КСП по русскому языку "Глагол как часть речи"
Оценка 4.6

КСП по русскому языку "Глагол как часть речи"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл—11 кл +1
08.07.2022
КСП по русскому языку "Глагол как часть речи"
Глагол как часть речи.docx

Чаплинская Жанна Геннадьевна

учитель начальных классов

ДСШ «Global Education»

г.Алматы

 

Русский язык  4 класс

Тема: ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.

 

Цель:

- систематизировать знания о глаголах, выяснить синтаксическую роль глаголов в предложении;

- расширить понятие «действие»;

- воспитывать чувство коллективизма, бережное отношение к природе.

 

ХОД  УРОКА

I Организационный момент

II Постановка цели урока

- Сегодня мы отправляемся в город Грамматика и поработаем на его главной улице.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду

Всё в действие придёт:

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

 

- Какая часть речи приводит всё в движение? Глагол.

- По каким словам вы догадались? Назовите. Приду, придёт, летит, строят, цветут, растёт.

- Что вы знаете о глаголе?

 

Вывод: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета или лица, отвечает на вопрос что делать? что сделать?

 

III Оформление тетради

         Минутка чистописания

                  Гг

Гроздья рябины на солнце горят.

 

IV Словарная работа (взаимопроверка с доски)

                  Завтрак – завтракать

                  Обед – обедать

                  Ужин – ужинать

Добыча – добывать

                  Рисунок – рисовать

         - Какая это часть речи? Существительное.

         - От этих словарных слов образуйте однокоренные слова-глаголы.

         - Составьте с образованными словами предложения. Запишите.

                                                         В.п.             В.п.

         Шахтёры добывают чёрное золото - уголь.

 

         - Найдите главные члены предложения.

 

Вывод: Глагол в предложении является сказуемым.

 

V Работа по учебнику. Упр.340 (комментированное письмо).

 

                                      Весной

                                                нареч.                       наст.

Над полями и лесом всё ярче и ярче светит солнышко.

       прош.                                                            прош.

Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд.

     прош.                                                                  наст.           неопред.форма

Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые гнёзда.

    прош.                                                           прош.

Зазвенели по скатам ручьи. Надулись на деревьях слоистые пахучие почки.

 

белоносые – разбор слова по составу

по скатам (стр.269) – определить лексическое значение слова.

Скат – это наклонная поверхность чего-нибудь, пологий спуск. Скат крыши.

 

Вывод: Глагол изменяется по временам, лицам и числам.

 

- Назовите времена глагола. Приведите примеры (наст., прошед., будущ. вр.).

- Назовите числа (ед., мн.).

- Назовите лица (1,2,3).

 

VI Сказка о глаголе (стр.96)

         - С какими частями речи общается глагол? ( с сущ., прил., числит., мест.).

         - Какими услугами пользуется глагол? (услугами окончаний и предлогов).

    

- Ребята, а у нас письмо от жителей этого города.

 

VII Работа по карточкам

1.     Образуйте от существительных глаголы трёх времён:

крик – кричит, кричал, будет кричать;

зелень – зеленеет, зеленел, будет зеленеть;

рассказ – расскажет, рассказал, будет рассказывать.

 

2.     С помощью приставок образуйте и напишите по 2 глагола. Укажите время глаголов:

поют – запоют, перепоют, споют;

ходит – приходит, заходит, выходит;

летит – прилетит, вылетит, перелетит.

 

3.     Подчеркните глаголы. Определите время глаголов:

   наст.                       неопр.ф.                   прош.              прош.                                                     прош.

гудит, гудок, делать, дело, зазвенела, писал, солнце, молчание, бежал,

    прош.

приехала, крик.

 

VIII Физминутка со скороговорками (упр.343)

               прош.                                              прош.                                            наст.                             наст.

         Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

                             наст.                       наст.

         Волки рыщут, пищу ищут.

 

IX Закрепление (упр.341)

         - Мы сказали, что Глагол дружит с частями речи: сущ. и прил.

         - Что вам известно о сущ., прил.

        

I ряд

II ряд

III ряд

существительное

прилагательное

глагол

тишина

тихий

притихнет

встреча

встречный

встречает

мороз

морозный

морозить

роза

розовый

розовеет

ночь

ночной

ночевала

дым

дымовая

дымит

 

- Выделите корни.

- Какие перед вами слова? (однокоренные)

 

X Кроссворд

- Назовите, кто что делает на рисунках (девочка прыгает через скакалку, мальчик колет дрова, мама варит суп, брат играет на скрипке, папа лежит на диване).

- На какие вопросы отвечают эти слова?

 

п

р

ы

г

а

е

т

 

 

к

о

л

е

т

 

 

в

а

р

и

т

и

г

р

а

е

т

г

о

т

о

в

и

т

 

 

л

е

ж

и

т

 

XI Рефлексия. Итог.

         - Чему научились на уроке?

         - Что нового узнали?

 

XII Комментирование домашнего задания   упр.342, уч. правило стр.98

        

 - Наше путешествие по городу Грамматика подошло к концу. Спасибо за работу.


 

Чаплинская Жанна Геннадьевна учитель начальных классов

Чаплинская Жанна Геннадьевна учитель начальных классов

Какая это часть речи? Существительное

Какая это часть речи? Существительное

Подчеркните глаголы. Определите время глаголов: наст

Подчеркните глаголы. Определите время глаголов: наст
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2022