КТП по литературному чтению (4 класс, система Л.В.Занкова)
Оценка 4.9

КТП по литературному чтению (4 класс, система Л.В.Занкова)

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
чтение
4 кл
28.02.2018
КТП по литературному чтению (4 класс, система Л.В.Занкова)
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (учебное издание «Стандарты второго поколения», Москва, «Просвещение», 2010), на основе программы «Литературное чтение»(автор В. Ю. Свиридова),утверждённой Министерством образования и науки РФ (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательский дом «Федоров», 2012)Общий объем учебного времени по литературному чтению в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова составляет 102 часа (3 часа в неделю).
Филинова Т.Н. 4 класс ктп лит чтение docx.docx

МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа педагога

по литературному чтению

начального общего образования 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик :

Филинова Т.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению  разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования (учебное издание «Стандарты второго поколения» Москва  «Просвещение» 2010),

на основе программы «Литературное чтение» автор В. Ю. Свиридова,

утверждённой Министерством образования и науки РФ (Сборник программ для начальной

школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательский дом «Федоров», 2012)

Для реализации поставленных целей и задач используется следующий учебно-методический комплект:

В.Ю. Свиридова Литературное чтение 4-й класс. Части 1,2. Самара: Корпорация

«Федоров», издательство «Учебная литература», 2014г

Внесены изменения в авторскую программу. В связи с уменьшением количества недельных часов в Федеральном базисном учебном плане в 4 классе темы уплотнены в следующих разделах:

разделе «Волшебная старина» из 28часов оставлено 22 часа;

разделе «Пленительные напевы» из 28часов оставлено 27 часов;

            разделе «огонь волшебного рассказа» из 40 часов оставлено 28 часов;

разделе «Все, что сердцу мило» из 40 часов оставлено25 часов

Общий объем учебного времени составляет 102 часа (3 часа в неделю).

Тематическое планирование по литературному чтению

в 4 классе

 

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Характеристика основной деятельности ученика

 

 

по плану

по факту

Глава 1 Волшебная старина (22 часа)

1

Крутим, барабан времени. Путешествие во времени с помощью произведений искусства: С.Я. Маршак «И поступь, и голос у времени тише…», картина М. Шагала «Часы с синим крылом».

1

 

 

Характеристика книги (учебника), ее структуру обложка, форзац, титульный лист, деление содержания на главы, оглавление.

Восприятие поэтического текста на слух и при самостоятельном чтении. Сравнение средств воздействия на слушателя и зрителя разных видов искусства. Участие в диалоге.

2

Древнее восприятие человеком хода времени через жизнь природы. Поговорки и пословицы русского земледельца. Портрет В.И.Даля

кисти В. Перова.

 

1

 

 

Декламация  стихотворения.

Высказывание оценочных

суждений (в соответствии

с нормами речевого этикета).

Чтение и толкование пословиц. Деление пословиц на группы по смыслу, по времени возникновения. Сравнение и характеристика особенностей построения пословиц.

 

3

Наедине с книгой. Мир сказок. Знакомство с народной сказкой «Иван-царевич и серый волк».

 

1

 

 

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.  Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Формулирование простых выводов. Пересказ текста. Сравнение и характеристика особенностей волшебной народной сказки.

4

Законы волшебной

народной сказки

в сказке «Иван- царевич и серый волк».

 

1

 

 

Пересказ  текста Чтение вслух плавно, целыми словами.

Выразительное чтение с анализом использования разной интонации, пауз, темпа.

Сравнение своих ответов с ответами одноклассников.

5

«Иван- царевич и серый волк».

 

1

 

 

Формулирование простых выводов. Конструирование монологического высказывания на заданную тему

6

Проникновение элементов конкретного исторического времени в сказку.  Русская народная сказка «Летучий корабль».

 

1

 

 

Восприятие  на слух сказки, понимание содержания, ответы на вопросы. Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.

7

Язык сказки. Русская народная сказка «Летучий корабль».

Пословицы и поговорки о качествах человека: ум, смекалка, доброта, трудолюбие, честность.

 

1

 

 

Рассматривание книги. Презентация одноклассникам читательского отзыва.

Чтение и толкование пословиц. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Участие в диалоге.

Деление пословиц на группы по смыслу, по времени возникновения

8

Русская народная сказка «Летучий корабль».

1

 

 

Ориентироваться в нравственном

содержании прочитанного, уметь

самостоятельно делать выводы,

за что сказка наградила дурня

и наказала царя.

Актуализировать, уточнять,

углублять знания о волшебной

сказке, ее вариантах, этапах бытования.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

9

Русская народная сказка «Летучий корабль».

1

 

 

Понимать различие сборника произведений от книги одного автора.

Уметь представлять читательский отзыв на принесенную книгу.

Воспринимать учебную информацию о связи волшебной сказки с мифом, об отличии ее от мифа на слух

10

 

 

 

 

 

Подвиги Геракла, героя, который постепенно освобождается от власти богов и власти Природы.

 

1

 

 

Сравнение мифологических представлений разных народов на основании информации учебника и информации, предоставленной учителем или учениками.

Определение настроения произведения изобразительного искусства (скульптуры).

11

Подвиги Геракла. Образ Кербера.

1

 

 

Припоминание и рассказ из ранее изученных мифов, выделяя схожее. Определение особенностей произведения, позволяющих судить о верованиях древних.

12

Подвиги русских

богатырей. Знакомство

с жанром былины.

«Как Илья из Мурома богатырем стал».

 

1

 

 

Объяснение особенностей языка былины.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Нахождение и зачитывание частей текста, иллюстрирующих высказанное суждение.

Участие в диалоге.

13

Красота и своеобразие языка русской былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

 

 

1

 

 

Выразительное чтение текста вслух плавно, целыми словами. осознанно интонационно

выделяя, подчеркивая жанровые особенности: напевность, ритм; правильно расставляя смысловые паузы

14

Мотивы былины

в художественном

произведении  А.К. Толстого «Илья Муромец». Особенности былинного повествования . Сравнительный анализ

картин художников

М. Врубеля «Богатырь» и

В. Васнецова Богатыри».

 

 

 

1

 

 

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Сравнение былины и авторского произведения, написанного по мотивам былины, для уточнения жанровых особенностей. Определение настроения живописного произведения, сравнение его с настроением

литературного произведения. Создание текста (анализ репродукции картины)

15

Приметы исторического времени в былине «Никита Кожемяка»

1

 

 

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Упражнение в постепенном увеличении скорости чтения

в соответствии с индивидуальными возможностями.

Формулирование предположений и простых выводов.

Рассматривание и анализ иллюстраций учебника.

16

Жизнь жанра сказки во времени. Отличие  волшебных  сказок от бытовых. Русские народные сказки

«Что дальше слышно», «Как Иван-дурак дверь стерег».

 

1

 

 

Упражнение в восприятии

произведения на слух и при чтении про себя. Определение жанра, характеристика жанровых особенностей прослушанного произведения. Объяснение особенностей языка былины.

17

. Русская народная сказка

 «Как Иван-дурак дверь стерег».

 

1

 

 

Ответы на вопросы по содержанию фольклорного текста. Участие в диалоге. Выразительное чтение текста, с передачей особенностей жанра.

18

Жизнь жанра сказки во времени. Отличие  волшебных  сказок от бытовых.  Русская народная  сказка «Кашица из топора».

 

1

 

 

Участие в диалоге. Выразительное чтение текста, с передачей особенностей жанра.

19

Мотивы бытовой сказки в художественном произведении.

С.Я. Маршак «Сказка  про короля и солдата».

 

1

 

 

Упражнение в восприятии произведения на слух и при чтении про себя. Определение жанра, характеристика жанровых особенностей произведения. Объяснение особенностей языка бытовой сказки.

20

Особенности  авторской сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

 

Входной мониторинг по тексту администрации

1

 

 

Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Оценка своих эмоциональных реакций.

21

Г.Х. Андерсен

«Стойкий оловянный

солдатик».

 

 

1

 

 

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер.

Анализировать текст: жанровая

принадлежность, соответствие

сюжетных особенностей жанру

волшебной сказки.

Наблюдать и формулировать

черты сходства и различия данной авторской и народной волшебной сказки.

22

Г.Х. Андерсен

«Стойкий оловянный

солдатик».

 

 

1

 

 

Анализировать текст: жанровая

принадлежность, соответствие

сюжетных особенностей жанру

волшебной сказки.

Сходство – существование, точнее деление мира на добро и зло, магия чисел, испытания героя в «подземном» мире, внешность и поступки солдатика совпадают с особенностями главного героя народной сказки.

Глава II.Пленительные напевы (27часов)

23

Понятие «классическая поэзия. Особенности художественного мира

в стихотворении В.А. Жуковского «Там небеса и воды ясны!».

 

1

 

 

Упражнение в восприятии учебной информации. Выделение главного, того, что необходимо запомнить. Рассматривание картины, определение настроения живописного произведения.

Уяснение смысла символики, использованной в картине. Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины).

24

Разные образы родины.

А.С. Пушкин «Москва…

Как много в этом звуке…».

1

 

 

Декламация стихотворения. Выразительное чтение стихотворения. Оценивание выразительного чтения, декламации стихотворения.

25

Формирование чувства причастности к отечественной истории и культуре. Поэзия и история. М.Ю. Лермонтов «Бородино».

 

1

 

 

Декламация стихотворения.

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

26

Отечественная война 1812 года в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «Бородино»

1

 

 

Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения, анализ образа главного героя,

нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

27

Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

1

 

 

Актуализировать знания о басне, ее жанровых особенностях. Называть законы жанра: в басне действуют животные (что делает ее сходной со сказкой о животных), но они символизируют определенные человеческие качества; нравоучительный характер басни, наличие морали.

28

Басни И. Крылова (по выбору из хрестоматии).

 

1

 

 

Уточнение жанровых особенностей басни. Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.

Участие в диалоге. Выразительное чтение басен, декламация их, участие в инсценировки.

29

  Отрывок из стихотворения Н.Некрасова

«Крестьянские дети». Выразительность поэтического образа, созданного Н.А. Некрасовым.

Средства выразительности

1

 

 

Зачитывание цитат из текста, подтверждающих или опровергающих высказанное суждение. Нахождение в тексте особенностей средств художественной выразительности, которыми автор создает образ «мужичка».

30

Наедине с книгой. Судьба твоего ровесника, жившего в XIX веке. Рассказ А.П. Чехова «Ванька».

 

 

1

 

 

Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

31

Два мира Ваньки Жукова

по рассказу А.П. Чехова «Ванька».

 

 

1

 

 

Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героя, персонажей.

Построение монологического высказывания для выражения своего суждения.

32

Эмоциональный тон и характер воспоминаний о детстве лирического героя стихотворения И.А. Бунина «Детство».

 

1

 

 

Выразительное чтение текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения

33

Два мира (мир парикмахерской и мир дачи)  в рассказе Л.Н.Андреева «Петька на даче».

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Восприятие на слух произведения. Ответы на вопросы по содержанию.

Объяснение выбора слов, используемых в произведениях, для передачи его настроения, для создания поэтических образов.

34

Два мира (мир парикмахерской и мир дачи)  в рассказе Л.Н.Андреева «Петька на даче».

 

1

 

 

Выразительное чтение текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

 Нахождение и зачитывание частей текста, доказывающих или опровергающих высказанное суждение. Сравнение мира   парикмахерской и мира дачи, выделение в тексте эпизодов для их сопоставления.

35

Главный герой рассказа, его возрождение и возвращение.    Л.Н. Андреев «Петька

на даче».

 

1

 

 

Упражнение в восприятии текста.

 Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Нахождение и зачитывание частей текста

36

Сравнительный анализ картин А. Венецианова

«Жнецы» и В. Маковского «Свидание»;

М. Добужинского «Окно парикмахерской» и М. Шагала «Окно»

 

1

 

 

Рассматривание картин. Определение настроения живописного произведения. Участие в диалоге при обсуждении картин.

Создание устно текста (анализ репродукции картины)

37

Особое восприятие реального времени в стихотворении

Ф.И. Тютчева «Смотри, как роща зеленеет...».

 

1

 

 

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических.

Выразительное чтение стихотворения

38

Наедине с книгой. В реальном мире  волшебной сказки Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

1

 

 

Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Построение предположения

о характерах персонажей,

дальнейшем развитии сюжета (ориентируясь на принадлежность произведения к авторской сказке). Участие в диалоге

39

Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

 

 

 

1

 

 

Анализировать текст: жанровая

принадлежность, соответствие

сюжетных особенностей жанру

волшебной сказки.

Формулирование простых выводов.

40.

Разные сюжетные линии. Вставная «Сказка о твердом орехе».

Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король».

 

 

1

 

 

Упражнение в восприятии на

слух произведения в исполнении учителя или учеников. Оценка своих эмоциональных реакций.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

41

Решающий поединок –кульминация сказки.  Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король».

 

1

 

 

Оценка своих эмоциональных реакций, понимание нравственного содержания прочитанного. Наблюдение за поведением героя и персонажей произведения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Участие в диалоге.

42

Финал сказки. Отзыв о сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

 

 

1

 

 

Оценка своих эмоциональных реакций, понимание нравственного содержания прочитанного. Наблюдение за поведением героя и персонажей произведения.

43.

М.Я.Бородицкая «В школу» Мир драмы. Где искать автора? Что такое пьеса. С.Маршак «Двенадцать месяцев»

1

 

 

Определение особенностей драматического произведения. Понимание общего содержания произведения: различение основного и второстепенного плана (действия, события, герои).

44

Характеры героев и персонажей пьесы С.Я.

Маршака «Двенадцать месяцев».

 Контрольная работа. Задание1. Знание особенностей волшебной сказки.

 

 

1

 

 

Анализ текста (сюжет, внешность, речь и поступки героини, персонажей,  языковые средства, используемые в произведении, отношение автора к героине). Характеристика героини на основании ее речи, внешнего вида, поступков, высказываний о ней других персонажей (месяцев).

45

Характеры героев и персонажей пьесы. С.Я.

Маршак «Двенадцать месяцев». Конкурс инсценировок.

 

1

 

 

Участие в диалоге.

Понимание общего содержания произведения: различение основного и второстепенного плана (действия, события, герои). Предположение о дальнейшем развитии сюжета Нахождение частей текста, оказывающих высказанное суждение. Освоение различных ролей, отбор выразительных средств, необходимых для инсценировки.

 

46

Характеры героев и персонажей пьесы. С.Я.

Маршака «Двенадцать месяцев». Контрольная работа. Задание 2.  «Анализ стихотворения».

 

 

1

 

 

Анализ текста: сюжета,

отношение автора к героине.

Зачитывание частей текста,

доказывающих высказанное

суждение.

47

Сложное чувство единения со всем миром, понимание,

приятие, любовь по стихотворению Саши Чёрного «Рождественское».

1

 

 

Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

48

Сложное чувство единения со всем миром, понимание, приятие и любовь в сказке Т. Янссон «Ель».

 

 

 

1

 

 

Восприятие текста на слух в исполнении учителя или учеников,  составление монолога.

 

49

 

 

 

Сложное чувство единения со всем миром, понимание, приятие и любовь в сказке Т. Янссон «Ель».

Фантастические существа с человеческими характерами.

Промежуточный мониторинг по тексту администрации

1

 

 

 

Определение настроения,

главной мысли произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к  персонажам. Анализ текста: внешность, «речь» и поступки персонажей, средства художественной выразительности, используемые в произведении.

Глава Ш. Огонь волшебного рассказа (28ч)

50

Поэтические образы, Д.Б. Кедрина «Я не знаю, что на свете проще?..». Необычайный взгляд  на мир. Наблюдательность художника: картина К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»

 

1

 

 

Вычленение системы образов стихотворения, нахождение средств, которые использовал автор для передачи своего отношения к описываемому событию.

51

Поэтические образы. В.Торчинский «В лесу автобус ни к чему»

1

 

 

Осознавать особенности построения стихотворения: использование риторических вопросов в начале и конце стихотворения

52

Наедине с книгой. Загадки авторской сказки  П.П. Бажова «Огневушка - Поскакушка».

 

 

1

 

 

 

Упражнение в восприятии текста на слух в исполнение

учителя или учеников.

Оценка своих эмоциональных реакций. Понимание общего содержания произведения: различение основного и второстепенного плана (действия, события, герои).

53

Наедине с книгой. Загадки авторской сказки  П.П. Бажова «Огневушка - Посакушка». Контрольная работа. Задание 3. «Анализ рассказа».

 

 

1

 

 

Анализ текста (сюжет, внешность, речь и поступки героев, рассказчик, своеобразие

его речи). Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное

суждение.

54

Особенности авторского повествования  в сказке  П.П. Бажова «Огневушка-Поскакушка».

 

1

 

 

Упражнение в восприятии произведения в исполнении учителя, учащихся. Оценка своих эмоциональных реакций. Описание особенностей поведения и характера героев.

55

Виды рифмы. Особенности

рифмовки в стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

1

 

 

Упражнение в восприятии на слух стихотворения,  самостоятельное чтение.

Определение настроения произведения. Объяснение выбора рифм, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов.

56

Виды рифмы. Особенности

рифмовки в стихотворении А.С. Пушкина

«Зима!.. Крестьянин, торжествуя...». Три вида рифм – три разных образа.

 

1

 

 

Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

57

Мир «детей» и мир «взрослых» в рассказе

А.П. Чехова «Белолобый».

 

 

1

 

 

Упражнение в восприятии текста на слух и при самостоятельном чтении. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

58

Мир «детей» и мир «взрослых» в рассказе А.П. Чехова  «Белолобый».

 

1

 

 

Анализ текста: внешность «речь» и поступки персонажей, авторское отношение к персонажам, языковые средства, используемые в произведении.

59

Красота и выразительность пушкинского стиха.  А.С. Пушкин  «Зимнее утро».

1

 

 

Упражнение в восприятии на слух. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических.

60

Наедине с книгой. Необычное восприятие

мира в рассказе А.И. Куприна «Мысли Сапсана о людях,  животных, предметах и событиях». 

 

1

 

 

Анализ текста, средств художественной выразительности. Нахождение черт различия между «объяснительными» сказками, сказками о животных и волшебными.

61

Необычное восприятие

мира в рассказе А.И. Куприна «Мысли Сапсана о людях,  животных, предметах и событиях». 

Нравственные уроки рассказа.

 

1

 

 

Упражнение в восприятии текста в исполнении учителя или учеников. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

62

Хрупкость мира  в шуточной интерпретации  Саши Чёрного «Что ты тискаешь утенка?..».

 

1

 

 

Ответы на вопросы по содержанию

Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических.

63

Знакомьтесь – дневник, написанный собакой. Саша Чёрный «Дневник Фокса Микки».

 

1

 

 

 

Упражнение в восприятии произведения в исполнении учителя или ученика на слух.

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

64

Характер главного героя.

Саша Чёрный «Дневник Фокса Микки». 

 

1

 

 

Выявление в тексте поучительного смысла, особенностей выразительных средств. Соотнесение сюжета и иллюстраций. Восстановление текста по иллюстрациям.

65

Кульминация повести и развязка. Саша Чёрный «Дневник фокса Микки». 

 

1

 

 

. Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героев. Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участие в диалоге.

66

Мир глазами ребенка. 

  А.И. Куприн «Слон».

1

 

 

Понимание общего содержания произведения: различение основного и второстепенного плана (действия, события, герои).

Оценка  своих эмоциональных реакций.

67

Сила мечты и любви.

  А.И. Куприн «Слон».

 

1

 

 

Ориентирование  в    содержании текста. Характеристика героя, его поступков. Определение главной мысли, деление на части, оглавление частей. Выборочный пересказ.

68

Сила мечты и любви.

  А.И. Куприн «Слон».

 

 

1

 

 

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Овладевать навыками осознанного, правильного, выразительного  чтения,

Характеристика книги.

Знакомиться с выставкой книг

69

Образы родной природы в картине А. Саврасова «Грачи прилетели».

Необычный взгляд на мир. Наблюдательность поэта в

стихотворении Н.Н. Асеева «Февраль».

 

1

 

 

 

Определение настроения живописного произведения.

Понимание, что хотел выразить художник, используя средства изобразительного искусства, анализ этих средств. Составление рассказа по картине.

70

Время во власти автора. Чудесное весеннее преображение.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».

 

1

 

 

Выразительное чтение стихотворения. Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. 

Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста

71

Необычайный взгляд на мир. Наблюдательность писателя в  рассказе М.М. Пришвина «Земля показалась»

1

 

 

Характеристика особенностей прочитанного произведения: выразительные поэтические образы. Выразительное чтение текста с использованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

72

Искусство-мир чувств, впечатлений, переживаний. Мир семьи, истоки душевной открытости в рассказе Ю.Я. Яковлева «Мама»

1

 

 

Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Сравнение средств воздействия на слушателя и зрителя разных видов искусства.

73

Искусство – мир сокровенных чувств, впечатлений,

переживаний. Стихотворение В.Д. Берестова  «Семейная фотография».

 

1

 

 

Определение настроения поэтического произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических.  Выразительное чтение стихотворного текста.

74

Лирический герой В.Д. Берестова в стихотворении

«Разлука».

 

 

1

 

 

Формулирование вопросов по тексту. Упражнение в восприятии произведения на слух. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Анализ образа, созданного в стихотворении.

75

Урок выразительного чтения стихов наизусть.

 

1

 

 

Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения,

Для создания поэтических образов. Декламация стихотворений

76

Работа с аннотацией. Юмористический рассказ  В.Ю. Драгунского «Сверху вниз, наискосок».

1

 

 

Восприятие юмора, иронии в литературе.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героя и персонажей.

77

Юмористический рассказ

Н.Н. Носова «Федина задача».

 

 

1

 

 

Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.

Описание переживаний литературного героя.

Глава IV.Все, что сердцу мило (25 ч)

78

Тайны поэзии. А. Фет «Это утро,

радость  эта...». Урок выразительного чтения Образ весны и ручья в стихотворении Н.Н.Матвеевой

«В лощинах снег…».

 

 

 

1

 

 

Упражнение в восприятии учебной информации на слух. Чтение вслух плавно, целыми словами. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

79

С.Г. Козлов

«Как Ежик

с Медвежонком протирали звезды».

1

 

 

Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Создание устно небольшого текста

80

С.Г. Козлов

«Лисичка».

 

1

 

 

Определение жанра, характеристика жанровых особенностей прослушанного произведения.

Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.

81

К.Д. Бальмонт

«Как я пишу стихи»

Репродукция  картины М. Шагала

«Над городом».

1

 

 

Анализ текста, уточнение причин поступков героев сказки.

Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.

82

М.И. Цветаева «Красною

кистью…»,

хокку японских поэтов.

1

 

 

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.  Участие в диалоге.

Характеристика книги или самостоятельный поиск книг по заданной тематике. составление отзыва

83

Ю.И. Коваль

«Писатель-путешественник».

1

 

 

Объяснение (или восприятие объяснения учителя) выбора поэтических образов, слов,  используемых в произведении для выражения главной мысли стихотворения.  Выразительное чтение стихотворного текста.

 

84

М.Ю. Лермонтов

«Парус».

1

 

 

Анализировать стихотворение:

– образы – зрительные, слуховые;

– способы создания поэтических

образов: парусника, моря, ветра;

– различение средств художественной выразительности;

– понимание многозначности поэтического слова.

Рисовать словесные картины

с целью осознания точности и

важности (невозможно заменить,

не разрушив стихотворения) каждого поэтического слова.

85

В.П. Крапивин «Старый дом».

 

1

 

 

Давать характеристику произведения: народное или авторское, определение жанра, с тем чтобы предположить, как будут развиваться события дальше, по каким законам.

Формировать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные

фрагменты, составлять свое мнение о чертах характера главного героя и персонажей повествования и подтверждать свои выводы текстом.

86

В.П. Крапивин «Старый дом».

 

 

 

 

Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер.

Вычленять систему образов произведения, наблюдать особенности композиции.

Рассматривать персонажей произведения, накапливать материал для их характеристики.

87

Необычный герой и необычный мир в художественном произведении

В.П. Крапивина «Старый дом»

1

 

 

Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героя, персонажей.

Нахождение и зачитывание частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.

Построение монологического высказывания для выражения своего суждения.  Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Участие в диалоге.

88

Е.А. Баратынский

«Чудный град...»

 А.А. Фет

«Воздушный

город».

 

1

 

 

Нахождение и зачитывание частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.

Построение монологического высказывания для выражения своего суждения. 

89

Б.В. Заходер

«Воздушные

замки».

Репродукция  картины

М. Чюрлёниса.

 

1

 

 

Уметь представлять свою работу

(иллюстрацию), выразительно читать стихотворение.

Осознанно воспринимать содержание текста стихотворения

Б.В. Заходера.

Понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста.

90

С.Л. Прокофьева

«Лоскутик и Облако».

 

1

 

 

Упражнение в восприятии на слух стихотворений в исполнении учителя. Объяснение (или восприятие объяснения учителя) выбора поэтических образов,

используемых  слов, в произведении, для выражения главной мысли стихотворения.  Выразительное чтение стихотворения.

91

С.Л. Прокофьева

«Лоскутик и Облако».

 

1

 

 

Эмоционально и осознанно воспринимать содержания текста и

оценивать его характер.

Ориентироваться в прочитанном

тексте, уметь отвечать на вопросы

по содержанию.

92

Авторская сказка-повесть С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако».

 

1

 

 

Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Формулирование предположений и простых выводов. Рассмотрение и анализ иллюстраций учебника

93

Авторская сказка-повесть С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако».

1

 

 

Упражнение в восприятии текста в исполнении учителя или учеников при самостоятельном чтении. Чтение вслух плавно, целыми словами.

Рассмотрение и анализ иллюстраций учебника

94

Авторская сказка-повесть С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако».

1

 

 

Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Формулирование предположений и простых выводов. Рассмотрение и анализ иллюстраций учебника

95

С.Л. Прокофьева

Отрывки из сказок

«Желтый чемоданчик»,

«Волшебник Алеша».

 

1

 

 

Осознанно воспринимать содержание отрывков из сказочной повести С.Л. Прокофьевой из Хрестоматии.

96

С.Л. Прокофьева

Отрывки из сказок

«Желтый чемоданчик»,

«Волшебник Алеша».

Контрольная работа. Задание 1.  Проверка техники чтения. Понимание содержания, жанровой специфики сказки

1

 

 

Ориентироваться в содержании

прочитанного, уметь отвечать на

вопросы по содержанию произведения.

Знакомиться с выставкой книг

С.Л. Прокофьевой, аннотациями

к ним, с читательскими отзывами

на книги

97

Н.Н. Матвеева «Я мечтала о морях

и кораллах...»,

В. Хлебников

«Мне мало надо!..»,

Т.М. Белозеров «Кладовая ветра».

 

 

1

 

 

Поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений в библиотеке. Характеристика книги. Упражнение в восприятии текста, ответов учеников. Анализ ответов, высказывание оценочных суждений. 

98

Репродукция картины

А. Матисса «Красные

рыбы». Контрольная работа. Задание 2. Анализ стихотворения

 

1

 

 

Поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений в библиотеке. Характеристика книги. Упражнение в восприятии текста, ответов учеников. Анализ ответов, высказывание оценочных суждений.  Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.

99

Репродукция картины В. Поленова

«Московский

дворик».

1

 

 

Воспринимать и осмысливать живописное полотно.

Анализировать подробности картины и средства передачи ее

смысла.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения изобразительного искусства.

Написать сочинение - описание

100

В.Ю. Драгунский «Куриный бульон».

1

 

 

Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его

юмористический характер.

Ориентироваться в нравственном

и эстетическом содержании прочитанного, понимать сущность

поведения героев, чувств и переживаний по деталям текста.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Анализировать развитие сюжета.

Постепенно осмысливать образы

Дениски, мамы и папы: уточнять

их характеры по поступкам,

речи.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного

чтения.

Уточнять законы смешного

 

101

Итоговый мониторинг по тексту администрации

1

 

 

Самооценка полученных знаний

102

Размышление о времени и о себе. Твое место в мире школы, города, страны. Притча А. Солоухина.

 

1

 

 

Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя, учеников.

Упражнение в восприятии текста на слух и при самостоятельном чтении.

Ответы на вопросы по содержанию текста.

Нахождение в тексте ответов на вопросы.

Формы и средства контроля

4 класс – 8 контрольных работ

 

Контрольная работа за 1 полугодие.

Знание особенностей волшебной сказки

ЗАДАНИЕ 1

1. Начни читать текст тихо, вполголоса. По сигналу учи­теля остановись и отметь место, где остановился, каранда­шом.

* * *

...Василисе помогала её куколка. Без этого где бы де­вочке сладить со всею работою!.. Вечером, как все улягут­ся, она запрётся в чуланчике, где жила, и потчевает кукол­ку, приговаривая:

- На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света...

Куколка покушает, да потом и даёт ей советы...

...Вот однажды купцу понадобилось уехать из дому на долгое время по торговым делам. Мачеха и перешла на житьё в другой дом, а возле этого дома был дремучий лес, а в лесу на поляне стояла избушка, а в избушке жила Баба-яга; никого она к себе не подпускала и ела людей, как цыплят. Перебравшись на новое место, мачеха то и дело посылала за чем-нибудь в лес ненавистную ей Василису, но она всегда возвращалась домой благополучно: куколка указывала ей дорогу и не подпускала к избушке Бабы-яги.

Однажды мачеха раздала всем трём девушкам вечерние работы, сама же легла спать. Девушки стали работать. Вот нагорело на свечке, и одна из мачехиных дочерей взяла щипцы, чтоб поправить светильню, да вместо того, по при­казу матери, как будто нечаянно и потушила свечку.

- Что теперь нам делать? - запричитали девушки. - Огня нет в целом доме, а уроки наши не кончены. Надо сбегать за огнём к Бабе-яге!

- Тебе за огнём идти, - закричали мачехины дочки. - Ступай к Бабе-яге! - И вытолкали Василису из горницы.

Василиса пошла в свой чуланчик, поставила перед своей волшебной куколкой приготовленный ужин и сказала:

- На, куколка, покушай да моего горя послушай: меня посылают за огнём к Бабе-яге, а Баба-яга съест меня!

Куколка поела, и глаза её заблестели, как две свечки.

- Не бойся, Василисушка, - сказала она. - Ступай, куда посылают, только меня держи всегда при себе. При мне ничего не станется с тобой у Бабы-яги.

Василиса собралась, положила куколку в карман и, пе­рекрестившись, пошла в дремучий лес.

(Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»)

2. Какие черты народной волшебной сказки можно обна­ружить в этом фрагменте? Отметь один или несколько пра­вильных ответов:

а) магические числа;

б) волшебные цвета;

в) наличие волшебного помощника;

г) заклинание, «волшебные слова»;

д.) герою предстоит отправиться в «чужой» мир.

3. Подчеркни фрагменты текста, которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву.

4. Найди в тексте историческую подробность, которой не могло быть в древней сказке, существовавшей до приня­тия христианства. Обведи нужные слова.

Анализ стихотворения

ЗАДАНИЕ 2

1. Прочитай стихотворение.

 

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

 

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

 

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришёл я снова,

Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова;

 

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня зреет.

(А. Фет)

2. Какое в целом настроение создается в стихотворении? Отметь правильный ответ:

а) радостное, жизнеутверждающее;

б) тревожное и тоскливое;

в) мечтательное, спокойное, чуть печальное.

3. Благодаря чему создается такое настроение? Отметь один или несколько правильных ответов:

а) в этом стихотворении сама тема - рассказ о весне - требует такого настроения;

б) одинаковые начала 2-й, 3-й, 4-й строф передают стремление главного героя поделиться радостью;

в) лирический герой совершил хороший поступок и де­лится впечатлениями.

4. Найди рифмы в стихотворении, соедини карандашом рифмующиеся строчки.

5. Найди в стихотворении прием олицетворения, под­черкни волнистой линией.

6. Отыщи повторяющиеся слова (прием повтора), под­черкни их прямой линией.

7. Напиши, для чего автор использует прием повтора.

Анализ рассказа

ЗАДАНИЕ 3

1. Прочитай отрывок из рассказа.

На террасу из внутренних комнат выскочил как бомба, издавая пронзительные крики, мальчик лет восьми или де­сяти. Белокурые волосы, все в крупных локонах, растрепа­лись у него небрежно по плечам. Следом за мальчиком вы­бежало ещё шесть человек: две женщины в фартуках, ста­рый толстый лакей во фраке, рыжая девиц, красивая дама в кружевном голубом капоте, толстый лысый госпо­дин. Все они были сильно встревожены, махали руками, говорили громко и даже толкали друг друга. Сразу можно было догадаться, что причиной их беспокойства является мальчик в матросском костюме, так внезапно вылетевший на террасу.

Между тем виновник этой суматохи, ни на секунду не прекращая своего визга, с разбегу повалился животом на каменный пол, быстро перекатился на спину и с сильным ожесточением принялся дрыгать руками и ногами. Взрос­лые засуетились вокруг него. Старый лакей говорил жа­лобно:

- Батюшка барин! Николай Аполлонович! Не извольте огорчать маменьку - встаньте-с.  Выкушайте микстуру.  Очень  сладенькая.

А красивая дама томно стонала:

- Ангел мой, я умоляю тебя. Послушай же, мама тебя умоляет. Ну, прими же, прими лекарство! Увидишь, тебе сразу станет легче.

- Ай-яй-яй-я-а-а-а! – вопил  мальчик, извиваясь по бал­кону и отчаянно болтая ногами.

Несмотря на своё крайнее волнение, он всё-таки норо­вил попадать каблуками в животы и в ноги возившихся вок­руг него людей, которые от этого, впрочем, довольно лов­ко уклонялись.

(По А. Куприну)

2.  Как ты думаешь, мальчик, описанный в рассказе (от­меть правильный ответ):

а) твой современник;

б) мальчик, живший 100-200 лет назад?

3. Подчеркни в тексте волнистой чертой слова и выраже­ния, которые помогли тебе ответить на предыдущий вопрос.

4. Как относится автор к мальчику?

а) автор сочувствует мальчику, мальчик ему нравится;

б) автор осуждает поведение мальчика, относится к нему отрицательно.

Подтверди свой ответ, соответствующими фрагментами текста, подчеркнув их прямой линией.

5. Почему мальчик так странно себя ведет? Отметь один или несколько правильных ответов:

а) он пугливый, очень боится выпить лекарство;

б) он очень избалованный, невоспитанный ребенок;

в) ему нравится, что серьезные взрослые люди уговари­вают его.

Оценка выполнения заданий

 

ЗАДАНИЕ 1

Проверка техники чтения

Темп чтения (при норме 80 слов в минуту):

4-й уровень - выше нормы;

3-й уровень - 70-80 слов в минуту;

2-й уровень - меньше 70 слов в минуту;

1-й уровень - меньше 60 слов в минуту.

Понимание содержания, жанровой специфики сказки

4-й уровень - даны правильные и полные ответы на все вопросы:

2.  а),  в),  г),  д.).

3. Подчеркнуты фрагменты:

а) «всем трём девушкам»;

в) «...Василисе помогала её куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою!..», «Куколка покушает, да потом и даёт ей советы...», «Перебравшись на новое место, мачеха то и дело посылала за чем-нибудь в лес ненавистную ей Василису, но она всегда возвращалась благо­получно: куколка указывала ей дорогу и не подпускала к избушке Бабы-яги», «Ступай, куда посылают, только ме­ня держи всегда при себе. При мне ничего не станется с тобой у Бабы-яги»;

г) «На, куколка, покушай, да моего горя послушай!»;

д) «Тебе за огнём идти, - закричали мачехины дочки. - Ступай к Бабе-яге!», «Василиса собралась, положила ку­колку в карман и, перекрестившись, пошла в дремучий лес».

4.* О подробности, которой не могло быть в дохристиан­ский период, говорится в последнем предложении: «Васили­са перекрестилась».

3-й уровень - даны правильные ответы, но они недоста­точно подкреплены фрагментами текста или допущена одна ошибка.

2-й уровень- допущены две-три ошибки.

1-й уровень - задание не выполнено или выполнено не­верно.

ЗАДАНИЕ 2

Анализ стихотворения

4-й уровень - выполнены все пункты задания. Даны пра­вильные ответы:

2. а).

3. а), б).

4. Рифмы: приветом - светом, встало - затрепетало

и т.д.

5. Олицетворение: «лес проснулся, встрепенулся».

6. Повторяется слово «рассказать».

7. Повтор передает горячее желание героя поделиться своими чувствами, переживаниями, передать свое состоя­ние.

3- й уровень - выполнены три-четыре пункта задания.

2-й уровень - выполнено два пункта.

1- й уровень - верно выполнен только один пункт зада­ния.

ЗАДАНИЕ 3

Анализ рассказа

4-й уровень- верно выполнены все пункты задания. Да­ны правильные ответы:

2. б).

3. «Лакей во фраке», «господин», «батюшка барин», «не извольте», «встаньте-с», «маменька», «выкушайте микстурку», «дама».

4. б) «...ни на секунду не прекращая своего визга, с раз­бегу повалился животом на каменный пол, быстро перека­тился на спину и с сильным ожесточением принялся дры­гать руками и ногами»; « - Ай-яй-яй-я-а-а-а! - вопил маль­чик, извиваясь по балкону и отчаянно болтая ногами»; «...он всё-таки норовил попадать каблуками в животы и в ноги возившихся вокруг него людей...».

5. б).

3-й уровень - выполнены три-четыре пункта задания.

2-й уровень- выполнено два пункта.

1-й уровень- верно выполнен только один пункт зада­ния.

 

Контрольная работа за 2 полугодие

Проверка техники чтения. Понимание содержания, жанровой специфики сказки

ЗАДАНИЕ 1

1. Начни читать текст тихо, вполголоса. По сигналу учи­теля остановись и отметь место, где остановился, каранда­шом. Дочитай текст до конца.

 

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына: старшего звали Фё­дором, второго Василием, а младшего Иваном.

Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой.

Если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу - будет видеть.

Царь собирает пир на весь мир, зовёт на пир князей и бояр и говорит им:

- Кто бы, ребятушки, выбрался из избранников, выбрал­ся из охотников, съездил за тридевять земель, в тридеся­тое царство, привёз бы молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцар­ства отписал.

Тут больший стал хорониться за середнего, а средний за меньшого, а от меньшого ответу нет.

Выходит царевич Фёдор и говорит:

-Неохота нам в люди царство отдавать. Я поеду в эту дорожку, привезу тебе, царю-батюшке, молотильных яб­лок и живой воды кувшине о двенадцати рылец.

Идёт Фёдор-царевич на конюший двор, выбирает себе коня неезженого, издает узду неузданую, берёт плётку нехлёстаную, кладёт двенадцать подпруг с подпругою - не ради красы, а ради крепости...

Отправился Фёдор-царевич в дорожку. Видели, что са­дился, а не видели, в кою сторону укатился... Ехал он, близко ли, далёко ли, низко ли, высоко ли, ехал день до вечеру - красна солнышка до закату. И доезжает до росстаней, до трёх дорог.

Лежит на росстанях плита-камень, на ней надпись напи­сана:

«Направо поедешь - себя спасать, коня потерять. На­лево поедешь - коня спасать, себя потерять. Прямо по­едешь - женату быть».                  

(Русская народная сказка)

2. Отметь ˅ подходящий ответ.

Этот текст - начало сказки:

а) бытовой;

б) волшебной;

в) кумулятивной;

г) о животных.

3. Какие черты народной сказки можно обнаружить в этом фрагменте? Отметь  ˅  подходящий ответ.

а) магические числа;

б) древние представления о мировом дереве;

в) наличие традиционного зачина, устойчивых «сказоч­ных» словосочетаний;

г) намерение героя отправиться в волшебный, «чужой» мир.

4. Подчеркни те фрагменты текста, которые подтвержда­ют твой предыдущий ответ. Над каждым фрагментом по­ставь соответствующую ему букву.

Анализ стихотворения

ЗАДАНИЕ 2

1. Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.

 

В ИЮЛЕ

В июле дворы опустели –

Лишь ветер скользит по белью.

Мальчишка присел на качели,

Вздохнул, пересел на скамью.

Качели спросили: «Чего ты?»

«Влезай! - проскрипели они. –

Соскучились мы без работы,

Качайся хоть целые дни!

Ведь съедутся - станут толпиться,

Толкаться, покрикивать: «Слазь!»

А нынче - куда торопиться?

Садись, налетаешься всласть!

Но бродит мальчишка без цели,

Траву сандалетами мнёт...

На что человеку качели,

С которых никто не столкнёт!

(М. Бородицкая)

 

2. Отметь ˅ утверждение, которое ты считаешь верным.

Герой стихотворения грустит потому, что:

а) не любит качаться на качелях;

б) друзья и сверстники разъехались, не с кем играть;

в) жарко, не знает, чем заняться.

3. Найди и подчеркни слова, которыми автор рисует настроение героя стихотворения.

4. О чём неживом в стихах сказано как о живом? Под­черкни волнистой линией в тексте соответствующие слова.

5. Соедини карандашом рифмующиеся строчки.

Знание особенностей художественного текста, умение узнавать выразительные средства литературы

ЗАДАНИЕ 3

1. Прочитай текст.

ГАЕЧКИ

Мне попала соринка в глаз. Пока я её вынимал, в другой глаз ещё попала соринка.

Тогда я заметил, что ветер несёт на меня опилки, и они тут же ложатся дорожкой в направлении ветра.

Значит, в той стороне, откуда был ветер, кто-то работал над сухим деревом.

Я пошёл на ветер по этой белой дорожке опилок и ско­ро увидел, что это две самые маленькие синицы, гайки, си­зые с чёрными полосками на белых пухленьких щеках, ра­ботали носами по сухому дереву и добывали себе насеко­мых в гнилой древесине. Работа шла так бойко, что птички на моих глазах всё глубже и глубже уходили в дерево. Я терпеливо смотрел на них в бинокль, пока, наконец, от одной гаечки на виду остался лишь хвостик. Тогда я ти­хонечко зашёл с другой стороны, подкрался и то место, где торчит хвостик, покрыл ладонью. Птичка в дупле не сделала ни одного движения и сразу как будто умерла.

Я приподнял ладонь, потрогал пальцем хвостик - лежит, не шевелится; погладил пальцем вдоль спинки - лежит, как убитая. А другая гаечка сидела на ветке в двух-трёх шагах и попискивала. Можно было догадаться, что она уговарива­ла подругу лежать как можно смирнее. «Ты, - говорила она, - лежи и молчи, а я буду около него пищать, он пого­нится за мной, я полечу, и ты тогда не зевай».

Я не стал мучить птичку, отошёл в сторону и наблюдал, что будет дальше. Мне пришлось стоять довольно долго, потому что свободная гайка видела меня и предупреждала пленную: «Лучше полежи немного, а то он тут недалеко стоит и смотрит».

Так я очень долго стоял, пока, наконец, свободная гайка не пропищала особенным голосом, как я догады­ваюсь:

- Вылезай, ничего не поделаешь: стоит.

Хвост исчез. Показалась головка с чёрной полосой на щеке. Пискнула:

- Где же он?

- Вон стоит, - пискнула другая, - видишь?

- А, вижу, - пискнула пленница.

И выпорхнула.

Они отлетели всего несколько шагов и, наверно, успели шепнуть друг другу:

- Давай посмотрим, может быть, он и ушёл.

Сели на верхнюю ветку. Всмотрелись.

- Стоит, - сказала одна.

- Стоит, - сказала другая.

И улетели.                                        

                                                                                              (М.Пришвин)

 

2. Определи жанр этого текста. Отметь  ˅  утверждение, которое ты считаешь верным:

а) рассказ;

б) авторская сказка;

в) научно-популярная статья.

3. Каким ты представляешь рассказчика? Обоснуй своё мнение.

4. Найди и подчеркни в тексте одной чертой описание птиц.

5. Какие слова в тексте отражают отношение автора к описываемому? Подчеркни их волнистой линией. Поясни своими словами.

 

УРОВНИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

ЗАДАНИЕ 1

Проверка техники чтения

1. Темп чтения при норме 90 слов в минуту:

4-й уровень - выше нормы;                                                                                                       3-й уровень - 80-90 слов в минуту;

2-й уровень - 70-80 слов в минуту;

1-й уровень - менее 70 слов в минуту.

Понимание содержания, жанровой специфики сказки

2. Правильный ответ: б).

3. Правильные ответы: а), б), в), г).

4. Подчеркнуты такие фрагменты текста:

а) магические числа: «кувшинец о двенадцати  рылец», «двенадцать подпруг»; «тридевять земель, тридесятое цар­ство», три брата, перекресток трех дорог;

б) древние представления о мировом дереве: яблоня с молодильными яблоками;

в) наличие традиционного зачина,  устойчивых  «сказоч­ных» словосочетаний:  «в некотором царстве,  в некотором государстве», «выбирает себе коня неезженого, уздает узду неузданую...», «ехал,  близко ли,  далеко ли, низко ли, высоко ли; ехал день до вечеру - красна солнышка до закату»;

г) намерение героя отправиться в волшебный, «чужой» мир»: за молодильными яблоками и живой водой.

4-й уровень - даны правильные и полные ответы на все вопросы.

3-й уровень - в целом все выполнено, верно, но есть от­дельные недочеты, например, не указана одна из черт вол­шебной сказки;

2-й уровень - выполнена половина задания, например, дан верный ответ во втором и третьем заданиях, но фрагмент текста отмечен только один или обнаружены только две характерные черты волшебной сказки и отмечено толь­ко два соответствующих фрагмента в тексте сказки;

1-й уровень - задание не выполнено или выполнено не­верно.

 

Анализ стихотворения

ЗАДАНИЕ 2

2. Правильный ответ б).

3. Подчеркнуты слова и словосочетания: «присел на ка­чели, вздохнул, пересел на скамью», «бродит без цели», «траву сандалетами мнёт».

4. Отмечено волнистой линией: «качели спросили»; со­скучились; «садись, налетаешься».

4-й уровень - даны правильные и полные ответы на все вопросы.

3-й уровень - даны правильные ответы на три из четы­рех вопросов.

2-й уровень - выполнена половина задания, например, даны полные и правильные ответы только в двух задани­ях или в каждом из заданий ответы неполные, но пра­вильные.

1-й уровень - задание не выполнено или выполнено не­верно.

 

Знание особенностей художественного текста, умение узнавать выразительные средства литературы

 

ЗАДАНИЕ 3

2. Правильный ответ а).

3. Рассказчик любит природу, много знает о ней (напри­мер, знает, что к животным надо подходить с подветренной стороны, чтобы их не напугал запах). Он хорошо знает по­вадки лесных обитателей. Это очень наблюдательный чело­век: и на опилки внимание обратил, и различал, что птицы по-разному голос подавали. Домыслил, «перевёл» на чело­веческий язык их разговор. Он добрый человек - не хотел мучить и пугать птичек.

4. Подчеркнут следующий фрагмент: «Я пошел на ветер по этой белой дорожке опилок и скоро увидел, что это две самые маленькие синицы, гайки, сизые с чёрными полосками на белых пухленьких щеках, работали носами по сухому дереву и добывали себе насекомых в гнилой древесине».

5. Слова,  отражающие отношение автора: «пухленьких», «птички», «хвостик», «гаечки», «погладил пальцем вдоль спинки», «тихонечко зашёл», «головка», «не стал мучить птичку», «отошел в сторону и наблюдал».

Дети могут написать, что автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выдумывает за синичек их разговор, показывает бережное к ним отноше­ние.

 

4-й уровень - даны правильные ответы на все вопросы.

3-й уровень - в целом все выполнено, верно, но есть от­дельные недочеты.

2-й уровень - выполнена половина задания, например, даны полные и правильные ответы только в двух заданиях или в каждом из заданий ответы неполные, но правильные.

1-й уровень - задание не выполнено или выполнено не­верно.

Контроль и оценивание

Чтение и читательская деятельность

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение

При проверке умения пересказывать текст  произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характери­стике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ори­ентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писа­телей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные зада­чи контролирующей деятельности:

в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; до­стижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80—90 слов в минуту (вслух) и 115—120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, таки и  не подготовленного текста, умение работать с текстом: отличать художественные произведения разных  жанров, давать характеристику произведения, отвечать на вопросы по содержанию,  называть тему, осуществлять  самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависи­мости от характера произведения, ориентироваться в книге.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравнивается к одной ошибке); логичность и полнота изложения.
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

"З" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении
    вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, под­тверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста  за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при пере­
    дачи характера персонажа.

Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в дан­ном документе.

 

Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)

Отметка «5» – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 90 слов в минуту вслух и более 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставить факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста.

Отметка «4» – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 70 слов в минуту вслух и более 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мнение о прочитанном.

Отметка «3» – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).

Отметка «2» – ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».

Оценка выразительности чтения

Выразительность чтения во всех классах проверяется по подготовленному тексту. Контроль может быть текущим (при проверке домашнего задания), периодическим (проверка при изучении отдельных произведений овладения интонационным рисунком, темпом, логическим ударением, паузами).

Итоговый контроль следует проводить один-два раза в год как конкурс выразительного чтения подготовленного произведения по тексту или наизусть. Форма конкурса способствует формированию самооценки у каждого учащегося, отработке навыка выразительности чтения (в сравнении с чтением одноклассников). Текст подбирается эмоционально ярко окрашенный, но небольшой по объему (полстраницы). Это может быть абзац или отрывок из произведения.

Отметка «5» – ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает свое отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствуют содержанию произведения.

Отметка «4» – ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.

Отметка «3» – ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

Отметка «2» – ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»

МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе

Портрет В.И.Даля кисти В. Перова

Портрет В.И.Даля кисти В. Перова

Русская народная сказка «Летучий корабль»

Русская народная сказка «Летучий корабль»

Воспринимать учебную информацию о связи волшебной сказки с мифом, об отличии ее от мифа на слух 10

Воспринимать учебную информацию о связи волшебной сказки с мифом, об отличии ее от мифа на слух 10

Выразительное чтение текста вслух плавно, целыми словами

Выразительное чтение текста вслух плавно, целыми словами

Что дальше слышно», «Как Иван-дурак дверь стерег»

Что дальше слышно», «Как Иван-дурак дверь стерег»

Стойкий оловянный солдатик»

Стойкий оловянный солдатик»

Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины)

Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины)

Басни И. Крылова (по выбору из хрестоматии)

Басни И. Крылова (по выбору из хрестоматии)

Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героя, персонажей

Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героя, персонажей

Сравнительный анализ картин А.

Сравнительный анализ картин А.

Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

Характеры героев и персонажей пьесы

Характеры героев и персонажей пьесы

Сложное чувство единения со всем миром, понимание, приятие, любовь по стихотворению

Сложное чувство единения со всем миром, понимание, приятие, любовь по стихотворению

Наедине с книгой. Загадки авторской сказки

Наедине с книгой. Загадки авторской сказки

Объяснение выбора рифм, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов

Объяснение выбора рифм, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов

Наедине с книгой. Необычное восприятие мира в рассказе

Наедине с книгой. Необычное восприятие мира в рассказе

Характер главного героя. Саша

Характер главного героя. Саша

Характеристика книги. Знакомиться с выставкой книг 69Образы родной природы в картине

Характеристика книги. Знакомиться с выставкой книг 69Образы родной природы в картине

Выразительное чтение текста с использованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения

Выразительное чтение текста с использованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения

Анализ образа, созданного в стихотворении

Анализ образа, созданного в стихотворении

Как Ежик с Медвежонком протирали звезды»

Как Ежик с Медвежонком протирали звезды»

Выразительное чтение стихотворного текста

Выразительное чтение стихотворного текста

В.П. Крапивин «Старый дом».

В.П. Крапивин «Старый дом».

Б.В. Заходер «Воздушные замки»

Б.В. Заходер «Воздушные замки»

Формулирование предположений и простых выводов

Формулирование предположений и простых выводов

Н.Н. Матвеева «Я мечтала о морях и кораллах

Н.Н. Матвеева «Я мечтала о морях и кораллах

В.Ю. Драгунский «Куриный бульон»

В.Ю. Драгунский «Куриный бульон»

Начни читать текст тихо, вполголоса

Начни читать текст тихо, вполголоса

По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся,

По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся,

Ангел мой, я умоляю тебя. Послушай же, мама тебя умоляет

Ангел мой, я умоляю тебя. Послушай же, мама тебя умоляет

ЗАДАНИЕ 2 Анализ стихотворения 4-й уровень - выполнены все пункты задания

ЗАДАНИЕ 2 Анализ стихотворения 4-й уровень - выполнены все пункты задания

Я бы этому седоку полцар­ства отписал

Я бы этому седоку полцар­ства отписал

А нынче - куда торопиться? Садись, налетаешься всласть!

А нынче - куда торопиться? Садись, налетаешься всласть!

Вылезай, ничего не поделаешь: стоит

Вылезай, ничего не поделаешь: стоит

Анализ стихотворения З АДАНИЕ 2 2

Анализ стихотворения З АДАНИЕ 2 2

Контроль и оценивание Чтение и читательская деятельность

Контроль и оценивание Чтение и читательская деятельность

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Итоговый контроль следует проводить один-два раза в год как конкурс выразительного чтения подготовленного произведения по тексту или наизусть

Итоговый контроль следует проводить один-два раза в год как конкурс выразительного чтения подготовленного произведения по тексту или наизусть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018