Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»
«Усинск» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдланiн
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4
с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска
(МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска)
«Öткымын предмет пыдiсянь велöдан 4 №-а шöр школа» Усинск к.
муниципальнöй велöдан сьöмкуд учреждение
Молодежная ул., д. 10, г. Усинск, Республика Коми, 169712
Тел./Факс: +7(82144) 4-68-93, Тел.: +7(82144) 2-43-78, 2-20-10, 2-38-90, 4-26-16;
E-mail: usinskshkola4@gmail.com Сайт: http://mbous4.ru
ОКПО 48397053 ОГРН 1100897322 ИНН 1106011519 КПП 110601001
ПРИНЯТО На заседании педсовета Протокол № 1
От « 31 » августа 2020 г |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска
__________М.И. Лосев «09» сентября 2020 года |
Программа курса внеурочной деятельности
«Основы предпринимательства»
(10- 11 классов)
Срок реализации 2 года
Составитель: Панкова Е.Ю.,
учитель истории и обществознания
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Становление предпринимательства. Понятие и сущность предпринимательства. Физические и юридические лица как субъекты предпринимательства. История предпринимательства в России. Организационно-правовые формы предпринимательства. Государственная поддержка предпринимательства. Налогообложение малых предприятий.
Тема 2. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства. Понятие о предпринимательской идее. Технология принятия решений. Понятие о бизнес-плане. Проект создания собственного дела. Понятие об инновации и инновационной деятельности. Технология выбора прибыльной идеи. Понятие об информационных технологиях в предпринимательстве. Интернет-технологии в деятельности предпринимателя.
Тема 3. Барьеры в предпринимательской деятельности. Понятие о рисках в предпринимательской деятельности. Виды рисков. Методы управления рисками. Способы снижения рисков. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Формы государственного регулирования экономики. Позитивные и негативные условия вмешательства государства в экономику. Понятие о конкуренции. Формы рыночной конкуренции. Понятие об антимонопольном регулировании. Издержки производства и реализация продукции. Себестоимость продукции. Калькуляция. Статьи расходов. Понятие о цене товара. Основные факторы и стратегии ценообразования. Налоги: понятие, цели и принципы налогообложения. Классификация налогов РФ. Исчисление налогов на прибыль. НДС. Налог на доход физических лиц.
Тема 4. Прибыль как цель предпринимательства. Прибыль, функции прибыли, главные показатели прибыли на предприятии. Основные методы планирования прибыли. Понятие о финансовом менеджменте. Внутренние источники финансирования предприятия. Внешние источники финансирования: кредит, факторинг, эмиссия ценных бумаг. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов: производительность труда, норма времени, норма выработки. Показатели эффективности использования материальных ресурсов: материалоемкость, материалоотдача, коэффициент использования материалов. Рентабельность предприятия. Показатели финансового состояния предприятия: платежеспособность, кредитоспособность, финансовая устойчивость. Анализ готовой продукции: качество продукции, технологичность, технологический эффект. Отчетность предприятия. Бухгалтерский отчет. Структура бухгалтерского баланса. Активы и пассивы предприятия. Отражение на счетах бухгалтерских операций.
Тема 5. Составляющие успешности предпринимательской деятельности. Понятие о менеджменте. Объекты и субъекты управления, структура управления персоналом. Понятие о маркетинге. Основные функции и направления маркетинговых исследований. Планирование ассортимента и организации сбыта. Послепродажный и послегарантийный сервис. Маркетинговое планирование. Личность предпринимателя. Понятие о рекламе. Виды и средства рекламы. Общие требования к рекламе.
Тема 6. Мотивация предпринимательской деятельности. Понятие о предпринимательском праве, правовая грамотность предпринимателя. Нормы и источники права. Ответственность предпринимателя: уголовная, административная, налоговая, гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная. Обучение предпринимательству. Бизнес-школы в США, Англии, Франции. Самоменеджмент, основные цели и этапы. Мотивация в деятельности предпринимателя.
Планируемые результаты освоения курса
знать/понимать:
- смысл основных теоретических положений экономической науки;
- понимать основы экономики семьи в рыночной экономике, национальной экономики, денег и банковской системы, экономического роста и макроэкономической нестабильности, роди государства в экономике, государственных финансов, валютного рынка, международной торговли и международных отношений, экономики России на современном этапе.
- уметь
- · приводить примеры: функций государства в регулировании экономики, прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;
- · описывать: основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
- · объяснять: причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
- · сравнивать (различать): безработных и незанятых, акции и облигации;
- · вычислять на условных примерах: смету (бюджет) доходов и расходов, реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
- · применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исполнения типичных экономических ролей;
- решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
|
Глава 1. Личностные качества как залог успеха в бизнесе |
5 |
1 |
Взаимосвязь выбора профессии с личностными качествами |
1 |
2 |
Личностные качества |
1 |
3 |
Самооценка как фактор успешности личности |
1 |
4 |
Лидер – успешный руководитель |
1 |
5 |
Создание имиджа – путь к успеху современного бизнесмена |
1 |
|
Глава 2. Цели формируют твой успех |
7 |
6 |
Цена успеха |
1 |
7 |
Инструмент мышления для достижения успеха |
1 |
8 |
Постановка цели как главный секрет успеха |
1 |
9 |
Мотивация к достижению цели |
1 |
10 |
Четыре группы препятствий на пути к цели |
1 |
11 |
Аффирмации |
1 |
12 |
Визуализация |
1 |
|
Глава 3. Планирование предпринимательской деятельности |
9 |
13 |
Предпринимательство и виды предпринимательской деятельности |
1 |
14 |
Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности |
1 |
15 |
Порядок создания нового предприятия |
1 |
16 |
Планирование предпринимательской деятельности |
1 |
17 |
Малое предпринимательство |
1 |
18 |
Управление предприятием |
1 |
19 |
Маркетинг |
1 |
20 |
Товар |
1 |
21 |
Реклама |
1 |
|
Глава 4. Финансовое обеспечение, налогооблажение и бухгалтерский учет на предприятии |
5 |
22 |
Виды хозяйственного учета |
1 |
23 |
Основные задачи бухгалтерского учета |
1 |
24 |
Основные правила (принципы) бухгалтерского учета |
1 |
25 |
Налоги и налогообложение |
1 |
26 |
Режим налогообложения на предприятии малого бизнеса |
1 |
|
Глава 5. Развитие предпринимательства в Республике Коми |
6 |
27 |
У истоков предпринимательства |
1 |
28 |
Малое и среднее предпринимательство в Республике Коми |
1 |
29 |
Развитие традиционных отраслей |
1 |
30 |
Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности |
1 |
31 |
Развитие туризма в Республике Коми |
1 |
32 |
Инфраструктура поддержки предпринимательства |
1 |
33 |
Встреча с предпринимателями г. Усинска |
|
34 |
Защита проектов |
1 |
Всего |
34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
|
Глава 1. Развитие предпринимательства в Республике Коми |
5 |
1 |
История развития предпринимательства в Республике Коми |
1 |
2 |
Потенциал предпринимательской деятельности в Республике Коми |
1 |
3 |
Природные, климатические условия и ресурсы Республики Коми |
1 |
4 |
Предпринимательство и региональный рынок труда |
1 |
5 |
Факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса в Республике Коми. Современные предприниматели нашего края |
1 |
|
Глава II. Открываем собственное дело |
7 |
6 |
Правовые основы предпринимательства. Знакомство с нормативными документами, регламентирующими предпринимательскую деятельность. |
1 |
7 |
Выбор организационно- правовой формы предприятия. |
1 |
8 |
Налоги. Понятия о налогах. Их назначение в развитии государства. |
1 |
9 |
Виды налогов. Ответственность налогоплательщика. Налогообложение малых предприятий. Менеджмент. |
1 |
10 |
Стили руководства: авторитарный, демократический и либеральный. |
1 |
11 |
Особенности личности руководителя. Общие принципы научной организации труда. Работа с персоналом.
|
1 |
12 |
Этапы создания предприятия: подготовительный этап, оформление учредительных документов, государственная регистрация предприятия. |
1 |
|
Глава III. Маркетинг и виды маркетинговых исследований |
9 |
13 |
1. Роль маркетинга в развитии предприятия |
1 |
14 |
Наблюдение, опрос, анкетирование, эксперимент как основные методы получения информации о региональном рынке |
1 |
15 |
2. Реклама в предпринимательской деятельности. Наблюдение. Опрос. Анкетирование. |
1 |
16 |
Маркетинговое исследование: цели, задачи, стратегии. |
1 |
17 |
3. Реклама в предпринимательской деятельности. Анкетирование. Эксперимент. Сегментирование рынка. |
1 |
18 |
Практическое занятие «Составляем бизнес-план» |
1 |
19 |
Информация о рынке как одно из главных условий успешной предпринимательской деятельности |
1 |
20 |
Понятие о сегментировании рынка |
1 |
21 |
Деловая игра «Организация маркетингового исследования»: разбившись на творческие группы учащиеся планирует и моделируют собственные маркетинговые исследования для того или иного предприятия с учётом особенностей регионального рынка. |
1 |
|
Глава VI. Как организовать малое предприятие в сфере услуг |
12 |
22 |
1. Каким может быть предприятие в сфере услуг. 2. Особенности организации предпринимательской деятельности в сфере услуг |
1 |
23 |
3. Персонал предприятия в сфере услуг: общие требования. Подбор персонала. Профессиональные склонности и способности, необходимые для работы с клиентами. Создание социально - психологического климата на предприятии |
1 |
24 |
4. Управление и маркетинг на предприятиях непроизводственной сферы |
1 |
25 |
Организационно - правовые основы бизнеса в сфере услуг. |
1 |
26 |
Выигрышные стратегии маркетинга: быстрое и лёгкое исследование рынка; позиционирование своей фирмы; маркетинг ниши и сегментации рынка. |
1 |
27 |
Формирование имиджа. Реклама. |
1 |
28 |
Состав имущества малого предприятия в сфере услуг. Владение, пользования, и распоряжение имуществом |
1 |
29 |
Характеристика услуг. Маркетинговый анализ |
1 |
30 |
Производственный план. План персонала. Финансовый план |
1 |
31 |
Возможные риски и системы страхования. Стратегия финансирования |
1 |
32 |
Нормативно - правовая база создания и деятельности малого предприятия в сфере услуг. Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности малого предприятия в сфере услуг |
1 |
33 |
Защита проектов |
1 |
Всего |
33 |
Оснащенность учебного процесса.
1. Учебное пособие «Основы предпринимательской деятельности».
2. А.В. Леонтьев «Технология предпринимательства» 9 класс. Поурочное планирование.- М.: «Дрофа», 2001 г.
3. Н.В. Минаева «Экономика и предпринимательство. Лекции, деловы игры и упражнения. М.: Владос, 1994.
4. В.Д. Симоненко Методическое пособие по курсу «Основы предпринимательства». М.: ВИТА, 2005 г.
5. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов – на- Дону: Феникс, 1995 г.
6. В.З. Черняк Введение в предпринимательство. Учебник для 10-11 класс общеобразовательных учебных заведений.- М.: Вита - Пресс, 1999 г.
7. А.Н. Андреева, В.Д. Дорофеева. В.И. Чернецов Основы бизнеса: Учебное пособие. - Пенза, 2005 г.
8. Г.Н. Быков, В.В. Томилов Маркетинг- менеджмент инвестиционного процесса в сфере алого предпринимательства.- Пенза: ПГУ, 2002 г.
9. Е.П. Голубков Маркетинг: словарь - справочник / Академия народного хозяйства при Правительстве РФ.- М.: Дело, 2001 г.
10. В.Д. Дорофеев, А.Б. Зубков маркетинг в управлении организацией.- Пенза: ПГУ, 2001 г.
11. Д. Дэй Стратегический маркетинг. М.:ЭКСМО - Пресс, 2002 г.
12. Ф. Котлер Маркетинг в третьем тысячелетии.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2000 г.
13. М. Росс, Т. Росс Большие идеи для малого бизнеса в сфере услуг. – М.: Гранд, 1996 г.
14. Прикладная экономика. МОО «Достижения молоды». М.: Артель - Сервис, 2003 г.
15. Б.А. Райзберг Основы бизнеса: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2000 г.
16. ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 07.07.2003, № 112-ФЗ
17. Налоговый кодекс РФ по состоянию на 1 марта 2005 года.- Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2005 г.
18. 17. Налоговый кодекс РФ ( с изменения ми на 22 июня 2005 г. ) (извлечения) // Официальные документы в образовании, № 35 9111) декабрь 2005 г.
19. А.Л. Дрондин, М. Н. , И.А. Сасова Основы экономики крестьянского хозяйства методическое пособие. М.: , 204 г.
20. Г. В Пичугин, Н.В. Сорокина М.Н. Ермолаенко А.Л. Дрондин Основы введения крестьянского (фермерского) хозяйства.- М: Дрофа, 2001 г.
21. Тематические компьютерные презентации к занятиям.
22. Раздаточный материал.
23. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.