Культура речевого общения Консультация для педагогов и родителей
Оценка 5

Культура речевого общения Консультация для педагогов и родителей

Оценка 5
Педсоветы
doc
дефектология
Детсад
26.03.2018
Культура речевого общения Консультация для педагогов и родителей
Стиль общения взрослых – пример для маленьких. Очень важно, чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном уважении взрослых, их доброжелательности, чувстве такта. Всегда следует иметь в виду, что система речевого общения, сложившаяся среди взрослых, хотя и остаётся для детей сферой, которую они не могут наблюдать зримо, так или иначе, сказывается на них, их психофизическом самочувствии, настроении, поведении, образе мыслей и речи. Культура речевого общения – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Нравственный мир личности, как в зеркале, отражается в общении с людьми.
Культура речевого общения.doc
Культура речевого общения Консультация для педагогов и родителей Стиль общения взрослых – пример для маленьких. Очень важно, чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном уважении взрослых, их доброжелательности, чувстве такта. Всегда следует иметь в виду, что система речевого общения, сложившаяся среди взрослых, хотя и остаётся для детей сферой, которую они не могут наблюдать зримо, так или иначе, сказывается на них, их психофизическом самочувствии, настроении, поведении, образе мыслей и речи. Культура речевого общения – проблема нравственная, имеющая социальную значимость.   Нравственный   мир   личности,   как   в   зеркале,   отражается   в общении с людьми. Культура   речевого   общения   предполагает   соблюдение   определённого речевого этикета. Поздоровался или не поздоровался, улыбнулся при этом или лицо ничего не выражало, кто кого поприветствовал первым: тот, кто вошёл, или тот, кто находился в вестибюле, ­ имеет ли это значение? Оказывается,   имеет.   Приветствие   –   начало   к   установлению   контакта, показатель внимания к людям, норма вежливости. И наконец, приветливое «здравствуйте» ­ это стимул, пусть совсем крошечный, но стимул хорошего настроения   для   того,   к   кому   оно   обращено.   Тот,   кто   руководствуется нормами речевого этикета, войдя в помещение, здоровается первым, пусть даже если он – лицо начальствующее, а присутствующие – его подчинённые. Приветствие   произносится   внятно   и   доброжелательно,   иначе   оно   теряет смысл. Культура речевого общения и вежливость – понятия неразделимые, которые свидетельствуют   о   нравственной   воспитанности   личности.   В   «Словаре   по этике»   сказано,   что   вежливость   –   это   «…моральное   качество, характеризующее   человека,   для   которого   уважение   к   людям   стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим». Вежливость – это ещё и самоуважение: если я хочу, чтобы уважали меня, то, значит, обязан уважать других, разговаривать с людьми так, как хотелось бы, чтобы разговаривали со мной. Ведь только вежливость  рождает вежливость. Напрашивается  вывод: всем, кому доверено воспитание подрастающего поколения, важно быть предельно взыскательными   к   собственному   речевому   поведению   –   на   нас   равняются дети. Допустимо   ли,   чтобы   настроение   взрослого   отражалось   на   его   речевом поведении?   Вправе   ли   он   «включать»   в   своё   настроение   детей?   Ответ однозначен: нет, нет и нет! Любой педагог или родитель всегда должен быть немного актёром. А это значит уметь владеть собой, быть требовательным к собственному слову, уметь придать ему нужный эмоциональный оттенок и пользоваться им как инструментом, воздействующим на собеседника. Немаловажно   и   ещё   одно   из   условий,   помогающих   эмоционально­ нравственному речевому общению, ­ проявлять терпимость. Культура речевого общения проявляется не только в том, что сказано, но и в том,   как   сказано.   Привычные   для   нас   слова   «пожалуйста»,   «извините», «доброе   утро»   могут   прозвучать   приветливо,   радушно,   уважительно   или небрежно, холодно, высокомерно. Всё зависит от того, каким тоном мы их произносим и с каким выражением лица. Замечали   ли   вы,   что   каждому   из   нас   присущи   «свои»  интонации.  Одному   Другому   – присущи   интонации   спокойные, экзальтированные,   торопливые,   постоянно   меняющиеся   –   от   радостных   до   доброжелательные. раздражённо­ крикливых. Для третьего характерен тон требовательный, властный. А  у четвёртого  чаще  всего  улавливаются  нотки нетерпеливые  и даже грубые. А для маленького ребёнка это имеет особое значение: он чутко реагирует на речевую тональность, так как ещё не всегда может вникнуть в суть сказанного. Со старшими дошкольниками уместны ещё и шутка, мягкая ирония   –   всё,   что   привлекает,   вносит   в   речевое   общение   с   ними   струю радости, мажора. Не   менее   важно   учитывать   индивидуальные   особенности   ребёнка   или взрослого в процессе высказывания острых мнений. Ведь каждый по­своему реагирует   на   критику.   Задача   критикующего   –   воодушевить   оппонента, вызвать в нём стремление к перестройке собственной деятельности. Следовательно,   необходимо   уметь   высказывать   замечания   в   тактичной, уважительной   форме.   Большую   роль   играют   тон   доверительности   и доброжелательности, логически правильно выстроенная цепь доказательств, умение принять во внимание возражения собеседника, его пояснения тех или иных событий. Проанализируйте,   умеете   ли   вы   по   внешним   признакам   определять эмоциональное состояние своих детей и адекватно ориентировать свою речь, тональность   общения   с   ними.   Будьте   доброжелательными   в   отношении   к окружающим, подходите к ним с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас   сближает,   стремитесь   к   сотрудничеству,   постоянно   настраивайтесь   на желание совместной творческой деятельности. Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию, укреплению отношений между взрослыми и детьми. К этому должен стремиться каждый педагог и каждый родитель, потому что мы делаем одно дело –занимаемся воспитанием подрастающего поколения. Список литературы 1. Винокур Т.Г. Культура речевого общения – М., 1987. 2. Добрович А.Б. Общение: Наука и искусство – М., 1987. 3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка – М., 1984. 4. Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета – М., 1984.

Культура речевого общения Консультация для педагогов и родителей

Культура речевого общения Консультация для педагогов и родителей

Культура речевого общения Консультация для педагогов и родителей

Культура речевого общения Консультация для педагогов и родителей

Культура речевого общения Консультация для педагогов и родителей

Культура речевого общения Консультация для педагогов и родителей

Культура речевого общения Консультация для педагогов и родителей

Культура речевого общения Консультация для педагогов и родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018