КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КЛЮЧЕВСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА ГУКОВА»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УПР КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В. Гукова» __________________И.П. Кашич «____»_________________2022 г. |
|
УТВЕРЖДАЮ Директор КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В. Гукова»
__________________В.В. Репкин «____»________________2022 г. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.09. биология
Профиль профессионального образования: технический
Специальность СПО: 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Уровень изучения: базовый
Форма обучения: очная
Курс 1 Группа 208
|
|
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии Протокол от «___»______2022 г. № __
|
Ключи 2022
Календарно-тематический план составлен в соответствии с Положением об образовательной программе профессиональной образовательной организации и рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология», утвержденной приказом КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В. Гукова» от 02.09.2016 г.№141
Преподаватель: И.Г.Сниткина
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Курс |
Сем |
Учебная нагрузка обучающегося |
Максимальная учебная нагрузка |
|||
|
|
Обязательная аудиторная нагрузка |
Внеаудиторная самостоятельная работа Индивидуальный проект |
|
||
|
|
Всего занятий |
Практические занятия |
Контроль |
|
|
2 |
3 |
36 |
16 |
1 |
2 |
38 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Наименование раздела, темы, дидактические единицы |
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Вид занятия (урок, лекция, практическое занятие (семинар, практикум, решение задач, др.) |
Введение |
1 |
Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. |
1 |
Лекция |
Раздел 1. Учение о клетке
|
2 |
Химическая организация клетки. - Клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. - Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Строение и функции клетки. - Прокариотические и эукариотические клетки. - Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. - Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) - Цитоплазма и клеточная мембрана. - Органоиды клетки. |
5
|
Изучение нового материала |
3 |
Практическое занятие №1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. |
Практическое занятие |
||
4 |
Практическое занятие №2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. |
Практическое занятие |
||
5 |
Практическое занятие №3. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. |
Практическое занятие |
||
6 |
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. - Пластический и энергетический обмен. - Строение и функции хромосом. - ДНК — носитель наследственной информации. - Репликация ДНК. - Ген. - Генетический код. - Биосинтез белка. Жизненный цикл клетки. - Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. - Дифференцировка клеток. - Клеточная теория строения организмов. - Митоз. - Цитокинез. |
Изучение нового материала |
||
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
|
7 |
Размножение организмов. - Организм — единое целое. - Многообразие организмов. - Размножение — важнейшее свойство живых организмов. - Половое и бесполое размножение. - Мейоз. - Образование половых клеток и оплодотворение. |
4
|
Изучение нового материала |
8 |
Индивидуальное развитие организма. - Эмбриональный этап онтогенеза. - Основные стадии эмбрионального развития. - Органогенез.Постэмбриональное развитие. - Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. - Причины нарушений в развитии организмов. |
Изучение нового материала |
||
9 |
Индивидуальное развитие человека. - Репродуктивное здоровье. - Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. |
Урок-конференция |
||
10 |
Практическое занятие №4. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. |
Практическое занятие |
||
Раздел 3. Основы генетики и селекции.
|
11 |
Основы учения о наследственности и изменчивости. - Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. - Г. Мендель — основоположник генетики. - Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. - Моногибридное и дигибридное скрещивание. - Хромосомная теория наследственности. - Взаимодействие генов. - Генетика пола. - Сцепленное с полом наследование. - Значение генетики для селекции и медицины. - Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. |
8
|
Лекция |
12 |
Практическое занятие №5.Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. |
Практическое занятие
|
||
13 |
Практическое занятие №6.Решение генетических задач. |
Практическое занятие
|
||
14 |
Закономерности изменчивости. - Наследственная, или генотипическая, изменчивость. - Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. - Генетика человека. - Генетика и медицина. - Материальные основы наследственности и изменчивости. - Генетика и эволюционная теория. - Генетика популяций. |
Изучение нового материала |
||
15 |
Практическое занятие №7. Анализ фенотипической изменчивости. |
Практическое занятие
|
||
16 |
Практическое занятие №8. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. |
Практическое занятие
|
||
17 |
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. - Генетика — теоретическая основа селекции. - Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. - Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. - Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. - Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных(проблемы клонирования человека). |
Изучение нового материала |
||
18 |
Контрольное тестирование №1 по разделам1, 2, 3. |
Текущий контроль знаний |
||
Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.
|
19 |
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. - Гипотезы происхождения жизни. - Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. - Усложнение живых организмов в процессе эволюции. - Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. |
7
|
Лекция |
20 |
Практическое занятие №9. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. |
Практическое занятие |
||
21 |
Практическое занятие №10. Описание особей одного вида по морфологическому критерию.
|
Практическое занятие |
||
22 |
Практическое занятие №11.Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной). |
Практическое занятие |
||
23 |
История развития эволюционных идей. - Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. - Эволюционное учение Ч. Дарвина. - Естественный отбор. - Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.
|
Изучение нового материала |
||
24-25
|
Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция — структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. |
Изучение нового материала
|
||
Раздел 5. Происхождение человека. |
26 |
Антропогенез. - Эволюция приматов. - Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. - Этапы эволюции человека. |
3
|
Изучение нового материала
|
27 |
Практическое занятие 12. Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. |
Практическое занятие |
||
28 |
Человеческие расы. - Родство и единство происхождения человеческих рас. - Критика расизма. |
Изучение нового материала
|
||
Раздел 6. Основы экологии.
|
29 |
Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. - Экологические факторы, их значение в жизни организмов. - Экологические системы. - Видовая и пространственная структура экосистем. - Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. - Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. - Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. - Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы. |
6
|
Лекция
|
30 |
Практическое занятие 13.Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. |
Практическое занятие |
||
31 |
Практическое занятие 14. Сравнительное описание одной из естественных природных систем. |
Практическое занятие |
||
32 |
Биосфера — глобальная экосистема. - Учение В. И. Вернадского о биосфере. - Роль живых организмов в биосфере. - Биомасса. - Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Биосфера и человек. - Изменения в биосфере. - Последствия деятельности человека в окружающей среде. - Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. - Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. - Ноосфера. - Правила поведения людей в окружающей природной среде. - Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. |
Изучение нового материала
|
||
33 |
Практическое занятие 15.Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум).
|
Практическое занятие |
||
34 |
Практическое занятие 16. Решение экологических задач.
|
Практическое занятие |
||
Раздел 7. Бионика.
|
35 |
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. - Рассмотрение бионикой особенностей морфо-физиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. - Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и животных. |
2
|
Лекция |
36 |
Дифференцированный зачет. |
Итоговый контроль |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.