ЛАБОРАТОРИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Оценка 4.7

ЛАБОРАТОРИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Оценка 4.7
docx
03.12.2022
ЛАБОРАТОРИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
19.docx

ЛАБОРАТОРИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Лаборатория коррекционно-педагогического мастерства В настоящее время в системе образования большое внимание уделяется процессу обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность данного процесса во многом зависит от условий и особенностей организации психолого-педагогического сопровождения детей указанной категории в дошкольном возрасте. Дошкольники с нарушениями речи – одна из наиболее часто встречающихся категорий среди детской популяции. Уровень их речевого развития характеризуется нарушением произносительной стороны речи, ограничением словарного запаса, стойким аграмматизмом, несформированностью навыка связного диалогического и монологического высказывания, снижением потребности в общении [2,с.92] Кроме того, недоразвитие или поражение речевой системы приводит к возникновению ряда вторичных отклонений: ограниченность сенсорных, временных и пространственных представлений, недостатки памяти, целенаправленности и концентрации внимания, снижения уровня обобщений, недостаточное развитие умения строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи [3,c.184]. О.В. Горбунова пишет, что у детей с речевыми расстройствами отмечаются также отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, неуверенность в себе, замкнутость, негативизм, повышенная раздражительность, обидчивость, агрессивность, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками [1]. Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями направлено на преодоление или на минимизацию существующих ограничений жизнедеятельности у детей указанной категории, создание условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Использование различных форм и методов работы помогает организовать индивидуальные и групповые занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей с тяжелыми нарушениями речи на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме. Сенсорная комната – это, своего рода, лаборатория, в которой педагог экспериментирует с различным материалом и оборудования, создавая тем самым коррекционноразвивающую среду для ребенка. Приведем примеры «экспериментов» в нашей лаборатории. Цель данных экспериментов: продемонстрировать использование одного пособия учителем-логопедом и педагогом-психологом, преодолевая недостатки у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте. Пособие «Говорящее зеркало» Артикуляционная гимнастика «Говорящее зеркало» Цель: улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз. Ход: на занятие к ребенку приходит его любимый герой. Учитель-логопед заранее записывает от лица героя на зеркало инструкцию для артикуляционной гимнастики. Уже на самом занятии педагог спрашивает у ребенка для чего же нам нужна артикуляционная гимнастика, уточняет, что артикуляционную гимнастику мы должны выполнять перед зеркалом. Учитель-логопед включает зеркало и поясняет, что ребенку поможет выполнять артикуляционную гимнастику его любимый герой, а также предлагает совместно выполнить гимнастику для наглядности ребенка и более точного выполнения артикуляционных упражнений. Артикуляционная гимнастика становится довольно скучным занятием, если выполнять одни и те же упражнения каждый день, особенно, если работа над каким-то звуком затягивается. «Волшебное зеркало Цель: снять напряжение, преодолеть тревожно-фобических реакции, повысить самооценку. Ход: детям предлагается нарисовать свой самый страшный страх с помощью красок, а потом смыть. Затем ребенку необходимо создать рисунок (или серию рисунков), изображающего его смелым, и сфотографировать (распечатать и оставить на память). В процессе обсуждения упражнения педагог задает вопросы: «Что было легко, а что трудно?», «Какие эмоции тебе больше понравились?» Пособие «Стрелки» Автоматизация звуков в слогах «Стрелки». Цель: автоматизировать звук [с] в прямых слогах. Ход: учитель-логопед предлагает ребенку ознакомиться с игровым полем, уточняет, что слева находятся стрелки с красным, синим, зеленым цветами, предлагает запомнить, какая стрелка какой цвет обозначает. Также, педагог дает инструкцию, что на синий цвет нужно произносить слог «са», на зеленый «со», на красный «су». Ребенок заполняет ряды по очереди. Ищет стрелку в заполняемом ряду, выбирает тот цвет камня, который соответствует стрелке и кладет камень рядом с ней. Произносит слог, соответствующий инструкции. «Я еду на машине» Цель: учить передвигать предмет на плоскости, ориентируясь по словесным указаниям педагога. Ход: педагог-психолог предлагает ребенку рассмотреть лист бумаги со стрелками и цветными машинами. По команде красная (жёлтая, синяя) машина едет «налево» или «направо», играющий поворачивает в соответствующую сторону и останавливается, ждёт следующей команды. После ребенок рассказывает, в каком направлении двигалась красная (жёлтая, синяя). Пособие «Фонарик» Автоматизация звуков в словах «Сокровища». Цель: автоматизировать звук [с] в словах. Развивать длительный, плавный выдох. Ход: учитель-логопед перед занятием закапывает мешки в песок тонким слоем на световом столе. Свет выключен. Уже на самом занятии педагог рассказывает ребенку, что мы отправляемся на поиски сокровища, но, чтобы сокровища найти, нужно произвести раскопки. Но не все так просто! Нужно очистить сокровища от песка не руками, а сдуть его. Ребенок сдувает песок, и называет, что он видит. Учитель-логопед говорит о том, что мешки волшебные, потому что сокровища, которые там спрятаны, видны только со светом. Педагог включает световой стол и просит ребенка назвать, что спрятано в мешках. «Съедобное – несъедобное» Цель: развивать способность концентрировать внимание, логически мыслить, улучшать зрительное восприятие и моторику пальцев рук. Ход: педагог-психолог выкладывает на световом столе карточки хомяков с «секретом», в животиках которых съедобные-несъедобные предметы. После того, как включим световой стол, ребёнок должен взять картинку с хомячком, который съел съедобное. Карточки жестов Автоматизация звуков «Фруктовые дольки». Цель: автоматизировать звук. Ход: учитель-логопед раскладывает коврики-дольки, кладет слева и справа от коврика карточки-жесты, дает инструкцию ребенку. Ребенок выполняет инструкцию логопеда: наступает на дольку, повторяя слог с автоматизированным звуком, выстраивает жесты на левой и правой руке, которые изображены на карточках. Выполнив последовательность действий, ребенок перепрыгивает на следующую дольку. «Кулак-ребро-ладонь» Цель: развивать межполушарное взаимодействие, произвольность и самоконтроль. Ход: педагог-психолог показывает ребёнку три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет движения вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении педагог использует карточки. Пособие «Цветные коробочки» Игра на слоговую структуру слова «Цветные коробочки». Цель: развивать умение правильно называть трехсложные слова. Ход: учитель-логопед предлагает ребенку выбрать машину, на которой он хочет отправиться в путешествие по городу в поисках клада. Педагог уточняет, что под каждым деревом или кустом спрятаны клады-фишки. Ребенок выполняет инструкцию учителялогопеда: находя фишки, называет правильно слова на них и сортирует по коробкам в соответствии с цветом. «Цветные коробочки» Цель: развивать зрительное восприятие. Ход: педагог-психолог выкладывает на стол планшет, где изображены разноцветные коробочки, демонстрируя и называя ребёнку: «Эта коробка красного цвета, эта жёлтая» и так далее. Далее педагог предлагает подобрать к ним карточки такого же цвета. Таким образом, использование разнообразных приемов при организации психологопедагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи способствуют эффективному преодолению нарушений в речевом и психическом развитии воспитанников. Изучайте, творите, экспериментируйте, и результат не заставит вас долго ждать! Библиографический список 1. Горбунова О.В. Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями средствами оздоровительной аэробики: автореф. дис. канд. пед. наук. Хабаровск, 2008. – 181 с. 2. Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями: учебное пособие / Г.В. Бабина, Л.А. Головчиц, А.В. Кроткова и др., под ред. Л.А. Головчиц, - Москва: МГПУ, 2019. 288 с. 3. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 304 с. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ Бочкарёва Елена Михайловна, воспитатель логопедической группы Дементьева Елена Сергеевна, учитель-логопед МАОУ «СШ № 2 г. Валдай Новгородская область» ДО «Солнышко» Библиографическое описание: Бочкарёва Е.М., Дементьева Е.С. Нетрадиционн


 

ЛАБОРАТОРИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ЛАБОРАТОРИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

Артикуляционная гимнастика «Говорящее зеркало»

Артикуляционная гимнастика «Говорящее зеркало»

Но не все так просто! Нужно очистить сокровища от песка не руками, а сдуть его

Но не все так просто! Нужно очистить сокровища от песка не руками, а сдуть его

Хабаровск, 2008. – 181 с. 2. Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями: учебное пособие /

Хабаровск, 2008. – 181 с. 2. Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями: учебное пособие /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2022