Курсовая работа "Обеспечение реализации государственных гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях "
Оценка 5

Курсовая работа "Обеспечение реализации государственных гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях "

Оценка 5
docx
24.01.2023
Курсовая работа "Обеспечение реализации государственных гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях "
КР Иванцова В.Н..docx

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чукотского автономного округа

«Чукотский многопрофильный колледж»

(ГАПОУ ЧАО «ЧМК»)

 

отделение заочного обучения

 

 

 

 

курсовая РАБОТА

 

 

Обеспечение реализации государственных гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты

 

 

Выполнила студентка 3 курса, группы 053-13

Иванцова Валентина Николаевна

 

Руководитель: Семисинова С.Л.

 

 

 

 

Работа защищена с оценкой ___________

 

«____» _______________________20__ г.

 

 

 

 

 

Анадырь

2022


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Глава 1. Нормативно-правовое регулирование государственных гарантий и компенсаций в Российской Федерации

4

 

1.1.     Цели, задачи и функции социального обеспечения граждан в Российской Федерации

4

 

1.2.     Организационно-правовые основы социальной защиты граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям

7

Глава 2. Реализация государственных гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

10

 

2.1. Особенности правового регулирования мер социальной защиты граждан, проживающих в районах Крайнего Севере и приравненных к ним местностях

10

 

2.2. Анализ законодательных актов Чукотского автономного округа, регламентирующих государственные гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

23

Заключение                                                                                           

32

Список использованной литературы                                                           

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Фактически более половины географической площади Российской Федерации являются Северными территориями или же имеют статус местностей к ним приравненных.

Широкий перечень и сосредоточение ресурсов, добываемых на северных территориях, являются мощной основой сильной составляющей государственной экономики.

Уже давно доказано жизнью, что проживание и работа в трудных природно-климатических условиях Крайнего Севера, не положительно влияют на состояние организма и жизнь в целом, что соответствующим образом влечет повышенные трудовых, материальных, физиологических затрат.

Природно-климатические условия проживания, отдаленность и другие негативные факторы свидетельствуют о необходимость принятия специальных правовых норм в отношении лиц, работающих в районах Крайнего Севера, компенсирующих разницы в затратах для достойного материального обеспечения и уменьшения негативного воздействия (природно- климатического) на здоровье людей живущих и работающих в на Крайнем Севере [18].

Актуальность исследования заключается в том, что направление особого регулирования труда работников Крайнего Севера является не новым и относительно проработанным направлением в трудовом праве. Однако, на сегодняшний день законодательство в этой области требует переработок и корректировок с учетом существующих реалий.

Объект исследования – общественные отношения, сформировавшиеся в трудовой сфере граждан, которые проживают или же работают в районах Крайнего Севера и местностям приравненных к нему.

Предмет исследования – нормы федеральных и региональных законов, направленные на установление гарантий для лиц работающих и так же проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Цель исследования – проанализировать актуальность гарантий работников Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним.

Достижение поставленной цели включает задачи следующие:

1.        Изучить нормативно-правовое регулирование государственных гарантий и компенсаций в Российской Федерации.

2.        Рассмотреть гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

3.        Определить механизмы правового регулирования мер социальной защиты граждан, проживающих в районах Крайнего Севере и приравненных к ним местностях.

4.        Провести анализ законодательных актов Чукотского автономного округа, регламентирующих государственные гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Методы исследования, используемые в представленном исследовании: метод системного анализа; метод синтеза информации; формально-юридический и сравнительно-правовой методы.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении законодательных актов в части государственных гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования положений и выводов для дальнейшего развития государственных гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованных литературных источников.

 

 


 

Глава I. Нормативно-правовое регулирование государственных гарантий и компенсаций в Российской Федерации

1.1.  Цели, задачи и функции социального обеспечения граждан в Российской Федерации

Согласно Конституции Российской Федерации, наше государство является социальным, задача которого, создать условия для человека, обеспечивающие его достойную жизнь и свободное развитие [1].

В Российской Федерации государством устанавливаются и обеспечиваются различные гарантии социальной защиты населения. Социальное обеспечение гарантируется каждому гражданину, независимо от расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также независимо от пола гражданина.

Социальное обеспечение можно рассматривать как государственную помощь для определённого круга граждан при наступлении различных событий и обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Целью социального обеспечения является выравнивание социального положения граждан в стране, повышение доходов населения.

Социальное обеспечение граждан включает в себя определенные денежные выплаты, предоставление различных социальных услуг, реализацию и защиту прав граждан.

Право на социальное обеспечение – это одно из социальных прав человека, закрепленное Конституцией РФ. Так, в соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ [1].

Функции социального обеспечения граждан можно поделить на:

-          экономическую;

-          политическую;

-          демографическую;

-          социально-реабилитационную;

-          защитную.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в материальной поддержке государством граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Политическая функция социального обеспечения направлена на стабилизацию общественных отношений в сфере социальной защиты населения, помогает в сближении социального уровня различных слоев общества. Эта функция заключается в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому гражданину [18].

Демографическая функция социального обеспечения направлена на стимулирование государством роста численности населения страны, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности среди населения.

Социально-реабилитационная функция социального обеспечения связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Защитная функция социального обеспечения говорит сама за себя. Эта функция не менее важна, ведь защита граждан в трудной жизненной ситуации и оказание им помощи является одним из основных назначений социального обеспечения.

Государственная социальная помощь заключается в предоставлении различным категориям граждан, предусмотренным законодательством РФ, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров, а также предоставления льгот.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи закреплены в различных нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов РФ. Так, например, Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определяется круг лиц и порядок учета прав граждан на меры социальной поддержки, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, установленные законодательством РФ [5].

Социальное обеспечение граждан может происходить как на федеральном уровне, так и на региональном.

На основании вышеизложенного следует, что социальное обеспечение граждан является государственной поддержкой населения, в целях обеспечения социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации. Право на социальное обеспечение это одно из основных конституционных прав гражданина.

1.2.  Организационно-правовые основы социальной защиты граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям

Социальные гарантии и защита обусловлены потребностью в обществе компенсирования несовершенства социальной организации и производственного процесса. В результате под государственными гарантиями понимается система государственных обязательств, ориентированных на политику, экономику и социальные потребности, способствующих устранению наиболее выраженных аспектов неравенства и групп проблем. Основная цель которых направлена на улучшение образа жизни населения в Российской Федерации [19].

Социальная защита и поддержка в Российской Федерации имеет законодательную базу, которая предусматривает помощь социально незащищенных категорий населения. Одной из таких категорий являются лица, проживающие в условиях Крайнего Севера и местностях к нему приравненных.

Для данной категории населения принципы социальной защиты основываются на федеральном и региональном законодательстве. Основу составляет федеральные законы, которые определяют систему льгот и дополнительных социальных гарантий для мало защищённых категорий граждан в связи с их проживанием в неблагоприятных и суровых условиях.

Глава 50 Трудового кодекса РФ предусмотрела правовые нормы, регулирующие условия труда в северных районах.

Предоставление гарантированных государством компенсаций и льгот, в том числе в области оплаты труда, отпусков, работающим и проживающим на Севере, производится с целью возмещения дополнительных по сравнению с европейской частью России физиологических затрат и более высокой стоимости жизни, складывающихся под воздействием географических, климатических факторов, а также связанных с названными факторами особенностей социально-экономического развития этих регионов.

Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера, установлены не только Трудовым Кодексом РФ, но и другими федеральными законами. Среди них Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера приравненных к ним местностях» [6].

Часть 2 статьи 313 Трудового Кодекса РФ создает правовую базу для участия субъектов РФ в законотворческой деятельности в этой области, предусмотрев, что дополнительные гарантии и компенсации могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из имеющихся финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей [2].

Так же Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 года № 2 утверждена «Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами», которая регламентирует социальную защиту граждан, проживающих в районах Крайнего Севере и приравненных к ним местностям [13].

Следует отметить, что уровень развития производительных сил, как правило, выше в районах с благоприятными природно-климатическими условиями. Между тем, многие общественные потребности не могут быть удовлетворены без освоения ресурсов северных регионов. Арктические территории играют ключевую роль в национальной экономике страны, в обеспечении безопасности России и её геополитических интересов. В этих суровых и крайне невыгодных для инвесторов краях сосредоточены основные богатства России [20].

На основании вышеизложенного следует, что для лиц, работающих и проживающих в неблагоприятных климатических условиях, государством предусмотрены дополнительные социальные гарантии и компенсации. В Российской Федерации принципы социальной защиты населения, проживающего и работающего в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях, основываются как на федеральном, так и на региональном законодательстве.


 

Глава II. Реализация государственных гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

2.1. Особенности правового регулирования мер социальной защиты граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Для граждан, работающих и проживающих в экстремальных природно-климатических условиях Севера, государством предусмотрены дополнительные гарантии и компенсации.

Предоставление государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на федеральном уровне регламентируется, в первую очередь, Трудовым кодексом РФ и Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Также дополнительные гарантии и компенсации для этих категорий граждан могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей [6].

Гарантии и компенсации, установленные законодательством РФ, предоставляются гражданам, постоянно или временно работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, а также лицам, проживающим в указанных районах и местностях, в том числе [21]:

-          неработающим пенсионерам;

-          военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил РФ;

-          лицам, обучающимся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования;

-          членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем.

Гарантии в области занятости населения, оплаты труда, продолжительности отпусков, льгот для отдельных категорий населения, социального страхования и порядок установления трудового стажа регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области социального страхования, пенсионного обеспечения и занятости населения.

Главой 50 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены такие государственные гарантии и компенсации как [2]:

-          применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате;

-          выходное пособие при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата;

-          предоставление дополнительного выходного дня родителю, имеющему ребенка в возрасте до шестнадцати лет;

-          сокращенная рабочая неделя для женщин;

-          ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;

-          гарантии медицинского обеспечения;

-          компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;

-          компенсации расходов, связанных с переездом.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Согласно ст. 316 Трудового кодекса РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации [2].

Процентная надбавка к заработной плате выплачивается за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Процентные надбавки начисляются на заработок без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет в соответствии с «Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами», утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 г. № 2 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами». Порядок начисления процентных надбавок зависит от района Крайнего Севера и местности [13]. Так, согласно настоящей Инструкции в Чукотском автономном округе и Северо-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря) процентная надбавка устанавливается в размере 10% заработка по истечении первых 6 месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие 6 месяцев работы до достижения 100% заработка, а в остальных районах Крайнего Севера процентная надбавка устанавливается в размере 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении шестидесятипроцентной надбавки – 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 80% заработка. В местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с настоящей Инструкцией устанавливается 10% заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 50% заработка [13].

Для молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей в районах Крайнего Севера не менее одного года, процентная надбавка к заработной плате выплачивается в ускоренном порядке. Для таких работников северная доплата назначается в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие отработанные шесть месяцев, и по достижению 60 % надбавки – последние 20% за год работы, а в приравненных к районам Крайнего Севера местностях, процентная надбавка составляет 10% за каждые шесть месяцев работы.

Необходимо отметить, что на основании постановления Совета Министров – Правительства РФ от 7 октября 1993 года № 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера» трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия [12].

Также необходимо учесть, что в соответствии со ст. 302 ТК РФ [2], в стаж работы, дающий право работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, на соответствующие гарантии и компенсации, включаются не только календарные дни вахты в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и фактические дни нахождения в пути, предусмотренные графиками работы на вахте.

Статьей 318 Трудового кодекса РФ предусмотрены государственные гарантии работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях [2]. На основании вышеуказанной статьи таким работникам, работодатель обязан выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а в случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, а если длительность периода трудоустройства превышает два месяца, – за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц. Также необходимо учесть, что средний заработок может сохранятся за работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев при наличии следующих условий одновременно [2]:

-          работник обратился в службу занятости в течение 14 рабочих дней со дня увольнения;

-          работник не был трудоустроен службой занятости;

-          службой занятости принято решение о выплате среднего заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 30 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам, признанным в установленном порядке безработными и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента [7].

Государственная гарантия для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выражена в уменьшении продолжительности рабочего времени. Так, на основании ст. 320 ТК РФ коллективным договором или трудовым договором должна быть установлена 36-часовая рабочая неделя для женщин, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. Заработная плата, при этом, выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

Для родителей, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и имеющих детей в возрасте до шестнадцати лет, ежемесячно может предоставляются дополнительный выходной день без сохранения заработной платы. Такой дополнительный выходной день, предоставляется одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю) по письменному заявлению. Эта гарантия предусмотрена ст. 319 ТК РФ.

Согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на отдых, а работающему по трудовому договору гарантируется оплачиваемый ежегодный отпуск.  Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, положены также дополнительные оплачиваемые отпуска за работу в сложных природно-климатических условиях. Для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, ст. 321 ТК РФ продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска установлена в 24 календарных дня, а для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – в 16 календарных дня. Также необходимо отметить, что одному из родителей (опекуна, попечителя), работодатель обязан предоставить по его просьбе ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до восемнадцати лет, поступающего на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, расположенные в другой местности.

Статьей 325 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска (в пределах территории Российской Федерации) один раз в два года за счет средств работодателя. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Работникам федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений также оплачивается стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно его неработающим членам семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска. Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для работников данных организаций и членов их семей установлен Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 года № 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей» [10].

Необходимо отметить, что согласно статьи 323 ТК РФ для работников данных учреждений коллективным договором также за счет средств работодателя может предусматриваться оплата стоимости проезда (в пределах территории Российской Федерации) для медицинских консультаций или лечения при наличии соответствующего медицинского заключения, если соответствующие консультации или лечение не могут быть предоставлены по месту проживания.

Гарантии медицинского обеспечения для работников других работодателей, а также компенсация расходов на проезд к месту отдыха и обратно членам семьи работника, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными актами работодателя, трудовыми договорами.

Пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», один раз в два года положена компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха (по территории Российской Федерации) и обратно [6]. Компенсация осуществляется по Правилам компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2005 года № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно» [11]. Данная компенсация выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации.

Государством предусмотрены определенные гарантии и компенсации при переезде в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и наоборот – при переезде на новое место жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В соответствии со ст. 326 ТК РФ лицам, заключившим трудовые договоры о работе в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работодатель обязан возместить фактические затраты, понесенные в связи с проездом и провозом багажа работника и членов его семьи к месту нахождения работодателя. При этом, право на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа членов семьи сохраняется в течение одного года со дня заключения работником трудового договора в данной организации. Также, работникам, прибывшим из других регионов России для работы в вышеуказанных организациях, предоставляется единовременное пособие в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника, а также оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте. В случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с прекращением трудового договора по любым основаниям (за исключением увольнения за виновные действия), в том числе в случае смерти работника, работодатель оплачивает стоимость проезда и провоза багажа по фактическим расходам из расчета не свыше пяти тонн на семью, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом [2].

Остальные работодателя обязаны компенсировать расходы при переезде, если это установлено коллективными договорами, соглашениями, локальными актами работодателя, трудовыми договорами.

Неработающим гражданам, которые являются получателями страховых или пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также членам семей, находящимся на их иждивении,  расходы по переезду на новое место жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также затраты на доставку багажа, возмещаются в порядке, предусмотренном Правилами компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1351 «О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей» [9]. Компенсация производится Пенсионным фондом РФ и только в том случае, если переезд осуществляется в регионы, которые не относятся к районам Крайнего Севера. Воспользоваться этой компенсацией можно лишь один раз.

При этом, необходимо отметить, что Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» для определенных категорий граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, или выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года предусмотрены жилищные субсидии (единовременные социальные выплаты) за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений. Согласно ст. 1 настоящего Федерального закона право на получение таких жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, либо выехавшие из указанных районов не ранее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории РФ, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Право сохраняется также за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В том числе, право на получение жилищных субсидий имеют [4]:

-          инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;

-          инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение сохраняется за членами его семьи и в этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи. Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.

Еще одна из государственных гарантий для граждан, работающих либо работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – это право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, досрочно назначается [3]:

-          мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет, при этом величина индивидуального пенсионного коэффициента должна быть в размере не менее 30. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, каждый календарный год работы считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера;

-          женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;

-          мужчинам по достижении возраста 50 лет, женщинам по достижении возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим не менее 25 и 20 лет соответственно в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также гражданам, ранее работавшим в таких районах, независимо от места нынешнего проживания, предоставлено право на увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии. Согласно Правилам установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 года  № 249 «Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» фиксированная выплата к одному из видов страховой пенсии (по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца) увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ, на весь период проживания в этих районах (местностях). Для беспрерывного получения повышенной фиксированной выплаты, пенсионерам необходимо каждый год подтверждать фактическое проживание в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях. В случае переезда из района Крайнего Севера в местности с обычными климатическими условиями, размер фиксированной выплаты подлежит пересмотру и определяется без применения районного коэффициента. При этом, гражданам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к ним, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в повышенном размере независимо от места жительства [8].

Исходя из вышеизложенного, следует, что законодательством Российской Федерации предусмотрена дополнительная социальная поддержка граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Эта поддержка включает в себя определенные гарантии и компенсации, направленные на возмещение гражданам дополнительных физиологических, материальных и моральных затрат, связанных с проживанием в суровых климатических условиях.


 

2.2. Анализ законодательных актов Чукотского автономного округа, регламентирующих государственные гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов [1]. Это означает, что вопросы социальной защиты подлежат нормативному регулированию, как федеральными органами государственной власти, так и органами государственной власти субъектов РФ.

В Чукотском автономном округе приняты региональные нормативные правовые акты, регламентирующие дополнительные гарантии и компенсации (помимо гарантий и компенсаций, установленных федеральным законодательством) для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Так, например, лицам, работающим в государственных органах и учреждениях Чукотского автономного округа, а также Чукотском территориальном фонде обязательного медицинского страхования, помимо гарантий и компенсаций, установленных на федеральном уровне, положены  дополнительные гарантии и компенсации, на основании Закона Чукотского автономного округа от 31 мая 2010 года № 57-ОЗ «О некоторых гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в государственных органах Чукотского автономного округа, Чукотском территориальном фонде обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях Чукотского автономного округа и расположенных в Чукотском автономном округе» [15].

Настоящий Закон дает право на получение гарантий и компенсаций расходов, связанных не только с оплатой стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, но также и на учебу. Если ст. 325 ТК РФ и Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 года № 455 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно», предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работника и неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником), то на основании Закона Чукотского автономного округа от 31 мая 2010 года № 57-ОЗ «О некоторых гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в государственных органах Чукотского автономного округа, Чукотском территориальном фонде обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях Чукотского автономного округа и расположенных в Чукотском автономном округе» Государственные органы, территориальный фонд обязательного медицинского страхования и государственные учреждения Чукотского автономного округа также оплачивают [15]:

- стоимость проезда к месту отдыха и обратно и провоза багажа неработающим членам семьи работника (мужу, жене, несовершеннолетним детям (в том числе усыновленным), а также совершеннолетним детям до 23 лет, впервые обучающимся по основным образовательным программам среднего общего образования, среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения в образовательных организациях, находящихся на территории Российской Федерации), независимо от времени использования отпуска самим работником;

- стоимость проезда к месту учебы и провоза багажа при поступлении впервые на очную форму обучения по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего профессионального образования в образовательных организациях, находящихся на территории Российской Федерации, неработающим членам семьи работника (несовершеннолетним детям, в том числе усыновленным, а также совершеннолетним детям в возрасте до 23 лет, в том числе уволенным в запас Вооруженных Сил Российской Федерации), в порядке, аналогичном порядку, установленному для оплаты стоимости проезда к месту отдыха и обратно, независимо от времени использования отпуска самим работником.

Также, Законом Чукотского автономного округа от 31 мая 2010 года № 57-ОЗ для лиц, заключившим трудовые договоры о работе в государственных органах, фонде, государственных учреждениях Чукотского автономного округа и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, предусмотрены гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом в Чукотский автономный округ. В соответствии со ст. 3 настоящего Закона такими гарантиями и компенсациями являются [15]:

1) единовременное пособие в размере двух должностных окладов (окладов, тарифных ставок) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины должностного оклада (половины оклада, тарифной ставки) работника;

2) оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, подтвержденным проездными документами (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей);

3) оплата стоимости проезда до станции, пристани, аэропорта при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы;

4) оплата стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным и водным транспортом, либо до 500 килограммов на самого работника и до 150 килограммов на каждого переезжающего члена семьи по фактическим расходам при провозе багажа воздушным транспортом;

5) оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.

При этом, согласно ст. 3.1 Закона Чукотского автономного округа от 31 мая 2010 года № 57-ОЗ, вышеперечисленные гарантии и компенсации предоставляются также работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах, работникам фонда, государственных учреждений при переезде по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность, за исключением оплачиваемого отпуска продолжительностью семь календарных дней [15].

В случае переезда к новому месту жительства в другую местность в пределах территории Российской Федерации в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, работникам государственных органов, фонда, государственных учреждений и членам их семей оплачивается стоимость проезда и провоза багажа по нормам, закрепленным ст. 4 Закона Чукотского автономного округа от 31 мая 2010 года № 57-ОЗ. Но, необходимо отметить, что данная компенсация предусмотрена работникам, проработавшим в Чукотском автономном округе не менее трех лет (за исключением случая смерти работника).

Для молодежи (лицам до 30 лет), работающим в государственных органах, фонде, государственных учреждениях Чукотского автономного округа, ст. 5 Закона Чукотского автономного округа от 31 мая 2010 года № 57-ОЗ предусмотрена процентная надбавка к месячной заработной плате, которая выплачивается в полном размере с первого дня работы, если они прожили в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет.

Также Законом Чукотского автономного округа от 31 мая 2010 года № 57-ОЗ для работников государственных органов, фонда, государственных учреждений Чукотского автономного округа предусмотрены определенные гарантии и компенсации оплаты расходов при направлении в служебную командировку. Так как, согласно ст. 168 ТК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам государственных органов субъектов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, статьей 5.1 Закона Чукотского автономного округа от 31 мая 2010 года № 57-ОЗ установлен порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками как на территории Чукотского АО, так и за его пределами. При этом, необходимо отметить, что размер дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), зависит от территориального местонахождения командировки и устанавливается руководителем, но не более [15]:

а) 500 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Чукотского автономного округа;

б) 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации за пределами Чукотского автономного округа.

Суточные возмещаются работнику за каждый день нахождения в служебной командировке, включая выходные и праздничные дни, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути.

В целях реализации права жителей Чукотского автономного округа на государственную поддержку за счет средств федерального бюджета при переселении с территории Чукотского автономного округа в климатически благоприятные регионы проживания Российской Федерации, постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 11 марта 2020 года № 95 утверждено «Положение о предоставлении единовременной социальной выплаты на переселение отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории Чукотского автономного округа, в экономически развитые районы Чукотского автономного округа и благоприятные для проживания регионы Российской Федерации».

Согласно пункту 1.3 вышеуказанного Положения право на получение единовременной выплаты имеют следующие категории граждан [16]:

1) одиноко проживающие граждане, родившиеся до 1 января 1953 года, постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства на территории Чукотского автономного округа в одном и том же жилом помещении по состоянию на 1 января 2019 года, принадлежащем им на праве собственности или занимаемом на основании договора социального найма, не признанном непригодным для проживания;

2) граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в поселке городского типа Мыс Шмидта Иультинского района Чукотского автономного округа в одном и том же жилом помещении по состоянию на 1 января 2018 года, не признанном непригодным для проживания.

В случае наличия регистрации по месту жительства в одном жилом помещении одиноких совершеннолетних лиц либо отдельных семей, не являющихся по отношению друг к другу членами одной семьи, у таких лиц (семей) возникает самостоятельное право на единовременную выплату, при этом размер единовременной выплаты для каждого одинокого совершеннолетнего лица определяется по нормативу общей площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина, для семьи – по нормативу общей площади жилого помещения в зависимости от ее состава;

3) граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в поселке сельского типа (селе) Рыркайпий Иультинского района Чукотского автономного округа в одном и том же жилом помещении не позднее 1 января 2011 года, принадлежащем им на праве собственности, не признанном непригодным для проживания, имеющие стаж работы не менее 30 лет, состоящие на учёте в качестве имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;

4) одиноко проживающие граждане, родившиеся до 1 января 1940 года, постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства на территории Чукотского автономного округа в специализированном жилищном фонде (общежитии) в одном и том же жилом помещении по состоянию на 1 января 2018 года, не признанном непригодным для проживания.

При этом правом на государственную поддержку могут воспользоваться вышеуказанные граждане только при условии, что ранее они не получали единовременную социальную выплату на переселение граждан, постоянно проживающих на территории Чукотского автономного округа, в экономически развитые районы Чукотского автономного округа и благоприятные для проживания регионы Российской Федерации, а также социальные выплаты на строительство или приобретение жилого помещения вне зависимости от источника финансирования.

В Чукотском автономном округе также предусмотрена дополнительная мера социальной поддержки неработающих граждан пожилого возраста и инвалидов по возмещению им материальных затрат с целью обеспечения возможности изменения ими места жительства в пределах Чукотского автономного округа. Данная мера социальной поддержки предоставляется Департаментом социальной политики Чукотского автономного округа через подведомственное учреждение – Государственное бюджетное учреждение «Чукотский окружной комплексный Центр социального обслуживания населения».

Согласно Закону Чукотского автономного округа от 7 ноября 2014 года № 99-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в Чукотском автономном округе, связанной с расходами на переезд к новому месту жительства в пределах Чукотского автономного округа» право на денежную компенсацию, связанную с расходами на переезд к новому месту жительства в пределах Чукотского автономного округа имеют следующие категории граждан, проживающие в Чукотском автономном округе [14]:

- инвалиды и неработающие пенсионеры, являющиеся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральным законодательством;

- неработающие женщины, достигшие возраста 50 лет, неработающие мужчины, достигшие возраста 55 лет.

Также это право распространяется на членов семей, находящихся на их иждивении (нетрудоспособные супруг (супруга), а также дети (в том числе усыновленные (удочеренные), находящиеся под опекой (попечительством) пенсионера, неработающего гражданина), братьев, сестер и внуков пенсионера, неработающего гражданина, не достигших возраста 18 лет, детей, братьев, сестер и внуков пенсионера, неработающего гражданина, обучающихся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся на территории Чукотского автономного округа, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или детей, братьев, сестер и внуков пенсионера, неработающего гражданина старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, проживающих с пенсионером, неработающим гражданином, и находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию. При этом братья, сестры и внуки пенсионера, неработающего гражданина признаются членами его семьи при условии, если они не имеют трудоспособных родителей.

Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 6 марта 2015 года № 154 утверждено «Положение о порядке предоставления неработающим гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в Чукотском автономном округе, дополнительной меры социальной поддержки, связанной с расходами на переезд к новому месту жительства в пределах Чукотского автономного округа», на основании которого денежная компенсация предоставляется гражданам в размере затрат, включающих [17]:

1) стоимость проезда воздушным, морским и речным, а также автомобильным транспортом по фактическим расходам, подтвержденным проездными документами (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов), но не выше стоимости проезда по тарифам экономического класса;

2) стоимость проезда любым видом транспорта до пристани, аэропорта при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы;

3) стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки водным транспортом, либо до 500 килограммов на получателя денежной компенсации и до 150 килограммов на неработающего члена семьи по фактическим расходам при провозе багажа воздушным транспортом.

Исходя из вышеизложенного следует, что в Чукотском автономном округе действуют не только федеральные законодательные акты, но и на региональном уровне принимаются нормативные правовые акты, регламентирующие государственные гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Для определенных категорий граждан, работающих и проживающих в Чукотском автономном округе, законодательством Чукотского автономного округа установлены региональные дополнительные гарантии и компенсации, направленные на улучшение уровня жизни на Чукотке.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государством Российской Федерации устанавливаются и обеспечиваются различные гарантии социальной защиты населения. Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и гарантируется каждому гражданину, независимо от расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также независимо от пола гражданина [18].

Социальное обеспечение является своеобразной формой проявление социальной политики страны, направленной на оказание материальной поддержки обусловленной категории населения за счет средств федерального бюджета и внебюджетных фондов. Оно существует как совокупность правовых и экономических гарантий, целью которых является результат социально приемлемого жизненного уровня и стабильность развития в обществе, как и выравнивания социального статуса населения страны в сравнении с другими членами сообщества.

Социальное обеспечение граждан включает в себя определенные денежные выплаты, предоставление различных социальных услуг, реализацию и защиту прав граждан.

Государственная социальная помощь заключается в предоставлении различным категориям граждан, предусмотренным законодательством РФ, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров, а также предоставления определенных льгот.

Одной из таких категорий являются лица, проживающие в условиях Крайнего Севера и местностях к нему приравненных.

Предоставление государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на федеральном уровне регламентируется, в первую очередь, Трудовым кодексом РФ и Законами Российской Федерации. При этом Трудовой Кодекс РФ создает правовую базу для участия субъектов РФ в законотворческой деятельности в этой области, предусмотрев, что дополнительные гарантии и компенсации могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из имеющихся финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы

1.        Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом поправок, внесенных Законом Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 03.09.2022).

2.        Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения 03.09.2022).

3.        Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/ (дата обращения 03.09.2022).

4.        Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39323/ (дата обращения 10.11.2022).

5.        Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/ (дата обращения 19.09.2022).

6.        Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1786/ (дата обращения 01.11.2022).

7.        Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (дата обращения 01.11.2022).

8.        Постановление Правительства РФ от 18 марта 2015 года № 249 «Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176900/ (дата обращения 11.09.2022).

9.        Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1351 «О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172226/ (дата обращения 11.09.2022).

10.   Постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 года № 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77706/ (дата обращения 09.11.2022).

11.   Постановление Правительства РФ от 1 апреля 2005 года № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52678/ (дата обращения 09.11.2022).

12.   Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 7 октября 1993 года № 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2525/ (дата обращения 01.11.2022).

13.   Приказ Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 года № 2 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3300/ (дата обращения 01.11.2022).

14.   Закон Чукотского автономного округа от 7 ноября 2014 года № 99-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в Чукотском автономном округе, связанной с расходами на переезд к новому месту жительства в пределах Чукотского автономного округа». – URL: https://base.garant.ru/31320057/ (дата обращения 22.11.2022).

15.   Закон Чукотского автономного округа от 31 мая 2010 года № 57-ОЗ «О некоторых гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в государственных органах Чукотского автономного округа, Чукотском территориальном фонде обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях Чукотского автономного округа и расположенных в Чукотском автономном округе». – URL: https://base.garant.ru/31320057/ (дата обращения 18.10.2022).

16.   Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 11 марта 2020 года № 95 «Об утверждении Положения о предоставлении единовременной социальной выплаты на переселение отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории Чукотского автономного округа, в экономически развитые районы Чукотского автономного округа и благоприятные для проживания регионы Российской Федерации». – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/8700202003120004?rangeSize=10 (дата обращения 10.11.2022).

17.   Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 6 марта 2015 года № 154 «Об утверждении Положения о порядке предоставления неработающим гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в Чукотском автономном округе, дополнительной меры социальной поддержки, связанной с расходами на переезд к новому месту жительства в пределах Чукотского автономного округа». – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/8700201712120025 (дата обращения 16.11.2022).

Книги, монографии

18.   Аракчеев В.С. Теоретические и практические вопросы общей части права социального обеспечения. – СПб.: Феникс, 2021. – 120 с.

19.   Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. – М.: Манусрикпт, 2019. – 206 с.

Электронные ресурсы

20.   Информационно-правовой портал. - URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения 16.11.2022).

21.   Информационно-правовая система. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.10.2022).


 

22.   Скачано с www.znanio.ru

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3

ВВЕДЕНИЕ Фактически более половины географической площади

ВВЕДЕНИЕ Фактически более половины географической площади

Цель исследования – проанализировать актуальность гарантий работников

Цель исследования – проанализировать актуальность гарантий работников

Глава I . Нормативно-правовое регулирование государственных гарантий и компенсаций в

Глава I . Нормативно-правовое регулирование государственных гарантий и компенсаций в

Экономическая функция социального обеспечения заключается в материальной поддержке государством граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации

Экономическая функция социального обеспечения заключается в материальной поддержке государством граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации

ФЗ «О государственной социальной помощи» определяется круг лиц и порядок учета прав граждан на меры социальной поддержки, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной…

ФЗ «О государственной социальной помощи» определяется круг лиц и порядок учета прав граждан на меры социальной поддержки, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной…

Глава 50 Трудового кодекса РФ предусмотрела правовые нормы, регулирующие условия труда в северных районах

Глава 50 Трудового кодекса РФ предусмотрела правовые нормы, регулирующие условия труда в северных районах

Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами», которая регламентирует социальную защиту граждан, проживающих в районах

Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами», которая регламентирует социальную защиту граждан, проживающих в районах

Глава II . Реализация государственных гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в районах

Глава II . Реализация государственных гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в районах

Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем

Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем

Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются

Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются

Для молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей в районах

Для молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей в районах

Крайнего Севера и приравненных к ним местностях [2]

Крайнего Севера и приравненных к ним местностях [2]

Так, на основании ст. 320 ТК РФ коллективным договором или трудовым договором должна быть установлена 36-часовая рабочая неделя для женщин, если меньшая продолжительность рабочей недели…

Так, на основании ст. 320 ТК РФ коллективным договором или трудовым договором должна быть установлена 36-часовая рабочая неделя для женщин, если меньшая продолжительность рабочей недели…

Статьей 325 ТК РФ для лиц, работающих в районах

Статьей 325 ТК РФ для лиц, работающих в районах

Необходимо отметить, что согласно статьи 323

Необходимо отметить, что согласно статьи 323

Пенсионным фондом Российской Федерации

Пенсионным фондом Российской Федерации

Неработающим гражданам, которые являются получателями страховых или пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также членам семей, находящимся на их иждивении, расходы по переезду на новое…

Неработающим гражданам, которые являются получателями страховых или пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также членам семей, находящимся на их иждивении, расходы по переезду на новое…

Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории

Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории

Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет, при…

Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет, при…

Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных постановлением

Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных постановлением

Анализ законодательных актов Чукотского автономного округа, регламентирующих государственные гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах

Анализ законодательных актов Чукотского автономного округа, регламентирующих государственные гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах

Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах

Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах

Российской Федерации, неработающим членам семьи работника (несовершеннолетним детям, в том числе усыновленным, а также совершеннолетним детям в возрасте до 23 лет, в том числе уволенным…

Российской Федерации, неработающим членам семьи работника (несовершеннолетним детям, в том числе усыновленным, а также совершеннолетним детям в возрасте до 23 лет, в том числе уволенным…

При этом, согласно ст. 3.1 Закона

При этом, согласно ст. 3.1 Закона

Так как, согласно ст. 168 ТК РФ органы государственной власти субъектов

Так как, согласно ст. 168 ТК РФ органы государственной власти субъектов

Чукотского автономного округа и благоприятные для проживания регионы

Чукотского автономного округа и благоприятные для проживания регионы

ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов

ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов

Чукотского автономного округа» право на денежную компенсацию, связанную с расходами на переезд к новому месту жительства в пределах

Чукотского автономного округа» право на денежную компенсацию, связанную с расходами на переезд к новому месту жительства в пределах

Чукотском автономном округе, дополнительной меры социальной поддержки, связанной с расходами на переезд к новому месту жительства в пределах

Чукотском автономном округе, дополнительной меры социальной поддержки, связанной с расходами на переезд к новому месту жительства в пределах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Государством Российской

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Государством Российской

Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из имеющихся финансовых возможностей соответствующих субъектов

Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из имеющихся финансовых возможностей соответствующих субъектов

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Постановление Правительства РФ от 18 марта 2015 года № 249 «Об утверждении

Постановление Правительства РФ от 18 марта 2015 года № 249 «Об утверждении

Постановление Совета Министров –

Постановление Совета Министров –

Чукотского автономного округа, в экономически развитые районы

Чукотского автономного округа, в экономически развитые районы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2023