Цель культурной практики «Тематическая неделя», ознакомление детей старшего дошкольного возраста с различными темами, выходящими за рамки изучаемой программы и развитие у детей 5-7 лет инициативы и самостоятельности в выборе темы и разных способах достижения результата. Задачи практики:
1. Создать условия в ДОУ для формирования у детей социальной ситуации развития через предоставление ребенку свободного выбора деятельности, участников совместной деятельности (педагогов, детей)
2. Организовать вариативное развивающее образования, ориентированное на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и сверстником через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей.
3. Способствовать развитию интересов детей их любознательности и познавательной мотивации.
4. Организовать изучение материала по выбранным темам.
По введению данной культурной практики проводится предварительная работа. Педагогическому коллективу необходимо провести опрос детей на предмет их познавательных интересов и увлечений. По результатам опроса, выбираются темы для углубленного изучения.
статья Тематическая неделя.docx
Авторы:
Бодрихина Светлана Николаевна, заведующая,
Бакулина Ирина Васильевна, воспитатель,
Масагутова Лилия Васильевна, воспитатель
МБДОУ общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно
эстетического направления развития воспитанников детский сад № 6 "Василек"
Email: bodrihina.swetlana@yandex.ru, тел 8 39139 31072
Методические рекомендации
Культурная практика «Тематическая неделя»
В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители,
медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности,
в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а
ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.
Детям предоставляется широкий спектр специфических для
дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии
взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.
Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому
предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора.
Задача педагога в этом случае — помочь ребёнку определиться с выбором,
направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок
в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и
овладеть определёнными способами деятельности, с другой — педагог может
решить собственно педагогические задачи.
Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть
охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности,
ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт
возникающих инициатив.
Все виды деятельности,
предусмотренные программой МДОУ,
используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами,
которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и
др. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.
Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не
стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какиелибо
неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать
условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого
удовольствие.
Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является
создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами
деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную
роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников.
Чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку необходима
особая собственная практика, особые собственные пробы сил. Культурные
практики организуются в детском саду с детьми в рамках исследовательской,
коммуникативной, художественной и других видах деятельности; представляют
собой организационные, образовательные, проектные способы и формы действий
ребенка любого возраста. Это обычные для ребенка способы самоопределения,
саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и с
другими людьми.
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное,
инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение
различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях,
командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками
и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта
сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы,
альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности,
протеста, грубости.
Культурные практики в условиях Стандарта, нуждаются в особом
педагогическом сопровождении, при котором педагог намеренно приглушает
свою субъективность в пользу ребенка. Только при таком условии они
становятся средством становления самостоятельной деятельности ребенка и
развития его инициативы.
Для развития этих качеств в нашем детском саду мы внедряем в
образовательную деятельность с детьми культурные практики, необходимые для
создания социальной ситуации развития детей. В рамках данного проекта была
организована культурная практика «тематическая неделя».
Цель культурной практики «Тематическая неделя», ознакомление детей
старшего дошкольного возраста с различными темами, выходящими за рамки
изучаемой программы и развитие у детей 57 лет инициативы и
самостоятельности в выборе темы и разных способах достижения результата.
Задачи практики:
1. Создать условия в ДОУ для формирования у детей социальной ситуации
развития через предоставление ребенку свободного выбора деятельности,
участников совместной деятельности (педагогов, детей)
2. Организовать вариативное развивающее образования, ориентированное
на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной
деятельности со взрослым и сверстником через организацию видов
деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения,
воображения и детского творчества, личностного, физического и
художественноэстетического развития детей.
3. Способствовать развитию интересов детей их любознательности и
познавательной мотивации. 4. Организовать изучение материала по выбранным темам.
По введению данной культурной практики проводится предварительная
работа. Педагогическому коллективу необходимо провести опрос детей на
предмет их познавательных интересов и увлечений. По результатам опроса,
выбираются темы для углубленного изучения.
Коллектив педагогов, обсудив итоги опроса детей, разрабатывает и
реализует проекты по предложенным детьми темам с включением в процесс
интеграции всех специалистов детского сада (музыкальных руководителей,
инструктора ФИЗО и т.д.). С целью развития самостоятельности и свободного
выбора детьми того о чем они хотят знать больше, дети самостоятельно делают
свой выбор по темам. В процессе предварительной работы с детьми
оговариваются правила поведения:
•
•
•
•
Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.
Говори спокойно.
Ходи спокойно.
Возвращайся в группу по сигналу звонка.
Работа с семьями воспитанников становится ещё одним этапом в развитии
и реализации данных проектов. Воспитатели заинтересовывают родителей тем,
что будет проходить в детском саду и обращаются к ним за помощью в
организации образовательного пространства в групповых помещениях. Родители
приносят в группы игрушки, игры, поделки, различные предметы по темам,
литературу, картинки, макеты, сделанные своими руками. Таким образом,
предметноразвивающая среда в группах организуется в соответствии с темами
проектов.
Когда подготовка завершена,
педагоги приступают к реализации
проектной идеи. В течение недели ребята свободно посещают те группы, в
которых изучаемые темы их интересовали особенно. Время выбирается в
соответствии с режимом дня в период непосредственно образовательной
деятельности с 900 до 1030. По определенному сигналу, ребята выходят из
своих групп и идут в ту группу, какую они выбрали и поэтому же сигналу
возвращаются в свою группу. После возвращения детей, воспитатели организуют
рефлексию, с целью выявления их мнения и пожеланий на следующем этапе
организации. Ребята по очереди, передавая любой предмет (цветок, клубок)
рассказывают о том, куда ходили, чем занимались, анализируют своё поведение,
поведение друзей и сами делают выводы. Педагог контролирует лишь то, чтобы
каждый ребенок высказал свое мнение.
В период изучения
познавательного материала, ребятам даются
первичные представления об объектах окружающего мира в процессе игры.
Педагоги используют в образовательном процессе различные технологии такие
как: метод анализа и синтеза, моделирования и конструирования, метод
классификации и сравнения, игровые ситуации в коммуникативном развитии
ребенка, а также информационно коммуникативные технологии. Воспитатель делают
использует такие формы организации той или другой детской деятельности,
которые
воспитательнообразовательный процесс интересным и
запоминающимся для детей. Каждый день отличается от предыдущего по
характеру игровой и образовательной деятельностей, месту и форме их
организации.
При реализации проектов педагоги используют различные виды детской
деятельности, с помощью которых у детей формируется общая культура
личности, в том числе ценности здорового образа жизни, развития их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, а также
формирование предпосылок учебной деятельности.
Итоговыми мероприятиями становятся развлечения, викторины, КВН по
темам. Завершающим этапом работы над проектами становится вручение детям
сертификатов об окончании изучения темы и приобретение новых знаний в
условиях ФГОС.
Известно, что социальноигровой опыт, который приобретает ребенок в
период дошкольного детства, оказывает существенное влияние на становление
его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности, позволяя
формироваться готовности к обучению в школе в целом.
Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше
вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его
эмоциональном развитии.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. –
96с.
2. Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно
методическое пособие. Новосибирск, 2005.
3. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.
С.П.б.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2012.
Культурная практика «Тематическая неделя»
Культурная практика «Тематическая неделя»
Культурная практика «Тематическая неделя»
Культурная практика «Тематическая неделя»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.