Курс лекций по дисциплине Математика для студентов1 курса включает краткие теоретические сведения по следующим темам:
1. Функции, их свойства и графики;
2. Свойства степени и логарифмов;
3. Алгебраические преобразования;
4. Решение линейных уравнений и неравенств;
5. Решение квадратных уравнений и неравенств;
6. Решение систем линейных уравнений и неравенств;
7. Решение показательных и логарифмических уравнений. Решение показательных и логарифмических неравенств;
8. Тригонометрические преобразования;
9. Решение простейших тригонометрических уравнений;
10. Производная функции. Приложение производной к исследованию и построению графиков функций;
11. Приложение определенного интеграла к решению задач.
12. Свойства и площади плоских фигур;
13. Свойства, площади поверхностей и объемы многогранников;
14. Свойства, площади поверхностей и объемы круглых тел;
Также в курсе лекций представлены основные формулы, упражнения с решениями, задачи для самостоятельного решения.
КУРС ЛЕКЦИЙ ДЛЯ по МАТЕМАТИКЕ для студентов 1 курса.doc
ГБОУ СПО Калязинский колледж им.Н.М.Полежаева
3 Рассмотрено на П(Ц)К
«___»________2014 г.
Руководитель П(Ц)К
_____________________
И.С. Пахтанова
ОДОБРЕНО
Зам. директора по УР
А.Ю.Кудрявцев
«___»________2014г.
__________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СПО
М.Г.Клементьева
«___»________2014г.
__________________
КУРС ЛЕКЦИЙ
по дисциплине Математика для студентов 1 курса НПО
специальности «Повар, кондитер»
Разработчик: преподаватель Н.В.Старикова
математики
Калязин, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
4 Раздел 1. Линейная функция, её свойства и график. Решение линейных
уравнений и неравенств. Решение систем линейных уравнений и неравенств.
Раздел 2. Квадратичная функция, её свойства и график. Решение
квадратных уравнений и неравенств. Метод интервалов.
Раздел 3. Функция вида у = х
функция, её свойства и график.
к , её свойства и график. Степенная
Раздел 4. Степени и логарифмы. Алгебраические преобразования
Решение
Решение показательных и логарифмических уравнений.
показательных неравенств.
Раздел 5.
Тригонометрические функции и их свойства. Формулы
тригонометрии и их следствия.
Раздел 6. Производная функции. Приложение производной к решению
задач.
Раздел 7. Приложение определенного интеграла к решению задач.
Раздел 8. Геометрические фигуры и их свойства.
Раздел 9. Геометрические тела и их свойства.
5 Пояснительная записка
Курс лекций по дисциплине Математика для студентов1 курса
специальности 260807Технология продукции общественного питания
включает краткие теоретические сведения по следующим темам:
1. Функции, их свойства и графики;
2. Свойства степени и логарифмов;
3. Алгебраические преобразования;
4. Решение линейных уравнений и неравенств;
5. Решение квадратных уравнений и неравенств;
6. Решение систем линейных уравнений и неравенств;
7. Решение показательных и логарифмических уравнений. Решение
показательных и логарифмических неравенств;
8. Тригонометрические преобразования;
9. Решение простейших тригонометрических уравнений;
10. Производная функции. Приложение производной к исследованию и
построению графиков функций;
11. Приложение определенного интеграла к решению задач.
12. Свойства и площади плоских фигур;
13. Свойства, площади поверхностей и объемы многогранников;
14. Свойства, площади поверхностей и объемы круглых тел;
Также в курсе лекций представлены основные формулы, упражнения с
решениями, задачи для самостоятельного решения.
6 Объем материала, и уровень сложности соответствует требованиям
учебной программы к знаниям, умениям и навыкам по математике
учащихся, окончивших 9 классов общеобразовательной школы.
РАЗДЕЛ 1
Линейная функция, ее свойства и график.
Решение линейных уравнений и неравенств.
Решение систем линейных уравнений и неравенств
1.1. Линейная функция у = кх + в, ее свойства и график.
Определение: Функция вида у = кх +в, где к и в действительные числа
называется линейной функцией.
к угловой коэффициент, в свободный коэффициент
к
tg
угол наклона прямой к положительному направлению оси ОХ
b )
Для построения графика необходимы две точки А(0; в) и В ( k
Если угловой коэффициент положительный, то угол наклона прямой к
оси ОХ острый, если угловой коэффициент отрицательный, то угол наклона
прямой к оси ОХ тупой.
Свойства линейной функции
1. Область определения функции любое действительное число.
2. Область значений функции любое действительное число.
3. Возрастает, если к 0 , убывает, если к 0
. Не является монотонной,
если к = 0
4. Функция общего вида, т.е. ни четная, ни нечетная.
b .
5. Корень функции х = k
6. Графиком функции является прямая.
y = kx + b
7
x =
y
y = kx
b
y = kx +b
X 1. 2. Функция вида у = кх, ее свойства и график.
Графиком функции является прямая, проходящая через начало
координат О (о;о). Для построения графика достаточно двух точек А (1; к)
и О ( 0; 0).
Свойства функции y=kx и у=kх
1.Область определения функции х любое действительное число.
2.Область значения функции у любое действительное число.
3.Функция нечетная.
y
4. Возрастает, если к 0 , убывает, если к 0
5. Корень функции х = 0.
.
0 х
Пример 1. Исследовать функцию и построить ее график У = 2 х – 4.
Решение: 1. Область определения х любое действительное число.
2. Область значений у любое действительное число.
3. У ( х) = 2 ( х) – 4 = 2 х – 4 функция общего вида.
4. Корень функции х = 2.
5. Функция возрастает на всей области определения.
6. Графиком функции является прямая, проходящая через точки (0; 4)
(2; 0).
у
у = 8х
у = 2х 4
о
2
4
х
8
у
0
8
х Рис. к примеру 1 Рис. к примеру 2
Пример 2. Исследовать функцию и построить ее график У = 8 х .
Решение: 1. Область определения х – любое действительное число.
2. Область значений у – любое действительное число.
3. у ( х) = 8 ( х) = 8 х функция четная , значит ее график симметричен
относительно начала координат.
4. Корень функции х = 0.
5. Функция убывает на всей области определения
6. Графиком функции является прямая, проходяший через начало
координат.
9 2. Решение линейных уравнений и неравенств.
Определение Уравнение вида ах + в = 0 называется линейным
уравнением.
Решить линейное уравнение – это значит найти его корни или доказать,
что их нет.
Корень уравнения – это такое число, при подстановки которого в
уравнение оно обращается в верное равенство.
Корень линейного уравнения: х = a
b , если a 0 и b 0 или a 0
b , если a 0
и b 0
и b 0 или a 0 и b 0
,
.
х = a
Во всех случаях решение более сложных линейных уравнений сводится
к простейшему.
5x
4
10 x
1
2
7
5(7
Пример 3. Решить уравнение
Решение: 1. Наименьший общий знаменатель двух дробей 14
2. Дополнительный множитель первой дроби 7, второй дроби 2
3. Уравнение приводим к виду
4 Умножаем обе части уравнения на 14
5. Решаем уравнение 35х – 28 = 20 х + 2
35х – 20х = 2 + 28
15х = 30
х = 30 : 15
х = 2
Ответ: х = 2
x
14
x
14
10(2
)1
)4
Неравенства вида ax + b 0 , ax + b 0
, ax + b 0 , ax + b 0 называются
линейными неравенствами. Решить неравенство – это значит найти
множество его решений. Решение неравенства – это такое число, при
подстановки которого в неравенство оно обращается в верное числовое
неравенство.
Основные свойства неравенств.
1. Если a b , то a b 0 и b a
.
10 2. Если a b
, то a – b 0
и b a .
3. Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же
положительное число, то знак неравенства не изменится. Если обе части
неравенства умножить или разделить на одно и то же отрицательное число,
то знак неравенства изменяется на противоположный.
4. При переносе числа из одной части неравенства в другую знак числа
изменяется на противоположный.
5. Минус, стоящий перед дробью означает то же самое, что и минус,
стоящий перед скобками, то есть в ходе преобразований знак каждого
слагаемого, стоящего в числителе дроби, изменяется на противоположный.
6. Обе части неравенства можно возводить в одну и ту же натуральную
степень, при условии, что правая и левая части положительны.
Множество решений неравенства изображается на числовой
прямой.
Для неравенства строгого знака ( или ) точки на оси светлые,
а
для неравенств нестрогого знака ( или ) точки на оси темные.
Пример 4. Решить неравенство
2
получаем неравенство вида
2
x
5
x
20
x
1
.
1
5
3
1
4
x
1
x
5
x
5
3
5
Решение: 1. Приводим обе части неравенства к общему знаменателю и
2. Приводим подобные слагаемые в числителях каждой из дробей и
умножаем обе части неравенства на 5, число 5 положительное, поэтому знак
неравенства не изменится. Получаем неравенство вида: 2x – 21
,
1
решая это неравенство, получаем 0 20
, НЕРАВЕНСТВО РЕШЕНИЙ НЕ
ИМЕЕТ, так как обратилось в неверное числовое неравенство.
2
x
Пример 5. Решить неравенство
5
x
6
x
7
2
2
7
11 Решение: 1. Приводим обе части неравенства к общему знаменателю 42,
(6
)7
5(7
x
42
тогда неравенство имеет вид:
)2
2
.
x
42
2. Умножаем обе части неравенства на 42 , число 42 положительное,
значит, знак неравенства не изменится. Получаем неравенство вида 35x – 49
– 6x – 12 84
3. Приводим подобные слагаемые, получаем 29х 145
. Разделим обе
части неравенства на 29, число 29 положительное, значит, знак неравенства
не изменится.
145
4. Получаем х 29
или х 5 .
12 5. Изображаем решения неравенства на числовой прямой.
х
5
Ответ: х 5
3. Решение систем линейных уравнений и неравенств
Определение: Система уравнений вида:
a1x + b1y = c1
называется линейной системой двух уравнений с двумя
a2x + b2y = c2 неизвестными. Действительные числа a 1 , b1 , a2 , b2
называются коэффициентами при неизвестных, числа с1, с 2 –свободными
коэффициентами.
Решить систему уравнений – значит найти все её решения или доказать,
что их нет.
Методы решения:
1. Метод подстановки
2. Метод алгебраического сложения.
3. Графический метод.
Если в системе уравнений коэффициенты при неизвестных х и у
пропорциональны, а свободные коэффициенты не равны нулю, то система
решений не имеет. Если же коэффициенты при неизвестных х и у
пропорциональны, а свободные коэффициенты равны нулю, то система
имеет бесконечное множество решений.
Пример 6: Решить систему уравнений
Х + у х у
+ = 6 ( 1 )
2
3
= ( 2 )
Способ подстановки х + у х у
Решение: 1. Умножаем обе части уравнения (1) на 6, а обе части
уравнения (2) на 12, тогда система уравнений имеет вид:
4 3
13 3 (х +у) + 2 (х – у) = 36
3 (х + у) = 4(х – у)
2. После преобразований система имеет вид:
5х – у = 36
х – 7у = 0
4.Выражаем из второго уравнения х и подставляем его в первое
уравнение, получаем:
х = 7у , 35у + у =36 или у = 1.
5.Найденное значение у подставляем в выражение для х, тогда х = 7.
6.Чтобы исключить вычислительные ошибки в системе
уравнений рекомендуется делать проверку, путем подстановки
найденных значений х и у в каждое уравнение или в то уравнение, из
которого не выражали переменную х или у.
Проверка:
7 + 1 7 – 1
+ = 6; 4 + 2 = 6 (В)
2
3
7 + 1 7 1
= ; 2 = 2 (В)
4 3
Ответ: х = 7, у = 1.
Графический способ.
1. Приведем систему уравнений к виду:
у = 5х36
1
у = х
7
2. Построим графики полученных функций и найдем координаты точки
их пересечения.
Чтобы точно найти координаты точки пересечения, необходимо
1 , отсюда х=7. Для
приравнять функции друг к другу. Тогда, 5х36 =
7
того чтобы найти значение у, необходимо найденное значение х подставить
в любое уравнение системы.
у
у=5х36
х
1
14 0 7 х
у =
1
7
х
15 Система линейных неравенств имеет вид:
а1х+b1 V 0 “V’’ обозначает любой знак строго или нестрого неравенства
а2 х+b2 V 0
При решении линейного неравенства возможны следующие виды
интервалов:
1. Числовой луч
с х
2. Числовой отрезок
с к х
3. Открытый интервал
с к х
4. Полуинтервал
с к х
Решить систему неравенств значит найти множество общих решений
двух или нескольких неравенств. Множество решений системы неравенств –
это пересечение множеств решений каждого неравенства, входящего в
систему. Если пересечения множеств нет, то система неравенств решения не
имеет.
Значение переменной, при котором каждое неравенство системы
обращается в верное числовое неравенство, называется решением системы.
Для записи и изображения решения системы неравенств
необходимо учитывать строгие и нестрогие знаки неравенства
(строгие знаки обозначают светлыми точками, нестрогие
темными)
Пример 7. Решить систему неравенств: 3 х – 18 0
16 4 х 12 0
Решение: 1. Приводим систему к виду: х 6
х 3
2. Множество решений системы имеет вид:
3 6 х Ответ: х 6
Пример 8: Решить систему неравенств:
2 х 16
х 3
Решение: 1. Приводим систему к виду:
х 8
х 3
2. Множество решений системы имеет вид
3 8 х Ответ: система решений не имеет.
Пример 9: Решить систему неравенств: 2х 1 3
2х –1 3
х 2
х 1
Решение: 1. Приведем систему неравенств к виду:
2. Множество решений системы неравенств имеет вид:
Ответ: 1 х 2.
17 1 2 х
Во всех случаях сложные неравенства приводятся к простым
неравенствам.
18 Самостоятельная работа № 1.
Тема: Решение линейных уравнений и неравенств и их систем
1. Построить графики функций:
а) у = 2 х = 4,б) у = 2 х – 4, в) у = 2 х + 4, г) у = 2 х – 4, д) у = 2 х, е) у
= 2 х.
2. Решить уравнения: 3. Решить неравенства:
а) 3(х+1)(х+2)(3х4)(х+2) = 36 а)
2
6
3
х
х
4
х
4
2
б) 2(3х1)(2х+5)6(2х1)(х+2) = 48
б)
в)
г)
3
х
2
х
8
4
х
6
5
2
х
9
10
13
1
в) 5х + 1
44
4
г)
х
х
8
1
2х
5
4
31
5
х
х
д)
5
у
2
4
16
1
у
7
д)
(2
х
3)1
х
3
х
2
1
2
х
х
25
12
х
34
8
х
91
5
)5
2
14
е)
х
х
ж)
2
з)
х
3
8
х
(
11
3(
2
3 )
0
е)5 (х1) – 3 6 (х + 2)
ж) 2х –3 7х – 2 (х – 3)
х
)
3
3
8
з) 2 (х 2) (2 + х ) 19 – (2 х –
и)
23
6
х
2
8
х
9
к)
5
х
6
7
2
4
х
7
2
к)
5
2
х
4
х
23
5
1
4. Решить системы уравнений (графически и аналитически):
а) 3х + у = 8 б) 2 х = у + 5 в) 10 х + 8 у = 11 г) 3 х +2у = 5
3х – у = 2 2 х – 3 у = 7 2 х + 2 у = 3 4 х + 3 у = 6
5. Решить системы неравенств
а) 5 х – 2 6 х + 1 б) 7(х+1) – 2 х
4 – 3 х
3 (5 – 2 х) – 1
2
х
6
9
х4
х54
19 в) 12 у – 3 (у + 2)
7 у
5
г)
4
13 у + 6 (у – 5) 2 + 3
х
7
5
6
х
5
3
х
1
4
14
8
3
х
2
д) 5 х – 4 х – 3 е) 3 х 5 – 6 х
2 х +11 х + 1 3 х + 1 4 х – 1
12 – 3 х 4 – 5 х 7 – 2 х 2 х + 9
20 Квадратичная функция у = а х 2 + вх + с.
Решение квадратных уравнений и неравенств. Метод интервалов
Раздел 2.
1. Определение: Функция вида у = а х 2 + в х + с называется
квадратичной функцией. Графиком такой функции является парабола с
вершиной в точке с координатами:
в
2 , у0 = у (х 0). Точки пересечения графика с осями координат
х 0 = а
, с осью
находятся по формулам: с осью абсцисс (О х) : х 1,2 =
ординат (Оу) у = у (0) = с.
2
в
а
2
ас
4
в
Выражение
D = b2 – 4ac называется дискриминантом и может
принимать следующие значения: 1. D = 0 (парабола пересекает ось Ох в
одной точке)
в
у хо = а
2
2. D 0 (парабола пересекает ось Ох в двух точках):
х1 =
в
a
2
D
,
х
2
D
в
2
a
С 3. D 0 (парабола не пересекает Ось Ох и лежит в первой или
х0 второй координатных четвертях, если первый коэффициент
х положительный, в третьей и четвертой – если первый
у0 х1 х2 коэффициент отрицательный)
график квадратичной функции для 1 и 2 значений дискриминанта
в
4
ас
2. Определение: Уравнение вида а х2 + вх + с = 0 называется
квадратным. Корни квадратного уравнения находятся по формуле: х 1,2 =
, где D = b2 – 4ас. Если D = 0, то уравнение имеет один корень
2
в
2
а
в
х = а
2 .
Если D 0 , то уравнение имеет два корня: х1 =
Если D 0, то уравнение действительных корней не имеет
D
в
2
a
2
a
D
в
,
х
2
3. Неполные квадратные уравнения.
21 1.а х 2 + вх = 0 , с = 0 .Уравнение такого вида решается методом
вынесения общего множителя за скобки и приведения к двум линейным
уравнениям вида:
в .
х = 0, х = а
2.ах2 + с = 0 , в = 0.Уравнение такого вида приводится к простейшему
квадратному уравнению х2 = а
с и имеет решение при с 0 или а 0
.
3.ах2 = 0 ,с = 0, в = 0. Приводятся к виду х2 = 0 и имеют один корень х =
0.
4.х2 = к, а = 1 имеет корни вида х 1,2 =
к и имеет решение только в
случае положительного значения к.
4. Приведенные квадратные уравнения.
Квадратное уравнение вида х2 + р х + q = 0 называется приведенным
квадратным уравнением. Корни такого уравнения находятся по формуле:
х 1, 2 =
р
2
2
р
4
(дискриминанте).
q
при неотрицательном подкоренном выражении
Корни приведенного квадратного уравнения можно найти по теореме
Виета.
Теорема: Сумма корней приведенного квадратного уравнения
равна второму коэффициенту (р), взятому с противоположным знаком,
а их произведение равно свободному коэффициенту ( q ). х 1 +х 2 = р , х
1 х 2 = q .
5.Разложение квадратного трехчлена на множители.
у = ах2 +вх+с = а(х – х1 )( х – х2),где х1 и х2 –корни квадратного
трехчлена, которые находятся по формуле корней квадратного уравнения
при условии, что у = 0.
6. Выделение полного квадрата.
в
2 , у0 = у (х0).
у = ах2 +вх +с = а(х – х0)2 + у0 , где х0 = а
7. Решение квадратных уравнений и уравнений, приводимых к ним.
22 Пример 10: Решить уравнения а) 3х2 –2х –1 =0, б) х2 – 2х –3 = 0, в) х4 –
7х2 – 12 = 0,
г)
3
4
х
3
3
х
2
Решение: а) корни уравнения находим по формуле х 1,2 =
где а = 3,
в
2
в
а
2
4
ас
,
1
3
,
в = 2, с = 1, отсюда х 1 =
2 х
1
б) по теореме Виета х1 + х2 = 2, х1
в) х2 = к 0 ,тогда уравнение имеет вид: к2 – 7 к + 12 = 0,его корни к1 =
, х2
4,к2 = 3, оба корня удовлетворяют решению х2 = 4, отсюда х 1, 2 =
=3,отсюда х 3,4 =
, тогда х1 = 1, х2 = 3
4
2
х
3 .
3
.
2
г) 1. Находим область допустимым значений переменной х:
х + 2 0
х – 3 0 , отсюда х 2, х 3.
2. Перенесем все слагаемые в одну часть и приведем к общему
знаменателю.
О.З. (х + 2) (х – 3), дополнительный множитель первой дроби (х – 3),
второй
(х + 2), третьей (х + 2) (х – 3).
3. После преобразований уравнение имеет вид:
3 2
х
х
2
2
х
х
1
3
0
.
Умножать обе части уравнения на общий знаменатель нельзя!
Поэтому учитывая область допустимых значений переменной х,
рассматриваем числитель 3 х 2 – 2 х – 1 = 0, так как знаменатель дроби не
может быть равным нулю. Корни числителя будут являться корнями
уравнения: х1 =
2 х
1
.
,
1
3
8. Решение квадратных неравенств. Метод интервалов.
Суть метода состоит в том, чтобы определить промежутки
знакопостоянства множителя, который содержит квадратный трехчлен. Для
этого необходимо
1. Найти корни квадратного трехчлена,
2. Нанести эти корни на числовую ось, с учетом знака самого
квадратного неравенства,
23 3. Разложить квадратный трехчлен на множители,
4.Определить знаки каждого множителя и всего произведения,
5. Выписать в ответ интервалы соответствующие знаку квадратного
неравенства.
Пример 11. Решить неравенство 2х2 + 3 х 2 0
Решение 1. Находим корни квадратного трехчлена 2 х2 + 3 х 2 = 0,
отсюда х1 = 0,5, х2 = 2 .
2. Раскладываем квадратный трехчлен на множители 2 (х 0,5) (х + 2) 0.
3. Наносим полученные точки на числовую ось, с учетом знака
неравенства, и исследуем знак каждого множителя и произведения в целом
+ +
х
2 0,5
4. Выбираем те интервалы, в которых квадратный трехчлен отрицателен
Ответ: 2 х 0,5.
Если квадратный трехчлен имеет один корень, то неравенство
можно решить представив трехчлен в виде:
ха
Пример 12: Решить неравенство
1
Решение: Неравенство представляем в виде
5,0
4
Если квадратный трехчлен не имеет действительный корней, то его
0х
.
0
х
. Откуда х
4 2
х
2
0
5,0
4
х
2
значение положительно при а 0 и отрицательно при а 0 .
Пример 13: Решить неравенство
Решение: решение неравенства является любое действительное число,
6 2
х
х
4
010
так как
Dа
,0
0
9.Решение дробно рациональных неравенств методом
интервалов.
Для решения дробно – рациональных неравенств методом интервалов
необходимо числитель и знаменатель дроби разложить на множители точек.
Независимо от того, каков знак неравенства, корни знаменателя не
входят в область определения дроби, поэтому точки, изображающие
эти корни на числовой оси светлые.
24 2
х
12
х
х
2
х
1
2
Пример 14: Решить неравенство
Находим корни числителя по теореме Виета
Решение: 1.
. Тогда корни равны +
х
1
2. Корень знаменателя х = 2.
3. Раскладываем на множители
х
,4 2
,12
0
0
3
х
2
х
1
х
х
1
3
4
х
х
2
Умножать обе части неравенства на знаменатель нельзя!
25 4. Отметим, полученные корни на числовую ось и исследуем знак
каждого промежутка
+ + х
3 2 4
Ответ: 3 х 2, х 4.
Самостоятельная работа № 2.
Тема: Решение квадратных уравнений и неравенств
1.Решить уравнения:
а)
1
1
2
х
х
2
2
3
2
3
б)
х
2
3
х
2
х
2
х
2
5
3
в)
х
4
х
2
г) – 9х
х
42
13
0
1
д)
3
х
3
2
х
3
7
х
12
1
х
х
4
е) 5+
2
х
2
17
х
3
ж)
2
х
х
6
5
0
з)
2 2
х
х
3
2
0
и)
20
8
х
х
2
0
к)
6 2
х
х
1
0
2. Решить неравенства:
2
2
2
3
5х
б)
а) (х+15) (х + 4) 0
в)
х
х
4
х
3
е)
х
0
з)
49
х
17х + 24 г)
ж)
5
х
2
д)
7
х
х
5
х
8
2
х
2
2 2
х
и)
24
х
2
х
1
0
к)
2
х
х
4
2 37 – (х – 10) 2
10
4
0
2
5
3 2
2
х
3
2
3
х
2
х
25
03
х
х
2
12
0
3. Построить графики функций:
а) у = 2 х 2 , б) у = х 2 5 х + 6 , в) у = х 2 8х –33, г) у = 2х 2 х – 3, д) у =
2
х10
, е) у = х
х42
.
8х
26 Раздел 3. Функция вида у = х
к , ее свойства и график. Степенная
функция, ее свойства и график
1. Определение: Функция вида у = х
к называется функцией обратной
пропорциональности между переменными х и у. Графиком функции
является гипербола, расположенная в первой и третьей квадратных
четвертях.
Свойства функции:
у
У=К/Х
0
х
1. Область определения функции х
любое
действительное число, кроме нуля.
2. Область значений функции у – любое действительное
число, кроме нуля.
3. Функция нечетная у(х) = х
к = у (х).График
функции симметричен относительно начала
координат точки О(0;0 ).
4. Корней не имеет.
5. Положительна при х 0 , отрицательна при х 0
7. Если к 0
6. Убывает на всей области определения.
, то свойства функции не изменяются, за
.
исключением свойства монотонности, так как в этом
случае функция возрастает на всей области
определения.
2.Определение: Функция вида у = х , где х 0 , называется степенной
функцией хоснование степени, показатель степени.
Примеры степенных функций с натуральным показателем.
1
2
3
у у = х 2 у у = х 2
у у = х
0 х 0 х 0 х
27 28 Примеры степенных функций с целым показателем.
0
1
2
у у у =
у у =
1
х
1
2
х
у=1
0 х 0 х 0 х
Примеры степенных функций с рациональным показателем.
У = х 2
х
1 у = х у= 3
1 у= х 3
У у у
0 х 0 х 0 х
Раздел 4. Степени и логарифмы. Алгебраические преобразования.
Решение показательных и логарифмических уравнений. Решение
показательных неравенств
1. Степень числа
Степень действительного числа a с натуральным показателем n есть
произведения n сомножителей, каждый из которых равен а.
а1 = а ; а2 = а а ; аn = а а а ....... а
n раз
аR, nN
an a основание степени
n показатель степени
29 Показатель степени может быть натуральным, целым или дробным
(рациональным) числом. Иррациональные числа в качестве показателя
степени не рассматриваются.
Любая степень положительного числа есть число положительное.
Правило знаков
an 0, если а 0 и n R.
Чётная степень отрицательного числа есть число положительное.
(а )n 0 , если n чётное число.
Нечётная степень отрицательного числа есть число отрицательное.
(a )n 0 , если n нечётное число.
Любое действительное число в нулевой степени равно единице!
Нулевой показатель степени
а0=1
Отрицательный показатель степени
За степень с отрицательным показателем принимается дробь, числитель
которой равен единице, а знаменатель равен тому же числу, но с
положительным показателем равным абсолютной величине (модулю)
отрицательного показателя.
аn = 1
a n , если а 0.
Дробный (рациональный) показатель степени
Степень положительного числа с дробным показателем означает корень,
показатель степени которого равен знаменателю, а показатель степени
подкоренного числа равен числителю дробного показателя.
аn= a m
n
, a 0 .
Свойства арифметического корня
= а b
т
т
, если а 0, b 0 .
abт
1.
2.
3.
4.
a
b
n
n
a
n
b
a
a
m
n
n
nm
, если а 0, b 0 .
m
a
, если, а 0 , n 2 , n
, если а
0
,
N m N
n m n N m N
.
,
2
2
,
,
,
.
mn
a
30 Действия над степенями
Для степени с любым действительным показателем,
кроме
иррациональных показателей, справедливы равенства:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
1.
2.
3.
4.
5.
аnam = an+m
an am = anm
(an)m = anm
(ab)n = anbn nR, mR
a
b
an bn , если a b a
,0
,
an bn , если a b a
,
,0
, 0
b
n
n
n
a
b
0
b
0 n N
b
Алгебраические преобразования
Формулы сокращённого умножения
Квадрат суммы двух чисел:
(a + b)2 = a2 + 2ab + b2.
Квадрат разности двух чисел:
(a b)2 = a2 2ab + b2.
Разность квадратов двух чисел:
a2 b2 = (a b) (a + b).
Куб суммы и разности двух чисел:
(a b)3 = a3 3a2b + 3ab2 b3.
Сумма и разность кубов двух чисел:
a3 b3 = (a b) (a2 ab + b2).
Самостоятельная работа № 3
Тема: «Решение задач на свойства степени. Алгебраические
преобразования».
1. В пустое место вставьте недостающее слагаемое, чтобы получился
квадрат суммы или разности двух чисел.
1)
2)
3)
х2 + 2х + 4) а2 + 6,25
4а2 + а + 5) с2 + 8с +
1
х2 6х + 6) 9 у2 +
4
2х
2. Разложите на множители
1)
х2 + 2рх + р2 3) 16х2 8ху + у2 5) х2у2 + 1 + 2ху
31 2) 4х2 + 4х – 1 4) 3а2 + 30а – 75 6) а4 с4 + с2 а2
3. Сократите дроби.
1)
3
а
2
3
27
3
а
а
а
2)
2
а
2
2
4
а
8
а
4
3)
2
25
х
5
(
х
4
х
2
)
4)
5
3
х
2
х
2
3
х
х
1
4. Найдите числовое значение алгебраического выражения:
2
а
.
2
а
2
5. Упростите выражения.
1
3
п и а
р
и с
2
2
1
2
с
с
2
1)
х
у х
х
у х
(
х у
22
х
)2
2)
1
а
1
1
1
1
а
2
а
1
3)
а
с
с
а
5)
4
ас
а с
4
2
у
4) х 3
3
6)
3
3 3
а х
6 3
х у
3
6
х
6. Представьте в виде степени числа с выражения :
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
6.
1)
с2 с3 с2 с3 : с4
( с с2 )3
( с4 : с3 ) с
с5 : ( с2 : с )
1 : с5
с2 с3 : с4
( с2 с4 с6 ) ( с3 : с )
( с1 с3 )1
( с2 )2
с6 с6
Представьте число в виде : с
ап
, где п , а натуральные числа.
5
3 2)
2
3
=
3
3) 24 729
4) 1
2
3
=
32
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Курс лекций по математике для 1 курса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.