Курс Психокоррекционные занятия слабовидящие

  • docx
  • 14.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Курс Психокоррекционные занятияслабовидящие.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

 

Рассмотрено:

на педагогическом совете

протокол

от _______ 2019 № ____

 

Утверждено:

директор школы

_________Белоногова Н. А.

Приказ МАОУ «СОШ № 2»

 от _________ 2019 № _____

 

 

 

 

 

Рабочая программа коррекционного курса

«Психокоррекционные занятия»

 

АООП НОО слабовидящих обучающихся, 1 вариант

 


Составитель:

Сакина Татьяна Александровна,

педагог-психолог МАОУ «СОШ № 2»

 

 

 

 

 

 

 

Калтан

2019

 

Содержание

 

Пояснительная записка

3

Общая характеристика коррекционного курса

4

Описание места коррекционного курса в учебном плане

4

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса

5

Содержание коррекционного курса

8

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

15

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

17

 

 


 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» (далее – Программа) разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования слабовидящих обучающихся и программы формирования универсальных (базовых) учебных действий.

Цели Программы при получении начального общего образования:

-                   обеспечение развития эмоционально-личностной сферы обучающихся и коррекции ее недостатков;

-                   обеспечение развития познавательной деятельности;

-                   целенаправленное формирование высших психических функций;

-                   формирование произвольной регуляции деятельности и поведения обучающихся;

-                   формирование социальной компетентности обучающихся.

Принципы реализации Программы:

-                    приоритетности интересов обучающегося – определяет подход к обучающемуся, основанном на учете его индивидуальных образовательных потребностей;

-                    системности – обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы;

-                    непрерывности – обеспечивает проведение коррекционной работы на протяжении всего периода обучения с учетом изменений личности обучающегося;

-                    вариативности – предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития;

-                    сотрудничества с семьей – основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Специфика коррекционного курса определяется следующими взаимосвязанными направлениями коррекционной работы:

1.                 Психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение уровня психологической адаптации и особенностей развития обучающихся; диагностика и развитие познавательной сферы, эмоционально-личностной и коммуникативной сферы; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими.

2.                 Психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии обучающихся.

3.                 Информационно-просветительская работа педагогов и родителей.

4.                 Групповые и индивидуальные консультации с педагогами.

5.                 Коррекционно-развивающая работа, направленная на устранение временных трудностей адаптационного периода и преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения обучающихся.

6.                 Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению, планирование работы на следующий год.

 

Общая характеристика коррекционного курса

 

Для реализации Программы с учетом рекомендаций ПМПК в зависимости от характера психологических, интеллектуальных, речевых и характерологических особенностей детей комплектуются группы.

Количество обучающихся в группе варьируется от 2 до 6.

Основная форма проведения занятий – групповые занятия.

На занятия с группой обучающихся отводится 35-45 минут. Занятия проводятся в соответствии с расписанием.

Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем разделов программы в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, дидактические и ролевые игры, расширяются понятия, усложняются формы социального взаимодействия.

Структура психокоррекционных занятий:

-                   Вводная часть (создание у обучающегося положительного эмоционального фона, выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности). Для каждого занятия подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном занятии.

-                   Основная часть. Выполнение заданий. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий, в разных вариантах.

-                   Заключительная часть (подведение итогов занятия, обсуждение результатов и трудностей, которые возникали при выполнении заданий).

При освоении программного материала необходимо проведение диагностики в начале и конце учебного года.

Форма оценивания знаний – безотметочная.

Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.

 

Описание места коррекционного курса в учебном плане

 

Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана АООП НОО слабовидящих обучающихся, вариант 1.

Всего на коррекционно-развивающую область в 1-4 классах отводится 5 часов в неделю, из них 2 часа в неделю на занятия коррекционного курса «Психокоррекционные занятия».

Сроки реализации программы: Программа реализуется в течение 4 лет по два академических часа в неделю. Всего – 276 часов:

-                   1 год обучения – 66 часов;

-                   2 год обучения – 70 часов;

-                   3 год обучения – 70 часов;

-                   4 год обучения – 70 часов.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения коррекционного курса

 

Личностные результаты:

-                   становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;

-                   формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

-                   формирование уважительного отношения к иному мнению;

-                   овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-                   принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-                   развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-                   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-                   развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-                   развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-                   формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметные результаты:

-                   овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-                   освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-                   формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-                   формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-                   освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-                   активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-                    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-                   готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-                   определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-                   готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

 

Предметные результаты:

-                   развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации; написать при необходимости SMS-сообщение; умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей; умение принимать решения в области жизнеобеспечения; владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы;

-                   овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе; представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; стремление ребенка участвовать в подготовке и проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника;

-                   овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи;

-                   дифференциация и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; способность прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; наличие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности; прогресс в развитии познавательной функции речи;

-                   дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.); наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса; представления о вариативности социальных отношений; готовность к участию в различных видах социального взаимодействия; овладение средствами межличностного взаимодействия; умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы; умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных; отношений; прогресс в развитии регулятивной функции речи.

Содержание коррекционного курса

 

1 класс

 

Развитие эмоционально-личностной сферы

Развитие самооценки и коммуникативных навыков: диагностика «Лесенка», автор Щур В. Г.

Формирование позитивного отношения к своему «Я». Проигрывание ситуации на развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.

Повышение уверенности в себе. Проигрывание ситуации, когда требуется привлечение родителей.

Развитие самостоятельности. Безопасное поведение. Написание SMS-сообщение в предложенных ситуациях.

Формирование навыков самоконтроля. Выбор фраз и определений для обозначения возникшей проблемы. Проигрывание ситуации опасности.

Создание ситуации успешной деятельности. Проигрывание ситуации на развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении: понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов.

Развитие самооценки и коммуникативных навыков: вторичная диагностика «Лесенка», автор Щур В. Г.

Развитие познавательной деятельности

Развитие познавательной сферы: диагностика для проведения психолого-педагогического обследования детей, авторы: Забрамная С. Д., Боровик О. В.

Формирование учебной мотивации. Проигрывание ситуации на овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, просьбу, пожелание, завершить разговор; умение выразить благодарность, сочувствие.

Активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности. Проигрывание ситуации на развитие умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой.

Развитие пространственно-временных представлений. Проигрывание ситуации на адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; понимание значения символов, фраз, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением.

Развитие познавательной сферы: вторичная диагностика для проведения психолого-педагогического обследования детей, авторы: Забрамная С. Д., Боровик О. В.

 

 

Формирование высших психических функций

Развитие ВПФ: диагностика по Семаго Н. Я., Семаго М. М.

Развитие памяти. Коррекционные упражнения по методу заме­щающего онтогенеза Семенович А. В.

Развитие внимания. Коррекционные упражнения по методу заме­щающего онтогенеза Семенович А. В.

Развитие восприятия. Коррекционные упражнения по методу заме­щающего онтогенеза Семенович А. В.

Развитие мышления. Коррекционные упражнения по методу заме­щающего онтогенеза Семенович А. В.

Развитие ВПФ: вторичная диагностика по Семаго Н. Я., Семаго М. М.

Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения

Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения: диагностика по Семаго Н. Я., Семаго М. М.

Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения. Проигрывание ситуации на развитие умения договариваться о распределении функций в совместной деятельности.

Формирование способности к планированию и контролю. Проигрывание ситуации на овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения: вторичная диагностика по Семаго Н. Я., Семаго М. М.

Формирование социальной компетентности

Развитие способности к эмпатии. Проигрывание ситуаций различных видов социального взаимодействия.

Развитие способности к сопереживанию. Выбор фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях.

Формирование правил и норм поведения в группе. Проигрывание ситуации на дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.).

Адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях. Подготовка и проведение праздника.

Комплексная диагностика для проведения психолого-педагогического обследования детей, авторы: Забрамная С. Д., Боровик О. В.

 

2 класс

 

Развитие эмоционально-личностной сферы

Развитие самооценки и коммуникативных навыков: диагностика «Лесенка», автор Щур В. Г.

Формирование позитивного отношения к своему «Я».  Проигрывание ситуации на развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.

Повышение уверенности в себе. Проигрывание ситуации, когда требуется привлечение родителей.

Развитие самостоятельности. Проигрывание ситуации на развитие навыка безопасного поведения: умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью.

Формирование навыков самоконтроля. Выбор фраз и определений для обозначения возникшей проблемы.

Создание ситуации успешной деятельности. Проигрывание ситуации на развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении: понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов.

Развитие самооценки и коммуникативных навыков: вторичная диагностика «Лесенка», автор Щур В. Г.

Развитие познавательной деятельности

Развитие познавательной сферы: диагностика для проведения психолого-педагогического обследования детей, авторы: Забрамная С. Д., Боровик О. В.

Формирование учебной мотивации. Проигрывание ситуации на овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство.

Активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности. Проигрывание ситуации на готовность слушать собеседника и вести диалог.

Развитие пространственно-временных представлений. Дифференциация и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; понимание значения определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением.

Развитие познавательной сферы: вторичная диагностика для проведения психолого-педагогического обследования детей, авторы: Забрамная С. Д., Боровик О. В.

Формирование высших психических функций

Развитие ВПФ: диагностика по Семаго Н. Я., Семаго М. М.

Развитие памяти. Коррекционные упражнения по методу заме­щающего онтогенеза Семенович А. В.

Развитие внимания. Коррекционные упражнения по методу заме­щающего онтогенеза Семенович А. В.

Развитие восприятия. Коррекционные упражнения по методу заме­щающего онтогенеза Семенович А. В.

Развитие мышления. Коррекционные упражнения по методу заме­щающего онтогенеза Семенович А. В.

Развитие ВПФ: вторичная диагностика по Семаго Н. Я., Семаго М. М.

Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения

Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения: диагностика по Семаго Н. Я., Семаго М. М.

Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения. Проигрывание ситуации на умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности.

Формирование способности к планированию и контролю. Проигрывание ситуации на развитие самостоятельности и независимости в школе.

Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения: вторичная диагностика по Семаго Н. Я., Семаго М. М.

Формирование социальной компетентности

Развитие способности к эмпатии. Проигрывание ситуации на овладение средствами межличностного взаимодействия.

Развитие способности к сопереживанию. Выбор определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса.

Формирование правил и норм поведения в группе. Проигрывание ситуации на дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.).

Адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях. Подготовка и проведение праздника.

Комплексная диагностика для проведения психолого-педагогического обследования детей, авторы: Забрамная С. Д., Боровик О. В.

 

3 класс

 

Развитие эмоционально-личностной сферы

Развитие самооценки и коммуникативных навыков: диагностика «Лесенка», автор Щур В. Г.

Формирование позитивного отношения к своему «Я».  Проигрывание ситуации на развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.

Повышение уверенности в себе. Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение взрослых.

Развитие самостоятельности. Проигрывание ситуации на развитие навыка безопасного поведения с точным описанием возникшей проблемы.

Формирование навыков самоконтроля. Проигрывание ситуации на развитие умения принимать решения в области жизнеобеспечения.

Создание ситуации успешной деятельности. Проигрывание ситуации на развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении: осуществлении вакцинации.

Развитие самооценки и коммуникативных навыков: вторичная диагностика «Лесенка», автор Щур В. Г.

Развитие познавательной деятельности

Развитие познавательной сферы: диагностика для проведения психолого-педагогического обследования детей, авторы: Забрамная С. Д., Боровик О. В.

Формирование учебной мотивации. Проигрывание ситуации на развитие умения поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции речи. Позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций.

Активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности. Проигрывание ситуации на развитие умения излагать свое мнение и аргументировать его.

Развитие пространственно-временных представлений. Проигрывание ситуации на развитие способности прогнозировать последствия своих поступков.

Развитие познавательной сферы: вторичная диагностика для проведения психолого-педагогического обследования детей, авторы: Забрамная С. Д., Боровик О. В.

Формирование высших психических функций

Развитие ВПФ: диагностика по Семаго Н. Я., Семаго М. М.

Развитие памяти. Коррекционные упражнения по методу заме­щающего онтогенеза Семенович А. В.

Развитие внимания. Коррекционные упражнения по методу заме­щающего онтогенеза Семенович А. В.

Развитие восприятия. Коррекционные упражнения по методу заме­щающего онтогенеза Семенович А. В.

Развитие мышления. Коррекционные упражнения по методу заме­щающего онтогенеза Семенович А. В.

Развитие ВПФ: вторичная диагностика по Семаго Н. Я., Семаго М. М.

Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения

Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения: диагностика по Семаго Н. Я., Семаго М. М.

Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения. Проигрывание ситуации на развитие умения устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье, соответствовать этому порядку.

Формирование способности к планированию и контролю. Проигрывание ситуации на развитие умения адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт.

Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения: вторичная диагностика по Семаго Н. Я., Семаго М. М.

Формирование социальной компетентности

Развитие способности к эмпатии. Проигрывание ситуации на развитие умения адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы.

Развитие способности к сопереживанию. Проигрывание ситуации на развитие представления о вариативности социальных отношений.

Формирование правил и норм поведения в группе. Проигрывание ситуации на развитие активности во взаимодействии с миром.

Адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях. Подготовка и проведение праздника.

Комплексная диагностика для проведения психолого-педагогического обследования детей, авторы: Забрамная С. Д., Боровик О. В.

 

4 класс

 

Развитие эмоционально-личностной сферы

Развитие самооценки и коммуникативных навыков: диагностика «Лесенка», автор Щур В. Г.

Формирование позитивного отношения к своему «Я».  Проигрывание ситуации на развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.

Повышение уверенности в себе. Проигрывание ситуации на развитие умения самостоятельно решать ситуации.

Развитие самостоятельности. Проигрывание ситуации на развитие навыка безопасного поведения с точным описанием возникшей проблемы.

Формирование навыков самоконтроля. Выбор фраз и определений для обозначения возникшей проблемы.

Создание ситуации успешной деятельности. Проигрывание ситуации на развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы.

Развитие самооценки и коммуникативных навыков: вторичная диагностика «Лесенка», автор Щур В. Г.

Развитие познавательной деятельности

Развитие познавательной сферы: диагностика для проведения психолого-педагогического обследования детей, авторы: Забрамная С. Д., Боровик О. В.

Формирование учебной мотивации. Проигрывание ситуации на развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования.

Активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности. Проигрывание ситуации на развитие умения использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи.

Развитие пространственно-временных представлений. Проигрывание ситуации на осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.

Развитие познавательной сферы: вторичная диагностика для проведения психолого-педагогического обследования детей, авторы: Забрамная С. Д., Боровик О. В.

Формирование высших психических функций

Развитие ВПФ: диагностика по Семаго Н. Я., Семаго М. М.

Развитие памяти. Коррекционные упражнения по методу заме­щающего онтогенеза Семенович А. В.

Развитие внимания. Коррекционные упражнения по методу заме­щающего онтогенеза Семенович А. В.

Развитие восприятия. Коррекционные упражнения по методу заме­щающего онтогенеза Семенович А. В.

Развитие мышления. Коррекционные упражнения по методу заме­щающего онтогенеза Семенович А. В.

Развитие ВПФ: вторичная диагностика по Семаго Н. Я., Семаго М. М.

Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения

Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения: диагностика по Семаго Н. Я., Семаго М. М.

Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения. Проигрывание ситуации на развитие умения устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в школе, соответствовать этому порядку.

Формирование способности к планированию и контролю. Проигрывание ситуации на развитие умения осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций.

Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения: вторичная диагностика по Семаго Н. Я., Семаго М. М.

Формирование социальной компетентности

Развитие способности к эмпатии. Проигрывание ситуации на развитие умения передавать свои чувства в процессе моделирования социальных; отношений.

Развитие способности к сопереживанию. Проигрывание ситуации на развитие представления о вариативности социальных отношений.

Формирование правил и норм поведения в группе. Проигрывание ситуации на развитие понимания собственной результативности.

Адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях. Подготовка и проведение праздника.

Комплексная диагностика для проведения психолого-педагогического обследования детей, авторы: Забрамная С. Д., Боровик О. В.

 

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 

Тема занятия

 

Классы

Количество часов

Основной вид учебной деятельности обучающихся

I

II

III

IV

 

Развитие эмоционально-личностной сферы

14

14

14

14

 

1.                  

Развитие самооценки и коммуникативных навыков: диагностика

2

2

2

2

Выполнение тестовых заданий

 

2.                  

Формирование позитивного отношения к своему «Я»

2

2

2

2

Проигрывание ситуации

Составление рассказа на основе обращения к личному опыту

Рисование

Речевое конструирование

Рефлексия

 

3.                  

Повышение уверенности в себе

2

2

2

2

4.                  

Развитие самостоятельности

2

2

2

2

5.                  

Формирование навыков самоконтроля

2

2

2

2

6.                  

Создание ситуации успешной деятельности

2

2

2

2

7.                  

Развитие самооценки и коммуникативных навыков: вторичная диагностика

2

2

2

2

Выполнение тестовых заданий

 

Развитие познавательной деятельности

14

14

14

14

 

8.                  

Развитие познавательной сферы: диагностика

2

2

2

2

Выполнение тестовых заданий

9.                  

Формирование учебной мотивации

2

2

2

2

Проигрывание ситуации

Анализ, синтез, сравнение

Рисование

Речевое конструирование

Рефлексия

 

10.             

Активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности

4

4

4

4

11.             

Развитие пространственно-временных представлений

4

4

4

4

12.             

Развитие познавательной сферы: вторичная диагностика

2

2

2

2

Выполнение тестовых заданий

 

Формирование высших психических функций

20

20

20

20

 

13.             

Развитие ВПФ: диагностика

2

2

2

2

Выполнение тестовых заданий

14.             

Развитие памяти

4

4

4

4

Анализ, синтез, сравнение

Рисование

Выполнение кинезиологических упражнений

15.             

Развитие внимания

4

4

4

4

16.             

Развитие восприятия

4

4

4

4

17.             

Развитие мышления

4

4

4

4

18.             

Развитие ВПФ: вторичная диагностика

2

2

2

2

Выполнение тестовых заданий

 

Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения

8

8

8

8

 

19.             

Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения: диагностика

2

2

2

2

Выполнение тестовых заданий

20.             

Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения

2

2

2

2

Проигрывание ситуации

Составление рассказа на основе обращения к личному опыту

Речевое конструирование

Рефлексия

21.             

Формирование способности к планированию и контролю

2

2

2

2

22.             

Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения: вторичная диагностика

2

2

2

2

Выполнение тестовых заданий

23.             

Формирование социальной компетентности

10

10

10

10

 

24.             

Развитие способности к эмпатии

2

2

2

2

Проигрывание ситуации

Составление рассказа на основе обращения к личному опыту

Рисование

Речевое конструирование

Рефлексия

25.             

Развитие способности к сопереживанию

2

2

2

2

26.             

Формирование правил и норм поведения в группе

2

4

4

4

27.             

Адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях

2

4

4

4

28.             

Комплексная диагностика

2

2

2

2

Выполнение тестовых заданий

 

Всего

66

70

70

70

 

 

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

 

Материально-техническое обеспечение реализации Программы соответствует требованиям, предъявляемым к кабинету педагога-психолога.

Оборудование кабинета педагога-психолога:

-                   рабочая зона педагога-психолога с ноутбуком;

-                   библиотека специальной литературы и практических пособий;

-                   материалы консультаций, семинаров, школы педагогического мастерства;

-                   уголок для консультирования;

-                   информационный уголок для родителей.

Оборудование сенсорной комнаты:

-                   мольберт прозрачный двухсторонний;

-                   световой стол для рисования песком на ножках;

-                   доска ребристая, длина 80 см;

-                   ручной лабиринт «Серпантин»;

-                   воздушно-пузырьковая трубка «Радуга» с пультом управления;

-                   панно «Звездное небо»;

-                   комплект из 6 пар с различным покрытием «Следочки»;

-                   набор игрушек и настольных игр для младших классов.

Учебно-методические пособия:

-                   дидактические игры «Сложи квадрат»;

-                   лабиринт № 3;

-                   лабиринт «Кто чем питается», «Звери»;

-                   лабиринт с шариками «Цифры»;

-                   рукавички «Расы»;

-                   рамки-вкладыши «Эмоции»;

-                   рукавички «Эмоции»;

-                   дидактические игры «Времена года»;

-                   волшебный мешочек «Фигуры»;

-                   волшебный мешочек «Игрушки»;

-                   машина-шнуровка;

-                   пуговицы-шнуровки;

-                   бусы-шнуровка «Цветные шары».

Специальные дидактические материалы, специальные компьютерные инструменты обучения используются в соответствии с содержанием Программы.