№ |
Тема урока |
Кол-во |
Содержание урока |
Дата
факт. |
Домашнее задание и подробности урока для учеников |
Требования к уровню подготовки в соответствии с ФК и РК ГОС |
Характеристика деятельности обучающихся, формы контроля |
||
Предметно - информационная составляющая (знать, понимать) |
Деятельностно - коммуникативная составляющая (общеучебные и предметные умения) |
Ценностно - ориентационная составляющая |
|||||||
Раздел 1: Древние корни народного искусства - 8 ч |
|||||||||
1. |
Древние образы в народном искусстве |
1 |
Знакомство с
древними образами народного искусства |
|
Подобрать иллюстрации с изображением русской избы
Стр 19-3 |
Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства |
уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков - символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их выразительную красоту, различать солярные знаки и распределять их в рисунке |
Ценностное
отношение к народной культуре. |
Знакомство с традиционными образами народного прикладного искусства. Зарисовка традиционных образов народного (крестьянского) прикладного искусства Вводный контроль |
2. |
Убранство русской избы |
1 |
Дом как микрокосмос. Знакомство с конструкцией и декором русской избы. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. |
Подобрать иллюстрации с изображением интерьера русской избы
Стр 29-3 |
Иметь представления о конструкции русской избы и специфике образного языка ДПИ |
уметь изображать элементы русской избы применяя специфику образного языка ДПИ. находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов создавать эскизы декоративного убранства избы. |
Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии |
Беседа,Знакомство с декором избы, Выполнение эскиза орнаментальной композиции для украшения избы (фронтон, наличники, лобовая доска). |
|
3. |
Внутренний мир русской избы |
1 |
Сформирование образного представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище. |
Подобрать иллюстрации предметов крестьянского быта.
Стр 35-3 |
Иметь представление об особенностях уникального крестьянского жилища и значении его в жизни русского человека. Развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное, развитие пространственного воображения |
уметь сравнивать и называть конструктивные элементы устройства жилой среды крестьянского дома, сравнивать интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, уметь изображать убранство русской избы |
Целостный взгляд на
мир в единстве и разнообразии. |
беседа, работа в группах Создание эскизов декоративного убранства избы. Выполнение коллективной работы «В русской избе» |
|
4-5. |
Конструкция, декор предметов народного быта и труда |
2 |
Подробное рассмотрение предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов |
Подобрать иллюстрации образцов народной вышивки
Стр 43-2 |
Знать семантическое значение традиционных образов, мотивов, сюжетов. Назвать основные элементы прялки |
сравнивать и общее и особенное в конструкции, декоре предметов крестьянского быта и труда,уметь составлять сюжет для донца прялки |
Уважительное
отношение к культуре своего народа. |
беседа, знакомство с декором предметов народного быта. Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка). |
|
6. |
Русская народная вышивка |
1 |
Знакомство с элементами русской народной вышивки,особенности орнаментальных построений в народной вышивке, связь образов и мотивов вышивки с природой, значение цветов |
Подобрать иллюстрации народного праздничного костюма
Стр 49, ответить на вопросы |
Понимать условность языка орнамента, уметь использовать в практической работе образную символику (цвета и изображения) народного искусства. |
анализировать особенности языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов, уметь составлять эскизы народного праздничного костюма используя традиционные цвета |
Эмоционально-нравственная
отзывчивость |
беседа, Знакомство с мотивами в орнаментах вышивки Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце с опорой на народную традицию |
|
7. |
Народный праздничный костюм |
1 |
Познакомиться с народным праздничным костюмом как целостным художественным образом. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма, символика цвета. |
Работа поисковых групп по теме: Народные праздничные обряды
Стр 59--3 |
Знать символику цвета и орнаментальных мотивов как целостность художественного образа |
Уметь различать северный и южный костюм понимать образный строй, народного костюма, давать ему эстетическую оценку, создавать эскизы народного праздничного костюма |
Уважительное отношение к культуре своего народа |
Знакомство с историей возникновения народного костюма. Беседа «Значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа» Эскиз народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов. |
|
8. |
Народные праздничные обряды |
1 |
Знакомство с обрядовые действия народного праздника. Их символическим значением. Календарные народные праздники |
Подбор открыток, иллюстраций с изображением народной игрушки
Стр 63-4 |
Знать понятие обряд и значение, роль праздника в жизни человека. Иметь представление о роли ДПИ в укладе жизни русского народа |
Уметь используя полученные знания об обрядах и их значении, высказывать аргументированные суждения о народных праздниках, уметь объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции питающей современное декоративно - прикладное искусство |
Уважительное и
ценностное отношение к культуре своего народа, |
Беседа Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме. Знакомство с народно-праздничными обрядами Изготовление куклы Масленицы. |
|
Раздел 2: Связь времен в народном искусстве - 8 ч |
|||||||||
9-10. |
Древние образы в современных народных игрушках |
2 |
Знакомство с
особенностями пластической формы, цветового строя и элементов росписи
глиняных игрушек |
Подбор иллюстраций гжельской посуды необычной формы
Стр 75-3 |
понимать художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки |
Уметь выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета. Различать глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам |
Ориентированный
взгляд на мир через осмысление разнообразия образов декоративно-прикладного
искусства |
Беседа. Просмотр ИКТ, знакомство с историей развития и традициями народных промыслов. Определение направлений проектно-исследовательской деятельности ПР декор игрушек, (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов., |
|
11. |
Искусство Гжели. |
1 |
Познакомиться с историей развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Рассмотреть разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи |
Подбор иллюстративного материала предметов быта выполненных городецкой росписью
Стр 81, ответить на вопросы |
понимать связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов,единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. |
Владеть элементарными приемами росписи Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета |
беседа, осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Украшение посуды (чашка, чайник, тарелка), росписью с использованием традиционных приемов |
||
12. |
Городецкая роспись |
1 |
История развития городецкой росписи, своеобразие и красочность предметной формы и декора, основные приемы городецкой росписи |
подобрать иллюстрации с изображением хохломской росписи
стр 85 вопросы |
характерные особенности произведений городецкого промысла |
освоить приемы кистевой росписи, овладеть декоративными навыками, создать композицию росписи в традиции Городца. |
Ориентированный
взгляд на мир через осмысление разнообразия образов декоративно-прикладного
искусства
|
беседа, Создание фрагмента композиции Городецкой росписи в процессе практической творческой работы. |
|
13. |
Хохлома |
1 |
История развития промысла, своеобразие хохломской росписи, связь традиционного орнамента с природой, особенности выполнения орнамента. |
Подбор иллюстрац. выполненных жостовской росписью
Стр. 91-2 |
понимать связь декоративных и изобразительн элементов, единство формы и декора в изделиях |
различать виды хохломской росписи, создавать композицию травяной росписи в единстве с формой. |
Беседа, работа с книгой практическая работа Отработка приема хохломского кистевого мазка — «мазка с тенями». |
||
14. |
Роспись по металлу Жостовские букеты |
1 |
Познакомиться с историей развития промысла, разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных ком-позиций особенностями жостовской росписи и приемы письма |
Подбор иллюстративного материала выполненных росписью тиснением и резьбой по бересте
Стр. 95-3 |
понимать связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях жостова |
|
Создать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. |
||
15. |
Роспись по дереву. Теснение и резьба по бересте. |
1 |
Дерево, береста - основной материал крестьянского быта. Различие форм и декора предметов Русского Севера (щепа, луб, дерево, береста). Меземская роспись - графические и цветовые особенности. |
подготовиться к викторине
стр. 103-2 |
знать характерные особенности предметов Русского Севера (щепа, луб, дерево, береста) и их декоративные особенности |
различать изделия мастеров Русского Севера, создавать эскизы одного из промыслов |
Беседа с использованием информации со страниц учебника, Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.
Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту |
||
16. |
Роль народных художественных промыслов в современной жизни |
1 |
Традиционные народные промыслы, о которых шел разговор на уроках( работа в группах) |
Не задано |
важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях, знать общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. |
различать произведения ведущих центров народных художественных промыслов, анализировать творческие работы |
Ценностно-нравственное
отношение к народному искусству, в том числе к современным художественным
промыслам |
беседа, работа в группах, применение комплексных знаний.
Защита проектов «Промыслы |
|
Раздел 3: Декор - человек, общество, время - 11 ч |
|||||||||
17. |
Зачем людям украшения |
1 |
Познакомиться с социальной ролью декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характер деталей, рисунке орнамента, цветном строе, композиции. |
Подобрать зрительный ряд с изображением украшений народов разных стран.
|
в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства |
Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора |
Уважительное
отношение к культуре разных времен и народов, понимание связи искусства с
жизнью |
Знакомство с историей использования украшений в костюме человека, определение социальной роли украшений , беседа, практическая работа эскиз «Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя.» |
|
18, |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества |
1
|
Познакомиться с символикой изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связью с мировоззрением египтян. Орнаментальными мотивами египтян |
Подобрать зрительный ряд с изображением национальных костюмов народов восточных стран
Стр 117-3 |
Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным материалом |
выявлять в произведениях декоративно - прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора, создавать эскизы украшений по мотивам декоративно - прикладного искусства Древнего Египта |
Уважительное отношение к культуре разных времен и народов, понимание ценности ДПИ для человечества |
Просмотр ИКТ анализ. беседа, |
|
19, |
1 |
практическая работа Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. |
|||||||
20. |
1 |
||||||||
21 |
Одежда говорит о человеке |
1 |
Познакомиться с особенностями декоративно - прикладного искусства Древнего Китая и Западной Европы XVII века(эпоха барокко). |
поисковая работа «Декор, человек, общество»
стр 133-1 |
многообразие форм и декора в одежде народов различных стран и у людей разных сословий. |
Уметь творчески работать с предложенной формой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ, соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе |
Уважительное
отношение к культуре разных времен и народов, понимание ценности ДПИ для
человечества. |
Беседа с использованием учебника, Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. |
|
22 |
1 |
" |
Коллективная работа. Выполнение панно «Бал во дворце» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» |
||||||
23-24 |
Костюмы древних цивилизаций |
Выявить роль людей, их отношения в обществе, а также выявить и подчеркнуть определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признаку. |
|
стр 133-3, ответить на вопросы |
Знакомство с отдельными элементами и традициями выполнения костюмов древних цивилизаций.
Выполнение костюма человека восточных стран (Япония, Китай). |
||||
25,26. |
О чем рассказывают гербы и эмблемы |
2 |
Познакомиться с историей возникновения гербов, роль геральдики в жизни рыцарского общества, фамильные гербы, гербы ремесленных цехов, символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки страны, города, партии, фирмы. |
|
Разработка проектов собственного герба или герба своей семьи
Стр 139-5 вопросы и задания. |
понимать смысловое значение изобразительного-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов |
Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция |
Способность к эмоциональной отзывчивости на художественный образ в его символическом значении |
Рассматривание гербов районов Ленинградской области, практическая работа Выполнение композиции герба и флага |
27. |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества |
1 |
Решение кроссвордов, участие в викторине |
Подобрать изображения художественных изделий современного декоративно- прикладного искусства |
Знать особенности художественного языка классического декоративно - прикладного искусства |
уметь систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально - стилевым признакам, использовать в речи новые термины |
Ценностное отношение к произведениям ДПИ, к творческой деятельности |
беседа, комплексное применение знаний Украшение предмета, вещи.
Защита проектов собственного герба или герба своей семьи, класса (по выбору) |
|
Раздел 4: Декоративное искусство в современном мире. - 7 ч |
|||||||||
28. |
Современное выставочное искусство |
1 |
Рассмотреть многообразие материалов и техник современного ДПИ. Выявить роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ |
Подбор информации о народных умельцах |
Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ |
уметь ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно - прикладного искусства, различать по материалам и технике выполнения. объяснять отличия современного декоративно- прикладного искусства от традиционного народного искусства |
Ценностное отношение к произведениям ДПИ, к творческой деятельности |
Беседа, Знакомство с современным выставочным искусством (художественное стекло, ковка, литьё, батик и т.д.), виртуальная экскурсия Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. |
|
29 |
Образно-символический язык современного декоративного искусства. |
Подбор иллюстраций - витражи |
Поисковая работа Народные художники Разработка эскизов панно или витражей по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. |
||||||
30 |
Современное декоративное искусство. Витраж |
Подобрать материал для работы над задуманной композиц.
Стр 175-179 |
владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.); |
уметь систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально - стилевым признакам, использовать в речи новые художественные термины |
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. |
|||
31 |
Лоскутная аппликация, или коллаж. |
Рассмотреть многообразие материалов и техник ДПИ. современного |
Поисковая работа по теме Вазы |
владеть навыком работы в конкретном материале ; |
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
беседа, просмотр и обсуждение образцов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы (создание коллажа) |
|||
32 |
Нарядные декоративные вазы |
Выявить роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ |
Сбор материала для работы над композицией
Стр 180-181 |
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, |
Обсуждение результатов поисковой работы. Роспись вазы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. |
||||
33, 34. |
Ты сам - мастер |
6 |
Реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом. |
Выполнение эскизов |
Понимать условность, обобщенность образа. |
Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе, разрабатывать эскизы |
Способность и ценностное отношение к творческой деятельности. Способность к самооценке результатов творческой деятельности |
беседа, обобщения и систематизации знаний, Анализ и
оценка процесса и результатов собственного художественного творчества Итоговый
контроль. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу |
©
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.