КУЛЬТУРА В ЖИВОМ ОБЩЕНИИ
И КУЛЬТУРА В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Материал для учителя
Обучение школьников сочинениям в газетных жанрах тесно связано с работой по культуре речи и стилистике. При объяснении нового материала преподаватель обращается к газетным образцам, на примере которых ученики смогут наблюдать особенности публицистического стиля. На этих же образцах можно показать пример того, как пользоваться литературным языком. Уроки объяснения, как правило, включают в себя элементы словарной работы, возможен также и стилистический анализ текстов.
При редактировании ученических сочинений преподаватель укажет на диалектизмы, жаргонизмы, на неправильное употребление слов, на неверное образование слов, на ошибочное построение словосочетаний и предложений, на бессвязность мыслей и т. п., систематически приучая школьника к ясной, логичной и живой письменной речи.
В VII—VIII классах при саморедактировании и взаиморедактировании сочинений в газетных жанрах школьники приучаются к сознательному анализу своей письменной речи и речи товарищей.
На уроках анализа сочинений рекомендуется такой эффективный прием, как сопоставление текстов. Сопоставление сильной (примерной) работы и слабой дает возможность практически показать учащимся отклонение от норм литературного языка в слабом сочинении.
При сравнении ученических работ в разных жанрах можно систематически, из урока в урок, вести речь о функциональных стилях (на примерах письменной речи учащихся, скажем, в жанрах рассказа и читательского отзыва).
Наконец, сопоставление двух ярких сочинений на одну тему, написанных в одном жанре, но разных по языку, покажет классу, как гибко можно пользоваться синонимикой изобразительно-выразительных средств языка.
В заданиях по карточкам, при закреплении творческих навыков, а также на занятиях кружка можно предусмотреть разнообразные виды работ по культуре речи и стилистике:
1) нахождение по слуху речевых ошибок в тексте сочинений учащихся, их анализ и сравнение;
2) наблюдение над языком образцового текста (газетный материал), его стилистический анализ;
3) сопоставление ученических сочинений, написанных об одном факте, событии;
4) придумывание стилистических вариантов заголовков читательского отзыва;
5) придумывание подписей к фотографиям из жизни школы (цель: кто напишет ярче всех, яснее всех и смешнее всех);
6) замена слов в данном тексте, не соответствующих публицистическому стилю, и др.
В издательской работе школьники используют приобретенные стилистические навыки в самостоятельных газетных материалах. На уроке по журналистике, им полезно почувствовать, понять, что практическая стилистика - не отвлеченный предмет. Ее законы распространяются и на их собственные творческие работы.
Преподаватель журналистики, прежде всего, старается создать благоприятную атмосферу - творческое настроение, полную ясность в задании, уверенность в пользе газетного материала. Только при этих условиях юные авторы проникнутся интересом к новому жанру и выскажутся до конца.
Подготовил Владимир Иванович Толстиков
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.