Особенности развития художественной культуры России в первой половине XIX века:
несколько стилей и направлений относительно быстро сменяли друг друга, одни и те же писатели и поэты творили в нескольких из них;
некоторые из этих стилей и направлений существовали одновременно;
большое влияние на искусство оказали Наполеоновские войны и образ Наполеона, причём и в качестве образа врага, и в качестве образа великого человека и героя;
культура оставалась в основном дворянской.
Быстрая смена стилей и их параллельное существование:
1. Классицизм-служение государю и Отечеству.
2. Сентиментализм-обращение к внутреннему миру человека, его чувствам и переживаниям.
1. Особенности развития художественной культуры России в первой половине XIX века.
Наиболее яркой, интересной, передовой областью культуры России в XIX в. становится литература. Её расцвет во многом был подготовлен деятельностью литераторов XVIII в. К началу столетия в России сформировалась читательская аудитория с развитым вкусом к серьезной литературе, выход в свет нового произведения воспринимался как событие. Писатель, поэт стали заметными фигурами в обществе. Осознание социальной миссии писателя способствовало установлению тесной связи литературы с передовой освободительной идеологией.
Начало XIX века было названо «золотым веком» русской литературы. В это время литература развивалась по двум направлениям:
Романтизм. Представители данного направления – Жуковский, Рылеев, Кюхельбекер. В ранние годы Лермонтов и Пушкин тоже писали в стиле романтизма.
Реализм. Направление появилось ближе к середине XIX века. Основоположником являлся Пушкин. Другие писатели, создававшие произведения в стиле реализма, – Грибоедов, Тургенев, Лермонтов, Некрасов, Гоголь.
После зарождение реализма постепенно появляется и критический реализм. Он прослеживается в произведениях Гоголя «Шинель», и Герцена «Кто виноват?».
В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.
1. Особенности развития художественной культуры России в первой половине XIX века.
В литературе на смену классицизму появились сентиментализм и романтизм. Родоначальник сентиментализма Н.М. Карамзин (1766-1826 гг.) в «Письмах русского путешественника», «Бедной Лизе» воспел естественную простоту и неиспорченность влиянием западной цивилизации простого русского человека, выражал недовольство окружающей действительностью. Он редактировал «Московский журнал» (1791-1792 гг.) и «Вестник Европы» (1802-1803 гг.), написал 12-томную «Историю государства Российского».
Н.М. Карамзин
1. Особенности развития художественной культуры России в первой половине XIX века.
Поэтом мирового значения стал А.С. Пушкин (1799-1837 г.г.). Ему принадлежит величайшая заслуга в формировании русского литературного языка, создании новой русской литературы. Он был близок к декабристам. Дважды подвергался ссылке. Творчество А.С. Пушкина претерпело эволюцию от ранней лирики его поэтического ученичества и романтизма южных поэм «Кавказский пленник» (1820-1821 г.г.), «Бахчисарайский фонтан» (1823 г.) к реализму. А.С. Пушкин впервые поставил многие ведущие проблемы русской литературы XIX в.: народ как движущая сила истории («Борис Годунов», 1825 г.); отношения личности и общества («Евгений Онегин» 1823-1831 гг.), личности и государства («Медный всадник», 1833 г.); судьба «маленького человека» («Повести Белкина», 1830 г.); власть денег над людьми («Пиковая дама», 1833 г.). В маленьких трагедиях («Моцарт и Сальери», «Каменный гость»), философской лирике 30-х годов обратился к коренным вопросам человеческого бытия: любви, творчеству, смерти. Поэзия А.С. Пушкина - величайший пример гармонически прекрасного искусства в русской и мировой литературах.
А.С. Пушкин
2. Литература
В лирике величайшего представителя критического реализма, преемника А.С. Пушкина М.Ю. Лермонтова (1814-1841 гг.) тесно переплелись общественные, гражданские, философские и очень личные мотивы. Разочарование действительностью после разгрома декабристов, тоска по идеалу свободной и мятежной личности питали его романтизм в стихотворениях «Лира», «И скучно и грустно», «Пророк»; поэме «Мцыри» (1839 г.), драме «Маскарад» (1835 г.). В 1837 г. за стихотворение «Смерть поэта» был сослан в армию на Кавказ. Многие произведения М.Ю. Лермонтова пронизаны гражданским пафосом, патриотическим чувством (стихотворения «Бородино», «Поэт», «Родина»). Романтическая поэма «Демон» (1841 г.) - символическое воплощение идеи бунта личности против несправедливости «мирового порядка», трагедия одиночества. Роман «Герой нашего времени» (1840 г.), насыщенный большим общественным и психологическим содержанием - вершина реализма М.Ю. Лермонтова.
М.Ю. Лермонтов
2. Литература
В художественной литературе противостояли друг другу два направления: охранительное и прогрессивное.
Представители охранительного направления объединились в кружке «Беседа», прогрессивные литераторы, связанные в большей или меньшей мере с идеями декабристов, кружок «Арзамас».
Участники оленинского салона и литературного кружка «Арзамас» В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, Е.А. Баратынский, Н.И. Гнедич, Д.В. Давыдов, II.А. Крылов были тесно связаны между собой дружескими узами.
Начав как сентименталист («Сельское кладбище», 1802 г.), В.А. Жуковский (1783-1852 гг.) стал одним из создателей русского романтизма. Его поэзия насыщена меланхолическими мечтаниями, романтически переосмысленными образами народной фантастики (баллады «Людмила», 1808 г., «Светлана», 1808-1812 гг.). Он перевел «Одиссею» Гомера, произведения И.Ф. Шиллера, Д. Н. Байрона.
2. Литература
В конце XVIII - начале XIX в. на сцене театров господствовал классицизм. В 1820 - 1830-е гг. в театре проявляется романтизм с характерным акцентом на внутренних переживаниях героев.
3. Театр.
Театр - это было единственное публичное место, ставшее серьезным культурным развлечением, действовавшие более чем в ста городах. В 1865 году по просьбе Островского, Одоевского в Москве были организованы артистические кружки и первый народный театр.
На сцене сменяли друг друга идеи просветительского сентиментализма Я.Е. Шушерина А.Д. Каратыгиной, романтизма А.С. Яковлева, реалистических тенденций А.А. Шаховского и А.И. Писарева. Я.Е. Щушерин (1753-1813 гг.) работал актером с 1772 г. в московском Петровском и Петербургском театрах. Прославился в так называемых мещанских драмах и «слезных комедиях». В.А. Каратыгин (1802-1853 гг.) с 1820 г. был ведущим трагиком петербургского театра (с 1832 г. Александрийский театр). Он был представителем русского сценического классицизма. В театре выступали также отец, мать и жена В.А. Каратыгина. Его брат, П.А. Каратыгин (1805-1879 гг.) был драматургом-водевилистом, актером.
3. Театр.
Малый театр занимал первое место в театральном мире, в котором руководителем постановок пьес был Островский. Он выступал против невежества, отсталости. Его интересы совпадали с интересами молодежи.
Также большими успехами пользовался Александрийский театр в Петербурге.
Основоположник реализма в русском сценическом искусстве, реформатор русского театра М.С. Щепкин (1788-1863 г.г.) до 1822 г. был крепостным. С 1805 г. он выступал на провинциальной, а с 1823 г. и на московской сцене, с 1824 г. - в Малом театре. Его друзьями были А.И. Герцен, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, Т.Г. Шевченко. Он во многом определял идейные и художественные позиции Малого театра, требовал подчинения всего творческого процесса общей идее, овладения актером искусством перевоплощения. М.С. Щепкин прославился в ролях Фамусова («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Городничего («Ревизор» Н.В. Гоголя), Кузовкина («Нахлебник» И.С. Тургенева). На принципах М.С. Щепкина воспитывались многие поколения мастеров русской сцены. Сценические и этические его принципы послужили основой системы К.С. Станиславского.
М.С. Щепкин
4. Музыка.
В музыкальном искусстве первой половины 19 века были заложены основы русской национальной школы в музыке. Впервые звучит патриотическое настроение в музыке.
Михаил Иванович Глинка - родоначальник исторической оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин».
Даргомыжский Александр Сергеевич - последователь М.И. Глинки. Наиболее известна его опера «Русалка», «Каменный гость».
4. Музыка.
Александр Александрович Алябьев.
Вся первая половина 19 века прошла под знаком усиления русской национальной тематики и влияния народных мелодий в музыкальных произведениях. Народные мотивы отчетливо звучали в музыкальных творениях А.А. Алябьева, например романс «Соловей»
Карл Брюллов
Карл Павлович Брюллов был потомственным художником.
Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Он написал её в 1830-1833 гг., после того как посетил раскопки римского города Помпеи, погребенного под лавой и пеплом вулкана Везувия в 79 г. нашей эры. В картине нет главного героя, но в каждой из фигур – волнение и ужас. Себя Брюллов изобразил в виде художника, несущего ящик с красками. Художник был блестящим автором парадного портрета
5. Живопись.
Александр Андреевич Иванов
Александр Андреевич Иванов родился в семье профессора Академии художеств. Уже первые работы привлекли внимание Общества поощрения художников, которое направляет его за границу. В 30-е годы Х1Х века художник обращается к библейской теме.
За картину «Явление Христа Марии Магдалине» Иванов получает звание академика. Над картиной «Явление Христа народу» Иванов работал 20 лет.
5. Живопись.
Александр Андреевич Иванов
Два замечательных портретиста того времени, Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин оставили нам прижизненные портреты Пушкина. Глядя на портрет Пушкина работы Кипренского, мы видим, что художник изобразил его торжественно, в ореоле поэтической славы. Пушкин, взглянув на портрет, сказал художнику: “ Ты мне льстишь, Орест”.
На портрете Тропинина мы видим другого Пушкина. Здесь он по - домашнему обаятелен, спокоен, нет особой торжественности и помпезности.
5. Живопись.
Орест Адамович Кипренский
Василий Андреевич Тропинин
В рамки академизма явно не вписывалось творчество Павла Андреевича Федотова. Он, еще во время армейской службы писал озорные зарисовки. Обратите внимание на две наиболее знакомые нам картины. Здесь мы видим критическую позицию автора по отношению к действительности. Художник высмеивает пороки общества.
Представленная картина называется «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Свежий кавалер»
5. Живопись.
«Сватовство майора»
Павел Андреевич Федотов.
Алексей Гаврилович Венецианов
одним из первых стал писать портреты крестьян. Но в его картинах продолжает чувствоваться влияние классицизма. Движения крестьянки изящны, по земле она не ступает, а будто парит над ней, сарафан красив как греческая туника- «Весна», «Пашня».
ВЫВОД: Таким образом, в живописи в этот период растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей.
В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Свои двери открыл Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.
5. Живопись.
Алексей Гаврилович Венецианов
«Пашня»
Конец XVIII – начало XIX века – это эпоха классицизма в русском зодчестве. Она оставила яркий след в архитектурном облике Петербурга и Москвы.
Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное искусство, на античную литературу и мифологию. В русской живописи и особенно в архитектуре были созданы подлинные шедевры. Это время позднего классицизма или же «русского ампира»
Начало XIX века было временем быстрой застройки двух столиц - Петербурга и Москвы.
Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью.
6. Архитектура и скульптура.
Андрей Никифорович Воронихин – он архитектор построенного в 1801-1811 гг. величественного здания Казанского собора. За образец был взят собор св. Петра в Риме, построенный великим Микеланджело. В Казанский собор был перенесён прах М.И. Кутузова.
6. Архитектура и скульптура.
Огюст Монферран
Сорок лет, с 1818 по 1858 г., строилось здание Исаакиевского собора в Петербурге – самое большое здание первой половины XIX в. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тыс. человек. Собор заложен в честь Петра I и назван по имени святого Исаакия Далматского, день которого совпадает с датой рождения императора.
По его же проекту была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади – памятник Александру I и одновременно монумент в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г. и названа в честь императора Александра I. Памятник представляет монолитную колонну высотой свыше 25,5 м из красного гранита, установленную на постамент, украшенный бронзовыми барельефами.
6. Архитектура и скульптура.
Огюст де Монферран
Мечта Карла Ивановича Росси сделать Петербург - произведением искусства. Михайловский дворец в Санкт-Петербурге, Дворцовая площадь, здания Сената и Синода, здание Александрийского театра
Вывод: Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси – это шедевр мирового зодчества. Бережное его сохранение для детей и внуков – святая обязанность каждого нового поколения граждан России.
6. Архитектура и скульптура.
Московский Классицизм
После пожара 1812 года здесь были построены такие выдающиеся по красоте здания театральная площадь с Большим театром, Александровский сад, Триумфальные ворота. Главный архитектор комиссии для восстановления Москвы после пожара 1812 года.
Бове Осип Иванович
6. Архитектура и скульптура.
Константин Андреевич Тон
В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Строительство этого храма, задуманного в память избавления России от нашествия Наполеона, растянулось на долгие годы. Торжественное освящение храма состоялось в 1883г. В храме было установлено 177 мраморных досок с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены и имена людей, пожертвовавших сбережения на дело победы.
Он также архитектор Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты, Петербургского вокзала.
6. Архитектура и скульптура.
Иван Петрович Мартос
На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому. Следуя традициям классицизма, скульптор Иван Петрович Мартос облачил своих героев в одежды античных героев. Минин стоит, указывая Пожарскому на Кремль и вручая ему меч. Постамент памятника украшен рельефами, один из которых изображает сбор пожертвований по призыву Минина, а другой – победоносное сражение ополчения под предводительством Пожарского.
6. Архитектура и скульптура.
Памятник Ломоносову Архангельск
Первая половина XIX в.- это период формирования русской, украинской, белорусской и других наций входивших в состав России. У всех народов значительного развития достигла национальная культура.
Украинский народ выдвинул из своих рядов замечательного поэта Тараса Григорьевича Шевченко. Творчество Шевченко неразрывно связано с передовой русской культурой. Он сложился как художник слова под влиянием замечательной поэзии Пушкина и Лермонтова, революционных взглядов Белинского и Герцена. Это придавало его поэзии огромное общественное звучание. Сблизившись с Чернышевским и Добролюбовым, Шевченко вместе с ними участвовал в революционном движении.
В Белоруссии в первой половине XIX в. начал свою деятельность основоположник белорусского литературного языка писатель В. И. Дунин - Марцинкевич.
7. Художественная культура национальный регионов России.
Широкую известность получили грузинские поэты А. Чавчавадзе, Н. Бараташвили, произведения которых проникнуты пламенной любовью к Грузии.
Основоположником новой азербайджанской литературы был Мирза Фатали Ахундов (1812- 1878). Просветитель и демократ, борец против темноты и невежества, насаждаемых религией, Ахундов, как и другие выдающиеся представители национальных культур, был сторонником сближения с русским народом.
7. Художественная культура национальный регионов России.
Великий писатель Армении Хачатур Абовян положил начало новой армянской литературе. Большую известность получил его роман «Раны Армении», в котором правдиво показана тяжелая жизнь армянского народа под гнетом Ирана.
ВЫВОД: В развитии национальных культур положительную роль играло содружество народов нашей страны, взаимодействие культур, благотворное влияние передовой русской культуры и революционной общественной мысли.
Художник с мировой известностью, Иван Константинович Айвазовский предпочитал жить и работать на своей родине - в Крыму. Айвазовский наиболее известен своими морскими пейзажами, которые составляют больше половины его работ. Художник считается одним из величайших маринистов всех времён.
7. Художественная культура национальный регионов России.
Первая половина 19 века была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимися развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознание народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни. Начало 19 века – время культурного подъема России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа. Его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры России.
ВЫВОД:
Культура России в первой половине XIX века:
В живописи происходит быстрая смена культурных направлений. Развитие портретного и бытового жанров.
В архитектуре – идеи величия русского народа. Ведущим стилем стал ампир.
В музыке сложилась русская композиторская школа. Её основоположник – М.И. Глинка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.