Квест - игра «Отчистим Планету»
В настоящее время в городах очень остро стоит проблема утилизации бытового мусора. Борьба с различными видами мусора – одна из главных проблем экологии. Сколько мусора можно увидеть, пройдя по улицам нашего города, заглянув во дворы и подъезды. Картина печальная – и это все следы нашей экологической неграмотности. Поэтому экологическая грамотность, осознание ответственности за судьбу природы, в том числе родного края, необходимы каждому человеку. Начинать воспитывать экологическую грамотность необходимо с детства, так как дети эмоционально чувствительны к восприятию экологических проблем. Наиболее успешно это возможно реализовать через практико-ориентированную деятельность. Игра проводится в рамках «Дней защиты от экологической опасности». Игра проводится с целью вовлечения учащихся в активную деятельность по изучению проблемы раздельного сбора мусора и возможности его вторичного использования, обучения ребят работе в группе, способствовать развитию креативного мышления учащихся.
Цель: вовлечение обучающихся в активную деятельность по изучению проблемы раздельного сбора мусора и возможности его вторичного использования.
Задачи:
привлечь внимание школьников, к проблеме ТБО;
актуализировать личностный подход в решении проблемы отходов в быту;
создать условия для развития активной жизненной позиции через реализацию творческих способностей детей.
Продолжительность игры: 1 час 30 минут.
Целевая аудитория–учащиеся 12 - 16 лет. Новизна заключается в том, что в данной игре участвуют воспитанники разных объединений (разных классов), организуется плодотворное взаимодействие учащихся, расширяется социальный опыт общения. Кроме того, к участию в мероприятии привлекаются и родители. Игра - вертушка проходит по станциям.
Методы: поисковые, эврестические, интерактивные, видеометод.
Формы: игра – вертушка, работа в команде.
Технические средства: компьютеры, проекторы (интерактивные доски), презентации для каждой станции, видеоролики.
Оборудование: парафин, спиртовка, формочки, спички.
Методическое обеспечение: плакаты с афоризмами, фотографии несанкционированных свалок , выставка поделок из ТБО «Мусор – это просто…Мусор – это сложно», цветные карандаши, ватман, стикеры, пакеты, ТБО, кроссворд, карточки с заданиями, таблицы, сигнальные карточки.
Подготовка к игре.
1. Для организации этого мероприятия необходимо продумать конкурсы-этапы,
2. Количество конкурсов должно быть равно количеству команд. На каждой станции находятся ответственный педагог и учащийся - «Юный гарболог», чётко знающие правила данного конкурса.
3. Для каждой станции подготовлены презентации. (приложение № 1).
4. Для всех команд готовится красиво оформленный маршрутный лист (приложение № 11).
5. На нём указаны этапы пути, старт и последовательность прохождения. Для каждой команды старт сдвигается на один этап, чтобы, по возможности, избежать скопления нескольких команд в одном месте.
6. Командам заранее выдается домашнее задание – выбрать капитана, подготовить название, девиз и эмблему.
Перед началом участникам объясняют условия игры, капитан каждой из команд получает маршрутный лист. Команда отправляется по станциям, начиная со станции выделенной красным цветом, строго по порядку номеров в маршрутном листе. В маршрутных листах намечен порядок посещения станций. На каждой станции команды получают определенное задание. Время пребывания на каждой станции 10 минут. Выполнив задание, команда переходит на следующую станцию. Станций всего 7, работа команды на каждой станции оценивается по правилам, которые определяют руководитель станции и «Юный гарболог». Учитывается не только качество ответа, но и организованность команды, массовость в решении вопросов. Число очков, полученное командой, сразу проставляется в бланк маршрутного листа. На последней станции капитан сдает маршрутный лист ответственному за станцию. После прохождения командами маршрута ответственные по станциям сдают маршрутные листы руководителю игры и подводят итоги игры, заполнив сводную таблицу (в печатном виде и в формате Microsoft Power Point, которая выводится на экран). Подведение итогов - по окончанию игры. На последнем этапе все команды собираются в одной точке, в одном месте.
Ход мероприятия (сценарий)
I. Организационный этап
II. Актуализация. Вступительное слово, приветствие участников
Ведущий: Одной из острейших экологических проблем современного общества остается проблема переработки и утилизации отходов. Сегодня, в России в отвалах и хранилищах накоплено свыше 85 млрд. тонн только твердых отходов производства, в которых содержатся железо, медь, свинец, олово, вольфрам, а также такие ценные элементы, как кадмий, висмут, селен, теллур, редкоземельные и благородные металлы. Содержание ценных компонентов в отходах нередко близко к содержанию их в добываемом природном сырье. Существует несколько способов борьбы с отходами.
При захоронении в недрах полигона образовывается смесь угарного газа и метана, формируется токсичная жидкость. Так есть данные о том, что за 15 лет 80 % захороненного органического вещества не разложилось.
Время разложения бумаги, ткани достигает 2-3 года, деревянных изделий, консервных банок – несколько десятков лет, алюминиевых банок, стекла, кирпича – сотни лет, пластика – 500-1000 лет и т. д.
При сжигании отходов в атмосферу выделяются сотни высокотоксичных соединений – яды, мутагены, канцерогены, которые являются сильнейшими ядами, воздействуют на иммунитет человека: увеличивается восприимчивость организма к инфекциям, возрастает частота аллергических реакций, онкологических и других тяжелых заболеваний.
Очевидно, что не захоронение и сжигание, а переработка является самым эффективным ресурсосберегающим средством.
Во-первых, многие компоненты отходов могут быть переработаны в полезные продукты. Это позволяет снизить себестоимость конечных товаров на 20—30%.
Во-вторых, использование вторичного сырья позволит значительно экономить основные невозобновимые природные ресурсы для будущих поколений (нефть, древесина, руды металлов и др.).
В-третьих, уменьшается вредное воздействие на окружающую среду.
В четвертых, создаются новые рабочие места на перерабатывающих предприятиях.
Представьте себе, что я инспектор экологической безопасности, а вы попали в страну мусора, помогите мне её привести в порядок и поскольку мусор – наш враг, его надо знать в «лицо». Сегодня нас закрутит удивительный мусорный калейдоскоп, станции будут сменять друг друга как разноцветные картинки этого устройства. На каждой станции вас будут встречать руководители станций. Время нахождения на каждой станции 10 минут.
Капитаны получают маршрутные листы.
1. Станция «Мусорный алфавит».
Любая человеческая деятельность порождает мусор. Сегодня мы поговорим о твердых бытовых отходах (ТБО). Проблема ликвидации ТБО была известна еще на заре человеческих поселений. Доисторические свалки – это важные объекты исследования археологов. С тех пор масштабы образования мусора на планете выросли в сотни тысяч раз. В настоящее время на земном шаре ежегодно образуется около 1 миллиарда тонн бытового мусора, в том числе в России до 30 миллионов тонн. С развитием науки изменился и его качественный состав. Давайте заглянем в мусорное ведро. Чего там только нет! Разнообразен состав мусора!
Задание 1. За определённое время (5минуты) команда должна вспомнить как можно больше наименований бытовых отходов, начинающихся на разные буквы алфавита (по одному на каждую букву). Побеждает команда, которая придумает больше названий.
Задание 2. Мусорное буриме. (5 минут). Капитан выбирает конверт, в котором находятся карточки с группой слов. Ребятам предлагается придумать стихотворение. (Приложение № 4)
1. Отходы,
доходы,
гадалка,
свалка.
2. Упаковка,
газировка,
бросаем,
убираем.
3. Пойду,
найду,
пакет,
на амулет!
4. Бумага,
оврага,
горит,
благодарит.
2. Станция «Моя мусорная корзина»
Вспомним, что мы дома выбрасываем в мусорное ведро.
Задание 1. Заполняем мусорное ведро отходами (Плакат с изображением мусорного ведра, на котором наклеены стикеры с названием отходов). Например: кости от курицы, пластиковая бутылка, фантики от конфет, коробки из-под молока, чёрствый хлеб, кожура от цитрусовых, скорлупа от яиц, консервные банки, перегоревшая лампочка, кожура от апельсинов, стеклянные бутылки, заварка (старая), старая одежда, пластиковые бутылки, сломанный карандаш, газета, сломанные игрушки, погибшие комнатные растения и т.д.
Мусор в ведре |
Где можно использовать вторично |
Кости от курицы |
Можно накормить бездомных собак |
Пластиковая бутылка |
Сделать кормушку для птиц |
Фантики от конфет |
Сделать поделки |
Коробки из-под молока |
Использовать для выращивания рассады |
Чёрствый хлеб |
Накормить птиц, использовать в кулинарии, сухарики… |
Кожура от цитрусовых |
Можно использовать, как средство от моли, использовать для выпечки и приготовления желе |
Скорлупа от яиц |
Сделать поделки. Использовать в огороде, как удобрение |
Консервные банки |
Сделать мебель для кукол |
Перегоревшая лампочка |
Использовать для штопки носков |
Кожура от апельсинов |
Добавить в тесто, получится торт со вкусом апельсина |
Стеклянные бутылки |
Сдать и получить деньги |
Заварка (старая) |
Удобрение для огорода |
Старая одежда |
Сшить мягкие игрушки. Отдать нуждающимся людям |
Пластиковые бутылки |
Сделать воронку, поделку, теплицу. |
Сломанный карандаш |
Держатель для полок |
Газета |
Сдать в макулатуру, папье - маше |
Сломанные игрушки |
Сделать поделки |
Погибшие комнатные растения |
компост |
Задание 2: Выбрать из корзины: какие предметы бытового мусора можно действительно выбросить; какие предметы бытового мусора можно использовать повторно. (Стикеры с названием отходов переклеить на плакат «Вторсырьё». Объяснить, каким образом можно использовать эти отходы. После работы в проводится общее обсуждение проблемы утилизации и возможности повторного использования бытового мусора. Участниками выбираются самые оригинальные способы использования вторсырья.
3. Станция «Сортировочная»
Все больше отходов производит человечество. Как же сделать так, чтобы Земля не превратилась в огромную свалку? Существует три разных пути утилизации мусора:
1. Организация свалок.
2. Вторичное использование отходов.
3. Сжигание.
Какой из них самый безопасный и экономный?
-Вторичное использование отходов. Именно этот способ сберегает огромные ресурсы.
Команда выстраивается в колонну, по сигналу первый игрок надевает перчатки и начинает движение к сухому бассейну, где находятся импровизированная «мусорная свалка» (в сухом бассейне разбросаны и спрятаны различные виды мусора (стекло, пластик, металл и бумажные отходы)). Затем как он найдет в сухом бассейне определенный вид мусора, ребенок должен определить, в какую из мусорных корзин поместить отходы. И возвращается к команде, передавая перчатки следующему игроку. Определяется победитель по количеству правильно собранных отходов и набравших наименьшее количество штрафных очков. Будут предложены 10 вариантов отходов, каждый из которых относится к 4 категориям мусора:
Стекло: банка из под детского питания, бутылка из под сока; -зелёная
Бумага: коробка из под чая, бумажный стаканчик, газета; - фиолетолвый
Железо: крышка с банки из под детского питания, банка из под газировки, красный
Пластик: пакет, бутылка пластиковая из под газировки, яичная кассета. жёлтый
синий– для бумаги
коричневый – металлы
красный - пластик
зелёный– стекло
фиолетовый – дерево
Разгадай кроссворд
Задание 3. (5 минут). Разгадав кроссворд, в выделенных вертикальных клеточках, вы найдёте средство для вывоза мусора на свалки
1. Средство для подметания мусора.
2. Это отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона, а также бумажные отходы полиграфических предприятий, фабрик беловых товаров.
3. Куда свозят все ТБО?
4. Его делают из песка, брошенное в лесу оно может стать причиной пожара.
5. Вторая жизнь бытовых отходов.
6. Основной производитель ТБО.
7. Маленький робот-труженик, который необыкновенно любознателен и чистюля.
8. Грязная вода после мытья посуды, стирки, уборки.
9. Ущерб, наносимый природе, среде обитания вредными веществами, выбросами, отходами.
1 |
|||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||
8 |
|||||||||||||||||
9 |
р |
Ответы:
1. Метла
2. Макулатура
3. Свалка
4. Стекло
5. Рециклинг
6. Человек
7. Валли
8. Помои
9. Загрязнение
4. Станция «Стоп, мусор!» (10 баллов)
Задание: Участники должны составить листовку-обращение по уменьшению количества выбрасываемого бытового мусора в семьях нашего посёлка(выразить свои мысли).
5. Станция «Мусорный светофор» (10 баллов)
На столах у каждого карточки зелёного и красного цвета
Задание 1.. Если члены команды согласны с утверждением - поднимают зеленый знак, если нет – красный).
1. Городская свалка бытовых отходов – это источник загрязнения воды, воздуха, почвы ядовитыми веществами.
2. Органические (пищевые) отходы (все что гниет и разлагается) можно возвратить непосредственно в природные круговороты.
3. Стекло, бумагу, консервные банки из алюминия и железа нельзя переработать для повторного использования.
4. Пластиковые и пластмассовые изделия, токсические вещества, содержащиеся в ртутных лампах, батарейках переработать сложно, следовательно, чем их больше, тем лучше.
5. Отходы – это сырье, из которого можно сделать новые тетради и блокноты, посуду, упаковку и т. д.
6. Бытовые отходы не обязательно собирать в раздельные контейнеры.
7. Если ты будешь бережно относиться к своим вещам (книгам, игрушкам и др.), это поможет решению проблемы бытовых отходов.
8. Для природы будет полезней, если в вашем мусорном ведре будет много полиэтиленовых и пластмассовых изделий.
9. Человечество уже сегодня вынуждено соизмерять свои желания (потребности) с возможностями природы. Человеку необходимо уменьшить свои потребности ради сохранения природы и своего здоровья.
10. ТБО являются источником экологической опасности, потому что
распространяют неприятный запах и являются средой для размножения болезнетворных бактерий, насекомых и грызунов – переносчиков инфекционных заболеваний.
Задание 2. Как долго продукты нашей жизнедеятельности будут загрязнять окружающую среду? Какие из них могут найти наши внуки, а какие – правнуки? Сколько времени потребуется на переработку отходов в естественной среде?
За определенное время все участники заполняют колонку «Предполагаемые сроки разложения» в карточке. (1 балл за правильный ответ)
Наименование мусора |
Предполагаемые сроки разложения |
Пищевые отходы |
от 10 дней до 1 месяца |
Листья, семена, веточки |
от 1 месяца до 1 сезона |
Газетная бумага |
от 1 месяца до 1 сезона |
Картонные коробки |
до 1 года |
Изделия из натуральных тканей |
2-3 года |
Шерстяной носок |
1-5 лет |
Коробка из-под молока |
5 лет |
Доски деревянные |
до 10 лет |
Окурок |
10-12 лет |
Пенопластовый стакан |
50 лет |
Жестяная банка |
до 90 лет |
Фольга |
до 100 лет |
Обломки кирпича, бетона |
до 100 лет |
Металлические изделия |
100 лет и более |
Электрические батарейки |
до 100 лет |
Резиновые покрышки |
более 100 лет |
Пластиковые бутылки |
более 100 лет |
Полиэтиленовая пленка |
200 лет |
Алюминиевые банки |
500 лет |
Стекло |
более 1000 лет |
Подведение итогов игры.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.