Культура общения со сверстниками

  • Педсоветы
  • docx
  • 23.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В процессе общения со сверстниками развивается самооценка детей, которая становится все более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок точнее представляет в себе свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.
Иконка файла материала Культура Общения со сверстниками и со взрослыми.docx

 

Муниципальное Казенное Общеобразовательное учреждение «Салемальская школа интернат имени Володи Солдатова»

 

 

 

 

 


Развитие у
воспитанников навыков общения со взрослыми и сверстниками как средство формирования положительных
личностных качеств

 

 

 

 

 

 

 

 


Подготовила: Гичева Любовь Александровна

 

 

Октябрь 2017

 

Мы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей с нарушениями в поведении, эмоционально-личностном развитии.

Чрезмерное увлечение компьютерными играми в домашних условиях приводит к тому, что дети разучились общаться, не хотят слышать и понимать взрослых. Увеличилось число детей с речевыми нарушениями, что затрудняет общение. Помочь таким детям преодолеть трудности, развить желание общаться - в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребёнок ещё маленький.

Проблема развития личности ребенка дошкольного возраста раскрыта в психолого-педагогических исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Я.Л. Коломинского, Т.С. Комаровой, А.Н. Леонтьева, В.И. Логиновой, Д.Б. Эльконина. Ученые утверждают, что в дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований, благодаря которым ребенок приобретает индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью. Но для того чтобы ребенок стал личностью, надо сформировать у него потребность быть ею. Подняться до уровня личности ребенок может только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и освоение духовного опыта, накопленного человечеством.

В процессе общения со сверстниками развивается самооценка детей, которая становится все более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок точнее представляет в себе свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.

Одной из наиболее частых проблем в детском коллективе является повышенная агрессивность. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей .

Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивый ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия воспитанников со взрослыми и сверстниками

 В своей работе я использую 5 заповедей, которые обеспечивают правильное взаимодействие с детьми:

1. Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка, оно не подчиняется формуле "Взрослый всегда прав, потому что взрослый". Задача взрослого - показать целесообразность и полезность своих требований. Поэтому лучше использовать требование - объяснение.

2. Важно уметь выслушивать ребенка. Задача взрослого: убедить, если ребенок был не прав; согласиться, если вы были не правы; уметь признать свои ошибки и извиниться перед ребенком. Нужно обязательно по-хорошему учить их доказывать, отстаивать своё мнение и развивать умение соглашаться, прислушиваться к мнению других.

3. Не угрожать и не обещать наград! Любой разговор с детьми требует деликатности. Похвала, награда должны быть результатом выполнения требования.

4. Необходимо учить детей общаться. В  образовательном учреждении создаются благоприятные условия для формирования представлений о правилах взаимодействия: умение слушать партнера по общению, не перебивать его; говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить; пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубых выражений.

5. Главное во взаимопонимании - уровень знаний и понимания ребенка воспитателем; условия жизни семьи, статус ребенка в ней; уровень взаимоотношений членов семьи между собой и ребенком; отношения сверстников; оценку поведения ребенка.

А также различные игры и упражнения:

Упражнение №1

Название: "Ласковое имя".

Оборудование: мячик.

Цель: Повышение самооценки.

Инструкция: Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот к кому мячик попадёт, называет одно свое ласковое имя или прозвище (например как называют его родители).

Процедура: Дети бросают друг другу мяч, те к кому он попадает называют своё ласковое имя.

 

Упражнение №2

Название: "Гусеница" развития коммуникативных навыков у дошкольников.

Оборудование: воздушные шарики (по количеству игроков) или мячики.

Цель: Обучение доверию, умению подстраиваться под действия других и умению работать одной командой.

Инструкция: Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар (мячик). Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.                        Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определённому маршруту.

Процедура: Дети встают в одну колонку друг за другом зажав между животом одного и спиной впереди стоящего шарик или мычик. После того как все стали, все, едой колонной должны пройти какой-то определённый маршрут.

Упражнение №4

Название: "Улиточка". Учим детей общению.

Цель: Развитие коммуникативных и речевых способностей.

Инструкция: Ребята, сейчас один из вас станет улиточкой. Кто хочет? Отлично. Вставай сюда, отвернись от нас и закрой глаза. Сейчас кто-то из детей обратится к тебе а ты по голосу должен узнать кто это.

Процедура: Один из детей выходит вперед отворачивается от других детей и закрывает глаза - он улиточка. Тогда кто-то из оставшихся обращается к нему:

- Улиточка, Улиточка,

Дам тебе я сахару, Высунь-ка рога.

Кусочек пирога.

Угадай, кто я?

Улиточка, должен по голосу угадать кто к нему обращается.

 

Упражнение №2

Название: "Клубочек" для развития коммуникативных навыков у дошкольников.

Оборудование: Клубок с нитками.

Цель: сплочение коллектива, создание приятной дружественной атмосферы.

Инструкция: Давайте каждый из нас пожелает, что - то хорошее всей нашей группе. Я начну: желаю, что бы все вы хорошо учились в школе, смотрите, я обматываю нитку из клубка вокруг запястья и передаю клубок другому. Видите теперь у нас с вами получилась настоящая паутинка.

Процедура: Дети передают друг другу клубок с нитками предварительно обмотав нитку вокруг запястья, и говоря пожелание группе.

Работа с родителями:

Активные формы работы:

Родительские собрания,

Открытые занятия,

Совместные занятия с детьми,

Конкурсы, викторины, выставки и т. д.

Наглядная информация:

Консультации, рекомендации, стенгазеты, буклеты, картотека  игр и др.

Индивидуальная работа:

Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев, анкетирование, обновление инвентаря.