Культура

  • docx
  • 09.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Культура2.docx

Урок …..

Культура русских земель в XII-XIII вв.

Удельная Русь (XII-XIII вв.)

Цел и:

1.     Ознакомить учащихся с особенностями русской культуры ХИ-ХШ вв.

2.  Дать представление о научных знаниях тех времен.

3.  Ознакомить с жанрами и произведениями древнерусской литературы.

4.  Дать представление о русском храмовом зодчестве и цер­ковном искусстве.

Оборудование: иллюстрации, макеты храмов «Покрова Бо­городицы на р. Нерли» и т. д., репродукции икон XII века.

Основные понятия и термины: храм, культура, поуче­ние, канон.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.     Особенности культуры XII-ХIII вв.

2.  Научные знания.

3.  Литература.

4.  Зодчество.

5.  Храмовое искусство.

6. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

 

1.   Особенности культуры ХIIIII вв.

Учитель предла­гает учащимся вспомнить термин - культура. Работая с учебни­ком, учащиеся определяют особенности  культуры ХН-ХШ вв.

Крупные культурные центры:

Великий Новгород,                Псков,

Владимир-на-Клязьме,          Галич.

Учитель может обозначить исторические условия развития культуры ХII-ХIIIвв.:

-   господство натурального хозяйства,

-   подъем земледелия,

-   рост городов,

-   развитие феодальных отношений,

-   обособление княжеств,

-   активная роль православной церкви в духовной жизни общества.

А также обозначить отличительные черты развития культуры.

Новгород и Псков - в культурном развитии этих центров проявились черты, которые соответствовали вечевым порядкам и активности городского населения.

Владимиро-Суздальская земля - это образец пышности, торжественности, стремления подчеркнуть силу и значение влади­мирских князей.

2.  Научные знания. Рекомендуется обратить внимание
на иллюстрацию «Новгородская берестяная грамота» (с. 128).

Учащиеся вспоминают о том, что на Руси были образо­ванные люди, они писали письма друг другу, составляли договоры на берестяных грамотах.

В духовной жизни Руси популярностью пользовалась цер­ковная переводная литература. В дальнейшем стали переводить книги по зоологии, медицине, географии, ботанике, всемирной ис­тории.

Русские люди накапливали знания о природных явлениях: планетах, кометах, затмениях, бурях, землетрясениях.


Эти знания становились исходными для развития науки. Све­дения по механике, математике, астрономии, химии, географии ис­пользовались в земледелии, живописи, архитектуре.

Торговые связи, военные походы, путешествия способство­вали развитию географических знаний о Европе, Китае, Индии, Египте и Ближнем Востоке.

Православные люди совершали паломничества к святым мес­там Иерусалима и Царьграда.

3. Литература. Учащиеся знают, что принятие христианства на Руси дало мощный толчок к развитию письменности и грамот­ности. Зародилось русское летописание.

С XII века начался новый период в истории русского летопи­сания. В каждом крупном княжестве велись летописи.

Особенности летописей

Владимиро-Суздальская летопись

Новгородская летопись

Отражались интересы местных князей.

Поощрялись их стремления быть первыми на Руси.

История княжества рассматривалась как продолжение истории Древнерусского государства.

Владимирские князья представлялись как преемники князей киевских

Отсутствует фигура князя или находится на заднем плане.

Подробно описываются события городской жизни

Происходит зарождение древнерусской литературы. Появ­ляются новые жанры, очень популярным был жанр - поучение.

«Поучение детям» Владимира Мономаха содержало требова­ния соблюдения христианской морали, а именно:

-   соблюдать законы и традиции государственные и семейные;

-   жить правильно, помогать нищим и обездоленным;

-   чтить старших;

-   честно выполнять военный долг.

А также в «Поучении детям» Владимир Мономах описывал собы­тия русской истории, свидетелем которых был сам. Все произведе­ние пронизано идеей укрепления единства Древнерусского госу­дарства.

[Т] Работа   с  документом:   из «Поучения детям» Вла­димира Мономаха (с. 136-137).

В произведениях «Слово» и «Моление» Даниила Заточни­ка поднимаются вопросы о княжеской власти. Автор - сторонник сильной княжеской власти. Службу у князя он называл «честью и милостью». В произведениях создается идеальный образ князя: он защитник всех обездоленных и именно он сможет установить по­рядок, преодолеть внутренние раздоры и обеспечить внешнюю безопасность Руси.

Далее учитель представляет учащимся иллюстрацию картины «Поход Игоря» Николая Рериха и рассказывает о произведении неизвест­ного автора «Слово о полку Игорсве».

На примере трагичной гибели князя Игоря от рук половцев автор «Слова о Полку Игореве» доказывает необходимость единст­ва Русской земли, прекращения усобиц, он размышляет о судьбе Руси и ставит в своем произведении вопросы:

-  Почему князь Игорь потерпел поражение?

-  Почему Русь стала терпеть поражения?

Работа с документом из «Слова о полку Игореве» (с 138).

Затем рекомендуется организовать беседу по вопросам к документам (с. 138).

4. Зодчество. Учитель напоминает учащимся, что среди ремесленников встречались талантливые градостроители. Они создавали деревянные здания, впоследствии - каменные.

Учащиеся вспоминают, что архитектурные сооружения являются и памятниками материальной культуры, и произведения­ми искусства.

Учащиеся, работая с иллюстрациями учебника, приходят к выводу: главными архитектурными постройками того времени были храмы. Все постройки вели русские мастера. Ведущая роль принадлежала новгородско-псковским и владимиро-суздальским художественным школам.

Новгородская земля

-   Храмы строились одноглавыми и небольшими.

-   Церкви были построены в Новгороде, Пскове.

-   На Ладоге - церковь святого Георгия.

-  Около Новгорода - церковь Спаса на р. Нередице. Храмы были просты, выразительны и хорошо вписывались в окружающий пейзаж.

Владимиро-Суздальская земля

-   Храмы строились подчеркнуто торжественными и отлича­лись пышностью.

-   В городе Владимире на реке Клязьме возведен Успенский собор.

-   На реке Нерли возведен храм Покрова Богородицы - не­большая, однокупольная церковь - «поэма из камня».

-   В XII веке при князе Всеволоде Большое Гнездо был по­строен Дмитриевский собор.

В ходе объяснения учителя учащиеся работают над вопро­сом 4 (с. 136), а также учатся сравнивать особенности архитек­турных памятников Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества.

=> Как повлиял политический строй этих земель на их куль­турное развитие?

5. Храмовое искусство. Учитель обязательно представля­ет репродукции икон, мозаик, фресок ХП-ХШ вв. новгородской школы и владимиро-суздальской школы.

Учащихся надо только ознакомить с особенностями искусст­ва этих земель.

Важно напомнить, что в писании икон существует канон -строгие правила. Но каждый русский мастер-иконописец имел свою индивидуальную манеру письма, которая отражалась в его произведениях, порой нарушая эти каноны.

Если обратить внимание на новгородскую иконопись, то можно заметить, что в ней преобладают яркие краски - крас­ная, зеленая, синяя. Лица святых приобретают характерные сла­вянские черты.

На фресках Владимиро-Суздальской земли видно, что они яркие и красочные, а лики святых похожи на князей-заказчиков.

7. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Работа с текстом учебника.

Учащиеся работают самостоятельно и отвечают на во­прос 5:

=> В чем сказалось влияние ордынского нашествия на разви­тие русской культуры?

II. Закрепление изученного материала.

Вопросы и задания:

=> В чем проявились особенности развития русской культуры в ХИ-ХШ вв.?

=> Перечислите важнейшие памятники древнерусской лите­ратуры.

=» В чем и почему проявляется различие архитектуры Новго­родской земли и Владимиро-Суздальской земли?

=> Чем отличается иконопись Новгородской земли от иконо­писи Владимиро-Суздальской земли?

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 16.

Подготовить сообщения по т е м а м :

1)  Новгородская школа иконописи.

2) История храма Покрова Богородицы на Нерли.

3) Псковская школа иконописи.


 

4)