Курсовая работа на тему: Методические особенности организации индивидуальной внеклассной работы с младшими школьниками по изучению природы в 1 классе
Оценка 5

Курсовая работа на тему: Методические особенности организации индивидуальной внеклассной работы с младшими школьниками по изучению природы в 1 классе

Оценка 5
docx
27.01.2022
Курсовая работа на тему: Методические особенности организации индивидуальной внеклассной работы с младшими школьниками по изучению природы в 1 классе
Смирнова Анастасия_курсовая.docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Соликамский социально – педагогический колледж имени А.П. Раменского»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по МДК. 01.05 Естествознание с методикой преподавания

 

Методические особенности организации индивидуальной внеклассной работы с младшими школьниками по изучению природы в 1 классе

 

 

 

 

Выполнил(а):               Смирнова Анастасия Семёновна                         Ш-47

                                                (Фамилия, имя, отчество)                                      (группа)

44.02.02 Преподавание в начальных классах

(наименование специальности)

Руководитель: Прягаева Елена Алексеевна, преподаватель колледжа

 

Защита состоялась «13» января 2022 г.

Оценка_____________

 

Соликамск, 2022

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

3

Глава 1. Организация внеклассной работы по окружающему миру в начальной школе……………………………………………………………

 

5

1.1. Сущность и значение внеклассной работы по окружающему миру в начальной школе…………………………………………………..

 

5

1.2. Особенности организации внеклассной работы по окружающему миру в 1 классе……………………………………………

 

6

1.3. Принципы организации внеклассной работы по окружающему миру на этапе начального общего образования……….

 

7

Глава 2. Бизиборд как нетрадиционное средство обучения при изучении природы в 1 классе…………………………………………………………

 

12

2.1. Нетрадиционное средство обучения – бизиборд…………….

12

2.2. Разновидность бизиборда – бизибокс………………………...

13

Заключение………………………………………………………………….

15

Список источников…………………………………………………………

16

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном мире, когда все больше возрастают функции школы в формировании гармонично развитой личности ребенка, необходимо широко использовать все возможности как урочной, так и внеклассной работы для повышения эффективности обучения и воспитания.

Роль внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе стремительно возрастает, так как эта работа:

1. способствует решению задач воспитания;

2. развивает у учащихся диалектико – материалистические взгляды на взаимодействие человека с природой;

3. способствует соединению теоретических знаний с жизнью;

4. обеспечивает развитие творческих способностей и устойчивых интересов к предмету «Окружающий мир» у учащихся.

В условиях модернизации современного образования, в рамках которого требуется решить вопрос о повышении эффективности учебно-воспитательного процесса, очень важно обеспечить тесную взаимосвязь между всеми звеньями процесса воспитания – как на уроке, так и во внеурочное время.

Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования внеклассная работа наряду с внеурочной деятельностью организуется по направлениям развития личности с целью создания воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных, творческих интересов учащихся во внеурочное время[2].

Объект исследования: процесс организации внеклассной работы по окружающему миру.

Предмет исследования: методические особенности индивидуальной внеклассной работы по изучению природы.

Цель исследования: раскрытие методических особенностей организации индивидуальной внеклассной работы по окружающему миру посредством глубокого теоретического анализа информации по данной теме.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психолого-методическую литературу и нормативно-правовые документы по проблеме исследования;

2. Составить понятийный аппарат курсовой работы;

3. Создать методические и педагогические условия для написания курсовой работы;

4. Изучить методические условия организации индивидуальной внеклассной работы по изучению природы;

5. Изготовить бизибокс по естествознанию для изучения природы в 1 классе;

Методы исследования:

1. Теоретический: анализ психолого-методической литературы и нормативно-правовых документов;

2. Практический: моделирование бизибокса по естествознанию для изучения природы в 1 классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Организация внеклассной работы по окружающему миру в начальной школе

1.1. Сущность и значение внеклассной работы по окружающему миру в начальной школе

В многогранном процессе повышения эффективности воспитания и обучения учащихся важная роль принадлежит единству и взаимодействию учебной и внеклассной работы. Практика работы школ убеждает в том, что наилучших результатов воспитания всесторонне развитой личности учащегося можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой[6].

Внеклассная работа – это форма организации разнообразной добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и разнообразной творческой самодеятельности[4].

Внеклассная работа не является обязательной в отличие от внеурочной. Она строится по интересам учащихся, а также на принципах полной добровольности. Вместе с тем внеклассная работа должна учитывать возрастные особенности учащихся, как и обязательная учебная деятельность.

Основной задачей внеклассной работы является расширение кругозора школьников, а также развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов. Отсюда и вытекает особая значимость внеклассной работы при развитии индивидуальных творческих способностей учащихся.

Внеклассная природоведческая работа развивает у детей интерес к естествоведческим наукам, а также позволяет углублять и применять на практике знания, которые предусмотрены программой, вместе с тем воспитывать у школьников трудолюбие, настойчивость, и формировать бережное отношение к природе. Внеклассное изучение природы способствует непосредственному выявлению простейших закономерностей ее жизнедеятельности.

Содержание внеклассной работы не направлено на выполнение учебной программы и обязательного стандарта образования, однако, как правило, связано с ними. Это является существенным отличием внеклассной работы от обязательной учебной деятельности учащегося, в которой осуществляется его общее развитие, а также развитие по всем направлениям[8].

 

1.2. Особенности организации внеклассной работы по окружающему миру в 1 классе

Внеклассная работа по окружающему миру включает в себя целый комплекс воспитательно-образовательных направлений, таких как:

1.                 воспитание толерантного отношения к природе, традициям и обычаям народов нашей страны;

2.                 героико-патриотическое и нравственное воспитание младших школьников;

3.                 воспитание экологической культуры младших школьников;

4.                 мотивация потребности в охране окружающей среды, развитие навыков личной гигиены и приемов выживания в экстремальных условиях.

При этом ведущим видом деятельности будет выступать экологическое воспитание[10].

Цель экологического воспитания младших школьников — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое, в свою очередь, строится на базе экологического сознания. Это, прежде всего, предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, а также пропаганду идей его оптимизации и активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Условием такого обучения и воспитания, в свою очередь, выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, правовой и практической деятельности учащихся, которая направлена на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Цель экологического воспитания достигается по мере решения следующих задач:

1. Образовательных, то есть формирование системы знаний об экологических проблемах современности, а также путях их разрешения;

2. Воспитательных, то есть формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, а также здорового образа жизни;

3. Развивающих, то есть развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния, а также улучшению окружающей среды своей местности.

При этом в широком смысле природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда, которая включает в себя и самого человека. Экологическая культура или ответственное отношение к природе – это сложная характеристика личности. Означает она понимание законов природы, которые определяют жизнь человека, а также проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, и в активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды[13].

Подытоживая вышесказанное, при учете всех особенностей организации внеклассной работы по окружающему миру, а также при целенаправленном руководстве учителя школьники учатся видеть и подмечать, понимать и ценить красоту природы, а также воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру.

 

1.3. Принципы организации внеклассной работы по окружающему миру на этапе начального общего образования

Внеклассная работа в школе имеет большое как воспитательное, так и образовательное значение. Внеклассная деятельность, проводимая в тесной связи с урочной и классной работой, рассматривается как одна из фаз процесса обучения, направленного на использование содержания учебного материала в жизненной практике учащихся, углубляет их знания, расширяет способы деятельности, создает условия для реализации индивидуальных способностей школьников, для побуждения у них интереса к самообразованию, к самосовершенствованию. Внеурочная деятельность призвана удовлетворять интересы детей и подростков, которые постоянно меняются, а также духовные, социокультурные и образовательные потребности, и, вместе с тем, создавать широкие возможности школьникам для занятий любимым делом.

В основе организации внеклассной работы лежит ряд педагогических принципов, или как их называют принципами воспитания. Все они тесно взаимосвязаны между собой, а потому представляют целый комплекс. Принципы придают внеклассной работе определенную устойчивость, при этом одновременно открывая динамические возможности.

Стоит рассмотреть наиболее используемые принципы для организации внеклассной деятельности по окружающему миру в условиях современного воспитательного процесса. [7].

Одним из важных принципов организации внеклассной воспитательной деятельности является принцип целенаправленности. Суть его требований состоит в том, что содержание внеклассной деятельности должно быть подчинено решению общей цели воспитания – формированию всесторонне развитой личности, поэтому педагоги должны подчинить этой цели всю свою работу.

Также не менее важным при организации внеклассной деятельности является принцип общественной направленности. Он предполагает, что содержание работы студий, клубов, объединений, кружков и прочего будет носить общественно-значимый характер, будет отвечать актуальными задачами социально–экономического развития страны, а также будет связано с достижениями современной науки, техники, культуры, искусства и прочего.

Важным требованием к организации внеклассной деятельности является ориентация на ценности и ценностные отношения. Необходимо постоянное профессиональное внимание педагога на отношения воспитанника к различным социально-культурным ценностям: человеку, обществу, природе, труду, познанию. А также к ценностным основам жизни  достойного человека: добру, истине, красоте.

Один из фундаментальных принципов организации внеклассной деятельности – принцип воспитания личности в коллективе, через коллектив. Этот принцип предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательной работы. Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. [7].

 Также одним из принципов организации внеклассной работы является и принцип преемственности, последовательности и систематичности. Он направлен на закрепление ранее усвоенных умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.

Стоит отметить, что практическая реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке. Выявляя в ребенке положительное и опираясь на это, а также делая ставку на доверие, педагог тем самым предвосхищает процесс становления и возвышения личности ребенка.

Еще одним из основных принципов является принцип добровольности. Суть этого принципа состоит в том, что ученики должны сами выбрать ту деятельность, которая им наиболее интересна, а также в области, в которой они могут проявить свои способности, талант, и добиться определенных результатов: кому-то нравится музыка, кому-то – танцы, кто-то увлекается историей, кто-то литературой и тому подобное.

Важным требованием к внеклассной деятельности является учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей учеников, принимающих участие в этой деятельности. Реализация этого принципа в воспитании предполагает отбор содержания деятельности в соответствии с возрастом, силами и возможностями учащихся. Делается это с целью предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, которые отрицательно сказываются на физическом и психическом здоровье.

Изучали вопрос учета возрастных и индивидуальных особенностей детей видные педагоги прошлого: Л. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, Д. Ж. Локк, а позже К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и другие. Одним из важных принципов организации внеклассной работы является принцип ведущей роли воспитания школьников по отношению к их развитию. Заложенные в ребенке природой задатки могут быть развиты, преобразованы и превращены в самые разнообразные способности в процессе организованной деятельности, целенаправленного воспитания [5].

Практическое педагогическое значение этого положения состоит в том, что все дети в природном отношении рассматриваются как разнообразно и богато одаренные натуры и что сила проявления таланта, дарования каждого ребенка зависит от условий его воспитания. Принцип ведущей роли воспитания в развитии сущностных сил и дарований школьника требует от педагога постоянного внимания и активного отношения, как к общему развитию детей, так и к формированию их индивидуальных наклонностей и талантов. [7].

Еще один принцип – принцип стимулирования и активизации деятельности учащихся. У большинства детей самую большую трудность вызывает овладение жизненным опытом. Становление ребенка социально-ценной личностью происходит только в условиях преодоления внешних и внутренних препятствий, а также волевого стимулирования, самоопределения и самоограничения.

К числу принципов организации внеклассной воспитательной деятельности стоит отнести и принцип оптимизации, постоянного приведения методов и приемов интеллектуальной, трудовой, любой другой деятельности в соответствие с целями внеклассной воспитательной работы, содержанием и реальной психологической ситуацией

Эти принципы имеют практико-ориентированную нaправленность, ведь не даром ряд исследователей педагогического принципа считают его, своего рода, мостиком из теории в практику. Ими могут и должны руководствоваться, в особенности, педагоги при решении каких-либо конкретных педагогических задач, а также обязательно учитывать их при организации внеклассной воспитательной деятельности. Это поможет способствовать высокому уровню образовательного, воспитательного и развивающего влияния на учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Бизиборд как нетрадиционное средство обучения при изучении природы в 1 классе

2.1. Нетрадиционное средство обучения – бизиборд

Для организации нетрадиционного обучения учащихся при изучении природы можно воспользоваться таким средством обучения как бизиборд.

Прежде всего, необходимо разобраться, что такое бизиборд.

Традиционный бизиборд представляет собой доску, на которой расположены различные элементы – с ними учащийся может играть и развивать мелкую моторику при этом, не рискуя получить травму. Все детали бизиборда можно включать и выключать, открывать и закрывать, тянуть, вращать и тому подобное. Некоторые из элементов могут даже издавать звуки, светиться и мигать[3].

Сам по себе бизиборд очень полезен для развития учащегося. Играя с бизибордом, учащийся будет самостоятельно познавать мир, а также получать новые знания. Учитель также может помочь учащемуся.

Как известно, развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста[12].

Итальянский педагог Мария Монтессори, разработавшая систему поэтапного развития, в своих исследованиях отмечала, что маленький ребенок в большей степени воспринимает информацию через сенсорные ощущения. В 1907 году Мария Монтессори придумала, как дать детям возможность познавать мир безопасно и создала первый бизиборд. Это была доска, на которой были размещены дверная защелка, цепочка, шнуровка, обесточенная розетка, штекер и выключатель[11].

Стоит обратить внимание и на причину стремительного роста популярности всех вдов бизибордов в современном мире.

Нарастание различных экологических проблем, более стремительный прогресс, а также прирост количества развлекательного контента для детей – эти факторы существенно влияют на развитие детей, однако не в лучшую сторону. Современный ребенок совсем не так активно занимается познанием окружающего его мира. В современном мире уже с года дети все чаще заняты телефонами, мультфильмами – всем, что так приковывает их внимание[11].

Именно поэтому и стремительно меняется система образования. Традиционные подходы к обучению детей изживают себя. Внимание учащихся становится все сложнее привлечь с помощью традиционных форм, средств и методов обучения.

Бизиборды же задают игровой формат образовательному процессу, ведь для детей бизиборд – это, прежде всего, увлекательная игрушка. При этом бизиборд соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предъявляемым к предметно-пространственной среде учреждения.

Главная цель игры с бизбордом – вовсе не сама игра, а именно обучение через игру. А если сказать точнее, то помощь в развитие самостоятельности учащихся. Осуществление неразрывной связи сенсомоторного развития с разнообразной деятельностью учащихся посредством дидактических игр[9].

Современный бизиборд решает несколько задач одновременно – воспитательную, развивающую и обучающую[9].

 

2.2. Разновидность бизиборда – бизибокс

Существует пять самых распространенных разновидностей бизиборда:

1. Классический бизиборд;

2. Двухсторонний классический бизиборд;

3. Бизидом;

4. Бизибокс или бизикуб;

5. Мягкий бизиборд[3].

Подробнее остановимся на одной из разновидностей бизиборда – бизибокс.

Понять, как выглядит данная разновидность бизиборда можно из названия. Бизибокс представляет собой куб, на 5 сторонах которого располагаются различные элементы.

Такой бизибокс идеально подойдет для образовательного учреждения. С таким бизибоксом сможет играть сразу несколько детей, поэтому его можно установить в кабинете начальной школы.

Применение бизибокса при обучении детей приведет к развитию:

1. Мелкой моторики и памяти, ведь благодаря наличию множества мелких деталей мозг ребенка активно развивается.

2. Координации движений. Чаще всего эту функцию выполняют дверные цепочки, шнуровки, защелки, молнии, шестеренки и прорези. С помощью них ребенок учится управлять руками и направлять движения правильно для достижения цели – застегнуть молнию, привести фигурку по змейке в нужное положение и тому подобное.

3. Логики. В этом помогают дверцы, фонарики, магнитные лабиринты, шестеренки. С помощью них развивается понимание последовательности действий: поднес магнитную ручку – шарик потянулся за ней, нажал кнопку – фонарик загорелся, открыл замок – открыл дверку – нашел картинку.

4. Усидчивости. Младшему школьнику трудно сосредоточить внимание надолго, а благодаря бизибоксу он может заниматься его изучением до получаса.

5. Воображения, ведь учащийся придумывает множество вариаций работы с тем или иным оборудованием[9].

Подытоживая вышесказанное, бизиборд – это не просто красивая игрушка, а полноценная дидактическая игра с множеством функций, которую можно использовать для гармоничного развития ребенка учителем. В современном мире бизиборд – это уже необходимая вещь для развития речи и восприятия мира ребенком.

 

 

Заключение

В данной работе был рассмотрен вопрос об организации внеклассной работы по окружающему миру с младшими школьниками.

В процессе теоретического исследования была изучена научно-методическая литература по данной теме, а также были раскрыты особенности организации внеклассной работы по окружающему миру, и были рассмотрены принципы организации внеклассной работы по окружающему миру в работе с младшими школьниками.

В качестве вывода стоит отметить, что внеклассная работа играет важную роль в воспитании у детей любви к знаниям, к труду и к природе. Правильно организованная внеклассная работа по окружающему миру позволяет удовлетворить разнообразные индивидуальные запросы и интересы детей, а также разумно организовать их досуг. Кроме того, такая работа способствует закреплению и расширению имеющихся знаний детей о природе, и, как следствие, возбуждает в них интерес к ее изучению.

Для эффективности обучения можно использовать такое пособие как бизиборд.

Бизиборд, или как по-другому называют развивающая доска, – это особое изобретение, которое позволяет добиться сразу двух целей: надежно отвлечь внимание ребенка от занятия различными глупостями, и при этом развивать его сообразительность игровым методом.

В ходе практической части мы доказали, что использование разновидности бизиборда – бизибокса положительно сказывается на эффективности обучения детей окружающему миру в рамках внеурочной деятельности, а именно изучению природы.

Таким образом, поставленная цель и задачи были нами достигнуты.

 

 


 

Список источников

Нормативно-правовая литература:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с изменениями и дополнениями на 2021 год

Основные источники:

3. Бизиборды: что это такое, зачем они нужны, какими бывают и как сделать бизиборд своими руками? [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://smrebenok-ru.turbopages.org/smrebenok.ru/s/main/bizibordy-chto-eto-takoe-zachem-oni-nuzhny-kakimi-byvayut-i-kak-sdelat-bizibord-svoimi-rukami/

4. Внеклассная работа как способ формирования экологической культуры младших школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/kursovaya-rabota-po-teme-vneklassnaya-rabota-kak-sposob-formirovaniya-ekologicheskoy-kulturi-mladshih-shkolnikov-2558350.html

5. Гиляров, А.А. Человек и животные: этика отношений [Текст]: метод.пособие / А.А.Гиляров. – Минск: Народная Асвета , 2013. – С. 70 – 78

6. Глущенко, А.Г.Внеклассная работа в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / А.Г.Глущенко. - Киев: Радянська школа, 2011. – С.58 – 68

7. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Е.Ф.Козина, Е.Н.Степанян. – М.:Академия, 2004. – С.196 – 199

8. Захлебный, А.Н. На экологической тропе [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / А.Н.Захлебный. – М.:Академия, 2004. – С.80 – 84

9. Масленникова, Е.А. Инновационные технологии - бизиборд и его значение [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/03/04/innovatsionnye-tehnologii-bizibord-i-ego-znachenie

10. Оморокова, М.Е. Формирование экологически воспитанной личности младшего школьника [Текст]/М.Е.Оморокова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.2vg.ru

11. Почему бизиборд - необходимость в современном мире? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://умничка.рф/blogs/blog/bizi

12. Цветкова, Е.В. Бизиборд как средство развития детей раннего возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://urok-1sept-ru.turbopages.org/urok.1sept.ru/s/articles/667270

13. Цветкова,И.В. Экология для начальной школы. Игры, проекты [Текст]: метод. пособие / И.В.Цветкова. – Ярославль.: Академия развития, 2009. – С.70 – 78

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


https://sun9-47.userapi.com/impg/o2ODI2VxJ-rdAh85jJAKES8feP95fh-m_weJcQ/M9yhNc8TJIU.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=71355967e89b5b9cd244cf6e09f26453&type=albumПриложение 1.

https://sun9-32.userapi.com/impg/b6y7gJL5QeQYFLEl9WT6mW7R8v_vbjROcQLhMQ/IprAE_Vx-EA.jpg?size=650x928&quality=96&sign=fb5e98adea30f6a5eee625f89ae0e0f9&type=album

 

Приложение 2.

https://sun9-73.userapi.com/impg/YfM06XrivBW2rW44bv5cRZ7OIF0n2mfIA0NcoQ/prEflIv3qzQ.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=bc0be3f71b7fd7e70588fdda17883eb3&type=album https://sun9-11.userapi.com/impg/FpX60By7k02I2GUhktVyQ6aIwOY9oZB3HvCyUA/e_pqPykY4Ek.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=0b55e39c03cab7678a69f9b4fc08c607&type=album

https://sun9-3.userapi.com/impg/cZHQhXReYeKvpA2c-Yzzo2EANWIZwCPuI108nQ/rWxMj-Z2d1Y.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=163748d6e1e46eeac2e34ef9f74e0afd&type=album https://sun9-69.userapi.com/impg/HJlNwUUG2-fHXaYsW6nebAXdQ9Ohes8tTorr_A/2sHU3h3Mog0.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=c4fc659b24b3fac116ddaafea9d1fca4&type=album


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский социально – педагогический колледж имени

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский социально – педагогический колледж имени

Содержание Введение……………………………………………………………………

Содержание Введение……………………………………………………………………
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2022