КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО СССР В ПРЕДВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ

  • doc
  • 24.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 16.doc

Урок ___  КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО СССР В ПРЕДВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ

Общие цели: дать обучающимся представление о развитии культуры и искусства в предвоенное десятилетие.

Вспомогательные цели: охарактеризовать духовный кли­мат советского общества в 1930-е гг.; найти материал в тексте § 20 для подготовки тезисов ответа на вопрос «Характерные черты советской культуры 1920-1930-х гг.».

Дополнительные цели: обобщить положительные и нега­тивные черты духовного климата советского общества во второй половине 1920-1930-х гг.; охарактеризовать роль идеологии и официальной пропаганды в воспитании советской молодежи; назвать характерные черты советской культуры, которые стали результатом политического воздействия на ее развитие.

Основные понятия и термины: социалистический реализм, «искусство социального оптимизма», красный уголок.

Оборудование: иллюстративный материал, альбомы по искусству.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Письменная работа.

Обсуждение проблемных вопросов:

-    Почему в нашей стране сложился культ личности И. В. Ста­лина?

-    «Конституция СССР 1936 г. была самой демократичной из всех конституций, которые были известны истории». Как можно объяснить это утверждение советских историков?

Заслушивание   кратких   сообщений   «Жертвы  ре­прессий».

П. Изучение нового материала.

План

1. Утверждение метода социалистического реализма в ис­кусстве.

2.      Воспитание «нового человека».

3.      Искусство и государственное строительство.

таблица «Культурная революция в СССР».

 

Цели

Социальные последствия

Утверждение марксистской идеоло­гии в качестве государственной

Моноидеологизация духовной жизни: насильственное внедре­ние партийных норм понимания культуры; идеологическая изоля­ция страны

Создание государственной системы образования; ликвидация неграмот­ности

Ликвидация неграмотности на­селения; унификация образова­ния; идеологическая направлен­ность образования

Формирование кадров социалисти­ческой интеллигенции

Наличие к 1941 г. в стране 14 млн представителей интел­лигенции

Утверждение принципа социалисти­ческого реализма в литературе и ис­кусстве

Унификация духовной жизни; отсечение всего, что не несет «идеологической нагрузки»

Развитие науки и техники

Использование крупнейших достижений фундаментальной науки, прежде всего в интере­сах военно-промышленного комплекса; идеологизация на­учных исследований; «застой в науке»

2. Воспитание нового человека.

Самостоятельная работа обучающихся с текстом § 21 (с. 195-196), составление тезисного плана вопроса № 2: «Какая роль в воспитании советской молодежи принадлежала официальной идеологии и пропаганде?».

3. Искусство и государственное строительство.

работа в группах.

Задание группе № 1.

«Нам песня строить и жить помогает» (рассказать о музы­кальном, песенном искусстве).

Задание группе М 2.

Советский кинематограф и его достижения.

Задание группе 3.

Оперное и балетное искусство в Советской России.

Задание группе № 4. Архитектурный стиль «Сталинский ампир».

III. Закрепление изученного материала.

 Обучающиеся отвечают на вопрос № 5 (с. 201): «Назовите характерные черты оветской культуры 1920-1930-х гг. Какие из этих черт стали результатом политического воздействия на ее развитие?»

Домашнее задание.

§ 20. Знать новые понятия, даты, события.

Подготовить ответ на вопрос № 6 (с. 201): «Кто из деятелей русской культуры 1920-1930-х гг., на ваш взгляд, популярен и сегодня?»