Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Работа с одаренными детьми в современной начальной школе»
Составила учитель математики и информатики: Магбудова М. Р. |
2020
Предисловие………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Детская одаренность как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………….…5
1.1. Сущность понятия «одарённость», «одарённый ребёнок»……...…5
1.2. Психологические основы детской одарённости…..……………….10
Глава 2. Педагогические условия для индивидуального развития способных и одаренных обучающихся………….18
2.1. Формы работы с одаренными детьми в начальной школе…….….18
2.2. Выявление и диагностика одарённости у детей младшего школьного возраста………………………………..………………….….27
Заключение……………………………………………………………………...32
Список литературы……………...……………………………………………..34
Приложение……………………………………………………………………..36
Предисловие
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Проблемой одарённости занимались учёные:
Г. М. Коджаспирова, М. В. Межиева, В. М. Загвязинский, В. А. Мижериков, К. М. Хоруженко и другие.
Однако сегодня в соответствие с требованиями ФГОС НОО тема развития детской одарённости становится особенно актуальной.
Поэтому тема исследовательской работы сформулирована таким образом: «Работа с одаренными детьми в современной начальной школе»
Объектом исследования педагогические и методические аспекты работы с одаренными детьми.
Предметом изучения: педагогические условия работы с одаренными детьми в начальной школе.
Целью исследования является изучение особенности педагогической деятельности с одаренными детьми.
Гипотеза данной курсовой работы сформулирована таким образом: педагогическая деятельность по развитию одаренности детей младшего школьного возраста будет эффективной если:
· учитель изучит сущность и особенности психического развития одарённых детей;
· работа с одаренными детьми будет вестись на диагностической основе;
· в организации работы с одаренными детьми будут применяться особые формы и методы.
Цель и заявленная гипотеза потребуют решения следующих задач:
1. раскрыть сущность понятия «одаренность», «одарённые дети».
2. изучить особенности психического развития одаренных детей
3. рассмотреть педагогические условия воспитания и обучения одаренных детей
4. рассмотреть методы диагностики одаренности
Методы исследования: теоретические методы — изучение и анализ методической, психолого-педагогической литературы по теме.
ГЛАВА 1. ДЕТСКАЯ ОДАРЁННОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Сущность понятия «одарённость», «одарённый ребёнок»
В современной науке существует множество теорий одаренности, ни одна из которых не является общепринятой. Эти теории отражают разное понимание источников одаренности, движущих сил ее развития, культурно-исторических и социальных условий ее проявлений и т. д. Особенно дискуссионными являются вопросы, связанные с ранними проявлениями одаренности. Важнейшими среди них являются вопросы: что такое детская одаренность, какие признаки ее характеризуют и как (какими методами) эти признаки можно выявить (измерить)?
Необходимо заметить, что ранее термин «одаренность» использовался для обозначения любого уровня потенциальных возможностей детей, в современной литературе им обычно обозначают высокий уровень потенциала. При этом выделяют общую (умственную) и специальную (по видам деятельности) одаренность. В дальнейшем под этим термином мы будем подразумевать высокий уровень умственной одаренности детей. [1, с. 16]
Критерий достижений широко используется для суждений об одаренности выдающихся людей, оказавших влияние на жизнь всего человечества, науку, культуру и другие сферы деятельности. Однако мнения о том, какие достижения следует считать выдающимися, не совпадают. Тем более трудно оценить достижения детей: то, что удивляет в четырехлетних детях, кажется вполне естественным у шестилетних, а успехи детей, уже специально наученных чему-то, могут значительно превосходить успехи новичков, даже гораздо более способных. Границы между возрастными группами или обученными новичками весьма условны и сильно ворьируют в зависимости от видов и условий деятельности, индивидуальных особенностей детей, их окружения. И все же наиболее часто одаренными считают детей, которые значительно опережают в развитии большинство своих сверстников и уже демонстрируют неординарные успехи в учении, в освоении какой-либо деятельности: отличную успеваемость, грамоты и медали, победы на конкурсах, признание экспертов [8, с. 56]
Действительно, такие «победители» значительно чаще получают блестящее образование, ученые степени и признание в своей области, чем их менее успешные сверстники, о чем говорят многочисленные исследования. Но в то же время известно и немало противоположных случаев, когда большего успеха во взрослой жизни достигли те, чьи достижения в детстве были не слишком блестящими, а бывшие вундеркинды себя ни в чем не проявляли. Нередко раннее достижение успеха объясняется не столько неординарными способностями ребенка, сколько его (или его близких) повышенным стремлением к внешнему признанию и «наградам», «натасканностью»-интенсивной и узконаправленной тренировкой, умением манипулировать людьми, особенным трудолюбием и старательностью.[2, с. 47 ]
Таким образом, достижения не могут служить абсолютно верным и ем более единственным критерием детской одаренности. Поэтому многие ученные призывают при определении одаренности ориентироваться не столько на успехи, уже реально демонстрируемые ребенком, сколько на его потенциальные возможности достичь высоких результатов в будущем. Однако этот акцент на прогнозе будущих успехов служит главным источником разногласий между концепциями одаренности по вопросу о том, какие качества ребенка, в каком возрасте, и при каких условиях могут предсказать их достаточно надежно. Одним из таких предсказателей одаренности, помимо же имеющихся достижений, считают способности детей к познанию, к творческому освоению опыта.
Психологические исследования и практика обучения одаренных детей во многих странах показали, что для развития высокой одаренности необходимо совпадение по крайней мере трех факторов: уровня интеллектуального развития выше среднего для данного возраста, высокой креативности (творческих возможностей) и таких личностных особенностей, как любознательность, увлеченность задачей, уверенность в успехе. Таким образом, к личностным признакам одаренности, относят не только когнитивные (познавательные, умственные) способности, но и некогнитивные (мотивационные, эмоциональные, волевые) характеристики. Причем появление высоких достижений объясняется чрезвычайно сложным взаимодействием в процессе развития этих личностных качеств и влияния среды (семья, сверстники, школа, социальное и культурное окружение). Сложный характер взаимодействия факторов и условий развития одаренности затрудняет прогноз последующих достижений детей в учебе и взрослой жизни. [18]
По данным своих многолетних наблюдений за развитием одаренных детей известный российский психолог Н.С. Лейтес пришел к заключению, что понятие «одаренные дети», «одаренность» следует относить к умственным преимуществам на данном возрастном этапе, а не воспринимать как точное указание на будущие успехи. По его мнению, прогноз развития детской одаренности не может быть абсолютно надежным в силу слитности ее возрастных и индивидуальных моментов, но это не отменяет проблему одаренных детей, а доказывает необходимость перенесения акцента с угадывания будущих рекордсменов на выявление детей, требующих уже на данном этапе своего развития особых условий воспитания, обучения для реализации высоких умственных возможностей и восприимчивости к учению.
Такой вывод подтверждают и многочисленные данные о том, что потребности одаренных детей в индивидуализации обучения, эмоциональном комфорте, осознании ценности собственного дара, независимости и признании очень велики и при обучении, ориентированном на среднего ученика, часто не удовлетворяются. [8, с. 14]
Изучив научные представления об одаренности детей, необходимо рассмотреть определение термина «одаренность» и «одаренные дети» различных психологов и выдающихся педагогов России и зарубежья.
В. А. Мижериков предлагает следующие определения одаренности:
1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности;
2) общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;
3) умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;
4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей;
5) талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
Также В.А. Мижериков предлагает следующее определение понятия «одаренные дети» - это дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (в музыке, рисовании, технике и т. д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития- степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности (IQ). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем в рисовании). В области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности называют вундеркиндами. [9, с. 249]
Аналогичные определения понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» в своем педагогическом словаре предлагают Г.М.Коджаспирова и А.Ю. Коджаспирова [5, с. 99]
Понятие одаренности рассматривают несколько иначе в своем кратком педагогическом словаре-справочнике педагоги Хоруженко К.М. и Курепина А.В.
Одаренность - совокупность задатков, составляющая природную предпосылку высокого развития способностей. [13,с. 64]
Идентичное определение дает в своем психолого-педагогическом словаре В. А. Мижериков: Одаренность - совокупность задатков, составляющая природную предпосылку высокого развития способностей. [10,с. 291]
В своем педагогическом словаре В. И. Загвязинский привел отличное от других дефиниций определение понятию «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одаренность — системное, развивающее в течение жизни человека качество психики, которое определяет возможность достижения человеком по сравнению с другими людьми более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренный ребенок- ребенок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [4, с. 67]
Многозначность термина одаренность указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей человека. Одаренность как наиболее общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения: психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психолого-педагогического.
1.2. Психологические основы детской одарённости
В этом подпункте мы рассмотрим психологические основы детской одаренности. Для исследования данной темы, необходимо проанализировать признаки одаренности. [16]
Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с
высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «хочу» и «могу». Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный - характеризует способы его деятельности. Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:
1. Наличие специфических стратегий деятельности.
Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
· быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
· использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
· выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений. Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом этот уровень успешности: новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности.
2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.
3.Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т. д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом - сложное.
4.Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:
· Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.) либо к определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
· Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
· Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
· Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
· Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.[3, c. 18]
Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.[1, с. 23]
Сильные и слабые стороны ребенка с признаками умственной одаренности взаимосвязаны, переходят друг в друга. Например, капризы, упрямство, в той или иной мере присущие многим детям, при более высоком уровне интеллекта выступают резче, заметнее. Это относится и к проявлениям нежелания, неумения преодолевать повседневные учебные трудности. Повышенные способности часто сопровождаются привычкой учиться "хватая на лету".
Так, опережение сверстников может порождать зазнайство и тщеславие. Умственная самостоятельность, установка на познавание могут оборачиваться своеволием, противопоставлением себя окружающим. Даже, казалось бы, явное преимущество ребенка, которому все учебные предметы даются одинаково легко, имеет и свою теневую сторону: к подростковому возрасту такой ученик уже может начать тяготиться тем, что не знает, к чему же он более склонен. Выясняется, что отсутствие таких ограничителей, как относительная неспособность к каким-нибудь видам занятий, может обусловливать излишнюю разбросанность интересов, затруднять самоопределение.
Характер личностных проблем одаренного ребенка во многом определяется особенностями формирующейся у него самооценки. Существует мнение, что личностные трудности одаренных детей еще больше осложняются в случаях формирования у них неадекватно заниженной самооценки своих возможностей в различных областях деятельности, в том числе в общении.
Исследования выдающихся в умственном отношении детей показали, что многие из них очень критичны к себе. Обладая неадекватно низкой самооценкой, они часто не только не могут реализовать спои потенциальные способности, но и становятся неуспевающими учениками. Отмечается также, что одаренные дети очень ранимы, чувствительны ко всему, что затрагивает их "Я". Уже в раннем возрасте они проявляют повышенную чувствительность к попыткам задеть их самолюбие, склонны ставить перед собой задачи, которых не могут достичь, и тяжело переживают неудачи.
Самооценка личности существенно влияет на проявления и развитие способностей ребенка. При этом самовосприятие имеет два аспекта - знания о себе и отношение к себе. Самооценка - важнейший фактор детерминации поведения ребенка, она во многом определяет направленность его деятельности, особенности общения с другими людьми.
По мнению ряда психологов, на поведение личности очень большое влияние оказывает самоуважение, рассматриваемое как переживание собственной значимости. Предполагается, что большой разрыв между идеальным и реальным "Я" негативно влияет на самоуважение.
Таким образом, самооценка вбирает в себя множество различных факторов, заметных преимущественно в сфере межличностных отношении.
Для успешного традиционного обучения творчество не только не нужно, но может мешать, тормозить усвоение. Школьникам, лишенным творческого подхода к получаемой информации, учиться легче. Другое дело - ученики более творческие: они все пропускают через себя, через собственное видение мира. Таким детям гораздо труднее учиться, но им легче что-нибудь придумывать, изобретать.
Эти школьники не понимают, казалось бы, очевидных истин, от них не знаешь чего ожидать; им приходят в голову странные идеи, глупые - по мнению некоторых, необычные - по мнению людей, умеющих ценить нешаблонное. Конечно, далеко не все они учатся совсем уж плохо. Попадаются среди них, правда редко, даже отличники. Однако не усвоение знаний - главное для этих детей, а именно собственная работа мысли.
Наблюдения психологов и педагогов позволяют описать наиболее общие черты, присущие одаренным детям.
"Одаренность, в основном, определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными".
В сфере опережающего развития познания отмечается следующее: дети способны заниматься несколькими делами сразу; обладают повышенным любопытством; способны прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; обладают отличной памятью, базирующейся на ранней речи и абстрактном мышлении; способны классифицировать и категоризировать информацию и опыт; умеют широко пользоваться накопленными знаниями; увлекаются коллекционированием; обладают большим словарным запасом; используют в речи сложные синтаксические конструкции и умеют ставить вопросы; предпочитают игры, требующие активизации умственных действий; легко справляются с познавательной неопределенностью; не любят готовые ответы; с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания; обладают повышенной концентрацией внимания, упорством в достижении результата в интересной сфере и высокой степенью погруженности в задачу.
В сфере психосоциального развития у одаренных и талантливых детей наблюдаются следующие черты: развитое чувство справедливости; широкие личностные системы ценностей; яркое воображение; развитое чувство юмора; постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам"; характерны преувеличенные, страхи; восприимчивость к невербальным проявлениям чувств окружающими; нередко проявляется экстрасенсорное восприятие; в школьные годы являются эгоцентристами.
В плане физического развития замечен высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна. Их моторная координация часто отстает от познавательных способностей.
Родителями, первыми замечающими одаренность своих детей, описываются следующие поведенческие характеристики: ранняя речь; употребление сложных слов; раннее освоение счета или чтения; громадное любопытство; ценная память; быстрое восприятие и воображение.
Известно, что одаренность не исчерпывается только высоким коэффициентом интеллекта, хотя этот критерий и является основой достижений в одной или нескольких сферах (интеллектуальной, художественной и т.д.). В частности, Кларк и ряд других исследователей уточняют, что термин “одаренность” относится к когнитивным способностям, а "талант" включает другие стороны развития. В то же время она признала взаимозависимость всех психических функций человека в процессе развития интеллекта и сделала вывод о том, что одаренный человек может достичь полноценной реализации только через интеграцию восприятия, мышления, эмоций и других функций. [6, с. 84]
На основании вышеизложенного мы можем сделать вывод.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки и особенности одаренности включают инструментальный и мотивационный аспекты поведения.
К инструментальным относятся:
1. Наличие специфических стратегий деятельности.
2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой. 3.Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области.
4.Особый тип обучаемости.
К мотивационным относятся:
1.Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.) либо к определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д.).
2.Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
3.Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
4.Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПОСОБНЫХ И ОДАРЁННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2.1. Формы работы с одаренными детьми в начальной школе
Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей. Независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать и их креативные качества. Важным условием является умение отыскать среди множества учеников талантливых детей. Процесс выявления одарённых детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Эта задача - выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности – является одной из важнейших в работе учителя и классного руководителя.
Опыт работы педагогов показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. [12, с. 34]
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты.
Психологи выделяют несколько видов одаренности:
· академическую (способность к обучению в широком смысле слова),
· интеллектуальную, творческую (умение мыслить оригинально, создавать новое),
· психомоторную (способность к спорту или прикладным видам искусства),
· художественную [7, с. 44]
Рассмотрим индивидуальную программу работу с одаренными детьми «Ступеньки успеха» в общеобразовательном учреждении учителя начальных классов Марининой Валентины Ивановны.
Программа «Ступеньки успеха» направлена создавать условия для выявления и развития творческих способностей детей, для активизации познавательного интереса, для формирования ключевых компетентностей, для реализации способностей детей. Данная программа ориентирована на детей младшего школьного возраста (7-10 лет) и содержит следующие направления:
· работа по плану индивидуального обучения;
· включение учеников в исследовательскую деятельность по интересам;
· внеклассные мероприятия, направленные на активизацию учащихся в учебной деятельности;
· создание общественноактивной школы.
Обобщив опыт работы по
данной теме, предлагаем оптимальные, на наш взгляд, формы работы с одаренными
детьми, и детьми, имеющими повышенную мотивацию в учебе.
Выделим направления деятельности учителя по отношению к учащимся вышесказанной
категории.
Работа с одаренными детьми:
-диагностика одаренности;
-классно-урочная деятельность;
-внеурочная деятельность.
Первоочередной задачей в организации обучения одаренных детей и детей с повышенной мотивацией является выявление и определение своеобразия их одаренности с целью создания условий для наиболее полного раскрытия их талантов и способностей. Диагностика одаренности всегда представляет собой сложную проблему, поэтому целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: наблюдение за детьми, анкетирование детей, родителей и учителей, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей, тестирование.
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы
Классно-урочная деятельность:
-работа по индивидуальным планам;
-ИКТ;
-интерактивное обучение: работа в парах, работа в группах, игра в сотрудничестве;
-разноуровневые задания;
-творческие задания.
Система внеурочной деятельности учащихся включает разные формы работы, по которым мы составили методические рекомендации в помощь учителю.
Внеурочная деятельность:
-элективные курсы;
-интеллектуальные клубы «Эрудит»;
-интеллектуальные игры: «сильное звено», «умники и умницы», «счастливый случай», «своя игра», «Форд Боярд»;
-олимпиады, викторины;
-предметные кружки;
-конференции: НОУ, проектно-исследовательская деятельность;
-интеллектуальные марафоны;
-конкурсы.
Методические рекомендации
Основная цель элективных курсов – углубление и расширение знаний учащихся по различным вопросам лингвистической, математической, экологической наук на начальном уровне образования. Они связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов. Потребностей и склонностей каждого школьника и по существу являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.
Эта роль курсов в системе начального обучения определяет широкий спектр их функций и задач.
По назначению можно выделить несколько типов курсов. Одни из них могут обеспечивать для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Примером могут служить программы «Опасные места в лингвистике», «В мире фонетики», «Решение олимпиадных задач». Другие – должны обеспечивать межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на повышенном уровне.
Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, стимулирующего познавательную активность учащихся. Значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации. При этом главная функция учителя – лидерство, основанное на совместной деятельности, направленной к тому, чтобы достичь общую образовательную цель.
Интеллектуальный клуб создает благоприятные условия в проведении досуга успешно обучающихся учеников.
Клуб призван стимулировать
своих членов к постоянному пополнению знаний и умений; создавать доступные
условия для развития инициативы и творчества; обеспечивать систематический
интеллектуальный рост.
Формы деятельности клуба «Эрудит»:
· Тематические встречи.
· Конкурсы подготовленных творческих программ.
· Турниры между командами.
· Праздники знаний в определенных областях науки и искусства.
· Другие мероприятия, развивающие самостоятельность и творчество учеников.
Самая распространенная форма организации внеурочной деятельности ребят по интересам – предметные кружки. Они в основном предназначены для учащихся, интересы которых выходят за рамки программы, но не исключают возможности посещения их и другими учащимися. На занятиях предметных кружков все участники найдут себе дело по душе.
Цель таких объединений по интересам – увлечь ребенка по определенному направлению науки, привести в действие программу творческих и научных открытий, расширить спектр деятельности.
Действовать нужно осторожно, комплектуя предметные кружки. Следует учитывать интересы учащихся, их желание. Большинство детей в настоящее время изнежены и избалованы, поэтому не желают лишнего перетруждаться по школьным предметам. Задача педагога состоит в том, чтобы внимательно изучить реальные интересы ребят вне школы, затем построить мостики, позволяющие соединить сегодняшние интересы учащихся с содержанием кружка.
Учитель предлагает ребятам работать в кружке не на уровне запоминания, а на уровне активного сознания, включая упражнения на развитие познавательных сил личности: памяти, внимания, мышления и воображения. Механизм обучения на занятиях будет действовать продуктивно, если для ребят будут предложены задания «от простого к сложному». С каждым разом, преодолевая посильные сложности, ребенок с большим желанием будет подниматься по ступенькам знаний. В тоже время педагог использует дифференцированные задания, развивая у каждого его слабые стороны в учении.
При организации кружка важна еще одна деталь – название кружка не может быть скучным. Например, «Василек», «Раз дождинка», «Архимед», «Юный ихтиолог», «Печка-свечка». Тогда оно будет гореть в сердце ребенка ярким огоньком, а процесс познания и обучения будет приниматься с интересом.
Работа научных секций в среднем и старшем школьном звене является важной частью образовательного процесса и естественной. Юные талантливые ребята плодотворно занимаются исследовательской деятельностью по различным направлениям. Они энергичны и одержимы. А вот на работу научных обществ в начальной школе некоторые смотрят с недоверием. Но младший школьник способен на основе поиска и творчества научиться добывать информацию, составлять план действий, получать хороший результат. Только степень самостоятельности будет взаимозависима от возраста, чем старше ребенок, тем она выше.
Организация работы НО в начальной школе.
· Этапы организации и работы НО:
· Диагностика детей, с целью выявления юных талантов, а также учащихся с повышенной мотивацией.
· НО выбирает тему научной работы.
· НО накапливает информацию и систематизирует ее.
· НО выступает на научно-практической конференции.
Общие цели НО:
– добывать знания на определенную тему; – расширять кругозор; – развивать творческие способности; – укреплять в себе следующие качества: коммуникативность, инициативность, самостоятельность и предприимчивость.
Возрастные особенности младших школьников вносят свои правила в организацию работы НО. Основное правило для НО учащихся начальной школы: работать рука об руку с заинтересованным взрослым наставником, который поможет не «буксовать» деятельности НО.
Далее важно четко знать «чего хотим и зачем это». Для этого учащиеся выбирают интересующую тему исследования. Происходит поиск информации, используя все возможные источники (книги, наблюдения, беседы, ТV, Интернет, произведения искусства и др.). Составляется перспективный план действий НО. В заключение всей работы учащиеся готовят творческий отчет и выступают на научно-практической конференции.
Одна из основных практических задач современного образования – формирование у школьника основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения. Начинать работать в данном направлении желательно с первого класса. В этом возрасте ребенок удовлетворяет свои естественные потребности: огромное желание новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно «открывать Америку» вокруг себя. Поэтому дети с большим удовольствием становятся исследователями.
Исследовательская деятельность подразумевает активизацию интереса к обучению через самостоятельное открытие новых знаний. Исследование по своей сути тесно взаимосвязано с понятием «проектная деятельность», но между ними есть существенные отличия. Исследовательская деятельность – процесс поиска новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Проектная деятельность – объединение усилий для разработки собственного варианта решения по определенной проблеме для получения результата. В отличие от проектирования исследовательская деятельность не ставится в жесткие рамки, она более свободна и вариативна. Учителю важно знать, что в работе с детьми полезны и проектирование, и исследовательские работы.
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске, школьник получает, обучаясь по специальным методикам. Широкое распространение среди педагогов получила методика исследовательского обучения младших школьников Александра Ильича Савенкова.
Школьный интеллектуальный марафон – это интеллектуальное соревнование школьников, направленное на развитие личности каждого ученика. Участвуя в марафоне, ребенок проявляет стремление к самореализации; у него формируются навыки планирования и самоконтроля; ему приходится проявлять креативность, системность и критичность мышления. Получение результатов своей деятельности с комментариями учителей и соотнесение их с результатами других участников способствует формированию у ученика адекватной самооценки и уровня притязаний. А также учит его брать на себя ответственность за результаты собственной работы.
Структура марафона:
· Подготовка заданий для учащихся.
· Подготовка ответов и решений для проверки.
· Составление расписания проведения марафона для учеников и учителей.
· Выполнение учащимися заданий по предметам.
· Проверка выполнения заданий членами жюри.
· Обработка результатов.
· Ознакомление учащихся с результатами проверки.
· Подведение итогов.
Для успешного выполнения заданий марафона не требуются знания, выходящие за рамки школьной программы, но некоторые задания рассчитаны на общую эрудицию ученика. Задания предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации. При выполнении таких заданий ученик может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению, т. е. умение квалифицировать, обобщать и проводить аналогию, прогнозировать результат, «включая» интуицию, воображение и фантазию.
Главная задача конкурсов – дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей. Кроме этого конкурсы ориентированы на воспитание в ученике активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры. Конкурсы подразделяются по сферам деятельности.
Конкурсы:
-спортивные: спартакиады, игры, эстафеты, турпоходы;
-эстетические;
-интеллектуальные: «Русский медвежонок», «Кенгуренок», «Ученик года», «Самый умный»;
-творческие.
Конкурс «Ученик года»
Цели и задачи:
· создание условий для выявления, развития и поддержки мотивированных учеников в различных видах творческой деятельности;
· развитие мотивации школьников к учебе;
· повышение интеллектуальной культуры школьников;
· формирование у учеников активной жизненной позиции;
· стимулирование интереса учащихся к изучению литературы;
· повышение престижа школьного образования.
Порядок проведения конкурса и содержание этапов конкурса
Конкурс проводится в 3 этапа:
· Первый этап (заочный) – Портфолио участника.
· Второй этап (заочный, творческий) – разработка и проведение мероприятия.
· Третий этап (очный) состоит из двух конкурсов: «Эрудит» и «Творческий конкурс»
1) «Эрудит» состоит из 2 туров: «Блицтурнир» и «Любимая тема».
2) «Творческий конкурс»
Время выступления – 1 минута. Конкурс оценивается по 3-балльной системе.
Номинации:
1) «Ученик года» 2) «Лучшее портфолио» 3)
«Вечный двигатель года» – за лучшее КТД
4) «Самый эрудированный» [17]
2.2. Выявление и диагностика одарённости у детей младшего школьного возраста
Принято считать, что диагностика детской одаренности не педагогическая, а исключительно психологическая проблема. И это, конечно, справедливо, пока мы рассуждаем на уровне теории. Но современная образовательная практика требует личностно ориентированного подхода и заставляет рассматривать диагностику детской одаренности как неотъемлемую часть целостного педагогического процесса.
В педагогической психологии проблема диагностики одаренности традиционно рассматривается на двух уровнях, условно их можно назвать теоретическим и методическим (психометрическим). Естественно, что подобная точка зрения утвердилась и в педагогической практике.
Первый, теоретический уровень предполагает определение концепции одаренности, выяснение вопроса о том, кого и по каким критериям можно отнести к одаренным. Второй уровень, методический, включает в себя разработку, в соответствии с принятой концепцией, самих диагностических процедур- методик, позволяющих идентифицировать одаренных. Этот подход при первом рассмотрении представляется вполне логичным и самодостаточным. Однако массовая образовательная практика свидетельствует о том, что это не так.
Известно, что один и тот же ребенок по одной и той же психодиагностической методике (либо пакету методик) в разных условиях может показывать разные результаты. Это постоянно встречающееся явление нередко склонны приписывать либо неправильно сформулированной концепции одаренности, либо несовершенству разработанных в соответствии с ней психометрических методик. Последние обычно обвиняются в недостаточной надежности и валидности.
Между тем истинная причина этого явления часто кроется совсем в другом. Исследования и педагогическая практика показывают, что результаты диагностики становятся значительно более объективными, если обследования продумано с организационно-педагогической точки зрения. Таким образом, проблема диагностики одаренности может и должна рассматриваться еще на одном уровне, назовем его условно «организационно-педагогическим».
Организация процесса выявления одаренных.
Тестологический подход. Числу самых распространенных вариантов организационно-педагогического решения можно с полным правом отнести разовые обследования на уровень одаренности. Их содержание базируется на универсальной, выраженной в баллах «единой оценке» одаренности. Обычно это оценка интеллекта либо креативности, иногда сочетание того и другого.
«Принцип турникета». В условиях этого подхода отпадает необходимость жесткой селекции детей. Это система создана для работы в массовых школах. Суть ее сводится к тому, что дети включаются в работу по специальной программе. Занятия ведут специально подготовленные педагоги-технологи. Ребенок может включиться в работу в течение всего года и, в зависимости от собственных достижений, выйти из нее в любое время учебного года.
Иллинойсская модель. Набирается группа детей в количестве 22 человек в возрасте от 3 до 5 лет. Зачисленные дети, по замыслу авторов, должны опережать сверстников в развитии интеллектуальных и творческих способностей. процесс выявления одаренных разбит на три этапа: поиск, оценка и отбор.
Поиск. Примерно за месяц до проведения индивидуальных обследований проводится широкое оповещение родителей о том, что потенциально одаренные дети имеют возможность посещать группы обучения по специальной программе.
Оценка. Процедура обследования построена таким образом, чтобы информация об уровне интеллектуального, творческого и психомоторного развития ребенка поступала из двух независимых источников: от родителей и от специалистов (психологов). Пока родители заполняют специальные опросники, психологи тестируют ребенка. Как правило, подробную информацию о результатах не сообщают родителям.
Отбор. Заключительная стадия – отбор- имеет двойную цель: подобрать учащихся, наиболее подходящих для обучения по данной программе, и обеспечить участие в этой программе детей из разных социально-экономических слоев и расовых групп. Квалификационные характеристики, или критерии отбора: а) превышение стандартного отклонения в 2 раза по одному (любому) тесту; б) превышение стандартного отклонения в 1,5 раза или более по двум (любым) тестам; в) для детей из малообеспеченных семей достаточно превышения стандартного отклонения, равного 1 и выше по двум (любым) тестам. Окончательное решение о приеме принимают совет педагогов. Дети, показавшие необходимый квалификационный результат, но не включенные в группу, зачисляются в резервный состав. Они имеют право быть принятыми позже.
Модель- «диагностика развития». Выделяют 6 основных этапов диагностического процесса:
· Предварительное психодиагностическое обследование каждого ребенка;
· Этиологическая или причинная диагностика (вскрываются причины возникновения тех или иных психологических «преград»);
· Типологическая диагностика (определение того или иного типа развития; выявление конкретных психологических механизмов порождения и функционирования обнаруженных ранее психологических преград и причин их возникновения);
· Прогнозирование (предсказание возможных последствий развития);
· Этап разработки педагогически рекомендаций, способствующих оптимальному обучению и развитию данного ребенка. [11, с. 16]
Конкретные тесты для диагностики одаренности у младших школьников представлены в приложении.
На основании вышеизложенного во второй главе, мы можем сделать вывод: для развития детской одаренности нужна особая рабочая программа. Работа с одаренными детьми начинается с диагностирования, то есть выявления одаренных детей. Применяются различные формы и методы диагностирования одаренности у младших школьников: наблюдения за детьми; анкетирование детей, их родителей, учителей, работающих с детьми; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей; тестирование. Опыт педагогов показывает, чем раньше выявляется одаренность у детей, тем лучше это влияет на дальнейший успех в учебной деятельности. К основным формам работы в классно-урочной деятельности можно отнести:
· работа по индивидуальным планам;
· ИКТ;
· интерактивное обучение: работа в парах, работа в группах, игра в сотрудничестве;
· разноуровневые задания;
· творческие задания.
К основным формам и методам по одаренности детей во внеурочное время можно отнести:
· элективные курсы;
· интеллектуальные клубы;
· интеллектуальные игры;
· олимпиады, викторины;
· предметные кружки;
· конференции: НОУ, проектно-исследовательская деятельность;
· интеллектуальные марафоны;
· конкурсы.
Особенностью данной рабочей программы с одаренными детьми является упор на предметно-исследовательскую деятельность, которая выражается в создании интеллектуальных клубов, НОУ, интеллектуальных марафонов и т.д. Еще одной особенностью работы с талантливыми детьми является работа в классно-урочной деятельности по индивидуальным планам, использование разноуровневых заданий и уклон на творческие задания.
Заключение
В начале нашего исследования нами была поставлена, цель для реализации которой были определены ряд задач.
Решая первую задачу мы исследовали педагогические словари таких выдающихся педагогов как Хоруженко К.М. и Курепина А.В., В. А. Мижериков, Г.М.Коджаспирова и А.Ю. Коджаспирова и др. и дали определение терминам «одаренность» и «одаренные дети». Одаренность- системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок- ребенок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Решая вторую задачу, мы выявили психологические основы детской одаренности. На основе литературы, мы нашли психологические признаки и особенности детской одаренности. Это выражается в инструментальном и мотивационном поведении одаренного ребенка, который можно пронаблюдать и в повседневном поведении ребенка.
Далее мы знакомились с различными методами и формами работы с одаренными детьми в общеобразовательных школах. Рассмотрев индивидуальную программу учителя начальных классов общеобразовательной школы Марининовой В. И., мы исследовали особые формы и методы работы для развития одаренности детей. К таковым относятся:
Формы и методы работы в классно-урочной деятельности:
-работа по индивидуальным программам;
-интерактивное обучение;
-разноуровневые и творческие задания.
Формы и методы работы во внеурочное время:
-элективные курсы;
-интеллектуальные клубы, игры, марафоны;
-олимпиады, викторины, конкурсы;
-предметные кружки;
-конференции: НОУ, проектно-исследовательская деятельность.
Решая последующую задачу, мы рассмотрели методы диагностики детской одаренности. Существуют различные способы выявления одаренности у детей младшего школьного возраста: наблюдение за обучающимися; анкетирование детей, родителей и учителей, работающих с детьми; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей; тестирование.
Таким образом, мы считаем, что цель нашего исследования достигнута, задачи решены.
Гипотеза - педагогическая деятельность по развитию одаренности детей младшего школьного возраста будет эффективной если:
Список рекомендуемой литературы для студентов
1. Богоявленская, Д.Б. РАБОЧАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ [Текст ]/ Д. Б. Богоявленская- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2010. - 68 с.
2. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. [Текст]/ А. Л. Венгер- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
3. Лохов, М.И. Плохой хороший ребёнок. (Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи) [Текст]/ М. И. Лохов — СПб: 2005. — 320 с.
4. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. уч. Заведений [Текст]/ В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.; под ред. В. И. Загвязинского, А.Ф. Закировой.-М.: Издателсикй центр «Академия», 2008.-352с.
5. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений [Текст]/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров-М.: Издательский центр «Академия», 2006. -176 с.
6. Ландау Э., Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. [Текст]/ Э. Ландау – М., 2005. – 144 с.
7. Марченко, Е.В. Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка [Текст] / Е. В. Марченко- 2010. - № 6. - Библиогр.: с. 121.
8. Межиева М.В., Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет [Текст]/ М.В. Межиева - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2008-128 с.
9. Мижериков, В.А., Психолого-педагогический словарь [Текст]/ В.А. Мижериков- Ростов н/Д: Феникс, 2009-544 с.
10. Мижериков, В. А. Словарь-справочник по педагогике [Текст]/ В.А. Мижериков- М.: ТЦ Сфера, 2010.- 448 с.
11. Савенков, А. И. Одаренный ребенок в массовой школе [Текст]/ А. И. Савенков – М.: Сентябрь, 2010-208 с.
12. Сатынская, А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей [Текст] / А. К. Сатынская - 2010. - № 6. - Библиогр.: с. 33.
13. Хоруженко, К.М. Краткий педагогический словарь-справочник [Текст]/ К. М. Хоруженко, А. В. Курепина — Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. Ин-та, 2010.-200 с.
Список использованных источников
Диагностика детской одаренности [Электронный ресурс]. Режим доступа- - http://www.s11017.edu35.ru/teacher/test/275-dar
1. Психологические основы детской одаренности [Электронный ресурс].
Режим доступа-http://festival.1september.ru/articles/578791/
2. Одаренные дети- детская психология [Электронный ресурс]. Режим доступа- http://tvoypsiholog.ru/publ/odarennye_deti/17-1-0-711
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.