Курс «Новая дисциплина «Основы научного исследования». Её значимость и необходимость».
Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
администрации
Взрослым
02.04.2018
Цель: познакомить с задачами курса, спецификой занятий, общими требованиями; осветить роль научных исследований в развитии человеческого общества; развитие коммуникативных умений учащихся; стимулирование исследовательских умений, творчества, развитие познавательной мотивации; определение сферы научного исследования; развитие умения видеть проблему.
Очень часто ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо прочитать доклад, подготовить выступление, произнести речь на большую аудиторию. Для многих это становится серьезным испытанием, стрессовой ситуацией с которой им необходимо справиться. Для того, чтобы психологически подготовить детей, помочь им преодолеть волнение в Лицее внедряется программа подготовки участников научного общества к публичной защите проектов. Данная разработка является фрагментом программы “Техника публичного выступленияОчень часто ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо прочитать доклад, подготовить выступление, произнести речь на большую аудиторию. Для многих это становится серьезным испытанием, стрессовой ситуацией с которой им необходимо справиться. Для того, чтобы психологически подготовить детей, помочь им преодолеть волнение в Лицее внедряется программа подготовки участников научного общества к публичной защите проектов. Данная разработка является фрагментом программы “Техника публичного выступления
занятия Дарына.doc
Тема: «Новая дисциплина «Основы научного исследования». Её значимость и
Занятие № 1.
необходимость».
Цель: познакомить с задачами курса, спецификой занятий, общими требованиями;
осветить роль научных исследований в развитии человеческого общества; развитие
коммуникативных умений учащихся.
1. Минилекция учителя.
• Роль научных исследований в развитии человеческого общества,
• Трудности научноисследовательской работы.
Ход:
2. Выступления участников конференции НОУ.
3. Сообщения учащихся:
• Аристотель,
• Платон,
• Аль Фараби,
• Эйнштейн,
• Сахаров.
4. Упражнение «Инсценировка беседы».
Участники делятся на группы по 5 человек в каждой и готовятся к дискуссии по
предложенным темам:
Должны ли быть захоронены мумии фараона Тутанхамона, В.И.Ленина?
Следует ли разрешить получать водительские права в 14 лет?
Нужна ли школе единая форма? И т.д.
во время беседы
Каждая группа обсуждает свою тему, остальные наблюдают за беседой с помощью
оценочного листа.
Оценочный лист:
Поведение
Активен
Придерживается темы
Обращается к другим
Говорит чётко
Дружелюбен
Проявляет инициативу
Внимателен
Умеет строить логические высказывания
Смотрит на ребят
Привносит собственные идеи
Неактивен
Отклоняется от темы
Говорит только сам
Говорит нечётко
Агрессивен
Не проявляет инициативу
Невнимателен
Не умет строить логические высказывания
Не смотрит на ребят
Бессмысленно повторяет то, что уже
сказано
Расслабляет других
Тормозит беседу
Говорит обрывками фраз
Говорит неубедительно
Отрицает компромисс
Говорит слишком много
Воодушевляет других
Способствует беседе
Говорит полными предложениями
Говорит убедительно
Готов пойти на компромисс
Говорит кратко Говорит понятно
Говорит интересно
Даёт высказываться другим
После окончания каждая группа получает оценку наблюдателей, а затем даёт самооценку.
5. Домашнее задание: по желаниюминиэссе «Наука в моей жизни».
Говорит непонятно
Говорит скучно
Прерывает других
Тема: «Развитие мотивации исследовательской деятельности».
Занятие № 2.
Цель: стимулирование исследовательских умений, творчества, развитие познавательной
мотивации; определение сферы научного исследования; развитие умения видеть
проблему.
Ход:
1. Психолог. Диагностика уровня подготовленности и интереса к научной
деятельности.
анкета,
рекомендации по выбору области исследований, или темы.
2. Мозговой штурм. (Работа в группах с понятиями).
Наука,
Научная теория,
Методология, научный факт,
Научное познание,
Научное исследование, теория,
Научный результат,
Научное открытие.
3. Упражнения.
«Заверши афоризм»:
Самый счастливый человек тот, который...
Самое трудное в жизни это...
Самый главный вопрос на земле это...
«Посмотри на мир чужими глазами»:
В школьном коридоре разлили воду... (ученик, учитель, директор, техничка, пол,
вода...);
В доме разбили окно... (мама, папа, Я, соседи, тот, кто разбил окно, дом, сорока на
соседнем дереве, кошка...)
«Первый снег»... (водитель, ребятня, хозяйка, лётчик, мэр города, лиса в
лесу...
4. Итог занятия. Примерный конспект лекции по теме
«Научный язык и научный стиль изложения. Основные черты научного стиля.
Особенности научнопопулярной литературы»
Основные понятия: научный стиль, деловой стиль, публицистический стиль,
разговорный стиль, художественный стиль, главные и второстепенные черты научного
стиля, термин.
Термин " стилистика" происходит от слова "стиль" (stylos) так древние греки
называли заостренную палочку для письма на восковых дощечках. В дальнейшем слово
стилъ приобрело значение "почерк", а позднее "манера", "способ", "особенности речи".
В "Словаре pyccкого языка" С. И.Ожегова (1990) слово СТИЛЬ и родственные с ним
слова определяются так:
1) Совокупность черт, близость выразительных художественных приемов и средств,
обусловливающие собой единство какогонибудь направления в творчестве.
Национальный стиль живописи. Архитектурные стили.
2) Метод, совокупность приемов какойнибудь работы, деятельности, поведения.
Стиль в работе, стиль руководства, стиль плавания, стиль это человек (поел.)
3) Совокупность приемов использования прямых средств для выражения тех или
иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики, слог. Стили художественной
литера туры, публицистический стиль.
Функциональные стили современного русского литературного языка.
Большинство исследователей считает, что в современном русском литературном
языке существует пять функциональных стилей: разговорный (или разговорнобытовой),
научный официальноделовой, публицистический и стиль художественной литературы. В
последнее время стали говорить об информативном или рекламном стиле.
Основная форма речи в научном, официальноделовом и художественном стилях
письменная, в публицистическом и разговорном стилях устная.
Что же тогда отличает стили друг от друга? По мнению А.И. Ефремова, их
отличает особые специфические значения, которые приобретают в каждом стиле
общеупотребительные слова. Так, например, слово дух, имеющее основное и
общепринятое значение «разумная сила, побуждающая к действию» ("поднять дух
армии"), в публицистическом стиле имеет другое значение (например, «дух статьи», т.е.
идейное направление). В научнофилософском стиле дух это то, что противопоставляется
материи, в церковно служебном сверхъестественное божественное начало, в
просторечии запах, дыхание. Сравните со стилем художественной литературы: "Там
русский дух, там Русью пахнет...".
Каждый стиль появляется в свое время тогда, когда в обществе созрели условия
для его формирования, когда язык достигает высокой степени развития. Время появления
научного стиля в разных странах различно. Основные черты научного стиля
1. Исследователь научного стиля Е.С. Троянская написала: "Каждый, имеющий дело
с научной литературой, сразу же чувствует, что язык этой литературы чемто отличается
от разговорного языка и языка художественной литературы. Но далеко не каждый может
достаточно четко сформулировать, в чем же заключается это так хорошо чувствуемое
различие". Попробуйте ответить на этот вопрос.
В научном стиле также называют язык науки, язык научнотехнической, литераптуры,
язык научного общения, стиль научной литературы, стиль, научной прозы, научную
речь и т.д.
Прочитайте текст, познакомьтесь с основными чертами научного стиля.
Научный стиль как особая функциональностилевая разновидность литературного языка
имеет следующие специфические черты:
главные:
отвлечённообобщённость,
подчёркнутая логичность,
терминологичность
второстепенные:
смысловая точность
однозначность.
объективность.
стандартность,
краткость,
некатегоричность,
оценочность,
образность и т.д.
Прочитайте текст и скажите, какие из перечисленных в задании черт научного
стиля называет академик Д.С. Лихачев.
Будьте осторожны со словами:
1. Требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку
художественной литературы.
2. Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в
случаях необходимости, чтобы поставить логический акцент на какойнибудь
мысли. В научной работе образность только педагогический прием привлечения
внимания читателя к основной мысли работы.
3. Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен замечать
только мысль, но не язык, каким мысль выражена.
4. Главное достояние научного языка ясность.
5. Другое достоинство научного языка легкость, краткость, свобода переходов от
предложения к предложению, простота.
6. Придаточных предложений должно быть мало. Фразы должны быть короткими,
переход от одной фразы к другой логическим и естественным, "незамеченным".
7. Каждую написанную фразу следует проверять на слух, надо ; прочитать написанное
вслух для себя.
8. Следует поменьше употреблять местоимения, заставляющие думать, к чему они
относятся, что ими заменено. 9. Не следует бояться повторений, механически от них избавляться. То или иное понятие
должно называться одним словом (слово в научном тексте всегда термин). Избегайте
только тех повторений, которые приходят от бедности языка.
10. Избегайте словпаразитов, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли. Однако
важная мысль должна быть выражена с некоторой остановкой на ней. Важная мысль
достойна того, чтобы на ней автор и читатель взаимно помедлили. Она должна
варьироваться под пером автора.
11. Обращайте внимание на "качество" слов. Сказать напротив лучше, чем наоборот,
различие лучше, чем разница. Не употребляйте слово впечатляющий. Вообще, будьте
осторожны со словами, которые так и лезут под перо, словами "новоделами"
(ЛихачевД.С. Книга беспокойств. М, 1991).
Главной чертой языка науки является наличие терминов. Термин слово или
словосочетание, выражающее понятие специальной области знания или деятельности.
Специфическими особенностями терминов являются:
1) системность;
2) наличие дефиниции (определения);
3) абсолютная и относительная точность;
4) однозначность, отсутствие синонимов;
5) краткость;
6) простота и понятность;
7) стилистическая нейтральность;
8) отсутствие экспрессии;
9) независимость от контекста;
10) внедренность;
11) современность;
12) благозвучность.
Прочитайте текст. Выпишите в тетрадь ломоносовский принцип отбора терминов и
ломоносовский завет потомкам. Объясните, как вы их понимаете. Ответьте, выполняем ли
мы сегодня завет М. В. Ломоносова.
Техническая терминология одна из наиболее подвижных, динамических частей
языка, постоянно меняющаяся и обогащающаяся по мере совершенствования наук,
технологий и ремесел. В периоды стремительного промышленного роста техническая
терминология подвергается настоящему нашествию иностранных слов. Россия пережила
такой период во времена Петра I, когда порой сам царь переставал понимать
присылаемые ему документы. Вот почему Петр призывал переводчиков иностранных книг
"за штилем их не гнаться, но смотреть, чтоб дела не уронить".
Первым реформатором русской научной терминологии стал М.В. Ломоносов.
Именно Михаил Васильевич избавил русский язык от котабрисов, бергверков,
перпендикул и антлий пневматических, заменив их доступными русскому разумению
чертежами, рудниками, маятниками и воздушными насосами. Именно он вместо слов
калек с голландского, английского и французского языков стал применять русские
термины: удельный вес, условие, движение, законы движения, земная ось, основание,
наблюдение, явление, частица. И именно Ломоносов оказался достаточно прозорлив,
чтобы не заменять русскими словами термины, идущие от латинских и греческих корней, единых для всей Европы. Он же ввел в русский научный обиход термины иностранного
происхождения, всем нам знакомые: диаметр, квадрат, пропорция, минус, горизонт,
формула, сфера, атмосфера, барометр, микроскоп, оптика и др.
Ломоносовский принцип был твердо усвоен русскими филологами. В 1803 году Н.
Яновский составитель популярного в то время "Нового словотолкователя"
сформулировал его так: "Если можно выразить иностранные технические слова кратко и
ясно собственными словами, то перевод сей заслуживает одобрение; в противном случае
лучше употреблять иностранные технические термины".
Судьба многих прихлынувших в русский язык иностранных терминов подтверждает
правоту этих слов. Когда в техническом обиходе страны не было устройств и понятий,
обозначаемых тем или иным иностранным термином, практика жизни отбрасывала
громоздкие дословные переводы на русский язык и прямо усваивала иностранное слово.
Так, в русском языке укоренилась акустика, а не звонознание; принят вентилятор и
отвергнут ветрильник и ветродуй; привились телескоп, автомат, космополит, монополия,
редакция, редактор, печатник, а не далёкозор, самодвиг, всеградник, единопродавство,
правильная палата, справщик, тередорщик.
Когда же в русском обиходе уже обретались понятия, явившиеся к нам снова в
зарубежном обличье, народная речь либо отдавала предпочтение родному слову, либо
допускала их равноправное обращение. Так, русский отвар вытеснил насаждаемый былой
французский декокт, изобретатель инвентора, соотечественник компатриота,
крепость фортецию, пароход пироскаф и стимбот. Но в то же время архитектура не
потеснила зодчества, библиотека книгохранилища, бассейн водоема, провиант запаса,
резолюция решения, инициатива предприимчивости. .
Особенности научнопопулярной литературы
Научнопопулярная литература явление уникальное. Преломляя идеи
интеллектуальной элиты, она делает их достоянием миллионов, повышая таким образом
общий научный потенциал общества. Поэтому ее значимость в социальном аспекте
неоспорима. О важности популяризации науки говорил еще Дидро: "Если откинуть
уважение, которое питаешь к славным именам, то я бы сказал, что... туман царит... и в
«Математических принципах» Ньютона. Если понять эти книги, то они начинают
оцениваться по их достоинству. Авторам понадобилось бы не больше месяца, чтобы
сделать их понятными. Этот месяц сберег бы три года изнурительного труда у тысячи
хороших умов. ...Нужно стремиться к тому, чтобы сделать философию популярной"
(Дидро. Избр. филос. произв. М, 1941. С. 115).
Популяризировать науку значит сделать непонятное понятным, неинтересное
интересным.
Научнопопулярные произведения призваны сократить значительную дистанцию
между научным знанием и теми, кого интересуют достижения науки. Сверхзадача автора
научнопопулярного текста убедить читателя в том, что предлагаемый ему текст не так
уж сложен, что он вполне доступен его пониманию. Научнопопулярное изложение
принципиально не отличается от собственно научного, сохраняя все основные и
существенные особенности последнего.
Однако в научнопопулярной литературе используется не узкоспециальная, а
общеупотребительная терминология. Термины, как правило, объясняются в тексте, определения упрощаются, заменяются описательными оборотами, примерами и
сравнениями.
Ответьте на следующие вопросы:
а) В чем значение научнопопулярной литературы для нашего общества?
б) Каковы особенности языка научнопопулярной литературы?
Задания для проверки знаний:
1 Определите, каким стилям соответствуют данные характеристики (Узнайте стили по их
характеристикам). Начертите в тетради данную таблицу. Запишите в нее названия стилей.
Стиль
Характеристика
Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя)
выражается гражданская позиция автора в связи с чемлибо.
Через систему художественных образов в отшлифованной
форме речевого произведения повествуется о чемлибо для
воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.
Логично, последовательно, аргументировано, точно и
беспристрастно передается информация, сообщаются знания.
Непринужденно, без особых забот о литературной
правильности речи выражается личное отношение к чемулибо
или сообщается чтолибо в процессе общения людей.
Официально, точно, по общепринятому стандарту излагается что
либо.
2. Подумайте, для каких стилей приведённые ниже слова и словосочетания являются
характерными? Запомните таблицу, помня, что одни и те же языковые средства могут
быть характерными для двухтрёх стилей.
Разговорный
стиль
Научный стиль Деловой стиль Публицистический
стиль
Художественный
стиль
Слова и словосочетания: Разговорные, профессиональные, термины, канцеляризмы, общественнополитическая
лексика и фразеология, отвлеченные, просторечные, слова в переноснообразных
значениях, книжные, диалектные, жаргонные, междометные, аббревиатуры, устаревшие,
заимствованные, неологизмы, уменьшительно ласкательные.
3. Подумайте, к каким стилям относятся данные жанры речи? (Заполните таблицу по
образцу) (используйте толковый словарь по необходимости).
Разговорный
стиль
Научный стиль Деловой столь
Публицистический
стиль
Художественный
стиль
Жанры речи:
Диссертация, реферат, отчет, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт,
открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное
заключение, доверенность, басня, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, харак
теристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).
Образцы упражнений для закрепления материала
1. Воспроизведение по заголовкам основного содержания статей.
Образец: "Электричество без проводов: шутка гения?" Автор статьи с помощью
аргументов и исторических фактов пытается доказать, что передать электричество
невозможно.
"Революция неизбежность?",
"Космонавтика без ракет?",
"Всегда ли справедлив закон?",
"Отличима ли истина ото лжи?",
"Сколько осталось жить человечеству?",
"Почему астрология лженаука?",
"Звездные войны блеф".
2. Прочитайте текст. Перескажите его, заменив слово "запрещается" словом "следует"
("запрещение" словом "требование").
Образец: Следует создавать научный текст, обозначив точно...
Правила построения научного текста
1. Запрещается создавать научный текст, не обозначив точно, к какой области знания
относится данный текст.
2. Запрещается создавать научный текст без явного указания на предшествующие
исследования по данному предмету (цитирование). Это запрещение может быть
ослаблено в том случае, если предмет рассматривается впервые.
3. Запрещается излагать свои мысли вне системы терминов и понятий, регулирующей
правила пользования языком, т.е. вне правил лингвистики, логики и математики.
4. Запрещается выходить, не оговорив этого специально, за пределы исходных посылок
того или иного вида научного знания (по Ю.В. Рождественскому). По оглавлению одного их своих учебников определите краткое содержание трёх глав
(параграфов) и запишите его.
Прочитайте тексты, подумайте, на какие смысловые части (абзацы) их можно
разделить. Задайте к абзацам вопросы.
Что такое риторика?
Как говорить, чтобы тебя понимали? Что мешает стать хорошим оратором?
Поэтами рождаются, ораторами становятся.
Марк Тулий Цицерон
Риторика 1) наука о построении убеждающей речи (риторика говорящего), а
также о том, как правильно воспринимать убеждающую речь (риторика для слушающего);
2) искусство речи, то же, что и красноречие.
Ты уже умеешь составлять кейс, находить убедительные доказательства для
аргументов, но, думаем, согласишься, что порой все, что так ясно тебе, остается
туманным для тех, кто тебя слушает. Причина кроется в том, как ты выступил.
С этой проблемой сталкивались все, кто пробовал выступить перед публикой и
убедить ее в правильности своих идей. Поэтому уже в V в. до н.э. наметилось
теоретическое осмысление достижений словесных искусств. Зародившись в Древней
Греции, риторика пережила периоды расцвета и кризиса, часто служила средством
достижения целей не совсем честными способами, порой была оторвана от повседневной
жизни, но при этом ее уроки никогда не забывались теми, кто хотел влиять на людей при
помощи слова. Влияние это можно определить двумя терминами: убеждение и
манипулирование.
Под убеждением понимается осознанное и добровольное принятие слушающим
доводов говорящего. Если же воздействие происходит в скрытой форме, трудно
поддающейся логическому анализу, можно считать, что имеет место манипулирование.
Основой манипулирования является недоступность (или скрытие) для слушателя
независимых источников информации. А это провоцирует, в свою очередь, ложные
выводы из формально истинных посылок. В современном мире, где информация
лавинообразно увеличивается с каждым днем и, соответственно, может быть совершенно
новой для нас, очень важно уметь противостоять манипулированию. Дебаты в этом отно
шении являются прекрасной школой: обязательное требование использовать доказательства при аргументации, указывать источник их происхождения, оценивание
приводимых фактов и цитат с различных точек зрения вырабатывают у участников
дебатов иммунитет против манипулирования.
В античной риторике предполагалось пять стадий создания речи: изобретение
(продумывание аргументов),
украшение
(использование специальных речевых средств), запоминание (заучивание речи наизусть) и
произнесение.
расположение (выбор композиции),
1. Говорите выразительно:
Заповеди риторики:
Мысль можно выделять повторением, интонационным подчеркиванием,
Главная мысль должна выделяться и запоминаться.
вопросами к самому себе.
Все, что не относится к главной мысля, должны быть либо связано с ней, либо
отброшено.
2. Говорите красиво:
Используйте изобразительные средства языка для того, чтобы речь стала более
доходчивой.
Доходчивость достигается сравнениями, конкретизацией, эпитетами.
Изобразительность речи возрастает, если возвращаться к уже выбранным
примерам или сравнениям на протяжении всей речи.
3. Говорите уместно:
Ориентируйтесь на аудиторию и соблюдайте законы жанра.
Помните об обратной связи с аудиторией, следите за тем, как принимают вашу
речь.
4. Следите за правильностью речи.
«Прекрасная мысль теряет свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то
наводит на скуку», писал Вольтер. Речь становится наглядной, выразительной, если мы
используем в ней не только абстрактные понятия, но и сообщаем информацию
зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную. Сравните две фразы:
«Война приносит населению неисчислимые бедствия» и «Война это заплаканые лица,
это слепые в черных очках, это улицы, заваленные обломками, и холод в нетопленых
домах». Какая из них произвела большее впечатление? Риторика предлагает обширный
арсенал приемов, с помощью которых можно усилить выразительность нашей речи. Их
можно найти в учебниках по риторике, мы же укажем лишь основные направления:
риторические средства, риторические фигуры и тропы.
Семь «грехов» ораторов
1. Плохое знание предмета.
2. Плохое знание аудитории. Он не пытается посмотреть на себя и свою речь со стороны,
не задается вопросом, как его речь будет восприниматься.
3. Эмоциональное безразличие к аудитории и предмету. Оратор не загорается желанием
сделать так, чтобы его взгляд на проблему разделили все слушатели. 4. Неумение «вписать» свою речь в жизнь. Оратор не заботится о том, с чем уйдут
слушатели, чем будет полезна им его речь.
5. Рыхлость композиции. Оратор не умеет выделить в своей речи главное, расставить
смысловые вехи.
6. Неряшливость языка. Использование вульгарных выражений, междометий,
неправильное согласование.
7. Плохая дикция.
Риторические средства.
Использование средств предусматривает конкретизацию речи при помощи
определений и обстоятельств (право отдать свой голос раз в четыре года за человека,
которому ты доверяешь, вместо право выбора), замену общего названия частным (США,
Германия, Япония, Великобритания, вместо высокоразвитые страны), использование
вместо нейтрального слова яркого синонима (коричневые неудобные платья, в которых
холодно зимой и жарко весной и осенью, стандартные синие костюмы, к которым
прилипает любая грязь, вместо школьная форма).
Использование риторических фигур, то есть таких оборотов речи, которые
наглядно выражают эмоциональное состояние говорящего. Одной из фигур является
анафора повтор слов. Например: «Мы будем жить в свободном обществе, где
свободная пресса станет обычным явлением, где свободное слово будет услышано,
где свободные люди будут принимать решение самостоятельно». В этой фразе
многократное повторение слова свободный выражает чувство уверенности.
Тропы слова или обороты, употребляемые в переносном значении. Наиболее
известным и используемым тропом является метафора: железный занавес, империя зла,
строительство новой жизни. Если развернуть метафору словосочетание, мы можем
получить аллегорию, делающую речь более наглядной и убедительной: «Корабль нашей
экономики сел на мель. Его надо взять на буксир, снять смели, а потом, когда у него под
килем будет свободная вода, он поплывет сам. Буксир это помощь международных
финансовых организаций, свободная вода это обновленное налоговое законодательство.
Таким образом, только изменив законодательную базу и получив помощь извне, мы
сможем выйти из кризиса».
Самоконтроль
1. Используя изобразительные средства риторики, конкретизируй
описание экономического неблагополучия: прилавки пусты, помещения не
проветриваются. (Подсказка: старайтесь использовать определения и обстоятельства,
воздействующие на различные каналы восприятия зрительные, обонятельные, слуховые,
тактильные).
2.
Придумай метафоры для следующих явлений: экономический кризис,
диктатура, реклама, компьютерные игры.
3. Зная о том, какие ставь заповеди должен соблюдать хороший оратор, составь
заповеди риторики для слушателя. (Подсказка: если главной целью слушателя на свою
сторону,
то для слушателя главной задачей является не подвергнуться
манипулированию.) 4. Англичанин Уильям Пени (16441718), основавший в Северной Америке
колонию, впоследствии получившую название Пенсильвания, сказал однажды: «В
риторике заложена истина и красота, однако чаще она служит злу чем добру». Как ты
думаешь, что побудило его сделать такой вывод? Чему служит риторика в дебатах: злу
или добру?
5. Наблюдая в телепередачах за выступлениями различных людей журналистов,
политиков, экономистов, деятелей культуры, определи, какие риторические приемы они
используют. Как это влияет на слушателей? Что бы ты посоветовал или изменил, в своих
выступлениях для поднятия рейтинга?
Как работать над устным выступлением?
Цель урока: В ходе урока учащиеся должны усвоить технологию устного выступления.
Задачи урока,
1. Раскрыть стратегию и тактику устного выступления.
2. Закрепить знания по искусству выступления.
3. Отработать сформированные умения:
а) умение ориентироваться в различных речевых ситуациях;
б) умение отбирать необходимый материал и эффективные приемы для развития речевой
культуры;
в) умение адекватно реализовать коммуникативные намерения в соответствии с
определенным видом общения и речевым жанром.
4. Продолжить формирование знаний по искусству выступления.
5. Продолжить работу по выработке уверенности в себе во время устного выступления.
Методы: словесный, наглядный, проблемнопоисковый, практический, интерактивный.
Оформление доски. Эпиграф к уроку.
«Подлинное красноречие не нуждается ни в колокольном звоне, чтобы созывать народ, ни
в полиции, чтобы поддержать порядок». Эмерсон (американский изобретатель). Основные этапы урока представлены на доске.
1. Работа со словами.
2. Выступления учащихся с разными видами речи.
3. Работа по группам по анализу представленных речей.
4. Познаем новое.
5. Работа с пакетом документов к уроку.
6. Что мы заслужили?
7. Резюме по уроку (один ученик работает над резюме в течение урока). Занимательный
прием. На доске дети перед уроком расписываются. В конце урока
учитель объясняет данный прием. (Настроить учащихся на мысль, а что будет дальше).
Ход урока.
1. Учитель трактует эпиграф:
В конце V века до н.э. в Элладе были распространены городагосударства, в
которых развивалась рабовладельческая демократия. В них создавалась особая атмосфера
для расцвета красноречия. Верховным органом в таком городе было народное собрание, к
которому политический деятель обращался непосредственно. Публично решались не
только политические вопросы, но и совершался суд. Прокуроров не существовало.
Обвинителем мог выступить любой человек. Обвиняемый защищался сам, убеждая судей
в своей невиновности. Количество судей было в Афинах, например, 500, а всего в
решении судьбы обвиняемого принимало участие до 600 человек.
При таких условиях в более выгодном положении оказывались те, кто, обладая
даром слова, умел расположить к себе слушателей.
2. Работа со словами.
Риторика теория красноречия, наука об ораторском искусстве.
Оратор лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия, лицо,
произносящее речь; человек, обладающий даром речи.
Софисты греческое слово искусник, мудрец учителя риторики.
Сократ древнегреческий философ (около 470399 до н.э.).
Платон ученик Сократа. Аристотель ученик Платона.
Марк Туллий Цицерон древнегреческий оратор, политик, писатель.
Древняя Греция
Софисты Платон Аристотель
Древний Рим
Квинтилиан Цицерон
Россия XVIII XIX вв. Вопрос классу:
«Какие имена, связанные с риторическими знаниями, вы знаете?». Михаил Васильевич Ломоносов.
Иван Степанович Рижский.
Алексей Федорович Мерзляков.
Александр Иванович Галич.
Николай Федорович Кошанский.
Михаил Михайлович Сперанский.
3. Выступления учащихся
Классическая схема риторического процесса. Оратор должен заботиться о том, что
сказать, где сказать, как сказать. Запись на доске. Речь должна состоять из 3х разделов:
введение, главная часть, заключение.
При прослушивании речей учащийся заполняет таблицу «Критические замечания.
Утверждающая речь. Информационная речь. Речь, призывающая к действию. Внешний
облик оратора.» Эксперты в группах подводят итоги, выступая с анализом.
4. Подача новых званий. Учитель: Устное выступление.
Помним, что речь это человек в целом. Речь неотъемлемая часть характера и самым
широким способом определяет личность.
Ряды обращенных на вас лице выражением ожидания, которые вначале нагоняют страх,
впоследствии станут вызывать воодушевление и ощущение силы.
Живые, яркие мысли и потребность поделиться ими приведут весь механизм речи в
боевую готовность.
Запись в тетрадь.
1. Иметь, что сказать, и иметь глубокую потребность выразить это первое правило
выступления оратора.
Пример. Речь устная и письменная. Пак Елена (11 класс.) Журнал «История
Казахстана в школах и Вузах» Статья «Каким должно быть экзаменационное сочинение»,
Шубина В.Н.
Робость и застенчивость часто становятся причиной нежелания выступать.
Но выступления могут и должны развить характер.
Запись в тетрадь.
2.Всякое высказывание следствие одной из двух причин: потребность выразить
свои чувства и желание поделиться мыслью.
Устное общение более жизненно, чем письменное. В нем есть лицо говорящего и
есть слушатели.
Нужно чувствовать живых людей, подбирать слова, следить за голосом, манерой.
(Одежда оратора, выход перед аудиторией, раскованность).
3. Публичная речь в основном похожа на обычную беседу. Не должны
присутствовать неестественная поза, отсутствующий взгляд, банальность, запинки.
Внимание направлено всегда на то, что должно быть сказано, а не на самого оратора.
Запись в тетрадь. 4. Необходимо все время придерживаться предмета обсуждения, донести свой
голос до всей обширной аудитории.
5. Устное выступление требует подготовки. Хорошее знание
предмета, целеустремленность и умение. Оратор должен быть уверен в себе.
Для сведения. 18летний человек в среднем произносит во крайней мере 60 миллионов
слов. Но научился ли он правильно говорить? Совсем необязательно. Умение говорить
можно приобрести только в результате систематических занятий.
6. Обучение правильному упорядоченному мышлению крайне необходимо для
Запись в тетрадь.
устного выступления.
5. Подготовка к речи.
1.
Собирание информации,
определение темы,
названия выступления,
направленности. Направленность речи бывает различной:
1. Выступающий может поставить задачу информировать слушателей, научить их,
дать им определенные сведения.
2. Оратор постарается взволновать аудиторию.
3. Выступающий рассчитывает, что ему удастся сформировать у слушателей
убеждения, представления, которые стану мотивами их поведения, т.е. призывает к
определенным действиям.
Оратор должен знать, перед какой аудиторией он будет выступать. Учащимся
раздать пакет документов по теме: «Как готовить устное выступление».
2. Целесообразно составить предварительный план речи (рабочий план). Он нужен в
подборе материала.
3. Умело подбирать факты и цифры, цитаты. Они обогащают речь. Факты воздух
оратора.
Очень важно для выступающего личное отношение к факту. В лекции историка В.
О. Ключевского, посвященной царствованию Елизаветы Петровны, была произнесена
такая фраза: «У нее (императрицы) в гардеробе было 15000 платьев, два сундука
шелковых чулок и ... ни одной разумной мысли в голове». Естественно, концовка фразы
(после многоточия) выражает отношение историка к Елизавете.
4. Выписки из книжных источников, при чтении книг и статей лучше делать на
карточках. Нужно собирать газетные и журнальные вырезки. Показать «Огонек» за 1939
год.
5. Использовать цитаты, но помнить, что сила цитат не в их количестве, а в умении
правильно и к месту применять их в публичном выступлении.
6. Необходимо писать полный текст.
7. Существуют три способа выступления:
1. Чтение текста речи;
2. Воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов;
3. Свободная импровизация. 8. Репетировать речь, обращая внимание на мимику (лучше перед зеркалом).
9. Важно умение выразить голосом различные чувства и переживания.
10. Не менее важно добиться естественности позы, выразительных жестов.
11. Но можно говорить просто, без цветистых фраз, и за 3,5 минуты захватить
каждого из присутствующих и держать под впечатлением аудиторию в течение
нескольких дней. Пример, стр. 19 «Основы искусства речи» Поля Сопера.
12. Важно умение слушать и слышать себя. Но об этом умении (и как произносить
речь перед микрофоном, по телевидению) мы будем говорить на следующем уроке.
Заканчиваем занятие.Резюме по уроку, в котором были прокомментированы оценки,
подготовила за время его проведения ученица 10 класса.
Во время занятия учащиеся самостоятельно по материалам урока подготовили резюме.
Информационная речь. Казахские народные ораторские традиции.
Дорогие слушатели, мое выступление посвящено казахской народной ораторской
речи. Как известно, одним из глубоких знатоков и ценителей народной словесности был
Абай. Блестящий поэт и оратор, гениальный мыслитель, он сравнивал искусство слова с
бесчисленными переливами красок павлина, называл слово «жемчугом для тех, кто его понимает». Он учил относиться с глубоким уважением к поучениям, мудрым назиданиям.
«Не принимай слово по человеку, по словам принимай человека», завещал он.
По убеждению Абая, для глубокого понимания поэзии необходимо иметь «зрячее
сердце» и обладать острым умом.
У народа, который поклонялся духу усопших предков, изречения, назидания, заветы
считались священным наследием и назывались «словом предков» или «отчим словом».
Доверием и уважением своих современников пользовались те люди, которые знали много
«отчих слов» и умело применяли мудрые изречения в своих выступлениях.
По традиции, поэтическое, ораторское, музыкальноисполнительское мастерство
почитались у казахов более всего, поэтому детей с малых лет учили петь, играть на
домбре, говорить красиво, остроумно.
Поэты были одновременно певцами, а кюйши композиторами, в то же время они
участвовали в конноспортивных соревнованиях или в национальной борьбе. Всем
известные Ахан сере, Биржан сал, Жаяу Муса, Асет, Мади и другие демонстрировали
свое мастерство в разных видах искусства и национального спорта. Прибытие любого из
них на летовку становилось праздничным событием.
В традиционной народной школе, обучавшей поэтическому и ораторскому
мастерству, не заставляли заучивать наизусть тексты, как это делалось в духовных
школахмедресе. Молодые люди учились критически оценивать явления, тренировались в
красноречии, слушателями и ценителями были многочисленные толпы людей.
На казахской земле искусство слова считалось первейшим из искусств. Ут
верждалось, что если не ответить словом на слово, то обидится дух слова, и требовали,
чтобы каждый без страха выступал перед народом. Казахи поддерживали людей «со
смелыми устами», поощряли и почитали их не меньше, чем батыров, выигравших
сражение.
Польский литератор А. Янушкевич, путешествовавший в течение шести месяцев по
казахским степям, отметил высокий уровень искусства красноречия народа.
Техника публичного выступления
Очень часто ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо прочитать доклад,
подготовить выступление, произнести речь на большую аудиторию. Для многих это становится серьезным испытанием, стрессовой ситуацией с которой им необходимо
справиться. Для того, чтобы психологически подготовить детей, помочь им преодолеть
волнение в Лицее внедряется программа подготовки участников научного общества к
публичной защите проектов. Данная разработка является фрагментом программы
“Техника публичного выступления”.
Часть 1 Как меня видят другие или что такое невербальные способы общения
“Большинство из нас перед началом публичного выступления испытывают чувство
волнения. Главное не снять это чувство волнения, а использовать его, чтобы показать
свою индивидуальность” (Элен Кагип.)
Цели:
1. Формирование понятийных представлений о невербальных способах общения.
2. Формирование чувствительности к невербальным способам общения.
3. Выработка (развитие) навыков прочтения состояния другого по невербальным
проявлениям.
4. Воспитание чувства уверенности при произнесении речи.
Материалы: Плакат с перечнем невербальных средств общения; листы бумаги и цветные
маркеры для работы в группах; два видеофрагмента с записью выступления участников
дебатов – уверенное и неуверенное поведение; карточки с темами выступлений; лист
наблюдений. <Приложение 1>
Этапы занятия:
1. Введение в тему через ассоциации на понятие “публичное выступление”.
2. Основная часть о способах невербального общения.
Информационная.
2.1.
2.2. Практическая.
3. Заключение.
4. Рефлексия занятия.
Ход занятия
Добрый день, уважаемые лицеисты. Добрый день, уважаемые гости. Как руководитель
научного общества я подготовила небольшой цикл занятий с общей темой “Техника
публичного выступления”. Сегодня я пригласила вас на первое занятие этого цикла.
Совершенно естественно, что я хотела бы знать ваше мнение на сколько часто вам
приходится выступать, произносить речи? И, считаете ли вы предложенную тему
актуальной для вас? (Ответы детей). Могу ли я сделать вывод, что предлагаемая тема будет для вас полезной
и интересной?
Начать наше занятие я хотела бы с ваших ассоциаций на понятие “публичное
выступление”. Для этого я попрошу двух учеников помочь мне записать все что вы
скажете на доске. Помните, в нашем упражнении: ассоциация это та мысль, которая
первой приходит в голову, когда вы чтолибо слышите, или видите, или чувствуете. Итак,
по цепочке, друг за другом, начиная с ... . Ваши ассоциации на понятие “публичное
выступление”.
(Высказывания детей записываются на доске.)
Спасибо всем. Мои помощницы тоже добавят свои ассоциации. Давайте посмотрим, что у
нас получилось. (Пауза.)
Если вы обратили внимание, то все предложенные высказывания можно разделить на
некоторое количество групп по какимлибо сходным признакам, т.е. классифицировать. И
я предлагаю вам, проделать эту операцию в группах. Вот как вы сидите, объединитесь по
4 человека, проанализируйте все ассоциации в течение однойдвух минут и предложите
свой вариант классификации. Оформите решение на листе.
(Работа детей в группах. Выступление. Листы вывешиваются. Подводя итог – выходим на
внешние проявления).
Спасибо всем группам. Каждый из предложенных способов классификации имеет право
на существование. Хочу отметить, что предложенные вами варианты интересны, и все они
совпадают с теми вопросами, которые входят в данный цикл занятий. Но сегодня я
предлагаю остановиться на рассмотрении внешних проявлений в выступлении. И
объясняю почему. Ученые, которые занимались исследованием техники публичных
выступлений, пришли к выводу: что если весь объем информации, который мы получаем в
процессе общения принять за 100%, то на информацию, передаваемую вербальным
способом, т.е. с помощью слов, приходится лишь 7%. А остальные 93% приходятся на
невербальные способы общения. Психологи вывели следующий постулат: Поступки и
слова могут лгать, но тело обманывает редко!
Хорошего оратора характеризуют не только богатый словарный запас и умение
формулировать проблему, но и умение использовать другие средства, которые
сигнализируют об эмоциональном состоянии человека они называются невербальными
средствами общения. К ним относятся:
зрительный контакт
мимика
жесты
поза
дистанция
месторасположение
внешний вид тембр голоса
интонации
темп речи
паузы
частота дыхания
ширина зрачка
Есть ли среди представленных элементов непонятные? Какой из этих элементов вы
хотели бы, чтобы я прокомментировала? (Комментарии по просьбе учащихся) Теперь я
попрошу вас прокомментировать некоторые из них. Как вы понимаете ...
(Фронтальный опрос: один предлагает свою версию, при необходимости ответ
дополняется.)
Спасибо. Ваши ответы, показывают, что у каждого из вас накоплен достаточный опыт
выступлений, и что вы хорошо ориентируетесь в способах невербального общения. Для
того, чтобы убедится в этом окончательно, я предлагаю вам просмотреть небольшие
отрывки из выступления участников дебатного турнира, который недавно состоялся в
Караганде. Во время просмотра обратите внимание на как можно большее количество
проявлений способов невербального общения.
(Просмотр первого фрагмента.)
Обсуждение: чем отличается первый участник от второго? Кто из них более
эмоционален? Кто держится уверенно? Как вы это определили? На что обратили
внимание в первую очередь? Могу ли я сделать вывод: что первый участник не
эмоционален, скован, неуверенно себя чувствует, а второй, напротив, эмоционален,
уверен, раскован, открыт для общения?
А теперь, я хочу предложить вам проследить, как изменятся внешние проявления
второго участника в ситуации “перекрестного опроса”. Небольшое уточнение: по
правилам дебатов, во время “перекрестного опроса” участники продолжают смотреть
прямо перед собой.
(Просмотр второго фрагмента.)
Анализ сюжета: внешние проявления волнения, сосредоточенного оценивания вопроса,
контроля за своими эмоциями, словами, восстановление спокойствия, расслабление.
Давайте подведем итог проделанной работе: Что можно сказать о внешних проявлениях
выступлений.
Внешние проявления не только выражают внутреннее психическое состояние человека,
не только от него зависят, но и влияют на него самого. Слово действует не только на того,
кому оно адресовано, но и на того, кто его говорит... ...Освоив внешние проявления можно контролировать внутреннее состояние. Освоение
невербальных средств общения позволит с большей полнотой взаимодействовать с
аудиторией и приблизиться к цели...
Часть 2 Как оценивает эмоциональное состояние тот, кто выступает и тот, кто
смотрит, через невербальное проявление эмоций
А мы переходим к следующему этапу занятия. Както Наполеона попросили выделить
самые важные слагаемые успеха. Гениальность? Упорство? Умение увлекать за собой? И
последовал прямой и простой ответ: “Практика, практика, практика!” Итак,
практический этап.
Утверждение о том, что тот, кто умеет хорошо говорить, тот легче решает свои
проблемы не требует доказательств. В повседневной жизни постоянно возникают
ситуации, когда важно найти нужные слова. Одни считают, что это достаточно просто,
другие приходят в смятение, когда узнают о необходимости выступать перед
аудиторией. Для проведения практического этапа нужны два добровольца, готовые
испытать себя на уверенное владение собой во время выступления. Кто? (выбираются
добровольцы) Вам предлагается, за трипять минут подготовить монолог по некоторой
теме и произнести его перед аудиторией в течение однойдвух минут. На этих карточках
написаны темы выбирайте. Возьмите с собой инструменты, листы и ручку и выйдите из
класса.
Что будем делать мы с вами? Вопервых, я обращаю ваше внимание на тот факт, что
сейчас два ваших одноклассника совершают поистине героический поступок. Им будет
очень трудно и мы, как аудитория, должны их всячески поддерживать. Вместе с тем,
нашей задачей также будет наблюдать за их внешними проявлениями во время
выступления с помощью вот этого листа наблюдений. <Приложение 1> Ознакомьтесь с
ним. Какие уточнения требуются? Работать с листом очень просто. Во время выступления
или сразу после него вы проставляете какойлибо знак в соответствующей графе,
например, плюс. Готовы, тогда я приглашаю первого выступающего. Помните, мы очень
доброжелательная аудитория.
(Выступления.)
(Анализ: задаются вопросы выступавшим и их ответы сравниваются с тем, что получилось
в результате наблюдения.)
Спасибо большое нашим ораторам. Они достойны самых бурных аплодисментов. Но это
еще не все. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.
Что вы чувствовали во время подготовки к выступлению, в начале выступления и в
конце выступления?
Чувствовали ли вы себя уверенно или тревожно?
Что помогало, а что мешало во время выступления чувствовать себя уверенно? Сейчас я должна пояснить, что ваше выступление аудитория наблюдала с позиции
внешних проявлений уверенности и неуверенности во время выступления.
Посмотрите на свои листы наблюдений. Совпадают ли ощущения выступавших с тем,
что увидели вы?
Почему возможно расхождение?
Какой вывод из этого упражнения можно сделать?
(При расхождении ответов выступавших и результатов наблюдения аудитории следует
вывод, что мы не всегда можем оценить и осознать внешние проявления нашего
внутреннего состояния.)
Наше занятие подошло к концу. Как бы вы обозначили итог занятия? Было ли оно
полезным, важным, интересным и на сколько?
Ваши личные ощущения от занятия оцените по десятибалльной шкале и по моей команде
выбросьте вверх руки с открытым количеством баллов.
Спасибо всем. Завершая занятие, я вернусь к его началу. Сегодня мы затронули только
одну часть внешние проявления в выступлении. Следующие занятие будут посвящены
содержанию выступления и его структуре, эмоциональной окраске и особенностях
воздействия на слушателей, другим тонкостям искусства подготовки и произнесения речи
перед другими людьми с целью оказать на них желаемое воздействие.
Всем спасибо! И удачи!
Курс «Новая дисциплина «Основы научного исследования». Её значимость и необходимость».
Курс «Новая дисциплина «Основы научного исследования». Её значимость и необходимость».
Курс «Новая дисциплина «Основы научного исследования». Её значимость и необходимость».
Курс «Новая дисциплина «Основы научного исследования». Её значимость и необходимость».
Курс «Новая дисциплина «Основы научного исследования». Её значимость и необходимость».
Курс «Новая дисциплина «Основы научного исследования». Её значимость и необходимость».
Курс «Новая дисциплина «Основы научного исследования». Её значимость и необходимость».
Курс «Новая дисциплина «Основы научного исследования». Её значимость и необходимость».
Курс «Новая дисциплина «Основы научного исследования». Её значимость и необходимость».
Курс «Новая дисциплина «Основы научного исследования». Её значимость и необходимость».
Курс «Новая дисциплина «Основы научного исследования». Её значимость и необходимость».
Курс «Новая дисциплина «Основы научного исследования». Её значимость и необходимость».
Курс «Новая дисциплина «Основы научного исследования». Её значимость и необходимость».
Курс «Новая дисциплина «Основы научного исследования». Её значимость и необходимость».
Курс «Новая дисциплина «Основы научного исследования». Её значимость и необходимость».
Курс «Новая дисциплина «Основы научного исследования». Её значимость и необходимость».
Курс «Новая дисциплина «Основы научного исследования». Её значимость и необходимость».
Курс «Новая дисциплина «Основы научного исследования». Её значимость и необходимость».
Курс «Новая дисциплина «Основы научного исследования». Её значимость и необходимость».
Курс «Новая дисциплина «Основы научного исследования». Её значимость и необходимость».
Курс «Новая дисциплина «Основы научного исследования». Её значимость и необходимость».
Курс «Новая дисциплина «Основы научного исследования». Её значимость и необходимость».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.