Содержание
Аннотация
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе примерной программы среднего общего образования по русскому языку для 10 класса базового уровня, авторской программы по русскому языку для 10 класса, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2006 году (автор-составитель Гольцова Н.Г.http://www.prosv.ru), в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, образовательной программой МБОУ «СОШ № 18», учебным планом школы, календарным учебным графиком школы на 2020 - 2021 учебный год.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
· воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
· развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
· формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
· применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника; поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.
Программа реализует идею дифференцированногоподходак обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практически отсутствует.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой (работа по комплексу под редакцией М.М. Разумовской в среднем звене наиболее соответствует поставленным задачам). Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.
Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности
Учебно – тематический план по разделам.
№ |
Наименование разделов |
Количество часов |
Контрольные работы (тестирование) |
Р/Р |
1 |
Введение. Синтаксис и пунктуация. |
1 |
|
|
2 |
Словосочетание |
2 |
1 |
|
3 |
Предложение |
2 |
|
|
4 |
Простое осложненное предложение |
16 |
2/1 |
|
5 |
Сложное предложение |
8 |
|
3 |
6 |
Способы передачи чужой речи |
2 |
1 |
|
7 |
Культура речи. Стилистика |
4 |
1 |
|
|
Итого |
35 |
|
|
Формы контроля знаний:
тестовые работы, самостоятельные работы, практические работы, задания дифференцированного характера, лингвистический анализ текста с последующим написанием сочинения-рассуждения.
Распределение контрольных работ
Название |
1п |
2п |
год |
Контрольный диктант |
1 |
1 |
2 |
Контрольная работа |
|
1 |
1 |
тест |
1 |
1 |
2 |
сочинение |
|
1 |
1 |
Содержание программы
10 класс (35 часов)
Введение. Синтаксис и пунктуация. 1 ч.
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание 2 ч. (1К/Р)
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетаний
Предложение 2
Простое осложненное предложение 16(1К/Р)
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения
Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами. . Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения, дополнения. Обособленные обстоятельства. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение 8 ч. (3р.р.)
Понятие о сложном предложении. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения.
Сложноподчинённое предложение. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним или несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном предложении. Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения
Период. Знаки препинания в периоде. Синонимия предложения с разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью. 2 ч.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Цитаты. Знаки препинания при цитатах
Культура речи. Стилистика. 4(1К/Р)
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи. Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографичесие и пунктуационные нормы. Речевая ошибка. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства. Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
- адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
- использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
- осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
- передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
- использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
- формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
- выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
- высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
- владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
- создавать устное высказывание на лингвистические темы;
- владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
- оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
анализ текста и языковых единиц:
- проводить разные виды языкового разбора;
- опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические;
- грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
- эффективно использовать языковые единицы в речи;
- соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
- участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
- фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
№ в разделе |
Тема урока |
Дата |
Корректировка |
Оборудование и ИКТ |
Вид контроля |
Домашнее задание |
I полугодие – 16 часов |
|||||||
Синтаксис и пунктуация. Введение. 1 час. Цель: овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение с задачами общения. ЗУН: знать основные понятия синтаксиса, выполнять пунктуационный анализ. Знать обобщенный алгоритм постановки знаков препинания с опорой на функции знаков препинания.
|
|||||||
1 |
1 |
Синтаксис и пунктуация. Основные синтаксические единицы. |
7 |
|
Раздаточный материал |
Выразительное чтение текста вступительной статьи; состав ление сложного плана |
П.65 Упр.327 |
Словосочетание. 2час. Цель: применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. ЗУН:классифицировать словосочетания, выполнять синтаксический разбор словосочетаний. |
|||||||
2 |
1 |
Словосочетание как синтаксическая единица.. Виды синтаксической связи. |
14 |
|
Раздаточный материал. Орфоэпический словарь. |
Проверочная работа теме «Словосочетание» в рамках подготовки к ЕГЭ с комментированием. |
П.66. упр.334 |
3 |
2 |
К/Р№1 Контрольная работа по теме «Повторение» |
21 |
|
|
диктант |
|
Предложение. 2 часа. Цель: овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка. Выявление структуры грамматической основы, структуры предложения. Овладение умениями опознавать, классифицировать языковые факты; правильно ставить знаки препинания в простом предложении. ЗУН: правильно определять грамматическую основу предложения, тип односоставного предложения. Порядок синтаксического разбора. Правильно ставить знаки препинания в простом предложении. |
|||||||
4 |
1 |
Предложение. Классификация предложений. |
28.09 |
|
Толковый словарь. Таблицы «Способы выражения главных членов предложения» |
ЕГЭ. Задание А-8. Самостоятельная работа.Словарный диктант.№1 |
П.68- 72, упр. 342-343. |
5 |
2 |
Тире между подлежащим и сказуемым. Главные и второстепенные члены |
5.10 |
|
Фразеологические словари. Карточки, тесты. |
Синтаксический разбор предложения.
|
П.73-77, упр.357, 355 |
Простое осложненное предложение. 16 (1кр/р) часов. Цель: формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка. Различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения. Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. ЗУН: правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, при обобщающих словах. Выполнять синтаксический разбор простого предложения. Знать типы союзов. Правильно ставить знаки препинания в простом предложении при обособленных определениях, приложениях, дополнениях уточняющих, поясняющих и присоединительных членах предложения. Анализ структуры простого предложения. |
|||||||
6 |
1 |
Простое осложненное предложение. |
12. |
|
Раздаточный материал |
карточки |
П.78-83, упр. 365 |
7 |
2 |
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. |
19 |
|
Карточки для самостоятельной работы, схемы «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» |
Самостоятельная работа по теме «Пунктуация в ССП и простом предложении с однородными членами». ЕГЭ. А -19. |
Выполнить синтак-й разбор ПЖ (инд-но) |
8 |
3 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения |
26.10 |
|
Тексты в распечатанном виде. |
Работа с учебником, составление таблицы «Знаки препинания при обобщающих словах» |
П.84, упр.379, 381 |
9 |
4 |
Обособленные определения |
9.11 |
|
Раздаточный материал |
Работа по конструированию предложений |
Упр. 243 |
10 |
5 |
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при них |
16 |
|
Презентация. |
Текст (исправить стилистич-е ошибки) |
В2 – 10 . п.85-86, упр.383 |
11 |
6 |
Обособление приложений. Дефис в приложениях |
23 |
|
Раздаточный материал. Тесты |
Карточки: «Предупреждение грамматико-стилистических ошибок».Словарный диктант №2 |
Упр.385 |
12 |
7 |
Обособление дополнения. |
30.11 |
|
Таблицы, карточки, тесты. А-28. Тест по теме Обособление членов предложения». Тест «Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах» |
Тест по теме «Обособление членов предложения». Тест «Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах» |
Карточки (2 варианта), упр.386 |
13 |
8 |
Обособленные обстоятельства. |
7.12 |
|
Опорные схемы, раздаточный материал |
Составление обобщающей таблицы «Обособление обстоятельств» |
П.87, упр.400 |
14 |
9 |
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. |
14 |
|
Раздаточный материал |
Выполнение упражнений по учебнику. Словарный диктант №3 |
П.88-89, упр.4 07, 408 |
15 |
10 |
Контрольное тестирование в рамках административного контроля 45 мин |
21 |
|
Раздаточный материал |
Инд-е задания |
П.90, упр.412 |
16 |
11 |
Знаки препинания при сравнительном обороте. |
28.12 |
|
Распечатанные задания |
Работа по кар- точкам. |
П.90, упр. 415, 416 |
II полугодие – 18 часов |
|||||||
17 |
12 |
Понятие о словах, грамматически не связанных с членами предложения |
18.01 |
|
|
|
|
18 |
13 |
Знаки препинания при обращениях и вводных конструкциях. |
25 |
|
Дидактический материал. Тест «Вводные слова» |
Выполнение теста «Вводные слова». Словарный диктант №4 |
П.92,упр.420. |
19 |
14 |
Знаки препинания при вводных словах конструкциях. |
1.02 |
|
Карточки Презентация. |
Самостоятель- ная работа с учебником. Работа со сло- варем. Син- таксиче-ский разбор пред- ложения |
Упр.421 |
20 |
15 |
Знаки препинания при междометиях. |
8 |
|
Раздаточный материал. Презентация. |
Творческая работа. Самостоятельная работа с учебником. |
П.93, упр.430,432 |
21 |
16 |
К/Р №2 Контрольная работа по теме «Синтаксис простого предложения» |
15.02 |
|
Тетради для контрольных работ |
|
Упр.431(у) |
Сложное предложение. 8 часов. Цель:формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их, применять на практике. Формирование коммуникативной компетенции. ЗУН:правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях всех видов. Уметь выполнять комплексный анализ текста. Составить собственное высказывание по проблеме данного текста.
|
|||||||
22 |
1 |
Понятие о сложном предложении. Сложносочиненное предложение. |
22 |
|
Таблица «Сложное предложение», «Знаки препинания в ССП». |
Работа по учебнику |
П.94-95, упр.444, 445 |
23 |
2 |
Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений. |
1.03 |
|
Инд-е карточки, распечатанный текст. Талица «Пунктуация в союзном СПП», тесты. |
Самостоятельная работа «Нормы согласования и управления» |
П.95, упр. 455 |
24 |
3 |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним или несколькими придаточными. |
15 |
|
Таблица «Пунктуация в союзном СП», карточки, тесты. А-24. «Знаки препинания в СПП», В-6 «Сложное предложение». |
Работа с учеб- ником. Диф- ференци- рованное зада- ние. Словарный диктант №5
|
П.96-97, упр. 453, 455 |
25 |
4 |
Бессоюзное сложное предложение. |
22.03 |
|
Таблица « Пунктуация в БСП», тесты. |
Заполнение таблицы |
П.98, упр.458 |
26 |
5 |
Знаки препинания в бессоюзном сложном преддложении |
5.04 |
|
Раздаточный материал. Таблица. |
карточки |
Упр.460 |
27 |
6/1 |
Р/р1Написание сочинения по заданию С1. |
12 |
|
Презентация. |
Сочинение |
Повторить тему «Художественный стиль речи» |
28 |
7 |
Р/Р2Комплексныйанализ текста. |
19.04 |
|
Раздаточный материал. Презентация. |
|
П.94-99, упр.461 |
29 |
8 |
Р/Р3Рассуждение по тексту. |
26 |
|
Раздаточный материал |
ЕГЭ. С1 |
П.94-99, упр.462 |
Способы передачи чужой речи. 2 часа. Цель: применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. ЗУН: уметь оформлять чужую речь, заменять ее косвенной. Правильно ставить знаки препинания в простом предложении при обращении, вводных словах и вставных конструкциях. Анализ структуры предложения. |
|||||||
30 |
1 |
Способы передачи чужой речи. |
3.05 |
|
Схемы «Знаки препинания при прямой речи» |
Тест «Прямая речь» |
101-103, упр. 478, 480. П.104, упр. 484 |
31 |
2 |
Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания. |
10.05 |
|
Схемы |
карточки |
П.105, упр.487 |
Культура речи. Стилистика. 3 (1кр/р) часа.
Цель:повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Формирование навыка определения стиля высказывания. ЗУН:правильно ставить знаки препинания в простом предложении, вводных словах и вставных конструкциях. Анализ структуры предложения.Функциональные стили. |
|||||||
32 |
1 |
Культура речи. Стилистика |
17 |
|
Раздаточный материал. Карточки-приложения |
Самостоятельная работа Проверочная работа по теме «Н-НН в суффиксах различных частей речи» А-12 ЕГЭ |
П.107. упр.489 |
33 |
2 |
К/р №3 Контрольное тестирование в рамках промежуточной аттестации. |
24 |
|
Тесты, таблица «Стили и типы речи» Тетради для контрольных работ |
Текст диктанта |
П.112-116, упр.541 |
34 |
3 |
Работа над ошибками |
|
|
|
|
Упр. 543 |
35 |
4 |
Итоговый урок |
|
|
|
|
|
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся 10 класса по русскому языку.
1. Оценка орфографической и пунктуационной грамотности.
Диктант – одна
из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. С его
помощью проверяются по орфографии:
а) усвоение слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами;
б) умение правильно писать слова с изученными орфограммами;
по пунктуации:
умение расставлять знаки препинания в соответствии с изученными
пунктуационными правилами.
Для контрольного тестового диктанта, проверяющего орфографические и пунктуационные умения в соответствии с изученными правилами, используется текст, доступный по содержанию учащимся данного класса и отвечающий нормам современного русского литературного языка.
Объем диктанта в 10 классе - 180 – 190 слов. При подсчете слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.
Для контрольных диктантов
следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и
пунктуационные правила были бы представлены не менее чем 2 -3 случаями. Из
изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть
представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и
пунктограмм не должно превышать в 10 классе 24 различных орфограмм и 15
пунктограмм.
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь
изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на
двух – трех уроках).
В диктантах должно быть в 10 классе не более 10 различных слов с
непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики
специально обучались.
До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1. в переносе слов;
2. на правила, которые не включены в школьную программу;
3. на еще не изученные правила;
4. в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5. в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1. в исключениях из правил;
2. в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3. в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4. в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5. в написании ы и и после приставок;
6. в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…; не что иное, как и др.);
7. в собственных именах нерусского происхождения;
8. в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9. в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильно написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильно написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 и более исправлений.
При проверке контрольного текстового диктанта необходимо руководствоваться следующими нормативами.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 9 орфографических и 10 пунктуационных ошибок, или 7 орфографических и 12 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 15 пунктуационных ошибок, 10 орфографических и 9 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку. Таким пределом являются отметки «4» две грубые орфографические ошибки, для отметки «3» - четыре грубые орфографические ошибки, для отметки «2» - девять грубых орфографических ошибок.
Диктант оценивается одной отметкой.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две отметки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.
Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. В 9 классе он может состоять из 30-35 слов.
При оценке контрольного словарного диктанта выставляются отметки:
«5» - если нет ошибок;
«4» - 1-2 ошибки;
«3» - 3-4 ошибки;
«2» - 5-7 ошибок.
2. Оценка сочинений и изложений.
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 7-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения в 8 классе – 350 – 450 слов.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений в 8 классе – 3,0 – 4,0 страницы.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
· соответствие работы ученика теме и основной мысли;
· полнота раскрытия темы;
· правильность фактического материала;
· последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
· разнообразие словаря и грамматического строя речи;
· стилевое единство и выразительность речи;
· число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.