Урок ___ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО СССР В ПРЕДВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
Общие цели: дать обучающимся представление о развитии культуры и искусства в предвоенное десятилетие.
Вспомогательные цели: охарактеризовать духовный климат советского общества в 1930-е гг.; найти материал в тексте § 20 для подготовки тезисов ответа на вопрос «Характерные черты советской культуры 1920-1930-х гг.».
Дополнительные цели: обобщить положительные и негативные черты духовного климата советского общества во второй половине 1920-1930-х гг.; охарактеризовать роль идеологии и официальной пропаганды в воспитании советской молодежи; назвать характерные черты советской культуры, которые стали результатом политического воздействия на ее развитие.
Основные понятия и термины: социалистический реализм, «искусство социального оптимизма», красный уголок.
Оборудование: иллюстративный материал, альбомы по искусству.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Письменная работа.
Обсуждение проблемных вопросов:
- Почему в нашей стране сложился культ личности И. В. Сталина?
- «Конституция СССР 1936 г. была самой демократичной из всех конституций, которые были известны истории». Как можно объяснить это утверждение советских историков?
Заслушивание кратких сообщений «Жертвы репрессий».
П. Изучение нового материала.
План
1. Утверждение метода социалистического реализма в искусстве.
2. Воспитание «нового человека».
3. Искусство и государственное строительство.
таблица «Культурная революция в СССР».
Цели |
Социальные последствия |
Утверждение марксистской идеологии в качестве государственной |
Моноидеологизация духовной жизни: насильственное внедрение партийных норм понимания культуры; идеологическая изоляция страны |
Создание государственной системы образования; ликвидация неграмотности |
Ликвидация неграмотности населения; унификация образования; идеологическая направленность образования |
Формирование кадров социалистической интеллигенции |
Наличие к 1941 г. в стране 14 млн представителей интеллигенции |
Утверждение принципа социалистического реализма в литературе и искусстве |
Унификация духовной жизни; отсечение всего, что не несет «идеологической нагрузки» |
Развитие науки и техники |
Использование крупнейших достижений фундаментальной науки, прежде всего в интересах военно-промышленного комплекса; идеологизация научных исследований; «застой в науке» |
2. Воспитание нового человека.
Самостоятельная работа обучающихся с текстом § 21 (с. 195-196), составление тезисного плана вопроса № 2: «Какая роль в воспитании советской молодежи принадлежала официальной идеологии и пропаганде?».
3. Искусство и государственное строительство.
работа в группах.
Задание группе № 1.
«Нам песня строить и жить помогает» (рассказать о музыкальном, песенном искусстве).
Задание группе М 2.
Советский кинематограф и его достижения.
Задание группе № 3.
Оперное и балетное искусство в Советской России.
Задание группе № 4. Архитектурный стиль «Сталинский ампир».
III. Закрепление изученного материала.
Обучающиеся отвечают на вопрос № 5 (с. 201): «Назовите характерные черты оветской культуры 1920-1930-х гг. Какие из этих черт стали результатом политического воздействия на ее развитие?»
Домашнее задание.
§ 20. Знать новые понятия, даты, события.
Подготовить ответ на вопрос № 6 (с. 201): «Кто из деятелей русской культуры 1920-1930-х гг., на ваш взгляд, популярен и сегодня?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.