ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету.
Рабочая программа составлена на основе Программы по математике для общеобразовательных учреждений (Никольский С.М., Атанасян Л.С.), конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по темам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, и предоставляет возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Общая характеристика программы
Кружок предназначен для учащихся 9 класса. На занятия выделяется 1 час в неделю (34 ч в год), в соответствии с чем и составлена данная программа.
Она предусматривает изучение отдельных вопросов, непосредственно примыкающих к основному курсу и углубляющих его через включение более сложных задач, исторических сведений, материала занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Программа предусматривает доступность излагаемого материала для учащихся и планомерное развитие их интереса к предмету.
Изучение программного материала основано на использовании укрупнения дидактических единиц, что позволяет учащимся за короткий срок повторить и закрепить программу основной школы по математике. Сложность задач нарастает постепенно. Перед рассмотрением задач повышенной трудности рассматривается решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных.
Основная задача обучения математике в основной школе – обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися системой математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.
Однако часть школьников по различным причинам не может усваивать ряд разделов математики, что влечет за собой неудовлетворительные знания при изучении предметов естественного цикла.
Для закрепления у обучающихся знаний, умений и навыков, полученных в курсе математики основной школы, был организован данный кружок. Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.
Основные цели кружка:
• привитие интереса учащимся к математике;
• углубление и расширение знаний обучающихся по математике;
• развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
• формирование у обучающихся опыта творческой деятельности;
• воспитание у школьников настойчивости, инициативы, самостоятельности.
1. Научить учащихся выполнять тождественные преобразования выражений.
2. Научить учащихся основным приемам решения уравнений, неравенств и их систем.
3. Научить строить графики и читать их.
4. Научить различным приемам решения текстовых задач.
5. Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.
6. Подготовить учащихся к ГИА по математике в 9 классе.
7. Подготовить обучающихся к изучению математики в старшей школе или к поступлению в средние учебные заведения, а также к углубленному изучению математики в профильной школе.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки, задающих систему итоговых результатов обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися, оканчивающими основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Числа и выражения. Преобразование выражений. (5 ч) Делимость натуральных чисел. Приближенные значения. Степень с целым показателем. Квадратный корень. Корень третьей степени. Числовые выражения и выражения с переменными. Преобразование алгебраических выражений с помощью формул сокращенного умножения. Исторический очерк.
Дробно-рациональные выражения. Тождественные преобразования дробно-рациональных выражений.
Иррациональные числа. Действия с иррациональными числами. Миф об иррациональных числах. Два замечательных иррациональных числа.
2. Уравнения. Системы уравнений. (4 ч) Развитие понятия уравнения. Исторический очерк.
Равносильность уравнений, их систем. Следствие из уравнения и системы уравнений.
Основные методы решения рациональных уравнений: разложение на множители, введение новой переменной.
Квадратные уравнения. Исторический очерк. Теорема Виета. Решение квадратных уравнений.
Квадратный трехчлен. Нахождение корней квадратного трехчлена. Разложение квадратного трехчлена на множители. Основные приемы решения систем уравнений
Развитие понятия неравенства. Исторический очерк.
Равносильность неравенств, их систем. Свойства неравенств.
Решение неравенств. Метод интервалов – универсальный метод решения неравенств.
Метод оценки при решении неравенств.
Системы неравенств, основные методы их решения.
4. Прямоугольная система координат на плоскости. (2 ч) Уравнения прямой, параболы и гиперболы. Уравнение окружности. Исторический очерк.
Развитие понятия функции. Исторический очерк.
Числовые функции, их графики. Функции в природе и технике.
Свойства графиков, чтение графиков.
Элементарные приемы построения и преобразования графиков функций.
Графическое решение уравнений и их систем.
Графическое решение неравенств и их систем.
Формула n-ого члена. Рекуррентная формула. Характеристическое свойство. Сумма n-первых членов. Комбинированные задачи.
Основные типы текстовых задач. Алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры.
Задачи на равномерное движение.
Задачи на движение по реке.
Задачи на работу.
Задачи на проценты.
Задачи на пропорциональные отношения.
Арифметические текстовые задачи.
Задачи с геометрическими фигурами. Логические задачи. Занимательные задачи.
Определение модуля, свойства модуля, геометрический смысл модуля. Решение уравнений и неравенств с модулем различного типа. 8. Уравнения и неравенства с параметром. (2ч)
Линейные уравнения и неравенства. Квадратные уравнения и неравенства. Применение теоремы Виета. Расположение квадратного уравнения относительно заданных точек. Уравнения с модулем.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Дата коррект. |
|
1 |
Числа и выражения. Преобразование выражений. |
05.09
|
|
2 |
Степень с целым показателем |
12.09 |
|
3 |
Преобразование алгебраических выражений с помощью формул сокращенного умножения. |
19.09 |
|
4 |
Дробно-рациональные выражения. Тождественные преобразования дробно-рациональных выражений.
|
26.09 |
|
5 |
Иррациональные числа. Действия с иррациональными числами. |
3.10 |
|
6 |
Уравнения. |
10.10 |
|
7 |
Основные методы решения рациональных уравнений: разложение на множители, введение новой переменной. |
17.10 |
|
8 |
Квадратные уравнения. Исторический очерк. Теорема Виета. Решение квадратных уравнений. |
24.10 |
|
9 |
Квадратный трехчлен. Нахождение корней квадратного трехчлена. Разложение квадратного трехчлена на множители |
7.11 |
|
10 |
Неравенства. |
14.11 |
|
11 |
Равносильность неравенств, их систем. Свойства неравенств |
21.11 |
|
12 |
Решение неравенств. Метод интервалов – универсальный метод решения неравенств. |
28.11 |
|
13 |
Прямоугольная система координат на плоскости. |
5.12 |
|
14 |
Уравнения прямой, параболы и гиперболы. Уравнение окружности |
12.12
|
|
15 |
Функции и их графики. |
19.12 |
|
16 |
Свойства графиков, чтение графиков |
26.12 |
|
17 |
Графическое решение уравнений и их систем |
9.01 |
|
18 |
Графическое решение неравенств и их систем |
16.12 |
|
19 |
. Графическое решение неравенств и их систем |
23.01 |
|
20 |
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула n-ого члена. Рекуррентная формул |
30.01 |
|
21 |
Сумма n-первых членов. Комбинированные задачи. |
6.02 |
|
22 |
Основные типы текстовых задач |
13.02 |
|
23 |
Текстовые задачи. |
20.02 |
|
24 |
Задачи на равномерное движение |
27.02 |
|
25 |
Задачи на движение по реке. |
06.03
|
|
26 |
Задачи на проценты |
13.03 |
|
27 |
Задачи на пропорциональные отношения. |
20.03
|
|
28 |
Арифметические текстовые задачи. Задачи с геометрическими фигурами |
03.04 |
|
29 |
Логические задачи. Занимательные задачи. |
10.04 |
|
30 |
Уравнение с модулем. |
17.04 |
|
31 |
Решение уравнений и неравенств с модулем различного типа |
24.04 |
|
32 |
Уравнения и неравенства с параметром. |
15.05 |
|
33 |
Квадратные уравнения и неравенства. Применение теоремы Виета |
22.05 |
|
34 |
Итоговое занятие |
23.05 |
|
Итого 34 ч. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.