Формирование культурно-гигиенических навыков в подготовительной группе детского сада
НАТАЛЬЯ
ВАСИЛИШИН26.07.2018526.2K

Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) – важная составляющая формирования личности дошкольника. Поэтому это направление учебно-воспитательной работы красной линией проходит через весь образовательный процесс в детском саду. В подготовительной группе (дети 6–7 лет) наработки в этой области расширяются, систематизируются и обобщаются, тем самым обеспечивается база для дальнейшего расширения навыка на следующей ступени образования, то есть во время обучения в школе.
Содержание
o 1.1 Таблица: перспективный план воспитания КГН у детей 6–7 лет
o 2.1 Беседа
o 2.2 Объяснение
o 2.3 Загадки
o 2.4 Чтение, стихотворения
o 2.5 Наглядность
o 2.6 Игры
§ 2.6.1 Таблица: примеры дидактических игр на занятиях по КГН в подготовительной группе
§ 2.6.2 Фотогалерея: оборудование для дидактических игр по воспитанию КГН
o 2.7 Практические приёмы
§ 2.7.1 Фотогалерея: рисунки детей подготовительной группы на тему воспитания КГН
o 3.1 Таблица: картотека тем по воспитанию КГН у детей 6–7 лет
o 3.2 Цели и задачи занятий по КГН в подготовительной группе
§ 3.2.1 Таблица: примеры формулировок целей и задач занятий по воспитанию КГН в подготовительной группе
§ 3.2.2 Таблица: Смирнова И.А. конспект занятия на тему «Всё о личной гигиене» по воспитанию КГН в подготовительной группе (фрагменты)
§ 3.2.3 Видео: о правилах гигиены зрения для детей подготовительной группы
Суть КГН в подготовительной группе
Поскольку воспитание КГН — процесс непрерывный, то очень важно правильно дозировать отработку каждого навыка, например, поквартально (по четвертям). И рационализировать эту деятельность помогает распределение умений по четырём областям самообслуживания:
Это интересно. Отработка КГН должна идти параллельно в детском саду и дома.

В подготовительной группе дети осваивают основные правила поведения за столом
Таблица: перспективный план воспитания КГН у детей 6–7 лет
|
Манеры за столом |
Одевание-раздевание |
Уход за вещами и постелью |
Водные процедуры |
|
|
Первый квартал (первая четверть) |
|
|
Работу над навыком намыливания рук с детьми 6–7 лет можно проводить в форме игры «У кого красивее мыльные перчатки»: дети показывают, как у них получается делать пенные «перчатки». |
|
|
Второй квартал |
В этом помогает сюжетно-ролевая игра «В кафе», которая проводится в мини-группах. |
Учиться
наводить порядок в шкафу с личными вещами. |
|
Совершенствовать навык вытирания полотенцем, предварительно взятого из шкафчика и развёрнутого в руках. |
|
Третья четверть |
Совершенствовать навыки манер за столом (пережёвывать пищу, не открывая рот и не издавая звуков). |
|
|
|
|
Четвёртый квартал |
Тренировать навык пользования столовыми приборами, держа их над тарелкой во время еды и складывая на край тарелки после. |
|
|
Формировать привычку содержать тело в чистоте. |
Методические приёмы для воспитания КГН в подготовительной группе
В работе с детьми 6–7 лет повышается значимость речевых приёмов, так как в этом возрасте в комбинации наглядного и образного восприятия преимущество оказывается за вторым. А поскольку ребята уже полностью овладели речью, то создание образов опирается именно на этот источник информации. При этом другие способы взаимодействия — наглядность, игры, практика — применяются ничуть не менее активно.

В работе по воспитанию КГН важно рационально использовать весь арсенал методических приёмов
Беседа
Как уже отмечалось, работа по воспитанию КГН с подготовишками неразрывно связана с формированием положительных моральных качеств, что, в свою очередь, определяет важность такого приёма, как этическая беседа, в частности, обсуждение вопросов, связанных с культурой обращения к знакомым и незнакомым людям, воспитанием привычки следить за своими вещами и т. д. Ознакомиться с примером тематики бесед по КГН в подготовительной группе можно в публикации воспитателя Ломовской Л.В.
Объяснение
В контексте воспитания КГН разъяснение используется для определения порядка действий при отработке конкретного навыка. Например, процесс пришивания пуговицы может быть описан так: «Втягиваем нитку в иголку, затягиваем концы в узелок, вставляем в игольницу. Прикладываем пуговицу к вещи в том месте, откуда она оторвалась. Берём иголку с ниткой и протягиваем в дырочку пуговицы с изнанки на лицо. Делаем стежок, проводя иголку в соседнюю дырочку, и возвращаем её наизнанку. Повторяем стежки».
Это интересно. Объяснение практической деятельности, связанной с КГН, часто носит характер мотивационного приёма, настраивающего на освоение того или иного умения: пришить пуговицу, постирать носовой платок и т. д.
Загадки
Многие педагоги дошкольного образования называют этот приём беспроигрышной мотивацией: с одной стороны, рифмовки привлекают внимание малышей — каждый хочет отличиться и отгадать, а с другой — настраивают на дальнейшее освоение темы. Этими приёмами обычно начинается рассмотрение темы по КГН.
К примеру, в своей практике рассмотрение темы «Вода, мыло, полотенце», посвящённой отработке умения намыливать руки, лицо, тщательно смывать пену водой и вытираться, я начинаю с загадок:

Ответами на загадки могут быть конкретные практические действия детей
Чтение, стихотворения
Эти два приёма могут успешно использоваться и по отдельности, и в сочетании. Причём в обоих случаях в основном для мотивации. В первом случае взрослый или подготовленные дети декламируют стихотворения перед практическим освоением навыка. В своей работе я использую этот вариант в виде отрывков из «Мойдодыра» К. Чуковского, которые рассказывают дети перед повторением порядка складывания вещей в шкафчике и важности чистоты постельного белья.
Чтение практикуется в двух формах: или сами ребята зачитывают подходящие по теме тексты, или это делает взрослый. Безусловно, более эффективным является первый вариант, так как он даёт возможность детям лучше понять суть произведения и к тому же развивает важный навык, определяющий уровень подготовленности малышей к школе. Но поскольку зачитывать целые стихотворения или прозаические произведения детям 6–7 лет ещё сложно, тексты стоит делить на смысловые отрывки. Например, стихотворение О. Григорьева «Варенье» можно зачитывать по две строки:
После чего в беседе малыши обсуждают основную мысль рифмовки: чтобы не оказаться в ситуации Сергея, нужно не забывать о культуре приёма пищи.

Чтение также помогает привлечь внимание малышей к рассматриваемой теме
Наглядность
Для воспитания КГН из этой группы приёмов педагог использует:
Игры
Игровая форма работы не теряет своей актуальности и в подготовительной группе. В аспекте воспитания КГН используются:

Работа по воспитанию КГН объединяет режимные моменты с отработкой навыков
Это интересно. Игры могут использоваться как элемент мотивации перед непосредственной продуктивной деятельностью.
Таблица: примеры дидактических игр на занятиях по КГН в подготовительной группе
|
Название (оборудование) |
Цели |
Ход игры |
|
«Оденем Машу на прогулку» (картонная кукла Маша и набор карточек с изображением предметов одежды для разных сезонов). |
|
Дети раскладывают перед Машей предметы одежды, необходимые для прогулки в указный воспитателем сезон или определённую погоду. |
|
«Воспитываем хорошие привычки» (кубик с иллюстрацией гигиенических процедур). |
|
Дети по очереди бросают кубик и описывают порядок выполнения процедуры. |
|
«Правила гигиены» (игровой барабан со стрелкой и картинками, иллюстрирующими средства гигиены). |
Обобщить знания о важности соблюдения правил личной гигиены. |
Водящий
вращает барабан, а ребята по очереди комментируют те, средства гигиены, на
которые указала стрелка (для чего нужны, как хранить, как использовать). |
Фотогалерея: оборудование для дидактических игр по воспитанию КГН

Игру Оденем куклу Машу на прогулку можно проводить в обратном порядке, то есть раздевать после прогулки

За каждый правильный ответ в игре Правила гигиены ребёнок получает балл

В игре Воспитываем хорошие привычки дети, кроме всего прочего, развивают монологическую речь



Практические приёмы
Это собственно реализация детьми КГН в жизни, а также:
Фотогалерея: рисунки детей подготовительной группы на тему воспитания КГН

Образы рисунков могут придумываться совместно с родителями

Рисунки по теме ЗОЖ могут носить обобщающий характер

В рисунках ребята могут изображать порядок выполнения конкретного КГН



Картотека тем по КГН для детей 6–7 лет
При составлении картотеки тем по воспитанию КГН педагог руководствуется отрабатываемым в конкретный промежуток времени умением, а также учитывает, что работа по совершенствованию навыков самообслуживания у детей 6–7 лет тесно связана с формированием положительных моральных качеств. В частности, отработкой умения вежливо указывать товарищу на недостатки в его внешнем виде или культуре поведения. Ознакомиться с примером такой картотеки можно здесь.
Что касается структуры картотеки, то, опираясь на свой опыт, могу сказать: её удобно организовывать по образцу перспективного плана — поквартально. При этом подходящие приёмы для работы педагог выбирает согласно тематике конкретного учебного дня.
Это интересно. Выбор приёма может осуществляться прецедентно: к примеру, если воспитатель отметил, что некоторые ребята не пользуются мылом для мытья рук, то будет уместно провести дидактическую игру «Расскажем малышам о том, как нужно мыть руки». Её суть заключается в том, что дети получают по картонному пупсу и по набору карточек с изображением гигиенических принадлежностей (мылом, полотенцем, зубной щёткой, мочалкой и пр.). Задача ребят отобрать всё, что нужно для мытья рук, а затем прокомментировать назначение и порядок использования атрибутов.

В играх по воспитанию КГН дети обогащают свой личный опыт, совершенствуя навыки
Таблица: картотека тем по воспитанию КГН у детей 6–7 лет
Автор — Василишин Н.А., педагог детского сада, школы-гимназии №60, г. Луганск.
|
Временной промежуток |
Темы |
Методические приёмы |
|
Первая четверть |
«Как кушать вкусно»; |
|
|
«Я сам» |
|
|
|
«Вода, мыло, полотенце» |
|
|
|
«Укладываем кроватку спать» |
|
|
|
Вторая четверть |
«На приёме у короля» |
|
|
«Каждой вещи своё место» |
|
|
|
«Чистота» |
|
|
|
«Не хотим мы быть чумазыми» |
|
|
|
Третья четверть |
«Поведение за столом» |
|
|
«Почему важно одеваться самому» |
|
|
|
«Любим купаться» |
|
|
|
«Зачем нужна гигиена» |
|
|
|
Четвёртая четверть |
«Культура поведения за столом в общественных местах и дома» |
|
|
«Письмо от Неумейки» |
|
|
|
«Нам не всё равно!» |
|
|
|
«Борьба с оторванными пуговицами» |
|

Воспитание КГН происходит систематически весь учебный год
Цели и задачи занятий по КГН в подготовительной группе
Как и в любом другом виде непосредственной образовательной деятельности (НОД), при разработке занятия по КГН педагогу важно грамотно сформулировать цели и задачи, учитывая, что они обязательно включают следующие направления:
Таблица: примеры формулировок целей и задач занятий по воспитанию КГН в подготовительной группе
|
Тема |
Цели |
Задачи |
|
«Мы ищем кляксу» |
|
|
|
«Всё о личной гигиене» |
Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни. |
|
|
«Столовый этикет» |
Расширять знания о столовом этикете. |
|
Таблица: Смирнова И.А. конспект занятия на тему «Всё о личной гигиене» по воспитанию КГН в подготовительной группе (фрагменты)
|
Этап |
Содержание |
|
Вводный |
Дорогие ребята! Сегодня к нам пришло письмо. Давайте его прочитаем. (Воспитатель читает «Письмо ко всем детям по одному важному делу» Ю. Тувима). |
|
Основной |
Воспитатель: —
Каждый должен ухаживать за своим телом и взрослый, и ребёнок. А что может
случиться, если не мыться, не мыть руки, не умываться? Ответы детей. |
|
<… — Как вы
думаете, какие предметы нам понадобятся для соблюдения личной гигиены? |
|
|
<… Загадка:
Возле зеркала на полке Поселился хитрый ёж. С ним расчешешь куклу Катю И
косичку заплетёшь. Станет модною причёска, Если трудится …. (расчёска). |
|
|
<… В: — А сейчас, чтобы проверить, как вы запомнили то, о чём мы говорили, предлагаю поиграть в игру «Чем я могу поделиться». У меня есть «Чудесный мешочек». В нём находятся предметы гигиены. А на столе 2 коробочки: красного и зелёного цвета. В коробку красного цвета будем класть предметы, которые другим давать нельзя, потому что это личные предметы, а в коробку зелёного цвета — те предметы, которыми могут пользоваться все…> |
|
|
Закрепление материала |
<… — Ребята о
чём мы сегодня с вами говорили, что интересного вы узнали? |
|
Заключительный этап |
— Вот мы с вами
и повторили правила личной гигиены. Вы поняли, как важно заботиться о себе,
поддерживать тело в чистоте, быть опрятным, аккуратным, чистым, а значит,
быть здоровым. Потому что чистота — залог здоровья! |
Видео: о правилах гигиены зрения для детей подготовительной группы
В подготовительной группе детского сада воспитание КГН носит характер обобщения знаний и умений, полученных ранее. Дети отрабатывают навыки проведения гигиенических процедур, учатся ухаживать за своими вещами, содержать их в порядке, а также осваивают правила поведения за столом, в том числе и традиции пользования столовыми приборами. Все эти составные элементы воспитания культуры здоровья должны включаться педагогом в составление плана и конспектов занятий по КГН.
· Автор: Наталья Василишин
· Распечатать

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Оцените статью:
1. 5
2. 4
3. 3
4. 2
5. 1
6.
(10 голосов, среднее: 4.4 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.