|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
2022-2023 учебный год
№ урока |
Раздел, тема |
Дата |
Корректировка |
Раздел 1. О Родине и её истории (10 часов) |
|||
1. |
Любовь к Родине и её история — важные темы произведений литературы. К. Д. Ушинский «Наше отечество» |
02.09 |
|
2. |
Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края —главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. |
06.09 |
|
3. |
Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края —главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Ф. Н. Глинка «Москва» |
07.09 |
|
4. |
Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. К. М. Симонов «Родина» |
08.09 |
|
5. |
Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. . М. Симонов «Родина» |
09.09 |
|
6. |
Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. М. М. Пришвин «Моя Родина», |
13.09 |
|
7. |
Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. М. М. Пришвин «Моя Родина», |
14.09 |
|
8. |
Роль и особенности заголовка произведения Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. |
15.09 |
|
9. |
Роль и особенности заголовка произведения Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. |
16.09 |
|
10. |
Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения. |
20.09 |
|
Раздел 2. Фольклор (устное народное творчество) (16 часов) |
|||
11. |
Расширение знаний о малых жанрах фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки). Знакомство с видами загадок. |
21.09 |
|
12. |
Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). |
22.09 |
|
13. |
Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь: образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи. |
23.09 |
|
14. |
Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Сказка «Дочь-семилетка», «Самое дорогое» |
27.09 |
|
15. |
Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). «Иван-царевич и Серый волк», «Сивка-бурка» |
28.09 |
|
16. |
Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки. «Про ленивую и радивую», «Морозко», «По щучьему веленью» |
29.09 |
|
17. |
Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Летучий корабль» |
30.09 |
|
18. |
Расширение представлений о народной песне.Чувства, которые рождают песни, темы песен. И. З. Суриков «Рябина» |
04.10 |
|
19. |
Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. А. В. Кольцов «Русская песня» |
05.10 |
|
20. |
Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» |
06.10 |
|
21. |
Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность). «Илья Муромец и Соловей-разбойник» |
07.10 |
|
22. |
Характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). «Илья Муромец и Соловей-разбойник» |
11.10 |
|
23. |
Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). «Илья Муромец и Соловей-разбойник» |
12.10 |
|
24. |
Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. |
13.10 |
|
25. |
Контрольная работа №1 по теме: Фольклорные особенности жанра. |
14.10 |
|
26. |
Работа над ошибками. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения. |
18.10 |
|
Раздел 3. Творчество А.С.Пушкина (11 часов) |
|||
27. |
А. С. Пушкин — великий русский поэт. |
19.10 |
|
28. |
А. С. Пушкин — великий русский поэт. |
20.10 |
|
29. |
Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет) «В тот год осенняя погода…» |
21.10 |
|
30. |
Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет). «Опрятней модного паркета…» |
25.10 |
|
31. |
Лирические произведения А. С. Пушкина: рифма, ритм. |
26.10 |
|
32. |
Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» — нравственный смысл произведения, структура сказочного текста |
27.10 |
|
33. |
Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» — особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. |
28.10 |
|
34. |
Связь пушкинских сказок с фольклорными. |
01.11 |
|
35. |
Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. |
02.11 |
|
36. |
И. Я. Билибин —иллюстратор сказок А. С. Пушкина. |
03.11 |
|
37. |
Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин —иллюстратор сказок А. С. Пушкина. |
15.11 |
|
Раздел 4. Творчество И.А.Крылова (5 часов) |
|||
38. |
Басня — произведение поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. «Мартышка и Очки» |
16.11 |
|
39. |
Иносказание в баснях. И. А. Крылов — великий русский баснописец. «Ворона и Лисица» |
17.11 |
|
40. |
Басни И. А. Крылова: назначение, темы и герои, особенности языка. «Слон и Моська», «Чиж и Голубь» |
18.11 |
|
41. |
Явная и скрытая мораль басен. «Лисица и Виноград», «Кукушка и Петух» |
22.11 |
|
42. |
Использование крылатых выражений в речи. |
23.11 |
|
Раздел 5. Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века (8 часов) |
|||
43. |
Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Ф. И. Тютчев «Листья», «Есть в осени первоначальной…» |
24.11 |
|
44. |
Картины природы в лирических произведениях поэтов ХIХ века. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «В небе тают облака», |
25.11 |
|
45. |
Чувства, вызываемые лирическими произведениями. А. А. Фет «Осень», «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря…», |
29.11 |
|
46. |
Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение. И. С. Никитин «Встреча зимы», |
30.11 |
|
47. |
Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…», «Славная осень! Здоровый, ядрёный…», «Однажды в студёную зимнюю пору…», |
01.12 |
|
48. |
Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. А. Н. Майков «Осень», «Весна», |
02.12 |
|
49. |
Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании, в изобразительном искусстве, в произведениях музыкального искусства. И. С. Никитин «Утро», |
06.12 |
|
50. |
Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании, в изобразительном искусстве, в произведениях музыкального искусства. И. З. Суриков «Детство» |
07.12 |
|
Раздел 6. Творчество Л.Н.Толстого (10 часов) |
|||
51. |
Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль. «Акула» |
08.12 |
|
52. |
Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль. быль «Прыжок» |
09.12 |
|
53. |
Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. «Лев и собачка» |
13.12 |
|
54. |
Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Сказка «Ореховая ветка» |
14.12 |
|
55. |
Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. |
15.12 |
|
56. |
Эпизод как часть рассказа. Различные виды плана. «Зайцы» |
16.12 |
|
57. |
Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Басня «Белка и волк» |
20.12 |
|
58. |
Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. «Лебеди» |
21.12 |
|
59. |
Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?», |
22.12 |
|
60. |
Контрольная работа №2 по теме: «Творчество Л. Н. Толстого» |
23.12 |
|
Раздел 7. Литературная сказка (9 часов) |
|||
61. |
Литературная сказка русских писателей, расширение круга чтения. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост |
10.01 |
|
62. |
Литературная сказка русских писателей, расширение круга чтения. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу», |
11.01 |
|
63. |
Литературная сказка русских писателей, расширение круга чтения. В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». |
12.01 |
|
64. |
Литературная сказка русских писателей, расширение круга чтения. В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». |
13.01 |
|
65. |
Литературная сказка русских писателей, расширение круга чтения. И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» |
17.01 |
|
66. |
Литературная сказка русских писателей, расширение круга чтения. И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» |
18.01 |
|
67. |
Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» |
19.01 |
|
68. |
Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», «Умнее всех» |
20.01 |
|
69. |
Составление аннотации. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович», |
24.01 |
|
Раздел 8. Картины природы в произведениях поэтов и писателей XX века (10 часов) |
|||
70. |
Картины природы в лирических и прозаических произведениях писателей ХХ. И. А. Бунин «Первый снег», «Полевые цветы» |
25.01 |
|
71. |
Картины природы в лирических и прозаических произведениях писателей ХХ века. А. П. Чехов «Степь» (отрывок) |
26.01 |
|
72. |
Чувства, вызываемые описанием природы (пейзажа) в художественном произведении. А. А. Блок «Ворона», «Сны» |
27.01 |
|
73. |
Чувства, вызываемые описанием природы (пейзажа) в художественном произведении. К. Д. Бальмонт «Снежинка», «Золотое слово» |
31.01 |
|
74. |
Средства художественной выразительности при описании пейзажа: эпитеты, олицетворения, синонимы, антонимы. С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы», «Черёмуха» |
01.02 |
|
75. |
Средства художественной выразительности при описании пейзажа: сравнения, звукопись. С. А. Есенин «С добрый утром!», «Берёза» |
02.02 |
|
76. |
Повтор как приём художественной выразительности. Саша Чёрный «Летом» |
03.02 |
|
77. |
Повтор как приём художественной выразительности. С. Я. Маршак «Гроза днём» |
07.02 |
|
78. |
Репродукция картины как иллюстрация к художественному произведению. С. Я. Маршак «В лесу над росистой поляной», «Ландыш» |
08.02 |
|
79. |
Репродукция картины как иллюстрация к художественному произведению. |
09.02 |
|
Раздел 9. Произведения о взаимоотношениях человека и животных (16 часов) |
|||
80. |
Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» |
10.02 |
|
81. |
Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» |
14.02 |
|
82. |
Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. К. Г. Паустовский «Заячьи лапы» |
15.02 |
|
83. |
Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. К. Г. Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга» |
16.02 |
|
84. |
Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. М. М. Пришвин «Выскочка» |
17.02 |
|
85. |
Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. М. М. Пришвин «Жаркий час» |
21.02 |
|
86. |
Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь (расширение круга чтения на примере произведений С. В. Образцова. |
22.02 |
|
87. |
Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь (расширение круга чтения на примере произведений С. В. Образцова. |
24.02 |
|
88. |
Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь (расширение круга чтения на примере произведений В. Л. Дурова. |
28.02 |
|
89. |
Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь (расширение круга чтения на примере произведений В. Л. Дурова. |
01.03 |
|
90. |
Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Б. С. Житков «Про обезьянку» |
02.03 |
|
91. |
Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Б. С. Житков «Про обезьянку» |
03.03 |
|
92. |
Контрольная работа №3 по теме: |
07.03 |
|
93. |
Работа над ошибками. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя). А. И. Куприн «Барбос и Жулька» |
09.03 |
|
94. |
Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (описание интерьера). А. И. Куприн «Слон» |
10.03 |
|
95. |
Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера). |
14.03 |
|
Раздел 10. Произведения о детях (18 часов) |
|||
96. |
Дети — герои произведений: раскрытие темы «Разные детские судьбы» Л. А. Кассиль «Алексей Андреевич» |
15.03 |
|
97. |
Дети — герои произведений: раскрытие темы «Дети на войне». С. В. Михалков «Данила Кузьмич» |
16.03 |
|
98. |
Дети — герои произведений: раскрытие темы «Дети на войне». А. И. Мусатов «Оружие» |
17.03 |
|
99. |
Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Л. Пантелеев «Честное слово» |
21.03 |
|
100. |
Отличие автора от героя и рассказчика. Л. Пантелеев «На ялике» |
22.03 |
|
101. |
Герой художественного произведения: время и место проживания. М. Горький «Пепе» |
23.03 |
|
102. |
Герой художественного произведения: особенности внешнего вида и характера. . П. Гайдар «Горячий камень» |
24.03 |
|
103. |
Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. А. П. Гайдар «Тимур и его команда» |
04.04 |
|
104. |
Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне. А. П. Чехов «Ванька» |
05.04 |
|
105. |
Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне. В. Г. Короленко «Слепой музыкант» |
06.04 |
|
106. |
Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне. Е. А. Пермяк «Дедушкин характер» |
07.04 |
|
107. |
Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне. В. Ф. Панова «Серёжа» |
11.04 |
|
108. |
Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне. И. Никулина «Бабушкин кактус» |
12.04 |
|
109. |
Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Н. Н. Носов «Огурцы» |
13.04 |
|
110. |
Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. |
14.04 |
|
111. |
Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. |
18.04 |
|
112. |
Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. |
19.04 |
|
113. |
Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время. |
20.04 |
|
Раздел 11. Юмористические произведения (7 часов) |
|||
114. |
Комичность как основа сюжета. Авторы юмористических рассказов: Н. Н. Носов «Федина задача» |
21.04 |
|
115. |
Комичность как основа сюжета. Авторы юмористических рассказов: Н. Н. Носов «Федина задача» |
25.04 |
|
116. |
Герой юмористического произведения. Авторы юмористических рассказов: Н. Н. Носов «Телефон» |
26.04 |
|
117. |
Герой юмористического произведения. Авторы юмористических рассказов: М. М. Зощенко. «Великие путешественники» |
27.04 |
|
118. |
Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. М. М. Зощенко «Великие путешественники» |
28.04 |
|
119. |
Контрольная работа №4 по теме: «Произведения» |
02.05 |
|
120. |
Работа над ошибками. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. |
03.05 |
|
Раздел 12. Зарубежная литература (10 часов) |
|||
121. |
Круг чтения: литературные сказки Ш. Перро. «Подарки феи» |
04.05 |
|
122. |
Круг чтения: литературные сказки Х.-К. Андерсена. «Гадкий утёнок» |
05.05 |
|
123. |
Круг чтения: литературные сказки Ц. Топелиуса. «Солнечный Луч в ноябре» |
10.05 |
|
124. |
Круг чтения: литературные сказки Р. Киплинга. «Маугли» |
11.05 |
|
125. |
Круг чтения: литературные сказки Дж. Родари. «Волшебный барабан». |
12.05 |
|
126. |
Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). |
16.05 |
|
127. |
Рассказы о животных зарубежных писателей. Дж. Лондон «Бурый волк», Э. Сетон-Томпсона «Чинк». |
17.05 |
|
128. |
Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак. |
18.05 |
|
129. |
Известные переводчики зарубежной литературы: К. И. Чуковский. |
19.05 |
|
130. |
Известные переводчики зарубежной литературы: Б. В. Заходер. |
23.05 |
|
Раздел 13. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) (6 часов) |
|||
131. |
Ценность чтения художественной литературы и фольклора. Н. П. Кончаловская «Наша древняя столица» |
24.05 |
|
132. |
Промежуточная аттестация (контрольное чтение с заданием) |
25.05 |
|
133. |
Осознание важности читательской деятельности. С. Я. Маршак «Книжка про книжку» |
26.05 |
|
134. |
Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Н. А. Найдёнова «Мой друг» |
26.05 |
|
135. |
Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами. |
30.05 |
|
136. |
Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Б. В. Заходер «Что такое стихи»
|
30.05 |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.