Культурная практика «Тематическая неделя»
Оценка 4.8

Культурная практика «Тематическая неделя»

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
окружающий мир
Детсад
11.01.2019
Культурная  практика «Тематическая неделя»
Цель культурной практики «Тематическая неделя», ознакомление детей старшего дошкольного возраста с различными темами, выходящими за рамки изучаемой программы и развитие у детей 5-7 лет инициативы и самостоятельности в выборе темы и разных способах достижения результата. Задачи практики: 1. Создать условия в ДОУ для формирования у детей социальной ситуации развития через предоставление ребенку свободного выбора деятельности, участников совместной деятельности (педагогов, детей) 2. Организовать вариативное развивающее образования, ориентированное на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и сверстником через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей. 3. Способствовать развитию интересов детей их любознательности и познавательной мотивации. 4. Организовать изучение материала по выбранным темам. По введению данной культурной практики проводится предварительная работа. Педагогическому коллективу необходимо провести опрос детей на предмет их познавательных интересов и увлечений. По результатам опроса, выбираются темы для углубленного изучения.
статья Тематическая неделя.docx
Авторы:  Бодрихина Светлана Николаевна, заведующая,  Бакулина Ирина Васильевна, воспитатель, Масагутова Лилия Васильевна, воспитатель МБДОУ общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно­ эстетического направления развития воспитанников детский сад № 6 "Василек"  E­mail: [email protected], тел 8 39139 31072 Методические рекомендации Культурная  практика «Тематическая неделя»  В   образовательном   процессе   ребёнок   и   взрослые   (педагоги,   родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир. Детям   предоставляется   широкий   спектр   специфических   для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка. Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит   во   взрослой   жизни   часто   сталкиваться   с   необходимостью   выбора. Задача   педагога   в   этом   случае  —   помочь   ребёнку   определиться   с   выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в   большей   степени   может   удовлетворить   свои   образовательные   интересы   и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи. Уникальная   природа   ребёнка   дошкольного   возраста   может   быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок   стремится   познать,   преобразовать   мир   самостоятельно   за   счёт возникающих инициатив. Все   виды   деятельности,   предусмотренные   программой   МДОУ, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы. Взрослым   необходимо   научиться   тактично   сотрудничать   с   детьми:   не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие­либо неожиданные   сюрпризные,   шумовые   эффекты   и   т.п.   Необходимо   создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие. Обязательным   условием   взаимодействия   педагога   с   ребёнком   является создание   развивающей   среды,   насыщенной   социально   значимыми   образцами деятельности   и   общения,   способствующей   формированию   таких   качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чтобы   стать   субъектом   культурной   деятельности,   ребенку   необходима особая   собственная   практика,   особые   собственные   пробы   сил.   Культурные практики организуются в детском саду с  детьми в рамках исследовательской, коммуникативной, художественной и других видах деятельности; представляют собой организационные, образовательные, проектные способы и формы действий ребенка любого возраста. Это обычные для ребенка  способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с  содержанием его бытия и  с другими людьми. Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое   взрослым   или   самим   ребенком   приобретение   и   повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и   младшими   детьми.   Это   также   освоение   позитивного   жизненного   опыта сопереживания,   доброжелательности   и   любви,   дружбы,   помощи,   заботы, альтруизма,   а   также   негативного   опыта   недовольства,   обиды,   ревности, протеста, грубости. Культурные   практики   в   условиях   Стандарта,     нуждаются   в   особом педагогическом   сопровождении,   при   котором   педагог   намеренно   приглушает свою   субъективность   в   пользу   ребенка.   Только   при   таком   условии   они становятся   средством   становления   самостоятельной   деятельности   ребенка   и развития его инициативы.  Для   развития   этих   качеств   в   нашем   детском   саду   мы   внедряем   в образовательную деятельность с детьми культурные практики, необходимые для создания социальной ситуации развития детей. В рамках данного проекта была организована культурная практика «тематическая неделя». Цель культурной  практики «Тематическая неделя», ознакомление  детей старшего дошкольного возраста с различными темами,   выходящими за рамки изучаемой   программы   и   развитие   у   детей   5­7   лет   инициативы   и самостоятельности в выборе темы и разных способах   достижения результата. Задачи практики: 1. Создать условия в ДОУ для формирования   у детей социальной ситуации развития через предоставление ребенку свободного выбора деятельности, участников совместной деятельности (педагогов, детей) 2. Организовать   вариативное   развивающее   образования, ориентированное на   уровень   развития,   проявляющийся   у   ребенка   в   совместной деятельности   со   взрослым   и   сверстником   через   организацию   видов деятельности,   способствующих   развитию   мышления,   речи,   общения, воображения   и   детского   творчества,   личностного,   физического   и художественно­эстетического развития детей. 3. Способствовать   развитию   интересов   детей   их   любознательности   и познавательной мотивации. 4. Организовать изучение материала по выбранным темам. По введению данной культурной практики проводится предварительная работа.   Педагогическому   коллективу   необходимо     провести   опрос   детей   на предмет   их познавательных   интересов и увлечений. По  результатам  опроса, выбираются темы для углубленного изучения. Коллектив   педагогов,   обсудив   итоги   опроса   детей,   разрабатывает   и реализует   проекты   по   предложенным   детьми  темам  с  включением   в  процесс интеграции   всех   специалистов   детского   сада   (музыкальных   руководителей, инструктора ФИЗО и т.д.). С целью развития самостоятельности и свободного выбора детьми того о чем они хотят знать больше, дети самостоятельно делают свой   выбор   по   темам.   В   процессе   предварительной   работы   с   детьми оговариваются правила поведения: • • • • Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.   Говори спокойно.  Ходи спокойно.  Возвращайся в группу по сигналу звонка. Работа с семьями воспитанников становится ещё одним этапом в развитии и реализации данных проектов. Воспитатели заинтересовывают родителей тем, что   будет   проходить   в   детском   саду   и   обращаются   к   ним   за   помощью   в организации образовательного пространства в групповых помещениях. Родители приносят   в   группы   игрушки,   игры,   поделки,   различные   предметы   по   темам, литературу,   картинки,   макеты,     сделанные   своими   руками.   Таким   образом, предметно­развивающая среда в  группах организуется в соответствии с темами проектов.  Когда   подготовка   завершена,     педагоги   приступают   к   реализации проектной  идеи. В течение  недели   ребята   свободно  посещают  те  группы,    в которых   изучаемые   темы   их   интересовали   особенно.   Время   выбирается   в соответствии   с   режимом   дня   в   период   непосредственно   образовательной деятельности с 9­00 до 10­30. По определенному сигналу, ребята выходят из своих   групп и  идут  в ту  группу, какую  они  выбрали  и  поэтому  же  сигналу возвращаются в свою группу. После возвращения детей, воспитатели организуют рефлексию, с целью выявления их мнения и пожеланий на следующем этапе организации.   Ребята   по   очереди,   передавая   любой   предмет   (цветок,   клубок) рассказывают о том, куда ходили, чем занимались, анализируют своё  поведение, поведение друзей и сами делают выводы.  Педагог  контролирует лишь то, чтобы каждый ребенок высказал свое мнение.  В   период   изучения     познавательного   материала,   ребятам   даются первичные   представления   об   объектах   окружающего   мира   в   процессе   игры. Педагоги используют в образовательном процессе различные технологии такие как:   метод   анализа   и   синтеза,     моделирования   и   конструирования,   метод классификации и сравнения,   игровые ситуации в коммуникативном развитии ребенка, а также информационно коммуникативные технологии.  Воспитатель делают   использует такие   формы   организации  той  или другой  детской деятельности, которые     воспитательно­образовательный   процесс   интересным   и запоминающимся   для   детей.   Каждый   день     отличается   от   предыдущего   по характеру   игровой   и   образовательной   деятельностей,   месту   и   форме   их организации. При реализации проектов педагоги используют различные виды детской деятельности,   с   помощью   которых   у   детей  формируется   общая   культура личности,   в   том   числе   ценности   здорового   образа   жизни,   развития   их социальных,   нравственных,   эстетических,   интеллектуальных,   физических качеств,   инициативности,   самостоятельности   и   ответственности,   а   также формирование предпосылок учебной деятельности.   Итоговыми мероприятиями становятся развлечения, викторины, КВН  по темам. Завершающим этапом работы над проектами становится вручение детям сертификатов   об   окончании   изучения   темы   и   приобретение   новых   знаний   в условиях ФГОС. Известно, что социально­игровой опыт, который приобретает ребенок в период дошкольного детства,   оказывает существенное влияние на становление его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности, позволяя формироваться готовности к обучению в школе в целом.  Чем   ярче   будут   события,  происходящие   в   детской   жизни,  тем   больше вероятность   того,   что   они   найдут   отражение   в   деятельности   ребёнка,   в   его эмоциональном развитии. Литература: 1. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96с.  2. Оберемок   С.М.   Метод   проектов   в   дошкольном   образовании:   Учебно­ методическое пособие. Новосибирск, 2005. 3. Хабарова   Т.В.   Педагогические   технологии   в   дошкольном   образовании. С.П.б.: ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2012.

Культурная практика «Тематическая неделя»

Культурная  практика «Тематическая неделя»

Культурная практика «Тематическая неделя»

Культурная  практика «Тематическая неделя»

Культурная практика «Тематическая неделя»

Культурная  практика «Тематическая неделя»

Культурная практика «Тематическая неделя»

Культурная  практика «Тематическая неделя»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2019