Конспект открытого урока по литературе в 7 классе по повести А. Куприна"Куст сирени"
Оценка 5

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе по повести А. Куприна"Куст сирени"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл—8 кл
15.09.2022
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе по повести А. Куприна"Куст сирени"
Конспект.doc

Урок литературы в 7 классе

Тема: «Любовь в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени»

 Учебные проблемы, решаемые на уроке:

- вызвать интерес к творчеству А. Куприна;

- развивать навык работы с текстом художественного произведения

- закрепить и углубить знания учащихся о композиции произведения, элементах сюжета прозаического произведения;

- формировать навыки исследовательской работы с текстом художественного произведения;

- закрепление навыков учащихся по работе в группе;

-развитие умения находить средства выразительности в художественном тексте;

-закрепление навыков сопоставительной характеристики героев;

- воспитывать чуткое отношение к любви, способность переживать,

понимать другого человека;

- развивать монологическую речь учащихся;

- способствовать умению отбирать и обобщать отобранный материал.

Задачи для учащихся:

- освоить знания о композиции произведения и элементах сюжета прозаического произведения;

- выявить, как на композиционном уровне решается задача выражения чувств героев;

- определить основные черты характера главных героев, принципы и правила их поведения;

- развивать навык работы с текстом художественного произведения;

- развивать монологическую речь;

- научиться отбирать и обобщать материал;

3. Планируемые результаты:

Личностные:

- развитие познавательной активности учащихся;

- формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, живого интереса к изучаемому;

- формирование собственного отношения к героям рассказа А. Куприна, их оценка;
- использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников.

Метапредметные:

Познавательные:

-воспитание думающего неравнодушного человека и читателя;

- формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

*Регулятивные:

- умение работать по плану, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- формирование умения выражать свои мысли в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;

- строить монологическое высказывание;

- формирование умений работать в группе; проявление взаимопомощи, поддержки. умения договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.

Предметные:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выявление заложенных в рассказе «Куст сирени» вневременных, непреходящих нравственных ценностей;

- умение анализировать произведение, характеризовать его героев;

- владение различными формами творческой работы.

В коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературного произведения, осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

- создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.

В эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как словесного искусства;

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

6. Виды деятельности: работа с эпиграфом, составление таблицы, аналитическая беседа, словарная работа, работа в группах.

7. Тип урока по форме: диалогический.

8. Тип урока по содержанию: урок-исследование.

Оборудование: компьютер, проектор, текст рассказа.

10.Вид используемых на уроке ИКТ: презентация, видеоклип, аудиозапись текста

11. Использованная литература и источники:

1. Белятко Н. А. Символический подтекст в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени», Сборник статей по материалам научной конференции
Всероссийского форума молодых ученых-филологов «Родная речь — Отечеству основа» 18–21 октября 2006 г.

2. Куприн А.И. Повести и рассказы. В 2 тт. Т.1. — М., 1962.

 

3. Минералова И.Г. Статья А.И. Куприн как мастер сюжетосложения // А.П. Чехов. А.И. Куприн. И.А. Бунин. Уроки русской словесности. — М., 1999.

4. Образовательные и обучающие технологии с использованием ИКТ.(Статья Кабак Н.В. «Представление о семейном счастье в рассказе Куприна «Куст сирени»).М., 2010 г.

5. Словарь Символов. — М., 2003.

6. Материалы сайта www.chukfamily.ru/Kornei/Critica/Kuprin.htm

 

7. ru.wikipedia.org/wiki/Куприн

 

 

ХОД УРОКА.

1-ый этап. Вхождение в тему урока:

1.Учитель: Ребята, здравствуйте, меня зовут Ольга Ивановна, сегодня я проведу у вас урок литературы, надеюсь, он будет для вас увлекательным и интересным. (Включает клип и слегка приглушает музыку, обращая внимание детей на экран)

-Ребята, посмотрите, какая красивая весенняя сирень  перед нами, и уже будто ощущаешь ее аромат,  какая музыка звучит. А вы уже почувствовали приближение весны?(да) Что происходит в природе?(тепло, солнце, день длинный)

-Да, вы правы, а чтобы вы еще больше ощутили атмосферу весны, я положила вам на парты веточки сирени (в файлах), достаньте их. К концу урока эти веточки распустятся, покроются яркими цветками (достаньте их из файла), за каждый правильный ответ вы будете наклеивать цветы на ветку, а чтобы веточки получились пышными, работайте активно.

-Посмотрите, сколько у нас на уроке сирени: в клипе, на партах, даже у меня на блузке приколота брошь в виде веточки голубой сирени.(показывает)

-А какие ассоциации вызывает у вас сирень? (весна, красота, счастье, аромат)

- Замечательно, какое у вас воображение. А вот я вспомнила рассказ А.И. Куприна «Куст сирени», с которым вы познакомились дома(слайд), текст рассказа есть у каждого из вас на столе, взгляните в него и сейчас скажите мне, о чем этот рассказ, только ли о сирени?(нет, он о Вере, Николае, их отношениях, счастье, поддержке и любви)

-Молодцы – цветы на ветку за ответы- конечно же, рассказ и о любви, которая и станет темой нашего урока(слайд -тема)

- Какова тема нашего урока?(чтение со слайда)

- Да, именно так она  звучит , запишите тему в рабочие листы(на столах)

- А эпиграфом к нашему урока я выбрала такие слова(слайд)

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

не радуется неправде, а сорадуется истине;

все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает

-Это слова из Нового завета, древней книги, олицетворяющей духовную жизнь христиан, эта книга была написана в начале нашей эры, ей около 2000 лет.

-А как вы думаете, найдем ли мы подтверждение такому толкованию любви(показать) в рассказе «Куст сирени» (да, нет, наверное, будем искать)

-Это и станет целью нашего урока. А точнее: На основе классического произведения А.И.Куприна «Куст сирени» подтвердить слова из Нового завета и привести подтверждающие примеры из современной жизни.(слайд -цели урока)

- Итак, теперь, когда цели определены, мы можем погрузиться в мир замечательного рассказа А.И. Куприна «Куст сирени».

- Содержание рассказа вам известно, послушайте аудиозапись и ответьте на вопросы: 1.Какое событие является завязкой рассказа? (Приход расстроенного Николая домой и встреча его Верой) цветы за ответы

2.На сколько смысловых частей вы бы его разделили?(слайд) (правильно – на три, слушаем предположения, если затрудняются, напомнить, с чего начался рассказ, как дальше развивались события)

-Правильный ответ –  в рассказе три части .- цветочки, кто отвечал.

В рабочих листах в таблице поставьте номера частей рассказа(слайд таблица)

- В каждой части повествуется о како-то событии, которое влияет на дальнейшую судьбу героев, давайте определим начало каждой части, вспомним, о чем в ней говорится, и придумаем ей название. Для удобства я расцветила текст, цвет поможет вам в работе. Итак, кто зачитает 2 предложения начала первой части?(чтение) Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошел в свой кабинет. Жена, как только увидела его насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой, в ту же минуту поняла, что произошло очень большое несчастие... молодец, цветок на ветку.

- Здесь уже есть слово, которым можно озаглавить эту часть, назовите его(Несчастие). Очень хорошо, цветок на ветку. Запишите в таблицу в колонку с цифрой 1 название первой части.(слайд)

-Переходим ко второй части, так же 2 предложения, кто будет читать?

(читают) Муж и жена долго сидели в тяжелом раздумье, не произнося ни слова. Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла.

- Отлично, цветок на ветку, а какое слово для заглавия этой части мы подберем(варианты – решение, надежда, план)- подсказка – что появилось у героев рассказа, когда Вера придумала план? Надежда – запишите- цветок на ветку.(слайд)

-Две части озаглавлены, осталась третья – финальная. С каких строк она начинается?
На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. Она еще издали, по одной только живой и немного подпрыгивающей походке, узнала, что история с кустами кончилась благополучно...

-Очень хорошо работаете цветок на ветку.

-Как можно охарактеризовать финал рассказа?(благополучный, счастливый, удачный)

-Из эти слов выберите слово, наиболее точно характеризующее состояние героев в конце рассказа(Счастье), замечательно, запишите в таблицу, цветочек заработал.(слайд)

-Вы, наверное, заметили, что в разных частях рассказа герои ведут себя по-разному? Продолжая заполнять таблицу, займемся исследовательской работой,  в каждой части найдем слова и словосочетания, с помощью которых автор  передаёт нам душевное состояние героев, их внутренние качества, чувства, эмоции и запишем их в соответствующие колонки таблицы напротив заголовков(слайд)- показать указкой на слайде. Вы можете изменить словосочетания одним словом, например, насупленное лицо – расстроенный.

-Работаем в парах, по рядам – 1ряд -1 часть, 2 ряд – 2 часть, 3 ряд – 3 часть. На работу вам отводится 2-3 минуты, записать писать надо по  5-6 слов для характеристики каждого героя.(включаем клип тихо)

-Начинаем проверку. 1 ряд, пожалуйста, кто желает?(называют)-хорошо, цветочек за работу, кто-то дополнит?(слушаем) И взгляните на изображение, возможно, глядя на нее, найдете, что добавить: Вера, Николай. (слайд таблица)

-Продолжаем,по 2-й части, кто будет отвечать?(слушаем), дополняем, молодцы, цветочки за работу.(слайд таблица)

- И третья группа, заключительная часть, пожалуйста.(ответы) Молодец.Цветочек. -Будут дополнения? Посмотрите рисунок, есть неназванные эмоции?(слайд таблица) – заполните те строки, которые вы не заполнили, с экрана презентации. У вас две минуты, приступаем.(музыка)

- В таблице вы четко видите, что и характеры героев противоположны, противопоставлены друг другу. Как называется такой прием? (Антитеза) В начале и конце рассказа мы видим Верочку и Алмазова, и автор  передаёт нам разное душевное состояние героев. И начало и конец рассказа так же абсолютно противоположны, такая композиция называется зеркальной. Это построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот. .(показать на слайде Несчастье-счастье). Понятие зеркальная композиция для вас новое, я его обозначила в рабочих листах.(слайд)

Такая композиция использована автором для того, чтобы читатель вместе с героями пережил весь спектр эмоций и чувств от горя до счастья.

-А скажите, современные молодые люди могут испытывать такое разнообразие чувств, эмоций, как Вера и Николай Алмазовы?(да, наверное)

-А вам понятны их эмоции? Сможете ли вы их передать?(да, возможно)

-Предлагаю вам погрузиться в атмосферу 19 века. И прочитать диалоги героев с теми же эмоциями, которые испытали они. Выберите диалог из любой части, работаем в парах, готовимся 1 минуту.(музыка)

-Кто желает участвовать в инсценировке?(1 диалог, 2 диалог, 3 диалог)

 

Слушаем, обсуждаем – похоже, нет, понравилось- отлично, ребята, цветы на ветку за работу.

-Вы, ребята, уже сыграли роли Веры и Николая, и теперь точно сможете ответить на вопрос:

-Почему Вера совершает поступки, которые помогают Николаю прийти из состояния горя в состояние счастья?(она любит его) хорошо, цветок.

-А Николай любит ли Веру, как мы можем это понять?(возвращаемся к таблице, работаем с текстом). Николай счастлив, а это значит, что он рядом с любимым человеком.

-А почему же все-таки рассказ о любви Веры и Николая называется «Куст сирени»?(именно он принес им счастье, стал любимым цветком Веры) молодец, цветок.

-Что помогло преодолеть героям все препятствия, возникающие на пути(взаимная любовь) отлично, цветок.

-И мы вернулись к началу нашего урока, к эпиграфу (слайд), посмотрите внимательно, выберите любую строчку из него и подтвердите ее примером из рассказа. Можно своими словами или зачитать несколько слов. Обратитесь за помощью к таблице. (ответы)Замечательно, цветочек. Хорошо, молодцы.

-Вы видите, что слова нового завета подтверждены примерами из рассказа, а в современной жизни есть ли у вас примеры для подтверждения этих слов? Актуальны ли они сейчас?

-Я, вот, например, думаю о своих бабушке и дедушке, которые прожили более 60 лет вместе, пережили много трудностей, горя и радости и всегда были вместе. Я считаю, что только настоящая любовь, о которой говорится в Новом завете помогла им.

- Есть ли среди вашего окружения подтверждение любви, которая никогда не перестает? Которая существует вне времени?(ответы)

-И в продолжение нашей темы я предлагаю вам следующее домашнее задание:

Напишите эссе (объем выберите сами). Называться оно будет «История любви…», а имя вставьте сами. (слайд ДЗ)Я буду очень рада, если вы пришлете его мне на электронную почту и в дальнейшем, с вашего позволения, я смогу использовать их на своих урока, как примеры из жизни реальных людей.

Наш урок подходит к концу, подпишите свои рабочие листы, в нижней табличке ( моя оценка) напишите, сколько цветков на вашей ветке сирени. (пишут)Написали? Ученики, набравшие 5 лепестков получат оценку 4, больше 5 – оценку 5, остальные ребята тоже неплохо поработали, но их ждут оценки на следующих уроках. Вам понравился урок?

-Я хочу завершить его красиво, чтобы он запомнился нам всем. У меня есть корзина, и я хочу в нее собрать букет под названием Семейное счастье, которое было у героев рассказа и которое нужно всем людям. На своих веточках напишите, из чего, по-вашему, состоит семейное счастье. Подберите слова из урока, или свой вариант, и этими словами и цветами мы наполним нашу корзину. (Пишут, выходят по 2 человека, прикрепляют, произносят)

Корзина наполнена, посмотрите, какой прекрасный букет у нас получился, но это мой, а вам я тоже хочу подарить маленькие копии этого букета и пусть сирень принесет вам счастье, как и героям рассказа Куприна. (раздать)

Спасибо вам большое, очень приятно было в вами работать, надеюсь, мы еще встретимся. Приглашаю вас для общего фото на фоне букета.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Урок литературы в 7 классе Тема: «Любовь в рассказе

Урок литературы в 7 классе Тема: «Любовь в рассказе

Метапредметные: Познавательные: -воспитание думающего неравнодушного человека и читателя; - формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное

Метапредметные: Познавательные: -воспитание думающего неравнодушного человека и читателя; - формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное

Использованная литература и источники: 1

Использованная литература и источники: 1

Вере, Николае, их отношениях, счастье, поддержке и любви) -Молодцы – цветы на ветку за ответы- конечно же, рассказ и о любви, которая и станет темой…

Вере, Николае, их отношениях, счастье, поддержке и любви) -Молодцы – цветы на ветку за ответы- конечно же, рассказ и о любви, которая и станет темой…

Здесь уже есть слово, которым можно озаглавить эту часть, назовите его(Несчастие)

Здесь уже есть слово, которым можно озаглавить эту часть, назовите его(Несчастие)

В таблице вы четко видите, что и характеры героев противоположны, противопоставлены друг другу

В таблице вы четко видите, что и характеры героев противоположны, противопоставлены друг другу

Я, вот, например, думаю о своих бабушке и дедушке, которые прожили более 60 лет вместе, пережили много трудностей, горя и радости и всегда были вместе

Я, вот, например, думаю о своих бабушке и дедушке, которые прожили более 60 лет вместе, пережили много трудностей, горя и радости и всегда были вместе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2022