Кураторство,как институт воспитания в профессиональном образовании
Оценка 4.7

Кураторство,как институт воспитания в профессиональном образовании

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
психологическая работа +1
Взрослым
05.06.2017
Кураторство,как институт воспитания в профессиональном образовании
В статье рассмотрены основные направления работы куратора учебной группы в профессиональном образовании. Так же в статье показаны основные типы кураторов, уровни профессионально-педагогической деятельности куратора, содержание деятельности куратора. Рекомендуется для заместителей директора по воспитательной работе, методистам, председателям методического объединения классных руководителей.В статье рассмотрены основные направления работы куратора учебной группы в профессиональном образовании. Рекомендуется для заместителей директора по воспитательной работе, методистам, председателям методического объединения классных руководителей
Роль куратора.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЙ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НЕВИННОМЫССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО­ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» КОЛЛЕДЖ НГГТИ Название работы: Кураторство, как институт воспитания в                                                  профессиональном образовании.. Работу выполнил: Аверьянова Светлана Евгеньевна,  Заместитель директора по социально­воспитательной работе г.Невинномысск 2017г. Актуальность   и   значимость   воспитательной   работы   в   социуме   в условиях интеграции в общемировое образовательное пространство не только не уменьшается, а значительно увеличивается. Сегодня   под   воспитательной   работой   понимают   чаще   всего внеучебную   работу,   то   есть   мероприятия,   направленные   на   организацию досуга студентов. Преподаватели сняли с себя ответственность за воспитание студентов, что называется, самоустранились. В то же время закон РФ «Об образовании» устанавливает, что воспитание, наряду с обучением, является одним из компонентов образования, суть которого заключается в развитии личности обучающегося. Следовательно, воспитательная деятельность должна присутствовать не только во внеучебной работе, но и, прежде всего, в учебном процессе.  В   то   же   время,   личность   студента   можно   рассматривать   как   еще нуждающуюся   в   управлении   со   стороны   педагогов,   поскольку,   по   нашим наблюдениям, у многих студентов психологический возраст намного отстает от   физиологического.   У   многих   еще   требуют   развития   социальная   и   творческие   способности, гражданская   позиция, самовыражение.   Студент   продолжает   развиваться   как   субъект   учебной   коммуникация, деятельности, и его роль как активного участника собственного образования еще не до конца осознана. В   этой   связи   необходимо   сформулировать   определение   миссии преподавателя не только как транслятора знаний, но и как активного агента воспитания студентов в образовательной организации. Возрожденный во многих учебных заведений институт кураторства с целью организации воспитательной работы со студентами предполагает такую   которая   необходима   даже   взрослым педагогическую   поддержку, обучающимся. Однако на протяжении обучения эта поддержка может носить разную степень вовлеченности в жизнь студента. На   первом   курсе   необходима   помощь   в   адаптации,   а   на   последних курсах требуется помощь в самоопределении. Таким образом, преподаватель, выполняющий   функции   куратора   студенческой   группы,   –   это   посредник между   студентами   и   сложной   структурой   жизнедеятельности   учебного заведения. Многие обучающиеся отмечают, что спорные вопросы по поводу их   академических   проблем   успешнее   решает   куратор.   Он   знает   группу   и отдельных студентов лучше, чем другие преподаватели, читающие учебные курсы в течение одного года или семестра. Куратор   –   одна   из   профессиональных   функций   преподавателя, связанная   с   педагогической   поддержкой   студентов   как   взрослых обучающихся.   Поэтому,   относя   кураторство   к   профессиональной   сфере деятельности   педагога,   мы   считаем,   что   его   важными   профессиональными качествами   должны   быть   педагогическая   эрудиция,   педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция и предвидение, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм и находчивость, педагогическая рефлексия. Профессиональная   роль   куратора индивидуальных,   личностных, сплав   собственно   субъективных   качеств,   предполагает   адекватность   которых   способствует   успешному   выполнению   данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль исполнения роли куратора. Кураторы могут целенаправленно содействовать процессу культурного роста студентов, формированию определенного опыта в различных ситуациях. Не стоит понимать работу куратора однобоко, как только информирующую и контролирующую.   У   куратора   много   функций,   но,   прежде   всего,   он наставник, а в современном смысле – менеджер, то есть тот, кто использует ресурсы и внутренний потенциал других людей для достижения конкретных целей. В соответствии с задачами, которые определяют себе сами кураторы, их можно условно разделить на несколько типов: Куратор­«информатор»  –   предполагает,   что   его   единственной   задачей является   своевременная   передача   необходимой   информации   студентам   (о расписании,   о   каких­либо   мероприятиях   и   т.д.).   Он   не   считает   нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными. Куратор­«организатор» – считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких­либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т.д.)   В   свои   обязанности   он   также   включает   участие   в   выборах   старосты, чувствует   ответственность   за   происходящие   межличностные   конфликты   в группе и старается включаться в их разрешение. Куратор­«психотерапевт»  –   очень   близко   к   сердцу   принимает   личные проблемы   студентов,   готов  выслушивать   их   откровения,  старается   помочь советом.   Он   очень   много   личного   времени   тратит   на   психологическую поддержку студентов, устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным   истощением,   так   как   круглые   сутки   предоставлен студенческим проблемам. Куратор­«родитель»  –   берет   на   себя   родительскую   роль   в   отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы. Решает семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории, и в своих отношениях со студентами они ссылаются на свой жизненный опыт. Куратор­«приятель»  –   заинтересован   в   том,   чем   живет   студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, он пользуется уважением, но   ему   нередко   не   хватает   необходимой   дистанции   для   того,   чтобы   в необходимых   случаях   предъявить   требования.   Чаще   всего   к   этому   типу кураторов относятся молодые преподаватели или аспиранты, выполняющие эту роль. Куратор­«беззаботный   студент»  –   не   считает   необходимым   выполнять какие­либо обязанности, нечетко представляет круг своих задач. Он только формально   считается   куратором,   нередко   даже   не   представляя   себе студенческую группу. Куратор­«администратор»  информирование   администрации   о   пропусках   студентов,   ведет   учет –   своей   основной   задачей   видит посещаемости.   Выполняет   в   основном   контролирующую   функцию,   но,   в отличие   от   куратора­родителя,   выполняет   ее   формально,   без   личной заинтересованности и включенности в интересы студенческой группы. Доминирующие   черты   каждого   из   типов   исключают   оптимальную реализацию всех необходимых функций куратора и усиливают только одну. Кроме   того,   «психотерапевт»   и   «родитель»   вмешиваются   в   личную   жизнь студентов, что недопустимо и вызывает протест с их стороны в отношении кураторства вообще. «Беззаботный студент» укрепляет мнение других о том, что   куратор   –   это   «пустое   место»,   и   нет   необходимости   вводить   его обязанности. Залогом   успеха   кураторской   работы   является   заинтересованность администрации учебного заведения, которая относится сегодня к этому виду деятельности как к формальным обязанностям преподавателя. На наш взгляд, сегодня   остро   необходимы   механизмы   отбора   кураторов   из   общего   числа преподавателей, административные меры по мотивации кураторов, механизмы эффективного обучения и контроля их деятельности. Для этого необходимо обеспечить заинтересованность кураторов в добросовестном труде. Работа   куратора   как   вид   профессионально­педагогической деятельности обладает такими характеристиками, как целенаправленность и   Однако   основной   ее   характеристикой   является мотивированность. продуктивность.  В   соответствии   с  этим   критерием   нами   выявлены   уровни профессионально­педагогической   деятельности   куратора   студенческой группы.  1­й уровень – непродуктивный. Куратор предлагает студентам самим обращаться   по   интересующим   их   вопросам,   сам   не   проявляя инициативы и заинтересованности.  2­й уровень – малопродуктивный. Куратор готов помочь обратившимся студентам,   готов   проявлять   инициативу,   но   ему   не   всегда   хватает знаний   для   психологического   анализа   ситуации   и   понимания потребностей   студентов   для   разрешения   острых   вопросов   и конфликтов.   Иногда   в   силу   интуиции   он   действует   успешно   и сообразно ситуации.  3­й   уровень   –   среднепродуктивный.   Куратор   владеет   некоторыми способами   организации   и   бессистемными   знаниями   в   области психофизиологических   особенностей   возраста   студентов,   их потребностей   и   способов   обучения,   особенностей   разрешения некоторых конфликтных ситуаций. Но он не стремится пополнять свои знания в этой области, они отрывочны и несистематизированы.  4­й   уровень   –   продуктивный.   Куратор   обладает   необходимыми знаниями,   понимая необходимость   в   связи   с   возникающими   сложными   ситуациями.   Не   применяет   их   и   стремится   пополнять, выходит за рамки своих формальных обязанностей.  5­й   уровень   –   высокопродуктивный.   Куратор   сложные   ситуации рассматривает как задачу для развития студентов и саморазвития. Он не только постоянно пополняет свои знания с целью их применения, но и   творчески   подходит   к   сложившимся   ситуациям,   нередко   сам организует развивающие ситуации для студентов [2]. Содержание деятельности куратора определяется такими функциями, как:  информативная   (предполагает   ответственность   куратора   за своевременное   получение   студентами   необходимой   им   информации относительно учебных и внеучебных мероприятий);  организационная   (предполагает   структурирование   куратором внеучебной жизни студенческой группы);  коммуникативная   (обеспечение   и   поддержка   благоприятной психологической   атмосферы   в   курируемой   студенческой   группе, структурирование   внутригрупповых   отношений,   непосредственное участие в жизни группы в качестве формального лидера);  контролирующая (административная);  творческая (предполагает расширение деятельности куратора в связи с его индивидуальными потребностями и способностями).   Эти   функции   очерчивают   и   круг   обязанностей   куратора.   Лишь последняя,   творческая   функция   предполагает   не   столько   обязанности куратора,   сколько   его   желание   быть   вовлеченным   в   события   жизни студенческой группы изнутри. Функция контроля, при ее злоупотреблении, может противопоставить студентов и куратора. В   образовательном   процессе   колледжа   необходимо   соблюдение условий, при которых воспитательная работа будет эффективна: o надежная и охватывающая всех студентов диагностика эффективности   систематический их   профессионально­личностного   развития, мониторинг   уровня   сформированности   важнейших   личностных   и профессиональных качеств будущих специалистов; o реальная   дифференциация   и   индивидуализация   профессионального воспитания, основанная на результатах мониторинга профессионально­ личностного развития студентов; o куратор   должен   быть   знаком   с  возрастными   психофизиологическими особенностями   студентов,   с   особенностями   их   потребностно­ мотивационной сферы, с психологией межличностного взаимодействия и психологией учебной группы; o будущим   специалистам   должны   быть   предъявлены   эталоны,  образцы, задающие планку требований студента к себе, как представителю своей профессии; o должны быть обеспечены реальные условия самооценки для сравнения себя с другими, формирование на этой основе собственных перспектив профессионального и личностного роста; o студент   должен   видеть   и   понимать   динамику   позитивного   и устойчивого   профессионально­личностного   развития,   сам   должен оценивать, насколько он приблизился к задаваемому им самим эталону; o должен   быть   предложен   ряд   вариантов   социально   полезной профессионально­ориентированной практической деятельности; o куратору   необходимо   включить   каждого   студента   в   социально­ полезную   деятельность,   в   занятия   творческих   коллективов   и общественных объединений, в работу различных клубов, объединений и отрядов; o должны быть созданы реальные возможности и стимулы для активного взаимодействия   будущего   специалиста   с   культурой   и   искусством, освоения им лучших образцов художественного творчества, постижения культуры. Формы   работы   с   группой   могут   быть   разными:   от   насыщенно информационных   (беседа,   рассказ,   час   куратора,   встречи   и   т.д.)   до коллективных творческих дел различного типа. Место и формы проведения совместного   дела   способствуют   реализации   максимума   возможностей межличностного педагогического общения. Для оценки качества участия преподавателей в воспитательной работе нами   разработаны   показатели,   характеризующие   участие   преподавателя   в воспитательной работе. К ним относятся:  кураторство или наставничество (научное руководство);  организация   посещения   музеев,   выставок,   театров,   кинотеатров, проведение круглых столов и т.п. на уровне группы, курса, факультета, общежития, вуза;  организация для студентов кружков досугового характера, клубов по интересам,   научных   кружков,   научных   или   предметных   олимпиад, секций и проч.;  подготовка   студентов   для   участия   в   творческих   конкурсах, олимпиадах,   спортивных   соревнованиях   на   уровне   вуза,   города   и области, России, международных;  подготовка студентов, получивших 1­3 места на творческих конкурсах, олимпиадах,   спортивных   соревнованиях   на   уровне   вуза,   города   и области, России, международных;  участие   студентов   курируемой   группы   в   спортивно­массовых   и культмассовых  мероприятиях, проводимых на уровне вуза, города и области, России;  участие   студентов   курируемой   группы   в   организации   санитарных   и экологических субботников в вузе;  публикации   преподавателей   в   СМИ   по   проблемам   воспитания молодежи на уровне вуза, города и области, России;  участие   преподавателя   в   разработке   методических   пособий, информационных буклетов по проблемам организации воспитательной работы в вузе;  отсутствие   среди   студентов   курируемой   группы   случаев   нарушения   административного правил   внутреннего   распорядка   вуза, правонарушения, уголовного правонарушения;  профориентационная   работа   преподавателей   с   будущими абитуриентами.

Кураторство,как институт воспитания в профессиональном образовании

Кураторство,как институт воспитания в профессиональном образовании

Кураторство,как институт воспитания в профессиональном образовании

Кураторство,как институт воспитания в профессиональном образовании

Кураторство,как институт воспитания в профессиональном образовании

Кураторство,как институт воспитания в профессиональном образовании

Кураторство,как институт воспитания в профессиональном образовании

Кураторство,как институт воспитания в профессиональном образовании

Кураторство,как институт воспитания в профессиональном образовании

Кураторство,как институт воспитания в профессиональном образовании

Кураторство,как институт воспитания в профессиональном образовании

Кураторство,как институт воспитания в профессиональном образовании

Кураторство,как институт воспитания в профессиональном образовании

Кураторство,как институт воспитания в профессиональном образовании

Кураторство,как институт воспитания в профессиональном образовании

Кураторство,как институт воспитания в профессиональном образовании

Кураторство,как институт воспитания в профессиональном образовании

Кураторство,как институт воспитания в профессиональном образовании

Кураторство,как институт воспитания в профессиональном образовании

Кураторство,как институт воспитания в профессиональном образовании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017