Тема исследования: крымскотатарский орнамент в национальный женской одежде.
Цели: изучить виды крымскотатрского орнамента; изучить из чего состоит женский крымскотатарский национальный костюм.
Гипотеза: крымскотатрский орнамент имеет свое символическое значение и несет информацию о человеке.
Орьнек (в переводе «узор»[1]) — национальный крымскотатарский орнамент, одно из древнейших достижений культуры крымскотатарского народа.
В исламе не приветствуется изображение живых существ. И поэтому крымскотатарская орнаменталистика выражается через растительный орнамент, геометрические линии. Основной символикой является изображение цветов и деревьев в оттенках розового, зелёного, жёлтого и синего цветов[2].
Орнамент используются как элемент декора национальной одежды, обуви, головных уборов, а также в ювелирных украшениях, на керамической и металлической посуде, изделиях из древесины, домашнем оборудовании, в отделке мебели, ковровых покрытиях.
Крымскотатарский национальный костюм — народная одежда крымских татар. Он традиционно включает натуральные ткани, ручную вышивку, различные орнаменты и тонкую ювелирную работу.
Женский крымскотатарский костюм подразделяется на праздничный и бытовой (повседневный). Свадебный или обрядовый костюм часто включает дорогостоящие ткани, такие как парча, шёлк и бархат. Такой костюм традиционно богато украшается вышивкой на рукавах и на груди, используются мелкие бусины или бисер.
Женский повседневный костюм обычно состоял из рубахи широкого кроя и платья-халата, изготовленных из недорогих тканей.
Крымскотатарские деревянные сандалии назывались «налыны». Налыны одевали для похода в баню, во время стирки и в непогоду. У налынов была высокая деревянная платформа из двух каблуков. В женский гардероб также входили мягкие кожаные туфельки с загнутыми носами или мягкие сапожки из сафьяна[1]. Они также украшались вышивкой.
Важным атрибутом женского крымскотатарского костюма является пояс «къушакъ». Он наделяется определённым символическим смыслом, показывает социальный статус девушки. Украшением пояса занимаются ювелиры; бляшка может быть как полностью филигранной, так и чеканной из металла. Центральная часть пояса должна находиться на пупке.
Крымскотатарский женский головной убор «фес» по форме представляет собой нижнюю часть усечённого конуса. Это маленькая шапочка, украшенная вышивкой или монетами. Высота феса должна составлять четыре пальца женской руки, он должен хорошо держаться на голове. Фес носили с самого детства,
Верх феса украшало круглое ювелирное изделие «тепелик», инкрустированное различными камнями.
Фески украшались в основном монетами, располагавшимися в налобной части. Спереди, у границы околыша и донышка, прикреплялось филигранное украшение в виде полумесяца.
К числу наиболее важных головных уборов крымских татарок относится шаль «марама» с геометрическим орнаментом. Срезы обрамлялись кружевом или бахромой. Мараму носили замужние женщины или женщины в возрасте. Молодые девушки покрывали голову платком «фырланта» или «шербенти». По его краю имелась вышивка из тонких шёлковых нитей. Орнамент состоял из одного повторяющегося элемента.
В крымско-татарском орнаменте «древо жизни» связано с
жизнью всего рода, его благополучием, пожеланием мужчине физической, мужской
силы, достатка, мощи, плодородия, продолжения рода. Изображение родового древа
строится в симметричной композиции, где в центре расположено мужское начало
(символ кипариса), по краям женские (изображения граната) и детские знаки.
Роза — символ человека в расцвете сил в своем
жизненном и духовном воплощении — символ женщины-матери, как источника тепла и
любви, добра и милосердия.
Тюльпан — символизирует «объяснение в любви» в орнаментики крымских татар обозначают молодого юношу. Образуя круг вокруг розы, тюльпаны символизируют заботу и защиту о женщине-матери.
Миндаль(бадем)- символ молодой девушки. Часто феску девушки на выданье украшали именно данной вышивкой. В старину юноша давал девушке чистый платок, а та своей вышивкой на нем показывала свое отношение: маленький цветок – «до свидания», пышная и богатая вышивка – «быть свадьбе».
Таким образом, от правильного понимания символа как знака зависит смысл, интерпретация произведения искусства, даже историческое и политическое значение. Каждый элемент, знак крымскотатарского орнамента нес смысловую нагрузку и имел свое название, вещи «рассказывали» о своем хозяине, несли в себе полную информацию о его мировоззрении, родовом сословии, семейном положении. Орнаментальные элементы служили магическим средством защиты от природных стихий, разного рода бедствий, болезней, сглаза, злых демонов и духов.
Спасибо за внимание
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.