Кто такой солист. Урок музыки 1 класс
Оценка 4.8

Кто такой солист. Урок музыки 1 класс

Оценка 4.8
docx
20.03.2022
Кто такой солист. Урок музыки 1 класс
Кто такой солист.docx

Тема:  «Кто такой солист?»

                                                                                     Урок музыки  1 класс

 

Задачи:

·         дать определёние термину «солист»,

·         научить детей различать на слух хоровое и сольное исполнение,

·        определять части песни – вступление, куплет, припев;

·        научить разделению песни на сольные и хоровые части.

 

Музыкально-литературный материал: «Вместе весело шагать….» (муз. В.Шаинского, сл. М.Матусовского);стихотворение «Я красиво петь могу».(В.Степанов).

 

Видеоряд: м/ф «Антошка», «Бременские музыканты» (серенада Трубадура, песенка охраны).

 

 

Ход урока

 

1.     Беседа по ходу прослушивания песни.

 

Звучит песня Антошки из мультфильма»Антошка».

Учитель: Ребята, в каком мультфильме звучит эта песенка? (в м/ф «Антошка»).

Учитель: Как поют герои мультфильма – все вместе – по очереди? (По очереди. Сначала ребята, а потом Антошка).

Учитель: Верно. Антошка поёт свои фрагменты песни один, он отвечает в песне на предложение своих друзей, даже спорит с ними. На музыкальном языке такой исполнитель называется солистом. Давайте ещё раз прослушаем часть песни и попробуем определить, одну и ту же мелодию, одинаковые или разные слова  исполняет Антошка.

 

Повторное прослушивание фрагмента песни.

 

Учитель: Что вы заметили? (Друзья Антошки поют в песне разные слова, а у Антошки слова периодически повторяются.) Скажите, в какой части песни одинаковые слова? (В припеве.)

Учитель: Верно. А другая часть песни – с разными вариантами слов – называется куплетом. Теперь назовите, какую часть песни поёт Антошка, а какую – его друзья. (Друзья поют куплет, а Антошка – припев.)

Учитель: проверим, внимательно ли вы слушали  песню. Ответьте: песня началась с пения мелодии со словами или сначала звучала только мелодия в инструментальном  исполнении? ( Сначала звучала инструментальная мелодия, без слов.)

Учитель: Такую часть песни называют вступлением.

Оно служит для того, чтобы предупредить: начинается песня. А ещё вступление настраивает исполнителей и слушателей на правильное восприятие ритма, темпа произведения, подготавливает к чистому интонированию, творческому дыханию, вводит в мир музыкальных звуков, показывает характер песни – весёлый или грустный; то, как мы будем петь – быстро или медленно. Видите, какая важная часть песни вступление?

         Как мы уже отметили, Антошка – солист, а его друзья, которые поют все вместе, демонстрируют хоровое исполнение и называются словом хор. Как мы поём песни на уроках – сольно, то есть по одному, или хором? (Хором.) Что отличает сольное пение от хорового?(Ответы детей.)

 

2.Беседа «Что такое красивое пение?»

 

Учитель: Красивое пение – это очень непростая наука. Послушайте стихотворение В.Степанова «Я красиво петь могу» и попробуйте разобраться, что можно делать певцу, а от чего лучше отказаться, чтобы сохранить голосовой аппарат в хорошей форме, здоровы для красивого пения.

 

Однажды я, разгорячась,

Воды холодной выпил всласть,

Потом мороженое съел

И…захрипел,и засипел.

 

Стал голос тихим и больным,

Как будто вовсе не моим,

И, представляете, три дня

Никто не мог понять меня.

 

Играли  как-то мы в хоккей,

Кричал я громче всех друзей,

Потом по грудь в сугроб залез –

И голос мой совсем исчез.

 

С тех пор кричать я перестал,

Воды холодной пить на стал,

Не прихожу домой в снегу…

Зато красиво петь могу.

Учитель: Чего не стоит делать певцу? (Певцу нельзя пить холодную воду, валяться на снегу, громко кричать и есть много мороженого.)

 

 

 

2.     Слушание серенады Трубадура, песенки стражников; анализ.

 

Учитель:Теперь послушаем серенаду Трубадура из м/ф «Бременские музыканты»

 

Звучит фрагмент.

Учитель: Определите, где у песни куплет и где припев. (На усмотрение учителя припев можно обозначить взмахом руки.)

Учитель: Какой характер у песни? (грустный, задумчивый, спокойный…)

Учитель: Как нужно петь, чтобы получился такой характер? (Протяжно, негромко, плавно.)

Учитель: Молодцы! Теперь послушайте песенку охраны из того же мультфильма. По вступлению попробуйте определить характер этой песни.

 

Звучит фрагмент.

 

Учитель: Какой он? (Задорный, шутливый, бодрый…)

Учитель: Теперь послушайте песню целиком. В данном случае у вас другая задача: показать, когда поют хором, а когда -  соло. Во время хорового фрагмента поднимайте раскрытую ладошку, а во время сольного – кулачок.

 

Звучит фрагмент. Дети выполняют задание.

 

Учитель: Вы замечательно справились с заданием!.

 

3.     Разучивание песни.

 

Учитель: Есть задорная и озорная песня, в которой поётся: «….и конечно припевать лучше хором…». Давайте её выучим.

 

 Звучит песня В. Шаинского на слова М.Матусовского «Вместе весело шагать…». Можно использовать вариант исполнения, где припев поют все вместе, а в куплете – каждый по одной строчке. Получится, что каждый немножко побыл солистом. И неважно, если кто-то поёт неточно, главное – желание и хорошее настроение.

 

4.     Итог урока.

 

Учитель: Что нового вы сегодня узнали на уроке?

 

- Как называют исполнителя, который поёт один?  (Солист)

 

- А если поют все вместе?    (Хор)

- Музыкальное вступление звучит в начале песни или в конце? (В начале.)

- Как называют ту часть песни, где слова постоянно повторяются? (Припев.)


 

Тема: «Кто такой солист?»

Тема: «Кто такой солист?»

Оно служит для того, чтобы предупредить: начинается песня

Оно служит для того, чтобы предупредить: начинается песня

Учитель :Теперь послушаем серенаду

Учитель :Теперь послушаем серенаду
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2022