Окружающий природный мир
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы «Окружающий природный мир» являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание предмета «Окружающий природный мир» представлено
следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование).
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий природный мир» относится к предметной области «Окружающий мир».
Количество часов на изучение данного предмета: 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 68 часов в год.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
«Окружающий природный мир»
7 класс- 68 ч.
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Кол. часов |
Содержание, виды деятельности |
||
план |
факт |
|||||
|
1 четверть- 16 ч. |
|||||
|
Временные представления. |
|||||
1 |
Сутки. |
|
|
1ч. |
Формировать представления о значении солнца и времени суток. Умение строить высказывания сопряжённо с учителем. Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления. |
|
2
|
Различение дней недели |
|
|
1ч. |
Формирование представления о днях недели и их последовательности. Уметь соотносить дни недели (будни и выходные) с определёнными видами деятельности человека. |
|
3
|
Различение времён года по характерным признакам |
|
|
1ч. |
Познакомить с временами года и их названиями. Уметь определять времена года по их признакам. Развитие зрительного восприятия. |
|
4 |
Соотнесение месяцев с временами года. |
|
|
1ч. |
Различать месяцы в году. Знать названия месяцев каждого сезона. |
|
5 |
Год, как последовательность сезонов. |
|
|
1ч. |
Формировать знания о смене времён года. Связи между ними. Что такое сезон. Умение работать с иллюстрациями. Развитие зрительного внимания. |
|
6 |
Календарь. |
|
|
1ч. |
Умение различать виды календарей: настенный, настольный и т.д. Уметь ориентироваться в календаре, определять год, текущий месяц, дни недели, предстоящей даты и т.д. |
|
|
Объекты природы |
|||||
7 |
Природа и рукотворный мир |
|
|
1ч |
Формировать у учащихся представление о понятиях: «природа», «рукотворные предметы»; о том, что человек часть природы и может сам создавать объекты, которые относятся к окружающему миру. |
|
8 9 |
Живая и неживая природа |
|
|
2ч |
||
10 11
|
Явления природы. |
|
|
2ч. |
Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Наблюдение за изменениями в природе и установление взаимосвязи; осознание необходимости бережного отношения к природе. Умение составлять краткий рассказ о погоде, опираясь на собственные наблюдения. Использование словесных (жестовых) языковых средств. |
|
12 13 |
Что такое погода. |
|
|
2ч. |
||
14 |
В гости к осени (экскурсия) |
|
|
1ч |
||
15 |
Рассказ о погоде текущего дня. |
|
|
1ч. |
||
16 |
Повторение. |
|
|
1ч. |
Повторение пройденного материала. |
|
2 четверть- 16 ч. |
||||||
Растительный мир |
||||||
1
|
Узнавание (различение) растений: дерево, куст, трава |
|
|
1ч |
Расширение представлений о растениях, их разнообразии. Умение по характерным признакам различать деревья, кусты и траву. Работа по карточкам «Деревья». |
|
2 |
Части растений |
|
|
1ч. |
Расширение представлений о деревьях, их разнообразии. Находить и показывать части растений. |
|
3 |
Плодовые деревья |
|
|
1ч. |
Расширение представлений о деревьях, их разнообразии. Находить и показывать части дерева. |
|
4 |
Лиственные и хвойные деревья. |
|
|
1ч. |
Уметь различать хвойные и лиственные деревья по внешним признакам. |
|
5 |
Значение деревьев в природе и жизни человека. |
|
|
1ч. |
Формирование представлений о значении деревьев в жизни человека и в природе. |
|
6 7 |
Мир грибов |
|
|
2ч |
Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка).Различение съедобных и несъедобных грибов.Знание значения грибов в природе и жизни человека. |
|
8 9 |
Кустарники |
|
|
2ч |
Узнавание(различение)кустарни-ков (орешник, шиповник, крыжовник,смородина,бузина,боярышник).Знаниеособенностей внешнего строения кустарника. Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. |
|
10 |
Цветочно-декоративные растения. |
|
|
1ч. |
Уметь узнавать и различать дикорастущие цветочно-декоративные растения (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, подснежник, ландыш). Умение различать части цветка. Формирование понятий о значении цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Умение наблюдать за действиями педагога. Отвечать на вопросы словесно (жестами), любыми языковыми средствами. |
|
11 |
Строение цветов |
|
|
1ч. |
||
12 |
Травянистые растения. |
|
|
1ч. |
Формирование представлений о травянистых растениях. |
|
13 |
Виды травянистых растений. |
|
|
1ч. |
Формирование представлений о культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива.) |
|
14 |
Лекарственные растения. |
|
|
1ч. |
Формировать представления о лекарственных растениях (зверобой, ромашка, календула и др.), значение в жизни человека. |
|
15 |
Зерновые культуры |
|
|
1ч |
Узнавание (различение) зерновых культур(пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. |
|
16 |
Повторение |
|
|
2ч. |
Повторение пройденного |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.