Культурно-гигиенические навыки как условие для формирования культуры личности

  • docx
  • 14.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование культурно.docx

Формирование культурно-гигиенических навыков в подготовительной группе детского сада

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/11/natalyavasilishin83-54-150x150.jpgНАТАЛЬЯ ВАСИЛИШИН26.07.2018526.2K

Дети моют руки

Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) – важная составляющая формирования личности дошкольника. Поэтому это направление учебно-воспитательной работы красной линией проходит через весь образовательный процесс в детском саду. В подготовительной группе (дети 6–7 лет) наработки в этой области расширяются, систематизируются и обобщаются, тем самым обеспечивается база для дальнейшего расширения навыка на следующей ступени образования, то есть во время обучения в школе.

Содержание

  • 1 Суть КГН в подготовительной группе

o    1.1 Таблица: перспективный план воспитания КГН у детей 6–7 лет

  • 2 Методические приёмы для воспитания КГН в подготовительной группе

o    2.1 Беседа

o    2.2 Объяснение

o    2.3 Загадки

o    2.4 Чтение, стихотворения

o    2.5 Наглядность

o    2.6 Игры

§  2.6.1 Таблица: примеры дидактических игр на занятиях по КГН в подготовительной группе

§  2.6.2 Фотогалерея: оборудование для дидактических игр по воспитанию КГН

o    2.7 Практические приёмы

§  2.7.1 Фотогалерея: рисунки детей подготовительной группы на тему воспитания КГН

  • 3 Картотека тем по КГН для детей 6–7 лет

o    3.1 Таблица: картотека тем по воспитанию КГН у детей 6–7 лет

o    3.2 Цели и задачи занятий по КГН в подготовительной группе

§  3.2.1 Таблица: примеры формулировок целей и задач занятий по воспитанию КГН в подготовительной группе

§  3.2.2 Таблица: Смирнова И.А. конспект занятия на тему «Всё о личной гигиене» по воспитанию КГН в подготовительной группе (фрагменты)

§  3.2.3 Видео: о правилах гигиены зрения для детей подготовительной группы

Суть КГН в подготовительной группе

Поскольку воспитание КГН — процесс непрерывный, то очень важно правильно дозировать отработку каждого навыка, например, поквартально (по четвертям). И рационализировать эту деятельность помогает распределение умений по четырём областям самообслуживания:

  • навыки, связанные с поведением за столом;
  • одевание-раздевание;
  • водные процедуры;
  • содержание в порядке личных вещей и спального места.

Это интересно. Отработка КГН должна идти параллельно в детском саду и дома.

Дети и педагог в костюме Буратино за столом

В подготовительной группе дети осваивают основные правила поведения за столом

Таблица: перспективный план воспитания КГН у детей 6–7 лет

Манеры за столом

Одевание-раздевание

Уход за вещами и постелью

Водные процедуры

Первый квартал (первая четверть)

  • отрабатывать навык пользования вилкой;
  • кушать разную пищу, поворачивая кисть, а не вилку;
  • учиться отрезать порции твёрдых мясных продуктов;
  • тренироваться намазывать масло на кусок хлеба.
  • отрабатывать умение расстёгивать и застёгивать разные типы застёжек (кнопки, молнии, крючки, пуговицы);
  • продолжать отработку навыка аккуратно снимать одежду, развешивать её в шкафу;
  • тренировать навык надевать и снимать одежду без помощи взрослых.
  • совершенствовать навык намыливания рук;
  • учиться хорошо вымывать остатки мыла водой;
  • тренироваться вытирать ручки и лицо насухо, используя полотенце;
  • продолжать работу по воспитанию привычки использовать тканевый или бумажный носовой платок.

Работу над навыком намыливания рук с детьми 6–7 лет можно проводить в форме игры «У кого красивее мыльные перчатки»: дети показывают, как у них получается делать пенные «перчатки».

Второй квартал

  • отрабатывать умение держать нож в вилку в правой и левой руках соответственно;
  • тренировать навык использования салфетки.

В этом помогает сюжетно-ролевая игра «В кафе», которая проводится в мини-группах.

Учиться наводить порядок в шкафу с личными вещами.
Одним из приёмов для этого может быть игра «Экзамен от Чистюли», в которой малыши по очереди рассказывают о порядке складывания одежды персонажу — кукле Чистюле.

  • учиться чистить и просушивать обувь;
  • учиться пришивать пуговицы на место тех, что оторвались;
  • привлекать воспитанников к смене постельного белья (расправлять чистое бельё, застилать кровать покрывалом).

Совершенствовать навык вытирания полотенцем, предварительно взятого из шкафчика и развёрнутого в руках.

Третья четверть

Совершенствовать навыки манер за столом (пережёвывать пищу, не открывая рот и не издавая звуков).

  • отрабатывать навык выворачивать налицо одежду, которую малыш перед сном снимает;
  • закреплять навык аккуратно ставить обувь на полочку.
  • прививать навык деликатного напоминания товарищам об огрехах во внешнем виде;
  • учиться зашивать одежду, порвавшуюся по шву.
  • продолжать воспитывать навык поведения гигиенических процедур после посещения туалета и по надобности;
  • учиться следовать очерёдности в комнате гигиены.

Четвёртый квартал

Тренировать навык пользования столовыми приборами, держа их над тарелкой во время еды и складывая на край тарелки после.

  • совершенствовать навык быстро снимать одежду и надевать;
  • стимулировать навык помощи товарищам застёгивать пуговицы, расправлять воротники (в этом может помочь игра «Скажи, если не так»: дети в парах смотрят друг на друга 1–2 минуты, а затем перечисляют все неполадки во внешнем виде).
  • продолжать совершенствование навыка устранения недостатков во внешнем виде (пришивать пуговицы, петли);
  • учиться следовать порядку при заправке кровати;
  • стимулировать активное участие в смене постельного белья.

Формировать привычку содержать тело в чистоте.

Методические приёмы для воспитания КГН в подготовительной группе

В работе с детьми 6–7 лет повышается значимость речевых приёмов, так как в этом возрасте в комбинации наглядного и образного восприятия преимущество оказывается за вторым. А поскольку ребята уже полностью овладели речью, то создание образов опирается именно на этот источник информации. При этом другие способы взаимодействия — наглядность, игры, практика — применяются ничуть не менее активно.

Дети моют руки и смеются

В работе по воспитанию КГН важно рационально использовать весь арсенал методических приёмов

Беседа

Как уже отмечалось, работа по воспитанию КГН с подготовишками неразрывно связана с формированием положительных моральных качеств, что, в свою очередь, определяет важность такого приёма, как этическая беседа, в частности, обсуждение вопросов, связанных с культурой обращения к знакомым и незнакомым людям, воспитанием привычки следить за своими вещами и т. д. Ознакомиться с примером тематики бесед по КГН в подготовительной группе можно в публикации воспитателя Ломовской Л.В.

Объяснение

В контексте воспитания КГН разъяснение используется для определения порядка действий при отработке конкретного навыка. Например, процесс пришивания пуговицы может быть описан так: «Втягиваем нитку в иголку, затягиваем концы в узелок, вставляем в игольницу. Прикладываем пуговицу к вещи в том месте, откуда она оторвалась. Берём иголку с ниткой и протягиваем в дырочку пуговицы с изнанки на лицо. Делаем стежок, проводя иголку в соседнюю дырочку, и возвращаем её наизнанку. Повторяем стежки».

Это интересно. Объяснение практической деятельности, связанной с КГН, часто носит характер мотивационного приёма, настраивающего на освоение того или иного умения: пришить пуговицу, постирать носовой платок и т. д.

Загадки

Многие педагоги дошкольного образования называют этот приём беспроигрышной мотивацией: с одной стороны, рифмовки привлекают внимание малышей — каждый хочет отличиться и отгадать, а с другой — настраивают на дальнейшее освоение темы. Этими приёмами обычно начинается рассмотрение темы по КГН.

К примеру, в своей практике рассмотрение темы «Вода, мыло, полотенце», посвящённой отработке умения намыливать руки, лицо, тщательно смывать пену водой и вытираться, я начинаю с загадок:

  • Бывает семейным, хозяйственным, банным, Бывает душистым иль не пахнет совсем, Разного цвета, размера и формы любой, Но скользким бывает только с водой! (Мыло);
  • Без неё мы никуда: «ни туда и не сюда», Всем для жизни нам нужна Очень чистая… (вода);
  • Длинная дорожка, Два вышитых конца, Мягкое и чистое После умывания осушит меня. (Полотенце).

Дети чистят зубы

Ответами на загадки могут быть конкретные практические действия детей

Чтение, стихотворения

Эти два приёма могут успешно использоваться и по отдельности, и в сочетании. Причём в обоих случаях в основном для мотивации. В первом случае взрослый или подготовленные дети декламируют стихотворения перед практическим освоением навыка. В своей работе я использую этот вариант в виде отрывков из «Мойдодыра» К. Чуковского, которые рассказывают дети перед повторением порядка складывания вещей в шкафчике и важности чистоты постельного белья.

Чтение практикуется в двух формах: или сами ребята зачитывают подходящие по теме тексты, или это делает взрослый. Безусловно, более эффективным является первый вариант, так как он даёт возможность детям лучше понять суть произведения и к тому же развивает важный навык, определяющий уровень подготовленности малышей к школе. Но поскольку зачитывать целые стихотворения или прозаические произведения детям 6–7 лет ещё сложно, тексты стоит делить на смысловые отрывки. Например, стихотворение О. Григорьева «Варенье» можно зачитывать по две строки:

  • У Сергея нет терпенья,
    Он руками ест варенье.
    Слиплись пальцы у Серёжи,
    Приросла рубаха к коже.
    Ног от пола не отнять,
    Рук от ног не оторвать.
    Слиплись локти и колени,
    Уши склеило варенье.
    Раздаётся жалкий всхлип –
    Сам к себе Сергей прилип.

После чего в беседе малыши обсуждают основную мысль рифмовки: чтобы не оказаться в ситуации Сергея, нужно не забывать о культуре приёма пищи.

Воспитатель читает детям

Чтение также помогает привлечь внимание малышей к рассматриваемой теме

Наглядность

Для воспитания КГН из этой группы приёмов педагог использует:

  • картинки (причём не только для сопровождения объяснения, иллюстрации каждого этапа отработки навыка, но и в качестве демонстрации этапов «до» и «после», например, героя «Незнайки в Солнечном городе» Н.Носова Пачкули Пёстренького до умывания и после как способа пробудить любопытство малышей относительно того, что же помогло ему так преобразоваться);
  • атрибуты (малышей нужно знакомить с разными формами средств личной гигиены — твёрдым и жидким мылом, обычной и электрической зубной щёткой, мочалками разных форм и пр., чтобы в дальнейшем у них не возникало недоразумений относительно использования мыла в форме конфеты или зубной щётки с колпачком в виде игрушки);
  • демонстрация (любой навык — пользование вилкой, салфеткой, наведение порядка в шкафчике, смена постельного белья и пр. – требует презентации педагогом);
  • показ (если в младших группах этот приём в виде мультфильмов прямо разъяснял суть того или иного навыка, то в старшем дошкольном возрасте видеоматериалы могут использоваться в качестве мотивации для последующей беседы по теме).

Игры

Игровая форма работы не теряет своей актуальности и в подготовительной группе. В аспекте воспитания КГН используются:

  • подвижные игры (обычно в виде соревнований «Кто лучше застелит постель», «Кто быстрее выполнит гигиенические процедуры после возвращения с прогулки» и пр.);
  • театрализованные игры (этот приём незаменим при отработке культуры поведения за столом, когда дети в сюжетно-ролевых играх предстают посетителями кафе, гостями короля);

Три девочки за обеденным столом

Работа по воспитанию КГН объединяет режимные моменты с отработкой навыков

  • дидактические игры, позволяющие закрепить порядок выполнения той или иной гигиенической процедуры.

Это интересно. Игры могут использоваться как элемент мотивации перед непосредственной продуктивной деятельностью.

Таблица: примеры дидактических игр на занятиях по КГН в подготовительной группе

Название (оборудование)

Цели

Ход игры

«Оденем Машу на прогулку» (картонная кукла Маша и набор карточек с изображением предметов одежды для разных сезонов).

  • закреплять алгоритм одевания под конкретный сезон;
  • развивать логическое мышление, память.

Дети раскладывают перед Машей предметы одежды, необходимые для прогулки в указный воспитателем сезон или определённую погоду.

«Воспитываем хорошие привычки» (кубик с иллюстрацией гигиенических процедур).

  • обобщить знания ребят о ЗОЖ;
  • развивать монологическую речь.

Дети по очереди бросают кубик и описывают порядок выполнения процедуры.

«Правила гигиены» (игровой барабан со стрелкой и картинками, иллюстрирующими средства гигиены).

Обобщить знания о важности соблюдения правил личной гигиены.

Водящий вращает барабан, а ребята по очереди комментируют те, средства гигиены, на которые указала стрелка (для чего нужны, как хранить, как использовать).
Ещё один вариант игры: педагог просит назвать все средства для ухода за телом (лицом, волосами).

Фотогалерея: оборудование для дидактических игр по воспитанию КГН

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/07/kartochki-igry-odenem-kuklu-mashu-na-progulku.jpg

Игру Оденем куклу Машу на прогулку можно проводить в обратном порядке, то есть раздевать после прогулки

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/07/tablo-igry-pravila-gigieny.jpg

За каждый правильный ответ в игре Правила гигиены ребёнок получает балл

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/07/kubik-igry-vospityvaem-horoshie-privychki.jpg

В игре Воспитываем хорошие привычки дети, кроме всего прочего, развивают монологическую речь

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/07/kartochki-igry-odenem-kuklu-mashu-na-progulku-150x150.jpg

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/07/kubik-igry-vospityvaem-horoshie-privychki-150x150.jpg

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/07/tablo-igry-pravila-gigieny-150x150.jpg

Практические приёмы

Это собственно реализация детьми КГН в жизни, а также:

  • экспериментальная деятельность (например, чтобы доказать, что есть пятна, которые нельзя оттереть, а только смыть, дети рисуют маленькое пятнышко на руке шариковой ручкой, затем пробуют её стереть, но лишь растягивают кляксу, и идут к умывальникам, где смывают чернила водой с мылом);
  • творческие задания (рисунки, поделки, аппликации) по теме.

Фотогалерея: рисунки детей подготовительной группы на тему воспитания КГН

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/07/detskiy-risunok-zub-chistit-sebya-shchetkoy-600x438.jpg

Образы рисунков могут придумываться совместно с родителями

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/07/detskiy-risunok-moydodyra-600x423.jpg

Рисунки по теме ЗОЖ могут носить обобщающий характер

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/07/detskiy-risunok-devochka-umyvaetsya-600x450.jpg

В рисунках ребята могут изображать порядок выполнения конкретного КГН

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/07/detskiy-risunok-zub-chistit-sebya-shchetkoy-150x150.jpg

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/07/detskiy-risunok-devochka-umyvaetsya-150x150.jpg

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/07/detskiy-risunok-moydodyra-150x150.jpg

Картотека тем по КГН для детей 6–7 лет

При составлении картотеки тем по воспитанию КГН педагог руководствуется отрабатываемым в конкретный промежуток времени умением, а также учитывает, что работа по совершенствованию навыков самообслуживания у детей 6–7 лет тесно связана с формированием положительных моральных качеств. В частности, отработкой умения вежливо указывать товарищу на недостатки в его внешнем виде или культуре поведения. Ознакомиться с примером такой картотеки можно здесь.

Что касается структуры картотеки, то, опираясь на свой опыт, могу сказать: её удобно организовывать по образцу перспективного плана — поквартально. При этом подходящие приёмы для работы педагог выбирает согласно тематике конкретного учебного дня.

Это интересно. Выбор приёма может осуществляться прецедентно: к примеру, если воспитатель отметил, что некоторые ребята не пользуются мылом для мытья рук, то будет уместно провести дидактическую игру «Расскажем малышам о том, как нужно мыть руки». Её суть заключается в том, что дети получают по картонному пупсу и по набору карточек с изображением гигиенических принадлежностей (мылом, полотенцем, зубной щёткой, мочалкой и пр.). Задача ребят отобрать всё, что нужно для мытья рук, а затем прокомментировать назначение и порядок использования атрибутов.

Три девочки моют и вытирают руки

В играх по воспитанию КГН дети обогащают свой личный опыт, совершенствуя навыки

Таблица: картотека тем по воспитанию КГН у детей 6–7 лет

Автор — Василишин Н.А., педагог детского сада, школы-гимназии №60, г. Луганск.

Временной промежуток

Темы

Методические приёмы

Первая четверть

«Как кушать вкусно»;

  • беседа «Вспомним, как надо правильно кушать»;
  • чтение: Н. Литвинова «Королевство столовых приборов».

«Я сам»

  • беседа «Каждой вещи — своё место»;
  • чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам»;
  • дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду».

«Вода, мыло, полотенце»

  • чтение: И. Ищук «Мои ладошки»;
  • дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо мыть руки и умываться».

«Укладываем кроватку спать»

  • дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель».

Вторая четверть

«На приёме у короля»

  • беседа «Культура поведения вовремя еды»

«Каждой вещи своё место»

  • беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды».

«Чистота»

  • беседа «Как заботиться о своей одежде»;
  • чтение: Д. Крупская «Чистота».

«Не хотим мы быть чумазыми»

  • игра-драматизация по произве­дению А. Барто, П. Барто «Девоч­ка чумазая».

Третья четверть

«Поведение за столом»

  • беседа «Культура еды — серьёзное дело».

«Почему важно одеваться самому»

  • чтение: М. Зощенко «Глупая история».

«Любим купаться»

  • чтение: Е. Винокуров «Купание детей».

«Зачем нужна гигиена»

  • беседа «Чистота — залог здоровья»;
  • дидактическое упражнение «Как помочь товарищу»;
  • продуктивная деятельность: шитье кукольного белья.

Четвёртая четверть

«Культура поведения за столом в общественных местах и дома»

  • чтение: О. Григорьев «Варенье»;
  • сюжетно-ролевая игра «Кафе».

«Письмо от Неумейки»

  • чтение: Я. Аким «Неумейка».

«Нам не всё равно!»

  • чтение: Т. Кожомбердиев «Всё равно».

«Борьба с оторванными пуговицами»

  • показ;
  • продуктивная деятельность: починка кукольной одежды.

Педагог и дети перед сервированным столом

Воспитание КГН происходит систематически весь учебный год

Цели и задачи занятий по КГН в подготовительной группе

Как и в любом другом виде непосредственной образовательной деятельности (НОД), при разработке занятия по КГН педагогу важно грамотно сформулировать цели и задачи, учитывая, что они обязательно включают следующие направления:

  • обучающее (что нового узнают ребята, к примеру, художественное произведение, историческую справку и т. д.);
  • развивающее (какой конкретный навык отрабатывается — правила поведения за столом, личная гигиена и т. д.);
  • воспитательное (как то или иное умение влияет на повышение общей культуры личности).

Таблица: примеры формулировок целей и задач занятий по воспитанию КГН в подготовительной группе

Тема

Цели

Задачи

«Мы ищем кляксу»

  • совершенствовать познавательную потребность;
  • развивать потребность соблюдения чистоты и выполнения культурно-гигиенических навыков.
  • закреплять знания о правилах личной гигиены, поддерживать интерес детей старшего дошкольного возраста к систематическому выполнению культурно-гигиенических навыков, прививать привычку к чистоте, воспитывать положительное отношение к личной гигиене;
  • создать возможность стать эмоционально заинтересованным участником самостоятельного изготовления мыла;
  • создать условия для исследовательской деятельности дошкольников;
  • расширять кругозор детей, активный словарь, развивать память, внимание, положительные эмоции, мелкую моторику рук;
  • воспитывать у детей доброе отношение друг к другу, к совместной деятельности, развивать творческий подход к деятельности.

«Всё о личной гигиене»

Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.

  • закреплять знания о правилах личной гигиены, закреплять в речи обобщающее понятие «предметы личной гигиены»;
  • развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, познавательную и речевую активность детей;
  • воспитывать культуру здорового образа жизни.

«Столовый этикет»

Расширять знания о столовом этикете.

  • закрепить знания о назначении и названии различной посуды;
  • закрепить умение правильно сервировать стол;
  • вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета;
  • развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Таблица: Смирнова И.А. конспект занятия на тему «Всё о личной гигиене» по воспитанию КГН в подготовительной группе (фрагменты)

Этап

Содержание

Вводный

Дорогие ребята! Сегодня к нам пришло письмо. Давайте его прочитаем. (Воспитатель читает «Письмо ко всем детям по одному важному делу» Ю. Тувима).

Основной

Воспитатель: — Каждый должен ухаживать за своим телом и взрослый, и ребёнок. А что может случиться, если не мыться, не мыть руки, не умываться? Ответы детей.
А вы знаете, что случилось с одним мальчиком, который не умывался?
Воспитатель читает отрывок из сказки К. Чуковского «Мойдодыр».
— Вы совершенно правильно сказали, что можно заболеть, если не мыть руки, не умываться. Наше тело покрыто кожей, а она защищает наши внутренние органы от микробов…> <… Ухаживать нужно по определённым правилам. А правила эти называются «Правила личной гигиены». (дети повторяют)…>

<… — Как вы думаете, какие предметы нам понадобятся для соблюдения личной гигиены?
Попробуйте отгадать загадки…>

<… Загадка: Возле зеркала на полке Поселился хитрый ёж. С ним расчешешь куклу Катю И косичку заплетёшь. Станет модною причёска, Если трудится …. (расчёска).
В: — А вы знаете, зачем нужно расчёсывать волосы? Может, это и не нужно вовсе? (ответы)…>

<… В: — А сейчас, чтобы проверить, как вы запомнили то, о чём мы говорили, предлагаю поиграть в игру «Чем я могу поделиться». У меня есть «Чудесный мешочек». В нём находятся предметы гигиены. А на столе 2 коробочки: красного и зелёного цвета. В коробку красного цвета будем класть предметы, которые другим давать нельзя, потому что это личные предметы, а в коробку зелёного цвета — те предметы, которыми могут пользоваться все…>

Закрепление материала

<… — Ребята о чём мы сегодня с вами говорили, что интересного вы узнали?
(ответы детей).

Заключительный этап

— Вот мы с вами и повторили правила личной гигиены. Вы поняли, как важно заботиться о себе, поддерживать тело в чистоте, быть опрятным, аккуратным, чистым, а значит, быть здоровым. Потому что чистота — залог здоровья!
— А в заключение, давайте послушаем песенку «Если дети утром умываются…»

Видео: о правилах гигиены зрения для детей подготовительной группы

В подготовительной группе детского сада воспитание КГН носит характер обобщения знаний и умений, полученных ранее. Дети отрабатывают навыки проведения гигиенических процедур, учатся ухаживать за своими вещами, содержать их в порядке, а также осваивают правила поведения за столом, в том числе и традиции пользования столовыми приборами. Все эти составные элементы воспитания культуры здоровья должны включаться педагогом в составление плана и конспектов занятий по КГН.

·                    Автор: Наталья Василишин

·                     Распечатать

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/11/natalyavasilishin83-54-150x150.jpg

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Оцените статью:

1.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       5

2.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       4

3.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       3

4.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       2

5.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       1

6.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

(10 голосов, среднее: 4.4 из 5)

Поделитесь с друзьями!


 

Скачано с www.znanio.ru