Курсовая работа на тему: Организация проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях по окружающему миру в 3 классе на примере темы: «Золотое кольцо России»
Оценка 4.7

Курсовая работа на тему: Организация проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях по окружающему миру в 3 классе на примере темы: «Золотое кольцо России»

Оценка 4.7
docx
27.01.2022
Курсовая работа на тему: Организация проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях по окружающему миру в 3 классе на примере темы: «Золотое кольцо России»
Смирнова Анастасия.docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Соликамский социально – педагогический колледж имени А.П. Раменского»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по МДК. 02.01 Основы организации внеурочной работы в научно-познавательной деятельности (русский язык и культура речи, математика, естествознание)

 

Организация проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях по окружающему миру в 3 классе на примере темы:
«Золотое кольцо России»

 

 

 

Выполнил(а):               Смирнова Анастасия Семёновна                         Ш-37

                                     (Фамилия, имя, отчество)                                 (группа)

44.02.02 Преподавание в начальных классах

(наименование специальности)

Руководитель: Прягаева Елена Алексеевна, преподаватель колледжа

 

 

 

Защита состоялась «__» ____________ 2021 г.

Оценка_____________

Соликамск, 2021


 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….….3

Глава 1. Нормативно правовые требования к организации внеурочной деятельности в начальных классах………………………………………………………………………….5

1.1. Процесс организации внеурочной деятельности на начальной ступени обучения………………………………………………………………………………….….5

1.2. Организация проектной деятельности во внеурочной деятельности у младших школьников……………………………………………………………………….7

Глава 2. Организация исследования в начальной школе на внеурочных занятиях по окружающему миру............................................................................................................10

2.1. Определение понятия «исследование»………… ……………………….…..10

2.2. Ученые-дидакты начальных классов, изучавшие исследовательскую деятельность…………………………………………………………………………...….10

2.3. Виды исследований, используемых в начальной школе…………….….….11

2.4. Методические особенности организации исследования во внеурочной деятельности по окружающему миру……………………………………………………12

Заключение…………………………………………………………………………..……16

Список источников……………………………………………………………….…….…17

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

 


 

Введение

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий.

Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

Проектная деятельность влияет на формирование организационно-деятельностных качеств обучающихся, а также креативных качеств.

Следует отметить, что проблема использования проектной деятельности является одной из самых актуальных проблем в воспитательной работе в  школе.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. [6]

В.Гузеев подчёркивал, что «…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».[7]

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.

Объект исследования: организация внеурочной деятельности младших школьников.

Предмет исследования: организация проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности у младших школьников.

Цель исследования: изучение особенностей организации проектной деятельности во внеурочной деятельности младших школьников по окружающему миру в 3 классе на примере темы: «Золотое кольцо России».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психолого-методическую литературу по проблеме исследования;

2. Рассмотреть организацию внеурочной деятельности в начальных классах;

3. Рассмотреть организацию исследования на внеурочной деятельности с младшими школьниками;

4. Разработать три дорожные карты проектной деятельности.

Методы исследования:

1. Теоретический: анализ психолого-методической литературы;

2. Математический: моделирование дорожных карт.


 

Глава 1. Нормативно правовые требования к организации внеурочной деятельности в начальных классах

1.1. Процесс организации внеурочной деятельности на начальной ступени обучения

Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО:

1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»;

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

 

Понятие «Внеурочная деятельность».

Рассмотрим разные определения понятия «внеурочная деятельность».

Согласно письму № 09-1672 под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.

По определению глоссария ФГОС внеурочная деятельность обучающихся – это деятельностная организация обучения на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения.

 

Общие требования к реализации внеурочной деятельности.

Согласно письму № 09-1672:

Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности.

Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным элементом основной образовательной программы, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы.

Рабочие программы внеурочной деятельности должны содержать:

- планируемые результаты внеурочной деятельности;

- содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности;

- тематическое планирование.

ФГОС определено максимально допустимое количество часов внеурочной деятельности в зависимости от уровня общего образования:

- до 1350 часов за четыре года обучения на уровне начального общего образования.

При реализации рабочих программ внеурочной деятельности рекомендуется использовать формы, носящие исследовательский, творческий характер.

 

Условия реализации внеурочной деятельности.

Согласно письму № 03-296 необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям: организационному; нормативному; финансово-экономическому; информационному; научно-методическому; кадровому; материально-техническому.

Учреждение дополнительного образования детей может использовать имеющуюся у него материально-техническую базу для осуществления образовательного процесса для обучающихся нескольких общеобразовательных учреждений, которые "аккумулируются" в УДОД.

Обучающиеся учреждений общего образования могут посещать кружки, секции, клубы по интересам и т.д. учреждений дополнительного образования детей, действующие на базе этого общеобразовательного учреждения.

Во всех случаях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей должно быть создано общее программно-методическое пространство.

В качестве финансово-экономической основы для реализации внеурочной деятельности образовательным учреждением должны быть использованы все возможности бюджетного и внебюджетного финансирования.

 

 

 

1.2. Организация проектной деятельности во внеурочной деятельности у младших школьников

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Непременным условием проектной деятельности является наличие выработанных представлений о ее конечном продукте и как следствие этого – об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. [12]

Условия – система социальных явлений и процессов, оказывающих определенное влияние на проектную деятельность.

Условия проектной деятельности включают в себя множество компонентов – отношения, процессы, среда, действия, вещи, деятельность, средства и т. п. [10]

Целью проектной деятельности является создание условий для формирования исследовательских умений обучающихся, развития их творческих способностей и логического мышления.

Задачами проектной деятельности являются развитие у обучающихся:

• исследовательской, коммуникативной компетентности;

• познавательных интересов;

• умения проводить рефлексию;

• умения ориентироваться в современном информационном пространстве;

• умения самообразования;

• умения публично выступать;

• критического мышления. [5]

Требования к проектной деятельности:

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. В роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с  определения вида продукта и формы презентации. Важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз работали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. [8]

 

ФГОС НОО о проектной и исследовательской деятельности учащихся:

«В целях реализации ООП НОО в ОУ для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности».

 


 

Глава 2. Организация исследования в начальной школе на внеурочных занятиях по окружающему миру

2.1. Определение понятия «исследование»

Исследование – это такая деятельность, которая направлена на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении. Результат исследования заранее неизвестен, именно поэтому его цель ставится – определить, изучить и получить данные. [17]

Рассмотрим понятие, которое предлагает А.И. Савенков: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения». [21]

По определению Поддьякова А. Н.: «Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру». [20]

 

2.2. Ученые-дидакты начальных классов, изучавшие исследовательскую деятельность

Психологические, теоретические, дидактические  и методические основы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах А. В. Леонтовича, С. Л. Рубинштейна, В. А. Крутецкого, А. Н. Поддьякова, А.С. Обухов, В. Оконь, А.И. Савенков.

Основным методом создания исследовательской ситуации является постановка проблемных вопросов, заданий, задач. Правильное  определение проблемы исследования  учащимися во многом зависит  от учителя. Не осознав сущность  проблемы,  учащийся  не может  активно включится  в познавательную деятельность. В связи с этим  выдающийся психолог С. Л. Рубинштейн  утверждал: «...мыслить человек начинает, когда у него возникает потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы  или с вопроса, с удивления или недоумения. Этой проблемной ситуацией  определяется  вовлечение  личности  в мыслительный процесс: он всегда направлен на разрешение какой-то задачи... ».

Г.А. Бокарева преимущество учебно-исследовательской деятельности видит в следующем: «Учебно-исследовательская деятельность, направленная главным образом на создание условий для привлечения учащихся к научным исследованиям, предполагает самостоятельное творческое исследование темы, что позволяет сформировать необходимые для исследователя качества...» [13, с. 52].

 

2.3. Виды исследований, используемых в начальной школе

Теоретическое исследование – это такое исследование, при котором не проводится постановка эксперимента. Естественные явления и процессы описываются языком формул и чисел, и математически достигается цель исследования.

Целью теоретических исследований является выделение в процессе синтеза знаний существенных связей между исследуемым объектом и окружающей средой, а так же объяснение и обобщение результатов эмпирического исследования, и выявление общих закономерностей и их формализация. [9]

 

Практическое исследование – это основная часть научной работы, в которой автор «проверяет на деле» выдвинутую им идею, анализирует реальную проблему и ее воздействие на конкретный объект исследования, определяет возможные методы ее решения с учетом принципов эффективности и оптимальности.

Практическое исследование предполагает проведение конкретного эксперимента, притом участие автора в нем будет обязательным. Он может наблюдать за объектом со стороны или создавать определенные условия и «регулировать» их для оценки воздействия отдельных параметров и прочее. [15]

 

Теоретико-практическое исследование – это наиболее высокий уровень проведенного исследования. Проведенному эксперименту предшествует теоретический расчет. Эксперимент должен подтвердить или опровергнуть полученные теоретические результаты. Может быть и наоборот. Сначала проводится эксперимент, а затем подтверждаются результаты теоретическим расчетом. [11]

 

2.4. Методические особенности организации исследования во внеурочной деятельности по окружающему миру

В психолого-педагогической литературе (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.А. Казанцева, А.В. Леонтович) говорится о том, что необходимо создать особые условия для организации исследовательской деятельности учащихся [18, 19].

Согласно точке зрения М.В. Зверевой, педагогические условия есть содержательная характеристика одного из компонентов педагогической системы. В данном качестве выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками [16].

Начинать обучение детей исследовательской деятельности необходимо с первого класса. Это можно делать через защиту исследовательских работ или специальные внеурочные занятия.

В то же время нельзя забывать про игровую деятельность детей. Она помогает освоить им первые навыки исследовательской деятельности. Можно использовать игровую методику исследовательского обучения младших школьников А.И. Савенкова [22].

Работа состоит из двух уровней. На первом «тренировочном» уровне проводится ознакомительное занятие с детьми всего класса. На данном этапе каждого ребенка нужно познакомить с технологией проведения исследования. К занятию необходимо приготовить наглядный материал, который поможет выбрать темы возможных детских исследований.

На занятии необходимо выбрать добровольцев – исследователей. Эти дети выбирают тему исследования, составляют с учителем план поиска информации (основные методы) с помощью приготовленных карточек, проводят сбор информации, обобщают материал, делают доклад и отвечают на вопросы.

Как только обучающиеся познакомятся с общей схемой исследовательской деятельности, то первое занятие на этом можно считать законченным. Следовательно, можно переходить на следующий уровень, к самостоятельной исследовательской работе.

Занятия на втором уровне более сложные. Это самостоятельные учебные исследования. Для их проведения также необходим наглядный материал в виде картинок, схем. Если ранее в исследовательский поиск вовлекали только добровольцев, то на данном этапе участвуют все дети. Эти занятия рассчитаны в основном на игру в исследования. Они помогают детям приобрести исследовательский опыт.

В конце года учащиеся второго и третьего классов представляют свои законченные исследования в классе или на школьной конференции. Во время выступления осуществляется публичная защита исследовательских работ и проектов. На данном этапе дети учатся сообщать найденную информацию. Развиваются коммуникативные умения. Дети учатся слушать другие взгляды на проблему и отстаивать свою точку зрения.

Необходимо учитывать психологические особенности младших школьников, поэтому выступать на одной конференции должны не более 5 человек. Общее время проведения конференции не должно превышать 40-45 минут, иначе дети устанут и потеряют интерес. Качество работ оценивает учитель или специально созданная комиссия. Время представления работы тоже должно быть ограничено, примерно 6-8 минут. После выступления выступающему ребенку задают вопросы. После подведения итогов переходят к награждению участников. Работы могут оцениваться еще и по разным номинациям. Например: самый сложный эксперимент; самая оригинальная тема; глубокое понимание темы. Также могут оцениваться вопросы зрителей. За самый лучший вопрос зритель получает приз.

Кроме исследовательских работ уже с первого класса можно включать в работу «экспресс-исследования». Суть экспресс-исследования сводится к тому, что дети, отправляясь на прогулку в школьный двор, получают индивидуальные задания. Учитель подбирает их с учетом интереса и возраста детей. Проводятся такие исследования по любой теме, которая может заинтересовать ребенка. Например, «Какие птицы живут в окрестностях школы», «Какие деревья растут во дворе школы», «Как ложится снег» и др.

Во внеурочной деятельности по окружающему миру необходимо использовать небольшие исследования, эксперименты, направленные на выявление основных признаков живых организмов. К ним относят дыхание, питание, размножение, развитие, отмирание. Возможно проведение экспериментов на понимание многообразия живых организмов, на выяснение взаимосвязей живых организмов со средой обитания. Это можно сделать на конкретных примерах разнообразных экологических связей, доступных пониманию младших школьников.

Внеурочная деятельность по окружающему миру выполняется непосредственно в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, на географической площадке или в краеведческом уголке.

Внеурочная работа, как форма организации учебной деятельности учащихся, по мнению Д.В. Григорьева и П.В. Степанова, обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в государственной программе [14].

Одной из форм организации внеурочной деятельности является экскурсия. Это один из основных видов внеурочной деятельности. Данная форма организации работы способствует всестороннему развитию школьников, эстетическому, нравственно-патриотическому воспитанию. Но в то же время экскурсия является одной из сложных и очень трудоёмких форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника. Если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка, то у него будет формироваться потребность получать новые знания и познавательный интерес. Необходимо организовывать прогулки и знакомства с памятными местами. Экскурсия как непосредственная, живая форма общения, закладывает основы нравственного облика, развивает эмоциональную отзывчивость. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств школьника, как наблюдательность и внимание.

Внеурочные экскурсии могут быть организованы по различным темам. Это может быть изучения быта, особенности праздничных обрядов, краеведческий поиск и т.д. Например, во время похода в краеведческий музей ребенок познаёт родное село, свой край, чувствует гордость за свой народ.

Другими формами внеурочной деятельности учащихся является выполнение практических работ, опытов и самостоятельных наблюдений в окружающем мире.

Эти формы деятельности осуществляются по заданиям, которые обычно формулирует и дает учитель. Они играет важную роль в учебном процессе. Данные формы внеурочной деятельности способствуют проверке уже полученных на уроке знаний и умений. Они развивают исследовательские навыки и обогащают жизненный опыт детей. Это позволяет в учебном процессе шире применять коммуникативное общение и создавать исследовательские ситуации.

Для поддержания эмоциональной настроенности и положительного мотива у детей к участию в исследовательской деятельности необходимо использовать самые разные задания и упражнения.

Заключение

Внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих, интеллектуальных и индивидуальных способностей школьников во внеучебное время. Она помогает детям раскрыть творческий потенциал, проектировать, подводить итоги своей работы. Внеурочные занятия должны направлять деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Только тогда ребенок гармонично развивается и достигает личностных результатов.

Письмом № 09-1672 регламентировано, что внеурочная деятельность осуществляется только посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности. Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным элементом основной образовательной программы, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы.

Организация такой познавательной деятельности, как исследовательская, даёт ученику возможность:

- проявить себя,

- пережить ситуацию успеха,

- реализовать себя в иных, не в учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка, а особенно для детей неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

Расширение кругозора является одним из факторов всестороннего развития личности. Развивается познавательная сфера. Дети приобретают навык поиска  и отбора информации из различных информационных источников.

Только при взаимном понимании и  доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителем можно достичь хорошего результата в развитии творческого потенциала учащегося.


 

Список источников.

Нормативно-правовая литература:

1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций».

Основные источники:

4. ««Анатомия» учебного проекта» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://429.mskobr.ru/files/chto_takoe_uchebnyj_proekt.pdf

5. «Исследование и проект: в чём разница?» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sch2098s.mskobr.ru/files/%20и%20проект.%20В%20чем%20разница%281%29.pdf

6. «Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ksu10.mskobr.ru/files/metod_rec_proektnaya_deyat_obuch.pdf#:~:text=Задачами%20проектной%20деятельности%20являются%20развитие,публично%20выступать%3B%20•%20критического%20мышления

7. dissheip «Отражение, анализ и интерпретация результатов практического исследования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://disshelp.ru/blog/otrazhenie-analiz-i-interpretatsiya-rezultatov-prakticheskogo-issledovaniya/#:~:text=Практическое%20исследование%20–%20это%20основная,учетом%20принципов%20эффективности%20и%20оптимальности

8. БЛОГ ИНСПЕКТОРА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Внеурочная деятельность в школе: что обязательно и что по выбору» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eduinspector.ru/2017/11/14/vneurochnaya-deyatelnost-v-shkole-chto-obyazatelno-i-chto-po-vyboru/

9. Все Рефераты «Теоретические исследования. Задачи и методы теоретических исследований» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://allrefrs.ru/4-44461.html

10. ИнфопедиЯ «Условия проектной деятельности» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infopedia.su/8xaf8b.html

11. ИНФОУРОК «Виды и типы исследовательских работ и проектов в начальной школе» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/vidi-i-tipi-issledovatelskih-rabot-i-proektov-v-nachalnoy-shkole-2862706.html

12. Конспект-online «Проектная технология в курсе окружающего мира начальной школы: структура, функциональные категории и принципы. Классификация проектов. Ключевые компетенции проектной деятельности» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://webkonspect.com/?room=profile&id=18982&labelid=173570

Дополнительная литература:

13. Бокарева, Г.А. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся [Текст] / Г.А. Бокарева, Е. Кокоть // Almamater. 2010. – №6. – С. 52-54.

14. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.

15. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. - М., Народное образование, 2001. - С. 42-44, 57.; Дидактика средней школы. - М. 1982. - С. 192.

16. Зверева, М.В. О понятии «дидактические условия» [Текст] / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. – М.: Педагогика. – 1987. – № 1. – С. 29-32. 

17. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. – Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1922. – 178 с.

18. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст]: монография / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.

19. Леонтович, A.B. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности [Текст] / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. – № 1. – С. 43-45.

20. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М.; Издательство « АРКТИ», 2000. с. 17-18

21. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. –с. 10-12

22. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: методическое пособие / А.И. Савенков. – Самара: «Учебная литература», 2004. – 80 с.


 

Приложение 1.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 6 КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ВОЛГОГРАДА

 

 

 

 

 

Программа внеурочной деятельности

по интегрированному курсу окружающего мира

и изобразительного искусства

«Золотое кольцо России»

для детей 9 – 10 лет

 (объём программы: 68 часов)

Направление: общекультурное

Срок реализации программы: 1 год

 

 

 

Составители: Смирнова Раиса Владимировна,

учитель начальных классов,

Жданкина Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

Волгоград, 2014

Пояснительная записка.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: воспитание духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, патриотизма, способности к успешной социализации в обществе. Так мир и жизнь могут стать прекрасными благодаря искусству, поэтому приобщение к искусству и культуре нужно считать приоритетным для образования в целом.

Культурный рост личности не может произойти при редком, хаотичном общении с историей и искусством. Только совокупность многих художественных влияний помогает формированию эстетической культуры человека и патриотизма. Человек овладевает миром культурных ценностей постоянно, на протяжении всей жизни, и этот процесс становится основой его личности. Трудно переоценить значение воздействия искусства на общее психическое развитие ребенка, на формирование его личности, выявление и правильное развитие его потенциальных духовных возможностей.

Курс внеурочной деятельности «Золотое кольцо России» относится к предметам окружающий мир (раздел: история) и изобразительное искусство, дополняется вводным курсом в историю России, интегрируется с декоративно-прикладным искусством, литературой и тесно взаимосвязано со многими дисциплинами (природоведение, география и др.)


Актуальность программы

Одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в соответствии с ФГОС начального образования является воспитание гражданственности, патриотизма. Данное направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей: любовь к России, своему народу.

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований в становлении личности ребенка. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Именно в младшем школьном возрасте ребенок должен осознать себя как часть национальной культуры.

В связи с этим целью программы «Золотое кольцо России» является создание условий, обеспечивающих приобщение младших школьников к русской истории, и направление образовательного процесса на воспитание ребенка в духе любви к Родине, культурным ценностям.

В связи с этим задачами внеурочной деятельности являются:

- приобщение детей к русскому историко-культурному наследию, особенностям организации русским народом окружающего природного пространства;

- формирование представлений об общечеловеческих ценностях путем знакомства с русским историческим наследием;

- знакомство с отечественным искусством, народным творчеством, историей народа;

- развития общего кругозора, знаний о жизни людей, природе, взаимосвязи человека и природы.

Занимаясь по данной программе, обучающиеся научатся находить сходство и различие в культуре русского народа; передавать эпоху в искусстве через предметную среду; определять связь характера, формы и колорита природных объектов с их местонахождением в географическом пространстве. Сказка и отображение в ней традиций, истории и искусства русского народа занимает в программе одно из ведущих мест, так как знакомство детей с миром русской истории развивает их кругозор, помогает расширить представление о традиционных героях, характерных занятиях наших предков и среде их проживания.

На сегодняшний момент ясно, что у современных детей оказывается невостребованным богатство русской художественной культуры и справочно-познавательной литературы; возникает угроза прерывания канала передачи духовно-нравственного опыта от поколения к поколению. Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых – родителей и педагогов – на усвоение ребенком знаний, умений, навыков, т.е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности. В связи с этим особую важность приобретают учебные предметы, формирующие духовность подрастающего поколения, приобщение к общечеловеческим ценностям, позволяющие прикоснуться к миру прекрасного, созданному человеком. Среди самых важных в этом смысле - учебный предмет «Изобразительное искусство» в системе общего образования и занятия изобразительным искусством во внеурочной деятельности.

«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой»,- писал В.А.Сухомлинский.

Интегрированные занятия изобразительным искусством будут наиболее эффективными, если включат в себя следующие условия:

·                   преподавание изобразительного искусства с опорой на окружающий мир (привязанность занятий к природному окружению, архитектуре, культурным и историческим достопримечательностям);

·                   непосредственное участие детей в разных видах художественной деятельности, общение с живыми носителями культуры;

·                   тематическое, блочное построение заданий.

Интегрированные занятия предполагают знакомство обучающихся со всеми видами искусств, так как только при гармоничном воздействии изобразительного искусства, музыки, танца, литературы, театра, формируется личность, умеющая понимать прекрасное, способная к художественному творчеству.

                                                                                                                                                                                                   

 

Программа рассчитана на 2 ч в неделю

34 учебные недели х 2 часа в неделю = 68 часов в год

На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность, компьютерные презентации, сеть интернет.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

 

 


 


Приложение 2.

Дорожная карты организации внеурочной проектной деятельности

 

ФИО участника: Смирнова Анастасия Семёновна

Класс: 3

Предмет: Окружающий мир

Тема: «Золотое кольцо России»

Тема проекта: «Почему Кострома – Ювелирная столица?»

Исследуемый объект: Костромской ювелирный завод.

Цель проекта: познакомить учащихся с ювелирными изделиями, производимыми в городе Костроме, формировать и расширять знания учащихся об особенностях данных ювелирных изделий.

Продукт проекта: буклет с ювелирными украшениями, в котором будут прописаны главные особенности данных украшений.

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные):

Личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные:

П: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного процесса;

Р: готовить свое выступление и выступать с готовым продуктом;

К: соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

Предметные: узнать о ювелирном заводе города Кострома, знать особенности костромских ювелирных изделий.

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Продукт

Проблема

- С давних времен особой популярностью среди людей пользуются самые разные ювелирные изделия.

- Пользовались и пользуются ювелирными изделиями, как женщины, так и мужчины.

- У ваших родителей наверняка найдутся различные красивые украшения.

- Хлопните в ладоши те, кто и сам любит различные красивые украшения.

- Ювелирные изделия столь красивы и изящны, а каждый их блеск на свету заставляет нас восхищаться.

- Россия богата ювелирным мастерством, и есть в России город, прозванный «Ювелирной столицей».

- А вы знаете, какой город называют «Ювелирной столицей»?

- Это город Кострома. Именно город Кострому называют Ювелирной столицей России.

- Как вы думаете, почему именно Кострому прозвали Ювелирной столицей?

- Это мы с вами и узнаем.

 

 

 

 

 

 

 

Дети, любящие украшения, хлопают в ладоши.

 

 

 

 

 

Предположения детей.

Ключевая проблема

Цель

Узнать особенности костромских ювелирных изделий и создать буклет ювелирных украшений Костромы.

 

Цель исследования

Составление плана

1. Узнать, как в Костроме развивалось ювелирное ремесло.

2. Узнать, из каких материалов создают ювелирные изделия в Костромском ювелирном заводе.

3. Узнать процесс изготовления ювелирных изделий.

4. Узнать, в каких странах мира, кроме России, костромские ювелирные изделия пользуются спросом.

Дети создают план

План исследования

Практическая часть

Класс разделен на 2 группы.

1 группа узнает о развитии в Костроме ювелирного ремесла и о том, из каких материалов создают ювелирные изделия.

2 группа знакомится с процессом изготовления ювелирных изделиях и о их спросе на мировом рынке.

Учащиеся изучают предоставленные им материалы, делают заметки на специальных раздаточных листах.

Затем на внеурочном занятии по изобразительному искусству учащиеся создают буклет ювелирных изделий, в который помимо изображений вносят записи с раздаточных листов.

Фактические материалы, фото

Итог

Проводится совместный классный час с параллельным классом, на котором несколько вызвавшихся учеников представляют параллельному классу буклет.

Защита буклета.

Буклет ювелирных изделий

Перспектива

Посещение Костромского музея-заповедника.

 

Фотоотчет из музея, коллаж на стене

 

 

 


 

Приложение 3.

Дорожная карты организации внеурочной проектной деятельности

 

ФИО участника: Смирнова Анастасия Семёновна

Класс: 3

Предмет: Окружающий мир

Тема: «Золотое кольцо России»

Тема проекта: «История создания Гефсиманского Черниговского скита»

Исследуемый объект: Гефсиманский Черниговский скит

Цель проекта: познакомить учащихся с архитектурным сооружением Гефсиманский Черниговский скит.

Продукт проекта: стен-газета.

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные):

Личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные:

П: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного процесса;

Р: готовить свое выступление и выступать с готовым продуктом;

К: соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

Предметные: узнать об истории создания Гефсиманского Черниговского скита.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Продукт

Проблема

- Архитектура России очень богата и насыщена.

- И особенно выделяются величественные храмы.

- Вы только посмотрите, как удивительно прекрасен храм, представленный на слайде.

- Кто знает, как называется этот храм?

- Это Гефсиманский Черниговский скит.

- История Гефсиманского Черниговского скита чрезвычайно насыщена историческими событиями, и она весьма интересна.

- Но мы с вами не просто узнаем историю Гефсиманского Черниговского скита, мы так же его с вами посетим.

 

Ключевая проблема

Цель

Познакомиться с историей Гефсиманского Черниговского скита.

 

Цель исследования

Составление плана

1. Узнать ключевые исторические события в истории Гефсиманского Черниговского скита.

2. Посетить Гефсиманский Черниговский скит и узнать об ключевых особенностях данного архитектурного сооружения.

Учащиеся составляют план.

План исследования

Практическая часть

На первом занятии класс разделен на 5 групп. Каждая группа знакомится с одним из исторических событий, оформляет свою часть стен-газеты.

Второе занятие проводится при посещении Гефсиманского Черниговского скита. Дети знакомятся с особенностями архитектуры, делают фото для стен-газеты.

Учащиеся оформляют все в одну большую стен-газету.

Учащиеся знакомятся с историческими событиями.

При посещении храма делают фотоотчет.

Учащиеся оформляют общую стен-газету.

Фактические материалы, фото

Итог

Каждая группа защищает свою часть стен-газеты, знакомя остальных учащихся со своим историческим событием.

Защита стен-газеты.

Стен-газета

Перспектива

Рассказать близким, друзьям, знакомым об этом удивительном творении Российской архитектуры.

 

 


 

Приложение 4.

Дорожная карты организации внеурочной проектной деятельности

 

ФИО участника: Смирнова Анастасия Семёновна

Класс: 3

Предмет: Окружающий мир

Тема: «Золотое кольцо России»

Тема проекта: «Музей Царевны-Лягушки в Ростове Великом»

Исследуемый объект: Музей Царевны-Лягушки

Цель проекта: познакомить учащихся с музеем Царевны-Лягушки, расположенном в Ростове.

Продукт проекта: фотоальбом с фотографиями экспонатов.

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные):

Личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные:

П: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного процесса;

Р: готовить свое выступление и выступать с готовым продуктом;

К: соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

Предметные: познакомиться с музеем Царевны-Лягушки в Ростове.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Продукт

Проблема

- Сейчас я вам загадаю загадку, а вы должны отгадать, о каком сказочном герое эта загадка.

Стрела молодца

Угодила в болото,

Ну, где же невеста?

Жениться охота!

А вот и невеста –

Глаза на макушке.

А как её звали?

- Всем нам с детства очень хорошо знакома Царевна-Лягушка. В какой сказке нам встречается этот сказочный герой?

- Все верно, сказка так и называется – Царевна-Лягушка.

- А знали ли вы, что Царевне-Лягушке посвящен целый музей?

- О нем мы с вами и узнаем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Царевна-Лягушка.

- Царевна-Лягушка.

 

Ключевая проблема

Цель

Познакомиться с музеем Царевны-Лягушки, оформить фотоальбом с экспонатами.

 

Цель исследования

Составление плана

1. Узнать, где находится данный музей.

2. Посетить музей и составить фотоотчет.

Учащиеся составляют план

План исследования

Практическая часть

Учащимся проводят экскурсию по музею, знакомят их с экспонатами музея.

Учащимся рассказывают об уникальности музея.

Учащиеся по ходу экскурсии делают фотоотчет

Фотоотчет

Итог

Каждый учащийся представляет свои фотографии экспонатов, и рассказывает то, что узнал об этих экспонатах.

Защита фотоотчета

Фотоальбом

Перспектива

Вдохновившись походом в музей, сделать свои поделки Царевны-Лягушки и устроить в школе общую выставку.

 

Выставка поделок

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский социально – педагогический колледж имени

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский социально – педагогический колледж имени

Содержание Введение…………………………………………………………………………………

Содержание Введение…………………………………………………………………………………

Введение Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий

Введение Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий

Предмет исследования: организация проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности у младших школьников

Предмет исследования: организация проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности у младших школьников

Глава 1. Нормативно правовые требования к организации внеурочной деятельности в начальных классах 1

Глава 1. Нормативно правовые требования к организации внеурочной деятельности в начальных классах 1

Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности

Во всех случаях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей должно быть создано общее программно-методическое пространство

Во всех случаях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей должно быть создано общее программно-методическое пространство

Требования к проектной деятельности: 1

Требования к проектной деятельности: 1

В целях реализации ООП НОО в ОУ для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований,…

В целях реализации ООП НОО в ОУ для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований,…

Глава 2. Организация исследования в начальной школе на внеурочных занятиях по окружающему миру 2

Глава 2. Организация исследования в начальной школе на внеурочных занятиях по окружающему миру 2

Основным методом создания исследовательской ситуации является постановка проблемных вопросов, заданий, задач

Основным методом создания исследовательской ситуации является постановка проблемных вопросов, заданий, задач

Практическое исследование предполагает проведение конкретного эксперимента, притом участие автора в нем будет обязательным

Практическое исследование предполагает проведение конкретного эксперимента, притом участие автора в нем будет обязательным

К занятию необходимо приготовить наглядный материал, который поможет выбрать темы возможных детских исследований

К занятию необходимо приготовить наглядный материал, который поможет выбрать темы возможных детских исследований

Работы могут оцениваться еще и по разным номинациям

Работы могут оцениваться еще и по разным номинациям

Если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка, то у него будет формироваться потребность получать новые знания и познавательный интерес

Если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка, то у него будет формироваться потребность получать новые знания и познавательный интерес

Заключение Внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих, интеллектуальных и индивидуальных способностей школьников во внеучебное время

Заключение Внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих, интеллектуальных и индивидуальных способностей школьников во внеучебное время

Список источников. Нормативно-правовая литература : 1

Список источников. Нормативно-правовая литература : 1

БЛОГ ИНСПЕКТОРА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Внеурочная деятельность в школе: что обязательно и что по выбору» [Электронный ресурс]

БЛОГ ИНСПЕКТОРА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Внеурочная деятельность в школе: что обязательно и что по выбору» [Электронный ресурс]

Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст]: монография /

Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст]: монография /

Приложение 1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ

Приложение 1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ

Пояснительная записка. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства

Пояснительная записка. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных…

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных…

На сегодняшний момент ясно, что у современных детей оказывается невостребованным богатство русской художественной культуры и справочно-познавательной литературы; возникает угроза прерывания канала передачи духовно-нравственного опыта от…

На сегодняшний момент ясно, что у современных детей оказывается невостребованным богатство русской художественной культуры и справочно-познавательной литературы; возникает угроза прерывания канала передачи духовно-нравственного опыта от…

Программа рассчитана на 2 ч в неделю 34 учебные недели х 2 часа в неделю = 68 часов в год

Программа рассчитана на 2 ч в неделю 34 учебные недели х 2 часа в неделю = 68 часов в год

Приложение 2. Дорожная карты организации внеурочной проектной деятельности

Приложение 2. Дорожная карты организации внеурочной проектной деятельности

К: соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

К: соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

Составление плана 1. Узнать, как в

Составление плана 1. Узнать, как в

Приложение 3. Дорожная карты организации внеурочной проектной деятельности

Приложение 3. Дорожная карты организации внеурочной проектной деятельности

Предметные: узнать об истории создания

Предметные: узнать об истории создания

Практическая часть На первом занятии класс разделен на 5 групп

Практическая часть На первом занятии класс разделен на 5 групп

Приложение 4. Дорожная карты организации внеурочной проектной деятельности

Приложение 4. Дорожная карты организации внеурочной проектной деятельности

Предметные: познакомиться с музеем

Предметные: познакомиться с музеем

Царевны-Лягушки и устроить в школе общую выставку

Царевны-Лягушки и устроить в школе общую выставку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2022