Тема: «Кто такой солист?»
Урок музыки 1 класс
Задачи:
· дать определёние термину «солист»,
· научить детей различать на слух хоровое и сольное исполнение,
· определять части песни – вступление, куплет, припев;
· научить разделению песни на сольные и хоровые части.
Музыкально-литературный материал: «Вместе весело шагать….» (муз. В.Шаинского, сл. М.Матусовского);стихотворение «Я красиво петь могу».(В.Степанов).
Видеоряд: м/ф «Антошка», «Бременские музыканты» (серенада Трубадура, песенка охраны).
Ход урока
1. Беседа по ходу прослушивания песни.
Звучит песня Антошки из мультфильма»Антошка».
Учитель: Ребята, в каком мультфильме звучит эта песенка? (в м/ф «Антошка»).
Учитель: Как поют герои мультфильма – все вместе – по очереди? (По очереди. Сначала ребята, а потом Антошка).
Учитель: Верно. Антошка поёт свои фрагменты песни один, он отвечает в песне на предложение своих друзей, даже спорит с ними. На музыкальном языке такой исполнитель называется солистом. Давайте ещё раз прослушаем часть песни и попробуем определить, одну и ту же мелодию, одинаковые или разные слова исполняет Антошка.
Повторное прослушивание фрагмента песни.
Учитель: Что вы заметили? (Друзья Антошки поют в песне разные слова, а у Антошки слова периодически повторяются.) Скажите, в какой части песни одинаковые слова? (В припеве.)
Учитель: Верно. А другая часть песни – с разными вариантами слов – называется куплетом. Теперь назовите, какую часть песни поёт Антошка, а какую – его друзья. (Друзья поют куплет, а Антошка – припев.)
Учитель: проверим, внимательно ли вы слушали песню. Ответьте: песня началась с пения мелодии со словами или сначала звучала только мелодия в инструментальном исполнении? ( Сначала звучала инструментальная мелодия, без слов.)
Учитель: Такую часть песни называют вступлением.
Оно служит для того, чтобы предупредить: начинается песня. А ещё вступление настраивает исполнителей и слушателей на правильное восприятие ритма, темпа произведения, подготавливает к чистому интонированию, творческому дыханию, вводит в мир музыкальных звуков, показывает характер песни – весёлый или грустный; то, как мы будем петь – быстро или медленно. Видите, какая важная часть песни вступление?
Как мы уже отметили, Антошка – солист, а его друзья, которые поют все вместе, демонстрируют хоровое исполнение и называются словом хор. Как мы поём песни на уроках – сольно, то есть по одному, или хором? (Хором.) Что отличает сольное пение от хорового?(Ответы детей.)
2.Беседа «Что такое красивое пение?»
Учитель: Красивое пение – это очень непростая наука. Послушайте стихотворение В.Степанова «Я красиво петь могу» и попробуйте разобраться, что можно делать певцу, а от чего лучше отказаться, чтобы сохранить голосовой аппарат в хорошей форме, здоровы для красивого пения.
Однажды я, разгорячась,
Воды холодной выпил всласть,
Потом мороженое съел
И…захрипел,и засипел.
Стал голос тихим и больным,
Как будто вовсе не моим,
И, представляете, три дня
Никто не мог понять меня.
Играли как-то мы в хоккей,
Кричал я громче всех друзей,
Потом по грудь в сугроб залез –
И голос мой совсем исчез.
С тех пор кричать я перестал,
Воды холодной пить на стал,
Не прихожу домой в снегу…
Зато красиво петь могу.
Учитель: Чего не стоит делать певцу? (Певцу нельзя пить холодную воду, валяться на снегу, громко кричать и есть много мороженого.)
2. Слушание серенады Трубадура, песенки стражников; анализ.
Учитель:Теперь послушаем серенаду Трубадура из м/ф «Бременские музыканты»
Звучит фрагмент.
Учитель: Определите, где у песни куплет и где припев. (На усмотрение учителя припев можно обозначить взмахом руки.)
Учитель: Какой характер у песни? (грустный, задумчивый, спокойный…)
Учитель: Как нужно петь, чтобы получился такой характер? (Протяжно, негромко, плавно.)
Учитель: Молодцы! Теперь послушайте песенку охраны из того же мультфильма. По вступлению попробуйте определить характер этой песни.
Звучит фрагмент.
Учитель: Какой он? (Задорный, шутливый, бодрый…)
Учитель: Теперь послушайте песню целиком. В данном случае у вас другая задача: показать, когда поют хором, а когда - соло. Во время хорового фрагмента поднимайте раскрытую ладошку, а во время сольного – кулачок.
Звучит фрагмент. Дети выполняют задание.
Учитель: Вы замечательно справились с заданием!.
3. Разучивание песни.
Учитель: Есть задорная и озорная песня, в которой поётся: «….и конечно припевать лучше хором…». Давайте её выучим.
Звучит песня В. Шаинского на слова М.Матусовского «Вместе весело шагать…». Можно использовать вариант исполнения, где припев поют все вместе, а в куплете – каждый по одной строчке. Получится, что каждый немножко побыл солистом. И неважно, если кто-то поёт неточно, главное – желание и хорошее настроение.
4. Итог урока.
Учитель: Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Как называют исполнителя, который поёт один? (Солист)
- А если поют все вместе? (Хор)
- Музыкальное вступление звучит в начале песни или в конце? (В начале.)
- Как называют ту часть песни, где слова постоянно повторяются? (Припев.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.