Право является высшей социальной ценностью в обществе только тогда, когда его принципы и нормы начинают воплощаться, реализуются в действия субъектов социального общения. В правовом государстве государство и народ берут в свои обязательства полное следование праву. Поэтому можно говорить о том, что проблема реализации права может быть рассмотрена в двух различных направлениях:
1. Соблюдение права органами государственной власти и должностными лицами.
2. Осуществление права в действиях граждан, в деятельности их организаций и объединений1.
курсовая.docx
1. Формы реализации права
Право является высшей социальной ценностью в обществе только
тогда, когда его принципы и нормы начинают воплощаться, реализуются в
действия субъектов социального общения. В правовом государстве
государство и народ берут в свои обязательства полное следование праву.
Поэтому можно говорить о том, что проблема реализации права может быть
рассмотрена в двух различных направлениях:
1. Соблюдение права органами государственной власти и должностными
лицами.
2. Осуществление права в действиях граждан, в деятельности их
организаций и объединений1.
Под реализацией права понимают исполнение предписанных
юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов
общественных отношений (государственных органов, должностных лиц,
общественных организаций и граждан).
Реализация права это деятельность , которая согласуется с волей,
выраженной в праве.
Её можно рассматривать как определенный последовательный процесс и
окончательный результат.
Под результатом реализации права понимают достижение полного
соответствия между требованиями норм совершать или воздерживаться от
совершения определённых действий и действиями, которые последуют далее. Реализация права как процесс можно охарактеризовать с объективной и
субъективной стороны.
Объективная стороны – совершение действий, установленными
средствами , в строго определенной последовательности, в ограниченные
сроки и в некотором месте.
Субъективная сторона – отношение субъекта к правовым требованиям,
его ориентиры и волю в момент совершении определенных действий.
Реализация права всегда связана только с правомерным поведением
людей, то есть таким поведение, которое соответствует предписаниям,
содержащимся в праве. С одной стороны, это положительные действия
(использование права или исполнение обязанности);а с другой — это
бездействие субъектов (воздержание от совершения противоправных
действий).Отсюда следует, что правомерное поведение субъектов
общественных отношений реализует норму права, а неправомерное —
нарушает2 её.
Правовые нормы могут реализовываться в различных формах. Это
исходит из следующих обстоятельств :
а) разнообразие содержания и характера общественных отношений,
которые регулирует право;
б) различие средств, с помощью которых право воздействует на людей;
в) специфика содержания норм права;
г) положение субъектов в системе правового регулирования, а так же
его отношение к данному процессу.
д) форма, в которой выражено правомерное поведение субъектов; Существует множество оснований, по которым можно выделить
различные формы реализации права:
1. Реализация общих положений, которые содержатся в преамбулах
закона, в статьях, указывающих общие принципы и нормы
правоприменительной деятельности.
2. Реализация общих норм, которыми устанавливается правовой статус.
3. Реализация в конкретных правоотношениях установленных норм права.
В юридической литературе реализация права классифицируется по
самым различным основаниям :
По количеству субъектов, участвующих в деятельности, различают
индивидуальную и коллективную формы реализации. Есть такие правовые
требования, которые невозможно воплотить в жизнь самостоятельно,
необходимо объединиться в группу и взаимодействовать друг с другом.
По характеру действий субъектов, уровню их активной деятельности и
направленности выделяют соблюдение, исполнение, использование и
применение.
Соблюдение правовых норм – это воздержание субъектов от
совершения действий, которые запрещены нормами. Это является пассивная
форма поведения в сфере правового регулирования. Например, гражданин не
хулиганит, т.е. не нарушает общественный порядок; не совершает хищений,
т.е. не наносит вред обществу. В большинстве случаев соблюдение права
происходит незаметно, обычно не фиксируется. Именно поэтому его
юридический характер ярко не проявляется. В этой форме реализуются
запрещающие нормы. Запреты регулируют поведение людей и общественные
отношения уже в силу общеправового принципа гражданского общества, которым гражданам и их объединениям «разрешено всё, что не запрещено».
Действия в пределах этого общеправового принципа образуют правомерное
поведение. Существенно важно и то, что для соблюдения (ненарушения)
большинства запретов от многих людей не требуется никаких специальных
действий или волевых усилий; большая часть членов общества вообще
соблюдает многие запреты, даже не зная об их существовании3.
Исполнение норм права – это такая форма реализации, которая состоит
в обязательном совершении действий, предусмотренных правовыми нормами.
Исполнение норм права происходит только в том случае, если
субъекты исполняют юридические обязанности, которые возложены на них. В
данном случае можно говорить об их активном действии. Рассматриваемая
форма реализации права отличается от использования тем, что субъект
активно выполняет свои юридические обязанности, при этом не опирается на
свои желания. Именно это форма реализует в полной мере обязывающие
нормы права. Например, пассажир общественного транспорта, покупая и
предоставляя талон, выполняет юридическую обязанность оплачивает
проезд, то есть исполняет правовую норму. Исполнением обязанности это не
всегда совершение какихлибо поступков, иногда это воздержание от
совершения определенных действий, создающее условия для использования
права иными участниками правоотношения.
Для возникновения и реализации конкретных обязанностей, которые
предусматривает правовая норма , необходимы акты применения права или
точные распоряжение и указы лиц, управомоченных на данную деятельность.
Когда мы говорим об исполнении таких обязанностей, то может возникнуть
вопрос о законности правоприменительного акта При исполнении таких
обязанностей иногда возникает вопрос о законности акта или распоряжения, а
также об ответственности, которая может наступить за применение и использование незаконных решений. В таких случаях прибегают к следующим
правилам :
1. Приказ, который издан вне пределов компетенции должностного лица
или государственного органа, или же с очевидным нарушением
установленного порядка и формы не требует беспрекословного его
исполнения. Так же не подлежит исполнению приказ, который издан в
установленных порядке и форме должностным лицом лицом, но по
содержанию является преступным деянием, то есть выполнение
действии является соучастием, в соответствии с приказом. Исполнение
преступного приказа в любом случае влечёт за собой ответственность.
2. Во всех других случаях, когда возникают сомнения в законности
приказа или распоряжения, лицо, на которое этим актом возлагается
обязанность, может обжаловать соответствующий акт в установленном
законом порядке4.
Использование права – это такая форма его реализации, которая
состоит в совершении действий, дозволенных правовыми нормами, в
осуществлении субъектами своих прав.
Использование норм права — когда субъекты по своему усмотрению,
желанию используют предоставленные им права. В отличие от соблюдения и
исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей,
использование представляет собой совершение дозволенных правом действий.
Путем использования реализуются управомочивающие нормы.
Использование права осуществляется в трёх формах. 1. Беспрепятственное осуществление действий в соответствии с
субъективными правами, непосредственно входящими в правовой
статус гражданина (свобода совести, слова, собраний, уличных шествий
и демонстраций и др.).
2. Совершение юридически значимых действий на основе
правоспособности субъекта частного права (сделки, договоры и др.), а
также – в соответствии с компетенцией – субъектами публичного права
(приказы, распоряжение и др.).
3. Осуществление участником правоотношения его возможностей.
Определённого (правовой нормой или договором) поведения
Его требования соответствующих этому поведению действий других
лиц.
В случае необходимости – обращения к правоохранительным органам
государства с требованием защиты нарушаемого или восстановления
нарушенного права.
Существует разница в использовании права субъектами частного и
публичного права.
Для граждан и других участников отношения гражданского общества
субъективные права являются способом выражения и охраны их интересов, и
они используют или не используют возможности, заложенные в правах, в
соответствии со своими желаниями и интересами. Никто не может быть
принуждаем к использованию своего права или нести ответственность за то,
что не использовал его. Особенность использования права государственными органами и
должностными лицами состоит в том, что для достижения поставленной
перед ними цели они обязаны использовать предоставленные им права,
нередко именуемые «правомочия». В целях осуществления правосудия суд не
только имеет право, но и обязан в необходимых случаях вызывать и
допрашивать свидетелей, истребовать документы и другие письменные или
вещественные доказательства; ГИБДД имеет право и обязана проверять
состояние транспортных средств и запрещать использование неисправных;
руководитель учреждения в целях поддержания трудовой дисциплины имеет
право и обязан налагать дисциплинарные взыскания на нарушителей трудовой
дисциплины.
Границей использования субъективного права являются права других
лиц. Но это не запрещает использовать своё право, если этим правомерно
причиняется ущерб, урон интересам других лиц. Можно использовать своё
право на взыскание долга с неисправного плательщика, использовать право
жалобы на должностные упущения работников государственного учреждения,
использовать право необходимой обороны стороной против преступного
нападения, хотя определённым интересам и, на основе закона, некоторым
правам других лиц этим причиняется урон. Тихий и одинокий владелец
домостроения вправе продать свой дом семье музыкантов, хотя этим
нарушаются некоторые интересы владельцев ближайших строений5.
Три рассмотренные формы реализации права тесно связаны между
собой. Исследуя поведение любого субъекта права, мы заметим, что иногда
соблюдение, исполнение и использование настолько тесно между собой
переплетены, что выделять каждую форму реализации права нецелесообразно.
Такая ситуация возможна, к примеру, при реализации так называемых
компетенционных норм, т. е. норм, устанавливающих компетенцию того или иного государственного органа или должностного лица6. (например, ст. 83 –
90 Конституции РФ; Президент Российской Федерации, издавая
указы, исполняет возложенные на него обязанности, в то же время использует
предоставленные ему права на издание нормативных актов, соблюдая в этой
деятельности определённые запреты).
Вывод: эти три формы реализации права, в ходе которых юридические
нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов
общественных отношений, принято называть формами непосредственной
реализации права. В таких формах реализуются многие нормы права, но не
все.
1.2. Применение права как особая форма его реализации
Есть немало случаев, когда соблюдение, исполнение и использование
оказываются недостаточными для обеспечения полной реализации
юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных
органов, наделенных государственновластными полномочиями. Например,
начисление пенсии, зачисление на работу, выполнение обязанности военной
службы и др. Тогда говорят об особой, четвёртой форме реализации права – о
применении права.
Применение права – это властная деятельность компетентных органов
по реализации правовых норм путём вынесения индивидуально – конкретных
предписаний.
Применение права — одна из форм государственной деятельности,
направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.
Применение – это точное, неуклонно строжайшее соблюдение законов,
т.е. режим законности. Задачей применения права является полная реализация законов и иных актов государственной власти в точном соответствии с их
смыслом, без малейшего отступления от закона.
Путем применения права государство в своей деятельности
осуществляет две основные функции:
а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное
регулирование посредством индивидуальных актов;
б) охрану и защиту права от нарушения.
На этом основании в литературе выделяют две формы применения
права: оперативноисполнительную и правоохранительную.
Оперативноисполнительная форма применения права — это властная
оперативная деятельность государственных органов по реализации
предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения
конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма
деятельности есть основной способ организации исполнения положительных
велений права.
Правоохранительная деятельность — это деятельность компетентных
органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений. Цель
правоохраны — контроль за соответствием деятельности субъектов права
юридическим предписаниям, за ее правомерностью, а в случае обнаружения
правонарушения — принятия соответствующих мер для восстановления
нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к
правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения.7
Ряд правовых норм не может быть реализован без применения права.
Эта форма (способ) реализации правовых норм определяется законом и
подзаконными нормативными актами в тех сферах общественных отношений, где особенно необходимы точная определённость прав и обязанностей сторон,
государственный контроль за развитием отношений, внесение в это развитие
элементов устойчивости, стабильности, определённости, доказуемости. Для
этого нужно:
1. Точное определение момента возникновения правоотношения, его
содержания и субъектов (кто из абитуриентов зачислен в студенты? На
какой факультет, на какое отделение, на какой курс? Назначена ли
стипендия, предоставлено ли общежитие?).
2. Принятию решения (вывода, имеющего юридическое значение) должна
предшествовать строгая проверка фактических обстоятельств дела,
определение их юридических последствий, фиксация этого в
специально оформленном акте, допускающем последующую проверку
обоснованности и законности решения.
3. Если государство считает необходимым осуществлять систематический
контроль за возникновением и развитием определённых видов
правоотношений, необходимо точно определить процессуальные
(процедурные) формы рассмотрения и решения соответствующих дел,
готовить достаточно квалифицированные кадры государственных
служащих, в компетенцию которых входит применение норм этой
отрасли права, обеспечивая возможность проверки правильности этих
решений и, соответственно, степени квалификации этих служащих.
Применение права как особая форма реализации отличается от
соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.
Вопервых, по своей сущности применение права выступает как
организующая властная деятельность государства, посредством которой
упорядочивается общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами
общественных отношений, сосредоточения решения определенных вопросов в
руках компетентных органов.
Правоприменительную деятельность осуществляют только
компетентные государственные органы (должностные лица) или органы
общественности по уполномочию государства. Например, судья, командир
в/ч, мэрия, администрация предприятия и т.д.
Граждане, которые не являются должностными лицами (занимающими
административные или государственные должности) специальных полномочий
не имеют и применять нормы права не могут.
Эта деятельность связана с особыми приемами разрешения жизненных
ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это,
государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными
полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся:
государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т.д.); должностные
лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.);
некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).
Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку
государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет
роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их
инициативе осуществляется применение права (например, заявление
гражданина о приеме на работу или назначении пенсии и т.д.).
Следовательно, применить норму права это не просто осуществить,
реализовать ее. Это властная деятельность компетентного органа, которому
государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую
реализацию права. Цель применения права удовлетворение не личных потребностей
правоприменителей и не только потребностей лиц, реализующих права и
обязанности, а потребностей и интересов всего общества. Поэтому
правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной
значимостью по сравнению с другими формами реализации права8.
Вовторых, применение права осуществляется всегда в рамках
конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе
название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в
подобных правоотношениях различно. Активная и определяющая роль
принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении
властными полномочиями, он обязан использовать их на удовлетворение не
своих собственных интересов, а интересов других участников правового
отношения в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации.
«Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить
ответственность в случае нарушения правовых норм и т.п. такова задача
субъектов правоприменения».
Субъект правоприменения — это наделенный государством
соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных
отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих
отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при
помощи акта применения права.
Втретьих, правоприменительная деятельность осуществляется в
особых, установленных процессуальным законом формах, т.е. жестко
регламентирована нормами права. Это способствует укреплению законности и
правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности. Вчетвертых, применение права как самостоятельная форма реализации
— сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными
формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во
взаимном проникновении друг в друга.
Впятых, применение права — это не одноактное действие, а
определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда
последовательных стадий реализации права, этим обеспечивается
последовательное проведение, всестороннее рассмотрение обстоятельств
конкретного юридического дела (установление фактических обстоятельств
дела, юридической основы дела и т.д.).
Вшестых, применение права сопровождается всегда вынесением
индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от
субъекта правоприменения.
Правоприменительная деятельность необходима в тех случаях, когда
для обеспечения полной реализации правовых норм требуется вмешательство
компетентных органов. В частности:
а) когда правоотношение не может появиться без властного веления
государственного органа или должностного лица (призыв граждан на
действительную военную службу, назначение пенсии и т.д.);
б) когда возникает спор о праве и стороны сами не могут прийти к
согласованному решению (раздел судом имущества, взыскание алиментов) или
существует препятствие для реализации субъективных прав и юридических
обязанностей;
в) когда требуется официально установить наличие или отсутствие
конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Только в судебном порядке, например, можно признать гражданина умершим или безвестно
отсутствующим;
г) когда общественное отношение в силу его особой социальной или
личной значимости должно пройти контроль со стороны соответствующих
органов государства с целью проверки его правильности и законности
(регистрация избирательной комиссии кандидата в депутаты, регистрация
автотранспорта в органах ГАИ, нотариальное удостоверение куплипродажи
домостроения и т.д.);
д) когда совершено правонарушение и необходимо определить для
правонарушителя вид и меру юридической ответственности (например,
наложить штраф за административный проступок, определить меру
уголовного наказания за кражу).
Особого внимания заслуживает правосудие как самостоятельный
способ применения права – деятельность судебных органов по рассмотрению
и разрешению в судебном заседании гражданских и уголовных дел. В
абсолютном большинстве случаев судебные инстанции являются конечными
для всех категорий дел. В судебном порядке применяются самые жёсткие
меры государственного принуждения – вплоть до смертной казни. Поэтому
данный вид правоприменительной деятельности осуществляется
непосредственно от имени государства специальными – судебными органами.
Он тщательно регламентирован на законодательном уровне, практически во
всех государствах приняты и действуют кодифицированные процессуальные
нормативные акты9.
Вывод: применение права — важная форма реализации юридических
норм, отличающаяся от иных по своей цели, характеру деятельности. Под
применением права следует понимать осуществляемую в специально установленных законом формах государственновластную, организующую
деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном
случае и вынесении индивидуальноправовых актов (актов применения права).
1.3. Стадии правоприменительного процесса
Применение права — единый и вместе с тем сложный процесс, имеющий
начало и окончание. Он состоит из нескольких логически связанных друг с
другом стадий, в рамках каждой из которых разрешаются конкретные
организационные и исследовательские задачи по реализации права.
В юридической литературе нет единства мнений о количестве стадий
правоприменения. Разные авторы называют неодинаковое число. Наиболее
убедительным представляется мнение о трех основных стадиях процесса
применения права: 1. установление фактических обстоятельств дела;
2. установление юридической основы дела;
3. принятие решения по делу.
Установление фактических обстоятельств дела. В ходе этой стадии
устанавливаются и исследуются только те факты и обстоятельства, которые
предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми —
правомерными либо неправомерными, поскольку право не может применяться
к обстоятельствам, не имеющим юридического характера.
Установление и анализ фактических обстоятельств, необходимых в
дальнейшем для разрешения дела, осуществляются не любыми доступными
средствами, а при помощи юридических доказательств, фактов (предметов,
показаний свидетелей и очевидцев, документов, заключений сведущих лиц и
т.д.), добытых в установленных законом формах и порядке. При этом
необходимо знать изменения текущего законодательства. Ведь нередко ряд
деяний, которые ранее регулировались нормами одной отрасли права, с
течением времени подпадают под действие другой. Поэтому лица,
применяющие нормы права должны отобрать, выделить те факты, которые
необходимы для правильного решения юридического дела, затем провести
тщательный анализ и оценку указанных фактов.10
Всестороннее и полное исследование фактических обстоятельств,
собранных в соответствии с требованиями закона, способствует достижению
объективной истины по делу и правильному принятию решения.
Установление фактических обстоятельств дела направлено на
установление юридически – значимых событий, юридических фактов, которые
указаны в гипотезах правовых норм. Например, если речь идёт о назначении пенсии, то юридическими фактами будут: возраст лица, наличие у него
трудового стажа, размер зарплаты.
Когда юридическая норма применяется к правонарушению,
установлению подлежит его состав. Например, «Вред, причинённый личности
или имуществу гражданина, а также вред причинённый имуществу
юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом,
причинившим вред» ст. 1064 ГК РФ.
Орган применяющий эту статью обязан установить:
1. Наличие вреда личности, имуществу гражданина, имуществу
юридического лица.
2. Причинителя вреда и то, что вред причинён именно его действиями.
3. Объем причинённого ущерба.
Кроме обстоятельств прямо указанных в гипотезах норм права,
устанавливаются другие факты, обеспечивающие полноту, объективность,
всесторонность исследования. Так в уголовном процессе подлежат
исследованию не только состав преступления, но и социальные свойства
личности.
Стадия установления фактических обстоятельств дела имеет целью:
достижение фактической объективной истины. Поэтому особое внимание
законодательство уделяет доказыванию, в ходе которого фиксируется, какие
обстоятельства нуждаются в доказывании, а какие – нет, какие факты
доказываются строго определёнными средствами (например, экспертизой).
Окончательная оценка доказательств является всегда делом
правоприменителя. Таким образом данная стадия предполагает:
1. Объективное, полное, всестороннее исследование всех обстоятельств
дела;
2. Установление и анализ юридических доказательств;
3. Соблюдение всех требований закона.
Установление юридической основы дела. На этой стадии
правоприменительного процесса дается правовая квалификация (юридическая
оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, т.е. решается
вопрос, какая норма права распространяется на данный случай, подпадает ли
этот факт под ее действие.
Установление юридической основы дела начинается с выбора нормы
права, подлежащей применению. При этом полномочный орган вначале
определяет отрасль права, регулирующую подобные отношения, а затем в
этой отрасли отыскивает конкретную норму, распространяемую на данный
жизненный случай.
После этого осуществляется проверка выбранной нормы на предмет ее
действия во времени, пространстве и по кругу лиц. В частности,
устанавливают:
а) действует ли она на момент разрешения конкретного дела;
б) действует ли она на той территории, где решается дело;
в) распространяется ли ее действие на субъектов, являющихся
участниками возникающего правоотношения. Здесь же необходимо руководствоваться общим положением — «закон
обратной силы не имеет», согласно которому нельзя применять норму права,
хотя и действующую в данный момент, но которой не было, когда
рассматриваемые отношения возникли или прекратились. Нельзя также
применять норму, не вступившую в законную силу.11
При установлении юридической основы дела иногда обнаруживается,
что один и тот же случай регулирует две или более действующие нормы
несовпадающего или даже противоречивого характера. Иными словами,
налицо коллизия правовых норм, которую необходимо разрешить на этой
стадии.
Существуют правила разрешения противоречий: если имеется коллизия
1. между нормами федерального и республиканского законов, то
применяется Федеральный закон;
2. между нормами различных органов, нормы вышестоящего органа;
3. между нормами принятыми в разное время, те которые приняты
позднее;
4. между общей и специальной нормой – применяется специальная норма.
Наконец, осуществляя проверку выбранной нормы, необходимо
установить подлинный ее текст. Для этого следует пользоваться
официальным текстом нормативного акта, опубликованного в официальных
источниках, например в «Собрании законодательства Российской
Федерации», «Российской газете», кодексах.
Особо следует сказать о той ситуации, когда правоприменитель не
находит нормы, регулирующей установленные факты. Из этого следуют по меньшей мере два вывода: или законодатель не считает необходимым
регулировать данные обстоятельства и принимать по ним какие – либо
решения юридического характера, или же налицо пробел в законе.
Пробел в законе – это полное или частичное отсутствие норм,
необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и
потребностями практического решения дел и иными проявлениями
государственной воли, направленной на регулирование жизненных фактов в
сфере правового воздействия.
Принятие решения по делу — завершающая и вместе с тем основная
стадия процесса применения права, в ходе которой осуществляется
применение права в собственном смысле слова, в то время как все
предшествующие стадии подготавливают предварительные условия и
материалы для окончательного решения по делу. В нем властно
распространяется действие применяемой нормы на факт, определяются права
и обязанности конкретных субъектов. Именно в решении норма права
приобретает индивидуальновластный характер, устанавливается
окончательная связь нормы права с фактом, подлежащим разрешению.
Решение юридического дела – ответственный факт, от его выводов
зависит дальнейшее развитие правовых отношений.
Правильно принятое решение обеспечивает законность, укрепляет
правопорядок в целом, поддерживает интересы государства и общества, с
одной стороны, а с другой — охраняет права граждан, воспитывает уважение
к закону.
Убедившись, что обстоятельства дела исследованы правильно, полно,
применяемая норма права относится к данному случаю, компетентный орган
выносит властное решение – правоприменительный акт, после чего объявляет его заинтересованным лицам и организациям. Государственные органы,
организации и граждане должны знать обо всех правовых решениях, прямо
касающихся их.
Правоприменительный процесс должен соответствовать следующим
требованиям:
1. Законность. Правоприменительный орган должен строго и
неукоснительно следовать смыслу нормы права, действовать в рамках
своей компетенции, соблюдать порядок рассмотрения дела, вынесения
решения установленной формы акта применения.
2. Обоснованность. Должны быть выявлены все относящиеся к делу
факты, они должны быть достоверны и изучены, недоказанные факты
должны быть отвергнуты.
3. Целесообразность. Орган или другое лицо, применяющее право
единообразно и неуклонно должно исполнять юридические
предписания, учитывая политические, моральные, индивидуальные
особенности каждого дела.
4. Справедливость. Осознание правильности решения дела с точки зрения
интересов народа и государства, соответствие его общественному
мнению, согласованность его содержания с моральными убеждениями
людей, беспристрастность лица или органа, применяющего право,
объективный подход к исследованию обстоятельств дела.
Вывод: Властное индивидуальное решение, принятое органом
государства по юридическому делу означает, что установленный случай
связан с нормой права и породил правоотношение. Выносится должностным
лицом органа государства на основе убеждения, что фактические обстоятельства исследованы объективно, полно и достоверно доказаны, им
даётся правильная юридическая квалификация.
1.4. Акты применения права: понятие и виды
Официальной формой и итогом выражения правоприменительной
деятельности выступают акты применения права, посредством которых
закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому
делу. Эта разновидность правовых актов характеризуется определенными
специфическими чертами, из которых основными, на наш взгляд, можно
назвать следующие.
Вопервых, акт применения права — это решение по конкретному делу
официального компетентного органа, которого государство уполномочило на
реализацию права в определенных сферах общественных отношений.
Вовторых, акт применения права содержит государственновластное
веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно
адресовано, и обеспечиваемое силой государства.
Втретьих, акт применения права имеет определенную, установленную
законом форму.
Вчетвертых, акт применения права направлен на индивидуальное
регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются
(персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности
конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт
применения прав регулирует не вид общественных отношений, а единичное,
конкретное отношение. Например: приговор суда, приказ министра,
постановление правительства, распоряжение местных муниципальных органов
и т.д. С учетом изложенного можно сформулировать понятие акта
применения права. Акт применения права — это официальное решение
компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее
государственновластное веление, выраженное в определенной форме и
направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.12
Правоприменительные акты принимают практически все органы
государства, в различных сферах общественной жизни, в связи с
урегулированием различных жизненных ситуаций и т.д., что и обусловливает
их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на
виды может проводиться по различным основаниям.
1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты под
разделяются на:
а) акты государственных органов и общественных организаций;
б) акты главы государства — Президента РФ;
в) акты федеральных органов власти и управления;
г) акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации;
д) акты органов правосудия;
е) акты органов прокуратуры;
и) акты органов надзора и контроля;
ж) акты коллегиальные и единоличные.
2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям при
меняемых норм различают: а) акты конституционноправовые;
б) акты административноправовые;
в) акты уголовноправовые;
г) акты применения материального и процессуального права.
3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить:
а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы
права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее
эффективно регулировать многообразные проявления правомерного
поведения; б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых
санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их
предупреждению.
4. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме
правового регулирования, выделяют два вида:
а) актырегламентаторы, определяющие субъектов конкретного
отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических обязан
ностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного
правоотношения, условия его развития и прекращения;
б) правообеспечительные акты, которые также выполняют известную
роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений. Но это
не основное их назначение. Функции актов этого вида состоят главным
образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов
обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей
правового регулирования. 5. По форме внешнего выражения акты применения права под
разделяются на актыдокументы и актыдействия.
Правоприменительный актдокумент — это надлежащее оформленное
решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку
требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических
обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного
принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта,
проверить законность и обоснованность его издания.
Акт – документ должен иметь определённую структуру, например: акты
правоохранительных органов – судов, прокуратуры, милиции должны иметь
такие обязательные элементы как:
1. Вводная часть. В ней указывается наименование акта, название органа,
издавшего его, время издания, конкретный адресат.
2. Описательная часть. В ней излагаются фактические обстоятельства
дела.
3. Мотивировочная часть. В ней обосновывается принятое решение.
4. Резолютивная часть. В ней излагается содержание решения.
Актыдокументы имеют различную структуру, что обусловлено
положением правоприменительного органа и значением рассматриваемых
вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия.
По структуре их можно разделить на актыдокументы:
а) включающие все четыре его составные части — вводную, опи
сательную (констатирующую), мотивировочную и резолютивную (приговор
или решение суда, другие юрисдикционные акты); б) состоящие из трех частей — вводной, описательной, резолютивной,
что характерно для следственных и административных протоколов;
в) содержащие две части — вводную и резолютивную (актыразрешения
на совершение определенных действий);
г) не имеющие указанных разделов, за исключением резолютивной части
(резолюции «утвердить», «оплатить», «исполнить» и т.п., наложенные
должностным лицом на соответствующих документах).
По наименованию правоприменительные актыдокументы
подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры,
решения, предписания и т.д.
Правоприменительные актыдействия делятся на словесные и
конклюдентные. Словесные акты применения правадействия — это, к
примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые
подчиненным и т.п.
Конклюдентные правоприменительные актыдействия совершаются
посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных
действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права
(жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта
и пешеходов).
Как и письменные, правоприменительные актыдействия обладают
властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или
ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную,
административную, материальную, уголовную ответственность.
6. По своему юридическому значению акты применения права могут
быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные — это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор,
решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат
предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и
контроля, процедурнопроцессуальные, постановление о привлечении в
качестве обвиняемого).
7. В зависимости от действия во времени правоприменительные акты
делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся
(регистрация брака, назначение пенсии и др.).
Вывод: правоприменительный акт – это государственно – властный,
индивидуально – определённый акт, совершаемый компетентными
субъектами по конкретному юридическому делу с целью определения
наличия или отсутствия субъективных прав и юридических обязанностей и
определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в
интересах их нормативного осуществления13. Правоприменительные акты
представляют самостоятельную ценность по причине их особой роли,
необходимости и полезности в механизме правового регулирования
общественных отношений. Ценность правоприменительных актов состоит
также в том, что они реализуют определённые социальные цели вместе с
нормативными правовыми актами.
Вывод: итак, если дело разрешается в соответствии с нормой,
регулирующей сходные с рассматриваемым случаем отношения, то здесь
имеет место аналогия закона. Если по конкретному делу невозможно
подобрать сходную аналогичную норму и решение принимается на основе
общих принципов и смысла права, то здесь имеет место аналогия
права. Существенное значение при аналогии права имеет правосознание. 2. Прямое действие закона
ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА КАК ФОРМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПРАВА — свойство закрепленных в законеправовых норм оказывать (без как
ихлибо конкретизирующих их актов) непосредственное регулирующеевоздей
ствие на всех, кому они адресованы, а также связанная с этим возможность гр
аждан требовать защиты(обеспечения) своих прав, ссылаясь только на эти пол
ожения закона.
О прямом действии закона говорится в Конституции РФ как в отношении сам
ой Конституции, так и техфедеральных законов, которые закрепляют основны
е права и свободы человека и гражданина.
Прямое
действие Конституции предусмотрено в ее ч. 1 ст. 15, а также в ст. 18 Консти туции РФ. Оно означает, чтоКонституция РФ действует на всей территории ст
раны и не требует имплементации в законодательствесубъектов Федерации.Ее
положения обязательны для всех без исключения органов, должностных лиц и
граждан. Отсутствиеконкретизирующих Конституцию РФ актов не означает н
евозможность применения ее положений, а лишьуказывает на своеобразие их п
рименения, связанное с использованием специфических правовых средств (кп
римеру, принятие судом решения на основе общего положения Конституции,
если это необходимо дляобеспечения прав и свобод граждан). Для обеспечени
я прямого действия Конституции важное значение имеетпозиция Верховного
Суда РФ по этому вопросу. Верховный Суд РФ постановлением от 31 октября
1995 г. разъяснил судам, что при рассмотрении дел следует оценивать содерж
ание закона или иного нормативногоакта и во всех необходимых случаях суд
должен применять Конституцию РФ в качестве акта прямогодействия.
Статья 18 Конституции РФ усиливает конструкцию нормы, предусматривающ
ей прямое действиеконституционных положений. В ней провозглашается, что
права и свободы человека и гражданина являютсянепосредственно действующ
ими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность
законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспе
чиваются правосудием. Этоосновополагающее положение конституционной н
ормы означает, что суды, иные государственные органы, органы местного сам
оуправления, их должностные лица обязаны признавать, защищать основные п
рава исвободы независимо от того, конкретизированы ли они в действующем з
аконодательстве или нет. Данныйпринцип получил закрепление в действующе
й Конституции РФ.
В определении Конституционного Суда от 22 апреля 1996 г. в связи с проблем
ой привлечения к уголовнойответственности за отказ служить в армии в услов
иях отсутствия федерального закона об альтернативнойгражданской службе с
формулировано следующее положение: «буквально закрепленное в названной
конституционной норме и не нуждающееся в конкретизации право граждан, чь им убеждениям иливероисповеданию противоречит несение военной службы,
на замену ее альтернативной гражданскойслужбой, как и все другие права и св
ободы человека и гражданина, являются непосредственно действующимии до
лжны обеспечиваться независимо от того, принят или не принят соответствую
щий федеральный закон».
Очевидно, что прямое действие закона, как верно замечено (А. Б. Венгеров), р
ассмотренное на примерепрямого действия Конституции, правомерно рассмат
ривать в качестве самостоятельной социальной формыосуществления права, о
хватывающей все остальные формы, как обобщенную характеристику претвор
енияправа в жизнь.
Библиография 1. Конституция Российской Федерации. М., Юридическая литература.
1993.
2. ГК РФ.
3. ГПК РСФСР
4. Бабаев В.К. Теория государства и права. Учебник. М., Юрист. 2002.
5. Гойман В.И. Действие права (методологический анализ) М., 1992.
6. Дюрягин И.Я. Применение норм советского права. Свердловск, 1976.
7. Завадская Л.Н. Механизм реализации права. М., 1992.
8. Карташов В.Н. Применение права. Ярославль, 1980.
9. Карташов В.Н. Институт аналогии в советском праве. Саратов. 1976.
10.Лазарев В.В. Теория права и государства. Учебник. М.: Право и закон.
2001.
11. Лазарев В.В. Социально – психологические аспекты применения права.
Казань. 1982. С. 64.
12.Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права.Учебник М.,
Спарк. 2000.
13.Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. М., Зерцало – М.
2001.
14.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций.
М., Юрист. 1999. 15.Рассолов М.М., Лучин В.О., Эбзеев Б.С. Теория государства и права.
Учебник. М., ЮНИТИДАНА. Закон и право. 2001.
1 Под ред. В. К. Бабаева. Учебник. Теория государства и права. М., Юрист,
2002. С. 446.
2 Теория государства и права. Курс лекций. / Под редакцией Н. И. Матузова,
А.В. Малько. М., Юрист. 1999. С. 412.
3 Теория государства и права. Учебник. / Под редакцией М. Н. Марченко. М.,
Зерцало – М. 2001. С. 562.
4 Теория государства и права. Учебник. / Под редакцией М. Н. Марченко.. М.,
Зерцало – М. 2001. С. 562.
5 Теория государства и права. Учебник / Под редакцией М. Н. Марченко. М.,
Зерцало – М. 2001. С. 560.
6 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Учебник М., Спарк,
2000. С. 347.
7 Гойман В.И. Действие права (методологический анализ) М., 1992. С. 45.
8 Лазарев В.В. Социально – психологические аспекты применения права.
Казань. 1982. С. 64.
9 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Учебник М., Спарк,
2000. С. 352.
10 Дюрягин И.Я. Применение норм советского права. Свердловск, 1976. С. 53.
11 Завадская Л.Н. Механизм реализации права. М., 1992. С. 23.
12 Карташов В.Н. Применение права. Ярославль, 1980. С. 52. 13 Под редакцией В. К. Бабаева. Учебник. Теория государства и права. М.,
Юрист. 2002. С. 456.
14 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Учебник. М.,
Спарк. 2000. С. 370.
15 Карташов В.Н. Институт аналогии в советском праве. Саратов. 1976. С. 78.
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.