Лабораторная работа № 5 «Составление штатного расписания хозрасчетной больницы»
Оценка 4.6

Лабораторная работа № 5 «Составление штатного расписания хозрасчетной больницы»

Оценка 4.6
docx
11.11.2021
Лабораторная  работа № 5 «Составление штатного расписания хозрасчетной больницы»
Л2-00710.docx

Лабораторная  работа № 5

«Составление штатного расписания хозрасчетной больницы»

 

Цели работы:

-         научиться использовать электронные таблицы для автоматизации  расчетов;

-         закрепить приобретенные навыки по заполнению, форматированию и печати таблиц.

Постановка задачи

Заведующий хозрасчетной больницей должен составить штатное расписание, то есть определить, сколько сотрудников, на каких должностях и с каким окладом он должен принять на работу. Общий месячный фонд зарплаты составляет $ 10000.

Построим модель решения этой задачи.

Поясним, что является исходными данными. Казалось бы, ничего не дано, кроме общего фонда заработной платы. Однако заведующему больницей известно больше: он знает, что для нормальной работы больницы нужно 5-7 санитарок, 8-10 медсестер, 10-12 врачей, 1 заведующий аптекой, 3 заведующих отделениями, 1 главный врач, 1 заведующий хозяйством, 1 заведующий больницей. На некоторых должностях число людей может меняться. Например, зная, что найти санитарок трудно, руководитель может принять решение о сокращении числа санитарок, чтобы увеличить оклад каждой из них.

Итак, заведующий принимает следующую модель задачи. За основу берется оклад санитарки, а все остальные вычисляются исходя из него: во сколько-то раз или на сколько-то больше. Говоря математическим языком, каждый оклад является линейной функцией от оклада санитарки: A*C+B, где C - оклад санитарки; A и B - коэффициенты, которые для каждой должности определяются решением совета трудового коллектива.

Допустим, совет решил, что:

q  медсестра должна получать в 1,5 раза больше санитарки (A=1.5, B=0 );

q  врач - в 3 раза больше санитарки (B=0, A=3);

q  заведующий отделением - на $30 больше, чем врач (A=3, B=30);

q  заведующий аптекой - в 2 раза больше санитарки (A=2, B=0);

q  заведующий хозяйством - на $40 больше медсестры (A=1.5, B= 40);

q  главный врач - в 4 раза больше санитарки  (A=4, B=0);

q  заведующий больницей - на $20 больше главного врача (A=4, B=20).

Задав количество человек на каждой должности, можно составить уравнение:

N1*(A1*C+B1)+N2*(A2*C+B2)+...+N8*(A8*C+B8)=10000, где N1- количество санитарок; N2 - количество медсестер и т. д.

В этом уравнении нам известны A1... A8 и B1... B8, а неизвестны C и N1... N8.

Ясно, что решить такое уравнение известными методами не удастся, да и единственно верного решения нет. Остается  решать уравнение путем подбора. Взяв первоначально какие-либо приемлимые значения неизвестных, подсчитаем суммы. Если эта сумма равна фонду заработной платы, то нам повезло. Если фонд заработной платы превышен, то можно снизить оклад санитарки либо отказаться от услуг какого-либо работника и т.д.

Проделать такую работу трудно. Но вам поможет электронная таблица.

 

 

 


Рис. 5. 1.

 

 

Ход работы

1.     Отведите для каждой должности одну строку и запишите названия должностей в столбец A (см. рис. 5. 1 - пример заполнения таблицы).

2.     В столбцах B и C укажите соответственно коэффициенты A и B.

3.     В ячейку H5 занесите заработную плату санитарки (в формате с фиксированной точкой и двумя знаками после нее).

4.     В столбце D вычислите заработную плату для каждой должности по формуле A* C+B.

Обратите внимание! Этот столбец должен заполняться формулами с использованием абсолютной ссылки на ячейку H5, в которой указана зарплата санитарки. Изменение содержимого этой ячейки должно приводить к изменению содержимого всего столбца D и пересчету всей таблицы.

5.     В столбце E укажите количество сотрудников на соответствующих должностях в соответствии со штатным расписанием.

6.     В столбце F вычислите заработную плату всех рабочих данной должности. Тогда сумма элементов столбца F даст суммарный фонд заработной платы.

Данные в столбцах D, F должны быть представлены в формате с фиксированной точкой и двумя знаками после нее.

7.   Если расчетный фонд заработной платы не равен заданному, то внесите изменения в зарплату санитарки или меняйте количество сотрудников в пределах  штатного расписания, затем осуществляйте перерасчет - до тех пор, пока сумма не будет равна заданному фонду.

8.   Сохраните таблицу в личной папке под именем  раб_3. xls.

9.     После получения удовлетворительного результата отредактируйте таблицу.

См. рис. 5.2 - пример оформления штатного расписания больницы без подобранных числовых значений.

9. 1. Оставьте видимыми столбцы A, D, E, F.

Столбцы B, C можно скрыть, воспользовавшись пунктом меню Формат, столбец, Скрыть.

 


Рис. 5. 2

 

9. 2. Дайте заголовок таблице «Штатное расписание хозрасчетной таблицы» и подзаголовок «зав. больницей Петров И. С. ».

         9. 3. Оформите таблицу, используя авто форматирование. Для этого:

·    
выделите всю таблицу, включая заголовки;

Рис. 5. 3.

·     выберите пункт меню Формат, Автоформат (см. рис. 5. 3);

·     выберите удовлетворяющий вас формат.

10. Сохраните отредактированную таблицу в личной папке под именем

раб_3. xls.

11.                 Предъявите преподавателю:    файл  раб_3. xls..

Лабораторная работа №6

«Знакомство с графическими возможностями Excel»

Цели работы:

§  научиться строить графики;

§  освоить основные приемы редактирования и оформления диаграмм;

§  научиться распечатывать диаграммы.

 

Задача

Построить графики функций y1 = x2 - 1, y2 = x2 + 1, y = 10 * (y1/y2) по данным лабораторной работы №3.

Построение графиков

Для построения обыкновенных графиков функций y = f(x) используется тип диаграммы ХУ – график с точечными маркерами. Эта возможность используется для проведения сравнительного анализа значений У при одних и тех же значениях Х, а также для графического решения систем уравнений с двумя переменными.

Воспользуемся таблицей, созданной в лабораторной работе №3. На одной диаграмме построим три совмещенных графика: y1 = x2 -1, y2 = x2 + 1, y = 10*(y1/y2).

Задание 1. Загрузите файл раб_2.xls (см. рис. 6. 1.).


Рис. 6. 1.

 

Задание 2. Снимите защиту с листа.

Задание 3. Переместите вспомогательную таблицу под основную, начиная с ячейки В27.

Задание 4. Щелкните по кнопке Мастер диаграмм и выберите на вкладке Стандартные, Тип: График, Вид: График с маркерами, помечающими точки данных. (см. рис. 6. 2.)


Рис. 6. 2.

Задание 5. Постройте график по шагам, для этого надо щелкнуть по кнопке Далее..


Рис. 6. 3.

5.1. На 2-м шаге укажите ячейки D3:F24 (см. рис. 6. 3.)

Обратите внимание, что указываются 3 столбца (3 ряда у-значений), так как мы хотим построить 3 совмещенных графика. Для построения одного графика необходим 1 столбец у-значений.

5.2. На 3-м шаге  вид диалогового окна представлен на рис. 6. 4.


Рис. 6. 4.

5.3. На 4-м шаге выберите размещение диаграммы на имеющемся Листе1 и щелкните по кнопке Готово (см. рис. 6. 5.)


Рис. 6. 5.

В результате этих действий экран примет вид рис. 6. 6.


Рис. 6. 6.

 

5.4. Теперь надо исправить неправильный образец диаграмм.

Для этого выполните команду Диаграмма, Параметры диаграммы, Заголовки, где добавьте название   диаграммы «Совмещенные графики». Укажите  название по оси Х - «х», название по оси У - «у» (см. рис. 6. 7.)


Рис. 6. 7.

Для того чтобы получить график, представленный на рис. 6. 8., его необходимо отредактировать.


Рис. 6. 8.

 

Задание 6. Самостоятельно отформатируйте область построения диаграммы подобно рис. 6. 8. Для этого используйте команды пункта меню Диаграмма.

 

 

 

Задание 7. Сохраните файл под новым именем раб_4.xls.

Задание 8. Подготовьте таблицу и график к печати: выберите альбомную  ориентацию.

Задание 9. Распечатайте таблицу и график на одном листе.

Задание 10. Подведите итоги.

 

Проверьте:

-         знаете ли вы, что такое  Мастер диаграмм;

-         умеете ли вы: строить одиночный график; строить совмещенные графики; редактировать область диаграмм.

Если нет, то еще раз внимательно перечитайте соответствующие разделы работы.

Предъявите преподавателю:

-         файл раб_4.xls на экране и на рабочем диске в личном каталоге;

-         распечатанные на одном листе таблицу и график.

 

 


 

Лабораторная работа № 5 «Составление штатного расписания хозрасчетной больницы»

Лабораторная работа № 5 «Составление штатного расписания хозрасчетной больницы»

Взяв первоначально какие-либо приемлимые значения неизвестных, подсчитаем суммы

Взяв первоначально какие-либо приемлимые значения неизвестных, подсчитаем суммы

В столбце E укажите количество сотрудников на соответствующих должностях в соответствии со штатным расписанием

В столбце E укажите количество сотрудников на соответствующих должностях в соответствии со штатным расписанием

Рис. 5. 3. · выберите пункт меню

Рис. 5. 3. · выберите пункт меню

Рис. 6. 1. Задание 2. Снимите защиту с листа

Рис. 6. 1. Задание 2. Снимите защиту с листа

Рис. 6. 2. Задание 5. Постройте график по шагам, для этого надо щелкнуть по кнопке

Рис. 6. 2. Задание 5. Постройте график по шагам, для этого надо щелкнуть по кнопке

Обратите внимание, что указываются 3 столбца (3 ряда у-значений), так как мы хотим построить 3 совмещенных графика

Обратите внимание, что указываются 3 столбца (3 ряда у-значений), так как мы хотим построить 3 совмещенных графика

Рис. 6. 6. 5.4. Теперь надо исправить неправильный образец диаграмм

Рис. 6. 6. 5.4. Теперь надо исправить неправильный образец диаграмм

Рис. 6. 7. Для того чтобы получить график, представленный на рис

Рис. 6. 7. Для того чтобы получить график, представленный на рис

Задание 7. Сохраните файл под новым именем раб_4

Задание 7. Сохраните файл под новым именем раб_4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2021