Урок …..
Культура русских земель в XII-XIII вв.
Удельная Русь (XII-XIII вв.)
Цел и:
1. Ознакомить учащихся с особенностями русской культуры ХИ-ХШ вв.
2. Дать представление о научных знаниях тех времен.
3. Ознакомить с жанрами и произведениями древнерусской литературы.
4. Дать представление о русском храмовом зодчестве и церковном искусстве.
Оборудование: иллюстрации, макеты храмов «Покрова Богородицы на р. Нерли» и т. д., репродукции икон XII века.
♦ Основные понятия и термины: храм, культура, поучение, канон.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Особенности культуры XII-ХIII вв.
2. Научные знания.
3. Литература.
4. Зодчество.
5. Храмовое искусство.
6. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.
1. Особенности культуры ХII-ХIII вв.
Учитель предлагает учащимся вспомнить термин - культура. Работая с учебником, учащиеся определяют особенности культуры ХН-ХШ вв.
Крупные культурные центры:
• Великий Новгород, • Псков,
• Владимир-на-Клязьме, • Галич.
Учитель может обозначить исторические условия развития культуры ХII-ХIIIвв.:
- господство натурального хозяйства,
- подъем земледелия,
- рост городов,
- развитие феодальных отношений,
- обособление княжеств,
- активная роль православной церкви в духовной жизни общества.
А также обозначить отличительные черты развития культуры.
Новгород и Псков - в культурном развитии этих центров проявились черты, которые соответствовали вечевым порядкам и активности городского населения.
Владимиро-Суздальская земля - это образец пышности, торжественности, стремления подчеркнуть силу и значение владимирских князей.
2. Научные знания. Рекомендуется обратить внимание
на иллюстрацию «Новгородская берестяная грамота» (с. 128).
Учащиеся вспоминают о том, что на Руси были образованные люди, они писали письма друг другу, составляли договоры на берестяных грамотах.
В духовной жизни Руси популярностью пользовалась церковная переводная литература. В дальнейшем стали переводить книги по зоологии, медицине, географии, ботанике, всемирной истории.
Русские люди накапливали знания о природных явлениях: планетах, кометах, затмениях, бурях, землетрясениях.
Эти знания становились исходными для развития науки. Сведения по механике, математике, астрономии, химии, географии использовались в земледелии, живописи, архитектуре.
Торговые связи, военные походы, путешествия способствовали развитию географических знаний о Европе, Китае, Индии, Египте и Ближнем Востоке.
Православные люди совершали паломничества к святым местам Иерусалима и Царьграда.
3. Литература. Учащиеся знают, что принятие христианства на Руси дало мощный толчок к развитию письменности и грамотности. Зародилось русское летописание.
С XII века начался новый период в истории русского летописания. В каждом крупном княжестве велись летописи.
Особенности летописей |
|
Владимиро-Суздальская летопись |
Новгородская летопись |
• Отражались интересы местных князей. • Поощрялись их стремления быть первыми на Руси. • История княжества рассматривалась как продолжение истории Древнерусского государства. • Владимирские князья представлялись как преемники князей киевских |
• Отсутствует фигура князя или находится на заднем плане. • Подробно описываются события городской жизни |
Происходит зарождение древнерусской литературы. Появляются новые жанры, очень популярным был жанр - поучение.
«Поучение детям» Владимира Мономаха содержало требования соблюдения христианской морали, а именно:
- соблюдать законы и традиции государственные и семейные;
- жить правильно, помогать нищим и обездоленным;
- чтить старших;
- честно выполнять военный долг.
А также в «Поучении детям» Владимир Мономах описывал события русской истории, свидетелем которых был сам. Все произведение пронизано идеей укрепления единства Древнерусского государства.
[Т] Работа с документом: из «Поучения детям» Владимира Мономаха (с. 136-137).
В произведениях «Слово» и «Моление» Даниила Заточника поднимаются вопросы о княжеской власти. Автор - сторонник сильной княжеской власти. Службу у князя он называл «честью и милостью». В произведениях создается идеальный образ князя: он защитник всех обездоленных и именно он сможет установить порядок, преодолеть внутренние раздоры и обеспечить внешнюю безопасность Руси.
Далее учитель представляет учащимся иллюстрацию картины «Поход Игоря» Николая Рериха и рассказывает о произведении неизвестного автора «Слово о полку Игорсве».
На примере трагичной гибели князя Игоря от рук половцев автор «Слова о Полку Игореве» доказывает необходимость единства Русской земли, прекращения усобиц, он размышляет о судьбе Руси и ставит в своем произведении вопросы:
- Почему князь Игорь потерпел поражение?
- Почему Русь стала терпеть поражения?
Работа с документом из «Слова о полку Игореве» (с 138).
Затем рекомендуется организовать беседу по вопросам к документам (с. 138).
4. Зодчество. Учитель напоминает учащимся, что среди ремесленников встречались талантливые градостроители. Они создавали деревянные здания, впоследствии - каменные.
Учащиеся вспоминают, что архитектурные сооружения являются и памятниками материальной культуры, и произведениями искусства.
Учащиеся, работая с иллюстрациями учебника, приходят к выводу: главными архитектурными постройками того времени были храмы. Все постройки вели русские мастера. Ведущая роль принадлежала новгородско-псковским и владимиро-суздальским художественным школам.
Новгородская земля
- Храмы строились одноглавыми и небольшими.
- Церкви были построены в Новгороде, Пскове.
- На Ладоге - церковь святого Георгия.
- Около Новгорода - церковь Спаса на р. Нередице. Храмы были просты, выразительны и хорошо вписывались в окружающий пейзаж.
Владимиро-Суздальская
земля
- Храмы строились подчеркнуто торжественными и отличались пышностью.
- В городе Владимире на реке Клязьме возведен Успенский собор.
- На реке Нерли возведен храм Покрова Богородицы - небольшая, однокупольная церковь - «поэма из камня».
- В XII веке при князе Всеволоде Большое Гнездо был построен Дмитриевский собор.
В ходе объяснения учителя учащиеся работают над вопросом № 4 (с. 136), а также учатся сравнивать особенности архитектурных памятников Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества.
=> Как повлиял политический строй этих земель на их культурное развитие?
5. Храмовое искусство. Учитель обязательно представляет репродукции икон, мозаик, фресок ХП-ХШ вв. новгородской школы и владимиро-суздальской школы.
Учащихся надо только ознакомить с особенностями искусства этих земель.
Важно напомнить, что в писании икон существует канон -строгие правила. Но каждый русский мастер-иконописец имел свою индивидуальную манеру письма, которая отражалась в его произведениях, порой нарушая эти каноны.
Если обратить внимание на новгородскую иконопись, то можно заметить, что в ней преобладают яркие краски - красная, зеленая, синяя. Лица святых приобретают характерные славянские черты.
На фресках Владимиро-Суздальской земли видно, что они яркие и красочные, а лики святых похожи на князей-заказчиков.
7. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.
Работа с текстом учебника.
Учащиеся работают самостоятельно и отвечают на вопрос № 5:
=> В чем сказалось влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры?
II. Закрепление изученного материала.
Вопросы и задания:
=> В чем проявились особенности развития русской культуры в ХИ-ХШ вв.?
=> Перечислите важнейшие памятники древнерусской литературы.
=» В чем и почему проявляется различие архитектуры Новгородской земли и Владимиро-Суздальской земли?
=> Чем отличается иконопись Новгородской земли от иконописи Владимиро-Суздальской земли?
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 16.
Подготовить сообщения по т е м а м :
1) Новгородская школа иконописи.
2) История храма Покрова Богородицы на Нерли.
3) Псковская школа иконописи.
4)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.