КУЛЬТОВАЯ ТЯЖЕСТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ
Из педагогического опыта
Скажу прямо: в одинаковой степени вредны как наличие культа, так и его полное отсутствие. Развитие прогресса идет всегда с использованием предыдущего опыта, без учета в каком строе он был накоплен. Мы же из года в год наступаем на одни и те же грабли: лучшую в мире советскую школу до основания разрушили (вспоминается литературный герой Базаров, видевший свою миссию в разрушении, а строят, мол, пусть другие). Программа по литературе превратилась в откровенное посмешище: пласт, на котором учащиеся учились патриотизму и любви к Родине представляет жалкие крохи. Зато ввели ОГЭ и ЕГЭ, нацеленные на зомбирование подростков.
Потом взялись за детей, таких бесправных и забитых, наделив их безграничными правами. Плохо то, что забыли объяснить им свои обязанности. Вот и получается, что безмятежное детство, когда маленький человечек податлив, готов впитывать все новое, превращается в попрошайку, которому только дай, дай, дай.
Взрослому необходимо держать себя в руках, не идя на поводу «хотелок» своего ребенка. Иначе есть риск разбаловать его до такой степени, что у него будут полностью отсутствовать «тормоза» в плане проявления себя. А пока «тормоза отсутствуют у взрослых, которые вместо пупсиков и зайчиков тычут детям дорогущие смартфоны и планшеты.
Дети по своей природе эгоистичны. Они не умеют ценить то, что легко достается. И, как следствие, родители вместо благодарности в ответ от детей слышат только требование и дальше так продолжать их обеспечивать. А как ведут дети-подростки в общественных местах: ор, визги, истерики уже никого не удивляют. На вопрос к взрослым всегда будет готов ответ – онжеребенок.
В школе наблюдаем туже картину. Ребенка пересади – жалуется маме, а мама устраивает разборки с учителем. Получил плохую оценку за невыученный урок – то же самое. Ребенок хамит, мешает вести урок, устраивает скандалы с одноклассниками – виноват учитель. А что делать? Школе придали новый статус: не воспитание, а оказание услуг. Распустили детские организации октябрят, пионерию, комсомол. Взамен ввели ювенальную службу, ревностно оберегающую права ребенка.
Любой психолог скажет, что культовую тяжесть способен выдержать только морально устойчивая личность, с крепкой психикой и громадным жизненным опытом. Для ребенка же – это непосильная ноша. Зачем взрослые примеряют корону культа на детскую неокрепшую психику? Зачем расплодили так называемые образовательные программы, в которых ни образования, ни воспитания? Почему для подростков не разработаны морально-нравственные ориентиры, на которые им следовало бы ориентироваться? Почему не устраняются первопричины, от которых приходится хоронить детей, ушедших в школу? Что должно произойти в обществе такого, чтобы наконец-то система образования взяла лучшее из Советского союза, а не «опыт» Запад? Вопросы, вопросы, вопросы…
Вот только некоторые пунктиры того, что происходит сейчас:
- нынешние дети – конфликтеры (все плохо, а что хорошо – не знают) без навыков конструктивного решения проблемных ситуаций;
- они неспособны организовывать самостоятельно какое-то дело, так до этого все это дели другие;
- абсолютная потеря интереса к учебе, так на практике им заталкивали всякие знания и развивали навыки без учета природных данных ребенка;
- пренебрежение к работе без квалификации, так как приучены к обеспеченной жизни с высоким уровнем достатка.
Это не что иное, как следствие тотальной вседозволенности, обожествления ребенка, создания из него кумира и идола, алтаря, на который "положена жизнь" родителей, которые превратились в потерявших достоинство служителей культа детства и ждут, когда же выкормленный ими своенравный бог обратит на них свое внимание... А дети достаточно подкованные и умные: они научились использовать современные психологические концепции в своих интересах и лихо манипулировать родителями под эгидой их "недостаточной любви" и "травм, ими нанесенных".
Что и говорить - травмы действительно имеют место быть. Травмы, нанесенные чрезмерной заботой, приучением ребенка к тому, что весь мир вращается вокруг него.
И когда он входит во взрослый мир, то выясняется суровая правда: он не готов в него войти. Нет ни навыков, ни желания напрягаться что-то самому сделать. Хорошо, если ребенок найдет в себе силы пережить эту травму в сознании. Хуже - если уйдет в зависимость или депрессию навсегда.
Как же быть? Тупик? Отнюдь. С детства приучать их жить без родителей. Воспитательные функции никто не отменял: они остаются. Но и еще дать детям возможность видеть жизнь такой, какая она есть в реальности - с радостями, горестями, столкновением интересов, выбором, последствиями... Только тогда они будут адаптированы к ней на самом деле. В противном случае они рискуют оказаться в миражной действительности. И их участь будет ничем не лучше тех, кто с самого детства жил в среде на выживание. Возможно, даже тяжелее по причине резкого контраста того мира, который создавали им любящие родители, и той реальности, в которой им предстоит жить.
Конечно, это вовсе не означает, что раньше детей не любили. Любили. Просто раньше были семьи с иными жизненными установками. Взрослые не играли в бесплатных аниматорах, они жили своей естественной жизнью и по мере взросления вовлекали в эту жизнь свое потомство. Дети с первых проблесков сознания понимали, что являются лишь частицей под названием «наша семья». Старших надо уважать, о младших – заботиться. Есть большое семейное дело, в которое надо вливаться, есть наша вера, которой надо придерживаться.
Закончу рассуждения индейской поговоркой: «Ребенок — гость в твоем доме: накорми, воспитай и отпусти». Самое простое накормить – здесь и высшего образования не нужно. Воспитай – м-да, сложнее: нужно самому быть морально-нравственным, чтобы ребенку привить такие же навыки в этой области. Самое сложное – отпустить. Почему? Потому что это и есть – любовь. Будьте мудры и будьте счастливы!
Владимир Иванович ТОЛСТИКОВ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.