Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза П.И. Николаенко»
Утверждаю: Директор школы __________ Салакаева Н.З.
Приказ №____от_______2021 г.
Согласовано на МО
Протокол №___
Руководитель ШМО ____Есипенко Н.В.
Рабочая программа кружка
«Рукодельница»
5-8 классы
Срок реализации – 3 года
Рабочую программу разработала: Маматова Евгения Петровна
Должность: учитель ИЗО и технологии
Подпись работника: ____________
2021 год.
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
В.А.Сухомлинский
Народная художественная вышивка – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Кружки художественной вышивки дают возможность практически познакомить детей с этим видом искусства.
Занятия вышивкой вызывают у детей большой интерес и имеют воспитательное значение. Художественное творчество передает духовный опыт человечества, воспитывает связь между поколениями. Никогда не ленились русские мастера украшать самые обычные бытовые предметы, которыми каждодневно пользуется человек у себя дома. Настоящее декоративно-прикладное искусство сохраняется и развивается лишь тогда, когда живет в наших домах и когда новую, долгую жизнь ему дают наши руки и наши души.
Данная программа реализуется в рамках работы кружка «Рукодельница». Предметной областью программы является художественная счетная вышивка. Основной формой обучения является практическая работа.
На занятиях кружковцы знакомятся с основами общей и специальной композиции. Они должны усвоить особенности структуры узора, особенности формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте вышивки,
Значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления несложного орнамента в полосе, квадрате, круге.
Выполнение изделия не механическое выполнение образцов – это творческий процесс. Кружковцев необходимо научить не только сознательно подходить к выбору узоров для изделий, но и самостоятельно составлять несложные узоры для вышивки.
Программой кружковой работы предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Важно, чтобы кружковцы изготовляли полезные вещи, которым найдут применение. Выполнение тематических произведений способствует расширению кругозора детей, углублению их знаний, развитию фантазии и творческих способностей.
На занятиях кружка у воспитанников необходимо формировать интерес к различным профессиям. Этому способствуют экскурсии, а также тематические беседы с учащимися. В процессе изучения теоретического материала кружковцы познакомятся с передовыми способами труда, получат и научатся использовать информацию через информационные системы, печатные издания, предметы декоративного характера. Научатся организовывать свое рабочее место, познакомятся с инструментами и приспособлениями, научатся соблюдать правила техники безопасности.
В кружке особое внимание уделяется общественно полезному труду. Каждый кружковец выполняет задание для нужд, своего или других кружков. Это сувениры, методический наглядный материал, образцы швов, вышитые изделия и т.д.
В программе предлагаются задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Задания для индивидуального исполнения рассчитаны на определённый возраст, они не особенно трудоёмки и объёмны. Коллективной работой являются изделия чисто декоративного характера, предназначенные для украшения жилого интерьера. Крупные изделия выполняются группой в 5-7 человек. Коллективный труд значительно ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределить задания, учитывая возраст и особенности каждого.
Кроме того, добровольный выбор занятий и видов изделий способствует созданию среды сотрудничества педагога и воспитанника, с учётом интересов каждого обучающегося.
Цель программы: создание возможностей творческого развития детей.
Обучающие: дать понятие о жанрах народных промыслов, о месте в них художественной вышивки; изучение истории и теории художественной счетной вышивки, основанной на традиционных классических орнаментах.
Развивающие: научить ориентироваться в области цветоведения, композиции, графической грамоты счетной вышивки, в эстетике современного интерьера; развитие художественного вкуса воспитанников, умения видеть и понимать прекрасное.
Воспитывающие: воспитание качеств психологической и деловой культуры: усидчивости, терпения, точности, умения доводить начатое до конца; формирование активности, самостоятельности.
Цели достигаются через следующие задачи:
- создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества, включив кружковцев в активную деятельность по освоению выбранного вида рукоделия;
- развивать познавательный интерес детей по освоению техники вышивки; сформировать знания о художественных промыслах, осознанно относиться к историческому прошлому, традициям и промыслам;
- обучить различным техникам вышивания; владению различными видами ручных швов, приёмам работы с инструментами и материалом по вышивке, правилам безопасного обращения с инструментами, материалами.
Условия реализации
Программа рассчитана на три года обучения. Количественный состав учебных часов в год – 52,5 (занятия проводятся и в каникулярное время). Частота занятий – 1 раз в неделю. Состав группы разновозрастный (девочки и мальчики) 10-16 лет. Это оптимальный вариант обучения рукоделию по типу семьи. Старшие помогают младшим – присутствует дух взаимовыручки, взаимопонимания, ответственности – это положительно влияет на сплоченность коллектива и формирование личностных качеств. Из-за небольшого количества часов, отведенных для занятия кружка, перечень заданий ограничивается, поэтому предлагаются работы несложные по технике выполнения. Подбор изделий, тематика вышивки могут изменяться в зависимости от возможностей, назначения изделий, а также умений и навыков кружковцев. С учётом возрастных особенностей предлагаются задания различные по степени сложности исполнения. Рекомендуемая наполняемость групп 8-10 человек. Такое количество детей в объединении позволяет выстраивать индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка.
Содержание программы
Теоретическая часть программы кружка художественной вышивки предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями вышивального искусства, беседы о народных художественных промыслах, анализ образцов народной вышивки и современных произведений этого вида декоративно-прикладного искусства (рисунки, репродукции, изделия). Освоение правил безопасного труда.
Практическая работа по вышивке включает знакомство с элементарными основами рисования по подготовке узора для изделия, выполнение эскизов различных орнаментов. Составление узоров из готовых элементов, самостоятельную работу над орнаментом, перевод рисунка, ознакомление с различными приёмами вышивки, которое осуществляется в процессе выполнения различных заданий. Во всех случаях воспитанники должны усвоить и уметь практически применить такие основные виды швов: «вперед иголку», «строчка», «стебельчатый», «тамбурный», «петельный». В зависимости от совершенствования умений и навыков кружковцы могут переходить к освоению более сложных приёмов вышивки.
1. Вводные занятия.
Задачи и план работы кружка. Правила поведения.
Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда.
Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды. Народная вышивка.
2. Виды стежков. Выполнение простейших швов.
Основы дизайна, понятие об орнаменте, цвете, композиции.
Краткие сведения о нитках и тканях. Выбор ткани, орнамента, самостоятельное составление орнаментов.
Вышивка «простейшие швы». Зарисовка простейших швов «вперед иголку», «строчка», «стебельчатый», «тамбурный», «петельный».
Практическая работа: зарисовка простейших швов, раскрой ткани, подготовка ткани к вышивке, определение центра ткани, перевод рисунка на ткань, закрепление рабочей нити в начале и в конце работы, использование пяльцев, упражнение в запялке ткани, выполнение узора вышивки, обработка края изделия, стирка и утюжка готового изделия.
3. Выполнение счетных швов: крест, полукрест, двойной крест.
Счетные швы в истории вышивки и современных изделиях. Виды счетных швов в ручной вышивке.
Ткани, применяемые для счетных швов. Требования, предъявляемые к выполнению счетных швов.
Практическая часть: отработка навыков выполнения простого креста, составление и «чтение» схем: крестики, вышитые по горизонтали, вертикальном и диагональном направлении, освоение приемов выполнения двойного креста, полукреста. Зарисовка народных орнаментов для выполнения счетных швов, разработка и зарисовка собственных орнаментов (не менее трех). Отработка навыков закрепления рабочей нити, ход рабочей нити при выполнении швов.
4. Декоративные изделия для кухни. Салфетка.
Выбор орнамента для вышивки. Подготовка ткани для вышивания: точный расчет ткани для салфетки, определение центра салфетки, разметка контрольных линий на ткани, выполнение орнамента, обработка краев салфетки, обработка готового изделия.
5. Декоративные изделия. Панно. Вышитые картины.
Выбор рисунка для вышивки. В работе могут использоваться готовые наборы для вышивания, а также самостоятельно выбранные узоры. Кружковцы учатся правильно располагать рисунок на ткани, запяливать ткань в пяльцы, готовить ткань для вышивания, оформлять готовое изделие.
6. Украшение одежды и аксессуаров (по выбору).
Выбор изделия для оформления. Правила перевода рисунка. Понятие цвет и композиции. Практическая работа: подарки, открытки, воротники, пояса, сумки, шарфы, их украшение вышивкой по выбору кружковцев.
7. Воспитательные мероприятия.
- творческий отчёт в конце года;
- различные мероприятия, конкурсы, праздники;
- творческая встреча с работниками Дворца Культуры, увлекающимися вышивкой.
Прогнозируемая результативность
По окончании курса обучения воспитанники должны знать:
- историю художественной вышивки;
- инструменты и материалы для ручного вышивания;
- технологию вышивки;
- охрану труда, санитарно-гигиенические требования.
Должны уметь:
- составлять план последовательности выполнения работы;
- выполнять и использовать в вышивке простейшие швы;
- оформлять образец и изделие.
Должны владеть:
- навыками работы с инструментами;
- навыками подбора ниток, игл и ткани;
- навыком выполнения вышивальных швов.
Учебно-материальная база.
Помещение для кружка отвечает санитарно-гигиеническим нормам, по площади достаточной для проведения занятий с группой в 10 человек. Имеются рабочие столы, гладильная доска, утюг, ручная швейная машина, магнитная доска для показа наглядных пособий, рисунков, а также для организованного просмотра групповых работ.
Учебно-наглядные пособия.
Для более успешного усвоения материала используются наглядные пособия: технические разработки швов, образцы вышивок в различной технике, готовые изделия, лекала, чертежи изделий, подборки рисунков
Оборудование и инструменты: пяльцы деревянные и пластмассовые различных диаметров. Нитки мулине различных цветов, нитки катушечные для шитья № 40-50, ножницы, иглы вышивальные и швейные, напёрстки. Калька, миллиметровая бумага, копировальная бумага, сантиметровая лента, булавки, краски, кисти, карандаши.
Подведение итогов годовой работы кружка проводится на отчётной выставке, на которую представляются лучшие работы воспитанников. При отборе и оценке детских работ учитывается возраст кружковцев, содержание, трудоёмкость, качество, художественную ценность вышивки. Особое внимание уделяется изделиям национальных мотивов и отражение тем современной действительности. Оценку детских работ осуществляет жюри.
Учебный план занятий на 3 года
№ |
Разделы программы |
Всего часов |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
1. |
Вводные занятия |
6 |
3 |
1,5 |
1,5 |
2. |
Виды стежков. Выполнение простейших швов. |
7,5 |
7,5 |
- |
- |
3. |
Выполнение счетных швов: крест, полукрест, двойной крест. |
7,5 |
7,5 |
- |
- |
4. |
Декоративные изделия для кухни. |
34,5 |
19,5 |
15 |
|
5. |
Декоративные изделия: панно, вышитые картины. |
42 |
|
21 |
21 |
6. |
Украшение одежды. |
15 |
|
|
15 |
7. |
Украшение аксессуаров вышивкой (пояс, сумка) |
40,5 |
13,5 |
13,5 |
13,5 |
8. |
Воспитательные мероприятия |
4,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
|
Всего часов: |
157,5 |
52,5 |
52,5 |
52,5 |
Учебно-тематический план
№ п.п. |
Тема занятий |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Первый год обучения |
||||
1 |
Вводное занятие |
3 |
1,5 |
1,5 |
|
История вышивки. Инструктаж по ТБ. |
1,5 |
1,5 |
|
|
Материалы и приспособления Подготовка ткани для вышивания |
1,5
|
|
1,5 |
2. |
Виды стежков. Выполнение простейших швов |
7,5 |
1,5 |
6 |
|
Правила закрепления рабочей нити в начале и конце работы. Запялка ткани. |
1,5 |
|
1,5 |
|
Виды простейших швов «вперед иголку», «строчка», «стебельчатый», «тамбурный», «петельный» |
6 |
1,5 |
4,5 |
3. |
Выполнение счетных швов: крест, полукрест, двойной крест. |
7,5 |
1,5 |
6 |
|
Виды счетных швов. Требования к выполнение счетных швов. |
|
1,5 |
|
|
Приемы выполнения полукреста |
|
|
1,5 |
|
Приемы выполнения простого креста. |
|
|
1,5 |
|
Крестики, вышитые в вертикальном направлении. |
|
|
1,5 |
|
Приемы выполнения двойного креста |
|
|
1,5 |
4. |
Декоративные изделия для кухни. Салфетка. |
19,5 |
1,5 |
18 |
|
Орнамент, цвет, композиция. |
|
1,5 |
|
|
Построение орнаментов |
|
|
3 |
|
Раскрой салфетки. Оформление края изделия. |
|
|
1,5 |
|
Вышивка салфетки простым крестом |
|
|
12 |
|
Отделка изделия |
|
|
1,5 |
5. |
Украшение аксессуаров вышивкой (пояс, сумка) |
13,5 |
1,5 |
12 |
6. |
Воспитательные мероприятия |
1,5 |
|
1,5 |
|
Оформление выставки |
|
|
1,5 |
|
Итого часов: |
52,5 |
7,5 |
45 |
Второй год обучения
|
||||
№ п/п |
Тема занятий |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Вводные занятия. Т.Б. |
1,5 |
1,5 |
|
|
Виды вышивок и швов. Инструктаж по Т.Б. |
|
1,5 |
|
2. |
Декоративные изделия для кухни (салфетка, прихватка, подставка под горячее) |
15 |
|
15 |
|
Построение орнамента |
|
|
1,5 |
|
Подготовка ткани для вышивания |
|
|
1,5 |
|
Вышивка изделия простым крестом по выбору |
|
|
10,5 |
|
Отделка изделия |
|
|
1,5 |
3. |
Декоративные изделия: панно, вышитые картины. |
21 |
1,5 |
19,5 |
|
Подготовка к вышивке. Подбор рисунка. |
|
1,5 |
|
|
Перевод рисунка для вышивания (копирование узора по счету) |
|
|
1,5 |
|
Подготовка ткани для вышивания. |
|
|
1,5 |
|
Вышивка изделия простым крестом |
|
|
15 |
|
Оформление изделия |
|
|
1,5 |
4. |
Украшение аксессуаров вышивкой (пояс, сумка) |
13,5 |
1,5 |
12 |
5. |
Воспитательные мероприятия |
1,5 |
|
1,5 |
|
Оформление выставки. Участие в конкурсах. |
|
|
1,5 |
|
Итого часов
|
52,5 |
4,5 |
48 |
Третий год обучения
|
||||
№ п/п |
Тема занятий |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Вводные занятия |
1,5 |
1,5 |
|
|
Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды. Инструктаж по ТБ |
|
1,5 |
|
2. |
Декоративные изделия (панно, вышитые картины). |
21 |
1,5 |
19,5 |
|
Подготовка к вышивке |
|
1,5 |
|
|
Перевод рисунка для вышивания |
|
|
1,5 |
|
Цвет, композиция |
|
|
1,5 |
|
Подготовка ткани для вышивания |
|
|
1,5 |
|
Вышивка изделия по выбору |
|
|
13,5 |
|
Оформление готового изделия |
|
|
1,5 |
3. |
Украшение одежды |
15 |
1,5 |
13,5 |
|
Подготовка к вышивке, выбор изделия. |
|
1,5 |
|
|
Перевод рисунка для вышивания |
|
|
1,5 |
|
Вышивка изделия по выбору |
|
|
12 |
4. |
Украшение аксессуаров вышивкой (пояс, сумка) |
13,5 |
1,5 |
12 |
5. |
Воспитательные мероприятия |
\1,5 |
|
1,5 |
|
Оформление выставки, участие в конкурсах |
|
|
1,5 |
|
Итого часов:
|
52,5 |
6 |
46,5 |
Методическое обеспечение программы
В организации занятий выделяются следующие этапы работы:
1. Организационная часть.
2. Повторение пройденного материала.
3. Изложение нового материала.
4. Подготовка к практической работе.
5. Практическое выполнение задания.
6. Заключительная беседа. Подведение итогов.
7. Уборка рабочих мест.
На занятиях используются различные методы и дидактические приёмы обучения в зависимости от поставленных перед обучением задач. Большая роль отводится овладению кружковцами приёмами технологического мастерства, развитию у них художественного вкуса, творческого отношения к выполняемой работе.
Для формирования творческой личности воспитанника можно использовать все методы, которыми располагает современная дидактика, но эффективными будут объяснительно-иллюстративные: рассказ, объяснение, демонстрации,- способствуют формированию первоначальных сведений об основных элементах производства, материалах, организации труда и трудовой деятельности.
Использование репродуктивных методов содействует развитию у учащихся практических умений и навыков. Проблемно поисковые в совокупности с предыдущими служат развитию эстетических способностей детей.
Рассказ относится к словесным методам устного изложения. Ведущая функция данного метода - обучающая. Сопутствующие функции - развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная. Рассказ - это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.
Эффективность данного метода зависит главным образом от умения рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, используемые педагогом, понятны для детей и соответствуют их уровню развития. Поэтому содержание рассказа должно опираться на имеющийся у кружковцев опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами. Рассказ служит для воспитанников образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли.
Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ведущая функция данного метода – побуждающая. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить детей к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Беседа заставляет мысль ребенка следовать за мыслью педагога, в результате чего кружковцы шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Достоинства беседы еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил ребенка, создает условия для оперативного управления процессом познания.
Вводная беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель - выяснить, правильно ли кружковцы поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать. Перед экскурсией и практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.
Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности.
Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении кружковцев с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета. Демонстрация художественных произведений, образцов одежды и т. п. также начинается с целостного восприятия. Показ часто сопровождается схематической зарисовкой рассмотренных объектов. Демонстрация опытов сопровождается вычерчиванием на доске или показом схем, которые облегчают понимание принципов, лежащих в основе опыта. По-настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда дети сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс, - осмысливаются вещи, явления, а не чужие представления о них.
Упражнения среди практических методов отличаются наибольшей эффективностью. Это метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Без правильно организованных упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками. Постепенное и систематическое упражнение и как его следствие - закрепляемые навыки - надежнейшее средство успешного и продуктивного труда. Достоинство данного метода состоит в том, что он обеспечивает эффективное формирование умений и навыков, а недостаток - в слабом выполнении побуждающей функции.
Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований. К ним относятся:
·
сознательная
направленность ребенка на повышение
качества деятельности;
· знание правил выполнения действий;
·
сознательный
учет и контролирование условий, в которых
оно должно выполняться;
· учет достигнутых результатов;
· распределение повторений во времени.
Практический метод предполагает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.
Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность кружковцев на практических занятиях:
1. Объяснение. Этап теоретического осмысления работы.
2. Показ. Этап инструктажа.
3. Проба. Этап, на котором два-три кружковца выполняют работу, а остальные наблюдают и под руководством педагога делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.
4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особенное внимание уделяет тем кружковцам, которые плохо справляются с заданием.
5. Контроль. На этом этапе работы кружковцев принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания.
Практический метод лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т.д. У детей формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).
Большое место на занятиях отводится инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы обучения. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения швов, последовательности выполнения каждой операции. Такой инструктаж проводится фронтально для всей группы. Инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным. Дополнительный инструктаж проводится с кружковцами, не усвоившими задание. Заключительный инструктаж проводится в конце каждого занятия, при этом демонстрируются лучшие образцы, отмечаются характерные недостатки и указываются типичные ошибки. Во всех случаях необходимо обращать внимание на форму изделия, цветовые сочетания, на применение изделия в быту.
Правила безопасной работы при вышивании
На занятиях при работе на швейной машине, с утюгом, ножницами, иголками необходимо соблюдать правила техники безопасности. Правила оформлены в виде плакатов и находятся на видном месте.
1.При работе с ножницами, иголками и булавками.
- ножницы класть справа, лезвия сомкнуты, кольцами к себе;
- передавать ножницы, кольцами вперёд сомкнув лезвия;
- шить с напёрстком;
- не шить ржавой иглой;
- во время работы не вкалывать булавки и иголки в одежду, а в специальную подушечку;
- сломанные иглы не бросать, а сдать руководителю.
2. При работе на швейной машине.
- убрать с платформы машины посторонние предметы;
- волосы заправить под косынку;
- не держать пальцы рук около движущихся частей швейной машины;
- не отвлекаться от работы при работающей машине;
- не проводить чистку и смазку машины, не остановив её.
3. При работе с электроутюгом.
- перед работой проверить исправность шнура, выпрямить;
- включать и выключать сухими руками;
- ставить на подставку по окончанию работы;
- следить, чтобы во время работы подошва утюга не касалась шнура;
- по окончанию работы выключить и хранить в вертикальном положении.
Литература.
1. Сафонова Н.С. Кружки художественной вышивки. М.,1997.
2. Королёва Н.С. Народная вышивка. М.,1999.
3. Симоненко В.Д. Технология 5-11классы Вента на-Граф. 2000-2005.
4. Попова О.С. Русское народное искусство. М., 2003.
5. Работнова И.П. Художественная вышивка. М., 2000.
6. Миронова Т.В., Ермакова С.О. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
7. Художественные промыслы. Справочник. М., 1973.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.