Курсовая работа
Оценка 4.6

Курсовая работа

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
психологическая работа +1
Взрослым
22.01.2017
Курсовая работа
Представляю вам курсовую работу на тему "Диагностика познавательной сферы младших школьников". Цель исследования: выявить взаимосвязь уровня развития познавательных процессов и успеваемости младших школьников"В данной работе можно проследить как развитие познавательных процессов влияют на успеваемость. Здесь вы поподробнее ознакомитесь с вниманием, памятью и т.д.
Курсовая Касаткина Наталья.docx
М И Н О Б Р Н А У К И   Р О С С И И Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Омский государственный педагогический университет» высшего образования (ФГБОУ ВО «ОмГПУ») Факультет начального дошкольного и специального образования Кафедра предметных технологий начального и дошкольного образования «Диагностика познавательной сферы младших школьников» Курсовая работа Направление 44.03.01 Педагогическое образование Направленность (профиль) Дошкольное образование и Начальное образование Дисциплина Психолого­педагогическая диагностика                                                                                                      Выполнила: студентка 22 группы                                                                                                              Заочной формы                                                                                                             Касаткина Наталья Михайловна                                                                                                  _______________________  (подпись)                                                                                                             Научный руководитель:                                                                                                             Савина Наталья Викторовна                                                                                                              к.п.н.,    доцент                                                                                                                                                                  Оценка  ________________                                                                                                       «___» _______________ 20___г.                                                                                                   _______________________                                                                                                                                    (подпись)                                                                 Омск, 2016 Содержание……………………………………………………………………….2 Введение…………………………………………………………………………..3 МИНОБРНАУКИ РОССИИ...................................................................................1 Введение...................................................................................................................3 Глава I. Теоретический аспект познавательной сферы младших школьников...6 1.1. Характеристика обучающихся младших классов........................................6 1.2 Познавательная сфера младшего школьника............................................12 Глава II Диагностика познавательной сферы у детей младшего школьного  возраста...................................................................................................................19 2.1. Процедура и методики проведения исследования..................................19 2.2. Анализ результатов диагностики познавательной сферы младших школьников..........................................................................................................20 Вывод по второй главе......................................................................................25 Вопрос об умственных возможностях младших школьников в разное время решался по-разному. В результате ряда современных исследовании выяснилось, что умственные возможности ребенка шире, чем предполагалось ранее, и при создании условий, т.е. при специальной методической организации обучения, младший школьник может усваивать абстрактный, теоретический материал............................................................25 Введение В процессе обучения младший школьник развивается как личность, у него формируется умение учиться, достигаются определенный уровень знаний и умений. Школа занимает ведущее место в жизни ребенка, в школе ребенок формируется   как   личность,   поэтому   крайне   важным   является диагностирование   познавательных   процессов   у   младших   школьников.     Это дает   возможность   разработать   индивидуальные   рекомендации   с   учетом особенностей каждого школьника. Рекомендации будут полезны как учителю, так и родителям ребенка.  В   отечественной   и   зарубежной   психологии   разрабатывается   модель «развивающегося   обучения»,   в   школах   можно   встретить   разработки отечественных   ученых,   такие   как   школы   –   «Л.В.   Занкова»,   «Ш.А. Амонашвили»,  «Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова». Вопросы   умственного   развития   мышления   и   интеллекта рассматривались в трудах В.С. Бехтерева, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Н.С. Лейтеса, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьева, А..Р. Лурин, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и другими. Исследуя вопросы умственного развития детей, ученые ( А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.В. Венгер, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин) установили, что основой всего служит овладение разными видами, главное место занимают мыслительные процессы. Мыслительные действия формируются по средствам усвоения   внешних,   материальных   действий.   Умственное   развитие   является закономерным   процессом,   который   имеет   свою   логику,   развитие   личности ребенка,  изменения  его  места  в  системе   общественных  отношений, сменой вида деятельности в которой формируются познавательные действия.  Не   каждый   учитель   знает,   как   протекают   процессы   формирования познавательной   деятельности   у   младших   школьников,  у   учителя   возникает непонимание и разногласие с школьниками. 3 Младший   школьный   возраст   –   это   период   интенсивного   развития ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания. Для эффективного   протекания   процесса   необходимо   его   сделать   более организованным, создать социальные условия и подобрать комплекс методик, наиболее   эффективных,   доступных   и   интересных   детям.   В   этом   возрасте высшие психические функции находятся в сенситивном периоде, необходимо уделять   развитию   познавательных   процессов   большое   внимание,   проблема заключается   в   том,   что   углубленное   и   продуктивная   умственная   работа требует от детей усидчивости, сдерживает требования эмоций и регуляции естественной   двигательной   активное   сосредоточения   и   поддержание внимания на учебных задачах, а в начальных классах это умеют делать далеко не все дети. Многие из них быстро устают. Для   решения   этой   и   других   проблем   большое   значение   приобретает диагностика уровня развития познавательной сферы младших школьников. Таким   образом,   вышеизложенное   обуславливает   актуальность исследования курсовой работы. Цель   исследования:  выявить   взаимосвязь   уровня   развития познавательных процессов и успеваемости младших школьников. Объект исследования: познавательные процессы младших школьников. Предмет исследования: процесс проведения диагностики и выявление познавательной сферы младших школьников. В   основу   работы   положена   следующая   гипотеза:   познавательные процессы будут более развиты у младших школьников с высоким и средним уровнями успеваемости, чем  у обучающихся с низким уровнем успеваемости. Задачи исследования: 1. Изучить   и   проанализировать   научную,   методическую   литературу   по данной теме.  4 2. Показать   развитие   познавательных   процессов   в   младшем   школьном возрасте; 3. Провести   диагностику   познавательной   сферы   у   детей   младшего школьного возраста. 4. Выявить возрастные особенности младших школьников. Методы исследования:  ­   теоретические:   анализ   научной   психолого­педагогической   литературы; синтез, обобщение; ­   эмпирические:   тестирование,   количественные   и   качественные   методы обработки результатов. База исследования: МБОУ «Юрьевская СОШ», Кормиловского  района, Омской области.  Выборку составили: 20 детей первого класса,6­7 лет, из них 9 девочек и  11 мальчиков.  Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, выводов по главам, заключения,   библиографического   списка   источников   и   литературы,   и приложений. 5 Глава I. Теоретический аспект познавательной сферы младших школьников 1.1. Характеристика обучающихся младших классов С поступлением ребенка в школу начинается его младший школьный возраст. В настоящее время период обучения в начальной школе составляет 4 года, соответственно возраст для младших школьников варьируется от 6­7 лет до 9­10 лет.       Младший   школьный   возраст   наиболее   глубоко   и   содержательно представлен в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л. И. Айдарова, А. К. Дусавицкий, А. К. Маркова, Ю. А. Полуянов, В. В. Репкин, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.). Начало школьного возраста совпадает с физиологическим кризисом 7 летнего возраста, организм перестраивается, происходит бурный рост тела и внутренних органов, что требуется мобилизации внутренних резервов. В этот же   период   меняется   система   общественных   отношений.   Не   смотря   на перестройки   в   организме   ребенка,   физиологический   кризис   способствует адаптации школьника к новым для него условиям. Новая ситуация нова для ребенка,   и   физиологические   изменения   в   организме   ребенка   полностью удовлетворяют   требованиям   этой   ситуации.   При   педагогической запущенности, при этом кризисе, существует последняя возможность догнать своих сверстников.  (Петрунек В.П., Таран Л.Н.) [20]. У младших школьников психофизиологическое развитие у разных детей происходит по­разному, девочки опережают в развитии мальчиков. С точки зрения Д.В. Колесова и А.Г Хрипкова «педагогика приходит к выводу, что на самом   деле   в   младших   классах,   в   среднем,   мальчики   младше   девочек,   на полтора года, хотя эта разница не в календарном возрасте» [20].  В   младшем   школьном   возрасте   у   детей   наблюдается   низкая сопротивляемость   к   усталости.   Уникальным   образом   меняется   социальная 6 ситуация   ребенка,   она   приобретает   социально   значимые   обязательства   и общественную оценку. Систему жизненных отношений школьника определяет то, справляется ли он с новыми требованиями.    Ведущей   деятельностью   младшего   школьника   становится   учебная деятельность, ею определены основные изменения в развитии психики у детей в   этом   возрасте.   Происходит   развитие   психологических   новообразований, новых познавательных потребностей, появляется интерес к действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.  В   младшем   школьном   возрасте   интенсивно   развиваются   и преобразуются   когнитивные   процессы:   они   приобретают   опосредованный характер и становятся произвольными. Школьник овладевает умственными процессами   и   учится   управлять   памятью,   вниманием,   мышлением.   Л.С. Выготский считал, что с началом обучения в школе мышление выдвигается в центр   сознательной   деятельности   ребенка   [22].   Развитие   словесно­ логического,   рассуждающего   мышления,   то,   что   происходит   в   процессе освоения   научных   знаний,   перестраивает   и   все   другие   познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей» (Эльконин Д.Б.) [24].   Развиваются   качественные   новообразования:   рефлексия,   анализ, внутренний   план   действий,   это   связано   с   усвоением   в   процессе   обучения основ теоретического сознания.  У младшего школьника меняется способность произвольного поведения, происходит потеря «детской непосредственности» [19], это определяет новый уровень   мотивационно   –   потребностной   сферы.   С   точки   зрения   Л.С. Выготского   это   позволит   ребенку   действовать   напрямую,   следуя   своим сознательным целям, социальным правилам, нормам поведения [13]. В 1­2 классе младший школьник еще сильно зависим от мнения учителя, к 3­4 классу эта зависимость ослабевает, ребенку становится важен коллектив сверстников,   для   него   становится   важной   роль   детского   сообщества. 7 Центральным   новообразованием   ребенка   в   младшем   школьном   возрасте являются:  Новый   уровень   развития   произвольной   регуляции   поведения   и деятельности.   Рефлексия, внутренний план действий.  Развитие новых когнитивных отношений к действительности.  Ориентация на группу сверстников [16]. В младшем школьном возрасте происходят существенные изменения в психическом   развитии   ребенка.   Крайне   важной   является   роль   взрослого   в проживании   этого   возраста,   они   должны   быть   направлены   на   раскрытие   и реализацию   потенциальных   возможностей   ребенка   с   учетом   их индивидуальных особенностей. Данный возрастной этап характерен широкими возможностями   психологического   развития   ребенка.   Ребенок   становится активным   субъектом   изучающим   окружающий   мир   и   самого   себя   он приобретает личный опыт поведения в мире.  В младшем школьном возрасте происходят следующие изменения:  Формируются мотивы, развиваются потребности и интересы;  Развивается «умение учиться»;  Выявляются индивидуальные способности и особенности детей;  Развивается самоконтроля, самоорганизации     навык     и саморегулирования;  Формируется адекватная самооценка, развивается критичность к себе и другим;  Осваиваются социальные и нравственные нормы;  Развиваются   навыки   общения   со   сверстниками   и   устанавливаются дружеские контакты с другими детьми [18]. В   младшем   школьном   возрасте   происходят   важные   новообразования, преобразуется интеллект, социальные отношения, личность ребенка. Помимо учебной   деятельности   ребенок   увлеченно   участвует   в  играх,  спорте,  в  его 8 жизни присутствуют элементы трудовой и другие виды деятельности, которые закрепляются и совершенствуются ребенком.  В   младшем   школьном   возрасте   происходят   большие   изменения   в психологическом развитии ребенка, как считает В.С. Мухина, в возрасте 6­7 лет восприятие перестает быть аффективным, происходит дифференциация эмоциональных   и   перцептивных   процессов   [14].   В   восприятии   выделяются произвольные действия, оно становится осмысленным, целенаправленным.  В этом   возрасте   ребенок   начинает   активно   использовать   названия   качеств, состояний разных объектов, понимая отношения между ними, таким образом, речь играет большую роль для развития восприятия.  В.С Мухина считает, что повышенное   внимание   младшего   школьника   связано   с   ориентировкой   во внешней среде и эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности   внешних   впечатлений,   обеспечивающие   такое   повышение,   с возрастом   изменяются   [14].   В   этом   возрасте   дети   учатся   сознательно управлять   своим   вниманием,   направлять   и   удерживать   его   на   нужных предметах. Произвольное внимание к 6­7 годам развивается за счет функций речи,   по   мнению   В.С.   Мухиной   она   является   средством   организации внимания.   С   помощью   речи   можно   словестно   выделить   определенные предметы, исходя из задачи, и организовать внимания исходя из предстоящей деятельности [14]. У младшего школьника так же развивается память, с точки зрения П.П. Блонского   она   носит   непроизвольный   характер.   Объем   памяти   ребенка определяется отношением к предмету или деятельности, запоминается то, что является интересным для ребенка. По сравнению с дошкольным возрастом, с точки   зрения   А.А.   Смирнова,   у   семилетних   детей   роль   непроизвольного запоминания   снижается,   а   прочность   запоминания   растет.   Одной   из особенностей   младшего   школьного   возраста,   как   отмечает   Д.Б.   Эльконин, является то, что перед ребенком ставят цели, направленные на запоминания 9 материала.   Для   запоминания   информации   ребенок   начинает   использовать различные приемы (повторение, ассоциативное связывания информации), для запоминания   информации,   таким   образом,   развивает   непроизвольное запоминание [24]. В   младшем   школьном   возрасте   у   ребенка   начинает   формироваться картина   мира,   по   мнению   Е.Е.   Кравцовой,   любознательность   направляет ребенка   познавать   окружающий   мир   и   экспериментировать,   пытаясь отследить зависимости и установить причинно­следственные связи.  Ребенок вынужден применять свои знания на деле, решать встающие перед ним задачи, решать   их   как   на   деле   так   и   в   уме   [18].   Представляя   ситуацию   ребенок начинает действовать в ней в воображении. Таким образом, наглядно­образное мышление становится основным в младшем школьном возрасте.  Наглядно   образное   –   мышление   служит   основой   для   логического мышления,   связанного   с   использованием   и   преобразованием   понятий.   К началу   школьного   периода   ребенок   может   использовать   наглядно   – действенное, наглядно – образное и логическое мышление. К этому возрасту, с   точки   зрения   Н.Г.   Салиминой,   ребенок   научается   формам   устной   речи, присущей взрослому человеку [23]. В общении со сверстниками развивается диалогическая   речь,   которая   включает   в   себя   согласование,   оценку   и согласование игровой деятельности, так же у ребенка появляются монологи, и рассказы.  В   этот   период   перед   ребенком   встают   новые   задачи   общения,   что способствует   развитию   его   речи,   увеличивается   словарный   запас, усложняются   диалоги,   они   становятся   более   содержательными,   такое общение М.И Лисина назвала вне ситуативно – познавательным [10]. К   старшему   дошкольному   возрасту   у   ребенка   накапливается   опыт практических   действий,   развивается   восприятие,   память,   мышление,   это повышает   у   школьника   чувство   уверенности   в   себе   и   своих   силах. 10 Исследования   В.И.   Селиванова   показали,   что   в   6­7   лет   ребенок   может стремиться   к   далекой   цели,   при   этом   выдерживая   полевое   напряжение   в течении длительного времени [23]. Цели становятся разнообразны и сложны, при их достижении развивается волевая регуляция поведения.  С точки зрения А.К. Марковой, А.Б. Орлова, Л.М Фридман, в младшем школьном возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется   система   соподчинительных   мотивов,   придающую направленность   поведению   ребенка.   Ребенок   начинает   принимать   более значимый на данный момент мотив, это является основой, позволяющей идти к намеченным целям, и не обращать внимания на возникающие ситуативно желания [12]. Учебная   деятельность   становится   ведущей,   но   игровая,   трудовая   и остальные   виды   деятельности   так   же   влияют   на   становление   личности ребенка.   С   поступлением   в   школу   у   ребенка   помимо   основного   мотива «хочу», который исходит из самого ребенка, появляется мотив «надо», чаще исходящий от взрослого [11].   Поступая в школу, ребенок становится зависим от окружающих людей, от   их   оценок,   отношений   к   нему,   мнений.   В   начале   школьного   периода ребенок еще не понимает нормы и правила присутствующие в школе, он не умеет   себя   контролировать,   у   него   повышенная   чувствительность   и возбудимость.   У   младшего   школьника   оформляются   моральные   идеи, правила,   оформляются   такие   понятия   как   *долг*,   *правила*.   «Ребенок типически «послушен» в эти годы, он с интересом и увлечением принимает в душе   разные   правила   и   законы.   Он   не   способен   формировать   свои собственные моральные идеи и стремится именно к тому, чтобы понять, что «нужно» делать, испытывая наслаждение в приспособлении» [12]. Так   же   меняется   потребностная   сфера   жизни,   становится   важным признание ребенка окружающим, оценка его успехов, уважение и почитание, 11 одобрение   со   стороны   сверстников   и   взрослых.   Обостряется   потребность познания внешнего мира, объектов *значимых для общества*. М. И. Лисина в своих   исследованиях   показала,   что   младший   школьник   стремится «реализовать себя как субъекта, приобщаясь к социальным сторонам жизни не просто на уровне понимания, но, как и преобразователи». Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что доминирующими потребностями у ребёнка младшего   школьного   возраста   являются   потребности   в   социальной активности и реализации себя в качестве субъекта общественных отношений [10]. 1.2 Познавательная сфера младшего школьника Восприятие.   У   младшего   школьника   в   достаточной   степени   развито восприятие, он хорошо ориентируется в цветах и формах предмета, у него хорошо   развит   слух   и   зрение.   Во   время   восприятия   учебной   информации необходимо осмысливать свою деятельность, дети в этом возрасте хорошо воспринимают различные образцы, в соответствии с которым действуют. В процессе   учебной   деятельности   ребенок   учится   выделять   главное   и существенное   в   предметах.   Обучаясь   математики   ребенок   не   может правильно различить цифры 6 и 9, так же возникают проблемы с буквами З и Э. учитель должен помочь ребенку развить произвольность, осмысленность восприятия, привлекательности.    избирательность   по   содержанию,   а   не   по   внешней К   концу   первого   класса   ребенок   учится   воспринимать   предметы   в соответствии   с   потребностями   и   интересами,   возникающими   в   процессе обучения   и   своего   прошлого   опыта.   Учитель   помогает   научится   технике восприятия,   учит   порядку   выявления   свойств,   приемом   осмотра, прослушивания.   Это   является   сильнейшим   стимулятором   развития восприятия, развивается наблюдательность как черта характера.  12 Память младшего   школьника   —   первостепенный   психологический компонент   учебной   познавательной   деятельности.   В   школе   учитель   учит ребенка осмысленно запоминать материал, а потом его воспроизводить, что положительно влияет на объём и качество запоминаемого материала. Ребенок перестает механически запоминать только интересные ему вещи, а запоминает осмысленно уже нужный материал. Важнейший прием запоминания — деление текста на смысловые части, составление   плана.   В   многочисленных   психологических   исследованиях подчеркивается, что при запоминании ученики I и II классов затрудняются разбивать текст на смысловые части, они не могут вычленить существенное, главное   в   каждом   отрывке,   а   если   и   прибегают   к   делению,   то   только механически   расчленяют   запоминаемый   материал   с   целью   более   легкого заучивания меньших по величине кусков текста. Особенно трудно им делить текст на смысловые части по памяти, и делают они это лучше, л и ш ь когда непосредственно   воспринимают   текст.   Поэтому   с   I   класса   работа   по расчленению текста должна начинаться с того момента, когда дети в устной форме передают содержание картины, рассказа. Составление плана позволяет им осмыслить последовательность и взаимосвязь изучаемого (это может быть план   решения   сложной   по   содержанию   арифметической   задачи   или литературного произведения), запомнить эту логическую последовательность и соответственно воспроизвести [1]. Внимание.  У   дошкольника   преобладает   не   произвольное   внимание,   в первом   классе   ребенок   еще   не   научен   произвольному   вниманию,   поэтому очень   важной   задачей   для   учителя   является   помочь   овладеть   ребенку произвольным   вниманием.  Вначале   обучения   внимания   ученика   привлекает внешняя сторона вещей, это мешает им контролировать свою деятельность и проникнуть в суть вещей. Но уже в младшем школьном возрасте, если учитель заботится о развитии произвольного внимания школьника, оно очень быстро 13 формируется.   Младший   школьник   учится   самостоятельно   ставить   цели, например   проверять   домашнее   задние   у   сверстников,   и   произвольное внимание становится у него ведущим.  Младший   школьник   еще   не   умеет   распределять   свое   внимания,   его внимание не устойчиво и его объем гораздо меньше, чем у взрослого человека. Но уже ко второму классу, происходят огромные сдвиги совершенствование внимания. Развитие внимания связано с учебной деятельностью школьника и развитием его личности.  Воображение. В процессе учебной деятельности ученик получает много описательных   сведений,   и   это   требует   от   него   постоянного   воссоздания образов, без которых невозможно понять учебный материал и усвоить его, т.е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено   в   целенаправленную   деятельность, психическому развитию. [2]   способствующую   его Для   развития   воображения   очень   важно   представление   младших школьников, поэтому учитель на уроках производит работу по накоплению тематических   представлений   ребенка.   В   результате   у   ребенка   значительно развивается воображение: сначала образы воображения у детей расплывчаты, неясны, но затем они становятся более точными и определенными; вначале в образе   отображаются   только   несколько   признаков,   причем   среди   них преобладают   несущественные,   а   ко   II—   III   классу   число   отображаемых признаков   значительно   возрастает,   причем   среди   них   преобладают существенные;   переработка   образов   накопленных   представлений   вначале незначительна,   а   к   III   классу,   когда   ученик   приобретает   гораздо   больше знаний,   образы   становятся   обобщеннее   и   ярче;   дети   уже   могут   изменить сюжетную линию рассказа, вполне осмысленно вводят условность; в начале обучения   для   возникновения   образа   требуется   конкретный   предмет   (при чтении и рассказе, например, опора на картинку), а далее развивается опора 14 на  слово,  так   как   именно  оно  позволяет  ребенку   создать   мысленно  новый образ (написание сочинения по рассказу учителя или прочитанному в книге) [16]. Мышление.  В   первом   и   втором   классе   особенности   мышления   детей схожи   с   особенностями   дошкольника.   Так   как   ярко   выражен   конкретно­ образный   характер,   то   при   решении   задач   опорой   являются   конкретные предметы   или   их   изображение,   а   выводы   делаются   исходя   из   конкретных фактов.   В   процессе   обучения   появляется   абстрактное   мышление,   когда приходится решать задачи в уме [18]. Сравнение также   имеет   свои   особенности.   Вначале   в   сравнен   и   и учащиеся легко выделяют различия и труднее — сходство. Далее постепенно выделяется   и   сравнивается   сходство,   причем   вначале   яркие,   броские признаки,   в   том   числе   и   существенные   [4].   Процесс   сравнения   требует систематического и длительного обучения учащихся. Абстракция у  младшего школьника отлична тем, что за существенные признаки   принимаются   внешние,  яркие.  Дети   легче   абстрагируют   свойства предметов, чем связи и отношения. Обобщение. Ученик в начальных классах не может еще проникнуть в сущность   предметов,   поэтому   осознаются   только   некоторые   признаки. Развиваются   мыслительные   операции,   на   их   основы   развиваются   формы мышления. Вначале школьник анализирует отдельные случаи и не обобщает их, система отвлеченных умозаключений ему не дается. При взаимодействии с предметами   ребенок   накапливает   опыт,   и   может   сделать   правильные индуктивные умозаключения, но перенести их на аналогичные факты еще не способен. Далее ребенок учится совершать умозаключение, на основе знания общетеоретических понятий [21].  Дедуктивное   умозаключение   дается   школьнику   труднее   чем индуктивное. Вначале школьник частное связывает с общим, неотражающим 15 существенных связей, затем дети учатся усваивать общие выводы и объяснять на их основе  частные случаи. Далее, усвоив вывод, они уже могут на его основе объяснять частные факторы, даже те, что в их опыте не встречались раньше.  Как   индуктивные,   так   и   дедуктивные   умозаключения   постепенно свёртывается, ряд суждений протекает у них в умственном плане. В   младшем   школьном   возрасте   происходит   осознание   детьми собственных   мыслительных   операций,   что   помогает   им   осуществлять самоконтроль   в   процессе   познания.   В   процессе   обучения   развиваются   и качества ума: самостоятельность, гибкость, критичность и др [14]. Речь. С помощью речи формируется мышление детей и определяется структура   его   сознания.   При   формулировке   мысли   с   помощью   речи, происходит   лучшее   понимания   объекта.   Обучение   языку   в   школе   ­   это управляемый процесс, и у учителя есть огромные возможности значительно ускорить   речевое   развитие   учащихся   за   счет   специальной   организации учебной деятельности. Поскольку речь — это деятельность, то и учить речи нужно   как   деятельности.  Одно   из   существенных   отличий   учебной   речевой деятельности   от  речевой  деятельности   в естественных  условиях  состоит  в том,   что   цели,   мотивы,   содержание   учебной   речи   не   вытекают непосредственно из желаний, мотивов и деятельности индивида в широком смысле   слова,   а   задаются   искусственно.   Поэтому   правильно   задать   тему, заинтересовать   ею,   вызвать   желание   принять   участие   в   ее   обсуждении, активизировать   работу   школьников   —   одна   из   главных   проблем совершенствования системы развития речи [11].                                    Выводы по первой главе  В результате анализа теоретического материала нами было выяснено, что изучением младшего школьного возраста занимались такие ученые как Д.Б.   Эльконин,   В.В   Давыдов.   Поступая   в   школу,   у   ребенка   кардинально 16 меняется жизнь, меняется социальная ситуация развития. У него формируется учебная   деятельность,   которая   становится   для   него   ведущий.   Младший школьный   возраст   является   сензетивным   для   развития   познавательных процессов;   «умение   учиться»;   раскрытие   индивидуальных   особенностей   и способностей;   развитие   навыков   самоконтроля,   самоорганизации   и саморегуляции, становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к самому себе и окружающим; установление социальных норм, нравственного   развития;   развитие   навыков   общения   со   сверстниками, установления   дружеских   контактов.   В   младшем   школьном   возрасте закрепляются   и   развиваются   основные   характеристики   познавательных процессов:   восприятие,   внимание,   память,   мышление,   воображение,   речь. Восприятие   младших   школьников   определяется   особенностями   самого предмета,   узнавание   и   его   последовательности.   Большие   изменения происходят в процессах памяти младшего школьника: дети, придя в школу, уже умеют запоминать произвольно, но это умение несовершенно. Подводя   итоги   выше   сказанному,   можно   сделать   вывод,   что   первые четыре года формируются многие существенные черты личности ребенка, и становление его как участника социальных отношений. Познавательный план ребенка   достигает   высокого   уровня   развития,   для   усвоения   учебной программы.  17 18 Глава II Диагностика познавательной сферы у детей младшего  школьного возраста  2.1. Процедура и методики проведения исследования                           Исследование   проводилось   в   МБОУ   «Юрьевская   СОШ», Кормиловского района, Омской области. В эксперименте принимали участие 20 детей первого класса,6­7 лет, из них 9 девочек и 11 мальчиков. Во время проведения классного  часа, родителям  было предложено  проанализировать успеваемость учеников. Для диагностики познавательных процессов использовались следующие методики:   методика   «Запомни   и   расставь   точки»,   таблицы   Шульте,   тест «Пьерон­Рузер»,   оценка   объема   кратковременной   памяти,   характеристика динамических   особенностей   процесса   запоминания,   матрицы   Равена.  В методике   «Запомни   и   расставь   точки»   с   помощью   стимульного   материала оценивается   объем   памяти   ребенка.   Листочек   с   точками  разрезается   на   8 частей, все части складываются в стопку. В самом верху стопки оставляем листочек   с   двумя   точками,   в   низу   стопки   наибольшее   количество   точек. Ребенку   показывается   по   одной   карточки,   после   чего   в   пустой   карточке предлагается воспроизвести по памяти увиденное. Результаты эксперимента оцениваются в баллах. Методика представлена в приложении 1.  С   помощью   таблицы   Шульте   мы   измерили   скорость   ориентировочно поисковых движений взора, объема внимания. Во время исследования ребенок должен   на   время   показать   буквы   по   порядку.   В   результате   сравнивается время по каждой из таблиц. Методика представлена в приложении 2. В   следующем   задании   ребенку   предлагалось   подобрать   к   рисунку недостающий   фрагмент,   который   подходит   узором   в   основной   рисунок. Согласно инструкции в методике матрицы Равена, времени на выполнение 5 серий   таких   заданий,   выделялось   10   минут.   Каждое   правильно   решенное задание дает ребенку 1 балл. Методика представлена в приложении 3. 19 Исследование   способностей   к   целостному   восприятию   формы предметов проходило по методике Головиной. Детям предлагались таблицы, с неполными изображениями предметов (бабочки, круга, треугольника, жука), ребенку   предлагается   дорисовать   предмет.   Методика   представлена   в приложении 4. 2.2. Анализ результатов диагностики познавательной сферы младших школьников На первом этапе мы с помощью методики «Запомни и расставь точки» оценили   объем   памяти   каждого   ребенка.   Результаты   исследования представлены в таблице 1.  Таблица 1. Уровень объема внимания у второклассников  Уровень объема внимания Высокий  Средний  Низкий  Очень низкий 8 10 1 0 Очень высокий 1   К­ во чел. 5 %       Таким образом мы выявили, что 50% школьников имеют средний уровень 40 50 5 0 объема внимания они правильно воспринимают и выполняют больше полвины заданий.   40%   имеют   высокий   уровень   объема   внимания,   они   справляются практически   со   всеми   заданиями   без   ошибочно.     5%   детей   имеют   низкий уровень внимания, что говорит о том, что ребенок часто отвлекается, что не позволяет ему выполнить задания правильно. 5 % детей имеют очень высокий уровень   объема   внимания,   они   выполняют   задания   правильно   без   единой ошибки. Очень низкий уровень объема внимания у детей не выявлен.  На следующем этапе с помощью таблицы Шульте, мы измерили объем внимания. Результаты суммарного результата по всем таблицам приведены в таблице 2. 20 Таблица 2. Объем внимания школьников Александр Д. Арсений К. Дмитрий С. Егор Ф. Захар Д. Игорь М. № Имя  1 2 3 4 5 6 7 Максим К. Николай Н. 8 9 Ростислав В. 10 Алена П. 11 Анна Т. 12 Виолетта Г. 13 Галина С. 14 Дарья К. 15 Елена К. 16 Жанна Ж. 17 Инна С. 18 Марина Р. 19 Нина Л. 20 Ольга А. Время поиска цифр (сек.) 120 140 154 145 150 150 140 145 135 142 132 124 156 154 152 145 140 155 162 145 Среднее время: 145. Ошибки  1 ошибка 3 ошибки 4 ошибки  3 ошибки 4 ошибки 5 ошибок  3 ошибки  5 ошибок  2 ошибки  3 ошибки  2 ошибки  1 ошибка 5 ошибок  4 ошибки  4 ошибки  2 ошибки  3 ошибки  4 ошибки  3 ошибки  3 ошибки  Средняя ошибка: 3  Среднее   время,   за   которое   ученики   прошли   тест   составляет:   145 секунды,   это   говорит   о   том,   что   в   данном   классе,   для   возрастной   нормы среднем является результат 145 ± 5 секунд. В среднем дети совершили 3 ошибки, что говорит о том, что для данной возрастной группы это является нормой. В таблице 3 мы отразили средне групповые показатели. Таблица 3. Средний уровень внимания по классу Время  Ошибки       Таким образом, мы выявили результаты объема памяти каждого ребенка и Низкий уровень %  35 40 Высокий уровень %  20 25 Средний уровень %  45 35 группы   в   целом.   Средний   уровень   объема   внимания   в   классе   у   45% школьников, внимание у них в пределах возрастной нормы. Низкий уровень 21 внимания   у  35%   школьников,   что   говорит   о   том,  что   их   внимание   нельзя охарактеризовать как устойчивое. Для первоклассников более характерно не произвольное   внимание,   поэтому   им   сложно   сосредоточится,   они   часто отвлекаются.   20%   школьников   показали   высокий   уровень   внимания,   что говорит о высокой концентрации и внимательности школьников.  Помимо времени выполнения заданий, важным в выполнении задании было   не   сделать   ошибки.   Каждый   из   школьников   совершил   определенное количество   ошибок,  что   говорит  о   том,  что  для  детей  этого   возраста   это является   нормой.   Так   40%   школьников   допустили   большое   количество ошибок, 35% совершили по 3 ошибки, а 25% школьников совершили по 1­2 ошибки. Далее   с   помощью   матрицы   Равенна   мы   оценили   уровень   наглядно­ образного   мышления   у   младшего   школьника.   Индивидуально   каждому школьнику   предлагались   карточки   с   отверстиями,   в   которые   необходимо было вставить недостающий фрагмент. Результаты представлены в таблице 4. Таблица 4. Наглядно образное мышление школьников Имя  Александр Д. Арсений К. Дмитрий С. Егор Ф. Захар Д. Игорь М. Максим К. Николай Н. Ростислав В. Алена П. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10      Дети проходили тест в первый раз, задание выполняли с интересом. Работа Баллы  7 5 6 5 8 7 8 8 7 6 № 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Имя Анна Т. Виолетта Г. Галина С. Дарья К. Елена К. Жанна Ж. Инна С. Марина Р. Нина Л. Ольга А. Баллы  8 5 6 5 7 5 7 8 6 8 шла   быстро,  максимально   затраченное   время – 14  минут,  минимально – 5 минут. Дети не возвращались к пройденным заданиям для проверки себя, а так же не откладывали задания на потом.  22 Очень высокий уровень наглядно образного мышления не показал ни один   ученик.   14   учеников   показали   средний   уровень   наглядно   образного мышления,   6   человек   показали   высокий   уровень   наглядно   образного мышления,  очень  низкий  и  низкий  балл  не  показали   ни  один  из  учеников. Таким образом, мы вывели средний уровень наглядно образного мышления по классу, что отразили в процентном соотношении в рисунке 1.  80 70 60 50 40 30 20 10 0 наглядно образное мышление Рис 1. Уровни наглядно образного мышления в классе Таким образом, как видно из рисунка, большая часть учеников, 70% имеет средний уровень наглядно образного мышления, 30% учеников имеют высокий уровень наглядно образного мышления.  Следующим   этапом   мы   исследовали   способность   к   целостному восприятию формы предметов школьника. Ученикам предложили дорисовать не полные рисунки. В таблицах 5 и 6 мы отобразили результаты исследования. Таблица 5. Способность к целостному восприятию школьников № 1 2 3 Имя  Александр Д. Арсений К. Дмитрий С. Результат Высокий  Средний  Средний  № 11 12 13 23 Имя Анна Т. Виолетта Г. Галина С. Результат Высокий  Низкий  Средний 4 5 6 7 8 9 10                                 Таблица 5. Средне групповые показатели Егор Ф. Захар Д. Игорь М. Максим К. Николай Н. Ростислав В. Алена П. Дарья К. Елена К. Жанна Ж. Инна С. Марина Р. Нина  Л Ольга А. Высокий  Высокий  Средний  Высокий  Средний  Средний  Средний  14 15 16 17 18 19 20 Высокий 9 человек 45% Средний 10 человек 50% Высокий  Высокий  Средний  Средний  Высокий  Средний  Высокий  Низкий 1 человек 5 % Как видно из таблиц 5 и 6, высокий уровень целостного восприятия предметов   наблюдается   у   9   человек,   что   в   среднем   соответствует   45% учеников. Эти дети хорошо выполняли задание, восстанавливали целостность геометрических   фигур,   понимают   принципы   работы.   Дети   не   допускали значительных асимметрий в рисунках, хорошо прорисовывали детали рисунка. Средний уровень имеют 10 человек, в среднем это 50% учеников. Эти дети так же хорошо справились с заданием, рисуя фигуры не допустили ни одной   ошибки,   но   при   допрессовывании   жука   и   бабочки   допустили небольшую асимметрию, что допускается исходя из возрастной нормы. Один ребенок допустил большое число ошибок, она не смогла нарисовать правильно геометрические   фигуры,   рисунок   имел   не   пропорциональные   формы.   В среднем 5% от группы имеют низкие показатели целостного восприятия. На   последнем   этапе   нашего   экспериментального   исследования,   была проанализирована   успеваемость   учеников,   а   так   же   проведена   беседа   с классным   руководителем.   Как   выяснилась,   ученики   с   низким   объемом внимания и памяти учатся хуже, чем ученики с высоким уровнем наглядно­ образного   мышления,   дети,   имеющие   высокий   уровень   справляются   с заданиями быстрее, они лучше усваивают материал. (приложение №5) 24 Вывод по второй главе                                                     Вопрос об умственных возможностях младших школьников в разное время  решался по­разному. В результате ряда современных исследовании  выяснилось, что умственные возможности ребенка шире, чем предполагалось  ранее, и при создании условий, т.е. при специальной методической  организации обучения, младший школьник может усваивать абстрактный,  теоретический материал. Исследовав  особенности  познавательной  сферы   младшего  школьника, мы пришли к следующим выводам: Большая часть учеников имеют средний уровень объема внимания, они правильно воспринимают и выполняют большую часть заданий. Эти дети так же имеют средний уровень объема внимания, что является нормально для их возраста. Эти дети могут провести указкой по порядку по цифрам от 1 до 25, при этом совершив в среднем 3 ошибки, за 145 секунд. Так же для детей данного возраста характерно наглядно образное мышление, в 70% у детей средний уровень мышления.  Так же выявлены высокие показатели объема памяти у 40% детей, и 30% детей имеют высокий уровень наглядно образного мышления. Эти дети так же хорошо справились с заданием, при дорисовывая фигур не допустили ни   одной   ошибки,   но   при   допрессовывании   жука   и   бабочки   допустили небольшую асимметрию, что допускается исходя из возрастной нормы. В   результате   анализа   школьного   журнала   и   беседы   с   классным руководителем   мы   выявили,   что   уровень   познавательной   сферы   младших школьников   влияет   на   уровень   успеваемости,   повышение   уровня   развития познавательных процессов непременно приводит к улучшению успеваемости учащихся. Процентное соотношение успеваемости учеников (диаграмма) – в ходе проведения эксперимента, мы сделали выписку из ученых документах, в которых   представлены   процентные   соотношения.   У   учащихся   с   высоким уровнем успеваемости достаточно развиты основные мыслительной операции; 25 анализ, синтез, сравнение, умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков. Дети отличаются по показателям объема,   устойчивости   внимания.   Внимательные   дети   учатся   лучше,   но   у невнимательных детей успеваемость связана с низким уровнем произвольного внимания. Заключение Изучением младшего школьного возраста занималось большое число  ученых Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, их сотрудники и последователи (Л. И.  26 Айдаров, А. К. Дусавицкий, А. К. Марков, Ю. А. Полуянов, В. В. Репкин, В.  В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.).           В младшем школьном возрасте происходят большие изменения в  психологическом развитии ребенка, как считает В.С. Мухина, в возрасте 6­7  лет восприятие перестает быть аффективным, происходит дифференциация  эмоциональных и перцептивных процессов [14]. В восприятии выделяются  произвольные действия, оно становится осмысленным, целенаправленным.  В  этом возрасте ребенок начинает активно использовать названия качеств,  состояний разных объектов, понимая отношения между ними, таким образом,  речь играет большую роль для развития восприятия.  В.С Мухина считает, что повышенное внимание младшего школьника связано с ориентировкой во  внешней среде и эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с  возрастом изменяются [14]. В этом возрасте дети учатся сознательно  управлять своим вниманием, направлять и удерживать его на нужных  предметах. Произвольное внимание к 6­7 годам развивается за счет функций  речи, по мнению В.С. Мухиной она является средством организации  внимания. С помощью речи можно словестно выделить определенные  предметы, исходя из задачи, и организовать внимания исходя из предстоящей  деятельности [14]. В ходе нашего эмпирического исследования нам удалось выявить, что у школьников этого возраста преобладает средний объем внимания, они могут правильно усвоить задание, и его выполнить. Объем внимания не слишком высок, нельзя ожидать от первоклассника высоких результатов, его внимание еще   непроизвольно.   Наглядно   образное   мышление   развито   хорошо,   дети   с интересом выполняют задания, хоть и совершая время от времени небольшие ошибки. В этом возрасте дети уже умеют целостно видеть картины, и умеют из части   картин   составить   целую,   как   показало   исследование,   при допрессовывании   геометрических   фигур   дети   не   совершали   ошибок.   В   то время как при рисовании бабочки совершали небольшие ошибки, допуская небольшую асимметрию, что возможно при их возрастной норме.   В данной курсовой работе мы ставили перед собой цель: выявить взаимосвязь уровня 27 развития   познавательных   процессов   и   успеваемости   младших   школьников. Исследовав   особенности   познавательной   сферы   младшего   школьника,   мы пришли к следующим выводам: у учащихся с высоким уровнем успеваемости достаточно   развиты   основные   мыслительные   операции;   анализ,   синтез, сравнение, умение анализировать понятия, сравнить их на основе выделения существенных   признаков.   Внимательные   дети   учатся   лучше,   но   у невнимательных детей успеваемость связана с низким уровнем произвольного внимания. 28 Список литературы. 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. ­ М.: Маска, 2000 г. – 149 с. 2. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 1989 г. – 224 с. 3. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер Пресс, 2009 г. – 400 с. 4. Всё о младшем школьнике под редакцией Виноградовой. ­ М.: «Вентана­ Граф», 2004 г.­ 143 с. 5. Драгунова, Т. В. Психологические особенности младшего школьника – М.: Медгиз, 2006 г. – 265 с. 6. Заззо,   Р.  Психическое   развитие   ребенка   и   влияние   среды.   –   М.:   ТЦ «Сфера», 1997 г. – 155 с. 7. И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В.  Дубровиной. Младший школьник: развитие познавательных способностей:  Пособие для учителя – М.: Просвещение, 2003 г. – 208 с. 8. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы. Изд. 4­е. ­  Ростов н/Д: Феникс, 2006 г.­ 265 с. 9. Коломинский, Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей младшего  школьного возраста. ­ М.: «Просвещение», 1988г.­ 560 с. 10.Лисина, М.И. Потребность в общении. ­ М.: Педагогика, 2014г. ­ 153 с. 11.Макарова, К.В. Развитие духовных способностей младших школьников. //  Начальная школа, 2013 г. – № 9.  –13­15 с. 12.Мухина, В.С. Возрастная психология. ­ М.: Просвещение, 2000 г. – 320 с. 29 13.Мухина, В.С. Возрастная психология. ­ М.: Просвещение, 2000 г. – 320 с. 14.Немов, Р.С. Психология. Кн.3. Психодиагностика. ­М.: Владос, 2005 г.­  165 с. 15.Практикум по возрастной психологии // Под. ред. Л.А.Головей,  Е.Ф.Рыбалко. – Санкт­Петербург.: Питер,  2002 г. – 365 с. 16.Практическая психология образования // Под ред. И.В. Дубровиной –  СПб.: Питер, 2007 г. – 320 с. 17.Психология развития человека: Учеб.пособ. // Под.ред. П.В.Дубровина. ­  М.: Просвещение – 2000 г.­ 165 с. 18.Справочник   по   психологии   и   психиатрии   детского   и   подросткового возраста. ­  М.: Просвещение, 2001 г. – 350 с. 19.Фомина, Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших  школьников. – М.: Начальная школа. – № 10. – 2013 г. –99­103 с. 20.Фотекова, Т.Д. Тестовая методика диагностики устной речи младших  школьников. ­ М.: Владос, 2006 г. – 230 с. 21.Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? ­ М.: Филинъ,  2000 г. – 167 с. 22.Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ.  высш. учеб. заведений: В 3 ч.­ М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2011 г.­  Ч.3, 143с. 23.Эльконин   Д.   Б.   Психология   обучения   младшего   школьника.   –   М.: Просвещение, 2004 г. – 198 с. 24.Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. ­ М.:  Просвещение, 2001 г.­ 205 с. 30 Приложение 1.  С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рисунке. Лист с  точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем  складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с  двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут  сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом  точек). Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:  «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой  показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь  рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки  на карточках». Далее   ребенку   последовательно,   на  1­2  сек,   показывается   каждая   из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке   за   15   сек.   Это   время   дается   ребенку   для   того,   чтобы   он   смог вспомнить,   где   находились   увиденные   точки,   и   отметить   их   в   пустой карточке. 31 Приложение 2. МЕТОДИКА «ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ» Цель: Определение объема динамического внимания. Диапазон применения: Методика используется для обследования как  взрослых испытуемых, так и школьников, начиная с младшего школьного  возраста. Оборудование: Секундомер, указка, 5 таблиц Шульте. Каждая таблица  представляет собой квадрат (ориентировочный размер ­ 20х20 см),  разделенный на 25 клеток. В каждой таблице в случайном порядке  расположены числа от 1 до 25. Высота цифр – 2 см, написаны пером, черной  тушью. Таблица №1 используется для инструктажа, таблицы №№ 2­5 ­ для  экспериментального обследования. 32 Процедура эксперимента: Эксперимент проводится индивидуально.  Испытуемому показывают таблицу №1 и одновременно сообщают  инструкцию: «Перед тобой таблица. В таблице вразброс, в случайном  порядке, расположены числа от 1 до 25. Твоя задача ­ находить все числа по  порядку, показывать их указкой и одновременно вслух называть. Например...  Старайся работать как можно быстрее. Есть вопросы?» Затем испытуемому последовательно предъявляются четыре таблицы  (№№2­5). По каждой из таблиц экспериментатор фиксирует время  выполнения задания и заносит результаты в протокол. Образец протокола №  таблицы Время поиска цифр (сек.) Ошибки 2 3 4 5 Сумма Обработка результатов Подсчитывается суммарное время поиска цифр по всем четырем таблицам.  Этот показатель характеризует объем внимания испытуемого. Чем меньше  время выполнения задания, тем больше объем. Чтобы сделать вывод о степени 33 соответствия объема внимания конкретного испытуемого возрастной норме,  необходимо сравнить его результаты со средне групповыми для данного  возраста. Приложение 3. Методика. «Матрица Равена» Эта методика предназначается для оценивания наглядно­образного  мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно образным мышлением  понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и  наглядными представлениями при решении задач. Конкретные задания, используемые для проверки уровня раз­ вития  наглядно­образного мышления, в данной методике взяты из известного теста  34 Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку  из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена (см. рис. 54 А, Б, В, Г, Д). Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся  задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей  на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде  большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже  рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей  ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с  разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок  должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков),  которая лучше всего подходит к этой матрице. т.е. соответствует ее рисунку  или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали. На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По  истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется  количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов,  набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл. 35 10 баллов — очень высокий. 8­9 баллов — высокий. 4­7 баллов — средний. 2­3 балла — низкий. 1.1 балл — очень низкий. 36 Приложение 4. Исследование способностей к целостному восприятию формы предметов  (Методика Головиной) 37 Для исследования восприятия необходимы таблицы, на которых изображены  геометрические фигуры (треугольники, круги, рис. 13а, 13б) с неполными  контурами и незаконченные контуры двух предметных изображений (бабочки  и жука, рис 13 в). Экспериментатор дает детям задание дорисовать эти  предметы («Дорисуй треугольники» и т.п.). Подчеркивается, что все шесть  треугольников одинаковой величины. Ребенку дают для работы копии таблиц, предварительно выполненные на листах бумаги размером А4 (21*30 см). Обработка результатов          Наблюдение за действиями ребенка во время его работы с таблицами  этого типа дает возможность составить представление о способности ребенка  к целостному восприятию формы предметов, о состоянии его графических  навыков, способности осуществлять симметричное изображение. Эти данные  важны при определении готовности ребенка к школьному обучению. Дети  старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектом хорошо  выполняли задание по восстановлению целостности геометрических фигур;  при дорисовывании предметов они понимают принцип работы, хотя иногда  допускают небольшую асимметрию. Умственно отсталые дети справляются с  этими заданиями в значительно более позднем возрасте. Наибольшие  трудности возникают у них при необходимости дорисовать круг. Они  38 замыкают контур, не производя при этом необходимых кругообразных  движений, поэтому площадь «дорисованной» фигуры оказывается, как  правило, уменьшенной. При дорисовывании треугольников умственно  отсталые дети изменяют их площадь и форму, причем имеют место случаи  распространения принципа дополнения трех верхних треугольников на  нижний ряд подобных фигур; дети забывают, что все треугольники одного  размера или «не узнают» равенства. При дорисовывании предметов  изображений (бабочки, жука) эти дети испытывают трудности в понимании  принципов работы, допускают выраженную асимметрию и несоответствие  заданному изображению, резкое увеличение или уменьшение дополняемой  части, искажение формы. Приложение №5 №           ФИО Успеваемость Объём  1  2  3  4  5   6  7  8  9  10  11  12  13 Александр Д. Арсений К. Дмитрий С. Егор Ф. Захар Д. Игорь М. Максим К. Николай Н. Ростислав В.  Алена П. Анна Т. Виолетта Г. Галина С.  14  Дарья К.  15 Елена К.  16 Жанна Ж. внимания Очень  высокий  высокий средний высокий средний средний высокий средний высокий высокий высокая средний средний высокий высокий средний высокий средний средний средний Объём памяти высокий средний средний высокий высокий средний высокий средний средний средний Наглядно­ образное  мышление средний средний средний средний высокий средний высокий высокий средний средний высокий высокий высокий высокий низкий низкий средний средний средний  высокий низкий средний средний низкий средний высокий высокий высокий средний средний средний средний средний средний 39 17 Инна С. средний высокий средний средний  18  Марина Р.  19  20 Нина Л. Ольга А. высокий средний высокий средний средний средний высокий высокий средний высокий средний высокий 40

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017