РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности для 7-8 класса
«История в лицах»
Планируемые результаты
В результате изучения курса обучающиеся:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления об исторически сложившихся социальных объектах и явлениях, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как жителя планеты Земля, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
- Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- подбирать литературу по теме; самостоятельно работать со справочной литературой,
- знать и владеть различными методами исследования: наблюдение, сопоставительный анализ, анкетирование, изучение и обобщение опыта, опрос и т.д.;
- оформлять исследовательскую работу в соответствии с требованиями
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание курса
Цели и задачи курса, основные требования, выбор тем учащимися
Спорные вопросы появления государства у восточных славян; неизвестные страницы внутренней и внешней политики Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава
Первые усобицы. Предпосылки крещения Руси. Роль христианства в истории и культуре Руси.
Появление первого посменного свода законов и формирование феодальных отношений,
Роль Владимира Мономаха как реформатора и воссоздателя единства Руси
Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей
Москва – центр объединения Руси и роль в этом процессе московских князей.
Понять величие духовного подвига Сергия Радонежского для духовной жизни России. Проанализировать его деяния, влияние на политическое развитие Московского государства.
Создание новой системы управления государством и свержение ига.
Формирование личности Ивана Грозного, Избранная Рада и ее роль в реформировании государства, судьба членов Избранной Рады, опричнина и опричники
История самозванства и самозванцев: Лжедмитрий I и II,; причины появления самозванцев
Борис Годунов как личность и правитель.
история Смутного времени через призму его участников; значение второго ополчения в истории Смуты; судьба его руководителей
Избрание новой династии. Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович – первые преобразования.
Борьба светской и духовной власти. Церковная реформа. Старообрядцы.
формирование личности Петра I; окружение Петра; дискуссионные вопросы в истории правления Петра
Дворцовые перевороты, Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна
Личные и государственные таланты Екатерины II, эпоха «просвещённого абсолютизма» и значение реформ.
Румянцев, Потёмкин, Ушаков Ф.Ф, Суворов (на выбор учащихся)
Вклад Ломоносова в русскую культуру XVIII века
Общее и различное в социальных движениях XVIII века, роль личности руководителя и влияние этих движений на ход истории.
Календарно-тематический план
7 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
1 |
Введение. Роль личности в истории |
1 |
2 |
Первые князья и их роль в становлении русского государства |
1 |
3 |
Первые князья |
1 |
4 |
Русь во времена Владимира Святославович |
1 |
5 |
Великий князь Владимир Святославовича |
1 |
6 |
Правление Ярослава Мудрого |
1 |
7 |
Владимир Мономах - великий киевский князь |
1 |
8 |
Александр Невский |
1 |
9 |
От Калиты до Дмитрия Донского |
1 |
10 |
Русь после Ига |
1 |
11 |
Православие на Руси |
1 |
12 |
Сергий Радонежский – русский святой |
1 |
13 |
Иван III и образование единого государства |
1 |
14 |
Иван Грозный (Иван IV) |
1 |
15 |
Иван Грозный и его современники |
1 |
16 |
Феномен самозванства на Руси |
1 |
17 |
Самозванцы на Руси |
1 |
18 |
Борис Годунов |
1 |
19 |
Смутное время |
1 |
20 |
Минин и Пожарский в истории Смуты |
1 |
21 |
Первые Романовы |
1 |
22 |
Царь Алексей Михайлович |
1 |
23 |
Никон и Аввакум в церковном расколе |
1 |
24 |
Петр I и его современники |
1 |
25 |
Женщины на российском престоле XVIII века |
1 |
26 |
Елизавета Петровна |
1 |
27 |
Императрица Екатерина II |
1 |
28 |
Золотой век Екатерины II |
1 |
29 |
Великие полководцы XVIII века |
1 |
30 |
Великие флотоводцы XVIII века |
1 |
31 |
М.В. Ломоносов |
1 |
32 |
Русская культура XVIII века |
1 |
33 |
От Болотникова до Пугачёва |
1 |
34 |
Итоговое занятие. Защита проектов |
1 |
|
ВСЕГО |
34 |
Содержание учебного предмета, курса
1.Роль личности в истории России IX –XIVвв. 5ч.
Великий князь Святослав. Воспитание и
дружина. Отвоевание путей по Оке, Волге, Дону. Поход в Болгарию и закрепление
на Дунае. Роль Переяславца в дунайских войнах Святослава. Война с Византией. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”.
Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.
Слава русского оружия. Александр Невский, его победы. Походы на Балтике против
немецкого и шведского нашествия .
Князь Дмитрий Донской. Деятельность по укреплению столицы. Борьба с Тверью. Отношения с Золотой Ордой. Русь при Дмитрии Донском. Сеча на Воже. Куликовская битва. Нашествие Тохтамыша. Последние годы жизни Дмитрия Донского.
2.Роль личности в истории России XVII-XVIII вв. 7ч.
1.Самозванец Лжедмитрий 1. Причины признания “царя Дмитрия Ивановича“. Борис Годунов – опричник – правитель – царь.
2. Минин и Пожарский. Формирование народных ополчений. Деятельность Минина и Пожарского по изгнанию интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.
3. Воспитание, характер и стремления Петра 1. Занятия юного царя в период правления матери (1689 – 1694). Азовские походы. “Великое посольство“. Северная война. Поражение под Нарвой. Санкт – Петербург. Военно-морской флот. Победы под Лесной и Полтавой. Завоевания в Прибалтике. Морские сражения. Окончание войны. Новые правительственные учреждения. Сенат и коллегии. Табель о рангах. Историки о Петре Первом.
4. Екатерина Великая и ее окружение. Либеральный курс. Уложенная комиссия 1767 – 1768 гг. Дворянские вольности. Мотивы государственной деятельности Екатерины. Сочинения императрицы. “Просвещенный абсолютизм”.
3.Роль личности в истории России XIX –н. XX вв. 5ч.
1. М. М. Сперанский. Деятельность в Александрово – Невской семинарии. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.
2.Биография Столыпина. Начало служебной деятельности в министерстве внутренних дел. Деятельность в Саратовской губернии. Новое назначение: министр внутренних дел. Решение проблемы аграрных преобразований. Переселенческая политика. . “Капитализация” деревни. Меры по разрушению общины. Переселенческая политика. Защита помещичьего землевладения. Противоречивость и незавершенность реформы. Трагический финал.
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ п/п |
Содержание занятий |
Кол-во часов |
|
|
Тема 1. Роль личности в истории России IX –XIVвв. |
6 |
|
1 |
Великий князь Святослав. |
1 |
|
2 |
Походы князя Святослава. |
1 |
|
3 |
Слава русского оружия. |
1 |
|
4 |
Александр Невский и его победы. |
1 |
|
5 |
Князь Дмитрий Донской. |
1 |
|
6 |
Великие битвы Донского. |
1 |
|
|
Тема2. Роль личности в истории России XVII-XVIIIвв. |
24 |
|
7 |
Б. Годунов |
1 |
|
8 |
Лжедмитрий 1 |
1 |
|
9 |
В. Шуйский |
1 |
|
10 |
Михаил Федорович |
1 |
|
11 |
Федор Алексеевич |
1 |
|
12 |
Софья Алексеевна |
1 |
|
13 |
Марина Мнишек |
1 |
|
14 |
Патриарх Никон |
1 |
|
15 |
М. Скопин-Шуйский |
1 |
|
16 |
В. Голицын |
1 |
|
17 |
С. Разин |
1 |
|
18 |
Эпоха Петра I |
1 |
|
19 |
Екатерина Великая. |
1 |
|
20 |
Петр 2 |
1 |
|
21 |
Анна Иоанновна |
1 |
|
22 |
Анна Леопольдовна |
1 |
|
23 |
Елизавета Петровна |
1 |
|
24 |
Петр 3 |
1 |
|
25 |
Екатерина 2 |
1 |
|
26 |
А. Меншиков |
1 |
|
27 |
Г. Потемкин |
1 |
|
28 |
А. Суворов |
1 |
|
29 |
М. Ломоносов |
1 |
|
30 |
Н. Шереметьев |
1 |
|
|
Тема 3.Роль личности в истории России XIX –н. XXвв. |
4 |
|
31 |
М. М. Сперанский. Государственная деятельность. |
1 |
|
32 |
Александр I |
1 |
|
33 |
Николай I |
1 |
|
34 |
Практикум по составлению характеристики исторического деятеля. |
1 |
|
|
Всего |
34 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.