Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов
Оценка 4.7

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Оценка 4.7
Руководства для учителя
rtf
физическая культура
Взрослым
09.05.2018
Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов
Акселерация - это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физическим созреванием организма, психологи - с развитием психических функций, а педагоги - с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созреваний организма и социализацией личности.курсовая
5894.rtf
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ....................................................5 1.1 ПОНЯТИЕ "АКСЕЛЕРАЦИЯ", ЕЕ ОСОБЕННОСТИ. ТЕОРИИ АКСЕЛЕРАЦИИ...........5 1.2 АКСЕЛЕРАЦИЯ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА......................................12 1.3 ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.......................................14 ГЛАВА  2.   ИССЛЕДОВАНИЕ  УРОВНЯ  НАСТОЙЧИВОСТИ  И  ИНТЕРНАЛЬНОСТИ  У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ.....................................................19 2.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛЬНОЙ КОМАНДЕ........19 2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.............................24 2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ...........................................................................27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................29 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................................32 ПРИЛОЖЕНИЯ..........................................................................................................34 ВВЕДЕНИЕ В последние 150 лет  учеными было  отмечено, что рост, вес и некоторые другие показатели детей и подростков обоего пола стали выше, чем у их родителей в том же возрасте. Это явление было названо акселерацией. Оно наблюдается во многих   странах   Европы,   в   том   числе   и   в   России.   Такое   распространение   дало возможность   ученым   рассматривать   явление   акселерации,   как   тенденцию, свойственную   развитию   современного   человека.   Во   всем   мире   проблеме акселерации посвящено множество работ, высказываются гипотезы, публикуются разнообразные   научные   труды.   В   нашей   стране   из   ученых,   уделивших   много внимания проблеме акселерации, можно назвать, к примеру, Ю.Е. Вельтищева, Г.С. Грачеву. В числе признаков акселерации называют и большие показатели роста и веса новорожденных, и более раннее прорезывание зубов у детей, и более высокий рост   по   сравнению   с   предыдущим   поколением.   В   бытовом   понимании   под акселерацией   чаще   всего   подразумевают   более   раннее   половое   созревание   и комплекс социальных, психологических, педагогических и иных проблем, с ним связанных. Акселерация ­ это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физическим созреванием организма, психологи ­ с развитием психических функций, а педагоги ­ с   духовным   развитием   и   социализацией   личности.   У   педагогов   акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с   рассогласованием   процессов   физиологического   созреваний   организма   и социализацией личности. 2 Среди   основных   причин   акселерации   можно   указать   следующие:   общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания   и   медицинского   обслуживания,   улучшение   ухода   за   детьми   в   раннем возрасте,   искоренение   многих   тяжелых   детских   недугов.   Указывают   и   другие причины ­ радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными,  к   ослаблению   генофонда;   уменьшение   кислорода   в   атмосфере,   что влечет   за   собой   расширение   грудной   клетки,   влекущей   рост   всего   организма. Вероятнее   всего,   акселерация   обусловлена   комплексным   воздействием   многих факторов. Объект исследования: явление акселерации в подростковом возрасте. Предмет   исследования:   акселерация   и   психическое   развитие   подростка, влияние спорта на здоровье и развитее детей. Цель   исследования:   изучить   феномен   акселерации,   ее   влияние   на физическое и психическое развитие подростка, исследовать влияние спортивных занятий на психоэмоциональное состояние детей, занимающихся спортом. Задачи исследования: Определить понятие "акселерация", описать теории акселерации. Изучить влияние акселерации на психическое развитие ребенка. Изучить влияние спорта на здоровье и развитие детей. Определить   психологические   особенности   игры   в   волейбольной 1 2 3 4 команде. 5.   Исследовать   уровень   настойчивости   и   интернальности   подростков, занимающихся волейболом, сравнить результаты с показателями настойчивости и интернальности у подростков, не занимающихся спортом. 3 Гипотеза   исследования:   занятия   спортом   способствуют   формированию некоторых   личностных   качеств:   у   подростков,   занимающихся   спортом   выше уровень   интернальности   и   настойчивости,   чем   у   подростков,   не   занимающихся спортом. 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ 1.1 ПОНЯТИЕ "АКСЕЛЕРАЦИЯ", ЕЕ ОСОБЕННОСТИ. ТЕОРИИ АКСЕЛЕРАЦИИ Самому  термину   "акселерация"  чуть   больше   семидесяти   лет   ­   его предложил   в  1935  году   немецкий   врач   Е.М.  Кох.  Этим   словом  (означающим   в переводе с латыни всего лишь "ускорение") было названо проявление увеличение роста, веса и некоторых иных показателей детей и подростков в сравнении с их сверстниками  в других  поколениях.  Явление  акселерации  наблюдается  в  США, Европе, Азии, России, в городах обычно проявляется несколько сильнее, чем в сельской местности. Широкое распространение позволяет ученым рассматривать явление   акселерации,   как   тенденцию,   свойственную   развитию   современного человека. В настоящее время термин "акселерация" употребляется в основном в двух значениях: акселерация внутригрупповая и эпохальная. Под  внутригрупповой   акселерацией  понимают   ускорение   физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 13­20% от общего числа детей данного возраста. Для   них   характерны   более   высокий   рост,   большая   мышечная   сила,   большие возможности   дыхательной   системы.   У   них   значительно   быстрее   происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15­17 годам). Число ретардированных детей внутри возрастных групп достигает 13­20% и это особенно   важно   учитывать   при   решении   проблем,   связанных   с   созреванием школьников.   Определение   школьной   зрелости   учащихся   детей   позволит своевременно   организовывать   группы   для   детей   с   замедленным   физическим 5 развитием, успешное обучение которых возможно при условии адекватной учебно­ воспитательной работы. К  эпохальным   (или   долговременным   ­   long­term   trend)   относят прослеживаемые   на   протяжении   тысячелетий   и   столетий   изменения   размеров головного мозга, форы  черепа и  массивности  скелета. Сюда  включаются  также колебания длины тела, изменение продолжительности жизни и др. В качестве главных признаков акселерации приводят, к примеру: Увеличение  длины и веса  новорожденных  детей (на момент  исследования (1979 г.), в среднем на 1­2 кг и 4­5 см больше показателей 30х годов того же столетия). Более раннее прорезывание зубов и смена их на постоянные (на 1­2 года). ­ Более раннее окостенение скелета (на 2­3 года раньше, чем в 20­30 годы 20 в.)     ­   Увеличение   общего   роста   на   8­10   см.   по   сравнению   с   предыдущим поколением. ­   Ускорение   роста   детей   школьного   возраста,   более   раннее   половое созревание (в 11­12 лет у мальчиков). Эти признаки приводят в своих работах Ю.Е. Вельтищев и Г.С. Грачева. И.М. Воронцов   и   А.В.   Мазурин   кроме   того   утверждают,   что   акселерация сопровождается   ростом   продолжительности   жизни   в   целом   и   репродуктивного периода взрослых людей обоего пола. При   междувременных   сопоставлениях   перестройка   телосложения   детей   и подростков,   испытывающих   на   себе   акселерацию,   проявляется   узкогрудостью, узкоплечием, сужением поперечных размеров головы и лица. Сужение пропорций тела может происходить за счет верхних сегментов тела ­ ширины плеч или нижних сегментов   ­   ширины   таза.   Перечисленные   особенности   характерны   для 6 лептосомных пропорций тела. Поэтому сдвиг в их сторону может быть обозначен как   лептосомизация.  Уменьшение   же  при   этом  массивности  тела   и   поперечных размеров головы и лица позволяют видеть в лептосомизации одно из проявлений   Лептосомизация   свидетельствует   о   дисгармоничности працивилизации. акселерации:   активизация   роста   тела   в   длину   сопровождается   подбором   по поперечным и обхватным размерам тела. акселерация волейбольная команда подросток Акселерация   проявляется   не   только   на   изменении   длины   и   массы   тела, лептосомизации   телосложения   и   церебрализации,   но   и   на   функциональных особенностях   развития,   в   частности   на   репродуктивной   (начало   полового созревания) и двигательной функциях. Четкими критериями полового созревания девочек служит появление первой менструации   (менархе),   а   у   мальчиков   ­   первого   семяизвержения   (спермархе). Сроки появления менархе лучше изучены, имеется большая статистика для разных популяций и разных временных периодов. Для возраста менархе характерно его снижение от десятилетия к десятилетию, от поколения к поколению. И.М.  Воронцов  и   А.В.  Мазурин   кроме  того   утверждают,  что   акселерация сопровождается ростом продолжительности репродуктивного периода и жизни в целом. [6] Биологические   механизмы   акселерации   пока   не   выяснены.  Высказываются предположения о трех уровнях реализации акселерации: эколого­биологическом, биосоциальном   и   социобиологическом.   В   первом   случае   ведущую   роль   играют экологические факторы, тогда как во втором ­ генетические (эффект гетерозиса), и социально­экономические условия жизни человека в последнем уровне. Различные теории   возникновения   акселерации,   среди   которых   физико­химические   (теории 7 солнечной   радиации,   космической   радиации,   волновая,   магнитного   поля, повышения концентрации углекислого газа и другие), и учитывающие факторы и комплексы   факторов   условий   жизни   (возрастающие   информационные   потоки,   и   даже урбанистическое   влияние,   социально­биологические   факторы), генетические   (циклические   биологические   изменения,   смешение   популяций),   до сих пор не могут полностью подтвердится, что позволяет считать, что здесь имеет место сложный комплекс названных, а возможно, еще и других факторов. Учеными   (в   частности   Ю.П.   Лисицыным)   было   предложено   несколько теорий,   объясняющих   появление   акселерации.   Среди   них:   физико­химические (теории солнечной радиации, космической радиации, волновая, магнитного поля, повышения концентрации углекислого газа и другие), и учитывающие факторы и комплексы   факторов   условий   жизни   (возрастающие   информационные   потоки, урбанистическое   влияние,   и   даже генетические   (циклические   биологические   изменения,  смешение   популяций).  Ни   социально­биологические   факторы), одна из теорий до сих пор не нашла ни полного подтверждения, ни абсолютного опровержения.   Вероятно,   здесь   имеет   место   сложный   комплекс   названных,   а возможно, еще и других факторов. Общепринятой точки зрения относительно причин, вызвавших это явление, наукой   до   сих   пор   не   сформировано,   хотя   гипотез   и   предположений   было выдвинуто немало. Многие ученые считают определяющим фактором изменения, связанные с характером питания. Количество полноценных белков и натуральных жиров  (потребляемых в расчете на душу населения) возросло. Более регулярно в течение   всего   года   люди   едят   фрукты   и   овощи;   мать   и   ребенок   получают значительно   больше   витаминов.   Происходит   перестройка   рациона   питания. Например, при сравнении 1909 и 1974 годов (США): потребляемые жиры раньше 8 имели преимущественно животное происхождение, в современных условиях 80% потребностей   покрывается   растительными   жирами;   раньше   белки   наполовину имели   животное   происхождение,   теперь   две   трети   потребностей   организма обеспечивается   этими   белками;   углеводы   потреблялись   в   основном   в   виде картофельного   и   зернового   крахмала,  теперь   их   объем   снизился,  потребляются очищенные   сахара.   Продукты   питания   нередко   теперь   содержат   в   больших количествах   гормоны,   антибиотики,   консерванты.   Одни   из   этих   факторов способствуют   акселерации   роста  (современный   рацион   питания),   другие   ­ вызывают ретардацию. Гелиогенная гипотеза (ее, кстати, выдвинул немецкий школьный врач Е. Кох, который   и   ввел   в   начале   30­х   гг.   термин  "акселерация")   отводит   весьма существенную роль воздействию на ребенка солнечных лучей: дети теперь много занимаются спортом на свежем воздухе; одежда стала более свободной, легкой; возросла   освещенность   жилищ,   ­   в   общем,   в   настоящее   время   дети   больше подвергаются действию солнечной радиации. (Но почему тогда в северных странах акселерация   шла   не   меньшими   темпами,   чем   в   южных?   И   почему   она   сильнее проявлялась в городах, а не в сельской местности, где дети бывают на солнце как раз больше?) Наряду с улучшением питания важной причиной акселерации считают общее снижение   заболеваемости   в   младенчестве   и   детстве,   что   связано   с   успехами медицины. Развитие   науки   и   технический   прогресс   привели   к   появлению   множества новых факторов, воздействующих на человека. Речь идет о химических веществах, применяющихся   в   промышленности,   сельском   хозяйстве,   быту,   о   новых лекарственных средствах с невыясненными побочными влияниями, о малых дозах 9 ионизирующих излучений. Не оказывает ли все это стимулирующего влияния на организм? Связывают   акселерацию   и   с   раздражающим   воздействием   факторов городской   жизни.   Сюда   относят   обильное   искусственное   освещение  (включая рекламу);   воздействие   электромагнитных   колебаний,   возникающих   при   работе радио ­ и телевизионных станций, городской шум и движущийся транспорт. В   числе   объяснения   причин   акселерации   генетический   фактор  (эффект гетерозиса) занимает видное место. В человеческом обществе явление гетерозиса социально   опосредовано:   распад   традиционных   изолятов,   увеличение   брачного радиуса  (расстояния   между   местами   рождения   супругов)   связаны   с   развитием средств   сообщения,   миграцией   населения,   урбанизацией.   Выход   за   рамки привычного   круга   брачных   связей   требует,   наконец,   определенной   эволюции сознания,   отказа   от   сословных   предрассудков,   преодоления   имущественного   и религиозного барьера. Одним   из   недостатков   этой   теории   является   обнаружение   фактов, свидетельствующих   о   прекращении   дальнейшего   ускорения   роста   и   развития   в группах   населения,   где   проявления   гетерозиса,   благодаря   все   более   широкому распространению   смешанных   браков   и   все   большему   смешению   ранее изолированных социальных групп, должны приводить к значительному усилению этого   эффекта.   Кажущееся   противоречие   нашло   объяснение.   Оказалось,   что существует определенная мера генетического несходства родителей, при которой ростовые процессы активируются. При недостатке этой меры или ее превышении активации роста не происходит. [11] Несмотря на то что общепризнанной гипотезы пока не существует, можно сказать, что в любом случае несомненна ведущая роль социальных условий. 10 Может   ли   акселерация   продолжаться   бесконечно?   По   мнению   некоторых исследователей,   дальнейшее   увеличение   средней   длины   тела   не   перейдет установившуюся  на протяжении   веков верхнюю  физиологическую  норму  (около 180   см).   Имеются   данные,   согласно   которым   темп   акселерации   замедлился   и наступает период стабилизации ­ главным образом в тех странах и в тех районах нашей страны, где она раньше началась. [9] Было бы вредным преувеличивать физиологические возможности возраста; при   отсутствии   твердо   установленных   данных,   подтвержденных   многолетними исследованиями,   главным   принципом   должна   быть   осторожность,   стремление никоим   образом   не   повредить   ребенку.   С   другой   стороны,   искусственное сдерживание возможностей детей  (и прежде всего активности ­ физической или интеллектуальной,   ­   проявляемой   ими   самими)   также   не   может   быть   признано разумным. Иными   словами,   нельзя   чрезмерно   торопить   как   физическое,   так   и умственное развитие детей, непродуманно увеличивать по объему и усложнять их деятельность.   Исследования   показывают,   что   дети   уже   в   6   лет   способны   к систематическому обучению. Весь вопрос в том, где, в каких объемах и каким способом их учить. По уровню своего развития 6­летние во многом отстают от 7­ летних. Поэтому школьное обучение, начатое в 6 лет, не может быть копией того, которое начинается в 7 лет, ­ шестилеткам нужны особые условия. То же можно сказать и о физических нагрузках. Итак, речь идет не просто о новой шкале отсчета лет  ("шесть ­ это то, что раньше   было   восемь"),   а   о   том,   чтобы   тщательно   взвешивать   возрастные   и индивидуальные возможности ребенка и давать ему развить эти свои возможности в полной мере. [13] 11 1.2 АКСЕЛЕРАЦИЯ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА Б.Г.  Ананьев   указывал,   что   часто   становление   психических   и   физических свойств у детей происходит неравномерно. Это так называемая дисгармоническая акселерация. Случается, что психологический возраст отстает от биологического (инфантильность). Чаще инфантильность встречается именно у мальчиков. [1] В   период   полового   созревания,   особенно   у   детей   с   признаками дисгармонической   акселерации,   ребенок   очень   уязвим.   При   дисгармонической акселерации с опережающим физическим развитием, подросток может страдать от повышенных требований, предъявляемых к нему, как к "взрослому", когда он, по сути,   психологически   остается   ребенком.   Перепады   настроения,   конфликт   со старшим   поколением,   различные   формы   протеста,   иногда   даже   суицидальной направленности   ­   все   это   может   быть   опасно,   и   почти   всегда   неприятно,   как родителям, так и самому ребенку. [10] Акселерация   развития   делает   подростковый   период   особенно   трудным, усугубляя его физические и социопсихологические особенности. Акселерация по типу интенсификации ф и з и ч е с к о г о р а з в и т и я является   наиболее   неблагоприятным   вариантом.   Сюда   относятся   случаи,   когда предпубертатная и даже первая пубертатная фазы начинаются своевременно, без признаков ускоренного развития, а затем (в 13­15 лет) подросток скачком, за 1­2 года, проходит вторую и третью пубертатные фазы и в 14­16 лет оказывается уже в постпубертатном периоде и выглядит, как взрослый. В этих случаях подростковый период   нередко   сопровождается   выраженными   вегетативно­эндокринными расстройствами  (сердцебиения,   колебания   артериального   давления, 12 "беспричинный"  субфебрилитет,   нарушения   сна   от   бессоницы   до   повышенной сонливости,   волчий   аппетит,   жалобы   на   чувство   жара,   ознобы,   повышенную потливость, ортостатические явления, непереносимость жары и духоты). К этому присоединяются   аффективные   нарушения   ­   маломотивированные   колебания настроения, взрывчатость, конфликтность. Акселерация, особенно выраженная или по типу интенсификации, является одним из факторов, предрасполагающих к нервно­психическим нарушениям. Среди подростков   с   различными   психопатоподобными   расстройствами   акселерация встречается значительно чаще, чем в общей популяции. Она способствует также острым дебютам эндогенных психозов в 10­12 лет [8]. Психологи и педагоги сталкиваются с другим аспектом акселерации ­ ранним половым созреванием и связанными с ним психологическими проблемами. Это и депрессии, и разного рода конфликты, протесты, и необходимость ведения на фоне всего этого нормального образовательного процесса. Эти же проблемы чаще всего волнуют   и   родителей.   И   их   участие,   внимание,   помощь   особенно   необходимы ребенку в период полового созревания. И здесь необходима совместная работа родителей, психологов и педагогов. В первую   очередь,   информационная.   Сейчас   эта   работа   часто   подменяется доведением   до   мальчиков   и   девочек   информации   о   способах   контрацепции   и заболеваниях,   передающихся   половым   путем.   Часто   эта   информация   дается   в форме   увлекательных   фильмов   или   игр,   где   сам   факт   раннего   начала   половой жизни воспринимается благосклонно и с юмором, и уж совсем никак сексуальная жизнь не связывается ни с семьей, ни с основной целью соединения мужского и женского   начала   ­   рождением   ребенка.   Вопросу   создания   семьи,   рождения   и воспитания детей наша школа вообще уделяет весьма мало внимания. И даже став 13 взрослыми,   наши   мальчики   часто   имеют   весьма   смутное   представление,  откуда берутся дети. А ведь это куда важнее, чем секс, даже безопасный. Родители же, по необходимости   вместе   с   психологом,   могут   помочь   ребенку   перевести просыпающуюся сексуальную энергию в более безопасную плоскость ­ направить ее на творчество, спорт, какие­то увлечения. [5] 1.3 ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ При   занятиях   спортом   перед   детским   организмом   стоят   две   задачи: обеспечить адаптацию к большим физическим нагрузкам и психоэмоциональным напряжениям, а также осуществить функции нормального роста и созревания, т.е. на   организм   юных   спортсменов   падает   двойная   нагрузка.   И   хотя   методически правильное   осуществление   первой   задачи   значительно   содействует   решению второй, необходимо подчеркнуть, что если при занятиях спортом не учитывать возрастные анатомофизиологические особенности организма детей и своеобразие их реакции приспособления к мышечным нагрузкам, то неадекватные по объему, интенсивности   и   характеру   физические   упражнения   могут   повлечь   за   собой перегрузки,   нарушения   в   гармоничности   развития,   возникновение   той   или   иной патологии. Акселерация, расхождение паспортного и биологического возрастов ставят ряд вопросов, в том числе о снижении возрастных сроков начала занятия спортом, о   необходимости   учета   индивидуальных   особенностей   каждого   при регламентировании физических нагрузок, при определении нормативов физической подготовленности,   при   оценке   функционального   состояния   и   двигательных способностей с целью отбора и спортивной ориентации. Одним из существенных 14 критериев гармоничности развития является соответствие между ростом тела и размерами сердца, его объемом. Длина тела коррелирует с диаметром сердца, а масса   тела   с   поперечным   размером   сердца.   Функциональные   исследования деятельности   сердца   показывают,   что   величины   объема   сердца   у   современных подростков   (13­15   лет)   прямо   и   тесно   корреляционно   зависят   от   тотальных размеров   тела   (длины,   массы   тела,   площади   поверхности   тела).   Коэффициент корреляции   колеблется   от   0,435   до   0,912,   и   зависит   от   уровня   и   характера мышечной   деятельности:   у   детей­спортсменов   коэффициент   от   0,8   до   0,9,   а   у сверстников,   не   занимающихся   спортом,   от   0,4   до   0,7.   Одним   из   показателей здоровья детского организма является его естественная подвижность. [4] Двигательная   активность   ­   биологическая   потребность   ребенка,   степень удовлетворения   которой   во   многом   определяет   характер   развития   организма. Проблема двигательной активности в наши дни приобрела особую актуальность. Это   связано   прежде   всего   с   увеличением   роста   и   развития   современных детей,   а   также   с   явлениями   гипокинезии   и   ранней   спортивной   гиперкинезии (чрезмерных нагрузок) С одной стороны акселерация ­ положительное явление, с другой ­ часто приходится наблюдать негармоничные, асинхронные ее проявления, обусловленные неравномерностью роста и созреванию органов и систем. Общепризнанна профилактическая и лечебная роль физических упражнений. Между тем установлено, что всякого рода нарушения функций организма наших детей объясняются все более распространяющейся гипокинезией. Двигательный   дефицит   у   детей   может   приводить   к   выраженным функциональным   нарушениям.   Отмечена   прямая   связь   между   гипокинезией   и снижением активности многих ферментов, влияющих на характер биохимических превращений в организме. Происходит отчетливое снижение общей устойчивости 15 детского организма к простудным факторам. Наблюдается отставание моторики (снижение   силы,   быстроты.   выносливости),   сужение   диапазона   функциональных возможностей   сердечно   ­   сосудистой   системы   и   органов   дыхания.   В   любом возрасте можно ликвидировать и гипокинезию, и ее отрицательные последствия. Наилучший   способ   повышения   двигательной   активности   ­   правильное, соответствующее   возрасту   физическое   воспитание.   Уже   в   грудном   возрасте необходимо   регулярно   применять   важные   элементы   физической   культуры   ­ гимнастику и массаж. Действие   физических   упражнений   основано   на   их   способности стимулировать   физиологические   процессы   в   организме.   Стимулирующее   и тренирующее влияние физических упражнений осуществляется преимущественно через   центральную   нервную   систему.   Нет   такого   органа,   функциональные возможности   которого   не   изменялись   бы   под   влиянием   систематических физических упражнений. Физкультура   оказывает   положительное   влияние   на   организм   не   только здоровых детей. Особенно важное значение она имеет для ослабленных и больных детей.   Физические   упражнения,   применяемые   для   детей   в   соответствующей дозировке и по специальной методике, улучшают деятельность органов и тканей, изменяют обмен веществ, вызывают усиление окислительных процессов, улучшают состав крови, повышают сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, совершенствуют компенсаторные механизмы, которые так необходимы больному организму. Физические упражнения всех возрастных групп подбирают с учетом их физического и психического развития. Исследователи отмечают воздействие спорта на функциональные системы, ответственные   за   рост   и   развитие   растущего   организма.   Трофические   и 16 пластические процессы в организме вообще и в опорно­двигательном аппарате, в частности,   составляют   основу   ведущей   для   прогрессивной   стадии   онтогенеза закономерности ­ неуклонного увеличения размеров тела. Возрастные, половые и индивидуальные особенности физического состояния человека   в   пубертатных   периодах   (препубертат,   пубертат   и   постпубертат)   в значительной   степени   предопределяются   различиями   силы   по   отношению   к процессам   возбуждения   гипоталамического   центра   репродуктивной   функции. Механизмы   роста   и   развития   осуществляется   в   результате   реализации генетической   программы   этих   различий   и   корригирующих   воздействий   внешней среды. Поэтому   должны   адекватно   решаться   такие   вопросы   физического воспитания   и   спорта,   как   физкультурно­спортивная   ориентация,   определение возрастных   рубежей   сенситивных   периодов   и   этапов   спортивной   подготовки, индивидуализация двигательных режимов. [12] Начало спортивной специализации в различных видах спорта, несмотря на процессы эпохальной и индивидуальной акселерации, должно быть, по мнению ряда специалистов, не ранним, а своевременным.  Форсирование физических нагрузок недопустимо. Они должны соответствовать возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детского организма. Ранняя   спортивная   специализация   при   недостаточной   адекватности применяемых   нагрузок   может   задержать   рост   и   развитие   ребенка,   ограничить спортивные достижения. При больших психоэмоциональных напряжениях и низких энерготратах спортивные упражнения могут задерживать развитие функций сердца. Имеются данные о том, что мальчики, начавшие заниматься плаванием в 10­13 лет, 17 выполняли нормативы мастера спорта в 66% случаев, а начавшие заниматься в 6­9 лет ­ только в 12.5% случаев. При систематических занятиях физическим упражнениями в период от 7­8 до 10­11 лет существенно увеличиваются аэробные возможности организма, особенно при   работе   70­80%   мощности   от   максимальной.   Аэробные   возможности (потребление   кислорода   на   единицу   массы   тела)   и   аэробно­анаэробные возможности у мальчиков быстрее нарастают и возрасте 9­10 лет, а у девочек ­ на 1 ­ 2 года позже (в 11 ­ 12 лет). На начальных этапах адаптации детей к физическим нагрузкам   их   аэробные   возможности   особенно   зависят   от   увеличения   объема легких и внешнего дыхания. Удельный вес показателей вентиляционной системы на этих этапах составляет от 37 до 92%. Систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье, повышают   неспецифическую   резистентность   юных   спортсменов   к   простудным заболеваниям   и   вирусным   инфекциям.  Многолетние   наблюдения   за   девочками, начавшими   заниматься   художественной   гимнастикой   с   7   лет,   показали,   что   за прошедшие   3   года   тренировок   острые   респираторные   заболевания   у   них встречались в 3 раза реже, чем у нетренированных сверстниц, почти в 3 раза было меньше количество дней нетрудоспособности. Количество заболеваний гриппом и количество при этом дней нетрудоспособности у них было на 1/3 меньше, чем в контрольной   группе   нетренированных   девочек.   Величины   средней продолжительности болезни были ниже у юных гимнасток. [7] 18 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ НАСТОЙЧИВОСТИ И ИНТЕРНАЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ 2.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛЬНОЙ КОМАНДЕ Проблема совместимости и срабатываемости в спортивной деятельности ­ одна из актуальных в психологии спорта, в специфике командных видов спорта, в том числе и волейбола. Совместимость   лежит   в   основе   формирования   взаимопонимания,   взаимоотношений   и   срабатываемости межличностного   взаимодействия, взаимодействующих   спортсменов.   Сочетание   личностных   характеристик, положительно   влияющих   на   результаты   совместной   деятельности,   определяется как   совместимость.   Основной   компонент   совместимости   ­   субъективная удовлетворенность взаимодействующих людей. Срабатываемость   определяется   как   единство   (оптимальность) взаимодействующих людей при выполнении совместной деятельности. В качестве признаков срабатываемости выступают: высокая продуктивность членов группы, точность   и   согласованность   действий,   благоприятные   межличностные взаимоотношения, надежность коллективной работы, быстрота овладения новыми совместными действиями, стабильность их выполнения. Психологическая совместимость рассматривается как феномен, включающий межличностные отношения, и предполагает следующее: 1.   Комплиментарность   потребностей,   подразумевающую   дополнение   к проявлению потребностей. Например, когда один из субъектов проявляет сильное стремление к лидерству, а другой ­ потребность в повиновении. 19 2. Конгруэнтность потребностей, когда оба субъекта (партнеры) обладают сходными потребностями, удовлетворяемыми одними и теми же межличностными отношениями. 3. Комплиментарность навыков, предполагающую компенсацию недостаточно развитых у одного субъекта способностей другим (партнером). 4.   Комплиментарность   знаний,   когда   оба   партнера   обладают неперекрещивающимися   знаниями,   так   что   каждый   из   них   может   учиться   у другого. 5. Общность ценностей, когда партнеры по совместной деятельности имеют общую систему ценностей и правила поведения. Эффективность   совместной   деятельности   и   формирование   оптимальных межличностных   взаимоотношений   обусловлены   тремя   видами   совместимости   ­ социальной, психологической и психофизиологической [8]. Они проявляются во всех   разновидностях   деятельности,   в   том   числе   и   спортивной.   Для срабатываемости   членов   группы   необязательно   наличие   всех   трех   видов совместимости. Полная совместимость членов группы предполагает оптимальное сочетание всех ее видов и наличие определенного соотношения между ними, их взаимодополняемость. Существенное значение в совместимости и срабатываемости, особенно для командно­игровых   видов   спорта,   имеет   структура   ролевых   взаимоотношений   в команде.   В   спортивных   командах   выделяются   различные   роли:   социальная, межличностная,   функциональная.   Более   существенна   для   срабатываемости   в спортивной   команде   функциональная   роль   игрока,   которая   проявляется   в   том поведении,   которое   ожидается   от   спортсмена   другими   участниками   команды   в соответствии   с   распределением   соревновательных   функций   (нападающий, 20 защитник, разыгрывающий и т.д.). Важный момент в срабатываемости ­ то, чтобы эта   роль   была   принята   и   усвоена   игроком.   В   противном   случае   возможно проявление   конфликтного   поведения   со   стороны   этого   игрока.   Правильное распределение ролевых функций, основанное на учете индивидуальности игрока, его   подготовленности,   ряде   личностных   качеств,   обусловливает   эффективность групповой деятельности. Важный   фактор   при   дифференциации   ролевых   функций,   а   также   для эффективности   групповой   деятельности   ­   лидерство.   Лидерство   выступает   как способ и средство организации групповой деятельности. В то же время оно может рассматриваться   и   как   определенный   механизм,   извлекающий   дополнительные скрытые   возможности   в   команде.   Оптимальное   развитие   процесса   лидерства   и определенные сочетания в системе лидер­исполнитель рассматривается как фактор совместимости   и   срабатываемости   членов   спортивной   группы.   Так,   наиболее оптимальное сочетание в перечисленных выше спортивных коллективах ­ сочетание лидер­исполнитель. Отсутствие лидера в группе или наличие в ней двух и более лидеров считается неблагоприятным фактором для срабатываемости партнеров. Экспериментально   показано,   что   совместимость   личностных   особенностей партнеров   способствует   созданию   благоприятного   психологического   климата   в экспериментальных   группах   и   улучшению   эмоционального   состояния взаимодействующих спортсменов. [2] Волейбол   является   командным   видом   спорта,   следовательно,   важен психологический климат в спортивной команде. Установлено,   что   психологический   климат   спортивной   команды   это   характеризующееся   степенью коллективное   психическое   состояние, удовлетворенности от: психологической и физической защищенности со стороны 21 группы, личных и командных успехов, норм поведения и форм общения синтонии чувств   и   эмоций,   отношения   к   деятельности,   единства   взглядов   и   оценочных суждений. Cтруктуру психологического климата составляют 12 базовых элементов: 1 2 3 4 5 Система потребностей. Отношение к учебно­тренировочной и соревновательной деятельности. Взаимоотношения в команде и отношение к самому себе. Стиль руководства тренера. Индивидуально­типологические   и   личностные   качества   тренера   и спортсменов. 6 Социально­психологическая   совместимость   в   системах   "спортсмен­ спортсмен", "тренер­спортсмен". 7 8 9 10 11 12 Конфликты между спортсменами, спортсменами и тренером. Психологическое сопереживание. Психологическое подражание. Групповые настроения. Коллективное мнение и традиции. Социальные нормы поведения. Необходимо   констатировать,   что   помимо   этих   двенадцати   элементов, существуют и другие, оказывающие в некоторых ситуациях не меньшее воздействие на   характеристику   психологического   климата.   Однако,   как   свидетельствуют результаты   исследования   Ю.А.   Коломейцева   и   Г.В.   Ложкина   данные   элементы отвечают   принципу   устойчивости   и   динамичности,   иными   словами   они   играют ведущую роль в регуляции психологического климата спортивной команды во всех тренировочных и соревновательных ситуациях. 22 Однако,   психологический   климат   спортивной   команды,   как   всякая, динамическая система, достигнув, пика социально­психологической готовности, не может   длительное   время   находиться   в   этом   состоянии.   Неизменно   наступает момент   спада   всех   или   каких­то   функций.   Переход   из   одного   качественного образования в другое ­ смысл их существования. В связи с этим психологический климат, необходимо рассматривать не как нечто изначально данное, застывшее, а как образование, которое формируется, развивается и регулируется по форме и содержанию в зависимости от уровня развития его носителя ­ спортивной команды. Развитие   коллектива   проходит   несколько   стадий   ­   становление,   высшая   форма развития   и   угасание.   Этим   стадиям   соответствует   динамика   психологического климата. Высшую форму развития спортивной команды можно наблюдать в момент успешного ее выступления на соревнованиях. [11] Поскольку волейбол ­ игра командная, каждый игрок свои действия должен согласовывать с действиями игроков всей команды. Эти особенности волейбольных соревнований   требуют   от   спортсмена   умения   ориентироваться   в   быстро меняющейся обстановке, что возможно только при наличии полного самообладания и максимальной сосредоточенности. В   тактических   действиях   волейболистов   реализуется   их   творческое мышление, память, представление и воображение. В волейболе побеждает тот, кто действует не по стандарту, обладает умением творчески осуществлять тактические замыслы   с   учетом   действий   противника.   Для   достижения   победы   необходимо применять   наиболее   целесообразные   методы   борьбы,   находить   наиболее эффективные в данных условиях способы и приемы, применять неожиданные для соперника   комбинации,   создавать   ситуации,   наиболее   благоприятные   для   своей 23 команды   и   наименее   для   соперника.   Повысить   тактическое   мастерство   можно благодаря развитию: наблюдательности: умению быстро и правильно подмечать важные моменты соревновательной борьбы, быстро и правильно ориентироваться в сложной игровой обстановке; сообразительности:   умению   быстро   и   правильно   оценивать   сложные ситуации, учитывать их последствия; инициативности:   умению   эффективно   и   самостоятельно   применять тактические замыслы противника и предвидеть результаты, как его, так и своих действий. Волейбол   ­   один   из   самых   эмоциональных   видов   спорта.   Быстрая   смена игровых ситуаций, чередование удач и неудач, физическое напряжение, влияние зрителей требует большого всплеска эмоций, радости и переживаний. Как и другие виды спорта, систематические занятия волейболом способствуют формированию волевой   сферы   подростка:   формированию ответственного   отношения   к   тренировкам,   отношению   к   результатам   игры   как   настойчивости,   выдержки, собственным   достижениям,  а   не   влиянию   случайных   факторов.   Таким   образом, существует   мнение,   что   занятия   спортом   способствуют   формированию интернального субъективного контроля, развитию личности подростка. [3] 2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Для   проверки   выдвинутой   гипотезы   мы   использовали   следующие   методы диагностики: 24 Опросник   для   самооценки   настойчивости   (Е.П.   Ильин,   Е.К.   Фещенко, приложение 1); "Уровень   субъективного   контроля"   (УСК,   модифицированный   вариант опросника американского психолога Дж. Роттера, приложение 2). Опросник самооценки настойчивости является моношкалой, измеряющей уровень выраженности такого личностного качества как настойчивость. Состоит из 18 утверждений, на которые необходимо ответить "да" или "нет". Методика   "Уровень   субъективного   контроля"  представляет   собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера. С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями,  другими  словами, определить  степень  ответственности   человека  за свои   поступки   и   свою   жизнь.   Люди   различаются   по   тому,   как   они   объясняют причины   значимых   для   себя   событий   и   где   локализуют   контроль   над   ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и   интернальный   (внутренний   локус).   Первый   тип   проявляется,   когда   человек полагает,  что   происходящее   с  ним   не   зависит   от   него,  а  является   результатом действия   внешних   причин   (например,   случайности   или   вмешательства   других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Рассматривая два полярных типа локализации, следует помнить,   что   для   каждого   человека   характерен   свой   уровень   субъективного контроля над значимыми ситуациями. Локус же контроля конкретной личности более или менее универсален по отношению к разным типам событий, с которыми ей приходится сталкиваться, как в случае удач, так и в случае неудач. В   целом   людям   с   экстернальным   локусом   контроля   в   большей   степени присуще   конформное   и   уступчивое   поведение,   они   предпочитают   работать   в 25 группе,   чаще   пассивны,   зависимы,   тревожны   и   не   уверены   в   себе.   Люди   с интернальным локусом более активны, независимы, самостоятельны в работе, они чаще имеют положительную самооценку, что связано с выраженной уверенностью в себе   и   терпимостью   к   другим   людям.   Таким   образом,   степень   интернальности каждого человека связана с его отношением к своему развитию и личностному росту. Опросник УСК состоит из 44 предложений­утверждений. В исследовании мы использовали следующие шкалы: общий уровень интернальности, интернальность в сфере достижений, интернальность в сфере неудач. Выборку составили подростки ­ акселераты, критерий отбора кандидатов в контрольную   и   экспериментальную   группы:   экспертный   опрос   преподавателей (учителей средней школы, тренеров). В ходе экспертного опроса преподавателей просили   оценить   подростков   на   наявность   акселерации   психического   развития. Критерии: достаточный уровень ретрофлексии (самосознания); сформированность эмоционально ­ волевой сферы (умение регулировать свои эмоции, произвольная регуляция поведения и деятельности). Таким образом, выборку составили подростки ­ акселераты с ускоренным психическим развитием. Экспериментальная группа: 15 подростков, занимающихся волейболом (15 девушек   в   возрасте   12­14   лет).   Контрольная   группа:   15   подростков,   не занимающихся спортом, учащиеся 8 класса (девушки, возраст 13­14 лет). В ходе исследования данные у контрольной и экспериментальной сравнили с помощью Т ­ критерия Стьюдента. 26 2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Данные диагностики обобщены в таблице (Приложение 3). Сравнив   данные   двух   групп:   контрольной   и   экспериментальной,   мы установили значимые отличия между группами по следующим показателям: Настойчивость: tЭмп = 3.7 Критические значения:  tКр p≤0.05 2.05 p≤0.01 2.76 Полученное эмпирическое значение t (3.7) находится в зоне значимости. Общий уровень интернальности: tЭмп = 3.6 Полученное эмпирическое значение t (3.6) находится в зоне значимости. интернальность в сфере неудач: tЭмп= 2.77 Полученное эмпирическое значение t (2.77) находится в зоне значимости. Не   установили   значимых   отличий   по   шкале:   интернальность   в   сфере достижений: tЭмп  = 0.3,  полученное эмпирическое значение t (0.3) находится в зоне   незначимости.  У   обоих   групп   показатели   по   данной   шкале   достаточно высокие   (средний   показатель   х=   9,67   в   контрольной   группе,   х=10,21   в экспериментальной группе). В обоих группах подростки считают, что всего самого хорошего в своей жизни они добились сами и что они способны с успехом идти к намеченой цели в будущем. Данные   исследования   свидетельствуют,   что   у   подростков,   занимающихся спортом более высокие показатели настойчивости, общего уровня интернальности, 27 интернальности   в   сфере   неудач.   То   есть   подростки,   занимающиеся   спортом склонны считать, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, берут на себя ответственность за свою жизнь в целом. Подростки занимающиеся спортом также обладают более развитым чувством субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности брать на себя ответственность в разнообразных неприятностях и неудачах. 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время термин "акселерация" употребляется в основном в двух значениях: акселерация внутригрупповая и эпохальная. Под  внутригрупповой   акселерацией  понимают   ускорение   физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 13­20% от общего числа детей данного возраста. К эпохальным (или долговременным ­ long­term trend) относят прослеживаемые на протяжении тысячелетий и столетий изменения размеров головного мозга, форы черепа   и   массивности   скелета.   Исследователи   утверждают,   что   акселерация сопровождается ростом продолжительности репродуктивного периода и жизни в целом. Биологические   механизмы   акселерации   пока   не   выяснены.  Высказываются предположения о трех уровнях реализации акселерации: эколого­биологическом, биосоциальном   и   социобиологическом.   В   первом   случае   ведущую   роль   играют экологические факторы, тогда как во втором ­ генетические (эффект гетерозиса), и социально­экономические условия жизни человека в последнем уровне. Различные теории   возникновения   акселерации,   среди   которых   физико­химические   (теории солнечной   радиации,   космической   радиации,   волновая,   магнитного   поля, повышения концентрации углекислого газа и другие), и учитывающие факторы и комплексы   факторов   условий   жизни   (возрастающие   информационные   потоки,   и   даже урбанистическое   влияние, генетические   (циклические   биологические   изменения,   смешение   популяций),   до   социально­биологические   факторы), сих пор не могут полностью подтвердится, что позволяет считать, что здесь имеет место сложный комплекс названных, а возможно, еще и других факторов. 29 Часто становление психических и физических свойств у детей происходит неравномерно. Это так называемая дисгармоническая акселерация. Случается, что психологический   возраст   отстает   от   биологического   (инфантильность).   Чаще инфантильность встречается именно у мальчиков. В период полового созревания, особенно   у   детей   с   признаками   дисгармонической   акселерации,   ребенок   очень уязвим.   При   дисгармонической   акселерации   с   опережающим   физическим развитием, подросток может страдать от повышенных требований, предъявляемых к нему, как к "взрослому", когда он, по сути, психологически остается ребенком. Психологи   и   педагоги   сталкиваются   с   таким   аспектом   акселерации   ­   ранним половым созреванием и связанными с ним психологическими проблемами. Это и депрессии, и разного рода конфликты, протесты. При   занятиях   спортом   перед   детским   организмом   стоят   две   задачи: обеспечить адаптацию к большим физическим нагрузкам и психоэмоциональным напряжениям, а также осуществить функции нормального роста и созревания. Акселерация, расхождение паспортного и биологического возрастов ставят ряд вопросов, в том числе о снижении возрастных сроков начала занятия спортом, о   необходимости   учета   индивидуальных   особенностей   каждого   при регламентировании физических нагрузок. Начало спортивной специализации  в различных видах спорта, несмотря на процессы   эпохальной   и   индивидуальной   акселерации,  должно   быть,   по   мнению ряда   специалистов,   не   ранним,   а   своевременным.  Форсирование   физических нагрузок недопустимо. Они должны соответствовать возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детского организма. 30 Ранняя   спортивная   специализация   при   недостаточной   адекватности применяемых   нагрузок   может   задержать   рост   и   развитие   ребенка,   ограничить спортивные достижения. Систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье, повышают   неспецифическую   резистентность   юных   спортсменов   к   простудным заболеваниям и вирусным инфекциям. В целом исследователи отмечают положительное влияние спорта на здоровье и   развитие   подростка,   стабилизацию   его   психоэмоционального   состояния, формированию   некоторых   позитивных   личностных   качеств   (настойчивости, инициативности, умения работать в команде, интернальности). Выборку исследования составили подростки ­ акселераты, критерий отбора кандидатов   в   контрольную   и   экспериментальную   группы:   экспертный   опрос преподавателей (учителей средней школы, тренеров). Данные   исследования   свидетельствуют,   что   у   подростков,   занимающихся спортом более высокие показатели настойчивости, общего уровня интернальности, интернальности   в   сфере   неудач.   То   есть   подростки,   занимающиеся   спортом склонны считать, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, берут на себя ответственность за свою жизнь в целом. Подростки занимающиеся спортом также обладают более развитым чувством субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности брать на себя ответственность в разнообразных неприятностях и неудачах. 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. 2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. ­ СПб.: Изд­во СГУ, 2007. Бабушкин   Г.Д.   Психологическая   совместимость   и   срабатываемость   в различных   видах   спортивной   деятельности.   //   Теория   и   практика   физической культуры, 2005, №10. ­ C.6 ­ 12. Волейбол  /   Под   ред.А.Б.   Беляева,   М.В.   Савина.   ­   М.:   Физкультура, 3. образование и наука, 2000. ­ 368 с. 4. Клейменов   В.Н.,   Романцов   М.Г.,   Высочина   Л.В.   Основы   медицинских   и психолого­педагогических знаний в деятельности преподавателей школы: Учебное пособие для студентов педагогического профиля гуманитарных университетов. ­ Калининград: Изд­во КГУ, 2002. ­ 80 с., 1996. ­ 97 с. 5. 6. 7. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. ­ М.: Гардарики, 2003. ­ 272 с. Соколов Д.К. Акселерация. Загадка 20 века. ­ М.: Знание, 1969. ­ 32 с. Солопов И.Н., Шамардин А.И. Функциональная подготовка спортсменов. ­ Волгоград: ПринТерра­Дизайн, 2003. ­ 263 с. 8. Сосюкало О.Д.  и др. О структуре психической патологии среди различных подростковых   популяционных   групп.   ­  М.:  Издательство  медицинской литературы, 1962. ­ 125c. 9. Степаненкова Э.Я.  Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. ­ М.: Издательский центр "Академия" 2001. ­ 368с. 10. Степанов С. Против поспешности. // Школьный психолог, 2002, №7. ­ C.8­12. 11. Холодов   Ж.К.   и   Кузнецов   В.С.   Теория   и   методика   ФК   и   спорта:   учеб. Пособие для студентов вузов. ­ М.: Издательский центр "Академия", 2000. ­ 480с. 32 12. Ченегив   В.М.   Функциональная   система   антигравитации   как   механизм саморегуляции   онтогенетических   процессов   при   занятиях   физическими упражнениями. // Теория и практика физической культуры, 1997, №8. ­ C.21­28. 13. Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н., а так же Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников, 3­и издания, 1998. 33 ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник для самооценки настойчивости (Е.П. Ильин, Е.К. Фещенко) Я уже определил цель на будущее и готовлюсь к ее осуществлению. 1. Я систематически стремлюсь к намеченной цели, какой бы далекой она 2. ни была. 3. У меня обычно пропадает желание добиваться далекой цели, если что­ нибудь этому мешает. 4. 5. Даже при неудачах я уверен, что все равно добьюсь своего. Я стараюсь не ставить перед собой очень далеких целей, т.к. считаю, что легче жить сегодняшним днем. 6. Я несколько раз пытался заниматься самосовершенствованием, но из этого так ничего и не вышло. 7. Неудачи   выбивают   меня   из   колеи,   я   отказываюсь   от   намерения добиться чего­нибудь значительного. 8. 9. Если я уж поставил перед собой важную цель, меня трудно остановить. Поражение побуждает меня действовать с удвоенной силой. 10. Я несколько раз пытался спланировать свою неделю, но так и не смог выполнить намеченного из­за плохой саморганизованности. 11. При   возникновении   трудностей,   я   начинаю   сомневаться,   стоит   ли доводить начатое до конца. 12. Мне часто бывает трудно довести начатое до конца, особенно если на это требуются недели и месяцы. 34 13. Мои близкие считают меня одержимым. 14. Я испытываю большое удовлетворение когда добиваюсь своего вопреки трудностям. 15. Я часто бросая начатые дела, потому что теряю к ним интерес. 16. Я умею ждать и терпеть, потому что отдаленные цели меня не пугают. 17. Препятствия   лишь   раззадоривают   меня,   делая   мои   решения   более твердыми. 18. Лень,   а   не   сомнения   в   успехе,   заставляют   меня   слишком   часто отказываться от достижения цели. Ключ: по 1 баллу начисляется за ответы "да" по следующим утверждениям: 1,2, 4, 8, 9, 13, 14, 16, 17; и за ответы "нет" по утверждениям: 3, 5, 6, 7, 10,11, 12, 15, 18. 35 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 "Уровень субъективного контроля" (УСК) Инструкция: Прочитав каждое утверждение, решите для себя согласны вы с ним   или   нет.   В   случае   согласия   поставьте   рядом   с   порядковым   номером предложения знак "+" (можно это сделать на отдельном листе бумаги). Если вы не согласны с данным утверждением, то рядом с порядковым номером поставьте знак "­". Будьте внимательны при выполнении этой работы и в то же время старайтесь подолгу не задерживаться и не раздумывать по поводу отдельного утверждения. Опросник УСК 1. Продвижение   по   службе   больше   зависит   от   удачного   стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека. 2. Большинство   разводов   происходит   от   того,   что   люди   не   захотели приспособиться друг к другу. 3. Болезнь   ­   дело   случая:   если   уж   суждено   заболеть,   то   ничего   не поделаешь. 4. Люди   оказываются   одинокими   из­за   того,   что   сами   не   проявляют интереса и дружелюбия к окружающим. 5. 6. Осуществление моих желаний часто зависит от везения. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей. 7. Внешние   обстоятельства   ­   родители   и   благосостояние   ­   влияют   на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов. 8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. 36 9. Как   правило,   руководство   оказывается   более   эффективным,   когда полностью   контролирует   действия   подчиненных,   а   не   полагается   на   их самостоятельность. 10. Мои отметки в школе зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя) больше, чем от моих собственных усилий. 11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу их осуществить. 12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий. 13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства. 14. Если   люди   не   подходят   друг   другу,   то   как   бы   они   ни   старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут это сделать. Тот   хорошее,   что   я   делаю,   обычно   бывает   по   достоинству   оценено 15. другими. 16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители. 17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни. 18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. 19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности. 20. В   семейных   конфликтах   я   чаще   чувствую   вину   за   собой,   чем   за противоположной стороной. 21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств. 22. Я   предпочитаю   такое   руководство,   при   котором   можно самостоятельно определять, что и как делать. 37 23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней. 24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле. 25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают. 26. Я   часто   чувствую,   что   ничего   не   могу   изменить   в   сложившихся отношениях в семье. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого. 27. 28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными. 29. То, что со мной случается, это дело моих собственных рук. 30. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточных усилий. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а 31. не иначе. 32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего хочу. 33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего виноваты другие люди, чем я сам. 34. Ребенка   всегда   можно   уберечь   от   простуды,  если   за   ним   следить   и правильно его одевать. 35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не решатся сами собой. 36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения. 38 37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи. 38. Мне   всегда   трудно   понять,   почему   я   нравлюсь   одним   людям   и   не нравлюсь другим. 39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу. 40. К   сожалению,   заслуги   человека   часто   остаются   непризнанными, несмотря на все его старания. 41. В семейной жизни бывают такие случаи, когда невозможно разрешить проблемы даже при самом сильном желании. 42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя. 43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей. 44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения. Обработку заполненных ответов следует проводить по приведенным  ниже ключам, суммируя совпадающие с ключом ответы. К опроснику УСК прилагается семь ключей, соответствующих семи шкалам:   Шкала общей интернальности (Ио). Высокий  показатель  по  этой  шкале   соответствует  высокому   уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий,   что   они   могут   ими   управлять   и,   следовательно,   берут   на   себя ответственность   за   свою   жизнь   в   целом.   Низкий   показатель   по   шкале   Ио 39 соответствует   низкому   уровню   субъективного   контроля.   Такие   люди   не   видят связи   между   своими   действиями   и   значимыми   событиями,   которые   они рассматривают как результат случая или действия других людей. Для определения УСК по данной шкале необходимо помнить, что максимальное значение показателя по ней равно 44, а минимальное ­ 0.   Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокий  показатель  по  этой  шкале   соответствует  высокому   уровню субъективного   контроля   над   эмоционально   положительными   событиями.   Такие люди считают, что всего самого хорошего в своей жизни они добились сами и что они способны с успехом идти к намеченой цели в будущем. Низкий показатель по шкале Ид свидетельствует о том, что человек связывает свои успехи, достижения и радости   с   внешними   обстоятельствами   ­   везением,   счастливой   судьбой   или помощью других людей. Максимальное значение показателя по этой шкале равно 12, минимальное ­ 0.   Шкала интернальности в области неудач (Ин). Высокий   показатель   по   этой   шкале   говорит   о   развитом   чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что   проявляется   в   склонности   обвинять   самого   себя   в   разнообразных неприятностях и неудачах. Низкий показатель свидетельствует о том, что человек склонен   приписывать   ответственность   за   подобные   события   другим   людям   или считать их результатами невезения. Максимальное значение Ин ­ 12, минимальное ­ 0.   Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). Высокий   показатель   Ис   означает,   что   человек   считает   себя ответственным   за   события,   происходящие   в   его   семейной   жизни.   Низкий   Ис 40 указывает   на   то,   что   субъект   считает   своих   партнеров   причиной   значимых ситуаций, возникающих в его семье. Максимальное значение Ис ­ 10, минимальное ­ 0.   Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокий Ип свидетельствует о том, что человек считает себя, свои действия   важным   фактором   организации   собственной   производственной деятельности, в частности, в своем продвижении по службе. Низкий Ип указывает на   склонность   придавать   более   важное   значение   внешним   обстоятельствам   ­ руководству, коллегам по работе, везению ­ невезению. Максимум Ип ­ 8, минимум ­ 0.   Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокий   показатель   по   Им   свидетельствует   о   том,   что   человек чувствует себя способным вызывать уважение и симпатию других людей. Низкий Им указывает на то, что субъект не склонен брать на себя ответственность за свои отношения с окружающими. Максимальное значение Им ­ 4, минимальное ­ 0.   Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокий  показатель  Из свидетельствует  о  том,  что человек  считает себя во многом ответственным за свое здоровье и полагает, что выздоровление зависит преимущественно от его действий. Человек с низким Из считает здоровье и болезнь   результатом   случая   и   надеется   на   то,   что   выздоровление   придет   в результате действий других людей, прежде всего врачей. Максимальное значение Из ­ 4, минимальное ­ 0. Ключи для обработки результатов опросника  Ио:  "+" "­" 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44  1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43  41 Ид:  Ин:  Ис:  Ип:  Им:  Из:  "+" "­" "+" "­" "+" "­" "+" "­" "+" "­" "+" "­" 12, 15, 27, 32, 36, 37  1, 5, 6, 14, 26, 43  2, 4, 20, 31, 42, 44  7, 24, 33, 38, 40, 41  2, 16, 20, 32, 37  7, 14, 26, 28, 41  19, 22, 25, 42  1, 9, 10, 30  4, 27  6, 38  13, 34  3, 23 42 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Таблица 1. Результаты исследования уровня интернальности и настойчивости в контрольной и экспериментальной группах.  № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Контрольная группа ь н е в о р У и т с о в и ч й о т с а н 12 13 10 12 11 9 16 14 15 10 8 7 10 11 12   ь л е т а з а к о п й и щ б О   К С У   в   ь т с о н ь л а н р е т н И х я и н е ж и т с о д   в   ь т с о н ь л а н р е т н И х а ч а д у е н 25 33 20 18 20 18 27 22 23 32 19 17 20 22 24 10 11 9 9 10 12 10 8 9 9 8 11 9 11 9 8 7 7 6 8 9 8 7 9 6 7 8 8 9 8 № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Размещено на Allbest.ru Экспериментальная группа ь н е в о р У и т с о в и ч й о т с а н 14 15 13 16 17 18 14 15 13 11 10 14 15 16 15   ь л е т а з а к о п й и щ б О   К С У   в   ь т с о н ь л а н р е т н И х я и н е ж и т с о д   в   ь т с о н ь л а н р е т н И х а ч а д у е н 36 33 39 28 22 42 27 26 33 34 29 25 20 28 26 11 10 9 11 9 12 10 9 9 9 8 10 9 11 10 9 7 8 9 8 10 9 9 11 11 8 8 9 8 10

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов

Курсовая работа на тему: Акселерация у подростков-спортсменов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2018