Календарно - тематическое планирование разработано для учеников 8 класса к учебнику Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской "Музыка", 8 класс с учётом авторской программы "Музыка. Искусство" для 5 - 9 классов под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, И. Э. Кашековой.КТП по музыке (8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8», г. Сергиев Посад
Директор _______(Захарова Г.П.)
УТВЕРЖДАЮ.
«____»______20___г.
Рабочая программа по музыке
(базовый уровень)
для 8х классов
Составитель: Новикова Лилия Александровна,
учитель изобразительного искусства и черчения высшей категории
2018 г.Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального Государственного
Образовательного Стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы
основного общего образования МБОУ СОШ №8, учебного плана на 20182019 уч. год, с учётом
авторской программы «Музыка. Искусство» для 59 классов под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д.
Критской, И. Э. Кашековой Москва: «Просвещение» 2018г. и линии учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д.
Критской «Музыка», 8 класс, М.: «Просвещение», 2018 г.
Рабочая программа адаптирована к учебнику «Музыка» и соответствует авторской программе.
Цель массового музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры
школьников как неотъемлемой части духовной культуры – наиболее полно отражает заинтересованность
современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного
мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Для этого необходимо решение таких задач, как:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно – эстетическому феномену, осознание
через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленному в
произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов
мира, классическим и современным музыкальным наследием: эмоционально – ценностного,
заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной
сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его
выразительных средств и музыкального языка, интонационно – образной природы и взаимосвязи с
разными видами искусства и жизни;
овладение художественно – практическими умениями и навыками в разнообразных видах
музыкально – творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и
музыкально – пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений,
музыкально – творческой практике с применением информационно –коммуникационных технологий
(ИКТ).
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы базируется на нравственно – эстетическом, интонационно – образном,
жанрово – стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклёр,
музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных
композиторов) и их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Место учебного предмета в учебном плане
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны
приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского
общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувствадоброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и
сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и
ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младши
1
ми в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах
деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и
этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения
художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально –
эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных
действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и
интересов;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или
ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые
коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора
в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно – следственные
связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных жанров и стилей;
умение применять, создавать и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных
и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
определять цели, распределять роли и функции участников, например в художественном проекте,
взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к
самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего
образования и отражают:
степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной
культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно – нравственного
развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе
осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также
образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально
ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного
образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально – творческую
деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных
произведений, импровизация, музыкально – пластическое движение, создание проектов и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации,
развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с
театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства;расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса,
устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному
музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности; способностью эмоционально воспринимать музыку как
живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и ключевыми
понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально –
учебной деятельности, включая ИКТ;
2
сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих и
исследовательских проектов, решения различных музыкально – творческих задач.
Содержание программы
Раздел 1. Классика и современность (17ч)
Музыка как вид искусства.
Русская музыка XIX – XXI вв.
Зарубежная музыка XIX – XXI вв.
Современная музыкальная жизнь.
Значение музыки в жизни человека.
Раздел 2. Традиции и новаторство в музыке (17 ч)
Музыка как вид искусства.
Зарубежная и русская музыка XVIII – XIX вв.
Современная музыкальная жизнь.
Народное музыкальное творчество.
Значение музыки в жизни человека.3Плановые сроки
прохождения
Скорректированн
ые сроки
8А
8Б
прохождения
8А
8Б
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности ученика (на
уровне учебных действий) по теме
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Классика в нашей жизни.
ТБ в кабинете ИЗО и черчения.
В музыкальном театре. Опера.
В музыкальном театре. Опера.
В музыкальном театре. Балет.
В музыкальном театре. Мюзикл.
В музыкальном театре. Мюзикл.
В музыкальном театре. Мюзикл.
В музыкальном театре. Мюзикл.
Музыка к драматическому
спектаклю.
Раздел 1. Классика и современность. (17 часов)
Понимать значение классической музыки в жизни людей, общества.
Знакомиться с классическим музыкальным наследием в процессе
самообразования, внеурочной музыкальной деятельности, семейного
досуга.
Понимать закономерности и приёмы развития музыки,
особенности музыкальной драматургии оперного спектакля;
выявлять в процессе интонационнообразного анализа
взаимозависимость и взаимодействие происходящих в нём явлений и
событий.
Устанавливать причинноследственные связи, делать
умозаключения, выводы и обобщать.
Распознавать национальную принадлежность произведений,
выявлять единство родного, национального и общезначимого,
общечеловеческого.
Находить и классифицировать информацию о музыке, её
создателях и исполнителях, критически её оценивать.
Определять понятия, устанавливать аналогии,
классифицировать жанры, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации.
Осознавать духовнонравственную ценность шедевров русской и
зарубежной музыкальной классики и её значение для развития
мировой музыкальной культуры.
Совершенствовать умения и навыки музицирования
(коллективного, ансамблевого, сольного).10
11
12
Музыка к драматическому
спектаклю.
Музыка к драматическому
спектаклю.
Музыка к драматическому
спектаклю.
13
Музыка в кино.
14
В концертном зале.
15
16
17
18
19
20
21
В концертном зале.
В концертном зале.
Обобщение по теме «Классика и
современность»
Музыканты – извечные маги. И
снова в музыкальном театре…
Музыканты – извечные маги. И
снова в музыкальном театре…
Портреты великих
исполнителей.
Портреты великих
исполнителей.
Идентифицировать термины и понятия музыки с художественным
языком других искусств в процессе интонационнообразного и
жанровостилевого анализа фрагментов симфоний.
Использовать информационно коммуникационные технологии
(вести поиск информации о симфониях и их создателях в
Интернете, переписывать (скачивать) полюбившиеся фрагменты с
целью пополнения домашней фонотеки и подготовки проекта «Есть
ли у симфонии будущее?»).
Участвовать в дискуссиях, размышлениях о музыке и музыкантах,
выражать своё отношение в письменных высказываниях.
Расширять представления об ассоциативнообразных связях
музыки с другими видами искусства.
Раскрывать драматургию развития музыкальных образов
симфонической музыки на основе формы сонатного allegro.
Воспринимать контраст образных сфер как принцип
драматургического развития в симфонии.
Рассуждать о содержании симфоний разных композиторов.
Вести дискуссию, осуществлять поиск ответов на проблемные
вопросы, используя интернетресурсы
Раздел 2. Традиции и новаторство в музыке. (17 часов)
Размышлять о традициях и новаторстве в произведениях разных
жанров и стилей.
Оперировать терминами и понятиями музыкального искусства.
Расширять представления об оперном искусстве зарубежных
композиторов.
Выявлять особенности драматургии классической оперы.
Проявлять стремление к продуктивному общению со
сверстниками, учителями; уметь аргументировать (в устной и
письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или
опровергать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах
по поводу различных явлений в музыке и других видах искусства.22
23
24
25
26
27
Портреты великих
исполнителей.
Портреты великих
исполнителей.
Портреты великих
исполнителей.
Портреты великих
исполнителей.
Современный музыкальный
театр.
Современный музыкальный
театр.
28
В концертном зале.
29
В концертном зале.
30
В концертном зале.
31
32
33
Музыка в храмовом синтезе
искусств.
Музыка в храмовом синтезе
искусств.
Музыка в храмовом синтезе
искусств.
Понимать художественный язык, особенности современной
музыкальной драматургии как новаторского способа подачи
литературных сюжетов.
Анализировать особенности интерпретации произведений
различных жанров и стилей.
Оценивать современные исполнительские интерпретации
классической музыки с духовнонравственных и эстетических
позиций; видеть границы между новаторскими тенденциями,
развивающими традиции и разрушающими их.
Эмоционально и осознанно воспринимать образное содержание и
особенности развития музыкального материала инструментально
симфонической музыки.
Устанавливать ассоциативнообразные связи явлений жизни и
искусства на основе анализа музыкальных образов.
Выражать личностное отношение, уважение к прошлому и
настоящему страны, воссозданному в разных видах искусства.
Уважительно относиться к религиозным чувствам, взглядам людей;
осознавать значение религии в развитии культуры и истории, в
становлении гражданского общества и российской
государственности.
Самостоятельно осуществлять музыкальнопрактическую,
творческую деятельность: пение, игра на музыкальных
инструментах, включая синтезатор, пластическое интонирование,
музыкальноритмические движения, свободное дирижирование,
инсценировка песен и фрагментов музыкальных спектаклей,
программных сочинений.
Общаться и сотрудничать с сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в процессе музыкально
образовательной, общественно полезной, исследовательской и
других видов деятельности.
Понимать свою ответственность за достижение общего
художественноэстетического результата.
Участвовать в концертных представлениях для одноклассников и
родителей, в подготовке и защите исследовательских проектов.34
Обобщение по теме «Традиции
и новаторство в музыке»
Активно применять информационнокоммуникационные
технологии в целях самообразованияОписание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
1. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Учебник для учащихся 8 класс общеобразовательных учреж
дений « Музыка» Москва «Просвещение», 2018.
2.Г. П. Сергеев, Е.Д. Критская Пособие для учащихся «Музыка. Творческая тетрадь. 8 класс»
Москва «Просвещение», 2018.
3.Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Пособие для учителя «Музыка. Хрестоматия музыкального
материала. 8 класс» Москва «Просвещение», 2018.
4.Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская Пособие для учителя «Уроки музыки. Поурочные разработки. 7 –
8 классы» Москва «Просвещение», 2018.
Технические средства обучения:
компьютер, экран, мультимедиа проектор, электропианино.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 8 класс (МП3)
Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
Единая коллекция http://collection.crossedu.ru/catalog/rubr/f544b3b7f1f45b76f453552f31d9b164.
Российский общеобразовательный портал http://music.edu.ru/.
Детские электронные книги и презентации http://viki.rdf.ru/.
CDROM. «Мир музыки». Программнометодический комплекс».
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающиеся научатся:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к
искусству;
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств,
различать особенности видов искусства;
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в
различных формах музицирования.
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей;
высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание
музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
осуществлять проектную исследовательскую деятельность художественноэстетической
направленности, участвуя в исследовательских и творческих проектах, в том числе связанных с
музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей,
выставок и конкурсов, фестивалей и др.
разбираться в событиях отечественной и зарубежной культурной жизни, владеть специальной
терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие
музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки,
музыки разных эпох;
применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в
образовательном пространстве сети Интернет.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания методического
объединения учителей
художественноэстетического цикла
от «30» августа 2018г. № 1
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР________( Калиновская М. А.)
«____»_____20___г.
7