КТП по ИЗО - 5 класс

  • docx
  • 22.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ИЗО 5 ФГОС.docx

 


урока

Тема урока

Кол-во
часов

Содержание урока

Дата

 

 

Предп.

 

           факт.

Домашнее задание и подробности урока для учеников

Требования к уровню подготовки в соответствии с ФК и РК ГОС

Характеристика деятельности обучающихся,  формы контроля

Предметно - информационная составляющая (знать, понимать)

Деятельностно - коммуникативная составляющая (общеучебные и предметные умения)

Ценностно - ориентационная составляющая

Раздел 1: Древние корни народного искусства - 8 ч

 1.

Древние образы в народном искусстве

Знакомство с древними образами народного искусства
(солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни)
 

 

Подобрать иллюстрации с изображением русской избы

 

 

Стр 19-3

Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства

уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков - символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их выразительную красоту, различать солярные знаки и распределять их в рисунке

Ценностное отношение к народной культуре.
Оценка результатов деятельности.
 

Знакомство  с традиционными образами народного прикладного искусства. Зарисовка  традиционных  образов  народного (крестьянского) прикладного искусства     Вводный контроль

 2.

Убранство русской избы

Дом как микрокосмос. Знакомство с конструкцией и декором русской избы. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.

Подобрать иллюстрации с изображением интерьера русской избы

 

 

Стр 29-3

Иметь представления о конструкции русской избы и специфике образного языка ДПИ

уметь изображать элементы русской избы применяя специфику образного языка ДПИ. находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов создавать эскизы декоративного убранства избы.

Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии

Беседа,Знакомство с декором избы,   Выполнение эскиза орнаментальной композиции для украшения избы (фронтон, наличники, лобовая доска).

 3.

Внутренний мир русской избы

Сформирование образного представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище.

Подобрать иллюстрации предметов крестьянского быта.

 

 

Стр 35-3

Иметь представление об особенностях уникального крестьянского жилища и значении его в жизни русского человека. Развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное, развитие пространственного воображения

уметь сравнивать и называть конструктивные элементы устройства жилой среды крестьянского дома, сравнивать интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, уметь изображать убранство русской избы

Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии.
Готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия
 

беседа, работа в группах Создание эскизов

декоративного убранства избы.

 Выполнение коллективной  работы  «В русской избе»

 4-5.

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

Подробное рассмотрение предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов

Подобрать иллюстрации образцов народной вышивки

 

 

Стр 43-2

Знать семантическое значение традиционных образов, мотивов, сюжетов. Назвать основные элементы прялки

сравнивать и общее и особенное в конструкции, декоре предметов крестьянского быта и труда,уметь составлять сюжет для донца прялки

Уважительное отношение к культуре своего народа.
Ценностное отношение к природе и искусству и жизни в целом
 

беседа, знакомство с  декором предметов  народного  быта.  Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка).

 6.

Русская народная вышивка

Знакомство с элементами русской народной вышивки,особенности орнаментальных построений в народной вышивке, связь образов и мотивов вышивки с природой, значение цветов

Подобрать иллюстрации народного праздничного костюма

 

 

Стр 49, ответить на вопросы

Понимать условность языка орнамента, уметь использовать в практической работе образную символику (цвета и изображения) народного искусства.

анализировать особенности языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов, уметь составлять эскизы народного праздничного костюма используя традиционные цвета

Эмоционально-нравственная отзывчивость
Ориентированный взгдяд на мир через осмысление разнообразия образов декоративной формы.
 

беседа, Знакомство с мотивами в орнаментах  вышивки

 Выполнение эскиза  узора вышивки на полотенце с опорой на народную тради­цию

 7.

Народный праздничный костюм

Познакомиться с народным праздничным костюмом как целостным художественным образом. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма, символика цвета.

Работа поисковых групп по теме: Народные праздничные обряды

 

Стр 59--3

Знать символику цвета и орнаментальных мотивов как целостность художественного образа

Уметь различать северный и южный костюм понимать образный строй, народного костюма, давать ему эстетическую оценку, создавать эскизы народного праздничного костюма

Уважительное отношение к культуре своего народа

Знакомство с историей возникновения народного костюма. Беседа «Значение традиционно­го праздничного костюма как бесцен­ного достояния культуры народа» Эскиз народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов.

 8.

Народные праздничные обряды

Знакомство с обрядовые действия народного праздника. Их символическим значением. Календарные народные праздники

Подбор открыток, иллюстраций с изображением народной игрушки

 

 

Стр 63-4

Знать понятие обряд и значение, роль праздника в жизни человека. Иметь представление о роли ДПИ в укладе жизни русского народа

Уметь используя полученные знания об обрядах и их значении, высказывать аргументированные суждения о народных праздниках, уметь объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции питающей современное декоративно - прикладное искусство

Уважительное и ценностное отношение к культуре своего народа,
эмоционально-нравственная отзывчивость на явления народной культуры
 

Беседа Обобщение и систематизация  знаний  и умений  обучающихся  по  теме. Знакомство  с народно-праздничными обрядами Изготовление куклы Масленицы.

Раздел 2: Связь времен в народном искусстве - 8 ч

 9-10.

Древние образы в современных народных игрушках

Знакомство с особенностями пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек
 

Подбор иллюстраций гжельской посуды необычной формы

 

Стр 75-3

понимать художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки

Уметь выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета. Различать глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам

Ориентированный взгляд на мир через осмысление разнообразия образов декоративно-прикладного искусства
Способность эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям ДПИ
 
 

Беседа. Просмотр ИКТ,  знакомство  с историей развития и традициями народных промыслов. Определение  направлений проектно-исследовательской деятельности

ПР де­кор игрушек, (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов.,

 11.

Искусство Гжели.

Познакомиться с историей развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Рассмотреть разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи

Подбор иллюстративного материала предметов быта выполненных городецкой росписью

 

Стр 81, ответить на вопросы

понимать связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов,единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.

Владеть элементарными приемами росписи Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета

беседа, осуществлять собственный художе­ственный замысел, связанный с созда­нием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Украшение посуды (чашка, чайник, тарелка), росписью с использованием традиционных приемов

 12.

Городецкая роспись

История развития городецкой росписи, своеобразие и красочность предметной формы и декора, основные приемы городецкой росписи

подобрать иллюстрации с изображением хохломской росписи

 

стр 85 вопросы

характерные особенности произведений городецкого промысла

освоить приемы кистевой росписи, овладеть декоративными навыками, создать композицию росписи в традиции Городца.

 

Ориентированный взгляд на мир через осмысление разнообразия образов декоративно-прикладного искусства
Способность эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям ДПИ

 

беседа,  Создание фрагмента композиции Городецкой росписи в процессе практической творческой работы.

 13.

Хохлома

История развития промысла, своеобразие хохломской росписи, связь традиционного орнамента с природой, особенности выполнения орнамента.

Подбор иллюстрац. выполненных жостовской росписью

 

Стр. 91-2

понимать связь декоративных и изобразительн элементов, единство формы и декора в изделиях

различать виды хохломской росписи, создавать композицию травяной росписи в единстве с формой.

Беседа, работа с книгой практическая работа

Отработка приема хохломского кистевого мазка — «мазка с тенями».

 14.

Роспись по металлу Жостовские букеты

Познакомиться с историей развития промысла, разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных ком-позиций особенностями жостовской росписи и приемы письма

Подбор иллюстративного материала выполненных росписью тиснением и резьбой по бересте

 

Стр. 95-3

понимать связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях жостова

Владеть элементарными приемами росписи Уметь выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета

беседа с показом ИКТ. практическая работа

 Создать композицию травной росписи в единстве с формой, исполь­зуя основные элементы травного узора.

 15.

Роспись по дереву. Теснение и резьба по бересте.

Дерево, береста - основной материал крестьянского быта. Различие форм и декора предметов Русского Севера (щепа, луб, дерево, береста). Меземская роспись - графические и цветовые особенности.

подготовиться к викторине

 

 

стр. 103-2

знать характерные особенности предметов Русского Севера (щепа, луб, дерево, береста) и их декоративные особенности

различать изделия мастеров Русского Севера, создавать эскизы одного из промыслов

Беседа с использованием информации со страниц учебника, Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестя­ной и деревянной утвари.

 

Изготовление карандашницы  в технике, имитирующей просечную бересту

 16.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

Традиционные народные промыслы, о которых шел разговор на уроках( работа в группах)

 Не задано

важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях, знать общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

различать произведения ведущих центров народных художественных промыслов, анализировать творческие работы

Ценностно-нравственное отношение к народному искусству, в том числе к современным художественным промыслам
Способность к эмоциональному восприятию произведений ДПИ
 

беседа, работа в группах, применение комплексных знаний.

 

Защита проектов «Промыслы

Раздел 3: Декор - человек, общество, время - 11 ч

 17.

Зачем людям украшения

Познакомиться с социальной ролью декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характер деталей, рисунке орнамента, цветном строе, композиции.

Подобрать зрительный ряд с изображением украшений народов разных стран.

 

 

в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства

Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора

Уважительное отношение к культуре разных времен и народов, понимание связи искусства с жизнью
Способность к эмоциональному восприятию предметов декоративного искусства
 

Знакомство с историей  использования  украшений  в  костюме человека, определение социальной роли украшений , беседа, практическая работа эскиз «Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя.»

 18,

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

1

 

Познакомиться с символикой изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связью с мировоззрением египтян. Орнаментальными мотивами египтян

Подобрать зрительный ряд с изображением национальных костюмов народов восточных стран

 

Стр 117-3

Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным материалом

выявлять в произведениях декоративно - прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора, создавать эскизы украшений по мотивам декоративно - прикладного искусства Древнего Египта

Уважительное отношение к культуре разных времен и народов, понимание ценности ДПИ для человечества

Просмотр ИКТ анализ. беседа,

19,

1

практическая работа Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

20.

1

 21

Одежда говорит о человеке

1

Познакомиться с особенностями декоративно - прикладного искусства Древнего Китая и Западной Европы XVII века(эпоха барокко).

поисковая

работа «Декор, человек, общество»

 

 

стр 133-1

многообразие форм и декора в одежде народов различных стран и у людей разных сословий.

Уметь творчески работать с предложенной формой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ, соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе

Уважительное отношение к культуре разных времен и народов, понимание ценности ДПИ для человечества.
Готовность к сотрудничеству
 

Беседа с использованием учебника, Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве.

22

 1

"

Коллективная работа. Выполнение панно «Бал во дворце» по мотивам сказки  Ш. Перро «Золушка»

23-24

Костюмы древних цивилизаций

Выявить роль людей, их отношения в обществе, а также выявить и подчеркнуть определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признаку.

 

стр 133-3, ответить на вопросы

Знакомство  с отдельными элементами и традициями выполнения костюмов древних цивилизаций.

 

Выполнение костюма человека восточных стран (Япония, Китай).

 25,26.

О чем рассказывают гербы и эмблемы

Познакомиться с историей возникновения гербов, роль геральдики в жизни рыцарского общества, фамильные гербы, гербы ремесленных цехов, символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки страны, города, партии, фирмы.

 

Разработка  проектов   собственного герба или герба  своей семьи

 

Стр 139-5 вопросы и задания.

понимать смысловое значение изобразительного-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов

Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция

Способность к эмоциональной отзывчивости на художественный образ в его символическом значении

Рассматривание гербов районов Ленинградской области, практическая работа

 Выполнение композиции герба и флага

 27.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Решение кроссвордов, участие в викторине

Подобрать изображения художественных изделий современного декоративно- прикладного искусства

Знать особенности художественного языка классического декоративно - прикладного искусства

уметь систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально - стилевым признакам, использовать в речи новые термины

Ценностное отношение к произведениям ДПИ, к творческой деятельности

беседа, комплексное применение знаний

Украшение предмета, вещи.

 

Защита проектов   собственного герба или герба  своей семьи, класса (по выбору)

Раздел 4: Декоративное искусство в современном мире.  - 7 ч

 28.

Современное выставочное искусство

Рассмотреть многообразие материалов и техник современного ДПИ. Выявить роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ

Подбор информации о народных умельцах

Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ

уметь ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно - прикладного искусства, различать по материалам и технике выполнения. объяснять отличия современного декоративно- прикладного искусства от традиционного народного искусства

Ценностное отношение к произведениям ДПИ, к творческой деятельности

Беседа, Знакомство  с современным выставочным искусством (художественное  стекло, ковка, литьё, батик и т.д.), виртуальная экскурсия

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

29

Образно-символический язык  современного декоративного  искусства.

Подбор иллюстраций - витражи

Поисковая работа

 Народные художники Разработка эскизов панно или витражей по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией.

30

Современное декоративное искусство. Витраж

Подобрать материал для работы над задуманной композиц.

 

Стр 175-179

владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);

уметь систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально - стилевым признакам, использовать в речи новые художественные термины

 формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира

различать по материалам, технике исполнения худо­жественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

31

Лоскутная аппликация, или коллаж.

Рассмотреть многообразие материалов и техник ДПИ. современного

Поисковая работа по теме Вазы

владеть навыком работы в конкретном материале ;

умение организовывать учебное сотрудничество

и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

беседа, просмотр и обсуждение образцов. Осуществлять собственный художе­ственный замысел, связанный с созда­нием выразительной формы (создание коллажа)

32

Нарядные декоративные вазы

Выявить роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ

Сбор материала для работы над композицией

 

Стр 180-181

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,

Обсуждение результатов поисковой работы.

 Роспись вазы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. 

 33, 34.

Ты сам - мастер

Реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом.

Выполнение эскизов

Понимать условность, обобщенность образа.

Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе, разрабатывать эскизы

Способность и ценностное отношение к творческой деятельности. Способность к самооценке результатов творческой деятельности

беседа, обобщения и систематизации знаний,

Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества Итоговый  контроль.   Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу
 
 

 

©