КУЛЬТУРА В ЖИВОМ ОБЩЕНИИ И КУЛЬТУРА В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Оценка 5

КУЛЬТУРА В ЖИВОМ ОБЩЕНИИ И КУЛЬТУРА В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Оценка 5
Лекции
docx
преподавание
7 кл—11 кл +1
12.05.2021
КУЛЬТУРА В ЖИВОМ ОБЩЕНИИ  И КУЛЬТУРА В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Обучение школьников сочинениям в газетных жанрах тесно связано с работой по культуре речи и стилистике. При объяснении нового материала преподаватель обращается к газетным образцам, на примере которых ученики смогут наблюдать особенности публицистического стиля. На этих же образцах можно показать пример того, как пользоваться литературным языком. Уроки объяснения, как правило, включают в себя элементы словарной работы, возможен также и стилистический анализ текстов.
КУЛЬТУРА В ЖИВОМ ОБЩЕНИИ И КУЛЬТУРА В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.docx

 

КУЛЬТУРА В ЖИВОМ ОБЩЕНИИ

И КУЛЬТУРА В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Материал для учителя

 

Обучение школьников сочинениям в газетных жанрах тесно связано с работой по культуре речи и стилистике. При объяснении нового материала преподаватель обращается к газетным образцам, на примере которых ученики смогут наблюдать особенности публицистического стиля. На этих же образцах можно показать пример того, как пользоваться литературным языком. Уроки объяснения, как правило, включают в себя элементы словарной работы, возможен также и стилистический анализ текстов.

При редактировании ученических сочинений преподаватель укажет на диалектизмы, жаргонизмы, на неправильное употребление слов, на неверное образование слов, на ошибочное построение словосочетаний и предложений, на бессвязность мыслей и т. п., систематически приучая школьника к ясной, логичной и живой письменной речи.

В VII—VIII классах при саморедактировании и взаиморедактировании сочинений в газетных жанрах школьники приучаются к сознательному анализу своей письменной речи и речи товарищей.

На уроках анализа сочинений рекомендуется такой эффективный прием, как сопоставление текстов. Сопоставление сильной (примерной) работы и слабой дает возможность практически показать учащимся отклонение от норм литературного языка в слабом сочинении.

При сравнении ученических работ в разных жанрах можно систематически, из урока в урок, вести речь о функциональных стилях (на примерах письменной речи учащихся, скажем, в жанрах рассказа и читательского отзыва).

Наконец, сопоставление двух ярких сочинений на одну тему, написанных в одном жанре, но разных по языку, покажет классу, как гибко можно пользоваться синонимикой изобразительно-выразительных средств языка.

В заданиях по карточкам, при закреплении творческих навыков, а также на занятиях кружка можно предусмотреть разнообразные виды работ по культуре речи и стилистике:

1) нахождение по слуху речевых ошибок в тексте сочинений учащихся, их анализ и сравнение;

2) наблюдение над языком образцового текста (газетный материал), его стилистический анализ;

3) сопоставление ученических сочинений, написанных об одном факте, событии;

4) придумывание стилистических вариантов заголовков читательского отзыва;

5) придумывание подписей к фотографиям из жизни школы (цель: кто напишет ярче всех, яснее всех и смешнее всех);

6) замена слов в данном тексте, не соответствующих публицистическому стилю, и др.

В издательской работе школьники используют приобретенные стилистические навыки в самостоятельных газетных материалах. На уроке по журналистике, им полезно почувствовать, понять, что практическая стилистика - не отвлеченный предмет. Ее законы распространяются и на их собственные творческие работы.

Преподаватель журналистики, прежде всего, старается создать благоприятную атмосферу - творческое настроение, полную ясность в задании, уверенность в пользе газетного материала. Только при этих условиях юные авторы проникнутся интересом к новому жанру и выскажутся до конца.

 

Подготовил Владимир Иванович Толстиков


 

КУЛЬТУРА В ЖИВОМ ОБЩЕНИИ И

КУЛЬТУРА В ЖИВОМ ОБЩЕНИИ И
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2021