Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Квест-игра
«Сказочные памятники Томска» (5-ая станция)
|
|
|
|
Автор: Моисеева Раиса Ивановна –
учитель высшей квалификационной категории
rimoiseeva@list.ru
Томск - 2021
Предшествующая работа: чтение английской народной сказки «Три медведя» в переводе Льва Толстого, чтение сказки Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница», чтение сказки французского писателя Шарль Перро «Золушка», чтение сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города», просмотр мультипликационных фильмов по обозначенным выше сказкам, выполнение рисунков по выбору детей, разучивание пальчиковой гимнастики «Лягушки».
Участники:
обучающиеся 1-ого дополнительного класса, 1 «А» класса, 1 «Б» класса, 2 «А» класса, 4 класса, 5 класса, классные руководители, воспитатели начальных классов.
Оборудование:
1) мультимедийная аппаратура (компьютер, проектор, экран);
2) видео презентация «Сказочные памятники Томска»;
3) выставка творческих работ и рисунков по сказкам: «Три медведя», «Лягушка-путешественница», «Золушка», «Волшебник Изумрудного города»;
4) «сказочный конструктор» (пазлы по сказкам для сборки по образцу);
5) речевые карточки (названия сказок для соотнесения с изображением памятника);
6) игрушки, соответствующие названиям сказок: Мишка, Лягушка-путешественница, Золушка,
Цель: создание условий для всестороннего развития детей с нарушениями сенсорной сферы (слуха) по различным направлениям (интеллектуально-познавательному, социально-коммуникативному, предметно-историческому, нравственно-культурному).
Задачи образовательные:
закрепить у детей знания об одном из жанров фольклора - народной сказке;
пополнить литературный багаж с помощью сказок, загадок.
Задачи развивающие:
формировать умение слушать, отвечать на поставленные вопросы с опорой на наглядность;
учить грамотно, выразительно излагать свою мысль, речь;
активизировать и стимулировать с помощью наглядности память, внимание, воображение.
Задачи воспитательные:
проявление дружелюбного отношения друг к другу, чувства товарищества и взаимовыручки;
воспитывать уважение к сказкам, историческому наследию малой Родины.
Ход: (Под музыку «В гостях у сказки», дети заходят в класс)
Учитель приглашает детей (Далее У.).
Встаньте дети, встаньте в круг, ты мой друг, и я твой друг.
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Руки выше мы поднимем, солнышко руками примем,
Ох, у солнышка лучи очень, очень горячи! (Дети повторяют движения за учителем).
У.: - Ребята, а вы любите сказки?
Дети (Далее Д.) - Да.
У.: - Любят сказки все на свете, любят взрослые и дети,
Любят слушать и смотреть, сказки могут душу греть.
В давние, давние времена люди не умели ни писать, ни читать. И чтобы повеселить своих малышей, взрослые стали для них придумывать сказки, прибаутки, потешки, маленькие рассказы. Малыши подрастали, становились совсем взрослыми, создавали семьи и своим деткам рассказывали, передавали сказки, прибаутки, потешки «из уст в уста». Вот так эти сказки, рассказы, прибаутки, шутки дошли до наших дней.
Квест-игра «Сказочные памятники Томска»
(2 слайд)
У.: - Приглашаю в сказку. Послушайте загадку (автор: Марина Блинникова)
Маша в лес пошла с лукошком. Заблудилась там немножко.
На избушку набрела, кашу съела, спать легла.
А хозяевами снеди (еды) оказались … (Три медведя).
В какую сказку вы попали?
Д.: - «Три медведя».
У.: - Ребята, вспомните, какие герои живут в этой сказке?
(3 слайд)
С опорой на слайд дети прочитывают и проговаривают названия героев сказки.
Д.: - Папа-медведь – Михаил Иваныч, мама-медведица – Настасья Петровна,
сынок – Мишутка.
У.: - Ребята, вспомните, а кто побывал в гостях у медведей?
(4 слайд)
Д.: - Машенька.
У.: - Почему маленький Мишутка расстроился? (Произвольные ответы детей).
(5 слайд)
У.: Ребята, в честь сказки «Три медведя», в нашем городе Томске была установлена скульптурная композиция «Три медведя» у гостиницы «Томск».
Деревянный памятник трём медведям был установлен в пятницу, 30 мая 1914 года. Скульптурная композиция представляет из себя беседку, под которой укрылись 3 медведя: один постарше – это папа-медведь, медведица и медвежонок с транспарантом. Взрослые медведи держат в руке по лампе. Автор скульптурной композиции председатель Томского союза резчиков по дереву Владимир Рубин (Показ портрета). (Считывание с речевой карточки, хоровое проговаривание фамилии и имени автора памятника).
(6 слайд)
У.: Ребята, послушайте загадку. Скачет, скачет по траве, а глаза на голове, скользкая и мокрая, зелёная квакушка, а зовут её – …(Лягушка)
(7 слайд)
У.: - Вам знакома эта сказка. Вспомните главных героев.
Д.: - Утки, лягушка.
У.: - А какая была лягушка? (При затруднении, дети считывают характерологические качества лягушки с речевой карточки).
(8 слайд)
У.: - Ребята, посмотрите, это памятник лягушке-путешественнице. 27 сентября 2013 года в Томске установили самый маленький в мире памятник - памятник лягушке-путешественнице. Бронзовый памятник земноводному высотой всего 44 мм установили возле гостиницы «Томск» (Кирова, 65). Автор мини-скульптуры – Олег Кислицкий (Показ портрета), известный томичам по памятнику домашним тапочкам, решил таким образом отметить заслуги томских путешественников. На памятнике надпись: «Памятник лягушке-путешественнице, самый маленький памятник в мире».
У.: - Ребята, послушайте загадку.
Вы знаете девушку эту, она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила, не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола. А звали красавицу … (Золушка).
(9 слайд)
У.: - Приглашаю в сказку «Золушка». В этой сказке очень много героев. Давайте их вспомним.
Д.: - Золушка, мачеха, фея, король, принц, сестры (При затруднении считывают с речевых карточек).
(10 слайд)
У.: - Ребята, золушка была какая? Кто помог Золушке? Что делала мачеха? Почему Золушка убежала от принца? Что делал принц? (Произвольные ответы. При затруднении считывают речевой материал с карточек).
(11 слайд)
У.: - Ребята, а кто является главной героиней этой сказки?
Д.: - Золушка.
У.: - Как называются эти предметы?
Д.: - Карета, туфелька (При правильном ответе, на экране отображаются слова).
(12 слайд)
У.: - Ребята, посмотрите, в нашем городе поставлен красивый памятник. Это необычная кованая скульптура принца из сказки «Золушка» появилась в центре Томска шестого сентября 2019 года. На изготовление необычной композиции у мастера ушло около шести месяцев. Автор работы – томский кузнец Владимир Кудряшов (Показ портрета). Скульптура была выставлена на «Празднике топора», а после автор решил установить её на территории колледжа.
(13 слайд)
У.: У меня для вас, ребята, ещё есть одна загадка Веры Аношиной. Послушайте её.
Ветер сильный, ураган превратил вокруг всё в хлам.
Домик он унёс с собой к ведьме страшной, очень злой.
Двое в домике летели – пёс
... (ТОТОШКА) вместе с ... (ЭЛЛИ).
Д.: - Волшебник Изумрудного города.
У.: - Про Тотошку и Эли вы загадку отгадали, молодцы! А какие герои ещё вам встретились в этой сказке? (Произвольные ответы детей).
(14 слайд)
У.: - Давайте вместе вспомним всех героев этой сказки.
Д.: - Волшебница Стелла, девочка Элли, Тотошка, Страшила, Железный дровосек, Гудвин, лев.
У.: - Какую характеристику вы можете дать льву. Какой был лев? Что хотел найти в чужой стране Железный дровосек? А Страшила? (Произвольные ответы детей).
(15 слайд)
У.: - Ребята, посмотрите, перед вами герои сказки «Волшебник Изумрудного города». Вспомните, что каждый из этих героев хотел получить от Гудвина? (При правильном ответе на экране отображаются слова).
(16 слайд)
У.: - 31 мая 2014 года напротив входа в торговый центр «Изумрудный город» открыт новый памятник, который имеет для томичей особое значение – памятник героям сказки «Волшебник Изумрудного города». Автор знаменитого произведения Александр Волков жил и учился в Томске (с 1907 по 1910 гг). Мало кто знает, что как личность и педагог он сформировался именно здесь, и томский след в его текстах чрезвычайно отчетлив.
Посмотрите, главные герои сказки запечатлены в бронзе: на спине Льва сидят Элли и Страшила, рядом стоит Железный Дровосек, впереди – Тотошка. Персонажи словно выходят в мир из раскрытой книги, из которой начинается дорога, вымощенная жёлтым кирпичом и ведущая к входу в торговый центр. Высота скульптуры 2,48 метра, вес – около 1,5 тонны.
На торжественном открытии в Томск приехали автор скульптурной композиции – словацкий скульптор Мартин Пала (Показ портрета), а также внучка Александра Волкова Калерия Вивиановна. Она рассказала, что Александр Волков часто вспоминал о Томске и хотел вернуться в город своей юности.
(17 слайд)
У.: - Предлагаю вам угадать названия памятников (При правильном ответе на экране отображаются слова).
А теперь поиграем. В классе спрятались герои из сказок: Мишутка, Золушка, Лягушка и девочка Элли. Найдите их (Под весёлую музыку дети ищут героев сказок).
(18 слайд)
У.: -
Ребята, а я хочу подарить каждому вот такое красивое сердце. Вот такое
замечательное сердце получил Железный дровосек. Берегите его. Все сегодня
отлично поработали. Вы молодцы! До следующей встречи! Спасибо вам за работу.
(Группа детей переходит на следующую станцию, а 5-ая станция встречает новую
группу детей. В каждой группе не более 7-ми человек).
Интернет-источники
1. https://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/1716-detyam-zagadki-o-skazke-tri-medvedya.html
2. https://aromatyschastya.ru/zagadki-pro-lyagushku
3. https://po-ymy.ru/zagadki-dlya-detej-pro-zolushku.html
4. https://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/642-detyam-zagadki-o-geroyakh-skazki-volshebnik-izumrudnogo-goroda.html
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.