Культура речевого общения Консультация для педагогов и родителей
Оценка 5
Педсоветы
doc
дефектология
Детсад
26.03.2018
Стиль общения взрослых – пример для маленьких. Очень важно, чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном уважении взрослых, их доброжелательности, чувстве такта. Всегда следует иметь в виду, что система речевого общения, сложившаяся среди
взрослых, хотя и остаётся для детей сферой, которую они не могут наблюдать зримо, так или иначе, сказывается на них, их психофизическом самочувствии, настроении, поведении, образе мыслей и речи.
Культура речевого общения – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Нравственный мир личности, как в зеркале, отражается в общении с людьми.
Культура речевого общения.doc
Культура речевого общения
Консультация для педагогов и родителей
Стиль общения взрослых – пример для маленьких. Очень важно, чтобы дети
наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о
взаимном уважении взрослых, их доброжелательности, чувстве такта. Всегда
следует иметь в виду, что система речевого общения, сложившаяся среди
взрослых, хотя и остаётся для детей сферой, которую они не могут наблюдать
зримо, так или иначе, сказывается на них, их психофизическом самочувствии,
настроении, поведении, образе мыслей и речи.
Культура речевого общения – проблема нравственная, имеющая социальную
значимость. Нравственный мир личности, как в зеркале, отражается в
общении с людьми.
Культура речевого общения предполагает соблюдение определённого
речевого этикета. Поздоровался или не поздоровался, улыбнулся при этом
или лицо ничего не выражало, кто кого поприветствовал первым: тот, кто
вошёл, или тот, кто находился в вестибюле, имеет ли это значение?
Оказывается, имеет. Приветствие – начало к установлению контакта,
показатель внимания к людям, норма вежливости. И наконец, приветливое
«здравствуйте» это стимул, пусть совсем крошечный, но стимул хорошего
настроения для того, к кому оно обращено. Тот, кто руководствуется
нормами речевого этикета, войдя в помещение, здоровается первым, пусть
даже если он – лицо начальствующее, а присутствующие – его подчинённые.
Приветствие произносится внятно и доброжелательно, иначе оно теряет
смысл.
Культура речевого общения и вежливость – понятия неразделимые, которые
свидетельствуют о нравственной воспитанности личности. В «Словаре по
этике» сказано,
что вежливость – это «…моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало
повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к
окружающим».
Вежливость – это ещё и самоуважение: если я хочу, чтобы уважали меня, то,
значит, обязан уважать других, разговаривать с людьми так, как хотелось бы,
чтобы разговаривали со мной.
Ведь только вежливость рождает вежливость. Напрашивается вывод: всем,
кому доверено воспитание подрастающего поколения, важно быть предельно
взыскательными к собственному речевому поведению – на нас равняются
дети.
Допустимо ли, чтобы настроение взрослого отражалось на его речевом
поведении? Вправе ли он «включать» в своё настроение детей? Ответ
однозначен: нет, нет и нет! Любой педагог или родитель всегда должен быть
немного актёром. А это значит уметь владеть собой, быть требовательным к
собственному слову, уметь придать ему нужный эмоциональный оттенок и
пользоваться им как инструментом, воздействующим на собеседника.
Немаловажно и ещё одно из условий, помогающих эмоционально
нравственному речевому общению, проявлять терпимость.
Культура речевого общения проявляется не только в том, что сказано, но и в
том, как сказано. Привычные для нас слова «пожалуйста», «извините»,
«доброе утро» могут прозвучать приветливо, радушно, уважительно или
небрежно, холодно, высокомерно. Всё зависит от того, каким тоном мы их
произносим и с каким выражением лица.
Замечали ли вы, что каждому из нас присущи «свои» интонации. Одному
Другому –
присущи интонации спокойные,
экзальтированные, торопливые, постоянно меняющиеся – от радостных до
доброжелательные.
раздражённо крикливых. Для третьего характерен тон требовательный,
властный. А у четвёртого чаще всего улавливаются нотки нетерпеливые и
даже грубые. А для маленького ребёнка это имеет особое значение: он чутко реагирует на речевую тональность, так как ещё не всегда может вникнуть в
суть сказанного. Со старшими дошкольниками уместны ещё и шутка, мягкая
ирония – всё, что привлекает, вносит в речевое общение с ними струю
радости, мажора.
Не менее важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка или
взрослого в процессе высказывания острых мнений. Ведь каждый посвоему
реагирует на критику. Задача критикующего – воодушевить оппонента,
вызвать в нём стремление к перестройке собственной деятельности.
Следовательно, необходимо уметь высказывать замечания в тактичной,
уважительной форме. Большую роль играют тон доверительности и
доброжелательности, логически правильно выстроенная цепь доказательств,
умение принять во внимание возражения собеседника, его пояснения тех или
иных событий.
Проанализируйте, умеете ли вы по внешним признакам определять
эмоциональное состояние своих детей и адекватно ориентировать свою речь,
тональность общения с ними. Будьте доброжелательными в отношении к
окружающим, подходите к ним с оптимистической гипотезой, ищите то, что
вас сближает, стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на
желание совместной творческой деятельности.
Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует
их взаимопониманию, укреплению отношений между взрослыми и детьми. К
этому должен стремиться каждый педагог и каждый родитель, потому что мы
делаем одно дело –занимаемся воспитанием подрастающего поколения.
Список литературы
1. Винокур Т.Г. Культура речевого общения – М., 1987.
2. Добрович А.Б. Общение: Наука и искусство – М., 1987.
3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей
русского языка – М., 1984.
4. Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета – М., 1984.
Культура речевого общения Консультация для педагогов и родителей
Культура речевого общения Консультация для педагогов и родителей
Культура речевого общения Консультация для педагогов и родителей
Культура речевого общения Консультация для педагогов и родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.