Содержание
Арифметический квадратный корень
Свойства арифметического квадратного корня
Преобразования выражений, содержащих арифметический квадратный корень
Решение иррациональных уравнений
Определение
Квадратным корнем из числа а называют число, квадрат которого равен а.
Немного ИСТОРИИ
Рене Декарт – известный французский математик, физик, физиолог, родился в г.Лае в дворянской семье. С 16 лет он самостоятельно начал изучать разные науки, охотнее всего занимался арифметикой и геометрией. Они казались ему самыми простыми из всех наук и «как бы дверью для всех остальных».
Рене Декарт
(31.03.1596 –
11.02.1650 г.)
В «Геометрии» (1637) Декарт впервые ввел понятие независимой переменной,функции; ввел общепринятые теперь обозначения искомых величин: x, y, z…, постоянных буквенных коэффициентов: a, в, с…, обозначение степени и современный знак радикала.
В аналитической геометрии Декарт создал метод прямолинейных координат, установил связь между линиями на плоскости и алгебраическими уравнениями с двумя неизвестными.
Декарт разработал общий геометрический способ решения уравнений 3, 4, 5, 6 степеней.
Запомним
Запись а а а а читают: «квадратный корень из а»
Выражение, стоящее под радикалом, называют подкоренным выражением.
Определение
Арифметическим квадратным корнем из числа а называют неотрицательное число, квадрат которого равен а.
Значит: если а а а а = в и в ≥ 0, то в²= а.
Определение
Действие извлечения арифметического квадратного корня из числа называют извлечением квадратного корня.
Оно является обратным к действию возведения числа в квадрат.
Например
𝟗 𝟗 𝟗𝟗 𝟗 = 3, т.к. 3≥0 и 3² = 9
𝟐𝟓 𝟐𝟓 𝟐𝟐𝟓𝟓 𝟐𝟓 = 5, т.к. 5≥0 и 5² = 25
𝟐𝟓 𝟒 𝟐𝟓 𝟒 𝟐𝟓 𝟒 𝟐𝟐𝟓𝟓 𝟐𝟓 𝟒 𝟒𝟒 𝟐𝟓 𝟒 𝟐𝟓 𝟒 = 𝟓 𝟐 𝟓𝟓 𝟓 𝟐 𝟐𝟐 𝟓 𝟐 , 5 2 5 5 2 2 5 2 ≥ 0 и 5 2 2 5 2 5 2 5 5 2 2 5 2 5 2 5 2 2 2 5 2 2 = 25 4 25 25 4 4 25 4
0 0 0 0 = ?
144 144 144 144 =
361 361 361 361 =
961 961 961 961 =
101 101 101 101 =
Определение
Если натуральное число n не является квадратом натурального числа, то число 𝐧 𝐧 𝐧𝐧 𝐧 иррациональное.
Например: 3 3 3 3 ; 10 10 10 10 ; 485 485 485 485
Запомним
1). Подкоренное выражение может принимать только неотрицательные значения. (т.е. из отрицательного числа не существует)
2). арифметический а а а а ≥ 0
3). а 𝟐 а а а а а а а 𝟐 𝟐𝟐 а 𝟐 = а
Свойства
Для любых действительных чисел:
1). а 𝟐 а 𝟐 а 𝟐 а а 𝟐 𝟐𝟐 а 𝟐 а 𝟐 = |а| 2). а 𝟐𝒏 а 𝟐𝒏 а 𝟐𝒏 а а 𝟐𝒏 𝟐𝟐𝒏𝒏 а 𝟐𝒏 а 𝟐𝒏 = | 𝒂 𝒏 𝒂𝒂 𝒂 𝒏 𝒏𝒏 𝒂 𝒏 |
3). а∙в а∙в а∙в а∙в = а а а а ∙ в в в в , где а ≥ 0 и в ≥ 0
авс авс авс авс = а а а а ∙ в в в в ∙ с с с с , ????
4). а в а в а в а а в в а в а в = а в а а а а а в в в в в а в , где а ≥ 0 и в > 0
Например
1). −𝟕,𝟑 𝟐 −𝟕,𝟑 𝟐 −𝟕,𝟑 𝟐 −𝟕,𝟑 −𝟕𝟕,𝟑𝟑 −𝟕,𝟑 −𝟕,𝟑 𝟐 𝟐𝟐 −𝟕,𝟑 𝟐 −𝟕,𝟑 𝟐 = | - 7,3| = 7,3
𝟏,𝟐 𝟐 𝟏,𝟐 𝟐 𝟏,𝟐 𝟐 𝟏𝟏,𝟐𝟐 𝟏,𝟐 𝟐 𝟐𝟐 𝟏,𝟐 𝟐 𝟏,𝟐 𝟐 = |1,2| = 1,2
𝟏,𝟐 𝟒 𝟏,𝟐 𝟒 𝟏,𝟐 𝟒 𝟏𝟏,𝟐𝟐 𝟏,𝟐 𝟒 𝟒𝟒 𝟏,𝟐 𝟒 𝟏,𝟐 𝟒 = 𝟏,𝟐 𝟐 𝟏𝟏,𝟐𝟐 𝟏,𝟐 𝟐 𝟐𝟐 𝟏,𝟐 𝟐 = 1,44
𝟐 𝟏𝟎 𝟐 𝟏𝟎 𝟐 𝟏𝟎 𝟐𝟐 𝟐 𝟏𝟎 𝟏𝟏𝟎𝟎 𝟐 𝟏𝟎 𝟐 𝟏𝟎 = ???
Например
2). 𝟎,𝟖𝟏∙𝟐𝟐𝟓 𝟎,𝟖𝟏∙𝟐𝟐𝟓 𝟎𝟎,𝟖𝟖𝟏𝟏∙𝟐𝟐𝟐𝟐𝟓𝟓 𝟎,𝟖𝟏∙𝟐𝟐𝟓 = 𝟎,𝟖𝟏 𝟎,𝟖𝟏 𝟎𝟎,𝟖𝟖𝟏𝟏 𝟎,𝟖𝟏 ∙ 𝟐𝟐𝟓 𝟐𝟐𝟓 𝟐𝟐𝟐𝟐𝟓𝟓 𝟐𝟐𝟓 =
Например
3). 𝟏𝟔 𝟒𝟗 𝟏𝟔 𝟒𝟗 𝟏𝟔 𝟒𝟗 𝟏𝟏𝟔𝟔 𝟏𝟔 𝟒𝟗 𝟒𝟒𝟗𝟗 𝟏𝟔 𝟒𝟗 𝟏𝟔 𝟒𝟗 = 𝟏𝟔 𝟒𝟗 𝟏𝟔 𝟏𝟔 𝟏𝟏𝟔𝟔 𝟏𝟔 𝟏𝟔 𝟒𝟗 𝟒𝟗 𝟒𝟗 𝟒𝟒𝟗𝟗 𝟒𝟗 𝟏𝟔 𝟒𝟗 = 𝟒 𝟕 𝟒𝟒 𝟒 𝟕 𝟕𝟕 𝟒 𝟕
𝟖𝟏 𝟐𝟓𝟔 𝟖𝟏 𝟐𝟓𝟔 𝟖𝟏 𝟐𝟓𝟔 𝟖𝟖𝟏𝟏 𝟖𝟏 𝟐𝟓𝟔 𝟐𝟐𝟓𝟓𝟔𝟔 𝟖𝟏 𝟐𝟓𝟔 𝟖𝟏 𝟐𝟓𝟔 = 𝟖𝟏 𝟐𝟓𝟔 𝟖𝟏 𝟖𝟏 𝟖𝟖𝟏𝟏 𝟖𝟏 𝟖𝟏 𝟐𝟓𝟔 𝟐𝟓𝟔 𝟐𝟓𝟔 𝟐𝟐𝟓𝟓𝟔𝟔 𝟐𝟓𝟔 𝟖𝟏 𝟐𝟓𝟔 = ???
Вынесение множителя из-под знака корня
Чтобы множитель вынести из-под знака корня надо представить подкоренное выражение в виде произведения, и воспользоваться свойством квадратного корня из произведения.
Вынесение множителя из-под знака корня
Т.е. используя свойство а∙в а∙в а∙в а∙в = а а а а ∙ в в в в , где а ≥ 0 и в ≥ 0 можем преобразовать 𝟒𝟖 𝟒𝟖 𝟒𝟒𝟖𝟖 𝟒𝟖 .
𝟒𝟖 𝟒𝟖 𝟒𝟒𝟖𝟖 𝟒𝟖 = 𝟑∙𝟏𝟔 𝟑∙𝟏𝟔 𝟑𝟑∙𝟏𝟏𝟔𝟔 𝟑∙𝟏𝟔 = 𝟑 𝟑 𝟑𝟑 𝟑 ∙ 𝟏𝟔 𝟏𝟔 𝟏𝟏𝟔𝟔 𝟏𝟔 = 𝟑 𝟑 𝟑𝟑 𝟑 ∙ 4 = 4 𝟑 𝟑 𝟑𝟑 𝟑
Например
Вынесите множитель из-под знака корня:
1). 𝟏𝟓𝟎 𝟏𝟓𝟎 𝟏𝟏𝟓𝟓𝟎𝟎 𝟏𝟓𝟎 =
2). 𝟕𝟐 а 𝟖 𝟕𝟐 а 𝟖 𝟕𝟕𝟐𝟐 а 𝟖 а а 𝟖 𝟖𝟖 а 𝟖 𝟕𝟐 а 𝟖 =
3). а 𝟐 в 𝟑 а 𝟐 в 𝟑 а 𝟐 а а 𝟐 𝟐𝟐 а 𝟐 в 𝟑 в в 𝟑 𝟑𝟑 в 𝟑 а 𝟐 в 𝟑 =
4). в 𝟑𝟓 в 𝟑𝟓 в 𝟑𝟓 в в 𝟑𝟓 𝟑𝟑𝟓𝟓 в 𝟑𝟓 в 𝟑𝟓 =
см. стр. 133
Внесение множителяпод знак корня
Чтобы внести множитель под знак корня надо представить произведение в виде арифметического квадратного корня, и воспользоваться свойством квадратного корня из произведения.
Внесение множителяпод знак корня
Т.е. используя свойство а∙в а∙в а∙в а∙в = а а а а ∙ в в в в , где а ≥ 0 и в ≥ 0 можем наоборот внести множитель под корень:
4 𝟑 𝟑 𝟑𝟑 𝟑 = 𝟏𝟔 𝟏𝟔 𝟏𝟏𝟔𝟔 𝟏𝟔 ∙ 𝟑 𝟑 𝟑𝟑 𝟑 = 𝟏𝟔∙𝟑 𝟏𝟔∙𝟑 𝟏𝟏𝟔𝟔∙𝟑𝟑 𝟏𝟔∙𝟑 = 𝟒𝟖 𝟒𝟖 𝟒𝟒𝟖𝟖 𝟒𝟖
Например
Внесите множитель под знак корня:
1). а 𝟕 𝟕 𝟕𝟕 𝟕 =
2). с с 𝟕 с 𝟕 с 𝟕 с с 𝟕 𝟕𝟕 с 𝟕 с 𝟕 =
3). −𝟐𝟐 𝟕 𝟕 𝟕𝟕 𝟕 =
4). 𝟖𝟖 а 𝟖 а 𝟖 а 𝟖 а а 𝟖 𝟖𝟖 а 𝟖 а 𝟖 =
см. стр. 134
Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби
- это означает что надо преобразовать дробь так, чтобы её знаменатель не содержал квадратного корня.
Например
Освободится от иррациональности в знаменателе дроби:
1). 𝟏𝟓 𝟐 𝟑 𝟏𝟏𝟓𝟓 𝟏𝟓 𝟐 𝟑 𝟐𝟐 𝟑 𝟑 𝟑𝟑 𝟑 𝟏𝟓 𝟐 𝟑 =
2). 𝟏𝟒 𝟓 𝟐 −𝟏 𝟏𝟏𝟒𝟒 𝟏𝟒 𝟓 𝟐 −𝟏 𝟓𝟓 𝟐 𝟐 𝟐𝟐 𝟐 −𝟏𝟏 𝟏𝟒 𝟓 𝟐 −𝟏 =
см. стр. 135
Определение
Уравнение называется иррациональным, если оно содержит неизвестную по знаком корня.
Например:
Как решают
Одним из способов решения иррациональных уравнений является возведение в степень обоих частей уравнения.
Но при возведении в чётную степень могут появится посторонние корни, поэтому обязательно надо: - найти ОДЗ
- или сделать проверку корней
Например
𝟏𝟏). 𝟏 𝟐 𝟏𝟏 𝟏 𝟐 𝟐𝟐 𝟏 𝟐 х х х х - 3 = 0
2). 𝟏+ х+𝟐 𝟏+ х+𝟐 𝟏𝟏+ х+𝟐 х+𝟐 х+𝟐𝟐 х+𝟐 𝟏+ х+𝟐 = 2
(стр. 97)
|∙2
(стр. 97)
Использованные ресурсы
Надпись/https://p.calameoassets.com/170423095729-6c5a0a38afba0f6fec49dd2e27441eb6/p1.jpg
Картинка на титульном листе/https://img2.freepng.ru/20180421/pye/kisspng-crazy-school-di-poluzzi-andrea-cartoleria-vicino-cluster-clipart-5adb9768094223.8416007915243405840379.jpg
Картинка/http://s3.photopeach.com/images/farm5/l/r/a/rasgo04/6022020dfb70d763b474b6b01de49ffe.jpg
А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Алгебра: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2018
А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович и др.: Алгебра : 8 класс: самостоятельные и контрольные работы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / – М.: Вентана-Граф, 2017
А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир.: Алгебра : 8 класс: дидактический материал: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / – М.: Вентана-Граф, 2016
Девиз/
http://открытыйурок.рф/статьи/632179/presentation/img1.JPGhttp://открытыйурок.рф/статьи/632179/presentation/img1.JPG
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.