КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КЛЮЧЕВСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА ГУКОВА»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УПР КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В. Гукова» __________________И.П. Кашич «____»_________________2022 г. |
|
УТВЕРЖДАЮ Директор КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В. Гукова»
__________________В.В. Репкин «____»_________________2022 г. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.06. химия
Профиль профессионального образования: технический
Специальность СПО: 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Уровень изучения: базовый
Форма обучения: очная
Курс 1 Группа 208
|
|
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии Протокол от «___»_______2022 г. №___
|
Ключи 2022
Календарно-тематический план составлен в соответствии с Положением об образовательной программе профессиональной образовательной организации и рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «Химия», утвержденной приказом КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В. Гукова» № 141 от 02.09.2016 г. №141
Преподаватель: И.Г.Сниткина
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Курс |
Сем |
Обязательная аудиторная нагрузка |
Максимальная учебная нагрузка |
|||
|
|
Всего занятий |
Практические занятия |
Контроль |
Внеаудиторная самостоятельная работа, в том числе Индивидуальный проект |
|
1 |
1 |
39 |
|
|
2 |
41 |
1 |
2 |
39 |
10 |
2 |
3 |
42 |
Всего |
78 |
10 |
2 |
5 |
83 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Наименование раздела, темы, дидактические единицы |
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Вид занятия (урок, лекция, практическое занятие (семинар, практикум, решение задач, др.) |
||
Введение |
1 |
Введение. -Научные методы познания веществ и химических явлений -Роль эксперимента и теории в химии -Моделирование химических процессов -Значение химии для освоения профессии СПО технического профиля профессионального образования. |
1 |
Лекция |
||
Раздел 1 . Общая и неорганическая химия |
45 |
|
||||
1.1 Основные понятия и законы
|
2-3 |
Основные понятия химии. - Вещество. - Атом. - Молекула. - Химический элемент. - Аллотропия. - Простые и сложные вещества. - Качественный и количественный состав веществ. - Химические знаки и формулы. - Относительные атомная и молекулярная массы. - Количество вещества. |
5
|
Лекция |
||
4-5 |
Основные законы химии. - Стехиометрия. - Закон сохранения массы веществ. - Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. - Закон Авогадро и следствия из него.
|
Изучение нового материала
|
||||
6 |
- Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. |
Изучение нового материала
|
||||
1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома
|
7 |
Периодический закон Д.И.Менделеева. - Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. - Периодический закон в формулировке Д.И.Менделеева.
|
6
|
Лекция |
||
8 |
- Периодическая таблица химических элементов — графическое отображение периодического закона. - Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).
|
Изучение нового материала
|
||||
9-10
|
Строение атома и Периодический закон Д.И.Менделеева. - Атом — сложная частица. - Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. - Изотопы. - Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. - Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). - Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. - Электронные конфигурации атомов химических элементов. Лабораторный опыт: 1. Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов. |
Комбинированный урок
|
||||
11-12 |
- Современная формулировка Периодического закона. - Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. |
Изучение нового материала
|
||||
1.3 Строение вещества
|
13 |
Ионная химическая связь. - Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. - Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. - Ионная связь как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. - Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. - Ионные кристаллические решетки. - Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. |
8
|
Изучение нового материала
|
||
14-15 |
Ковалентная химическая связь. - Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). - Электроотрицательность. - Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. - Молекулярные и атомные кристаллические решетки. - Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. |
Изучение нового материала
|
||||
16 |
Металлическая связь. - Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. - Физические свойства металлов. |
Изучение нового материала |
||||
17 |
Агрегатные состояния веществ и водородная связь. - Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. - Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. - Водородная связь. |
Изучение нового материала |
||||
18 |
Чистые вещества и смеси. - Понятие о смеси веществ. - Гомогенные и гетерогенные смеси. - Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. |
Изучение нового материала |
||||
19-20 |
Дисперсные системы. - Понятие о дисперсной системе. - Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. - Понятие о коллоидных системах. Лабораторные опыты: 2. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. 3. Получение эмульсии моторного масла. 4. Ознакомление со свойствами дисперсных систем. |
|
Комбинированный урок |
|||
1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
|
21
|
Вода. Растворы. Растворение. - Вода как растворитель. - Растворимость веществ. - Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. - Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. |
5 (3+2п/з)
|
Изучение нового материала |
||
22 |
Электролитическая диссоциация. - Электролиты и неэлектролиты. - Электролитическая диссоциация. - Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. - Гидратированные и негидратированные ионы. - Степень электролитической диссоциации. - Сильные и слабые электролиты. |
Изучение нового материала |
||||
23 |
- Основные положения теории электролитической диссоциации. - Кислоты, основания и соли как электролиты. |
Изучение нового материала |
||||
1.5 Классификация неорганических соединений и их свойства
|
24 |
Кислоты и их свойства. - Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. - Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. - Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. - Основные способы получения кислоты. Лабораторные опыты: 5. Испытание растворов кислот индикаторами. 6. Взаимодействие металлов с кислотами. 7. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. 8. Взаимодействие кислот с основаниями. 9. Взаимодействие кислот с солями.
|
8
|
Комбинированный урок
|
||
25-26 |
Основания и их свойства. - Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. - Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. - Разложение нерастворимых в воде оснований. - Основные способы получения оснований. Лабораторные опыты: 10. Испытание растворов щелочей индикаторами. 11. Взаимодействие щелочей с солями. 12. Разложение нерастворимых оснований. |
Комбинированный урок
|
||||
27-28 |
Соли и их свойства. - Соли как электролиты. - Соли средние, кислые и основные. - Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. - Способы получения солей. Лабораторные опыты: 13. Взаимодействие солей с металлами. 14. Взаимодействие солей друг с другом. |
Комбинированный урок
|
||||
29-30 |
-Гидролиз солей. Лабораторный опыт: 15. Гидролиз солей различного типа. |
Комбинированный урок
|
||||
31 |
Оксиды и их свойства. - Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. - Основные, амфотерные и кислотные оксиды. - Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. - Химические свойства оксидов. - Получение оксидов. |
Изучение нового материала
|
||||
1.6 Химические реакции
|
32 |
Классификация химических реакций. - Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Лабораторный опыт: 16. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. |
6
|
Комбинированный урок |
||
33 |
- Каталитические реакции. - Обратимые и необратимые реакции. - Гомогенные и гетерогенные реакции. Лабораторный опыт: 17. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. |
Комбинированный урок |
||||
34
|
- Экзотермические и эндотермические реакции. - Тепловой эффект химических реакций. - Термохимические уравнения. |
Изучение нового материала
|
||||
35 |
Окислительно-восстановительные реакции. - Степень окисления. - Окислитель и восстановление. - Восстановитель и окисление. - Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. |
Изучение нового материала |
||||
36 |
Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Лабораторные опыты: 18. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. 19. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. 20. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди (II) с серной кислотой от температуры. |
Комбинированный урок |
||||
37 |
Обратимость химических реакций. - Обратимые и необратимые реакции. - Химическое равновесие и способы его смещения. |
Изучение нового материала |
||||
1.7 Металлы и неметаллы
|
38 |
Металлы. - Особенности строения атомов и кристаллов. - Физические свойства металлов. - Классификация металлов по различным признакам. - Химические свойства металлов. -Электрохимический ряд напряжений металлов. - Металлотермия. - Общие способы получения металлов. -Понятие о металлургии. - Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. - Сплавы черные и цветные. Лабораторные опыты: 21. Закалка и отпуск стали. 22. Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. 23. Распознавание руд железа. |
7 (3+4п/з)
|
Изучение нового материала
|
||
39 |
Неметаллы. - Особенности строения атомов. - Неметаллы — простые вещества. - Зависимость свойств галогенов от их положения в периодической системе. - Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. |
Изучение нового материала |
||||
|
40 |
Контрольное тестирование №1 по разделу 1. |
|
Текущий контроль знаний |
||
Раздел 2. Органическая химия
|
32 |
|
||||
2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
|
41 |
Предмет органической химии. - Природные, искусственные и синтетические органические вещества. - Сравнение органических веществ с неорганическими. - Валентность. - Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. |
5
|
Лекция |
||
42-43 |
Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. - Основные положения теории химического строения. - Изомерия и изомеры. - Химические формулы и модели молекул в органической химии. Лабораторный опыт: 24. Изготовление моделей молекул органических веществ. |
Изучение нового материала |
||||
44 |
Классификация органических веществ. - Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. - Гомологи и гомология. - Начала номенклатуры IUPAC. |
Изучение нового материала |
||||
45 |
Классификация реакций в органической химии. - Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). - Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). - Реакции замещения. - Реакции изомеризации. |
Изучение нового материала |
||||
2.2 Углеводороды и их природные источники
|
46 |
Алканы. - Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. - Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. - Применение алканов на основе свойств. |
9
|
Изучение нового материала |
||
47-48 |
Алкены. - Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). - Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. - Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. - Применение этилена на основе свойств. |
Изучение нового материала |
||||
49-50 |
Диены и каучуки. - Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. - Сопряженные диены. - Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. - Натуральный и синтетические каучуки. - Резина. |
Изучение нового материала |
||||
51 |
Алкины. - Ацетилен. - Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединений хлороводорода и гидратация. - Применение ацетилена на основе свойств. - Межклассовая изомерия с алкадиенами. |
Изучение нового материала |
||||
52 |
Арены. - Бензол. - Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). - Применение бензола на основе свойств. |
Изучение нового материала |
||||
53-54 |
Природные источники углеводородов. - Природный газ: состав, применение в качестве топлива. - Нефть. - Состав и переработка нефти. - Перегонка нефти. - Нефтепродукты. Лабораторные опыты: 25. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. 26. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины. |
Комбинированный урок |
||||
2.3 Кислородсодержащие органические соединения
|
55 |
Спирты. - Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. - Гидроксильная группа как функциональная. - Понятие о предельных одноатомных спиртах. - Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. - Применение этанола на основе свойств. - Алкоголизм, его последствия для организма человека и предупреждение. - Глицерин как представитель многоатомных спиртов. - Качественная реакция на многоатомные спирты. - Применение глицерина. Лабораторный опыт: 27. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II). |
9
|
Комбинированный урок |
||
56 |
Фенол. - Физические и химические свойства фенола. - Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. - Применение фенола на основе свойств. |
Изучение нового материала |
||||
57 |
Альдегиды. - Понятие об альдегидах. - Альдегидная группа как функциональная. - Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. - Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. - Применение формальдегида на основе его свойств. |
Изучение нового материала |
||||
58-59 |
Карбоновые кислоты. - Понятие о карбоновых кислотах. - Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. - Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. - Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. - Применение уксусной кислоты на основе свойств. - Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Лабораторный опыт: 28. Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. |
Комбинированный урок |
||||
60-61 |
Сложные эфиры и жиры. - Получение сложных эфиров реакцией этерификации. - Сложные эфиры в природе, их значение. - Применение сложных эфиров на основе свойств. - Жиры как сложные эфиры. - Классификация жиров. - Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. - Применение жиров на основе свойств. - Мыла. Лабораторный опыт: 29. Доказательство непредельного характера жидкого жира.
|
Комбинированный урок |
||||
62-63 |
Углеводы. - Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). - Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. - Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. - Применение глюкозы на основе свойств. - Значение углеводов в живой природе и жизни человека. - Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔полисахарид. Лабораторные опыты: 30. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II). 31.Качественная реакция на крахмал. |
Комбинированный урок
|
||||
2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры
|
64
|
Амины. - Понятие об аминах. - Алифатические амины, их классификация и номенклатура. - Анилин как органическое основание. - Получение анилина из нитробензола. - Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты. - Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. - Химические свойства аминокислот: взаимодействие с щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). - Пептидная связь и полипептиды. - Применение аминокислот на основе свойств. |
9 (5+4п/з)
|
Изучение нового материала |
||
Изучение нового материала |
||||||
65 |
Белки. - Первичная, вторичная, третичная структуры белков. - Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. - Биологические функции белков. Полимеры. - Белки и полисахариды как биополимеры. Лабораторные опыты 32. Растворение белков в воде. 33. Обнаружение белков в молоке и мясном бульоне. 34. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании. |
Изучение нового материала |
||||
66 |
Пластмассы. - Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. - Представители пластмасс. Волокна, их классификация. - Получение волокон. - Отдельные представители химических волокон. |
Изучение нового материала |
||||
67 |
Контрольное тестирование №2 по разделу 2. |
Текущий контроль знаний |
||||
|
78 |
Дифференцированный зачет |
Итоговый контроль. |
|||
№ П\З |
Тема раздела |
Темы практических занятий |
Кол-во часов |
68-69 |
1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация |
Практическое занятие №1. Приготовление раствора заданной концентрации. |
2 |
70-71 |
1.7 Металлы и неметаллы
|
Практическое занятие №2. Получение, собирание и распознавание газов. |
2 |
72-73 |
1.7 Металлы и неметаллы
|
Практическое занятие №3. Решение экспериментальных задач. |
2 |
74-75 |
2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры |
Практическое занятие №4. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. |
2 |
76-77 |
2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры |
Практическое занятие №5. Распознавание пластмасс и волокон. |
2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.