Лабораторная работа по дисциплине Базы данных

  • doc
  • 03.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Lab2.doc

 

Практическая работа №2

*включает 5 заданий*

 

 

 

 

Редактирование и модификация таблиц БД в СУБД MS Access.

 

 

 

Цель: изучение ИТ редактирования и модификации таблиц в MS Access 2003.

 

 

 

;)

/// Пожалуйста, после окончания работы не забудьте выключить ПК

и привести рабочее место в порядок. \\\

FOR THOSE WHO doNT understand по-RU.

/// Please, after working shut down the system correctly & set to rights. \\\

(;

 

 


Задание 1.1. Произвести модификацию таблицы Сотрудники фирмы.

 

Порядок работы

 

1. Запустите СУБД Microsoft Access, создайте новую БД и импортируйте таблицу Сотрудники фирмы из БД Lab1.mdb (Файл/Внешние данные/Импорт). Откройте таблицу Сотрудники фирмы.

 

2. Произведите редактирование данных:

 

ü  удалите восьмую запись. Для этого выделите запись нажатием на кнопку слева от записи и воспользуйтесь командой Правка/Удалить запись или командой Удалить запись контекстного меню, вызываемого правой кнопкой мыши. При удалении программа попросит под­тверждение на удаление (рис. 1.1). Дайте подтверждение удаления кнопкой Да.

 

 

Рис. 1.1. Подтверждение удаления записи в таблице БД.

 

ü  в первой записи измените фамилию на Арбенин,

 

ü  введите новую запись в Режиме таблицы с фамилией Роко­тов;

 

ü  введите новую запись в режиме Ввод данных (команда Записи/Ввод данных) с фамилией Григорьев; обратите внимание, как из­менился вид экрана с использованием фильтрации в режиме Ввод данных;

 

ü  снимите фильтр и выведите на экран все записи командой Записи/Удалить фильтр;

 

ü  переместите первую запись в конец таблицы (выделите пер­вую запись и воспользуйтесь командой Правка/Вырезать, далее выделите очередную свободную строку записи и воспользуйтесь командой Правка/Вставить; если вы выполнили все правильно, то записи с номером 1 после этой операции не будет);

 

ü  скопируйте запись с фамилией Рокотов на вторую и измените в ней имя и должность;

 

ü  проверьте правильность изменений БД: должны быть записи с номерами со 2 по 7 и с 9 по 13. Примерный вид экрана представ­лен на рис. 1.2.

 

 

Рис. 1.2. Вид таблицы Сотрудники фирмы после редактирования.

 

3.  Проведите сортировку данных по полю Фамилия в порядке убывания (выделите соответствующее поле Фамилия нажатием на его название и выберите команду Записи/Сортировка/Сортировка по убыванию) (рис. 1.3).

Аналогично проведите сортировку данных по полю Дата найма в порядке возрастания.

 

 

Рис. 1.3. Сортировка полей таблицы БД.

 

4.  Проведите поиск всех записей с фамилией Рокотов, для это­го установите курсор или выделите необходимое поле Фамилия и выберите команду Правка/Найти (рис. 1.4).

 

 

Рис. 1.4. Поиск записей по образцу.

 

7.  Войдите в меню Справка, ознакомьтесь с темой Добавление поля в таблицу (рис. 1.5).

 

 

Рис. 1.5. Раздел справки Добавление поля в таблицу.

 

8. Добавьте в таблицу Сотрудники фирмы перед полем При­мечание новые поля:

 

ü  Ставка, Премия, Зарплата.

 

Для этого сде­лайте текущим или выделите поле Примечание и выберите ко­манду Вставка/Столбец. Присвойте созданным полям соответству­ющие имена.

 

9.  Перейдите в режим Конструктор (Вид/Конструктор) и про­верьте, а при необходимости измените типы данных созданных полей (созданные поля должны иметь числовой или денежный тип данных). Вернитесь в Режим таблицы (Вид/Режим таблицы).

 

10.  Заполните поле Ставка числовыми данными. Для коррект­ной дальнейшей работы наберите несколько ставок со значения­ми в интервале 5000...6000 р.

Примечание. Для удобства работы некоторые поля можно скрыть командой Формат/Скрыть столбцы, для вызова скрытых столбцов воспользуйтесь командой Формат/Отобразить столбцы.

 

11. Сохраните изменения в таблице.

 


Задание 1.2. Произвести расчеты значений Премии и Зар­платы в таблице Сотрудники фирмы. Премия составляет 27 % от Ставки, а Зарплата рассчитывается как сумма полей Премия и Ставка.

 

Порядок работы

 

1. Откройте таблицу Сотрудники фирмы.

 

2.  Используя меню Справка, изучите материал по теме Изме­нение группы записей для обновления данных с использованием бланка запроса (рис. 1.6).

 

 

Рис. 1.6. Раздел справки Создание запроса на обновление записей.

 

3. Для заполнения полей Премия и Зарплата выберите объект — Запросы, вызовите бланк запроса командой Создать/Конструктор.

 

Краткая справка. Бланк запроса — это бланк, предна­значенный для определения запроса или фильтра в режиме Конструктор запроса или в окне Расширенный фильтр. В предыдущих версиях использовался термин Бланк запроса по образцу (QBE).

В открывшемся диалоговом окне Добавление таблицы выберите таблицу Сотрудники фирмы, нажмите кнопку Добавить и за­кройте это окно (рис. 1.7), при этом к бланку запроса добавится список полей таблицы Сотрудники фирмы (рис. 1.8). По умол­чанию откроется бланк запроса на выборку.

 

 

Рис. 1.7. Добавление списка полей таблицы Сотрудники фирмы.

 

 

Рис. 1.8. Бланк запроса на выборку.

Краткая справка. Список полей (в форме и отчете) — окно небольшого размера, содержащее список всех полей в базовом источнике записей.

 

В Microsoft Access имеется возмож­ность отобразить список полей в режиме Конструктор форм, отче­тов и запросов, а также в окне Схема данных.

 

4. В меню Запрос выберите команду Обновление (рис. 1.9). Обра­тите внимание на изменения в бланке запроса (Сортировка из­менилась на Обновление).

 

 

Рис. 1.9. Выбор запроса на обновление.

 

5.  Из списка полей в бланк запроса перетащите поля, которые нужно обновить:

ü  Премия и Зарплата, в строке Обновление вве­дите расчетные формулы сначала для заполнения поля Премия, а затем — поля Зарплата;

 

Премия составляет 27 % от Ставки, а Зарп­лата рассчитывается как сумма полей Премия и Ставка.

 

Для расчета Премии в строке Обновление наберите — [Ставка]*0,27;

 

Для расчета Зарплаты наберите — [Премия] + [Ставка] (рис. 1.10).

 

Рис. 1.10. Бланк запроса для расчета полей Премия и Зарплата.

 

Сохраните запрос под именем Премия и Зарплата (рис. 1.11).

 

 

Рис. 1.11. Указание имени запроса при сохранении.

 

6.  Проведите обновление по запросу, для чего дважды запустите на исполнение запрос на обновление Премия и Зарплата. При этом подтвердите выполнение запроса кнопкой Да в открываю­щемся диалоговом окне (рис. 1.12).

 

 

Рис. 1.12. Окно подтверждения выполнения запроса на обновление.

 

7. Откройте таблицу Сотрудники фирмы и проверьте правиль­ность расчетов. Если все сделано правильно, то поля Премия и Зар­плата будут заполнены рассчитанными результатами (рис. 1.13).

 

 

Рис. 1.13. Вид таблицы Сотрудники фирмы после выполнения запроса на обновление.

 

8. Измените последовательность полей:

ü  поле Примечание помес­тите перед полем Ставка (выделить поле Примечание и удерживая левую кнопку мыши перетащить поле на новое место, рис. 1.14.).

 

 

Рис. 1.14. Поле Примечание, размещенное перед полем Ставка.

 

9. Сохраните изменения в таблице.

 


Задание 1.3. Создать копию таблицы Сотрудники фирмы. Но­вой таблице присвойте имя Филиал фирмы. Произведите изме­нения в составе полей таблиц.

 

Порядок работы

 

1. В качестве создаваемого объекта выберите Таблицы.

 

2.  Для копирования в окне базы данных установите курсор на таблицу Сотрудники фирмы и выберите команду Правка/Копи­ровать (или команду Копировать контекстного меню (рис. 1.15), а затем Правка/Вставить.

 

 

Рис. 1.15. Копирование таблицы в окне База данных.

 

В появившемся окне Вставка таблицы введите новое имя таб­лицы Филиал фирмы и выберите переключатель Структура и данные (рис. 1.16).

 

 

Рис. 1.16. Ввод имени копируемой таблицы.

 

3. Удалите часть полей в таблицах Сотрудники фирмы и Фи­лиал фирмы, а также переместите поля в них в соответствии с заданием.

 

В таблице Сотрудники фирмы должны остаться поля (рис. 1.17):

ü  Код, Фамилия, Имя, Отчество, Должность, Домашний теле­фон, Табельный номер, Дата рождения, Дата найма.

 

 

Рис. 1.17. Таблица Сотрудники фирмы.

 

В таблице Филиал фирмы должны остаться поля (рис. 1.18):

ü  Код, Фамилия, Имя, Примечание, Ставка, Премия, Зарплата.

 

 

Рис. 1.18. Таблица Филиал фирмы.

 

4. Просмотрите таблицы Сотрудники фирмы и Филиал фир­мы в режиме Предварительный просмотр.

 

5. Сохраните изменения в таблицах.


Задание 1.4. В таблице Филиал фирмы добавить новые поля Доплата и Итого. Произвести расчеты (созданием запроса на обновление) по формулам (рис. 1.19):

 

Доплата = 42 % от зарплаты

(в строке Обновление поля Доплата наберите — [Зарплата]* 0,42);

Итого = Зарплата+Доплата

(в строке Обновление поля Итого наберите — [Зарплата] + [Доплата]).

 

 

Рис. 1.19. Создание запроса на обновление.

 

Выполните созданный запрос Доплата и итого, таблица Филиал фирмы должна принять вид аналогичный рис. 1. 20.

 

 

Рис. 1.20. Вид таблицы Филиал фирмы после выполнения запроса на обновление.


Задание 1.5. В таблице Филиал фирмы произве­сти поиск фамилии Рокотов и замену ее на фамилию Столяров.

 

Краткая справка. Для поиска и замены установите курсор в поле (столбец), по которому нужно выполнять поиск, и выпол­ните команду Правка/Найти. В открывшемся окне Поиск и замена на вкладке Замена в строку Образец введите фамилию Рокотов, а на вкладке Заменить на введите Столяров и на­жмите кнопку Заменить все (рис. 1.21).

 

 

Рис. 1.21. Диалоговое окно Поиск и замена.

 

!!!

Пожалуйста, после выполнения всех заданий пригласите преподавателя.

После того как Ваша работа будет зачтена, не забудьте удалить созданные документы.

!!!