Курс лекций для дисциплины "Литература" (1 семестр)
Оценка 4.7

Курс лекций для дисциплины "Литература" (1 семестр)

Оценка 4.7
docx
20.12.2023
Курс лекций для дисциплины "Литература" (1 семестр)
Лекция 11.docx

ЛЕКЦИЯ 11.

ТЕМА 2.7. СВЕДЕНИЯ ИЗ ЖИЗНИ Л.Н. ТОЛСТОГО. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА "ВОЙНА И МИР"

 

План

1. Детство и юность писателя.

2. Творчество начала 1850 – х годов

3. Рассказы 1856—1859 годов.

4. Педагогическая и общественная деятельность Л.Н. Толстого.

5. Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого.

6. Народные рассказы, повести, драматурги.

7. Последние годы жизни.

 

Вся жизнь Л.Н. Толстого прошла в постоянных исканиях. Литературное творчество было для него лишь одной из форм поиска и утверждения истины (были еще служба в армии, школа для крестьянских детей, переустройство хозяйства, чтение бесчисленного множества книг на разных языках). Поиски истины начались у Л. Н. Толстого рано, и именно им была подчинена вся долгая жизнь писателя.

 

1. Детство и юность писателя.

Л.Н. Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в усадьбе Ясная Поляна под Тулой. Род Толстых существовал в России более шестисот лет. Мать писателя, Мария Николаевна, также происходила из старинного дворянского рода князей Волконских, ведущих свою историю от легендарного Рюрика. В семье Толстых было четверо сыновей (Николай, Сергей, Дмитрий и Лев) и дочь Мария, рождение которой обернулось горем для семьи: в родах умерла Мария Николаевна Толстая. Л.Н. Толстой лишился матери, когда ему не было еще и двух лет, поэтому воспоминания о ней остались смутные, зато ее духовный облик, составленный по рассказам близких, писатель бережно хранил всю жизнь. После смерти матери заботы о детях взяла на себя тетушка писателя, Татьяна Александровна Ергольская, оказавшая, по словам Л. Н. Толстого, огромное влияние на формирование его духовного мира.

С детства Лев Толстой чувствовал родственную причастность к исторической судьбе России. Детскую игру в «муравейных братьев», придуманную любимым братом Николенькой, Л. Н. Толстой помнил всю жизнь. Николенька сообщил, что у него есть тайна, через которую, если она откроется, все люди станут счастливыми, «будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями» (вероятно, Николай имел в виду моравских братьев1). Тайна всеобщего счастья была написана, по словам Николеньки, на зеленой палочке, которая якобы была зарыта у дороги, на краю оврага.

В январе 1837 года семья Толстых переехала в Москву, где старший сын Николай начал готовиться к поступлению в университет, а в июне 1837 года в Туле умер уехавший туда по делам отец Николай Ильич Толстой. Левушка был отправлен в Ясную Поляну под опеку Т. А. Ергольской и немца-гувернера Федора Ивановича Ресселя. Летом 1841 года детей Толстых забрала к себе в Казань тетка Пелагея Ильинична Юшкова. В 1844 году Лев Николаевич поступил (не без труда сдав вступительные экзамены) в Казанский университет на философский факультет «по разряду арабско-турецкой словесности». К учебе он относился крайне безответственно, большую часть времени проводил не за книгами, а в обществе отпрысков аристократических семей на балах и самодеятельных увеселениях, исповедуя идеалы «комильфо». По протекции тетки Л. Н. Толстому удалось перевестись на юридический факультет, где он со свойственным ему увлечением отдался изучению трудов французских философов-просветителей (Монтескье, Руссо и др.). В результате он, не долго думая, «бросил университет именно потому, что захотел заниматься». С 17 (30) марта 1847 года Толстой начал вести дневник, который с небольшими перерывами вел всю жизнь. Дневник этот, безусловно, способствовал выработке у него привычки и умения наблюдать прежде всего собственные мысли и чувства и анализировать их, что впоследствии воплотилось в произведениях писателя как глубокий психологический анализ человеческой личности вообще и путей ее нравственного и духовного совершенствования. Но одних отвлеченных размышлений Толстому как человеку деятельному было недостаточно. Он едет в Ясную Поляну с целью посвятить себя хозяйственным делам и творчеству.

Однако прожить долго в деревне Л. Н. Толстой тоже не смог. Он поехал в Москву, потом в Петербург, успешно сдал два кандидатских экзамена на юридическом факультете университета, но бросил начатое, опять возвратился в деревню, устроился на службу в Тульское губернское правление, но служба тоже не удовлетворяла его. Наконец, в 1851 году, в двадцать три года, он отправился с братом Николаем на Кавказ, где вскоре поступил на военную службу. На Кавказе у Л.Н. Толстого родился замысел повести «Казаки». Именно здесь он впервые почувствовал всю бессмысленность и разрушительность войны.

 

1.    Творчество начала 1850 – х годов

 К 1852 году относятся первые писательские опыты Л.Н. Толстого: он делал наброски незаконченной повести «История вчерашнего дня» и повести из цыганского быта. Тогда же писатель начал работу над повестью « Детство » и продолжил ее одновременно с созданием первого из военных рассказов — «Набег». В 1852 году Л.Н. Толстой послал свою первую повесть «Детство» в «Современник» Н.А. Некрасову. Уже с этой первой публикации стало очевидно, что в литературу пришел яркий и самобытный писатель.

Трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857). В окончательном тексте повести «Детство» с первой же сцены перед читателем появляются только те события, предметы, что замечены, восприняты самим главным героем, Николенькой, и сохраняются потом в его памяти. Таким образом, вместо давления среды, времени решающе важной стала теперь диалектика души самого человека (как назвал это позднее, опираясь именно на изображения Л.Н. Толстого, Н.Г. Чернышевский), его собственная душевная работа. При этом никакого значения не имела степень общественной или какой-либо другой важности человека. Став главным предметом толстовского внимания и изображения, диалектика души тут же явилась и главным творческим принципом писателя, его художественным методом, т.е. особым способом осваивать мир.

Действие в первой повести Л.Н. Толстого начинается и разворачивается, переходя от одного конкретного и частного впечатления мальчика к другому.

Впоследствии в толстовских изображениях первой влюбленности Наташи Ростовой или отчаяния ее брата при его проигрыше Долохову читатель видит какие-то собственные переживания. Объясняется это тем, что Л.Н. Толстой умел подчеркнуть в своих героях нечто основополагающее для самой сущности человеческого духовного существования. Севастопольские рассказы (1855 —1856). Военные рассказы Л.Н. Толстой стал писать одновременно с первой своей повестью. Они сопутствовали трилогии и дальше, вплоть до публикации завершившей ее повести «Юность».

Собственные впечатления Л. Н. Толстого этой поры были связаны преимущественно с поведением людей в условиях боевых действий. Эти впечатления он и стал отражать в военных рассказах, не доверяя никаким готовым понятиям, устанавливая заново, что же такое стойкость, дается ли она человеку изначально, обусловлена ли она принадлежностью к определенному кругу, образованностью и т.д. Так, в 1853 —1856 годах появились военные рассказы Л.Н. Толстого «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный». В них отразилось пребывание писателя на Кавказе.

В начале 1854 года Л.Н. Толстого перевели по его просьбе в Севастополь, где он участвовал в обороне знаменитого четвертого бастиона. После этого подход к военной теме в творчестве писателя существенным образом изменился.

Общаясь с солдатами, Л.Н. Толстой понял, что истинный патриотизм следует искать не в высших сферах среди штабных офицеров, а в кругу простых людей, на плечи которых падает основная тяжесть войны. Возник замысел изображения «Севастополя в различных фазах», воплотившийся в трех взаимосвязанных рассказах.

Эпическое начало проявлялось в творчестве Л.Н. Толстого вместе с дальнейшим углублением психологического анализа. В рассказе «Севастополь в мае» показано, как неумолимо проявляет себя стихия войны, как, казалось бы, теряет перед ее лицом всякое значение любой отдельный человек. Однако краткое сообщение о смерти одного из эпизодических персонажей рассказа, убитого на месте осколком, соседствует с подробнейшей передачей того, что успел подумать, перечувствовать, вспомнить в последнее мгновение своего земного бытия этот вполне заурядный Праскухин, со сколькими другими людьми он ощутил себя внутренне связанным. Становится очевидно, как бесконечно наполнена, как неизмеримо богата отдельная человеческая жизнь сама по себе, какой бы ни выглядела она со стороны, и как соединена она с сотнями таких же жизней.

«Утро помещика» (1856). В этой явно автобиографической повести показана пропасть между прекраснодушным 19-летним помещиком-мечтателем Нехлюдовым и крестьянами. Л. Н. Толстой всю жизнь стремился преодолеть эту пропасть между собой и простым народом.

 

3. Рассказы 1856—1859 годов.

Важные нравственные проблемы были подняты в рассказах «Записки маркера», «Два гусара», «Альберт», «Люцерн», «Три смерти», в повести «Семейное счастие». Именно в рассказе «Люцерн» писатель впервые открыто и дерзко отверг привычные представления о важном и неважном в истории и объявил событием громадного, даже исключительного исторического значения тот факт, что сто человек, слушавших нищего певца, не дали «ему ничего и многие смеялись над ним».

В рассказе «Альберт» Л.Н. Толстой показал, как способность создавать высокие художественные творения может сочетаться в человеке с крайним и губительным для него самого неблагообразием, которое, однако, не является помехой порывам и восторгам вдохновения.

Степень близости к природе или удаления от нее стала в рассказе «Три смерти» критерием естественности или неестественности человеческого поведения, проверяемого перед лицом смерти. В повести «Семейное счастие» родственные отношения, привязанность к близким спасают в конечном счете героиню от соблазна и неминуемого нравственного падения. Эпический — повествовательный (от эпос — род литературы в отличие от драмы и лирики).

В 1855 —1857 годах в «Современнике» были опубликованы повесть «Юность» и «Севастопольские рассказы». Произошло знакомство Л.Н. Толстого с Н. А. Некрасовым, И.А. Гончаровым, И. С. Тургеневым, А. Н. Островским, Д. В. Григоровичем, Н. Г. Чернышевским,

С.Т. и К.С. Аксаковыми и другими литераторами.

Л.Н. Толстому недостаточно было назвать какое-то определенное качество человека или несколько качеств, чтобы охарактеризовать его. Он пошел дальше и глубже, заглянул в тайны человеческой души, чтобы увидеть сам процесс зарождения чувства, картину душевной жизни. При этом писатель показал неточность любых шаблонных определений человеческой личности. Психологический анализ Толстого открыл в человеке чрезвычайно богатые возможности внутреннего обновления и совершенствования. Таким образом, «диалектика души» у Л.Н. Толстого переросла в «диалектику характера».

В 1856 году Л. Н. Толстой впервые выехал за границу, чтобы изучить систему народного образования в Западной Европе.

 

4. Педагогическая и общественная деятельность Л.Н. Толстого.

Вернувшись в Ясную Поляну, Л. Н. Толстой пытался строить свои отношения с крестьянами на новых началах (создание крестьянской артели, совместный с крестьянами физический труд). Одновременно писатель реализовал свою идею создания школы для крестьянских детей. Уже ранней осенью 1859 года начались занятия в организованной Л. Н. Толстым яснополянской школе. Тогда же произошел и поворот Л.Н. Толстого от литературы к педагогике. Л. Н. Толстой сам учил детей, открывал новые школы, издавал педагогический журнал «Ясная Поляна»... Его планы были громадны — целью являлось преобразование всей русской жизни. Для работы в школах были привлечены студенты-учителя. Предполагалось, что учащиеся и учителя в ходе занятий поделятся друг с другом — дети получат знания, а учителя воспримут детскую чистоту и непосредственность. В результате и должно было сложиться некое человеческое единение, единение дворянства с народом.

В начале 1860-х годов Л.Н. Толстой увлекся общественной деятельностью: приветствуя реформу 1861 года, он выступил в качестве посредника между крестьянами и помещиками в вопросе о разделении земель. Защита им крестьянских интересов вызвала недовольство тульского дворянства. В результате доноса представителей местного дворянства в яснополянском доме и его окрестностях были учинены обыски, а школы буквально разгромлены. Но главное поражение потерпела мечта Л.Н. Толстого о возможности единения и гармонии народных интересов и интересов господ в результате реформы 1861 года.

«Казаки» (1863). После вынужденного отказа от педагогической деятельности Л.Н. Толстой возвратился в литературу. Успешному возвращению способствовала глубокая и сильная любовь к дочери известного московского врача Софье Андреевне Берс, на которой он женился 23 сентября (6 октября) 1862 года.

Одним из наиболее ранних и устойчивых толстовских замыслов был замысел кавказской повести. У писателя накопилось немало собственных впечатлений о Кавказе, не совпадающих с романтической традицией изображения этого края. Не могли устроить Л.Н. Толстого и очерки кавказской жизни, начавшие появляться в 1840-х годах и написанные в духе «натуральной школы» — объединение крестьян для ведения коллективного хозяев последней редакции повести «Казаки» молодой московский дворянин Дмитрий Оленин, никем не гонимый и не утесняемый, покидает, как ему представляется, навсегда Москву, свет, потому что в Москве ему не любится и не живется, молодость проходит напрасно. Он едет на Кавказ, чтобы полюбить там «женщину гор», начать все заново и совсем по - другому.

Встреча Оленина с жителями казачьей станицы могла представлять собой поставленный в самом чистом виде и при наилучших условиях опыт сближения человека из «образованного сословия» с миром простых людей.

Поначалу все в повести складывается вроде бы благоприятно, даже счастливо. Но, когда Оленин хочет сблизиться с людьми, живущими в станице, окончательно, они его отторгают, чувствуя, что это разрушило бы цельность их существования, внесло бы в их души разлад. Герой возвращается в свой круг, прекрасно понимая, что обрекает себя тем самым на неизбежное душевное опустошение.

«Война и мир» (1863 —1869). Замысел и история создания романа. Тематика и проблематика. Смысл названия романа. У каждого из ведущих писателей есть произведения центральные, без которых немыслимо понять их творчество. Одним из таких ключевых произведений русской литературы является роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир».

Л.Н. Толстой первым в русской и мировой литературе показал диалектику человеческой души во всей ее глубине. Однако прямым и непосредственным предшественником писателя в создании глубокого психологизма был М.Ю. Лермонтов. Л.Н. Толстому была чрезвычайно близка мысль М.Ю. Лермонтова о первостепенной важности истории человеческой души даже в сравнении с историей народа. М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого объединяют взгляд на личность в контексте времени, глубокая взаимосвязь души человека, его внутреннего мира и общества, в котором он живет. Созданию романа «Война и мир» предшествовал трудный литературный путь. Начало работы над романом-эпопеей пришлось на февраль 1863 года. В основу будущей книги легли годы исторических изысканий,  семейные предания, опыт севастопольских событий, мелочи яснополянского быта, проблемы, затронутые в ранних произведениях писателя. Первые замыслы романа возникли у Л. Н. Толстого еще в конце 1850-х годов: как романа о декабристе, вернувшемся из Сибири. Параллельно с работой над книгой шли поиски заглавия: первое название «Три поры» скоро перестало отражать содержание, потому что от 1856 и 1825 годов Л.Н. Толстой обращался к все более давнему прошлому. Таким образом, в центре внимания писателя оказался 1812 год. Но события Отечественной войны имели более глубокие исторические истоки, и первые главы романа появились в «Русском вестнике» под заглавием «1805 год». В 1866 году был сформулирован новый, не конкретно-исторический, а философский вариант: «Все хорошо, что хорошо кончается». Только в 1867 году, приведя в равновесие историческое и философское в романе, Л.Н. Толстой дал произведению окончательное название «Война и мир».

Возникает вопрос: в чем же суть временной цепочки: 1856 — 1825 — 1812 — 1805? Начало работы над романом пришлось на начало новой эпохи в России (смерть Николая I, восшествие на престол Александра II, амнистия декабристов и подготовка крестьянской реформы). Задумывая роман о современности, Л.Н. Толстой имел в виду современность в ее историческом аспекте, так как история декабриста возвращает нас к 1825 году. Но события 14 декабря 1825 года на Сенатской площади не начало, а итог декабризма. Тайные общества, возникшие в 1816 году, тоже не исток этого движения. Именно в Отечественной войне 1812 года и ее итогах кроются причины возникновения тайных обществ (прежде всего возмутительно рабское положение народа-победителя). Л.Н. Толстой тяготел к философскому осмыслению истории, поэтому начало действия романа он перенес в 1805 год — время «восхождения» Наполеона и первого проникновения «наполеоновской идеи» в русские умы. Это и есть для писателя точка отсчета, определившая ход российской истории на многие годы.

В окончательном варианте романа «Война и мир» тесно переплетены философское и историческое начала. Окончательное название романа чрезвычайно многопланово и неоднозначно. На первый взгляд в нем заложено чередование и сочетание мирных и военных эпизодов. Но в русском языке слово «мир» означает не только «состояние вне войны», но и человеческую общность, крестьянскую общину, а также все, что нас окружает: физическую и духовную атмосферу обитания. Все эти значения заключены в названии романа. «Война и мир» — роман о роли войны в жизни людей; о противоестественности кровавых разрешений противоречий между людьми; о том, что утрачивается в ходе битвы; что невозвратимо уходит мир довоенной России; что с каждым человеком, умирающим на поле боя, гибнет его неповторимый духовный мир, обрываются тысячи нитей, соединяющих его с другими людьми. Это роман о роли войны в мировой истории, об ее истоках и исходах.

Проблема жанра романа. Исторические воззрения Л.Н. Толстого. Успех романа был невероятным. Вскоре книга была переведена на европейские языки. При всех различиях критических откликов и русские и западноевропейские мастера литературы сходились в оценке романа в одном — в необычности жанра «Войны и мира». Сам автор писал об этом: «Что такое "Война и мир"? это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».

Л.Н. Толстой решительно отвергал традиционное деление жизни на «частную» и «историческую». Вся полнота переживаний мирной жизни не только не оставляет героев в исторических обстоятельствах, но и с еще большей силой оживает, возрождается в их душах. История оживает у Толстого повсюду, в любом обычном, «частном», «рядовом» человеке своего времени, она проявляется в характере связей между людьми. При этом роман невозможно определить как историческую хронику (рассуждения на исторические темы занимают 186 из 333 глав романа). Черты жанра хроники, безусловно, присутствуют в романе «Война и мир», но скорее не исторической, а семейной хроники — хроники жизни нескольких семейств: Болконских, Ростовых, Курагиных и жизни Пьера Безухова. С точки зрения Л.Н. Толстого, история интересна не столько сама по себе, сколько в ее влиянии на судьбы рядовых граждан страны.

Л.Н. Толстой выдвинул свою концепцию истории: он предпочел историю-искусство, основанную на философском изучении законов истории средствами художественного творчества. Объектом изучения история-искусство выбирает целостную картину жизни, множество рядовых участников эпохи, которые, по мысли Л. Н. Толстого, и определяют характер и ход истории. В историко - философской ткани романа причудливо переплетаются бытописание, исторические картины, важнейшие события в жизни народа, вершинные минуты жизни частных лиц, великих и неизвестных, реальных и вымышленных, страстные монологи самого автора, время от времени как бы останавливающего действие романа, чтобы поговорить с читателем о чем-то важном.

Сам Л.Н. Толстой сравнивал свой роман с «Илиадой» Гомера, т. е. с эпопеей, где общее превалирует над индивидуальным, а герой является отражением общей жизни (или ее антагонистом). Очевидные признаки эпопеи заметны в романе «Война и мир», что отразилось и в большом объеме произведения, и в широте временного, событийного и проблемно-тематического охвата, и в огромном количестве разработанных в романе персонажей. Очертания мира романа-эпопеи устойчивы и определенны, но не замкнуты. События войны приносят страдания и утраты, подвергая героев жестоким испытаниям. Но эти же события становятся и своего рода критерием истинности всего в жизни, когда укрепляется то, что прочно и живо, и терпит поражение все злое и неестественное. С эпической картиной мира связан и образ водяного шара, приснившийся Пьеру. С одной стороны, шар — это символ совершенства, а в христианской культуре — символ неба и устремленного ввысь человеческого духа, с другой — шар этот водяной, что предполагает подвижность и изменчивость. Таким образом, устойчивое и изменчивое предстают в неразрывном единстве, но символизируют не столько реальную, сколько желаемую действительность.

Композиция романа «Война и мир». При прочтении роман воспринимается читателем в виде ряда ярких жизненных картин, сменяющих друг друга, как в калейдоскопе. Л.Н. Толстой стремился показать жизнь во всем ее неистощимом многообразии. При всей независимости картин жизни все они соединены в единое художественное полотно. Причем связь эта обусловлена не общим сквозным действием, а вниманием автора к истинно народным ценностям, которые близки и лучшим представителям дворянства, — к идеалам «простоты, добра и правды». Именно в этих идеалах заключена мысль народная, столь дорогая сердцу писателя, составляющая душу романа-эпопеи и связывающая воедино столь различные проявления человеческого бытия: проигрыш Николая Ростова Долохову значительной части семейного состояния и пение Наташи, состояние Пьера Безухова перед Бородинским сражением, пожар в Смоленске и поведение купца Ферапонтова, патриотический поступок Наташи при оставлении Москвы, сцена охоты, отражающая основную идею романа-эпопеи об объединении людей разных сословий.

Основное действие романа «Война и мир» охватывает семь с половиной лет, причем в первом, третьем и четвертом томах охвачено по полгода и соотнесены композиционно две войны (1805 и 1812 годов). Второй том представляет собой непосредственно «роман». К концу романа-эпопеи из действия постепенно исчезают персонажи, наделенные эгоистическими, «наполеоновскими» чертами. Реальные исторические лица и вымышленные персонажи Л.Н. Толстой изобразил одними и теми же художественными средствами, показал в одних и тех же исторических ситуациях, упомянул в одних и тех же рассуждениях. В единое целое связаны не только разные тематические пласты, но и различные формы повествования (картины жизни, обзорные сообщения о событиях, философские и публицистические рассуждения писателя). Особым композиционно-художественным средством является язык романа, в котором автор отделяет французскую речь дворян от речи персонажей из народа, при этом язык персонажей не становится у Л.Н. Толстого средством индивидуализации: главные герои говорят общим с народом и автором языком.

Система персонажей в романе «Война и мир». Для Л.Н. Толстого частная жизнь и исторические события едины и равноценны. Для него истинная ценность человека зависит не только от его реальных достоинств, но и от его самооценки. Литературовед Е.А. Маймин выразил эти отношения формулой.

Действительная ценность человек = Достоинства человека

                                                                                                   Самооценка

Из формулы следует, что чем ниже самооценка, тем выше действительная ценность человека. Если соотношение остается неизменным, это свидетельствует о неспособности героя к духовному развитию, об отсутствии у него пути. Отсюда героев романа можно разделить на два типа: «герои пути», т.е. имеющие развитие и интересные автору в своем духовном движении, и «герои вне пути», остановившиеся в своем внутреннем развитии.

Эта формула только на первый взгляд кажется простой. Но среди героев без развития мы находим не только Анатоля Курагина, Элен, Анну Павловну Шерер, но и Кутузова и Платона Каратаева. В духовном развитии автор показывает не только героев, идущих по пути самосовершенствования (Пьера, князя Андрея, княжну Марью, Наташу Ростову), но и очевидно регрессирующих (Николая Ростова или Бориса Друбецкого). Таким образом, система персонажей романа «Война и мир» подчинена глубокой внутренней логике. Полюсами романа, определяющими направление духовного тяготения остальных героев, являются два героя «вне пути»: Кутузов и Наполеон.

Наполеон и Кутузов. В образе Кутузова отражено духовное слияние полководца с русским народом. Это светлый полюс романа. Его духовная задача — всегда находиться на высшей точке развития, не допуская для себя ни одного эгоистического шага.

Образ Наполеона — противоположный, темный полюс романа. Он воплощает в себе холодный эгоизм, самовлюбленность, готовность ради достижения своих целей с легкостью жертвовать чужими жизнями, даже не считая их. По Л.Н. Толстому, это предел духовной деградации, воплощение «наполеоновской идеи», захватившей русское общество с 1805 года.

Духовный путь героев романа «Война и мир » может быть направлен в сторону Кутузова, т. е. к самосовершенствованию через самоотречение, к единению с народом, или в сторону Наполеона, т.е. к духовной деградации в результате страха перед напряженной духовной работой.

Духовный путь любимых толстовских героев лежит через преодоление в себе наполеоновских черт и идей. Именно поэтому все герои, избравшие путь отказа от духовной работы, объединены наполеоновскими чертами и составляют мир светской черни.

Образы Кутузова и Наполеона создают также историко - философские полюса. Л. Н. Толстой стремится к глубокому философскому осмыслению идеи войны и идеи мира, отраженных в романе в этих двух образах. Герои романа по соотнесенности с образами Наполеона или Кутузова делятся на «людей войны» и «людей мира». «Людьми войны» становятся далекие от сражений представители светской черни, тогда как военный человек Кутузов воплощает, по мысли Л.Н. Толстого, идею мира. Наполеон — завоеватель. Кутузов — защитник, поэтому ему глубоко противна сама идея захвата чужой земли. Вот почему, по воле Л.Н. Толстого, русский полководец не участвует в заграничном походе русской армии. Он выполнил свою историческую миссию — освободил Отечество и может теперь спокойно умереть. Об этом Л.Н. Толстой сообщает в предельно короткой фразе: «И он умер».

Наивысшим, истинно христианским критерием в определении ценности личности персонажа может служить чистый, непредвзятый детский взгляд. Л.Н. Толстой дает возможность читателю увидеть происходящее глазами ребенка, отбросить рациональную логику и почувствовать искренность побуждений каждого персонажа. Например, во время совета в Филях все симпатии маленькой девочки Малаши принадлежат именно старому дедушке — Кутузову, мирно дремлющему под фальшиво-патриотический спор военачальников. Чистое, незамутненное восприятие Николеньки Болконского также является решающим критерием в споре между Николаем Ростовым и Пьером Безуховым о судьбах России и долге честного гражданина, приведенном в первой части эпилога романа.

Совсем не ради парадокса повторял автор романа «Война и мир», что «узел» книги, где обрисованы Бородино, совет в Филях, пожар Москвы, Кутузов и Наполеон, — увлечение Наташи Анатолем Курагиным. Если для Анатоля Курагина существуют только собственные желания, то и у Наташи есть способность отдаваться одним лишь сиюминутным желаниям (как в сцене после охоты, во время ее удивительной пляски у дядюшки).

С такой поглощенностью человека самим собой несовместима причастность его к общему. Если утвердится, восторжествует такое отпадение от общего, то истории придется уступить место хаосу, потому что она, по Толстому, потеряла бы свои основания, покоящиеся в единстве частного бытия всех людей. Наташе удалось спастись от возникшей уже было перед ней катастрофической перспективы, а Наполеон со своим своеволием потерпел поражение — и для Л.Н. Толстого это служит подтверждением правильности найденных им закономерностей жизни. 

Роль эпилога в романе. В финале романа звучит своего рода гимн духовным основам семьи как высшей форме единения между людьми. В эпилоге романа «Война и мир» в лысогорском доме сосуществуют, «как в каждой настоящей семье... несколько совершенно различных миров...», где соединяются болконские, ростовские и каратаевские (т.е. глубоко народные), принесенные Пьером начала. Возникновение этой семьи стало результатом общенационального единения людей, рожденного Отечественной войной. Породнившихся Пьера и Николая Ростова разводят в разные стороны политические прения. Ростов не в состоянии ни понять, ни даже услышать того, что говорит ему Пьер. Между ними — стена.

И все-таки в Лысых Горах «совершенно различные миры», «каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое». Хранителями духовных устоев семьи становятся женщины — Наташа и Марья, между которыми сложился прочный духовный союз. В разговоре с Наташей Пьер замечает, что, будь жив сейчас Платон Каратаев, он одобрил бы их семейную жизнь. Народное сознание по-прежнему остается для Пьера критерием истинности жизни. Но в отличие от Каратаева Пьер не может довольствоваться лишь простым приятием жизни: он стремится переустроить ее к лучшему. Судьба Николая Ростова волнует его не меньше, чем судьба России.

В эпилоге романа возрождается и память о князе Андрее в образе его сына Николеньки. В сне мальчика образы отца и Пьера сливаются воедино и становятся для ребенка неким мерилом правильности поступков: «Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен», — решает Николенька.  

В финале романа происходит возвращение на круги своя всего, что было развенчано войной 1812 года: юный Болконский мечтает о славе; обретший было каратаевскую народную правду, Пьер вновь уходит от нее к гордым мечтаниям. Верна себе только Наташа, которая остается хранительницей истинных ценностей народной жизни, тех нравственных и духовных ценностей, которые до поры до времени растворились в мирном течении жизни, но при первой же необходимости готовы вновь вспыхнуть ярким пламенем и осветить великие дела.

Складывание единства мира людей является в « Войне и мире » одновременно и условием, и результатом победы 1812 года. Однако Л. Н. Толстой не отводил глаз от противоречий реальности, которые не исчезли по окончании войны. Спасительный рецепт решения проблем современной Л. Н. Толстому жизни, ради которого писатель углубился в прошлое, найден не был.

«Анна Каренина» (1877). В 1873 году Л.Н. Толстой обратился к современной ему действительности — появились первые наброски романа «Анна Каренина». Вопреки моралистическому замыслу о святости таинства брака, героиня романа, пренебрегшая семейными узами ради любви, отвергнутая обществом, не понятая любовником и в отчаянии покончившая с собой, вызывает сочувствие и сострадание читателей как жертва лицемерной светской морали и собственных сложных переживаний. Светское общество поощряет тайные измены и вполне благосклонно к тем, кто тщательно скрывает от посторонних глаз свою внутреннюю жизнь.

В то самое время, когда создавался роман «Анна Каренина», натурализм, проникая в действительную сложность биологического существования человека, все настойчивее приходил к тому, что человек исключительно и фатально3 подчинен своей природе. Л.Н. Толстой избежал подобного сужения творческой задачи. Любовь Анны к Вронскому «подготовлена» всей ее предшествующей семейной жизнью, в которой было сколько угодно уважения, благодарности, но не было ни капли любви.

Анна встречает Вронского на вокзале железной дороги. С железной дорогой связаны начало их отношений, потом сцена в Бологом, наконец, гибель Анны. Так железная дорога приобретает в романе определенный символический смысл. И раздавленный поездом мужик, неоднократно возникающий в страшных видениях Анны, соотнесен в романе с теми мужиками, что косят с Левиным... Но главное устремление Л.Н. Толстого то же самое, что было и в «Войне и мире»: помогать людям «полюблять жизнь», как он сам тогда это обозначил. Испытав перед лицом подступившей смерти ужас близости с «обоими Алексеями», Анна и после этого опять бросится к Вронскому, оставив мужа, сына, без которого, как ей прежде казалось, она не могла жить. Причина этого не в том, что она изначально была порочна, а в том, что при искусственности многого в ее жизни с Карениным уцелела, не пропала живая сила чувств.

В обращении Л.Н. Толстого к судьбе Анны проявился едва ли не максимальный для того времени демократизм. Героиня Л.Н. Толстого заходит в своих поступках так далеко, что это становится угрозой для всего существующего уклада отношений. За понятием «свет» у Л.Н. Толстого стоят все, любые объединения людей, исключающие возможность свободного проявления личности в контактах с каждым из «других» и с обществом в целом. В роман Л.Н. Толстого проник мотив человеческого бессилия, безусловной тщетности любых попыток и способов выстоять.

В Алексее Александровиче Каренине показан не монстр, которого было бы легко подвергнуть обличению, но человек, вызывающий уважение, пытавшийся сознательно построить свою жизнь строго и достойно на основе сложившихся законов общества и из-за этого проигравший. Истории жизни двух разных людей (Анны и Левина) связаны друг с другом на глубоком идейно-философском уровне: духовно напряженная, насыщенная ежедневным созидательным трудом жизнь Левина резко контрастирует с искусственной, наполненной никчемными занятиями жизнью Анны.

В романе «Анна Каренина» Л.Н. Толстому интересна проблема распада семьи, разобщения между людьми.

Именно человеческая яркость, душевное богатство героини не позволяют ей «уместиться» в жизни, остаться с людьми и среди людей. Развитие любовного конфликта на фоне размышлений Левина о смысле жизни переводит этот конфликт из разряда частных в социально-исторический.

 

5. Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого.

На рубеже 1870 — 1880-х годов Л. Н. Толстой пережил один из самых острых и сложных кризисов на своем пути, завершившийся переломом — решительной перестройкой всего мировоззрения.

Учение Л.Н. Толстого об истинной жизни основано на пяти заповедях Иисуса Христа из Нагорной проповеди, приведенных в Евангелии от Матфея: придерживаться принципа непротивления злу насилием; не прелюбодействовать и соблюдать чистоту семейной жизни; не клясться и не присягать никому и ни в чем; не мстить никому и не оправдывать чувства мести тем, что тебя обидели, учиться терпеть обиды; помнить: все люди братья — и учиться во врагах видеть доброе. Главной заповедью писатель считал непротивление злу насилием. Л.Н. Толстой был убежден, что злом нельзя уничтожить зло, только воздержание от насилия может стать средством борьбы с насилием.

В статье «Исповедь» (1882) Л.Н. Толстой рассказал о своем постепенном, но последовательном разочаровании в казенной религии и Церкви, о том, как он убедился в искажении ими истинного смысла человеческого бытия. Писатель отверг правомерность разделения людей на народ и «образованное сословие», потребовал от людей любого социального статуса трудиться своими руками на земле. Отрицая все современные порядки, единственное и вместе с тем несомненное средство спасения он усматривал во всеобщем и безусловном отказе от насилия.

В работе «Исследование догматического богословия» (1884) Л.Н. Толстой безоговорочно развенчал догматы православной веры, а в трактате «В чем моя вера?» (1884) противопоставил им свое религиозно-нравственное учение, проповедь «непротивления злу насилием». Трактат «Так что же нам делать?» (1886), в основание которого легли наблюдения самого писателя над жизнью трудового люда, главным образом во время переписи, представил широкую картину народных бедствий и нищеты.

Учение графа Толстого вызвало возмущение официальных представителей Русской православной церкви. В 1901 году в газете «Церковные ведомости» было напечатано «Определение Святейшего Синода» об отлучении Л. Н. Толстого от Церкви. Характерно, что в этом документе писатель не был предан анафеме. Вместо слова «анафема» в определении Синода употреблены выражения «отторг себя сам от всякого общения с Церковью Православной», «отпадениеего от Церкви». Таким образом, Синод лишь зафиксировал своим документом факт свободной воли человека — отход Л.Н. Толстого от церковной жизни.

Через месяц Л.Н. Толстой выступил со статьей «Ответ на постановление Синода», в которой заявил: «Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим взялся ответить на такие «первоосновные» вопросы, как: «чем люди живы?» или «много ли человеку земли нужно?».

 

6. Народные рассказы, повести, драматурги.

Однако Л.Н. Толстой продолжал писать и в прежней своей, «необщедоступной», как он ее сам иногда называл, манере. Так, в частности, написаны повести «Смерть Ивана Ильича» (1886), «Крейцерова соната» (1889), «Дьявол» (1890), «Отец Сергий» (1898).

В повести «Смерть Ивана Ильича» Л.Н. Толстой предъявил всей современной жизни обвинение в том, что она лишена подлинного человеческого наполнения и не может выдержать проверки смертью. Перед лицом смерти всё у Ивана Ильича, прожившего жизнь самую обычную, похожую на множество других жизней, оказывается «нето». Имевший службу, семью, друзей, доставшуюся ему по традиции веру, он умирает одиноким, испытывая неодолимый ужас и не зная, чем помочь остающемуся жить мальчику — своему сыну.

Будучи твердо убежден, что той жизни, какая есть, продолжаться незачем и нельзя, а иная еще не открылась, Л.Н. Толстой в повести «Крейцерова соната» выступил за воздержание от деторождения, с решительным осуждением половых отношений вообще — именно вообще. Поздние произведения Л.Н. Толстого с небывалой откровенностью ставили запретный для русской классической литературы вопрос о власти пола над человеком, но только к нему не сводились.

В повести «Крейцерова соната» писатель говорит о несовместимости современной ему жизни людей с подлинными духовными завоеваниями человечества, сделанными за тысячи лет. Современный обыватель, рванувшись под воздействием музыки к чему-то, что превышает его низменную повседневность, и вообразить не может ничего другого, кроме как адюльтера. Период после перелома принес Л.Н. Толстому первые свершения в области драматургии — в 1880-х годах были написаны пьесы «Власть тьмы» и «Плоды просвещения », после смерти писателя, в 1911 году, была опубликована пьеса «Живой труп».

В пьесе «Власть тьмы» Л. Н. Толстой, как и в других своих созданиях этого времени, отстаивал нормы патриархально-крестьянской жизни. Развитие действия приводит косноязычного золотаря Акима, воплощающего толстовский идеал, в конечном счете к победе и торжеству. Писатель никак не приукрашивал положения вещей в деревне. У Л.Н. Толстого мы видим, что патриархальности противоречит весь ход дел в деревне.

Губительность для самих людей образованного круга их отделенности от народа, от народных нужд — тема комедии «Плоды просвещения».

Герою драмы «Живой труп», Федору Протасову, стыдно вести ту жизнь, какую ведут все вокруг. Подняться против такой жизни у него нет сил. Он и решает покончить с собой — освободить таким образом себя самого и близких от смущающего, тяготящего их своего беспутного поведения. Но и тут он «не умещается» в традицию, в норму, которая сложилась уже и для такого рода поступков. Сняв номер в гостинице, написав предсмертную записку, поднеся револьвер к виску, он остается жить, исчезнув лишь для тех, кому с ним было мучительно.

«Воскресение» (1899). Последнему роману Л.Н. Толстого «Воскресение», который создавался десять лет, суждено было стать и одним из итоговых романов XIX века.

С первых строк романа все современное жизнеустройство сразу же предстает перед нами как ложное в самом своем основании, опутавшее и запутавшее всех людей, о чем писатель прямо и с полной убежденностью объявляет. Л.Н. Толстой обвиняет и обвиняет.

Дальше читатель узнает, что Катюшу Маслову ведут в суд. И судить ее будут за преступление, которого она не совершала. В числе ее судей — барин Нехлюдов, повинный во всем горьком и страшном, что с ней случилось. Несправедливость достигла последнего предела.

Люди, которые судят Катюшу, поймут ее и поверят ей. Они не захотят ей зла. Но их отношения с ней разворачиваются в границах установившейся нравственности и общественной системы. Сами того не желая, они обрекают ее на каторгу и Сибирь.

Нехлюдову достаточно встретить в суде обманутую и брошенную им когда-то Катюшу, чтобы он решительно переломил свою жизнь, отказался от владения землей, взял на себя ответственность за всю дальнейшую судьбу Масловой, с головой окунулся в хлопоты о многих и многих арестантах. Катюше появление перед ней Нехлюдова вернуло ее давнюю чистую любовь к нему, заставило и ее думать и помнить уже не о себе, но о других: снова любя Нехлюдова, она не разрешает себе воспользоваться его чувством вины перед ней и уходит с другим человеком, которому она нужна. Воскресают в романе и Катюша, и Нехлюдов для совсем новых отношений друг к другу, указывая тем самым новый путь и всякому из людей. В конце романа Нехлюдов показан за чтением Евангелия — общество, которому предстоит сложиться, полагал Л.Н. Толстой, должно объединить теперь всех на той же нравственной основе, на какой все для человечества когда-то начиналось.

В эстетическом трактате «Что такое искусство?» (1898), в статьях об искусстве этого десятилетия Л.Н. Толстой возлагал на искусство ответственность за положение в обществе, за состояние отношений между людьми.

 

7. Последние годы жизни.

После романа «Воскресение» все последнее десятилетие своей жизни Л.Н. Толстой продолжал писать, как это у него называлось, «художественное». Его удивительный дар не слабел. Опубликованная, как и пьеса «Живой труп», посмертно, в 1911 году, повесть «Хаджи-Мурат» (1904) посвящена историческим событиям времен Кавказской войны. Убедительно показано, как одинок, как затерян в потоке событий, а часто и обречен живой человек, сколь ответствен и виновен перед ним ход истории, какую жалкую цену имеет даже самая яркая и сильная человеческая жизнь.

Поздний Л.Н. Толстой все больше сосредоточивал свои усилия на прямом вмешательстве в ход жизненных событий и захвачен был прежде всего прямым пересозданием мира людского.

Он неуклонно борется против применения насилия. В1900 году выступает со статьей «Не убий». В 1901 году писатель потребовал от царя прекратить репрессии против студентов. После поражения революции 1905 года в знаменитом своем произведении «Не могу молчать» (1908) он осудил правительственный террор, смертные казни.

Неустанная работа Л. Н. Толстого над самим собой продолжалась. Он видел в ней обязательное условие понимания других людей.

За пять лет до смерти, 21 сентября (3 октября) 1905 года, он записал: «Во мне все пороки, и в высшей степени... Все, все есть, и в гораздо большей степени, чем у большинства людей. Одно мое спасение, что я знаю это и борюсь, всю жизнь борюсь. От этого они называют меня психологом».

Стремясь, видимо, быть последовательным до конца, привести ради этого собственный быт в совершенное соответствие с утверждаемой программой жизни, поддержать личным примером призыв «отойти от зла», Л. Н. Толстой на восемьдесят третьем году жизни ушел из Ясной Поляны. Этим он осуществил свою давнюю мечту гармонизировать свою внутреннюю духовную жизнь и быт. С момента перелома в мировоззрении писателя мучила необходимость оставаться в прежних социально - бытовых условиях. Еще в 1894 году он отказался от владения собственностью, как будто умер, передав все права наследства семье. Этого было мало. Жизнь яснополянского графа угнетала его. Единственной возможностью обрести равновесие и идти своим духовным путем был уход. В сопровождении дочери Александры и доктора Душана Маковицкого в ночь с 27 на 28 октября (9 —10 ноября) он тайно покидает Ясную Поляну. В дороге он простудился, заболел воспалением легких и сошел с поезда на станции Астапово Рязанской железной дороги. 7 (20) ноября 1910 года Лев Николаевич Толстой скончался. Похоронен Л.Н. Толстой, согласно его завещанию, в Ясной Поляне, у дороги, на краю оврага старого Заказа, где в детстве с братом Николенькой они искали зеленую палочку, на которой была написана тайна «муравейных братьев», как сделать всех людей счастливыми.

 

8. Творчество Л. Н. Толстого в мировой литературе.

Личность и творчество великого русского писателя оказали огромное влияние на русских и зарубежных литераторов.

Русские писатели XX века продолжили в своих произведениях масштабную эпическую традицию Л.Н. Толстого («Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого, «Белая гвардия» М.А. Булгакова, «Красное колесо», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус» А.И. Солженицына и др.).

Толстовская идея исторической закономерности, толстовское отрицание роли «великих людей» — все это ясно ощущается в последних книгах Василия Гроссмана. Тема государственной необходимости, противостоящей человеческой свободе, стала основной в романе Юрия Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара» (1927).

По словам Л.Н. Толстого, настоящий художник должен жертвовать « своим спокойствием и своим благосостоянием », чтобы выполнить свой долг перед людьми. Эта мысль великого русского писателя навсегда запала в душу выдающегося французского литератора, бойца против войны и фашизма Ромена Роллана (1866 —1944). На протяжении всей жизни он с глубоким уважением относился к самому Л. Н. Толстому и к его творчеству, поэтому все произведения Р. Роллана проникнуты толстовскими настроениями. В книге «Жизнь Толстого» (1911) Р. Роллан создал величественный образ человека, художника, мыслителя.

Один из наиболее сложных и самобытных мастеров западноевропейского реализма XX века Томас Манн (1875 — 1955) ощущал в Л.Н. Толстом художника громадного диапазона. Т. Манн считал, что единственной возможностью для спасения рода человеческого может служить поддержка конструктивных, созидательных сил истории. Эти идеи подтолкнули Т. Манна к созданию романа на основе библейской легенды об Иосифе. К написанию романа «Иосиф и его братья» Т. Манн обратился и под влиянием Л.Н Толстого, считавшего библейский текст об Иосифе высшим проявлением подлинного искусства и подлинной человечности.

Л.Н. Толстой оставил глубокий след в сознании французского писателя XIX века Ги де Мопассана (1859 —1893), написавшего в 1879 году: «Нам всем следует учиться у графа Толстого, автора "Войны и мира"». Мопассан опирался на творчество Л. Н. Толстого в разработке военно-патриотической темы.

Американский писатель и публицист Эрнест Миллер Хемингуэй (1899 —1961) считал Л.Н. Толстого своим учителем в изображении войны. Уже будучи крупным прозаиком, Хемингуэй не раз утверждал, что «всякий опыт войны бесценен для писателя», и высказал мысль об абсолютной, эталонной правдивости Л.Н. Толстого. В повести Хемингуэя «Старик и море» Сантьяго, подобно любимым героям Л.Н. Толстого в лучшие минуты их жизни, испытывает чувство причастности к бескрайней полноте жизни.

Выдающийся австрийский писатель, мастер новеллы Стефан Цвейг (1881 —1942) в своих очерках о Л.Н. Толстом («Прелюдия», «Певец своей жизни») говорил об особенностях мировоззрения великого русского писателя, о сильных и слабых сторонах его характера. Благодаря работам Цвейга за рубежом возрос интерес к личности и творчеству Л.Н. Толстого. Французского писателя Анатоля Франса (настоящее имя — Анатоль Франсуа Тибо; 1844 —1924) восхищали в Л. Н. Толстом глубинное понимание жизни, общества и при этом удивительная сила любви и милосердие к человеку. Франс считал Л. Н. Толстого учителем не только для себя, но и для всех.

Влияние Л.Н. Толстого как мыслителя чувствуется во многих произведениях английского писателя-драматурга Джорджа Бернарда Шоу (1856 —1950). Именно благодаря Л.Н. Толстому Шоу открыл для себя критико-реалистическое направление в творчестве, нашел беспощадную, прямую постановку самых острых и коренных вопросов.

В целом творчество Л. Н. Толстого привнесло в мировую литературу тонкость и точность психологического анализа, оригинальность и силу художественного слова, мощное эпическое начало, искреннее бесстрашие обличения.


 

ЛЕКЦИЯ 11. ТЕМА 2.7. СВЕДЕНИЯ

ЛЕКЦИЯ 11. ТЕМА 2.7. СВЕДЕНИЯ

Но одних отвлеченных размышлений

Но одних отвлеченных размышлений

Эпическое начало проявлялось в творчестве

Эпическое начало проявлялось в творчестве

В результате и должно было сложиться некое человеческое единение, единение дворянства с народом

В результате и должно было сложиться некое человеческое единение, единение дворянства с народом

Л.Н. Толстой дал произведению окончательное название «Война и мир»

Л.Н. Толстой дал произведению окончательное название «Война и мир»

Очевидные признаки эпопеи заметны в романе «Война и мир», что отразилось и в большом объеме произведения, и в широте временного, событийного и проблемно-тематического охвата, и…

Очевидные признаки эпопеи заметны в романе «Война и мир», что отразилось и в большом объеме произведения, и в широте временного, событийного и проблемно-тематического охвата, и…

Николая Ростова или Бориса Друбецкого)

Николая Ростова или Бориса Друбецкого)

Пьером начала. Возникновение этой семьи стало результатом общенационального единения людей, рожденного

Пьером начала. Возникновение этой семьи стало результатом общенационального единения людей, рожденного

За понятием «свет» у Л.Н. Толстого стоят все, любые объединения людей, исключающие возможность свободного проявления личности в контактах с каждым из «других» и с обществом…

За понятием «свет» у Л.Н. Толстого стоят все, любые объединения людей, исключающие возможность свободного проявления личности в контактах с каждым из «других» и с обществом…

Народные рассказы, повести, драматурги

Народные рассказы, повести, драматурги

Масловой, с головой окунулся в хлопоты о многих и многих арестантах

Масловой, с головой окунулся в хлопоты о многих и многих арестантах

Русские писатели XX века продолжили в своих произведениях масштабную эпическую традицию

Русские писатели XX века продолжили в своих произведениях масштабную эпическую традицию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2023