Предмет: физика.
Класс: 10
УМК: Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А.Парфентьевой. 19-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 366с.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Лабораторная работа №3 по теме «Исследование упругого и неупругого столкновений тел».
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 7
Место урока в системе уроков по теме: урок 2 из 7 уроков, отведенных на изучение раздела «Законы сохранения в механике».
Цель урока: сформулировать понятие абсолютно упругого и абсолютно неупругого удара; экспериментально подтвердить закон сохранения количества движения.
Задачи урока:
· Образовательные: способствовать формированию понятий упругого и неупругого удара; умению определять погрешности величин при их измерении.
· Развивающие: способствовать развитию у учащихся грамотной физической речи, мышления (умения обобщать и систематизировать, строить аналогии); развивать интерес к предмету; формировать умения анализировать, сравнивать (упругий и неупругий удар) и прогнозировать поведение системы тел.
· Воспитательные: способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности при выполнении записей в тетрадях, умению работать с лабораторным оборудованием.
Планируемые результаты:
· Знать смысл понятий упругого и неупругого столкновений тел, правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием; способы измерения соответствующих физических величин, способы вычисления абсолютной и относительной погрешности прямых измерений.
Техническое обеспечение урока: штатив, весы с разновесами, линейка, 2 стальных шара разной массы и 1 пластилиновый шар на длинных подвесах.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: раздаточный материал с описанием хода выполнения лабораторной работы, https://ege.sdamgia.ru/
Содержание урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент.
|
Учитель приветствует класс. Определяет готовность класса к учебным занятиям.
|
Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места к учебному занятию. |
Проверка домашнего задания |
Давайте поговорим о том, какие физические величины и понятия мы узнали на прошлом занятии. 1. Фронтальный вопрос: · Что называют импульсом тела? Импульсом силы? · Какие силы называют внешними (внутренними)? · Какую систему тел называют замкнутой? · Сформулируйте закон сохранения импульса. Каковы границы применимости данного закона? · Приведите примеры проявления закона сохранения импульса в природе и технике. · Какое движение называют реактивным?
2. Двое учащихся у доски выполняют решение заданий по раздаточному материалу (приложение 1) с последующей проверкой.
3. Заслушивание 1-2 сообщений, подготовленных учащимися.
|
Отвечают на вопросы.
Решают задачи с комментированием действий.
Зачитывают сообщения. |
Актуализация знаний.
|
Учитель задает вопрос о важности данного явления в природе и технике.
Учитель подчеркивает, что взаимодействие молекул тоже подчиняется закону сохранения импульса, и об этом пойдет речь в дальнейшем при изучении темы МКТ.
|
Учащиеся рассуждают и приводят примеры: спорт (бокс, футбол, бильярд), оружие, транспорт (аварии на дорогах), техника (забивание гвоздей, удар молота по наковальне), молекулы газов. |
Изучение нового материала. |
Демонстрация: · Столкновение стальных шаров · Столкновение стального и пластилинового шара. Вопросы: - Выполняется ли закон сохранения импульса в каждом случае? - Почему каждую из систем можно назвать замкнутой? - Чем различаются ситуации? Вводится понятие абсолютно упругого и неупругого удара. Абсолютно упругий удар – это столкновения тел, в результате которого деформация тел оказывается обратимой (т.е. исчезает после прекращения взаимодействия). На доске выполняется рисунок: Делаем вывод: в результате центрального упругого удара двух шаров одинаковой массы они обмениваются скоростями: первый шар останавливается, второй приходит в движение со скоростью, равной скорости первого шара. Абсолютно неупругий удар - столкновение двух тел, в результате которого они движутся дальше как одно целое. Обсуждается вопрос: можно ли поймать рукой летящую пулю и положить её в карман? (Важен не только правильный ответ, но и пояснения к ответу). На доске выполняется рисунок: С какой скоростью движутся после неупругого соударения два шара ( по сравнению с начальной скоростью первого шара)?
Проблемные вопросы: - При каком столкновении больше разрушений: упругом или неупругом? - Почему при упругом нецентральном соударении двух шаров одинаковой массы они всегда разлетаются под прямым углом друг к другу? |
Отвечают на вопросы.
Записывают определение, приводят примеры.
Вместе с учителем подводят итог.
Записывают определение, приводят примеры. Рассуждают.
После неупругого соударения два шара движутся как одно целое со скоростью, меньшей скорости первого шара до соударения. Высказывают свои предположения.
|
Выполнение лабораторной работы учащимися. |
Ну а теперь вам предстоит самостоятельно проверить выполнение закона сохранения импульса. Вспомним правила техники безапасности при работе с лабораторным оборудованием.
Совместное составление плана работы. |
По очереди называют основные правила работы с оборудованием. Выполнение в парах лабораторной работы по описанию (приложение 2). Каждой паре учащихся выдается свой вариант выполнения работы (для упругого или неупругого соударения).
|
Подведение итогов урока. Рефлексия. |
Ответьте на вопросы: - Чем отличается упругое столкновение от неупругого? - Чему вы научились на уроке?
Учитель подводит итоги работы, выставляет оценки.
|
Обобщают полученные знания; дают оценку своей деятельности на уроке.
|
Домашнее задание. |
· Повторить параграф 39-41 · Составить и решить 2 задачи по теме «Закон сохранения импульса и ПДД». |
Записывают домашнее задание в дневник. Знакомятся с объемом домашнего задания. Слушают комментарии учителя. Задают вопросы по выполнению домашнего задания. |
Приложение 1.
Карточка №1.
1. Два тела движутся
по взаимно перпендикулярным пересекающимся прямым, как показано
на рисунке. Модуль импульса первого тела равен 3кгм/с, а второго
тела равен 4 кг
м/с .
Чему равен модуль импульса системы этих тел после их абсолютно неупругого
удара?
2. Тело движется прямолинейно. Под действием постоянной
силы величиной 4 Н импульс тела за 2 с увеличился и стал равен 20 кгм/с. Определите первоначальный
импульс тела.
Карточка №2 (для более
подготовленного ученика).
1. По гладкой горизонтальной плоскости по осям x и y движутся две шайбы с импульсами,
равными по модулю p1 = 2 кгм/с и p2
= 3,5 кг
м/с , как показано на рисунке. После соударения вторая
шайба продолжает двигаться по оси y в прежнем направлении с импульсом,
равным по модулю p3 = 2
кг
м/с . Найдите модуль импульса первой шайбы после удара.
2. Папа, обучая девочку кататься на коньках, скользит с ней по льду со скоростью 4 м/с. В некоторый момент он аккуратно толкает девочку в направлении движения. Скорость девочки при этом возрастает до 6 м/с. Масса девочки 20 кг, а папы 80 кг. Какова скорость папы после толчка? Трение коньков о лед не учитывайте.
Приложение 2.
ХОД РАБОТЫ.
1. Определите массу двух свинцовых шаров (вариант №1) или свинцового и пластилинового шаров (вариант №2) на весах и измерьте длину их подвеса.
2. Соберите установку по рис.1
3. Отведите больший шар на 5-7см (s0) в
сторону и отпустите его, произведя центральный
удар по другому шару. Заметьте
максимальные отклонения шаров после
удара s1 и s2.
4. Определите скорости шаров до и после
удара: υ =
Рис.
1
5. Высоту подъема шара определите по максимальному отклонению s от положения равновесия (см. рис.2).
АВ2 = АСАD
s2 = 2lh, h
=
Тогда скорости шаров:
=
,
=
,
=
6. Вычислите импульсы шаров до и после
взаимодействия.
Рис.2
7. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:
m1, кг |
m2, кг |
h,м |
t,с |
l0,м |
s0,м |
s1,м |
s2,м |
υ0, м/с |
υ1,м/с |
υ2,м/с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Δl,м |
Δt,с |
Δs,м |
|
p0,
кг |
p1,
кг |
p2, кг |
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Определите максимальные погрешности измерения импульсов шаров по формулам:
εp = , Δp = εp
9. Сделайте вывод о выполнении закона сохранения импульса в данном случае.
Приложение 3.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
3. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.
4. Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.
3. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу или не соблюдал требований безопасности труда.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.