ЗАДАЧИ:
1. Пирамида выточена из дерева целиком. Найти её высоту. Есть листы бумаги и карандаш, линейка. (Пирамида, бумага, карандаш, линейка)
Решение: Можно обвести основание пирамиды и одну боковую грань карандашом на бумажном листе, затем соединить вершину боковой грани с точкой пересечения диагоналей основания. Тогда можно с помощью линейки измерить гипотенузу и катет прямоугольного треугольника, а затем посчитать его другой катет, который является высотой.
Другой вариант решения задачи – построить прямоугольный треугольник с заданными длинами катета и гипотенузы, измерить второй катет.
2. Дан аквариум, наполненный водой (круглой формы). Также даны прямоугольный треугольник (небольшой) и две линейки. Предлагается измерить диаметр аквариума (банки). (Аквариум, треугольник, 2 линейки, бумага для расчётов)
Задача может быть переформулирована таким образом: необходимо измерить диаметр большой железной банки круглой формы.
Идея решения – вписанный прямой угол опирается на диаметр окружности. Прикладываем прямоугольный треугольник к окружности вершиной прямого угла; к сторонам, образующим прямой угол, прикладываем линейки; фиксируем точки пересечения этих линеек с окружностью (есть карандашик). Затем выполняем предписанное – измеряем диаметр или проводим аналогично ещё один диаметр и получаем центр окружности (точка пересечения диаметров).
3. Дана верёвка с 13 завязанными на ней узелками на равном расстоянии друг от друга и колышки. Задание: построить на земле прямой угол.
(Верёвка с 13 завязанными на ней узелками, 4 колышка)
Известен египетский треугольник – треугольник с длинами сторон 3, 4, 5. Складываем: 3 + 4 + 5 = 12. На прямой 13 точек задают 12 отрезков. Значит, в нашем распоряжении 12 равных отрезков и можно, растянув верёвку с помощью колышков так, чтобы одна сторона треугольника была равна 3, вторая – 4, третья – 5 отрезкам, получить прямой угол. Собственно, именно так действовали древние египтяне...
4. Задачи на нахождение самого короткого пути по поверхности куба из бумаги от одной точки к другой (например, от середины ребра АА1 до вершины С1.
(Бумажная большая развёртка куба, измерительные инструменты)
Бумажная развёртка в идеале собрана в куб. Идея решения – догадаться развернуть её и «положить» грани куба в одну плоскость. Тогда кратчайший путь – отрезок от одной намеченной точки до другой. А затем снова сворачиваем развёртку. Путь начерчен.
5. Даны три одинаковых кирпича (из бумаги) и линейка достаточной длины. Задача – измерить линейкой (а не вычислить) диагональ кирпича. (три одинаковых кирпича (из бумаги) и линейка)
Кирпичи можно расположить так, что диагональ «выйдет» наружу, и можно будет её измерить, приложив линейку.
6. Составить из 6 палочек одинаковой длины 4 равных треугольника.
(6 палочек одинаковой длины)
Необходима догадка о том, что эта задача не плоскостная – ответом служит модель правильного тетраэдра.
7. Необходимо придумать способ перебраться на противоположную сторону круглой канавы диаметром 1 м, если имеются две доски длиной ¾ метра.
( на полу начерчен круг диаметром 1 м, две фанерки длиной ¾ м)
Этот случай описан в тренировке к сезону 1.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.