КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Оглавление:
1. |
Введение
|
3 |
2. |
Реферативная часть
|
5 |
3. |
Проектная часть
|
7 |
4. |
Заключение
|
21 |
5. |
Список литературы
|
22 |
Тема: Культурно-досуговая деятельность как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема проекта: проблемное поле данного исследования, обуславливается противоречиями между:
- наличием большого количества свободного времени у обучающихся, и неумением самостоятельно заполнить его рационально и качественно;
- необходимостью проведения эффективного досуга с детьми данной категории, позволяющего раскрыть их потенциальные возможности, обеспечить им оптимальные условия для отдыха, развлечений, эмоциональной стабилизации личности и отсутствием целенаправленных социально-культурных технологий, способствующих реализации их в практике деятельности социально-культурных учреждений;
- наличием социально-интеграционных, терапевтических и реабилитационных потенциальных ресурсов культурно-досуговой деятельности с обучающими и недостаточное желание использовать их самими обучающими.
Актуальность перечисленных выше проблем, а также наличие ряда противоречий обусловили проблему: теоретическое обоснование процесса формирования социально-культурных основ у детей с ограниченными возможностями в условиях коррекционной школы посредством культурно-досуговой деятельности.
Гипотеза проекта: заключается в предположении, что наиболее эффективно процесс формирования социально-культурных основ у детей с ограниченными возможностями будет реализовываться при выполнении следующих условий:
- наличия разработанной модели взаимодействия участников воспитательного процесса;
- наличие морально-психологического ресурса - социальной активности детей с ограниченными возможностями, наличия или отсутствия у них сформированного интереса к различным формам и средствам проведения досуга, уровня их культурных запросов и потребностей;
- поиска новых технологий формирования социально-культурных основ у детей с ограниченными возможностями в условиях коррекционной школы.
Объект проектирования: социально-культурные основы детей с ограниченными возможностями.
Предмет проектирования: процесс формирования социально-культурных основ детей с ограниченными возможностями посредством культурно-досуговой деятельности.
Цель проекта: культурно - досуговая деятельность обучающихся, как воспитательный и развивающий ресурс.
Задачи:
· разработать модель взаимодействия участников воспитательного процесса по формированию социально-культурных основ у детей с ограниченными возможностями;
· выявить и обосновать организационно-педагогические условия формирования и реализации социально-культурных основ у детей с ограниченными возможностями.
Теоретико-методологической основой исследования является положение о системном и комплексном подходе к социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти проблемы являются предметом различных наук: философии, социологии, педагогики, психологии, дефектологии, культурологии и др.
С философских позиций мы опирались на идеи ценностно-ориентированного, активно-деятельного процесса (духовно-практического) основания (К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.Плеханов). Мы использовали в работе основные положения теории воспитательной работы: Ш.А. Амонашвили, И.Ф. Гончарова, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского; идеи о методах и технологиях социально-педагогической работы (В.Г. Бочарова, Р.М. Куличенко, И.А. Липский); основные положения методологии современной педагогики (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин и др.); концепция гуманизма, предполагающая признание каждого человека высшей ценностью (Л.С. Выготский, К. Роджерс и др.); идеи о социальной сущности человека, обусловленной потребностью во включенности в систему общественных связей, определения социальной роли и статуса (А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); социально-педагогическая концепция активного взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности (С.А. Беличева, Б.З. Вульфов, М.Г. Гурьянова, В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, И.С. Кон, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- обоснованы организационно-педагогические условия формирования социально-культурной активности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы с учетом их социально-педагогических особенностей и потребностей;
- разработана модель взаимодействия участников воспитательного процесса по формированию социально-культурных основ, которая позволяет определить структуру, принципы и условия проведения досуга, обеспечить физическое, психологическое и эмоциональное благополучие детей;
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены особенности личностного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, определены уровни их социально-культурной активности в специальном коррекционном учреждении.
Теоретический анализ социокультурных факторов.
Основной функцией воспитания сегодня является создание условий для развития независимой творческой индивидуальности - саморазвивающейся, самодостаточной личности, отвечающей за свои поступки, проявляющей себя субъектом социального бытия (Э. Фромм), свободно реализующейся в динамичном мире. Проблема формирования такой личности выходит далеко за рамки школьного воспитания, и задача взаимодействия со средой, в которой происходят важнейшие процессы социализации, образования и воспитания растущего человека, становится сегодня насущной в теоретическом и практическом плане. Современные требования к организации воспитания предполагают интенсивные поиски различных форм и способов взаимодействия социокультурных институтов, которые могли бы суммировать векторы современной интеллектуальной, духовной, художественной, экономической, экологической жизни растущего человека в едином жизненном пространстве.
В современных модернизированных обществах существует целая система социальных институтов - исторически сложившихся устойчивых форм совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей (экономические, политические, культурные, религиозные и др.). Социальные институты в философской и социологической литературе определяются как устойчивые комплексы формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и как относительно устойчивые формы.
Основываясь на представленных выше определениях, мы говорим о важной роли в формировании социально-культурных основ как в различных образовательных и воспитательных организациях (дошкольные учреждения, школы, вузы и др.) так и институтах, традиционно относящихся к не образовательной сфере, но имеющих в составе своих функций образовательный компонент и/или участвующие в воспитании личности (театры, музеи, библиотеки, общественные организации, молодежные движения, семья и др.). Совместное решение социокультурными институтами задач воспитания основывается, прежде всего, на их взаимодействии по достижению общих целей и результатов по решению задачи формирования социально-культурных основ личности.
Школе по-прежнему в большинстве случаев принадлежит ведущая роль в этом взаимодействии, однако оно является продуктивным, если организовано не только по принципу дополнительности, а на паритетных началах.
По сравнению с другими сферами жизнедеятельности культурно-досуговая сфера в образовательном учреждении дает человеку возможность свободного выбора любого вида занятий, досугового общения между людьми. Более всего социокультурная направленность этих отношений проявляется в развитии активности, элементов творчества, удовлетворении культурных потребностей, во взаимосвязях деятельности субъекта и условий для этой деятельности, в многообразии социокультурной среды. Широкие познавательно-развивающие возможности досуга, заложены в осуществлении преемственности различных культур, реализации нравственно-эстетических норм культуры в разнообразных видах культурно-досуговой деятельности, формах общения и поведения.
Факторами, побуждающими и способствующими приобщению личности к культуре, выбору время препровождения являются культурные потребности, традиции, ценностные ориентации, интересы, видовое разнообразие досуговых занятий, наличие в них элементов игры, отдыха, зрелищности, познавательных и воспитывающих компонентов. Формирование и развитие личности, ее приобщение к определенному микросоциуму происходит на основе принятия культурных, этических, эстетических норм. Активность же личности в сфере досуга характеризуется такими показателями, как рост творческих способностей, многообразие возможностей свободного выбора тех или иных видов деятельности, самообразование, культура отдыха, любительские занятия. Повышение уровня культурно-досуговой деятельности в современных условиях равноценно росту творческого потенциала общества и, так или иначе, сказывается на его исторических судьбах. Не случайно в наше время и развитые, и развивающиеся страны резко усилили внимание к сфере досуга. Для современного общества характерна трансформация традиционной культуры всех социальных групп и слоев общества. Это привело к развитию инновационных форм деятельности.
Всестороннее развитие личности есть элемент одного из важнейших условий успешной адаптации человека к современному социуму. Процесс социализации предполагает комплексное развитие личности на основе изучения и освоения культурного наследия, внедрения положительных, нравственных ориентиров, оптимизации уровня ценностей, привитие потребностей к здоровому образу жизни и практике применения нравственно-эстетического «багажа» для решения жизненно-важных проблем личности.
Особенности формирования социально-культурных основ у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Внеурочная деятельность в коррекционной школе, занимающаяся досугом обучающихся, рассматриваются нами как феномен социально-педагогической деятельности, наиболее эффективно обеспечивающей с помощью социально-культурной деятельности сохранение и устойчивое развитие многообразного потенциала, включающего познавательные процессы, эстетическое отношение личности к действительности с учетом социально-возрастных и индивидуально-психологических особенностей клиентов.
«Формирование социокультурных основ у детей с ограниченными возможностями» - это процесс и одновременно система включения индивида в различные социальные группы и отношения посредством организации совместной деятельности (прежде всего культурно-досуговой, образовательной, трудовой).
Дети и подростки с ограниченными возможностями относятся к категориям населения, которые вправе пользоваться защитой и помощью государственных органов и учреждений, в том числе в решении вопросов досуга. Учитывая структурную специфику инвалидности в современном обществе, очевидна значимость сферы культуры, различных видов культурной деятельности с одной стороны - возможной, а с другой - как необходимой области социализации, самоутверждения и самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья.
Основной проблемой у детей с ограниченными возможностями, чаще всего фигурирует одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение стигматизированной отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности.
Обоснование педагогического потенциала социально-культурной деятельности по формированию социально-культурных основ детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы.
Последние десятилетия в мире отмечается не только усиление научно-теоретического внимания к проблемам детской инвалидности, но и формирование ряда концепций, обосновывающих формирование полноценной личности детей-инвалидов, корректировку негативных воздействий, которые могут повлиять на нее. Общим для всех этих подходов является понимание того, что социальная реабилитация и психолого-педагогическая коррекция должна воздействовать не на устранение отдельных недостатков, улучшение отдельных черт характера или поведения ребенка с ограниченными возможностями, но на целостную личность. Более того, универсальное личностное воздействие позитивно сказывается на компенсации отдельных частных дефектов, а целенаправленная деятельность по исправлению отдельных недостатков может положительно повлиять также на улучшение показателей в коррекции других дефектов, здоровья и личности ребенка в целом. Поэтому реабилитационные методики, направленные на исправление тех или иных затруднений, являются в то же время реабилитацией личности ребенка-инвалида, следовательно, огромное значение, несравнимое с другими направлениям деятельности, имеет в процессе реабилитации использование методик социокультурной природы. Они как бы помогают нетипичным детям на определенный срок приобщиться к другой жизни, исполненной красоты и гармонии, где не заметны обычные беды детей-инвалидов, где всегда все кончается хорошо. Социокультурная деятельность лишает реабилитационные занятия монотонности, расцвечивает их положительными эмоциональными красками, включает элемент соревнования.
Педагоги используют определенные элементы социокультурной деятельности, понимая их действенность и привлекательность для детей, однако общепризнанной последовательной системы реабилитационной деятельности, включающей в себя необходимую и достаточную упорядоченную совокупность технологий и методик, пока не создано. Предложенная нами последовательно развертывающаяся во времени система реабилитационной деятельности, использующая социокультурные методики, активизирующая эмоциональные и эстетические механизмы личности ребенка-инвалида - попытка компенсировать существующий методический дефицит.
Педагог, работающий с детьми в условиях коррекционной школы - одновременно и специалист по работе с семьей, поскольку только таким образом возможна синхронизация усилий и направлений деятельности в интересах ребенка со стороны коррекционного образовательного учреждения и со стороны его семьи. Отсутствие такой координации в лучшем случае приводит к затуханию воздействия специалиста, не поддержанному семьей, в худшем случае - к конфликту установок между семьей и институтом реабилитации. Важность такого согласования целей и средств те более значима, поскольку, как показывает наше исследование, семьи детей с ограниченными возможностями здоровья отягощены многими другими проблемами: структурной неполнотой, мало обеспеченность, жилищными трудностями и т.д.
Социокультурные технологии, следует отметить, обладают возможностью позитивных корректирующих воздействий также на взрослых членов семьи обучающихся.
Нельзя не отметить еще один весьма существенный факт, выявленный в ходе исследования. Дети с ограниченными возможностями здоровья, занимающиеся в различных творческих объединениях, участвующие в культурно-досуговых мероприятиях и включенные, таким образом, в социокультурную деятельность, не только сами становятся социально активными, но и оказывают воздействие на формирование положительных качеств у своего ближайшего окружения, являются своеобразным магнитом, создающим поле высокого нравственного притяжения, независимо от своего физического или интеллектуального ограничения.
Социокультурные занятия помогают выработать такие важные качества как дисциплинированность (в широком понимании), умение рационально использовать свободное время, стремление к достижению стабильных результатов деятельности, коммуникабельность, способность анализировать свои успехи и неудачи, осознание собственных возможностей, потребность в информации и т.д.
Как показало исследование, чем активнее ребенок с ограниченными возможностями включается в социокультурную деятельность, тем меньше он «уходит в болезнь», меньше надеется на чью-то постороннюю помощь, а все больше привыкает рассчитывать на себя, и для достижения благополучия делает ставку на определение цели, на активное участие в общественной жизни, на собственные способности, на инициативность, находчивость, отзывчивость, на чуткость, честность и принципиальность.
Участие ребенка в социокультурной деятельности в единстве ее компонентов (биологического и социального, духовного и материального) представляет собой социальную ценность, укрепление которой - важнейшая задача любого цивилизованного общества. Но проблема формирования социально-культурных основ не может решаться изолированно от многих других проблем, стоящих перед обществом. Она решаема на трех уровнях - природном, социальном и культурном.
Образ жизни – активный, культурный, цивилизованный реализуется в конкретной предметной социокультурной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время. Для того чтобы какая-либо деятельность, в частности, социокультурная, вошла в повседневный быт индивида, необходимо, чтобы этот индивид мог достаточно стандартизировано выделять на эту деятельность время, а сама деятельность осуществлялась бы в реальном социокультурном пространстве, а не только в мыслях и в мечтах. Поэтому потенциал социокультурного развития неразрывно связан с социально-экономическим состоянием общества и статусом личности, а также с наличием необходимых воспитательно-образовательных условий. Существенную роль в этом может сыграть грамотное, доходчиво изложенное и удовлетворяющее запросы практики научно-методическое обеспечение социокультурной реабилитационной деятельности среди детей с ограниченными возможностями.
Таким образом, отмечая несомненную пользу современных технологий социальной реабилитации, подчеркнем, что социокультурное её содержание предполагает значительно более широкое привлечение средств и методов данного вида реабилитации, являющегося базой, основой социализации личности ребенка с ограниченными возможностями, его адаптации к активной творческой деятельности и в целом саморазвития, самовыражения и самореализации.
Модель взаимодействия педагогов и обучающихся по формированию социально-культурных основ в условиях школы.
Для развития этого направления деятельности хотелось бы предложить некоторые рекомендации: модель проведения культурно-досуговых мероприятий, исследование практики применения социокультурных технологий в культурно-досуговой деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; распространение опыта деятельности через публикацию методического пособия, создание видеоматериалов, помещение на Интернет-сайты.
Формирование социально-культурных основ детей с ограниченными возможностями напрямую связано с особенностями их личностного развития индивидуальными культурными потребностями и интересами, темпераментом, дифференциацией подходов к разрешению социокультурных проблем, состоянием здоровья, ориентацией на развитие самопомощи и взаимной поддержки.
Педагогический процесс формирования социально-культурных основ обучающихся в условиях коррекционной школы обеспечивается системой культурно-досуговых мероприятий, направленных на сохранение жизненной активности; максимально возможную адаптацию зрительного восприятия, интеграцию в социум с использованием средств и способов организации социально-культурной деятельности; поддержание толерантных отношений внутри коллектива.
Результаты теоретического анализа социокультурных факторов, способствующих творческой активности детей, показывают, что такими факторами являются: жизненный опыт, накопленный за период детства; наличие свободного времени; участие в познавательно-эстетической деятельности (чтение, экскурсии в музеи, просмотр любимых телепередач); стремление поделиться своим багажом знаний и умений; желание быть нужным, полезным окружающим.
Организационно-педагогическими условиями формирования социально-культурных основ у детей с ограниченными возможностями здоровья являются: наличие разработанной модели взаимодействия участников воспитательного процесса, различных учреждений дополнительного образования, наличие специалистов, обеспечивающих реализацию процесса формирования социально-культурных основ у детей; информационно-методического ресурса - наличия методической литературы, разработок проведения сценариев мероприятий и других форм работы с детьми; морально-психологического ресурса - социальной активности воспитанников, наличия или отсутствия у них сформированного интереса к различным формам и средствам проведения досуга, уровня их культурных запросов и потребностей.
Исходя из этого, рассмотрим специфику культурно-досуговой деятельности в процессе социализации детей с ограниченными возможностями в условиях коррекционной школы.
Культурно-досуговая деятельность продолжает оставаться весьма значимым звеном коррекционно-воспитательной работы с детьми и юношеством, важным компонентом их социокультурного развития. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. Все культурно-досуговые мероприятия нацелены не только на наполнение детского досуга социально-значимым смыслом, но и на формирование у самих детей практических навыков содержательного проведения своего собственного свободного времени.
В процессе организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе интегрируются все формы и виды обучения, творчества, досуга, социально полезной деятельности, обеспечивающие удовлетворение индивидуальных интересов и потребностей детей, их личностное развитие и социализацию. При всем многообразии досуговых форм любой досуг способен выполнять четыре главные функции: развитие, общение, отдых, развлечение. Между тем, как показывают наблюдения за старшеклассниками, школьники ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений.
Вот почему так важно научить детей соединять развлечения с развитием, делать свой досуг содержательным, «работающим» на совершенствование личности. Не случайно этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», т.е. иметь возможность что-то делать, чего-то достичь.
Поэтому так важно не только давать знания, укреплять и развивать мускулы, но и обращать пристальное внимание на внутренний мир детей с ограниченными возможностями здоровья. Развивать его социально-культурную сферу: учить добру, состраданию, любви к окружающему миру.
Литература, поэзия, музыка, театр, искусство – главные составляющие этого развития. Высокий уровень медицинских услуг, спорт, компьютер – всё это очень хорошо и нужно, но, если культура не станет национальным приоритетом, государственной программой, ждать реальных результатов духовного роста придётся долго.
Однако надо знать, как организовать такую работу. Так что же такое воспитательное мероприятие? Это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью (определение А.Г. Кирпичника).
Вся культурно-досуговая деятельность в коррекционной школе строится согласно основным задачам коррекционно-воспитательной системы данного учреждения. Все культурно-досуговые программы, проводимые педагогами учреждения, решают основные задачи формирования социально-культурных основ, реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями.
Здесь важно отметить, что годы обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями в коррекционной школе – это целый мир. Но при этом ученик живет в этом мире изолированно. В условиях данного социума существуют свои законы, отличные от законов социума сверстников без проблем в развитии. Ребенок постигает большой мир, ежедневно и ежечасно проигрывая и действительно проживая ситуации реальной жизни. Формирование личности, творческой индивидуальности происходит под воздействием всех факторов, которые входят в понятие школа: учебные занятия, воспитательные и классные часы, общешкольные и групповые мероприятия, общение со сверстниками, авторитет педагогов и развлекательные программы, создающие ощущение праздника.
Ведь для подростка, особенно имеющего ограниченные возможности, в школе не всегда стоит на первом месте. В этом возрасте чаще всего они еще не чувствуют потребности в знаниях, не осознают необходимости хорошо учиться, чтобы получить достойное образование. Дети учатся потому, что им надо учиться, не больше и не меньше. На первом месте у ребят стоит общение со сверстниками.
Поэтому одной из главных задач коррекционной школы является создание благоприятного климата в коллективе, чтобы даже при недостаточной успешности в учебе подросток ощущал свою важность и необходимость, чтобы спустя годы, он вспоминал свое учебное заведение с ностальгией, как счастливое время.
Мы подошли к модели взаимодействия участников воспитательного процесса культурно-досуговой деятельности.
Неотъемлемой частью в создании благоприятных условий культурно-досуговой деятельности, атмосферы сотрудничества, решении коррекционно-воспитательных задач, являются школьные праздники. Невозможно отрицать то огромное влияние, которое оказывают тематические, патриотические, творческие праздники на воспитание подрастающего поколения и на детей с ограниченными возможностями здоровья. Это не только способ отдыха, общения и развлечения, но и мощный воспитательный инструмент. Праздничное мероприятие имеет свои функции:
· обучающая – сочинение сценариев, сценическое движение, упражнения для дикции, вокальные, танцевальные занятия, работа над декорациями, пантомима, правильное использование жестов и мимики, искусство диалога, перевоплощения, экспромта;
· воспитательная – проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
· развивающая – гармоническое развитие личностных качеств подростка при подготовке выступления, расширение его кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;
· коммуникативная – объединение подростков в коллектив, общение между сверстниками в процессе подготовки праздника, установление эмоциональных контактов с применением упражнений по общению, организация творческого сотрудничества с другими детскими коллективами;
· эстетическая – развитие вкуса, умение видеть прекрасное в обыденном;
· просветительская – развитие интереса к окружающей действительности, телевидению, кинофильмам, радиопередачам, чтению;
· развлекательная – создание благоприятной атмосферы на репетициях и во время игры, превращение занятия в увлекательное путешествие, проведение мини-игр и экспромтов;
· релаксационная – снятие напряжения, вызванного повышенной учебной нагрузкой, с помощью игровых приемов и самой игры.
Любой школьный праздник от момента замысла до его реализации проходит несколько этапов.
Сначала следует определиться с тематикой и целью организовываемого праздника. Для этого проводится так называемый мозговой штурм, во время которого все обдумывают и предлагают идеи праздника. На данном этапе запрещена любая критика. После этого целесообразно обсудить все предложения в коллективе, отобрать наиболее подходящие по целям и реально выполнимые идеи.
Следующий этап – коллективное планирование праздника и проектирование ожидаемых результатов. Как только праздник спланирован, необходимо выбрать актив класса и распределить ответственность за выполнение определенной части работы между его членами, учитывая степень недуга, особенности темперамента, здоровья, занятости воспитанника и его потребности и степень его заинтересованности в данном мероприятии. После этого определить сроки выполнения сценария и подготовки праздника. К этапу подготовки относятся и репетиции. Ну и наконец, когда предварительная работа проведена, наступает момент самого праздника.
После проведенного мероприятия, желательно на следующий день, всем коллективом нужно проанализировать удачи и неудачи, дать полную и всестороннюю оценку празднику, выявить его достоинства и недостатки.
При организации праздника педагогу обязательно надо обращать внимание на каждого отдельного ребенка, видеть его состояние, оценивать или прививать такие качества, как напористость, целеустремленность, уверенность в себе, способность убедить в своей правоте и повести за собой. А вот вспыльчивость, безынициативность, обидчивость, разнообразные комплексы следует потихоньку корректировать. Таким ребятам необходимо оказывать всяческую поддержку. Всем участникам мероприятия понравится такое дело, где все обуающиеся смогут проявить себя, оказать влияние на других, добиться успеха, испытать положительные эмоции и чувство гордости за себя. В этом случае ребята с удовольствием примутся за организацию нового дела.
Формы проведения праздников в среде подростков разнообразны и значительно отличаются от праздников для младших школьников.
Подростку нужна деятельность, которая дает возможность состязаться, то есть проявлять свои силы, вызывать уважение окружающих, повышая тем самым свой статус (авторитет) в школьном коллективе. А для ребенка это очень много значит: он лучше узнаёт себя и повышает самооценку, изменяет отношение к себе. Таким образом, у подростка появляется чувство собственного достоинства, которое в этом возрасте особенно важно.
Педагог, в свою очередь, должен ободрять каждого подростка в течение подготовки, проведения и анализа мероприятия, вселять в него уверенность, демонстрировать искреннее доверие.
В юношеском возрасте на первый план выходят иные ценности: появляется желание выяснить свои способности, задатки, возможно, таланты, определить для себя будущие цели. Для школьников этого возраста следует выбирать такие формы проведения праздников и мероприятий, как интеллектуальные диспуты и игры ума, но вместе с тем необходим реальный, производительный труд. Поэтому педагоги должны демонстрировать подросткам признание их зрелости, по возможности вовлекать их в совместную продуктивную деятельность. Одним словом, возраст воспитанников диктует применение определенной формы проведения мероприятия.
Каждый обучающийся, не смотря на ограниченные возможности здоровья, уникален, поэтому готовых сценариев для проведения быть не может. Педагог должен сам, и только сам, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ученика, выбирать форму проведения мероприятия, подбирать тексты, распределять роли, готовить те или иные конкурсы. Но, тем не менее, нельзя отрицать возможность использования уже созданных и апробированных на практике форм воспитательной работы.
Существуют два пути подготовки к празднику.
1. За основу берется форма мероприятия или известный сценарий и наполняется новым содержанием.
2. Сначала определяется содержание мероприятия (тема) после этого осуществляется поиск формы организации ее реализации. Например, педагог и учащиеся решили обсудить проблему вредных привычек. Далее актив класса совместно с классным руководителем разрабатывают структуру мероприятия, способы организации обсуждения.
Какова организация коллективной творческой деятельности детей с ограниченными возможностями в условиях школы?
Форма работы может быть коллективной и творческой в том случае, если она создается участниками будущего мероприятия в процессе совместного поиска. При этом:
· учитываются интересы и потребности каждого;
· индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, учреждения;
· коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле;
· данная форма является по исполнению неповторимой.
Формы проведения праздника выбираются в зависимости от его тематики и содержания. Чаще всего встречаются следующие:
1. Конкурсы – соревнования, имеющие целью выделить наилучших из числа его участников. К этой группе относятся все виды состязаний между командами, в ходе которых выявляется победитель. Конкурсы могут быть на самые разные темы, а также могут объединять в себе несколько форм: викторину, спортивное и интеллектуальное соревнование и т. д.;
2. Викторина – игра в ответы на вопросы, объединенные какой-либо одной темой.
3. Спортивно-театральные этюды – упражнения в спортивном и театральном мастерстве.
4. Спортивные праздники. К ним относятся спартакиада, спортландия, соревнования детских команд по подвижным играм.
5. Карнавал, или бал-маскарад. Карнавал в исконном смысле этого слова, как народное шествие с уличным маскарадом, в школах не используется. Здесь он совмещается по значению с балом-маскарадом – балом, на который являются в масках, характерных костюмах. Чаще всего бал-маскарад проводят на Новый год.
6. Миниатюра – небольшое представление в малой форме.
7. Линейка – торжественное собрание участников праздника в строю, перед которым развертывается действие.
8. Литературно-музыкальная композиция – представление в виде концерта, часто без ведущих, где перемежаются литературные и музыкальные выступления, следующие одно за другим без конферанса.
9. Фестиваль – общественное празднество, сопровождающееся показом, просмотром каких-либо видов искусства. Проводится в несколько этапов. Цель фестиваля – не столько выявить победителя, сколько дать возможность продемонстрировать свое мастерство в той или иной области.
Кроме вышеперечисленных форм, используются: тематические вечера, конкурсная программа; ролевая игра; диспут; лекторий; выставка; спектакль; эстафета; тренинг; дискотека; экскурсия; олимпиада; поход, чтения, акции, и даже классные часы. Большое место в приемах и методах воспитательной работы по формированию социально-культурных основ у детей с ограниченными возможностями занимает проведение психолого-педагогических тренингов на повышение самооценки, функциональная тренировка поведения, мышечная релаксация, проведение занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения в стандартных ситуациях: проведение игровых программ и массовых игр: игры знакомства, игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях.
При подготовке любого воспитательного мероприятия необходимо соблюдать следующие условия:
· мероприятие должно планироваться на основании общешкольного плана воспитательной работы учреждения и самого педагога;
· мероприятие должно соответствовать общим целям воспитания, а так же той конкретной цели и задачам, которые ставятся педагогом;
· необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями, традиции класса и образовательного коррекционного учреждения;
· не копировать методические разработки воспитательных мероприятий, помещенные в разных источниках, а тщательно переработав их, взять то рациональное, что понадобиться в данном конкретном случае, и, дополнив в соответствии с реальными условиями коррекционного образовательного учреждения, использовать на практике.
Условия успешного проведения мероприятия:
- знание существующих форм;
- умение наполнить эти формы нужным содержанием;
- владение методикой организации мероприятий;
- умение прогнозирования полученного результата.
Этапы организации мероприятия:
I. Конструирование.
1. Четкое определение целей и задач мероприятия (расширить кругозор, стимулировать познавательную активность, формировать ценностные ориентации, сплотить детский коллектив и т.п.).
2. Определение тематики мероприятия (мероприятие – это единство, объединенное одной темой).
3. Определение формы проведения мероприятия.
4. Соответствие выбранного мероприятия, его формы и содержания возрасту детей, их уровню развития, психолого-физиологическому состоянию на момент проведения мероприятия.
При организации мероприятия необходимо помнить возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья:
- Дети младшего возраста: повышенная эмоциональность, открыты, нет комплексов, хорошо воспринимают людей старшего возраста, требуется смена деятельности, применяются игровые формы.
- Дети среднего школьного возраста: нуждаются в создании собственного мира, происходит бурное развитие фантазии, здесь стоит исходить из интереса детей, чтобы они могли свои стремления реализовать.
- Дети старшего школьного возраста: ищут свое место в обществе, им необходима речевая деятельность.
5. Разработка правил и условий проведения мероприятия (конкурсной программы, интеллектуальной игры). Для этого нужно ответить на несколько вопросов:
Кто принимает участие: команды или индивидуальные участники?
Если участвуют команды, из какого количества человек состоит команда?
Сколько всего команд (участников)?
Каким образом отбираются команды (участники)?
Задания (конкурсы, вопросы) выдаются на месте или как домашнее задание?
Последовательность выступления (по жребию, по готовности)?
Сколько времени отводится участникам на подготовку задания?
Сколько времени отводится на каждый конкурс?
Продолжительность мероприятия? (Набор определенного количества баллов, ограничение временем...).
Каким образом участники оповещают о готовности? (Для интеллектуальных игр).
Каким образом оценивается выступление команд? (Критерии оценки).
Кто оценивает?
Как определяется победитель?
6. Определение времени и места проведения мероприятия.
7. Создание названия мероприятия (название мероприятия должно быть емким, интригующим. Важно, чтобы люди, которые прочли название, захотели прийти поучаствовать и узнать, что за этим названием скрывается).
8. Подбор заданий (конкурсов, вопросов) для участников мероприятия.
9. Разработка положения мероприятия (положение является результатом этапа конструирования и включает в себя следующие разделы: цели и задачи; организаторы; участники; условия проведения; время и место проведения; критерии оценки; финансирование; подведение итогов. К положению прикладывается смета расходов, заявка на участие).
II. Подготовка
Подготовительный этап начинается с - четкого распределения обязанностей среди организационной группы по подготовке и проведению мероприятия (дать информацию о проводимом мероприятии, довести положения до участников мероприятия, разработать, размножить и распространить объявления, афиши, рекламу, билеты-приглашения):
- подготовки места проведения мероприятия (оформить согласно тематике мероприятия, подготовить атрибуты, декорации);
- подготовить места расположения участников, жюри, зрителей, ведущего (определить места, где располагается оргкомитет мероприятия, переодеваются участники, раздеваются гости, подводит итоги жюри);
- подготовки музыкального оформления (фоновая музыка, фанфары, сигнальная музыка и т.п.), светового оформления;
- подготовки технического обеспечения мероприятия (микрофоны, магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры, видеокамеры и т.п.);
- приготовления реквизита (материал, необходимый для проведения конкурсов, карточки с вопросами, жетоны, фишки, оценочные листы и т.п.);
- приглашения жюри (в состав должны входить люди компетентные, пользующие у участников и зрителей авторитетом, независимые, имеющие собственный опыт в деятельности, которую предстоит оценить, число членов жюри должно быть нечетное: от 3 до 7 человек. Члены жюри должны знать правила, условия проводимого мероприятия, его задачи, критерии оценки);
- подбора ведущего (необходимые требования к ведущему - четкое объяснение условий, контроль за процессом проведения, динамикой мероприятия, фиксирование результатов, своевременное пресекание нарушения правил, наличие таких качеств, как «находчивость», «терпение», «внимательность», «твердость», «чувства юмора», владение основами ораторского искусства);
Ведущими могут быть как педагог, так и обучающиеся школы.
- заполнения пауз, проведение валеологических минут (игры с залом, музыкальные паузы);
- приготовление призов (концовка, финальная точка имеют особое значение для создания «ситуации успеха», поощрения воспитанников стимулирования к участию в последующих воспитательных мероприятиях);
- подготовка программы мероприятия (написать сценарий или описать ход мероприятия).
III. Проведение мероприятия
Выполнение вышеперечисленных этапов организации мероприятия является гарантией успешности проведения мероприятия в работе с детьми с ограниченными возможностями, его большого воспитательного эффекта.
Важно помнить, что при проведении мероприятия рекомендуется придерживаться следующих правил:
- начало и конец мероприятия должны быть яркими, запоминающимися для восприятия детьми с нарушениями зрения;
- все участники мероприятия должны быть хорошо подготовленными и проинформированными об условиях проведения мероприятия и выполнении своих ролей, как участников процесса;
- мероприятие должно идти в атмосфере доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
IV. Анализ мероприятия
Умение анализировать как свою, так и чужую работу является одним из показателей готовности осуществлять любую деятельность, в том числе и педагогическую. Но особенно важно это умение для педагога, так как без него нельзя конкретно, точно определить цели и задачи предстоящей деятельности (а это делается только на основании анализа результатов всей предыдущей работы) от которых зависит результат всей педагогической деятельности – обученные и воспитанные дети.
Анализируя и оценивая любое мероприятие необходимо исходить из следующих показателей:
Целесообразности, которая определяется: местом в системе воспитательной работы; соответствие поставленных задач конкретным особенностям класса.
Отношение учащихся, определяемое степенью их участия в подготовке и проведении мероприятия; их активностью; самостоятельностью.
Результативности мероприятия, которая определяется: оценкой эффективности мероприятия со стороны учащихся; оценкой эффективности мероприятия со стороны взрослых (учителей, родителей).
Оценка производится на основе экспресс-опроса учащихся и педагогов в письменной форме с краткой (на одном листе) фиксацией результатов опроса. Для проведения такого опроса необходимо составить анкету (максимум 6 вопросов).
Очень велико влияние личности педагога на подготовку и проведение мероприятия, от которого зависит: создание эмоционального климата в коллективе, воспитательная ценность мероприятия, значение мероприятия для последующего развития коллектива и отдельных учащихся, для совершенствования межличностных отношений в группе воспитанников с ограниченными возможностями, для пробуждения интереса к тем вопросам, которым было посвящено мероприятие.
В заключение анализа проведённого мероприятия воспитатель отмечает методические ошибки и недостатки, снизившие эффективность мероприятия и способы их устранения.
Более конкретная форма анализа мероприятия выглядит следующим образом: цель; участники мероприятия, их количество; соответствие мероприятия уровню развития учащихся; активность: в подготовительный период; во время проведения мероприятия; функции, которые выполняло мероприятие (познавательная, развивающая, воспитательная, организационно-управляющая); выполнение поставленных задач; результативность.
Данная модель взаимодействия участников воспитательного процесса культурно-досуговой деятельности используется в коррекционной школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья показала, что творческая общественно-полезная деятельность в команде способствует социальному развитию подростков. Данная деятельность была организована совместными усилиями разных специалистов, и отвечает потребностям детского возраста, интересна и актуальна как для детей с нетипичным развитием, так и для его обычных сверстников. Все это способствует успешной социокультурной интеграции.
В процессе исследования осуществлен структурно-функциональный анализ проблем организации досуга обучающихся, результаты которого могут быть использованы при разработке социально-педагогической теории, в разработке базовых курсов, семинаров и заседаний МО педагогов и слушателей в системе образовательно-воспитательных, культурно-досуговых учреждений.
Материалы исследования могут быть использованы:
· в учебно-воспитательном процессе среднего, общего и специального образования;
· в процессе разработки педагогических систем и образовательных программ по формированию социально-культурных основ у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы.
Проект рассчитан на внутренние ресурсы школы.
Выводы:
Таким образом, гипотеза работы подтвердилась. Расширено педагогическое знание о возможностях социально-культурной деятельности как способе, позволяющем эффективно выполнять работу по выявлению и развитию внутреннего потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию в его сознании новых целей и мотивов предстоящей жизнедеятельности, закрепить представление о старшем школьном возрасте, как об отрезке жизни, насыщенном большой социальной и личностной значимостью, а также периоде подготовки к максимальной самореализации человека как субъекта собственной активности.
Определены перспективные задачи по формированию социально-культурных основ у детей с ограниченными возможностями:
· создание свободного творческого пространства (среды) для самореализации ребенка, развития и совершенствования его творческих возможностей с учетом предыдущего культурного опыта и совершенствования новых достижений;
· воспитание творческого «Я», умеющего конструировать собственное пространство жизнетворчества. Развитие у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;
· воспитание осознанной нравственной позиции;
· формирование опыта социального
· создание свободного творческого пространства (среды) для самореализации ребенка, взаимодействия и веры в свои возможности;
· воспитание человека культуры;
· укрепление здоровья детей ограниченными возможностями здоровья.
Практическая ценность исследования состоит в возможности использования методики организации досуга детей с ограниченными возможностями здоровья на практике.
Необходимо осуществлять программу формирования социально-культурных основ у детей старшего школьного возраста с ограниченными возможностями в условиях школы, позволяющая укрепить здоровье детей; создать условия для творческой самореализации, свободного доступа к общественным ценностям в области культуры, духовной жизни и отдыха; всесторонней информации по всем аспектам жизни свободной самодостаточной личности; создать условия для посильной занятости, поддержать вовлечение их в трудовую деятельность; расширить диапазон коммуникативной сферы; обучить приемам саморегуляции.
Исходя из анализа, рассмотренного в работе материала можно утверждать, что условием формирования социально-культурных основ у детей с ограниченными возможностями является специально организованная в коррекционном образовательном учреждении социально – педагогическая поддержка, включающая общественно-полезную деятельность детей, организацию культурно-досуговых воспитательных мероприятий.
Литература:
1. Воронов В. Разнообразие форм воспитательной работы/Воспитание школьников. – №№ 6-10. 2001, № 5. 2002.
2. Волосовец Т.В. Концептуальные подходы к созданию системы профессионального образования инвалидов в Российской Федерации [Текст]: /Т.В. Волосовец. - М.: 2003.
3. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст]: О.С. Газман // Новые ценности образования. - М, - 1999. - № 3. - С. 60.
4. Герасименко О.А., Дименштейн Р.П. Социально-педагогическая интеграция. Выработка концепции [Текст]: / Социально-педагогическая интеграция в России / Под ред. А.А.Цыганок - М.: Теревинф, - 2005. - С 7.
5. Дименштейн Р.П., Кантор П.Ю., Ларикова И.В. «Особый» ребенок в России. Как реализовать его права на образование и реабилитацию [Текст]: Р.П. Дименштейн, П.Ю. Кантор, И.В. Ларикова. / Социально-педагогическая интеграция в России / Под ред. А.А.Цыганок. - М.: Теревинф, 2006. - С. 71.
6. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: справочно-методическое пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1990 223 с.
7. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. – М. Владос, 2001.
8. Литвак Р.А. Социально-педагогическая поддержка детей: региональный аспект / Р.А. Литвак; ЧИРПО. Челябинск, 1997. - 89 с.
9. Рудько А.М., Гисматулин Т.М. Игры, конкурсы, развлечения. – СПб.: Союз, 1998. – 48с.
10. Таран Ю.Н., Таланов В.В.. Познавательная игра в досуге школьников. Методические рекомендации. – Смоленск, 1995.
11. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.