемучки" в старшей группе
кружок почемучки.docx

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                                                            «Детский сад №11 «Золотой петушок» г. Ртищево Саратовской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кружковая работа

«Почемучки» 

старшая «Б» группа

Руководитель кружка: Голубёнкова М.Н.

 

 

     

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 – 2020 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список детей

 

1. Белоусова Варвара

2. Бондарев Роман

3. Гришко Матвей

4. Григорьева Анна

5. Захарова Ангелина

6. Кузина Ева

7. Комиссаров Михаил

8. Ксенофонтова Виолетта

9. Роганова Софья

10. Третьяков Владислав

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка:

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню, дай

попробовать – и я пойму”

(китайская пословица)

 

Актуальность.  Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и

«почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые

знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность

Программа дополнительного образования «Почемучки» является авторской программой познавательной  направленности, созданной на основе методических пособий.

Программа кружка  направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Задачи:

1.      Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

2.      Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.

3.      Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования). Срок реализации программы в течении года, среда каждой недели. В сентябре, мае проводится первичная  и итоговая диагностика. Продолжительность занятия 20 минут. Количество детей 10 человек. Программа рассчитана для детей старшего  дошкольного возраста (5-6 лет).

           

            Методы, используемые для реализации кружка

·        моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;

·        повтор инструкций;

·        выполнение действий по указанию детей;

·         «намеренная ошибка»;

·        проговаривание хода предстоящих действий;

·        предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;

·        фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме  для последующего повторения и закрепления.

Ожидаемые результаты:

ü  Проявление интереса к исследовательской деятельности;

ü  Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;

ü  Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;

ü  Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;

ü  Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;

ü  Развитие коммуникативных навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование:

 

 

Дата

Тема

Задачи

Содержание

Материал

Сентябрь

1.

11.09.2019г.

«Вещество

Песок и глина»

Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать ТБ при проведении опытов.

Песчаный конус

Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью.

 

 

Сухой, чистый песок, большой плоский лоток, маленькие лотки, лупы

 

2.

25.092019г.

«Вещество

Песок и глина»

Формировать у детей знания о свойствах песка и глины. Развивать мышление, логику, творчество ребенка

 Из чего состоят песок и глина?

 Проходит ли вода через песок и глину?

Цель: учить сравнивать два вещества по знакомым свойствам.

Песок, глина, лупа

Стаканы, вода песок, глина, палочки

Октябрь

3.

09.10.2019г

«Вещество. Камни»

 

 

Развивать интерес к камням, умение обследовать их, называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, их широко используют в строительстве.

 

Какими бывают камни?

Тонут ли камни в воде?

 

 

 

 

 

 

Наборы речных и морских камней.лупа, пластилин, керамзит, лимон,гранит,  кремень,сахар, соль, Фото - памятники

Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой,

салфетки на каждого ребенка, керамзит, гранит,

4.

23.10.2019г.

«Камни»

 

 

Познакомить с ценными камнями, которые используют в изготовлении памятников, сувениров. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе.

Живые камни.

 Могут ли камни менять цвет?

Мел,известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь

Наборы разных камней, емкость с водой

Ноябрь

5.

06.11.2019г.

«Вещество. Воздух и его свойства»

 

 

Продолжить знакомство со свойствами воздуха и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле.

Знакомство со свойствами воздуха

Сухой из воды

 

 

 

Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, готовые открытки

Прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой, салфетки

 

20.11.2019г.

«Вещество. Воздух и его свойства»

 

 

Опытническим путем закрепить

знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

 

 

Сколько весит воздух?

 Воздух всегда в движении

 

Воздушные шары, линейка, нитки, стакан с водой, пустой стакан, весы

1.     Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см)

2.     Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.

3.     Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).

Декабрь

6.

04.12.2019г.

«Вещество Вода и ее свойства»

 

 

Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека, закрепить знание свойств воды:

прозрачность, текучесть, способность растворять. Вырабатывать умение определять температуру воды на ощупь.

1.Превращения капельки

Цель: дать детям представления о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар).

2.Куда исчезла вода?

Емкость с водой, лед, горячая вода, железная крышка

2 стакана с водой, крышка

7.

18.12.2019г.

«Вещество Вода и ее свойства»

 

 

Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность. Учить детей делать простейшие умозаключения, активизировать словарный запас. Соблюдать правила ТБ

Разная вода

(море – соленая, река – пресная, проточная, озеро – стоячая)

Как движется вода?

Емкость с водой, соль, картинки с изображением моря, реки, озера

Кастрюля с горячей водой, крышка,лед и снег в небольшой кастрюльке с крышкой.

картинка «Круговорот воды в природе»

Январь

8.

15.01.2020г.

«Вещество. Магнит и его свойства»

Познакомить детей  с понятием магнит, его свойствами и использованием. Познакомить детей  с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов.

 

 

 

1.Притягивает – не притягивает

2.Действует ли магнит через другие материалы?

Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые

предметы

Магнит на палочке, различные пуговицы, компас

9.

29.01.2020г.

«Вещество. Магнит и его свойства»

Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом. Развивать любознательность.

Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Как достать скрепку из воды, не замочив рук?

 

Банка с водой, скрепка,

Февраль

10

12.02.2020г.

«Свойства материалов»

Формировать у детей умение узнавать вещи, сделанные из стекла, бумаги, ткани, дерева; Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

 

 

1.Родственники  стекла

2.Мир  бумаги

 

Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки, алгоритм деятельности.

Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы.

11

26.02.2020г

«Свойства материалов»

Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. Расширить знания детей о свойствах дерева, выявлять их качества и свойства, развивать собственную познавательность опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

 

Мир  ткани.

Мир дерева.

 

Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельность:

Дерево, гвоздь, молоток, магнит, емкость с водой

Март

12

11.03.2020г.

«Растения»

 

Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, вода, свет), подвести детей к выводу, о необходимости тепла для роста растений. Развивать мышление, наблюдательность. Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

1.Как веточка тополя весну встречала.

2.Нужен ли корням воздух?

Веточка тополя, ваза с водой

емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

13

25.03.2020г.

«Растения»

 

Воспитывать интерес к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют и помогать соответствующим образом. Познакомить со способами питания растений

Растения пьют воду. Растение может обеспечивать себя питанием.

 

Сельдерей, вода, синий пищевой краситель, емкость с водой

Апрель

14

08.04.2020г.

             

«Солнце. Земля и ее место в солнечной системе»

 

 

 

 

 

 

Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной системы, о том, что Земля – уникальная планета. Развивать любознательность. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.

Вращение земли.

 Волшебный круг

 

тарелка;

скорлупка от яйца всмятку;

немного яичного желтка.

Цветовой волчок или юла

15

22.04.2020г.

             

«Солнце. Земля и ее место в солнечной системе»

 

Влияние солнечного света на жизнь на Земле.

Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха.

 Свет на земле. Расстояние земли от солнца.

2 камешка, деревянный ящик

два термометра, настольная лампа, длинная линейка.

Май

16

06.05.2020г

«Почва»

Дать детям представление из чего состоит почва, значение почвы для человека, животных, показать из чего состоит почва, что в почве есть воздух.

 

Из чего состоит почва?

В почве есть воздух

 

Лист бумаги, почва, микроскоп, лупа

Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.

17

20.05.2020г.

«Почва»

Формировать у детей познавательный интереса к природе. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого, что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Земля, пей водичку.

Вытаптывание почвы.

 

Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).

Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения).

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.      Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

 

2.      Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.

 

3.      Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек:  Сфера, 2010

 

4.      Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий.  Учитель, 2011
 

5.      Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кружок «Почемучки» проводился 2 раза в месяц каждую втору среду недели, наполняемость составила 10 человек. Кружок помог развивать у детей субъектный опыт эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития  экологического сознания и экологической культуры личности; воспитывал эмоционально-ценностное отношениек к природному окружению; развил опыт практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Дети научились исследовать разные объекты с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов. Познакомились с этапами изменения деревьев, кустарников, растений в каждое время года. Расширились знания о свойствах воды, о жизни насекомых, об явлениях природы. Дети научились различать ель и сосну по характерным признакам. Познакомились с правилами охраны своего здоровья. Средняя посещаемость составила 62,5 %,что повлияло на результаты диагностики.

Динамика усвоения знаний по кружковой работе на конец года составила: высокий – 57,5 %, средний – 42, 5 %, низкий 0%.

Начало года                                                   Конец года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 «Золотой петушок» г. Ртищево Саратовской области»

 

 

                                                   

Отчёт по проектной деятельности

«Почемучки»

в старшей «Б» группе

Руководитель: Голубенкова М.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

                                             Март  2020  учебный год.

 


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 «Золотой петушок» г

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 «Золотой петушок» г

Список детей 1. Белоусова

Список детей 1. Белоусова

Пояснительная записка: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму” (китайская пословица)

Пояснительная записка: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму” (китайская пословица)

Ожидаемые результаты: ü Проявление интереса к исследовательской деятельности; ü

Ожидаемые результаты: ü Проявление интереса к исследовательской деятельности; ü

Календарно-тематическое планирование: №

Календарно-тематическое планирование: №

Вещество. Воздух и его свойства»

Вещество. Воздух и его свойства»

Январь 8. 15.01

Январь 8. 15.01

Растения» Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, вода, свет), подвести детей к выводу, о необходимости тепла для роста растений

Растения» Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, вода, свет), подвести детей к выводу, о необходимости тепла для роста растений

Почва» Дать детям представление из чего состоит почва, значение почвы для человека, животных, показать из чего состоит почва, что в почве есть воздух

Почва» Дать детям представление из чего состоит почва, значение почвы для человека, животных, показать из чего состоит почва, что в почве есть воздух

Кружок "Почемучки" в старшей группе

Кружок "Почемучки" в старшей группе

Литература 1. Дыбина

Литература 1. Дыбина

Кружок «Почемучки» проводился 2 раза в месяц каждую втору среду недели, наполняемость составила 10 человек

Кружок «Почемучки» проводился 2 раза в месяц каждую втору среду недели, наполняемость составила 10 человек

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 «Золотой петушок» г

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 «Золотой петушок» г

Кружок "Почемучки" в старшей группе

Кружок "Почемучки" в старшей группе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2020