Куклы - обереги. Кукла Покосница.
Оценка 4.9

Куклы - обереги. Кукла Покосница.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
технология +1
4 кл—11 кл +1
29.11.2018
Куклы - обереги. Кукла Покосница.
Конспект урока по теме: "Куклы - обереги. кукла Покосница" можно использовать на уроках технологии. а также на занятиях в кружке по декоративно - прикладному творчеству. В конспекте отражена история возникновения оберегов, рассказывается о видах кукол - оберегом на Руси, дана подробная пошаговая инструкция по изготовлению куклы - Покосницы.
Куклы-обереги. Кукла Покосница..docx
Тема занятия: « Обереговая  кукла «Покосница».  Концепция занятия: Формирование УУД на занятиях внеурочной деятельности: ­   умения   искать,   анализировать,   преобразовывать,   применять   информацию   для решения возникшей   проблемы; ­   умения   ставить   цели,   планировать,   учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к координации различных позиций в сотрудничестве; ­ умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; ­   умения   быть   готовым   конструировать   и   осуществлять   замысел,   обеспечивая успешность. Цель занятия: Формирование   метапредметных   результатов   на   занятиях   внеурочной   деятельности через   развитие   нравственно­эстетических   ценностей,   приобщение   к   миру   русской культуры, к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.  русского народа; народной художественной культуры; творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций; Задачи:  способствовать – ✓ воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного ✓  бережному   отношению   к   творчеству   народных   мастеров   и   духовной   культуры ✓  расширению   знаний   о   видах   декоративно­прикладного   творчества,   по   истории ✓ развитию эстетического и художественного вкуса; ✓ развитию индивидуальных задатков и творческих способностей. Планируемые результаты Личностными результатами является формирование следующих умений: ­  объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять   своё   отношение   к   поступкам   с   позиции   общечеловеческих   нравственных ценностей; ­ самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате   созерцания,   рассуждения,   обсуждения   наблюдаемых   объектов,   результатов трудовой деятельности человека. Метапредметными   результатами занятия   является   формирование   следующих универсальных учебных действий.  Регулятивные УУД: ­ определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;  ­ учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий); ­ учиться планировать практическую деятельность на занятии;  ­   с   помощью   педагога отбирать наиболее   подходящие   для   выполнения   задания материалы и инструменты; ­   работая   по   совместно   составленному   плану, использовать необходимые   средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и  инструменты), ­ определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом; Познавательные УУД ­ Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия; ­ Развивать творческие способности при работе; Коммуникативные УУД ­ умение выражать свои мысли; ­ слушать и понимать речь других; ­ вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно ­ творческой  деятельности. Продолжительность занятия: 25 минут.  Тип занятия: комбинированный. Методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации; практические; репродуктивный, игровой. Оборудование и материалы:  1. Лоскуток белой ткани размером 18 на 18 см для головы и рук. 2. Лоскуток красной ткани треугольной формы для платка. 3. Кусочек ваты или другой  наполнитель. 4.  Нитки. 5. Ножницы. 6.  Тесьма для украшения (по желанию). 7.  Мультимедиа. 8.  Презентация кукол. Ход занятия. 1. Организационный момент. Приветствие. 2. Введение в тему. На Руси существовало поверье: «Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет». Кукла   имеет   многовековую   историю.  Появившись   в  далеком   прошлом, тряпичная   кукла   сохранила   отголоски   древнейших   представлений   и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. Тряпичная     они   могли   защитить   человека   от   злых   сил,   принять   на   себя болезнь, помочь большому урожаю. Так и появились первые куколки­обереги. Кукла была бережнёй, берегиней, хранительницей доброго духа.  Берегиня – от слова «беречь», «оберег». Человек брал такую куклу­берегиню, три раза оборачивался   против   часовой   стрелки     и   приговаривал:   «Отвернись   злом, повернись добром». Малышей  с пяти лет учили самих делать таких кукол, передавая им опыт и   представления   о   жизни   предков.   В   наряде   куклы   всегда   должен   был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние   считали,   что   красный   цвет   обладает   охранительным   действием, оберегает от сглаза и травм. Согласно народным традициям, по изготовлению любой обереговой куклы нельзя пользоваться ножницами и иглой. Также нельзя было рисовать кукле лицо (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух). Обережных кукол на Руси существовало несколько видов. Познакомимся с часто используемыми. Слайд 2. Кукла – радость использовалась для привлечения Весны. В начале марта замужние женщины и молодые девушки одевали яркие наряды и шли на край деревни зазывать весну. была примета – если на руку женщине сядет птица, ей будет сопутствовать удача весь год. Слайд 3. Кубышка – Травница. Туловище куклы наполняли сухими травами, ставили куклу около больного, мяли мешочек руками и запах наполнял дом. Слайд 4. Кукла – Ведучка изготавливалась женщиной, которая хотела быть хорошей мамой, понимать, что хочет ее ребенок и правильно его воспитывать. У  этой   куклы   особое  строение:   руки   матери   и   ребенка   –  одно   целое   как символ близости.               Куклы  –  Неразлучники   ­  свадебная  кукла.  Обе  части,  мужчина  и женщина, неразрывны, как символ семейного союза и единой семьи. Слайд 5. Благополучница наполнят дом радостью, несет в него достаток и благополучие. Куклу нужно изготовить на один день и внутрь обязательно положить монету с цифрой 5. Слайд 6. Подорожницу давали в дорогу, чтобы путника сопровождала удача. Брать в руки ее мог только тот, кто сделал и тот, кому предназначена. В кулек часто помещали землю, взятую у родного порога.        Кукла –Шестиручка покровительница женских ремесел. Она бережет от усталости, помогает правильно распределить время, чтобы на все хватило. Слайд   7.   Кукла   –   Колокольчик   –   кукла   добрых   вестей.   Издревле   звон колокольчиков оберегал от страшных и смертельных болезней. Кукла имеет 3 юбки, это значит, что у каждого человека есть 3 царства: медное, серебряное и золотое. Куклы – Пеленашки лежали в кроватках младенцев и оберегали женщин при родах. Мастерили их на последних неделях беременности и сразу клали   в колыбельку.   3. Кукла – Покосница. Мы с вами изготовим Куклу – Покосницу обережную.  Я выбрала ее не случайно.   Время сенокоса у русских крестьян считалось праздничным событием и ожидалось с нетерпением, в особенности молодыми людьми.   При   благоприятных   условиях,   уборка   сена   считалась   одной   из приятнейших   сельских   работ.   Лето,   тёплые   ночи,   купанье   после утомительного   зноя,   благоуханье   лугов,   —   всё   вместе   имело   отрадное действие на душу. Мужчины и женщины, а в особенности девушки для работы в лугах убираются в самое хорошее одеяние, как на торжественный праздник, в то время как на уборку хлеба надевали самое худшее. На сенокосе все работали вместе, а на жатве отдельными семьями.  У   этой   куклы   специально   выделены   руки   —   на   них   навязаны   обережные кресты. Во время покоса важно уберечь руки от ран. Таких кукол дети начинали делать с 5 лет. Таким образом приучая детей ценить труд взрослых и заботиться о старших. Потом куклу прятали в первый стог сена. Считалось, что тот, кто ее найдет потом будет удачлив. Изготовление куклы: 1.   Возьмем   белый   квадрат   ткани   и   комочек   ваты.   Вату   положим   в   центр квадрата и сформируем голову куклы. Нужно следить, чтобы с одной стороны головы ткань была гладкой, с этой стороны будет лицо. Сформированную голову закрепим нитью, завяжем в области шеи таким образом, чтобы концы нити были одинаковой длины и длиной не менее 25 – 30 см. 2. Сформируем руки. Для этого вытянем в стороны противоположные углы квадрата.   Возьмем   одну   нить   от   шеи   и   перекрутим   вдоль   руки   куклы   до конца, намотаем 2 – 3  раза  на конце и вернемся к  шее, наматывая таким образом, чтобы нити перекручивались крестообразно. То же самое повторим для другой нити. 3.   Сформируем   туловище   куклы.   Для   этого   соединим   два   оставшихся противоположных квадрата и завяжем таким образом, чтобы наметить талию куклы. 4.   «Оденем»   куклу.   Возьмем   прямоугольный   кусок   цветной   ткани. Сформируем из него юбку и закрепим нитью на талии куклы.  Из треугольного куска красной ткани сделаем косынку и завяжем на крестьянский манер.  5.   Кукла   готова.   Дополнительно   можно   «одеть»   на   куклу   фартучек   из прямоугольного куска белой или светлой ткани и украсить юбку тесьмой. Примечание: Во время работы обучающихся включаются русские народные песни, которые пели во время сенокоса для погружения в эпоху. 4. Итог занятия. Выставка работ и обсуждение. Литература 1.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования, «Просвещение» 2011  2. Концепция духовно­нравственного развития  и воспитания личности  гражданина России, А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. В. Ю. Тишков, «Просвещение» 2011. 3.   Д.   В.   Григорьева,   П.   В.   Степанов,   «Внеурочная   деятельность   школьников», «Просвещение»2011. 4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением.М.,1989. 5. Дайн Г. Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007; 6. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006; 7. Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел, ­ М.; Просвещение.2006;

Куклы - обереги. Кукла Покосница.

Куклы - обереги. Кукла Покосница.

Куклы - обереги. Кукла Покосница.

Куклы - обереги. Кукла Покосница.

Куклы - обереги. Кукла Покосница.

Куклы - обереги. Кукла Покосница.

Куклы - обереги. Кукла Покосница.

Куклы - обереги. Кукла Покосница.

Куклы - обереги. Кукла Покосница.

Куклы - обереги. Кукла Покосница.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2018