КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2021 / 2022 учебный год
ПО ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ обучающихся с ОВЗ (ЗПР, ТНР, НОДА) 6 клАССА
уровень изучения – базовый
Учитель: САХАРОВА С.Н.
Дата |
№ урока
|
Тема урока |
Содержание урока |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Планируемые результаты: Л - личностные М - метапредметные П – предметные |
Формы организации деятельности. Методы обучения. |
Средства обучения |
Коррекционная работа |
Домашнее задание |
|
Многообразие живых организмов, их взаимосвязь со средой обитания Тема 1. Классификация живых организмов (11 ч.) |
||||||||||
|
1 |
1Многообразие живого мира |
Расселение живых организмов по планете. Границы жизни. Живые организмы разных природных зон, их приспособленность к жизни в определённых условиях. Расселение живых организмов по ярусам |
Применять ранее полученные знания об условиях, необходимых для жизни, в новой ситуации. Использовать ресурсы Интернета для поиска примеров приспособленности живых организмов к условиям разных природных зон. Высказывать предположения, обосновывать свои доводы, касающиеся неравномерного расселения организмов по планете, по природным зонам и по ярусам |
Л. применять учащимися имеющиеся знания для формирования общебиологического понятия о приспособленности организмов к среде обитания. М. развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем; умение сравнивать, характеризовать, объяснять причины, выявлять целесообразность использования тех или иных методов исследования. П. овладевать основами знаний о границах планеты, живых организмах, их приспособленности к разным условиям обитания; усвоение понятия о взаимосвязи живых организмов и условий неживой природы |
Индивидуальная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником и тетрадью, сам.р. по заполнению табл.. Словесный, наглядный, частично-поисковый. |
Таблицы, иллюстрации учебника, слайды презентации. |
Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника Беседа по тексту учебника, работа с иллюстрациями. Формулирование выводов о процессах, происходящих в живых организмах |
§29 |
|
|
2.
|
Деление живых организмов на группы
|
Понятие о систематике и систематических группах. Принцип объединения организмов в одну систематическую группу. Понятие о виде. Царства живой природы. Место человека в системе живого мира
|
Объяснять значение понятий: «систематика», «вид», «царство». Называть царства живой природы. Выделять общие признаки организмов, объединённых в родственную группу
|
Л. формировать познавательные интересы при сравнении близких организмов; овладение навыками, способствующих применению биологических знаний в сравнении организмов различных биологических групп; осознавать потребность и готовность к самостоятельным наблюдениям и готовности к самообразованию. М. формировать общие представления о существовании родственных организмов, объединяемых в одну группу – вид, царство; П. уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; выделять признаки отличия и сходства организмов, относящихся к различным систематическим группам; понимать смысл биологических понятий. |
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль. Наглядный, словесный. Демонстрация. |
Таблицы, иллюстрации, рис. учебника, презентация.
|
Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию |
§30
|
|
|
3. |
Царство Бактерии
|
Общая характеристика царства. Значение бактерий в природе и жизни человека. Многообразие бактерий. Бактерии — возбудители заболеваний.
|
Называть признаки царства Бактерии. Приводить примеры полезных для человека бактерий и бактерий-паразитов. Использовать знания о бактериях в повседневной жизни. Объяснять необходимость соблюдения санитарных правил в школе и дома
|
Л. представлять положительную и отрицательную роль бактерий в природе и жизни человека и знакомство с навыками защиты своего организма от негативного влияния болезнетворных бактерий М. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, осуществлять справедливое оценивание своей работы и работы одноклассников; развивать умение организовать выполнение заданий учителя; развивать умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. П. различать бактерий по таблицам; называть признаки царства бактерий, определять роль бактерий в природе и жизни человека. |
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль. Наглядный, словесный.
|
Таблицы, иллюстрации, рис. учебника, презентация.
|
Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию |
§31
|
|
|
4 |
Царство Бактерии
|
Общая характеристика царства. Значение бактерий в природе и жизни человека. Многообразие бактерий. Бактерии — возбудители заболеваний.
|
Называть признаки царства Бактерии. Приводить примеры полезных для человека бактерий и бактерий-паразитов. Использовать знания о бактериях в повседневной жизни. Объяснять необходимость соблюдения санитарных правил в школе и дома
|
Л. представлять положительную и отрицательную роль бактерий в природе и жизни человека и знакомство с навыками защиты своего организма от негативного влияния болезнетворных бактерий М. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, осуществлять справедливое оценивание своей работы и работы одноклассников; развивать умение организовать выполнение заданий учителя; развивать умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. П. различать бактерий по таблицам; называть признаки царства бактерий, определять роль бактерий в природе и жизни человека. |
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль. Наглядный, словесный.
|
Таблицы, иллюстрации, рис. учебника, презентация.
|
Правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; рисунки, схемы |
§31
|
|
|
5. |
Царство Растения
|
Многообразие видов растений. Общие признаки царства Растения. Значение растений в природе и жизни человека. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
|
Выявлять общие признаки представителей царства Растения, используя результаты собственных исследований в ходе лабораторных работ № 2 (§ 8) и № 3 (§ 9). Объяснять отличие опыта от наблюдения. Описывать опыты и наблюдения, проведённые с растениями в 5 классе самостоятельно. Оценивать ответы одноклассников, объясняющих цель, ход и результаты проведённых ими опытов с растениями.
|
Л. осознавать потребность и готовность к самостоятельным наблюдениям и готовности к самообразованию. М. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу; составлять схему; сам. организовывать учебное взаимодействие в парах П. научиться сравнивать объекты природы, выявлять общие признаки царства Растения; находить черты, характерные только для растений, связанные с их функцией на Земле. |
Фронтальная, индивидуальная, парная, беседа по ?? с совместным выстраиванием схемы, сам. работа с доп. источниками информации. Приобретение знаний, комбинированный.
|
Табл., инструктив- ная карточка, блокноты, ручки.
|
Правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; рисунки, схемы |
§32
|
|
|
6. |
Царство Грибы
|
Общая характеристика царства Грибы. Одноклеточные и многоклеточные грибы, их роль в природе и жизни человека. Ядовитые и съедобные грибы своей местности. Понятие о лишайниках
|
Выделять общие признаки представителей царства Грибы. Дополнять предложенное в тексте описание грибов, используя собственные исследования в ходе лабораторной работы № 3 (§ 9) и проведения опыта по выращиванию плесени на хлебе (§ 11). Приводить примеры разных способов добывания грибами готовых органических веществ. Характеризовать ядовитые и съедобные грибы своей местности
|
Л. понимать роль представителей царства Грибы в природе и жизни человека; осознавать необходимость оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами М. анализировать, сравнивать, строить логическое рассуждение на примере раннее проведенных опытов; самостоятельно организовывать действия с доп. лит-й. П. определять общие признаки грибов, различать их на рисунках и таблицах, осознавать их роль в природе и в жизни человека; понятия о способах питания грибов для формирования экологического понятия о пищевых взаимосвязях живых организмов.
|
Фронтальная, индивидуальная, парная, беседа по ?? с совместным выстраиванием схемы, сам. работа с доп. источниками информации. Приобретение знаний, комбинированный.
|
Рисунки учебника, схема, иллюстрации, презентация
|
Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника Беседа по тексту учебника, работа с иллюстрациями. |
§33
|
|
|
7. |
Царство Животные
|
Многообразие видов животных. Разнообразие размеров и способов передвижения. Одноклеточные и многоклеточные животные. Общие признаки царства Животные. Значение животных в природе и жизни человека
|
Выявлять существенные признаки представителей царства. Преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в устную речь. Дополнять текст, вписывая в него недостающую информацию.
|
Л. представления о роли животных для человека и в природе (пояснения уч-ся об экологической роли хищных животных и животных, ведущих паразитический образ жизни).
М. сам. выделять и формулировать цель, сравнивать объекты, анализировать, обсуждать, формулировать, преобразовывать информацию; изучать информацию через включение в новые виды д-ти и формы сотрудничества; устанавливать рабочие отношения ; четко выражать свои мысли. П. выявить существенные признаки представителей царства Животные, размеры, способы передвижения, многообразие, роль в природе. |
Рассказы по рис. уч-ка, сам.р. с текстом, илл.-ми, сравнение рис., выполнение заданий. Комбинированный.
|
Рис., табл., презентация, натуральные объекты, чучела, коллекции.
|
Выделение существенных признаков |
§34
|
|
|
8. |
Лабораторная работа №1. Рассматривание простейших под микроскопом
|
Изучение клеток животных на готовых микропрепаратах и их описание Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
|
Соблюдать правила работы с микроскопом. Фиксировать результаты исследований. Представлять полученную информацию в виде рисунков. Проводить сравнение клеток-организмов, делать выводы из проведённого сравнения. Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с лабораторным оборудованием
|
Л. формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской д-ти; осознавать потребность и готовность к самостоятельным наблюдениям и готовности к самообразованию. М. самостоятельно выявлять и формулировать познавательную цель; анализировать объекты с целью выделения признаков; сопоставлять биологический текст с иллюстрациями уч-ка; изучать материал через исследовательскую д-ть и работу с уч-ком; распределять роли в парах. П. учиться рассматривать микропрепараты, сравнивать их с рис. уч-ка; работать с микроскопом. |
Рассказы по рис. уч-ка, сам.р. с текстом, илл.-ми, сравнение рис., выполнение заданий. Комбинированный.
|
Рис., табл., презентация, натуральные объекты, чучела, коллекции.
|
Правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; рисунки, схемы |
§35
|
|
|
9. |
Царство Вирусы
|
Вирусы — неклеточные формы жизни. Отличие вирусов от представителей других царств. Вирусы, поражающие бактерии, растения, животных и человека. Пути передачи вирусных инфекций. Вирус СПИДа. Профилактика заболевания гриппом. Понятие о вирусологии
|
Характеризовать вирусы — неклеточные формы жизни. Определять понятия «паразит», «вирусология». Приводить примеры вирусных заболеваний. Называть пути передачи вирусных инфекций
|
Л. формировать представления об элементарных мерах профилактики вирусных заболеваний, о значении вирусологии в настоящее время. М. работая по плану, сверять свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки П. выявлять существенные особенностей вирусов – внеклеточных форм жизни, их паразитическом образе жизни |
Беседа, работа с текстом и рис. уч-ка, совместное составление схемы, обсуждение, инд. работа уч-ся; работа с терминами, работа с доп. лит-й
Комбинированный, ЧПМ.
|
Рис. уч-ка, презентация, табл.
|
Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию |
§36
|
|
|
10. |
Подведем итоги. Как можно различить представителей разных царств живой природы? |
Условия, необходимые для жизни, крупные систематические группы организмов, представители различных царств и их признаки. Взаимосвязь представителей различных царств. |
Называть условия, необходимые для жизни. Приводить примеры приспособленности организмов к разным условиям обитания. Выделять и характеризовать крупные систематические группы — царства. Объяснять значение понятия «систематика», знать принцип объединения живых организмов в одну систематическую группу. Распределять перечисленные организмы по царствам живой природы. Называть представителей разных царств живой природы
|
Л. умение оценивать свою д-ть , давать самооценку; работать с доп. лит-й. М. умение работать с различными источниками информации; развивать умение организовывать ученое сотрудничество и совместную д-ть с одноклассниками и учителем. П. формировать у уч-ся устойчивой мотивации к применению сравнительного анализа биологических объектов; формировать научное мировоззрение и мотивации к дальнейшему изучению биологии.
|
Работа с учебником, выполнение заданий, рассказы уч-ся, инд.р. Обобщающего контроля. |
Сообщения, рис. и задания уч-ка, табл. |
Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию |
§37
|
|
Тема 2. Взаимосвязь организмов со средой обитания(12 ч.) |
||||||||||
|
11. |
Среда обитания. Факторы среды.
|
Понятие о среде обитания. Факторы среды: факторы неживой природы, факторы живой природы, антропогенный фактор. Воздействие человека на окружающую его среду. Экологические факторы. Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой
|
Высказывать предположения, заполняя в таблице пропущенные строки. Давать определение понятий: «среда обитания», «факторы среды», «экология». Приводить примеры влияния факторов живой природы на организмы. Использовать знание основных понятий урока для заполнения таблицы
|
Л. закреплять умения выделять характерные признаки животных, связанные со средой обитания М. извлекать необходимую информацию из прочитанного текста, формировать умения работать с источником информации (учебник, рис.); ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно; уметь достаточно полно выражать свои мысли. П. формировать умения выделять существенные признаки факторов среды, влияющие на живые организмы. |
Наглядный, словесный. Фронтальное обсуждение, комментирование текста, сам.работа с учебником по применению полученных раннее знаний в новых ситуациях. Работа в парах с терминами, работа в тетр, взаимоконтроль. Приобретение знаний, применение их в новых ситуациях, преобразование информации.
|
Рис., текст, термины, табл. учебника |
Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника Беседа по тексту учебника, работа с иллюстрациями.
|
§38 |
|
|
12
|
Среды жизни, освоенные обитателями нашей планеты.
|
Наземно-воздушная среда, водная среда, почва и живой организм. Разнообразие обитателей разных сред обитания
|
Характеризовать разные среды жизни живых организмов. Приводить примеры организмов, обитающих в разных средах, используя личные наблюдения в природе и ранее полученные знания
|
Л. формировать умение учащихся работать с рисунком как источником информации, анализировать ее; развивать наблюдательность и системное мышление. М. формулировать проблему; преобразовывать информацию из одного вида в другой; ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения; уметь достаточно полно выражать свои мысли. П. научиться характеризовать различные среды жизни живых организмов; приводить примеры организмов.
|
Фронтальная беседа, сам. работа с рисунками и текстом учебника, работа в тетрадях, работа с терминами, инд. задания. Комбинированный. |
Рис, табл., текст уч-ка, презентация |
Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию |
§39 письменное задание, опережающее задание с.124-125. |
|
|
13
|
Почему всем хватает места на Земле?
|
Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к сохранению потомства. Причины гибели организмов.
|
Высказывать свои предположения о том, почему всем хватает места на Земле. Называть причины гибели организмов. Доказывать экспериментальным путём влияние неблагоприятных факторов на прорастание семян. Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности. Фиксировать результаты исследования. Формировать личностные качества, необходимые исследователю: внимание, терпение, объективность в оценке результатов своей работы.
|
Л. формировать у уч-ся к устойчивый интерес к исследовательской д-ти; развивать сам. мышление для решения поисковых задач. М. уметь формулировать проблему, извлекать необходимую информацию из текста, сопоставлять с результатами проводимых исследований; осознавать качество и уровень усвоения знаний; развивать умение работать в группах, распределять обязанности. П. научиться проводить простейшие опыты и наблюдения за развитием живых организмов; развивать самостоятельное мышление о причинах их гибели и приспособленности к условиям окр. среды.
|
Беседа, сам.р. с текстом и рис. уч-ка, выполнение заданий, беседа по ?? уч-ка, рассказы уч-ся, работа в тетр., взаимоконтроль. Комбинированный. |
Презентация, результаты наблюдений, текст и рис., табл. уч-ка. |
Правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; рисунки, схемы |
§40 |
|
|
14. |
4. Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?
|
Приспособленность живых организмов к неблагоприятным условиям среды. Взаимоотношения между живыми организмами. Роль отношений «хищник — жертва» и «паразит — хозяин» в регуляции численности организмов. Роль растений в жизни животных и человека
|
Закреплять знания о благоприятных и неблагоприятных для жизни условиях, заполняя таблицу. Решать поисковые задачи, объясняя предложенные в рисунке «загадки природы». Доказывать значение биологического разнообразия, пользуясь схемой цепи питания. Конструировать схему, поясняющую зависимость жизни человека от других живых организмов. Участвовать в разработке проекта «Способы ловли рыбы, наносящие наименьший вред природе» (применительно к условиям своей местности)
|
Л. формировать у уч-ся нравственно-этическое оценивание человека и живых организмов в природе. М. сопоставлять текст с иллюстрациями уч-ка; преобразовывать текстовую информацию в таблицу; решать поисковые задания, применяя ранее полученные знания; слышать и слушать друг друга, работать в группах, распределять обязанности. П. формировать у уч-ся интереса к способам приспособленности организмов к неблагоприятным условиям окр. среды, к формам взаимоотношений между ними и роли человека и животных в регулировании их численности.
|
Фронтальная беседа, поисковая работа с текстом, илл., схемами учебника; парная работа по заполнению табл; обсуждение и коррекция результатов; самоконтроль и самооценка. Комбинированный.
|
Рис. учебника, табл., презентация, сообщения уч-ся. |
Правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; рисунки, схемы |
§41, сообщения |
|
|
15. |
5. Кто живет в воде?
|
Вода — первая среда обитания живых организмов на Земле. Характерные особенности водной среды. Приспособленность организмов к обитанию в воде (планктон, активно плавающие организмы, обитатели дна)
|
Выявлять черты сходства у представителей разных систематических групп, живущих в водной среде. Доказывать приспособленность обитателей воды к разным условиям водной среды. Формировать систему работы с текстом: выделять базовые понятия; находить в тексте ответы на вопросы опережающего характера; использовать текст для заполнения таблицы
|
Л. формировать умение учащихся работать с рис. и текстом уч-ка, доп. литерат-й как источником информации, анализировать ее; развивать наблюдательность и системное мышление. М. искать и выделять необходимую информацию, формировать систему работы с текстом, таблицей; ставить учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения; уметь слушать одноклассников, излагать последовательно свои мысли. П. определять условия жизни в водной среде обитания, выявлять черты приспособленности живых организмов к жизни в воде; учиться рассказывать; находить нужную информацию
|
Фронтальная беседа по результатам пройденных тем, по рис. уч-ка, сам. инд. работа с рис. и текстом уч-ка; работа с понятиями, рассказы уч-ся. Комбинированный. |
Таблицы, рис и текст учебника, сообщения уч-ся, презентация. |
Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию |
§42, сообщения |
|
|
16. |
6. Обитатели наземно-воздушной среды
|
Важнейшие экологические факторы для наземных организмов: свет, температура, влажность. Теневыносливые и светолюбивые растения. Свет в жизни наземных животных. Морозостойкие и теплолюбивые организмы. Приспособленность организмов к получению и сохранению влаги
|
Называть важнейшие экологические факторы, влияющие на наземные организмы. Приводить примеры приспособленности обитателей наземно-воздушной среды к изменению температуры окружающей среды (на примере своей местности)
|
Л. формировать умение учащихся работать с рис. и текстом уч-ка, доп. литерат-й как источником информации, анализировать ее; развивать наблюдательность и системное мышление. М. искать и выделять необходимую информацию, формировать систему работы с текстом, таблицей; ставить учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения; уметь слушать одноклассников, излагать последовательно свои мысли. П. определять условия жизни в наземно-воздушной среде обитания, выявлять черты приспособленности живых организмов к жизни в ней; учиться рассказывать; находить нужную информацию
|
Беседа по ?? рассказы уч-ся, поисковая, групповая работа, обобщение; работа с биологическими терминами, коррекция, самоконтроль и самооценка. Комбинированный. |
Сообщения уч-ся, презентация, рис. и текст уч-ка. |
Правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; рисунки, схемы |
§43, табл., сообще- ния |
|
|
17. |
Экскурсия №1. Живые организмы зимой
|
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
|
Наблюдать способы приспособления живых организмов к зимним условиям. Соблюдать правила поведения в природе
|
Л. формировать у уч-ся устойчивый интерес к исследовательской деятельности. М. уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать взаимосвязи организмов в живой природе, находить доказательства влияний условий среды на живые организмы; изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности. П. учиться писать отчёт по проведённым наблюдениям
|
Урок-экскурсия, сам. работа в группах. |
Инструктив- ная карточка, учебник, блокноты, ручки. |
Правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; рисунки, схемы |
Отчеты, корм для птиц, кормуш- ки |
|
|
18. |
Практическая работа №1. Подкармливание птиц зимой
|
Использование знаний, полученных на уроках. |
Наблюдать способы приспособления живых организмов к зимним условиям. Соблюдать правила поведения в природе
|
Л. оценивать жизненную ситуацию живых организмов в условиях окр. среды, оценивать экологическое значение пернатых для человека М. преобразовывать один вид информации в другой, использовать биологические знания в быту; выбирать краткую основную информацию о живых организмах; организовывать учебное взаимодействие в группе. П. проводить биологические наблюдения за пернатыми, оценивать их роль в природе; вести работу по охране птиц; умения изготавливать кормушки, развивать творчески способности уч-ся.
|
Сам. работа в группах. Урок-практическая работа. |
Кормушки, корм, блокноты, ручки, фотоаппа- рат |
Правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; рисунки, схемы |
Отчеты о работе. |
|
|
19. |
Практическая работа №2. Уход за комнатными растениями и аквариумными рыбками
|
Использование знаний, полученных на уроках. |
Учиться правильному уходу за комнатными растениями и обитателями аквариума. Соблюдать правила поведения в кабинете. |
Л. формировать умение нравственно-этического оценивания своего места в окружающем мире; формировать умение оценивать свою деятельность и поступки др. людей на примере ухода за комнатными растениями и аквариумными рыбками. М. искать и выделять необходимую информацию; уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей; вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; распределять роли в группах сотрудничества по выполнению пр.р.; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П. освоить правила ухода за комнатными растениями и аквариумными рыбками; осознавать потребность и готовность к самостоятельным наблюдениям и готовности к самообразованию.
|
Вводная беседа, сам. работа в группах. Урок-практическая работа. |
Лейка, тряпочки, инвентарь для ухода за комнатными растениями и аквариумом, блокнот, этикетки на растения. |
Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию |
Отчёты о работе. |
|
|
20. |
10. Кто живет в почве? |
Особенности почвы как среды обитания. Обитатели почвы — представители разных царств живой природы. Постоянные «жильцы» и «квартиранты». Взаимосвязь обитателей почвы: растений, животных, грибов, бактерий
|
Выделять особенности почвы как среды обитания. Приводить примеры организмов, приспособленных к обитанию в почве. Называть особенности строения и жизнедеятельности организмов, позволяющие им жить в условиях, характерных для данной среды
|
Л. формировать умение учащихся работать с рис. и текстом учебника как с источником информации, анализировать ее; развивать наблюдательность и системное мышление. М. искать и выделять необходимую информацию, формировать систему работы с текстом, таблицей; ставить учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения; уметь слушать одноклассников, излагать последовательно свои мысли. П. определять условия жизни в почвенной среде обитания, выявлять черты приспособленности живых организмов к жизни в почве; учиться рассказывать; находить нужную информацию.
|
Беседа по ??, и рассказы учащихся по рис, сам .р. с текстом учебника, Работа с биологическими терминами, обобщение, самоконтроль, взаимоконтроль. Урок углубления знаний. Комбинированный.
|
Рис. учебника, текст, презентация, сообщения уч-ся. |
Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию |
§44, табл., сообще- ния |
|
|
21. |
11. Организм как среда обитания
|
Полезные для организма обитатели. Взаимоотношения «паразит — хозяин». Примеры паразитов — представителей разных царств живой природы. Особенности строения и жизнедеятельности паразитов. Роль организма-хозяина в жизни паразитических организмов. Источники возможного заражения человека паразитами
|
Называть полезных обитателей живого организма. Определять понятие «паразит». Выделять характерные признаки паразитов, используя полученные ранее знания об организмах-паразитах разных царств живой природы. Фиксировать в тетради информацию об источниках возможного заражения человека паразитами, необходимую в повседневной жизни
|
Л. формировать умение учащихся работать с рис. и текстом уч-ка как с источником информации, анализировать ее; развивать наблюдательность и системное мышление. М. искать и выделять необходимую информацию, формировать систему работы с текстом, таблицей; ставить учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения; уметь слушать одноклассников, излагать последовательно свои мысли. П. определять условия жизни в организменной среде обитания, выявлять черты приспособленности паразитов; учиться рассказывать; находить и фиксировать нужную информацию об источниках возможного заражения человека паразитами.
|
Беседа по ??, обсуждение материала, сам. р. по тексту учебника, сам. парная работ, работа с терминами в тетр., поисковая работа, обобщение. Углубление знаний, комбинированный. |
Презентация, рис. учебника, текст учебника, сообщения. |
Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника Беседа по тексту учебника, работа с иллюстрациями. |
§45, повтор. §§38-44. |
|
|
22. |
12. Подведем итоги. Какие среды жизни освоили обитатели нашей планеты? |
Среда – источник веществ, энергии и информации. Взаимосвязь организмов и окружающей седы. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. |
Называть условия, необходимые для жизни. Приводить примеры приспособленности организмов к разным условиям обитания. Выделять и характеризовать крупные систематические группы — царства. Объяснять значение понятия «систематика», знать принцип объединения живых организмов в одну систематическую группу. Распределять перечисленные организмы по царствам живой природы. Называть представителей разных царств живой природы. |
Л. умение оценивать свою деятельность, давать самооценку; работать с доп. лит-й. М. умение работать с различными источниками информации; развивать умение организовывать ученое сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем. П. формировать у уч-ся устойчивую мотивацию к применению сравнительного анализа биологических объектов; формировать научное мировоззрение и мотивации к дальнейшему изучению биологии. |
Сам. работа с учебником, выполнение заданий; обсуждение выполнения заданий; проверка уровня знаний о средах жизни обитателей нашей планеты Урок обобщающего контроля.
|
Инд. задания, учебник, презентация, рассказы учащихся. |
Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника Беседа по тексту учебника, работа с иллюстрациями. |
§46.
|
|
Тема 3. Природное сообщество. Экосистема. (8 ч.)
|
||||||||||
|
23. |
1.Что такое природное сообщество?
|
Понятие о растительном сообществе. Взаимосвязи растений, животных, грибов и бактерий в природном сообществе, или биоценозе. Пищевые цепи — цепи передачи веществ и энергии.
|
Определять понятия: «растительное сообщество», «природное сообщество» (или «биоценоз»), «пищевая цепь». Использовать ранее изученный материал о средах обитания для характеристики природного сообщества. Составлять схемы пищевых связей в одном из природных сообществ своей местности.
|
Л. воспитывать чувство бережного отношения к природе; формировать экологическое мышление; постепенно выстраивать своё целостное мировоззрение. М. использовать полученные теоретические знания на практике, развивать умение применять их в проектной деятельности при влиянии антропогенного фактора на природу; искать и выделять необходимую информацию, формировать систему работы с текстом, таблицей; создавать схематические модели пищевых отношений организмов в природе; вычитывать все уровни текстовой информации; осуществлять сравнение информации. П. формировать у уч-ся устойчивую мотивацию к применению сравнительного анализа биологических объектов.
|
Фронтальная беседа с учащимися, ЧП работа с терминам, рис.учебника, беседа по ?? с применением полученных знаний в новых ситуациях, инд.р., самоконтроль, само-оценка результатов. Комбинированный. |
Рис., статьи учебника, слайды, презентация, схемы. |
Выделение существенных признаков |
§47, рассказ о природном сообществе, цепи питания. |
|
|
24. |
Экскурсия №2. Живые организмы весной.
|
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
|
Излагать своё отношение к природе родного края в виде сочинения, короткого рассказа. Соблюдать правила поведения в природе.
|
Л. формировать у учащихся умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; формировать экологическое мышление; формировании у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. М. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать влияние действия факторов неживой природы на жизнь природного сообщества; изучать материал через включение новых видов деятельности и форм сотрудничества; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи; устанавливать рабочие отношения в группах, проявлять интерес к исследовательской деятельности. П. учиться писать отчёт по проделанной работе; осознавать потребность и готовность к самостоятельным наблюдениям и готовности к самообразованию.
|
Вводная беседа, самостоятельная ЧП работа в группах по ?? инструктивной карточки. Урок-экскурсия. |
Блокнот, инструктив-ная карточка, карандаш, фотоаппарат. |
Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию |
Отчёт о проде-ланной работе. |
|
|
25. |
Как живут организмы в природном сообществе?
|
Характер взаимоотношений живых организмов в природном сообществе: взаимовыгодные отношения, отношения «хозяин — паразит», «хищник — жертва», конкуренция
|
Проводить самоконтроль, проверяя знание понятий «хищник», «паразит». Приводить примеры взаимовыгодных отношений гриба и дерева, используя личные наблюдения в природе. Приводить примеры полезных, вредных и нейтральных взаимоотношений организмов
|
Л.осознавать единство и целостность окружающего мира. М. вычитывать уровни текстовой информации; самостоятельно выбирать критерии для существенных характеристик взаимоотношений организмов; преобразовывать одну информацию в др.; выдвигать версии решения биологических задач; Самостоятельно организовывать свою деятельность на уроке. П.понимать смысл биологических терминов; объяснять значение биологического разнообразия живых организмов для сохранения жизни на Земле.
|
Самостоятельная работа, самоконтроль, объяснение учителя с демонстрацией слайдов, сам.р. с информацией учебника, работа с терминами, взаимо- контроль, ЧПМ, совместное обсуждение выводов. Комбинированный, углубление и расширение знаний. |
Презентация, рис. и статьи учебника. |
Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника Беседа по тексту учебника, работа с иллюстрациями. |
§48, сообще-ние. |
|
|
26. |
Что такое экосистема?
|
Система как целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Влияние факторов неживой природы на живые организмы природного сообщества. Понятие об экосистеме. Экспериментальные доказательства роли растений в экосистеме. Участие живых организмов в круговороте веществ. Единство природы
|
Оценивать роль растений на Земле. Анализировать результаты опытов Дж. Пристли и демонстрационного опыта «Выделение кислорода листьями на свету». Определять понятия «круговорот веществ», «экосистема». Формировать систему в работе, используя предложенный ранее алгоритм описания проводимого эксперимента. Формировать мировоззренческие позиции о единстве живого и неживого, о природе как едином целом
|
Л. формировать у учащихся интерес к проблемам взаимоотношений живых организмов для поддержания круговорота веществ в природе; формировать мировоззренческие позиции о единстве живого и неживого, о природе как едином целом. М. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и проблему; преобразовывать информацию из одного вида в другой; ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения; искать информацию, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П. анализировать результаты биологических опытов; оценивать роль растений на Земле; объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы; определять роль в природе различных групп организмов.
|
Вводная беседа, обсуждение результатов опытов, фронтальная работа с текстом и рис. учебника, инд.р. учащихся с рисунками и текстом учебника, совместное вычерчивание схемы, беседа с использованием схемы, обсуждение выводов, ЧП. Комбинированный. |
Рис., информация, задания учебника, слайды, презентация, схема. |
Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника Беседа по тексту учебника, работа с иллюстрациями. |
§49. |
|
|
27. |
Человек – часть живой природы
|
Отличие человека от животных (речь, труд, мышление). Человек — биологическое существо. Потребность человека в воде, пище, воздухе, энергии. Зависимость состояния здоровья от качества окружающей среды. Проблема охраны окружающей среды.
|
Называть свойства человека как живого организма. Выделять признаки отличия человека от животных. Выявлять факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека.
|
Л. формировать интеллектуальные умения; выстраивать собственное целостное мировоззрение. М. сопоставлять текст с иллюстрациями учебника, преобразовывать текстовую информацию в схему; изучать материал через новые виды деятельности; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. П. обсуждать особенности человека как представителя царства животных, существа биосоциального; уметь анализировать предложенные ситуации, давать конкретные рекомендации по их улучшению.
|
Фронтальная беседа, работа с текстом учебника и иллюстрациями, тетрадью, сам. р.; коллективное обсуждение; заполнение схемы. Комбинированный. |
Рис. учебника, схема, слайды презентации, текст учебника. |
Речь, умение трудиться, мыслить, свойства живых организмов, качество окружающей среды. |
§50. |
|
|
28. |
Экскурсия №3. Красота и гармония в природе
|
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Гармония (согласованность) в росте, форме, окраске, свойственная всем живым организмам.
|
Участвовать в разработке проекта по улучшению экологической обстановки в своей местности. Соблюдать правила поведения в природе.
|
Л. формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности; формировать бережное отношение к природе. М. уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объекты с целью выделения признаков живых организмов; изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности. П. проводить наблюдения за биологическими объектами, сравнивать их, описывать по заданному плану; писать отчёт по заданному плану.
|
Вводная беседа, самостоятельная ЧП работа в группах по ?? инструктивной карточки. Урок – экскурсия. |
Вопросы экскурсии, блокноты, ручки, рисунки, фотографии насекомых, презентация. |
Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию |
Отчет. |
|
|
29. |
Практическая работа №3 Наблюдение за расходом электроэнергии в школе и в семье
|
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
|
Оценивать расход электроэнергии
|
Л. формировать умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; формировать интерес к проблемам экономии природных ресурсов. М. самостоятельно находить способы решения проблем; уметь сравнивать результаты наблюдений; ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; распределять роли в группах сотрудничества по выполнению практической работы; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П. осознать готовность и потребность к самостоятельным наблюдениям.
|
Фронтальная беседа, обсуждение алгоритма поведения людей в связи с необходимостью экономии электроэнергии. Урок - практическая работа.
|
Инструктив- ная карточка, блокноты, карандаши. |
Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию. |
Отчет. |
|
|
30. |
Подведем итоги. Существует ли взаимосвязь живых организмов и окружающей среды? |
Экосистемная организация живой природы, пищевые связи в экосистеме, взаимодействия разных видов организмов в ЭС, круговорот веществ и превращение энергии, экологические проблемы. Последствия деятельности человека в ЭС. Значение растений в природе и жизни человека. |
Определять понятия: «растительное сообщество», «природное сообщество», «экосистема». Объяснять космическую роль растений на Земле. Проверять своё умение пользоваться алгоритмом описания опыта, отрабатываемым в течение года. Доказывать, что аквариум — модель экосистемы. Делать практические выводы о правилах содержания аквариума как экологической системы. Приводить примеры изменений в окружающей среде своей местности
|
Л. умение оценивать свою деятельность, давать самооценку; работать с доп. лит-й. М. умение работать с различными источниками информации; развивать умение организовывать ученое сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем. П. формировать у уч-ся устойчивую мотивацию к применению сравнительного анализа биологических объектов; формировать научное мировоззрение и мотивации к дальнейшему изучению биологии. |
Фронтальная беседа, работа с учебником, выполнение заданий, рассказы уч-ся, инд.р. по вопросам, работа с терминами, самоконтроль, взаимоконтроль, коррекция. Обобщающего контроля. |
Рис. учебника, индивидуальные задания, таблицы, презентация. |
Правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; рисунки, схемы |
§51, собще-ния.
|
|
Тема 4. Биосфера – глобальная экосистема (4ч.) |
||||||||||
|
31. |
Влияние человека на биосферу.
|
Понятие о биосфере. В.И. Вернадский — создатель учения о биосфере. Влияние человека на биосферу в разные этапы развития человечества. Примеры строительного воздействия человека на биосферу. Проблема охраны окружающей среды. Охраняемые территории. Новые безотходные технологии, поиск энергии и др.
|
Определять понятия: «система», «экосистема», «биосфера». Приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, в том числе в своей местности. Анализировать результаты практических работ по наблюдению за расходом воды и электроэнергии в школе и дома. Оценивать проведение своей исследовательской работы и работы одноклассников
|
Л. формировать представления о биосфере, формировать экологическое мышление. М. формировать интеллектуальные умения строить, рассуждать, анализировать, делать выводы; развивать умения использовать рис. в качестве источника информации; развивать умения преобразовывать информацию в схему; искать и выбирать информацию из дополнительных источников; развивать монологическую речь. П. понимать смысл биологических терминов, объяснять роль человека в формировании биосферы. |
Работа в группах, фронтальная, сам. работа с терминами, обсуждение по рис. и тексту учебника, работа в тетрадях; рассказы учащихся, беседа. Комбинированный. |
Презентация, сообщения учащихся, портрет В.И. Вернадского. |
Натуральные объекты и гербарные экземпляры. |
§52. |
|
|
32. |
Всё ли мы узнали о жизни на Земле?
|
Роль биологических наук в сохранении многообразия живых организмов и условий, необходимых для жизни на Земле. Понятие о биологии как комплексной науке. Участие физиков, химиков, архитекторов и др. в изучении строения и жизнедеятельности организмов
Обсуждение основных положений курса: - доказательства единства живой и неживой природы; - системная организация живого: клетка — ткани — органы — единый организм; - свойства живых организмов; - способы размножения, питания, передвижения. Дыхание как процесс получения энергии; - Солнце — источник энергии на Земле. Космическая роль растений. Передача вещества и энергии через пищевые цепи. Вода — условие жизни на Земле; роль человека на Земле. Проблемы охраны окружающей среды |
Приводить доказательства единства живой и неживой природы. Называть свойства живого, используя личный опыт исследований объектов живой природы в ходе лабораторных, практических работ и опытов, проведённых самостоятельно в домашних условиях. Оценивать результаты своей исследовательской работы и работы одноклассников Обсуждать материалы, собранные в ходе экскурсий в природу. Находить с помощью аппарата ориентировки рисунки для приведения доказательств. Давать определения базовых понятий, необходимых для изучения целостного школьного курса биологии
|
Л. осваивать социальные нормы, правила поведения на уроке и в природе; развивать собственное целостное мировоззрение; системное мышление. М. развивать умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал; анализировать, сравнивать, конструировать схемы, использовать элементы проектной деятельности. П. продолжать формирование знаний о единстве живой и неживой природы; использовать полученные ранее знания в новых ситуациях. |
Индивидуальная, групповая работа, работа с учебником, работа с терминами. Контроль знаний. |
Тесты, карточки с заданиями, рисунок учебника. |
Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника Беседа по тексту учебника, работа с иллюстрациями |
§53. |
|
|
33. |
Годовая контрольная работа |
Формирование навыков и умений обобщения, работа с различными контрольно-измерительными материалами |
Знать особенности строения и жизнедеятельности организмов |
Умение работать с различными контрольно-измерительными материала (решение тестовых заданий) |
|
|
Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию |
|
|
|
34. |
Задания на лето (1 ч.)
|
Обсуждение содержания заданий и формы подготовки отчёта о проведённой работе. Разработка «кодекса поведения» в природе (с учётом местных условий) |
Планировать собственную деятельность по изучению природы. Проводить самостоятельные исследования, фиксировать их результаты. Воспитывать в себе качества, необходимые исследователю природы: наблюдательность, терпение, настойчивость, объективность в оценке своей работы |
Л. анализировать содержание заданий и форм подготовки отчёта о проведённой работе. М. принимать участие в составлении и обсуждении «кодекса поведения» в природе (с учётом местных условий) |
Фронтальная беседа, инд. р. с тетрадями. Словесный, наглядный, демонстрация работ учащихся. |
|
Выделение существенных признаков |
§54. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.