Лабораторная работа по физике в 10 классе по теме «Исследование упругого и неупругого столкновений тел».
Оценка 4.6

Лабораторная работа по физике в 10 классе по теме «Исследование упругого и неупругого столкновений тел».

Оценка 4.6
docx
31.01.2020
Лабораторная работа по физике в 10 классе  по теме «Исследование упругого и неупругого столкновений тел».
л.р. АУУ и АНУ.docx

Предмет: физика.

Класс: 10

УМК: Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А.Парфентьевой. 19-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 366с.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Лабораторная работа №3 по теме «Исследование упругого и неупругого столкновений тел».

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 7

Место урока в системе уроков по теме: урок 2 из 7 уроков, отведенных на изучение раздела «Законы сохранения в механике».

Цель урока: сформулировать понятие абсолютно упругого и абсолютно неупругого удара;  экспериментально подтвердить закон сохранения количества движения.

Задачи урока:

·         Образовательные: способствовать формированию понятий упругого и неупругого удара; умению определять погрешности величин при их измерении.  

·         Развивающие: способствовать развитию у учащихся грамотной физической речи, мышления (умения обобщать и систематизировать, строить аналогии); развивать интерес к предмету; формировать умения анализировать, сравнивать (упругий и неупругий удар) и прогнозировать поведение системы тел.

·         Воспитательные: способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности при выполнении записей в тетрадях, умению работать с лабораторным оборудованием.

Планируемые результаты:

·         Знать  смысл понятий упругого и неупругого столкновений тел, правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием; способы измерения соответствующих физических величин,  способы вычисления абсолютной и относительной погрешности прямых измерений.

  • Уметь выдвигать собственные способы решения проблемы; самостоятельно собирать и настраивать установки для выполнения опытов по схемам или рисункам; выполнять наблюдения, опыты, прямые и косвенные измерения; вычислять абсолютную и относительную погрешность;  анализировать полученные результаты и делать выводы; составлять отчет о проделанной работе.

 

Техническое обеспечение урока: штатив, весы с разновесами, линейка, 2 стальных шара разной массы и 1 пластилиновый шар на длинных подвесах.

 

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: раздаточный материал с описанием хода выполнения лабораторной работы, https://ege.sdamgia.ru/

Содержание  урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Организационный

момент.

 

Учитель приветствует класс.

Определяет готовность класса к учебным занятиям.

 

Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места к учебному занятию.

Проверка домашнего задания

Давайте поговорим о том, какие физические величины и понятия мы узнали на прошлом занятии.

1.       Фронтальный вопрос:

·          Что называют импульсом тела? Импульсом силы?

·          Какие силы называют внешними (внутренними)?

·          Какую систему тел называют замкнутой?

·          Сформулируйте закон сохранения импульса. Каковы границы применимости данного закона?

·          Приведите примеры проявления закона сохранения импульса в природе и технике.

·          Какое движение называют реактивным?

 

2.       Двое учащихся у доски выполняют решение заданий по раздаточному материалу (приложение 1) с последующей проверкой.

 

3.       Заслушивание 1-2 сообщений, подготовленных учащимися.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решают задачи с комментированием действий.

 

Зачитывают сообщения.

Актуализация знаний.

 

Учитель задает вопрос о важности данного явления в природе и технике.

 

Учитель подчеркивает, что взаимодействие молекул тоже подчиняется закону сохранения импульса,  и об этом пойдет речь в дальнейшем при изучении темы МКТ.

 

Учащиеся рассуждают и приводят примеры: спорт (бокс, футбол, бильярд), оружие, транспорт (аварии на дорогах), техника (забивание гвоздей, удар молота по наковальне), молекулы газов.

Изучение нового материала.

Демонстрация:

·          Столкновение стальных шаров

·          Столкновение стального и пластилинового шара.

Вопросы:

-         Выполняется ли закон сохранения импульса в каждом случае?

-         Почему каждую из систем можно назвать замкнутой?

-         Чем различаются ситуации?

 Вводится  понятие абсолютно упругого и неупругого удара.

Абсолютно упругий удар – это столкновения тел, в результате которого деформация тел оказывается обратимой (т.е. исчезает после прекращения взаимодействия). На доске выполняется рисунок:

Делаем вывод: в результате центрального упругого удара двух шаров одинаковой массы они обмениваются скоростями: первый шар останавливается, второй приходит в движение со скоростью, равной скорости первого шара.

Абсолютно  неупругий удар - столкновение двух тел, в результате которого они  движутся дальше как одно целое.

Обсуждается вопрос: можно ли поймать рукой летящую пулю и положить её в карман? (Важен не только правильный ответ, но и пояснения к ответу). На доске выполняется рисунок:

На доске выполняется рисунок

С какой скоростью движутся после неупругого соударения два шара ( по сравнению с начальной скоростью первого шара)?

 

 

Проблемные вопросы:

-         При каком столкновении больше разрушений:  упругом или неупругом?

-         Почему при упругом нецентральном соударении двух шаров одинаковой массы они всегда разлетаются под прямым углом друг к другу?

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Записывают определение, приводят примеры.

 

 

 

 

 

 

 

Вместе с учителем подводят итог.

 

 

 

Записывают  определение, приводят примеры.

Рассуждают.

 

 

 

 

 

После неупругого соударения два шара движутся как одно целое со скоростью, меньшей скорости первого шара до соударения.

Высказывают свои предположения.

 

 

Выполнение лабораторной работы учащимися.

Ну а теперь вам предстоит самостоятельно проверить выполнение закона сохранения импульса.

Вспомним правила техники безапасности при работе с лабораторным оборудованием.

 

Совместное составление  плана работы. 

 

 

 

По очереди называют основные правила работы с оборудованием.

Выполнение в парах лабораторной работы по описанию (приложение 2).

Каждой паре учащихся выдается свой вариант выполнения работы (для упругого или неупругого соударения).

 

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ответьте на вопросы:

-             Чем отличается упругое столкновение от неупругого?

-         Чему вы научились на уроке?

 

Учитель подводит итоги работы,  выставляет оценки.

 

Обобщают полученные знания; дают оценку своей деятельности на уроке.

 

Домашнее задание.

·         Повторить параграф 39-41

·         Составить и решить 2 задачи по теме «Закон сохранения импульса и ПДД».

Записывают домашнее задание в дневник.

Знакомятся с объемом домашнего задания.

Слушают комментарии учителя.  Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

https://phys-ege.sdamgia.ru/get_file?id=106Карточка №1.

1. Два тела дви­жут­ся по вза­им­но пер­пен­ди­ку­ляр­ным пе­ре­се­ка­ю­щим­ся пря­мым, как по­ка­за­но на ри­сун­ке. Мо­дуль им­пуль­са пер­во­го тела равен 3кгм/с, а вто­ро­го тела равен 4 кгм/с . Чему равен мо­дуль им­пуль­са си­сте­мы этих тел после их аб­со­лют­но не­упру­го­го удара?

 

 

2. Тело дви­жет­ся пря­мо­ли­ней­но. Под дей­стви­ем по­сто­ян­ной силы ве­ли­чи­ной 4 Н им­пульс тела за    2 с уве­ли­чил­ся и стал равен  20 кгм/с.  Определите пер­во­на­чаль­ный им­пульс тела.

 

https://phys-ege.sdamgia.ru/get_file?id=106Карточка №2 (для более подготовленного ученика).

1. По глад­кой го­ри­зон­таль­ной плос­ко­сти по осям x и y дви­жут­ся две шайбы с им­пуль­са­ми, равны­ми по мо­ду­лю  p1 = 2 кгм/с и p2 = 3,5 кгм/с , как по­ка­за­но на ри­сун­ке. После со­уда­ре­ния вто­рая шайба про­дол­жа­ет дви­гать­ся по оси y в преж­нем на­прав­ле­нии с им­пуль­сом, рав­ным по мо­ду­лю p3 = 2 кгм/с . Най­ди­те мо­дуль им­пуль­са пер­вой шайбы после удара.

 

2.  Папа, обу­чая де­воч­ку ка­тать­ся на конь­ках, сколь­зит с ней по льду со ско­ро­стью 4 м/с. В некото­рый мо­мент он ак­ку­рат­но тол­ка­ет де­воч­ку в на­прав­ле­нии дви­же­ния. Ско­рость де­воч­ки при этом воз­рас­та­ет до 6 м/с. Масса де­воч­ки 20 кг, а папы 80 кг. Ка­ко­ва ско­рость папы после толч­ка? Тре­ние конь­ков о лед не учи­ты­вай­те.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

ХОД РАБОТЫ.

1.    Определите массу двух свинцовых шаров (вариант №1) или свинцового и пластилинового шаров (вариант №2) на весах и измерьте  длину их подвеса.

2.     Соберите установку по рис.1

3.    Отведите больший шар на 5-7см (s0) в

     сторону и отпустите его, произведя центральный

     удар по другому шару. Заметьте

     максимальные отклонения шаров после

     удара s1 и s2.

4.    Определите скорости шаров до и после

     удара:    υ =

 

                                                                                                                                                       

Рис. 1

 

5. Высоту подъема шара определите по максимальному отклонению s от положения  равновесия (см. рис.2).

АВ2 = АСАD

      s2 = 2lh,  h =

Тогда скорости шаров:

=,     =,         =

     

6.      Вычислите импульсы шаров до и после     

           взаимодействия.

 

 

                       Рис.2

 

7. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:

m1, кг

m2, кг

h,м

t,с

l0

s0

s1

s2

υ0, м/с

υ1,м/с

υ2,м/с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

, кг

Δl

Δt,с

Δs

, м/с

p0, кгм/с

p1, кгм/с

p2, кгм/с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Определите максимальные погрешности измерения импульсов шаров по формулам:

 

    εp =  ,     Δp = εp 

 

9. Сделайте вывод о выполнении закона сохранения импульса в данном случае.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1.    Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

2.    Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты  провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

3.    Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

4.    Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

5.    Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.    Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

 

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1.    Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2.    Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.

3.    Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

 

Оценка «3» ставится, если ученик:

1.    Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2.    Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3.    Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);

4.    Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

 

Оценка «2» ставится, если ученик:

1.    Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2.    Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3.    В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки,  отмеченные в требованиях к оценке «3».

4.    Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

 

            Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу или не соблюдал требований безопасности труда.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Предмет: физика. Класс: 10

Предмет: физика. Класс: 10

Проверка домашнего задания Давайте поговорим о том, какие физические величины и понятия мы узнали на прошлом занятии

Проверка домашнего задания Давайте поговорим о том, какие физические величины и понятия мы узнали на прошлом занятии

На доске выполняется рисунок:

На доске выполняется рисунок:

Выполнение лабораторной работы учащимися

Выполнение лабораторной работы учащимися

Приложение 1. Карточка №1. 1

Приложение 1. Карточка №1. 1

Приложение 2. ХОД РАБОТЫ. 1

Приложение 2. ХОД РАБОТЫ. 1

Приложение 3. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов

Приложение 3. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов

Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,…

Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020